УДК 796.034.2
ПОВЫШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТАКТИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОК 13-15 ЛЕТ НА ОСНОВЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ
А. В. Фоминых, М. В. Соболевская, С. Ф. Портнова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье отмечается, что использование специальных технико-тактических заданий и упражнений в учебно-тренировочном процессе повысит технико-тактическое мастерство футболисток 13—15 лет. Организация учебного процесса на основе экспериментальных заданий позволила повысить эффективность учебно-тренировочного процесса подготовки футболисток, что подтвердилось определением различий между группами по икритерию Стьюдента.
Ключевые слова: технико-тактическая подготовка, учебно-тренировочный процесс, специальные задания и упражнения, эффективность.
Формирование технико-тактического мастерства - одна из важных задач всесторонней подготовки футболисток. На всех этапах многолетней тренировки этих спортсменок идёт непрерывный процесс обучения технике и тактике, совершенствование их разносторонней физической подготовки. В возрасте 13-15 лет завершается морфофункциональное и функциональное созревание двигательного анализатора спортсмена. Поэтому в этом возрасте футболистки уже могут овладеть многими технически и тактически сложными двигательными действиями.
Под техникой подразумевается наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия, а под тактической подготовкой понимается умение, направленное на эффективное применение технических приёмов на фоне непрерывных изменений игровых условий с помощью тактических действий, которые представляют собой рациональную форму организации деятельности футболистов в игре для обеспечения победы над соперником.
Техническая и тактическая подготовленность характеризуется степенью освоения футболистками системы движений, соответствующей особенностям футбола и обеспечивающей достижение высоких спортивных результатов. Известно, что техническую подготовленность нельзя рассматривать изолированно от тактики, а следует представлять как составляющую единого целого, в котором технические решения тесно связаны с физическими, психическими, интеллектуальными, тактическими возможностями спортсмена, а также конкретными условиями внешней среды, в которых выполняется спортивное действие. Между тем многие ведущие тренеры и специалисты по футболу отмечают недостаточный уровень физической подготовки выпускниц ДЮСШ и СДЮШОР по футболу, значительное отставание их технической и тактической оснащённости от требований современного женского футбола. Одной из причин этого служит недостаточная теоретическая и методическая разработанность вопросов технико-тактической подготовки юных футболисток [1, 2]. В группах высшего спортивного совершенствования уже трудно исправлять недостатки в технико-тактической подготовке. Чем эффективнее будет выстроен учебно-тренировочный процесс обучения у девушек 13-15 лет, тем успешнее будет их подготовка, и только тогда можно будет вести борьбу за высокие результаты и достижения в футболе.
Сказанное определяет актуальность нашего исследования, обусловленного изучением способов и путей повышения показателей тактической и технической подготовки футболисток 13-15 лет на основе специально подобранных заданий и упражнений.
К 15-ти годам футболистки должны в полном объёме овладеть всем арсеналом основных технических и тактических действий. В противном случае дальнейший эффективный рост спортивного мастерства в аспекте должной подготовки к профессиональной спортивной деятельности представляется проблематичным.
Актуальность исследования предопределила цель нашей работы, заключающуюся в обосновании использования специальных заданий и упражнений в учебно-тренировочном процессе, реальным результатом которого станет повышение показателей технико-тактической подготовки футболисток 13-15 лет.
Исследования проводились в процессе учебно-тренировочных занятий по футболу на базе МБОУ ДОД «КДЮСШ» г. Абакана и «ДЮСШ» Усть-Абаканского района Республики Хакасия. В исследованиях приняли участие 20 футболисток, из которых были сформированы две группы по десять спортсменок: контрольная и экспериментальная. В контрольную группу вошли воспитанницы «ДСЮШ» Усть-Абаканского района, в экспериментальную группу - футболистки из «КДСЮШ» г. Абакана. Все футболистки одного возраста. Выбор испытуемых проводился с учётом особенностей выбранной темы исследования и поставленных задач.
Исследование проходило в три этапа; временные промежутки эксперимента: май 2012 г. - март 2013 г.
На первом этапе был определён методологический аппарат исследования, проведён теоретический анализ учебно-методической литературы по теме исследования [1, 2, 3, 4, 5 и др.].
На втором этапе проводился анализ полученных показателей технической и тактической подготовки двух исследуемых групп на начало экспериментальной работы. На этом же этапе были подобраны и внедрены в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы специальные задания и упражнения, направленные на повышение технико-тактического мастерства футболисток.
На третьем этапе проводился общий анализ полученных материалов исследования, подводились итоги экспериментальной работы и формировались практические рекомендации.
В ходе исследования для установления и обработки материалов констатирующего этапа были выявлены показатели технико-тактической подготовки, для чего нами использовались тестовые задания.
В результате проведённого тестирования на начальном этапе экспериментальной работы было выявлено, что техническая и тактическая подготовка футболисток 13-15 лет в исследуемых группах по ^критерию Стью-дента не имела достоверных различий при 5 %-ой значимости (Р), что позволяет утверждать об одинаковой технико-тактической подготовленности и соответственно о правильном формировании групп.
Для проведения экспериментальной работы по совершенствованию учебно-тренировочного процесса нами были подобраны и внедрены в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы специальные задания и упражнения [2].
Вначале приведём виды экспериментальных упражнений и заданий, направленных на повышение технического мастерства спортсменок-футболисток:
- «Ускорение и рывки с мячом»: ускорения и рывки с мячом (до 30 м), обводка препятствий (на скорость), рывки к мячу с последующим ударом по воротам - 2x10 м, 4х5 м, 4х10 м, 2х15 м и т. п.
- «Комплексные задания»: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам, выполняемые в течение 310 мин. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек и ударами по воротам с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками.
- «Обманные движения» (финты): обманные движения «уход» выпадом (умение показать туловищем движение в одну сторону, а уход с мячом в другую сторону при атаке противника спереди), «остановка» мяча ногой (выполняется рывок с мячом после замедления бега и ложной попытки остановки мяча), обманные движения, имитирующие удар по мячу ногой, уход от соперника вправо или влево и др.
В качестве экспериментальных упражнений и заданий, направленных на повышение тактического мастерства, использовались следующие:
- «Действия игрока в обороне»: индивидуальные действия в обороне, действия обороняющегося против соперника без мяча, действия обороняющегося против соперника с мячом, групповой отбор мяча у соперника, действия обороняющихся в игре в меньшинстве (квадрат 3х1, 4х1, 5х1), применение схемы 3х1 (двое игроков передают мяч друг другу, третий пытается коснуться мяча или овладеть им), упражнения в парах (один из партнёров старается с помощью ведения и финтов как можно дольше владеть мячом, другой игрок пытается отобрать мяч).
- «Действия игрока в атаке»: командное действие в атаке (позиционное нападение), использование схем 2х1, 3х1, 4х1; выход один на один с защитником, выход один на один с вратарём.
В этой группе упражнений отрабатывается и такое умение: подающий игрок, имея несколько мячей, занимает позицию на фланге; обороняющийся игрок располагается в середине штрафной площади; подающий игрок выполняет передачу так, чтобы головной игрок в колонне, сделав движение вперёд, обработал мяч и затем пробил по воротам четыре в линию.
- «Удары по воротам» и «Удары по воротам на время»: в линию ставятся от 5 до 8 мячей, нужно как можно быстрее и больше забить мячей в ворота (задание на время).
- «Удары в цель»: на стенке изображается несколько целей (круги, квадраты), занимающиеся с 6-8 метров наносят удары по неподвижному мячу с разбега, посылая его в цель на стенке.
Использование в учебно-тренировочном процессе экспериментальной группы специальных заданий и упражнений в течение семи месяцев позволило достичь положительного эффекта, что сказалось на приросте показателей технико-тактического мастерства футболисток экспериментальной группы.
Полученные результаты, подтверждающие эффективность использования специальных заданий и упражнений, представлены в таблицах 1 и 2. В первой из них приведены результаты технической подготовки, во второй
- итоги тактической подготовки, полученные на конечном этапе педагогического эксперимента.
Проанализируем результаты технической подготовки в двух исследуемых группах (табл. 1).
Таблица 1
Результаты технической подготовки после педагогического эксперимента (март 2013 г.)
№ п/п Контрольные упражнения (тесты) Группа п Х±т 5 г р
1 Тест № 1: Ведение мяча 30 м (с) ЭГ 10 4,12±0,12 0,37 0,28>0,05
КГ 10 4,15±0,08 0,24
2 Тест № 2: Удары на дальность по неподвижному мячу (м) ЭГ 10 47,4±1,94 5,84 2,38<0,05
КГ 10 41,2±1,83 5,51
3 Тест № 3: Удары в цель (кол-во раз) ЭГ 10 12,5±0,75 2,22 5,2<0,01
КГ 10 8,6±0,43 1,29
4 Тест № 4: Комплексное упражнение (с) ЭГ 10 13,82±0,20 0,61 3,26<0,01
КГ 10 14,80±0,28 0,84
Изучение полученных данных по выявлению достоверности различий между исследуемыми группами [5] говорит о том, что достоверный результат был достигнут в тестах «Удары на дальность по неподвижному мячу» при 5 % значимости (Р), а в тестах «Удары в цель» и «Комплексное упражнение» нам удалось достигнуть
различий при 1% значимости, это говорит о высокой эффективности влияния специальных заданий и упражнений на повышение технической подготовки. Данные теста «Ведение мяча 30 м» также говорят о преобладании экспериментальной группы, но, к сожалению, достоверного результата достичь не удалось. Для визуального восприятия полученные данные представим в виде диаграммы (рис. 1).
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
- ь 41,2
и
12,5 8,6 13,82 14,80
4,12 4,15 1 1 - ■ - ■-
□ экспериментальная
группа ■ контрольная группа
Тест № 1 Тест № 2 «Удары на Тест № 3 Тест № 4
«Ведение мяча» дальность по «Удары в цель» «Комплексное неподвижному упражнение»
мячу»
Рис. 1. Результаты технической подготовки в КГ и ЭГ после эксперимента
Результаты технической подготовки футболисток 13-15 лет по тесту «Ведение мяча 30 м», представленные на рисунке 1, свидетельствуют о приросте средних показателей, которые у футболисток экспериментальной группы составил 12,8 %, а у спортсменок контрольной группы - 10,5 %. Анализируя данные второго теста «Удары на дальность по неподвижному мячу», применяемого для определения технической подготовки спортсменок, отмечаем, что наибольший прирост показателей достигнут в экспериментальной группе, составивший здесь 22,1 %, а в контрольной - только 4,5 %. Сопоставление данных теста «Удар в цель» показывает, что у экспериментальной группы прирост показателей составляет 28,8 %, а у футболисток контрольной группы прироста получить не удалось, у них он составил 0 %. По тесту «Комплексное упражнение» прирост в экспериментальной группе составил 7,3 %, в контрольной группе удалось получить лишь 0,2 % повышения показателей.
Таким образом, полученные результаты позволяют судить об эффективности использования в тренировочном процессе специальных заданий и упражнений, направленных на развитие технического мастерства. В частности, убедительно свидетельствует об этом наибольший прирост показателей, достигнутый в экспериментальной группе.
Рассмотрим полученные результаты проявления тактической подготовки футболисток по завершении экспериментальной работы (табл. 2).
Таблица 2
Результаты тактической подготовки после педагогического эксперимента (март 2013 г.)
№ п/п Контрольные упражнения (тесты) Группа п Х±т 5 t Р
1 Тест № 1: «Отними мяч». ЭГ 10 3,7 ± 0,21 0,64 2,14 < 0,05
КГ 10 3,4 ± 0,32 0,97
2 Тест № 2: «Пробей». ЭГ 10 3,4 ± 0,21 0,64 2,14 < 0,05
КГ 10 3,1 ± 0,32 0,97
3 Тест № 3: «Быстро в цель» ЭГ 10 3,7 ± 0,32 0,97 2,33 < 0,05
КГ 10 3,0 ± 0,21 0,64
4 Тест № 4: «Кто быстрее» ЭГ 10 3,7 ± 0,32 0,97 2,33 < 0,05
КГ 10 3,0 ± 0,21 0,64
Анализируя полученные данные, представленные в таблице 2, видим, что при определении достоверности различий тактической подготовки после эксперимента нами выявлены различия между средними арифметическими значениями, полученными в ходе экспериментальной работы; эти показатели считаются достоверными во всех тестовых заданиях при 5 % значимости (Р) [5]. Следовательно, есть достаточно оснований утверждать о том, что внедрение в учебно-тренировочный процесс специальных заданий и упражнений эффективно воздействует на развитие тактической подготовки футболисток 13-15 лет. Для визуального сравнения рассмотрим полученные результаты проявления тактической подготовки в виде диаграммы (рис. 2).
Анализ показателей тактической подготовки футболисток в тесте «Отними мяч» свидетельствует о приросте данных показателей в экспериментальной группе, который составил 31,1 %, в то время как в контрольной -
всего 21,4 %. В тестовом задании «Пробей» прирост в контрольной группе составляет 14,8 % , а в экспериментальной - 25,9 %. В третьем тесте «Быстро в цель» прирост в экспериментальной группе составил 48 %, а в контрольной - лишь 7,1 %. Анализ последнего контрольного теста «Кто быстрее» показывает, что в контрольной группе прирост составляет только 15,3 %, а в экспериментальной группе удалось достичь прироста, равного 42,3 %.
4 3,5 3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
□ экспериментальная группа
контрольная группа
Тест № 1 «Отними Тест № 2 «Пробей» Тест № 3 «Быстро в мяч» цель»
Тест № 4 «Кто быстрее»
Рис. 2. Результаты тактической подготовки в группах после педагогического эксперимента у футболисток 13-15 лет
Полученные результаты тактической подготовки демонстрируют, что наибольший прирост показателей достигнут в экспериментальной группе. Значит, можно говорить о том, что внедрение в учебно-тренировочный процесс подготовки футболисток рассматриваемой возрастной группы специальных заданий и упражнений позволило повысить показатели тактического мастерства, подтвердив свою эффективность (в свою очередь это подтверждает эффективность использованной в ходе эксперимента методики).
Данные, полученные по итогам проведённой экспериментальной работы в контрольной и экспериментальной группах спортсменок-футболисток, свидетельствуют о достижении достоверной разницы различий между группами как в тестовых заданиях технической направленности («Удары на дальность по неподвижному мячу», «Удары в цель», «Комплексное упражнение») так и в тестовых заданиях тактической направленности («Отними мяч», «Пробей», «Быстро в цель», «Кто быстрее»).
Результаты, полученные в ходе проведения педагогического эксперимента, позволяют утверждать, что цель исследования нами достигнута, поставленные задачи решены, рабочая гипотеза о том, что внедрение в учебно-тренировочный процесс специальных заданий и упражнений позволит повысить показатели технической и тактической подготовки у футболисток 13-15 лет, подтверждена.
Результаты выполнения контрольных тестовых заданий, направленных на выявление степени технической и тактической подготовки футболисток контрольной и экспериментальной групп, продемонстрировали достоверную разницу различий при 5 %, а в некоторых тестах и при 1 % значимости (Р). Это означает, что положительных результатов по повышению технико-тактического мастерства возможно добиться в 95 % случаев.
Таким образом, итоги проведённого исследования позволяют считать, что внедрение специальных заданий и упражнений, предназначенных для повышения технико-тактического мастерства футболисток 13-15 лет, положительно сказывается на учебно-тренировочном процессе и может служить базой для результативной подготовки футболисток указанной возрастной группы.
Эффективность экспериментальной работы подтверждается также спортивными достижениями, в частности, команда КДЮСШ г. Абакана, в которую вошли спортсменки экспериментальной группы, заняла высшую турнирную позицию на Первенстве Хакасии по футболу среди женских команд сезона-2013 в данной возрастной группе.
Материалы проведённого исследования могут быть использованы тренерами-преподавателями, учителями физической культуры при организации учебно-тренировочного процесса в спортивных секциях, клубах и детско-юношеских спортивных школах с целью повышения эффективности и совершенствования процесса обучения, направленного на повышение технико-тактического мастерства футболисток.
Библиографический список
1. Бен Лакреш Жамиль Эддин. Техника ведения мяча футболистами разного возраста и методические приёмы её совершенствования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бен Лакреш Жамиль Эддин. - М., 2004.
2. Вотик, Яромир. Зависимость эффективности игровой деятельности от уровня развития быстроты у юных футболистов различных возрастных групп: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Яромир Вотик. - СПб., 2005.
3. Адель Масуд Омар Сайд. Контроль и оценка быстроты и точности решения тактических задач футболистами разного возраста и квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Адель Масуд Омар Сайд. - М., 2004.
4. Блащак, И. М. Точность ударов по воротам в соревнованиях и тренировках футболистов и факторы, её определяющие: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. М. Блащак. - М., 2001.
5. Кузнецов, А. А. Футбол: настольная книга детского тренера / А. А. Кузнецов. - М.: ПРОФИЗДАТ, 2011. - 402 с.
© Фоминых А. В., Соболевская М. В., Портнова С. Ф., 2013