Научная статья на тему 'Повышение престижа педагогического образования'

Повышение престижа педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3024
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соломин Валерий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение престижа педагогического образования»

ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

В. П. Соломин

ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Последнее время в России реформы в образовании оказались в зоне особенно пристального внимания, став одновременно как предметом широкого общественного обсуждения, острой полемики и жесткой критики, так и объектом особой заботы руководства страны. Не осталось в стороне и профессиональное педагогическое образование: в условиях новых «вызовов времени», появления нестандартных ситуаций необходимо понимание сути современных реалий и его роли. Только на основе такого понимания можно определять векторы его развития. Как отмечал С. П. Капица: «Образование — это индустрия, направленная в будущее».

В связи с глобальными экономическими и социальными изменениями проблема модернизации образования приобретает мировой характер. Зачастую это весьма болезненный и даже разрушительный процесс, однако без модернизации невозможно решить задачи, которые стоят перед любой страной, выбравшей путь инновационного развития.

Сегодня подлинная модернизация состоит не в том, чтобы догнать и воспроизвести определенный (современный) уровень организации образования лидеров, а в том, чтобы освоить инновационные механизмы развития производства и общества в целом, включая систему образования. Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Важнейший вектор модернизации должен быть ориентирован на придание высшему образованию не только «горизонтального» (сугубо утилитарного смысла), но и «вертикального» — его культурно-философского смысла. Эти два плана модернизации должны находиться в состоянии баланса, который и является фактором, обеспечивающим социализацию молодежи и воспроизводство — развитие человеческого капитала.

Чтобы понять механизмы создания эффективных систем образования, следует задаться вопросами: что объединяет лучшие системы образования вне зависимости от культурного и социального контекста? Где на самом деле следует искать коренные различия между эффективными и неэффективными образовательными системами?

Многочисленные исследования показали, что эти различия, в первую очередь, связаны с качеством подготовки учителей. В зарубежных системах образования существует несколько ключевых направлений решения этой проблемы.

Во-первых, создание эффективных механизмов привлечения к педагогической деятельности талантливой молодежи, тщательного отбора кандидатов для обучения про-

фессии учителя, совершенствование системы аттестации педагогических кадров. Системы отбора для обучения педагогической профессии во многих странах предполагают не только проверку знаний абитуриентов, но и тестирование языковой и математической грамотности, коммуникативных навыков и навыков межличностного взаимодействия, а также диагностирование готовности учиться и мотивации учить. Во-вторых, огромное значение имеет выбор модели реализации образовательных программ подготовки педагогов. В мире сосуществуют две модели педагогического образования: последовательная, когда будущий специалист сначала получает общее образование, на которое затем надстраивается собственно педагогическая подготовка; и синхронная, когда первоначально проводится отбор непосредственно на профессию учителя, а подготовка осуществляется одновременно и в области предмета, и в области педагогических компетенций. Результаты анализа показывают, что в большинстве стран мира реализуется последовательная модель. Однако самые эффективные системы образования выбирают синхронную модель подготовки педагогов. Но делают они это лишь в том случае, если созданы действенные механизмы повышения привлекательности педагогической профессии и прямого государственного контроля над поступлением, закрывая доступ в педагогические вузы немотивированным и откровенно слабым абитуриентам.

В целях повышения качества подготовки педагогов выработка практических навыков работы в школе начинется с ранних этапов педагогического образования. При этом подготовка учителей перенесена из учебной аудитории в школьные классы, что позволяет будущим учителям овладеть профессиональными навыками непосредственно на рабочем месте. Такая организационная структура обеспечивает тесную связь между содержанием программы обучения будущих педагогов и реалиями школы и дает факультетам дополнительные возможности адаптировать свои программы с учетом наблюдений, сделанных во время практики студентов. Мировой опыт убедительно свидетельствует, что только выстраивание целостной цепочки: тщательный, регулируемый отбор — основательная фундаментальная психолого-педагогическая подготовка, выраженная практическая направленность обучения и тесная связь со школьной жизнью, могут привести к системному эффекту в процессах модернизации педагогического образования. Плюс, конечно, повышение социального статуса и престижности педагогической профессии, которая поддерживается социальным пакетом и размером заработной платы.

Что же сегодня недостает российскому педагогическому образованию? Где существуют наиболее проблемные области, а где позиции отечественного образования достаточно сильны?

Как известно, Президент Российской Федерации В. В. Путин назвал повышение квалификации и социального статуса педагогов ключевыми вопросами государственной политики в ближайшие годы. И в этом направлении действительно есть прогресс. Далеко не все проблемы еще решены, но было бы наивным ожидать чуда за столь короткий отрезок времени. Следует признать, что вопросы обеспечения достойной жизни учителей и создания условий для их работы и профессионального роста перешли из разряда политических лозунгов в плоскость последовательно осуществляемых на федеральном уровне практических действий. Теперь многое будет зависеть от того, насколько перспективной и реалистичной будет программа развития педагогического образования в стране.

Как бы критично не отзывались о российском педагогическом образовании в обществе, оно всегда выполняло свои социальные функции и отличалось фундаментальностью и практической направленностью, высоким уровнем подготовки специалистов, мастеров своего дела. Сегодня профессиональное поле педагогической деятельности существенно усложнилось и расширилось. Педагогические вузы осуществляют подготовку кадров не только для системы общего и дошкольного образования, но и для си-

стемы профессионального образования (от начального до высшего), дополнительного образования, для других областей социальной сферы (социальные работники, специалисты и консультанты центров психологической помощи, реабилитационных центров и пр.). Поэтому сегодня и спектр подготовки выпускников педагогического вуза чрезвычайно широк. Это не только учителя, это и менеджеры образования, социальные педагоги и психологи, специалисты по работе с людьми с ограниченными возможностями, экономисты и юристы для сферы образования и многие другие. Все чаще слушателями профессионально-педагогических программ становятся преподаватели вузов. Миссия школьного учителя и преподавателя вуза одна — это подготовка человека к новому этапу его жизни. С каждым годом возрастает число преподавателей, в разные годы пришедших в профессию из других сфер деятельности и теперь желающих получить педагогическое образование.

Заметим, что речь идет о профессиональном педагогическом образовании, а не о предметном обучении. Сегодня активно обсуждается идея подготовки педагогов в классических университетах по западному образцу, когда собственно педагогическая составляющая осваивается студентами после основной предметной подготовки. Такой опыт имеет право на жизнь. Но и в западных университетах эта подготовка осуществляется преимущественно на педагогических факультетах с давней историей, традицией. Возможна ли такая схема в наших условиях? Каким образом будет реализована модель последовательного обучения — сначала предметная подготовка на факультете классического университета, затем, после специального отбора, специальная психолого-педагогическая на педагогическом факультете? И какой классический университет будет выпускать воспитателей для дошкольных учреждений или специалистов по дополнительному образованию детей и воспитательной работе с ними? Эффективность именно педагогического образования сегодня заключается в том, что подавляющее большинство студентов уже в процессе учебы находят для себя сферу профессиональной деятельности, имеющей педагогическое измерение, то есть работу с людьми разных возрастов. Заканчивая вуз, большинство вчерашних студентов уже являются сотрудниками учреждений системы образования разного уровня — дошкольных учреждений и школ, центров оценки качества образования и центров социальной помощи, информационных и методических центров.

Что касается практической направленности педагогического образования, то оно определяется взаимодействием педагогических вузов и образовательных учреждений общего и дошкольного образования. Направлений и форм такого взаимодействия за всю историю их тесного сотрудничества сложилось немало. Это и организация практик студентов, и сопровождение карьеры выпускников, включая повышение квалификации, различные виды информационной и методической поддержки, совместные проекты, экспертная деятельность и участие в процедурах аттестации, проведение конкурсов педагогического мастерства, организация довузовской подготовки и различных форм работы с талантливыми детьми и многое другое. Разрушение или реконструкция этих связей чревато серьезными рисками. Очевидно, что созрела необходимость серьезного анализа и придания данному взаимодействию нового импульса развития. Речь идет о повышении эффективности сотрудничества, вовлечении в него новых социальных партнеров, развитии инновационных форм взаимодействия.

Новой формой практической подготовки студентов к педагогической деятельности выступает, например, так называемая «альтернативная практика», реализуемая в рамках проекта «Школа будущего». Альтернативная практика, объединяющая идеи индивидуализированных форм обучения школьников и студентов с сетевой формой взаимодействия и осуществляемая в рамках сетевого взаимодействия педагогических вузов и школ университетского округа, — это способ вовлечения студентов в инновационную деятельность непосредственно в школах. Студент, который прошел такую практи-

ку, по окончании вуза уже имеет опыт проектной работы и участия в инновационной деятельности школ. Он лучше понимает свою роль и место в инновационной системе образования, а школа имеет возможность лучше познакомиться с будущими работниками и выбрать лучших из них. Важную роль в профессиональной подготовке педагогов играет и сама среда вуза: как правило, она насыщена новыми социокультурными практиками, ориентированными на социальную миссию педагогического вуза. Например, в пространстве Герценовского университета реализуется большое количество проектов, в которых принимают участие школьники, учителя, родители, люди разных возрастов, социальных положений, профессий и т. д. Эта деятельностная среда — часть профессионального становления и мировоззренческого опыта будущего педагога. Несомненно, реструктуризация и обновление педагогического образования необходимы, мы хотим лишь подчеркнуть, российская система профессионального педагогического образования имеет и внутренний потенциал для развития и совершенствования.

Совершенствование педагогического образования — проблема не сегодняшнего дня. Еще в 2007 году наш педагогический университет выиграл конкурс инновационных программ и успешно реализовал программу в течение двух лет. Затем была победа в конкурсе программ стратегического развития и ее реализация, что явилось для нас следующей ступенью развития вузовского менеджмента и человеческих ресурсов. Конкурсные механизмы поддержки программ развития имеют огромное значение в обновлении вузовского мышления и деятельности. Образование есть важнейший фактор развития человеческого капитала страны.

ЮНЕСКО, по словам его Генерального директора Ирины Боковой, признает способность образования изменять жизни людей и содействовать построению более устойчивых, мирных и процветающих обществ. По ее мнению, совершенствование образования является не только нашим моральным долгом, но и самым лучшим вложением, которое могут сделать государства для построения стабильного общества равных возможностей. При этом педагогам отводится основополагающая роль в процессах изменений в сфере образования. Педагогические университеты и крупные центры подготовки педагогических кадров, которая осуществляется на основе масштабных исследований, должны быть в этих процессах ключевым звеном.

Российские педагогические университеты являются по большей части преемниками созданных еще в Советском Союзе педагогических институтов. Так, первый педагогический институт был открыт в Петербурге еще в начале XIX века. Поэтому педагогические университеты сегодня — это не только специализированные центры профессиональной подготовки, но и традиция отечественного образования, культуры и обширной просветительской деятельности, которая имеет большое социальное значение. Педагогическое образование отражает и выражает специфику нашего национального самосознания, его ценностный универсум и базовые константы национальной культуры. Это исключительно важная категория и сфера деятельности, влияющая на стабильность и устойчивость современного общества. Но здесь очень важно понимать и правильно соотносить историю и современность, традиции и инновации. Важно видеть и продуктивные границы традиции, за которыми располагается консерватизм, препятствующий процессу изменений и инновациям, и механизмы, которые способны процесс изменений делать непрерывным.

История Герценовского университета с его уникальным опытом, событиями, достижениями является важнейшей частью истории и современности не только Санкт-Петербурга, но и всего педагогического образования России и ее культурного наследия. Связь с традицией, ее глубиной может обеспечивать стабильное и динамичное развитие и выступать условием инноваций. Приведем всего несколько показательных примеров из истории университета, которые свидетельствуют об их инновационном характере и значении для развития педагогического образования общероссийского и мирового

уровня. И в этом качестве они не утратили ценности для нас и сегодня, имеют актуальное значение в обсуждении современных проблем и видения перспектив развития педагогического образования.

Созданный по Указу императора Павла I под покровительством императрицы Марии Федоровны в 1797 году, Герценовский университет прошел путь от Санкт-Петербургского Императорского Воспитательного дома до ведущего педагогического вуза России.

Вся деятельность Герценовского университета связана с проблемой человека, его воспитанием, образованием, социализацией, защитой перед непростым окружающим миром, поиском профессионального совершенствования. То, что сегодня считается фундаментальными основами нашего отечественного образования, начиналось в этих стенах как результат новаторских идей и их воплощения.

Педагогические принципы, которые закладывались лучшими умами ХУШ-Х1Х веков явились основанием гуманистической педагогики и были ориентированы на человека, а уникальная образовательная многопрофильность Воспитательного дома позволяла решать нестандартные задачи. В стенах нашего вуза складывался комплексный подход к феномену детства, выдвигались и осуществлялись прогрессивные идеи его охраны, были устроены первые детские ясли для присмотра за детьми, заложены основы российского дошкольного воспитания. Именно здесь впервые в России началась многопрофильная профессиональная подготовка светских учителей — воспитателей, реализовывались концепции, которые сегодня всем известны под названием непрерывного образования. В системе Императорского Воспитательного дома обеспечивалось педагогическое сопровождение ребенка от рождения до получения профессии.

В Воспитательном доме работали многопрофильные учебные классы, методические кабинеты и экспериментальные площадки в самом Петербурге и пригородах, действовала разветвленная система различных образовательных и экспериментально-практических учреждений — площадок разного уровня, закладывалась основа политехнического подхода к общему образованию.

Воспитательный дом заложил фундаментальные основы женского педагогического образования в России, подготовки педагогов для домашнего воспитания и образования. Во «французских классах» готовили гувернанток и домашних учительниц, на базе этой подготовки позднее были образованы Сиротский институт, Николаевский, а затем Императорский женский педагогический институт. Именно его структура послужила основой создания педагогического вуза университетского типа. Отметим, что сегодня тема домашнего воспитания и образования вновь становится актуальной и воспринимается как одно из направлений неформального образования.

Еще один выразительный пример. В 1806 году на базе Императорского Воспитательного дома открылось первое в России и одно из первых в Европе училище для глухонемых. Его деятельность способствовала формированию системы подготовки отечественных специалистов и созданию первых классических трудов по сурдопедагогике. Инновационный и дерзкий для своего времени эксперимент по включению людей с существенными ограничениями здоровья в систему образования предвосхитил отнюдь не маргинальные направления развития отечественного образования. Сегодня факультет коррекционной педагогики Герценовского университета широко известен и признан в мире. Система коррекционного образования, заложенная в России педагогами Герценовской научной школы, развивается в современных условиях в русле стратегии инклюзивного образования. Это является существенным вкладом в реализацию национальной образовательной политики.

Можно и дальше продолжать длинный ряд примеров, но важно подчеркнуть главное: благодаря ценным инициативам и идеям Мариинского ведомства и его Воспитательного дома в XIX — начала ХХ века в Петербурге и в России сложилась уникаль-

ная педагогическая система многопрофильных учреждений, охватывающая весь круг вопросов, связанных с рождением, дошкольным воспитанием, начальным, средним и высшим образованием, проблемами коррекционной педагогики, процессами социализации. Такую вертикально интегрированную систему можно назвать своеобразным сетевым объединением с мощной экспериментальной базой и разными видами практик. Опыт организации такой системы и сегодня оказывается весьма востребованным.

Это стало возможно благодаря блестящей плеяде ученых и педагогов-практиков, организаторов образования с широким и системным взглядом на проблемы образования и человека.

Но был еще очень важный фактор — личное покровительство и патронат императорской семьи при поддержке и содействии попечительского совета. В состав попечительского совета входили лучшие представители русской культуры, государственной элиты, которые ясно понимали, создавая прецеденты инновационной деятельности в образовании, что необходимо для устойчивого развития такого уникального учреждения, и как это может повлиять на развитие образования в стране, на ее социально-экономическое положение. На сегодняшний день мы как никогда ощущаем потребность в высшем патронате педагогического образования, ищем различные пути его поддержки и сопровождения, в том числе через попечительские советы, стратегическое партнерство.

Есть еще один важный аспект в нашей истории, на который следует обратить отдельное внимание. Фактически Императорский Воспитательный дом всегда развивался, как бы сейчас сказали, по сетевому принципу и по принципу холдинга, включающего образовательные учреждения разного уровня и типа, экспериментально-производственные базы, мастерские, хозяйствующие субъекты, попечительские советы и т. д. Безусловно, это давало колоссальный результат. Подобная интеграция обеспечивала проекцию научной мысли, теории педагогики в конкретные методики взаимодействия с воспитанниками, их апробацию в практической деятельности, а передовые идеи педагогов-новаторов сразу становились предметом научного анализа и осмысления, давая толчок к развитию педагогической теории. То, что сегодня мы называем компе-тентностно-деятельностным подходом, интеграцией образования, науки, инноваций и практики, вполне отчетливо просматривается в этой системе. Инновационное движение в системе высшего педагогического образования продолжилось и в ХХ веке. И здесь есть свои поучительные страницы. Одна из них связана с современной и актуальной проблемой реструктуризации педагогического образования, по поводу чего сегодня существуют различные, порой полярные точки зрения. В этой связи интересен пример реорганизации образовательных учреждений в Петрограде после 1917 года, когда в течение 5-7 лет произошло объединение педагогических институтов Петрограда, института дошкольного образования, института социального воспитания в объединенный институт — ЛГПИ им. А. И. Герцена. На новом историческом витке была продолжена идея многопрофильной педагогической деятельности. Это был важнейший шаг к формированию уникальной университетской структуры. Институт стал объединяющим ядром профильных учреждений города. В течение долгого времени наш вуз был единственным в стране, в котором подготовка велась по всем педагогическим специальностям. Именно это — многопрофильность, комплексность, системность — в сочетании с научными исследованиями и богатыми традициями сформировали неповторимый облик нашего вуза, позволили ему не только обеспечивать подготовку высококвалифицированных педагогов, но и активно включаться в решение сложнейших общероссийских задач в сфере образования.

Одним из первых в стране университет выступил инициатором и разработчиком уровневой системы образования, а затем начал ее внедрение в системе педагогического образования, объединив с 1992 года целый ряд педвузов в Учебно-методическое объ-

единение по направлениям педагогического образования (УМО). Это был период очень напряженной совместной работы вузов, которая продолжилась в рамках созданного сетевого консорциума «Педагогические кадры России». Сегодня стало совершенно очевидно — деятельность УМО как важнейший ресурс и инструмент развития отрасли нуждается в серьезной реорганизации. Направление реорганизации — развитие общественно-профессиональных экспертиз, которые должны охватить различные аспекты вузовской деятельности, осуществляющей подготовку педагогических кадров (экспертизы и сертификации дисциплин, программ, преподавателей, учебников и учебно-методических комплексов). В этой деятельности важна интеграция с профессиональными сообществами, такими, например, как культурологическое общество России, философское, психологическое, юридическое, а также с сообществами работодателей. В этом заключаются важные ресурсы развития. Современной России нужен педагог новой формации, который характеризуется видением человека в образовании как уникальной целостности в контексте жизненной среды и национальной культуры, и компетентностью в предмете профессиональной деятельности, стремится к профессиональному развитию, обладает креативностью.

Только такой педагог способен содействовать успешной социализации ребенка в современном обществе. Именно поэтому важно построение университета как пространства жизненного самоопределения человека во всем многообразии его проявлений в современной культурной практике.

Сегодня мы являемся свидетелями и участниками масштабных изменений, которые связаны с модернизацией и реструктуризацией образования. Широкий резонанс получил ежегодный мониторинг вузов, впервые проведенный в 2012 году, который выступил индикатором эффективности работы вузов и первым шагом к решению задачи государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы по созданию современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия. Реализация этой программы предусматривает разработку и внедрение национальной системы оценки качества образования, проведение регулярных мониторинговых исследований в образовании, расширение участия в международных сопоставительных исследованиях качества образования и создание инфраструктуры по выработке решений по повышению качества образования на основе их результатов, более активное привлечение работодателей и общественности к оценке качества образования.

Мониторинговые технологии, реализуемые Министерством образования и науки, совершенствуются год от года по всем направлениям деятельности.

Положительные эффекты их применения не вызывают сомнений. Когда выстроен рейтинг вузов по признакам эффективности или неэффективности, можно представить и общую картину, и ситуацию по регионам, отраслям, конкретным вузам, увидеть, какое место занимает то или иное учебное заведение, можно сравнивать их между собой, а также с зарубежными университетами. В этом контексте рейтинг полезен для всех: работодателей, абитуриентов, родителей, для самих вузов.

Рейтинговые процедуры являются особенно продуктивными в том случае, если они организуются и внутри вуза. В Герценовском университете с 2013 года реализуется методика ежемесячного мониторинга и комплексного рейтинга кафедр университета. Мониторинг кафедр выступает мощным инструментом совершенствования управленческой деятельности, повышения конкурентоспособности университета, развития кадрового потенциала, внедрения системы морального и материального стимулирования каждого преподавателя, вносящего вклад в упрочнение положения университета.

Очевидно, что система рейтингования/мониторинга должна еще совершенствоваться. Это касается и выбора показателей, методики их расчета, и отраслевого подхо-

да, и оценки не только вуза, но и образовательных программ, кафедр, факультетов. Цели мониторинга и управленческие решения могут быть самые разные. Главное, чтобы они сами стали инструментом эффективной политики развития образования в нашей стране. Важно понимать, что система рейтингования может быть действенным механизмом вузовского менеджмента и управления развитием высшего образования в стране. Она задает векторы развития, актуальные для государства в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Конечно, рейтингование должно учитывать специфику такой отрасли, как образование, его особую социальную функцию.

Процесс модернизации педагогического образования, в котором активно принимает участие Герценовский университет, дает значительные результаты. Прежде всего — это сохранение статуса педагогического образования как базовой концепции и ведущего инструмента государственной образовательной политики. Формы же его институа-лизации могут и должны быть разнообразными.

Вариативные сценарии модернизаци системы педагогического образования с 2013 года прорабатывала созданная Минобрнауки России рабочая группа по институциональным изменениям в педагогическом образовании, в которую вошли компетентные специалисты образования и науки, в том числе Герценовского университета, а также работодатели. Часть предложений этой рабочей группы вошла в утвержденную Правительством Российской Федерации в 2014 году комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, которая реализуется по четырем взаимосвязанным основным направлениям:

- внедрение профессионального стандарта педагога;

- модернизация педагогического образования;

- обеспечение перехода к системе эффективного контракта педагогических работников;

- повышение социального статуса и престижа профессии педагога.

РГПУ им. А. И. Герцена как признанный федеральный центр подготовки педагогических кадров активно включился в реализацию всех направлений комплексной программы, главные усилия сосредоточив на участии в проектах модернизации педагогического образования, общий замысел которых направлен на:

- повышение качества профессиональной подготовки педагогов за счет изменения ее ценностно-целевых, содержательных и технологических компонентов, усиления практической направленности;

- разработку содержания новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, предполагающих согласование результатов подготовки с требованиями профессионального стандарта и обязательное включение в процесс подготовки педагогов образовательных организаций общего и среднего профессионального образования на основе механизмов сетевого взаимодействия;

- апробацию новых моделей педагогической подготовки, в том числе расширяющих варианты «входа» в профессию, оценку ее результатов с использованием инструментов независимой экспертизы.

Вызывает оптимизм проявленная серьезная поддержка государства и общества и разработанная стратегия модернизации образовательной отрасли. Ведь любое образование должно быть эффективным, а педагогическое — особенно. Выделим еще несколько необходимых направлений этой стратегии и поддержки, не включенных в принятую комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций.

Во-первых, изменение системы отбора абитуриентов для получения педагогической профессии. Если обратиться к статистике, то в последние 20 лет педагогические вузы (в массе) относятся к группе наименее престижных по уровню баллов поступающих, по проходному баллу и т. д. Это факт, который можно объяснять многими причинами: непрестижностью учительской профессии, низкой заработной платой, высокой интенсивностью труда и т. д. Также нет барьера на пути плохо подготовленных абитуриентов, которых эти обстоятельства абсолютно не смущают, что дает основания предположить, что они не слишком и стремятся к освоению этой еще пока мало престижной профессии. Результаты трудоустройства выпускников педагогических вузов лишний раз подтверждают этот вывод.

Вместе с тем, чтобы стать квалифицированным учителем, человек должен обладать определенным набором характеристик, которые можно и нужно выявлять еще до того, как начнется подготовка к профессии учителя, а затем — должна быть особая процедура в момент допуска к работе учителя. При поступлении на программы подготовки учителя, как мы уже отмечали, в большинстве стран проверяется:

• уровень языковой и математической грамотности;

• хорошо развитые коммуникативные умения и навыки межличностного взаимодействия;

• готовность учиться и наличие мотивации учить.

Рассматривая вопрос об отборе абитуриентов в педагогические вузы, следует остановиться на выявлении при поступлении в вуз предрасположенности (ориентации) к педагогической профессии. Так, в РГПУ им. А. И. Герцена накоплен многолетний опыт проведения педагогических олимпиад школьников и признание результатов при поступлении. Эти олимпиады позволяют выявить уровень сформированности коммуникативных умений, навыков межличностного взаимодействия, готовности учиться и наличие мотивации учить. Мы готовы к возражениям оппонентов — введите такую систему отбора абитуриентов, и педагогические вузы опустеют, а проблема педагогического образования решится сама собой по причине самоликвидации отрасли. Да, так и будет, если не подкрепить систему отбора абитуриентов системой государственной поддержки (в первую очередь, материальной) тех из них, кто, несмотря на столь жесткий отбор, все-таки примет решение получать профессию педагога.

Во-вторых, чрезвычайно важно взаимодействие педагогических вузов с местным сообществом и работодателями в построении профессиональной подготовки. В России начинает складываться подобная практика социального партнерства: есть опыт проектирования стандартов профессиональной подготовки учителя с участием работодателей, создания профессиональных ассоциаций учителей, исследователей образования, взаимодействия в рамках академического сообщества. Однако эти процессы идут достаточно сложно, прежде всего, из-за различия в представлении о функциях современной профессионально-педагогической деятельности. Кроме этого, как известно в крупных городах существует проблема скрытой безработицы, когда все вакантные места в школах заняты, а на самом деле многие учителя работают на две ставки или уже давно перешагнули пенсионный возраст.

Поэтому региональные рынки труда не подают вузам внятного сигнала о реальных потребностях в педагогических кадрах. Мы солидарны с позицией замминистра образования А. Климова, который, комментируя результаты мониторинга вузов, поясняет, что предложения по результатам мониторинга должны готовиться учредителем совместно с руководством регионов. Региональные власти должны в этой ситуации ясно и однозначно ответить на вопрос, какие и сколько педагогических вузов им необходимы. Но они же должны сказать, какие им нужны педагогические работники и сколько, и где именно они планируют их готовить в ближайшей и отдаленной перспективе.

Региональные власти вместе с педагогическим сообществом должны взять на себя ответственность за судьбу педагогического образования, то есть и за будущее своих регионов.

В-третьих, важным является признание за педагогическим образованием такой функции, как сопровождение молодого учителя в первые годы (а, возможно, и не только в первые годы) его профессиональной деятельности. В мировой и отечественной системах образования накоплен большой опыт сопровождения молодого специалиста. Так, в отечественной практике широко представлены такие формы, как наставничество, организация «школ молодого учителя» и педагогических мастерских, проведение профессиональных конкурсов молодых учителей и т. д.

В-четвертых, требуется принципиально новое научно-методическое сопровождение и серьезная государственная программа повышения квалификации учителей и вузовских преподавателей. Сегодня востребована новая компетентностная модель учителя, педагога, вузовского преподавателя. Необходимо иное соотношение теории/знания и практики/практической деятельности педагога, иная модель интеграции. Поэтому повышение квалификации — одна из ключевых задач. Ее решение тесно связано с кардинальным поворотом научных исследований в междисциплинарную сферу — исследования современного человека в возрастной динамике его развития в контексте изменяющейся жизненной среды и ценностей: с реализацией технологий формирования компетенций и их конструирования, с новым типом креативного поведения.

Новые требования к педагогическим кадрам невозможно реализовать без серьезных изменений не только в содержании, но и в структуре и технологиях подготовки педагогов.

Приведенные выше размышления убеждают нас в том, что реструктуризацию педагогического образования необходимо видеть в контексте вариативных стратегий и сценариев.

Что можно предложить в этом отношении? В первую очередь, мы исходим из безусловного признания необходимости сохранения педагогического образования как самостоятельного вида профессионального образования, являющегося системообразующим для всей системы реформируемого отечественного образования. И главное, что в современном мире педагогическое профессиональное образование может быть только высшим образованием.

Кроме того, необходимо государственно-управленческое обеспечение развития педагогического образования. Государственное управление развитием системы образования представляет собой практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на систему образования путем использования государственными органами управления образованием:

• государственных образовательных стандартов;

• государственных стандартов профессиональной деятельности;

• государственных органов аттестации и аккредитации образовательных учреждений;

• государственной поддержки инновационных процессов в образовании и т. д.

Все это необходимо для сохранения в стране единого образовательного пространства.

Безусловно, в подготовке педагогических кадров необходимо самым серьезным образом учитывать специфику регионов нашей страны. Они различаются по климатическим, географическим, демографическим, социально-экономическим, этнокультурным признакам. В связи с этим представляется важной роль региональных органов управления в организации и обеспечении деятельности вузов в целях наиболее полного

учета особенностей культурного и социально-экономического развития конкретного региона в подготовке педагогических кадров.

Герценовский университет выступил с предложениями о создании многоуровневой модели системы педагогического образования. При этом на каждом уровне должны решаться свои задачи с целью обеспечения успешного функционирования следующего уровня. Модель предполагает создание федеральных педагогических университетов или центров и учреждений дополнительного образования, окружных педагогических университетов и учреждений дополнительного образования, региональных педагогических вузов.

Предложенная модель может быть построена на четком распределении ролей, задач и функций.

Минобрнауки России как государственный регулятор определяет государственную политику в области подготовки педагогических кадров, формирует портфель соответствующих задач и заказов федеральным педагогическим университетам и учреждениям дополнительного образования по разработке и обновлению государственных образовательных стандартов, созданию новых образовательных технологий, базовых учебно-методических материалов, проведению фундаментальных и прикладных исследований и опережающих экспериментов по совершенствованию системы подготовки педагогических кадров. Оно осуществляет финансирование, лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений, контроль качества образования и т. д.

Федеральные педагогические университеты и учреждения дополнительного образования должны организовывать соответствующую работу по заказу Минобрнауки России и в инициативном порядке, обеспечивая диссеминацию результатов научных исследований, методических разработок и передового педагогического опыта и их практическое использование в федеральных округах и региональных педвузах. Естественно, что федеральные педагогические университеты ведут вариативную подготовку кадров для всех уровней педагогического образования, в первую очередь, по наиболее перспективным и эксклюзивным программам. Приоритетные направления должны быть связаны с разработкой и реализацией магистерских программ, программ аспирантуры и докторантуры. Они же осуществляют подготовку управленческих кадров для системы образования. Основой такой деятельности являются комплексные научные исследования и интеграция в мировое образовательное сообщество, широкое использование сетевых технологий, ориентированных на элитные материально-технические, технологические и интеллектуальные ресурсы. На этом уровне необходимо создавать прецеденты прорывных решений и результатов.

Окружные педагогические университеты и учреждения дополнительного образования, выступая базовыми центрами подготовки учителей, могут возглавлять образовательные округа, в которые входят региональные педагогические вузы и структуры дополнительного образования. Они призваны осуществлять разработку и реализацию научно-педагогического сопровождения региональных систем образования, организовывать подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров на всех уровнях педагогического образования по заказам регионов.

Региональные педагогические вузы являются научно-методическими комплексами, включающими в свою структуру, например, педагогические колледжи и учреждения дополнительного педагогического образования. Они осуществляют адресную подготовку кадров на уровне бакалавриата (в отдельных случаях магистратуры) по заказу регионов, научно-методическое сопровождение муниципальных методических служб, образовательных центров и учреждений.

В такой системе вполне логично делить и финансовую ответственность за работу педагогических учреждений. Выполнение задач федерального уровня должно финансироваться из федерального бюджета, а вопросов, связанных с развитием регионов, — из регионального. В случае, если регион делает заказ на подготовку кадров высшей квалификации в федеральном или окружном университетах, он передает туда этот целевой заказ и соответствующее финансирование.

Вполне возможно, что в качестве педагогических вузов того или иного из предложенных уровней могут выступить и региональные классические университеты, которые проблемы подготовки педагогических кадров сделают своей основной задачей. Роль и место классических университетов в подготовке педагогических кадров следует продумывать и обсуждать особо. Здесь могут быть интересные сценарии. Сегодня одна из проблем здесь состоит в том, что большинство из них не лицензированы по педагогическим специальностям и не реализуют федеральные государственные образовательные стандарты подготовки современного педагога. Дополнительная программа, позволяющая присваивать квалификацию «преподаватель», является лишь побочной, обеспечивающей только одну педагогическую функцию — передачу научных знаний.

Следует специально подчеркнуть повышение роли дополнительного образования, особенно в случае, если основной формой массовой подготовки педагогических кадров станет бакалавриат. Внедрение модульных технологий и накопительной системы в этом случае позволит учителям-бакалаврам нарастить свой образовательный потенциал до уровня магистратуры или овладеть дополнительным профилем. Через эту систему можно также решать острейшую проблему переподготовки управленческих кадров образовательных учреждений, реализацию принципа непрерывного образования и т. д.

Внедрение многоуровневой модели системы педагогического образования предполагает, в том числе, такие ключевые направления развития, как:

• создание системы открытого мониторинга отрасли педагогического образования, центров профессионально-общественной аккредитации программ подготовки педагогов и центров сертификации специалистов образования;

• формирование интегрированных ресурсов, способствующих повышению качества педагогического образования, создание элитных ресурсов коллективного пользования;

• создание условий для развития академической мобильности и повышения привлекательности российского педагогического образования для иностранных граждан;

• совместную разработку и реализацию программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, развитие программ двойных дипломов, интеграцию в мировое образовательное пространство.

Для эффективной реструктуризации педагогического образования остро необходимы разработка нового междисциплинарного контента, объединяемого в компетент-ностые модули, новых технологий формирования компетентностей на основе деятель-ностного принципа, подготовка новых кадров. Это потребует изменения структуры повышения квалификации педагогических работников, другого его соотношения с существующими формами получения образования; поиска «прорывных» направлений подготовки; реализации концепции нового человеческого ресурса.

Движение по этим векторам позволит достичь нового результата подготовки кадров в системе педагогического образования для инновационной экономики.

Какие социальные эффекты следует ожидать?

Прежде всего, к ожидаемым социальным эффектам можно отнести: совершенствование научно- и учебно-методического обеспечения, позволяющего повысить качество подготовки педагогических кадров. Также следует ожидать повышения эконо-

мической эффективности системы педагогического образования за счет сокращения перепроизводства невостребованных педагогических кадров, быстрого реагирования на появление нового спроса и т. д.

Предложенная система будет способствовать повышению эффективности сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного вида и уровня, удовлетворению запросов региональных работодателей, повышению ответственности руководителей регионов за качество образования как важнейшего фактора успешности социально-экономического развития региона, активизации общественности (работодателей, бизнес-структур, общественных организаций, политических партий, родителей) в государственно-общественном управлении образованием. Возникнут новые модели взаимодействия между классическими и педагогическими (социально-педагогическими) университетами.

В итоге предлагаемые изменения будут способствовать развитию страны, повышению престижа педагогического образования и педагогического труда, повышению качества российского образования в целом.

Ю. Л. Мазуров

БУДУЩЕЕ, КОТОРОЕ МЫ СОЗДАЕМ: КОНФЕРЕНЦИЯ В НАГОЕ И ЕЕ ВОСПРИЯТИЕ В РОССИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение

Концепция устойчивого развития, принятая человечеством 33 года тому назад, продолжает оставаться единственной общепризнанной парадигмой мироустройства современной цивилизации. Более того, несмотря на непрекращающуюся и нередко справедливую критику, она продолжает укореняться во всем мире за счет многогранной ин-ституциализации. Одним из важнейших шагов в этом направлении стало принятие Генассамблеей ООН новой версии Целей в области устойчивого развития, рассчитанных на предстоящие 15 лет. Таким образом, в сентябре 2015 года было продемонстрировано, что свое, как минимум, среднесрочное будущее человечество видит именно в рамках концепции устойчивого развития.

В названном стратегическом документе сформулировано 17 целей, последовательность которых отражает расстановку приоритетов глобальной политики. Вполне ожидаемо, что в числе первоочередных целей названы ликвидация нищеты и голода на планете, а также обеспечение здорового образа жизни (цели 1, 2 и 3). На этом фоне впечатляет, что следующая по счету цель, то есть позиция очень высокого приоритета, относится к сфере образования: «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».

Впрочем, столь амбициозное возвышение образования до фактического статуса главного системообразующего инструмента перехода к устойчивому развитию не стало неожиданностью для тех, кто внимательно отслеживает перипетии современной политики. Основными условиями закрепления за образованием столь высокого статуса стал успех проведенного ООН в период с 2005 по 2014 год Десятилетия образования для устойчивого развития (ДОУР), итоги которого были подведены на Всемирной конференции ООН по образованию для устойчивого развития (ОУР) в Нагое в ноябре 2014 года. Сама эта конференция уже вошла в историю, а ее результаты заслуживают особого внимания как профессионалов сферы образования, так и всех тех, кто связан с проектированием будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.