Научная статья на тему 'Повышение показателей тактической и технической подготовки футболисток 13–15 лет на основе специальных заданий и упражнений'

Повышение показателей тактической и технической подготовки футболисток 13–15 лет на основе специальных заданий и упражнений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / TEACHING AND TRAINING PROCESS / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ / SPECIAL TASKS AND EXERCISES / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фоминых Александр Викторович, Соболевская Милана Вячеславовна, Портнова Светлана Фёдоровна

В статье отмечается, что использование специальных технико-тактических заданий и упражнений в учебно-тренировочном процессе повысит технико-тактическое мастерство футболисток 13–15 лет. Организация учебного процесса на основе экспериментальных заданий позволила повысить эффективность учебно-тренировочного процесса подготовки футболисток, что подтвердилось определением различий между группами по t-критерию Стьюдента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фоминых Александр Викторович, Соболевская Милана Вячеславовна, Портнова Светлана Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Raising Indices of the Tactical and Technical Training of 13–15 Years Old Female Footballers by Means of Special Tasks and Exercises

The article touches upon the usage of special technical and tactical tasks and exercises in teaching and training process which is expected to improve technical and tactical skills of the female footballers aged 13–15. The organization of the teaching process on the basis of the experimental tasks has allowed to improve the efficiency of the teaching and training process of the training of female footballers. It has definitely confirmed the difference between groups according to Student’s t-criterion.

Текст научной работы на тему «Повышение показателей тактической и технической подготовки футболисток 13–15 лет на основе специальных заданий и упражнений»

УДК 796.034.2

ПОВЫШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТАКТИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОК 13-15 ЛЕТ НА ОСНОВЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ

А. В. Фоминых, М. В. Соболевская, С. Ф. Портнова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье отмечается, что использование специальных технико-тактических заданий и упражнений в учебно-тренировочном процессе повысит технико-тактическое мастерство футболисток 13—15 лет. Организация учебного процесса на основе экспериментальных заданий позволила повысить эффективность учебно-тренировочного процесса подготовки футболисток, что подтвердилось определением различий между группами по икритерию Стьюдента.

Ключевые слова: технико-тактическая подготовка, учебно-тренировочный процесс, специальные задания и упражнения, эффективность.

Формирование технико-тактического мастерства - одна из важных задач всесторонней подготовки футболисток. На всех этапах многолетней тренировки этих спортсменок идёт непрерывный процесс обучения технике и тактике, совершенствование их разносторонней физической подготовки. В возрасте 13-15 лет завершается морфофункциональное и функциональное созревание двигательного анализатора спортсмена. Поэтому в этом возрасте футболистки уже могут овладеть многими технически и тактически сложными двигательными действиями.

Под техникой подразумевается наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия, а под тактической подготовкой понимается умение, направленное на эффективное применение технических приёмов на фоне непрерывных изменений игровых условий с помощью тактических действий, которые представляют собой рациональную форму организации деятельности футболистов в игре для обеспечения победы над соперником.

Техническая и тактическая подготовленность характеризуется степенью освоения футболистками системы движений, соответствующей особенностям футбола и обеспечивающей достижение высоких спортивных результатов. Известно, что техническую подготовленность нельзя рассматривать изолированно от тактики, а следует представлять как составляющую единого целого, в котором технические решения тесно связаны с физическими, психическими, интеллектуальными, тактическими возможностями спортсмена, а также конкретными условиями внешней среды, в которых выполняется спортивное действие. Между тем многие ведущие тренеры и специалисты по футболу отмечают недостаточный уровень физической подготовки выпускниц ДЮСШ и СДЮШОР по футболу, значительное отставание их технической и тактической оснащённости от требований современного женского футбола. Одной из причин этого служит недостаточная теоретическая и методическая разработанность вопросов технико-тактической подготовки юных футболисток [1, 2]. В группах высшего спортивного совершенствования уже трудно исправлять недостатки в технико-тактической подготовке. Чем эффективнее будет выстроен учебно-тренировочный процесс обучения у девушек 13-15 лет, тем успешнее будет их подготовка, и только тогда можно будет вести борьбу за высокие результаты и достижения в футболе.

Сказанное определяет актуальность нашего исследования, обусловленного изучением способов и путей повышения показателей тактической и технической подготовки футболисток 13-15 лет на основе специально подобранных заданий и упражнений.

К 15-ти годам футболистки должны в полном объёме овладеть всем арсеналом основных технических и тактических действий. В противном случае дальнейший эффективный рост спортивного мастерства в аспекте должной подготовки к профессиональной спортивной деятельности представляется проблематичным.

Актуальность исследования предопределила цель нашей работы, заключающуюся в обосновании использования специальных заданий и упражнений в учебно-тренировочном процессе, реальным результатом которого станет повышение показателей технико-тактической подготовки футболисток 13-15 лет.

Исследования проводились в процессе учебно-тренировочных занятий по футболу на базе МБОУ ДОД «КДЮСШ» г. Абакана и «ДЮСШ» Усть-Абаканского района Республики Хакасия. В исследованиях приняли участие 20 футболисток, из которых были сформированы две группы по десять спортсменок: контрольная и экспериментальная. В контрольную группу вошли воспитанницы «ДСЮШ» Усть-Абаканского района, в экспериментальную группу - футболистки из «КДСЮШ» г. Абакана. Все футболистки одного возраста. Выбор испытуемых проводился с учётом особенностей выбранной темы исследования и поставленных задач.

Исследование проходило в три этапа; временные промежутки эксперимента: май 2012 г. - март 2013 г.

На первом этапе был определён методологический аппарат исследования, проведён теоретический анализ учебно-методической литературы по теме исследования [1, 2, 3, 4, 5 и др.].

На втором этапе проводился анализ полученных показателей технической и тактической подготовки двух исследуемых групп на начало экспериментальной работы. На этом же этапе были подобраны и внедрены в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы специальные задания и упражнения, направленные на повышение технико-тактического мастерства футболисток.

На третьем этапе проводился общий анализ полученных материалов исследования, подводились итоги экспериментальной работы и формировались практические рекомендации.

В ходе исследования для установления и обработки материалов констатирующего этапа были выявлены показатели технико-тактической подготовки, для чего нами использовались тестовые задания.

В результате проведённого тестирования на начальном этапе экспериментальной работы было выявлено, что техническая и тактическая подготовка футболисток 13-15 лет в исследуемых группах по ^критерию Стью-дента не имела достоверных различий при 5 %-ой значимости (Р), что позволяет утверждать об одинаковой технико-тактической подготовленности и соответственно о правильном формировании групп.

Для проведения экспериментальной работы по совершенствованию учебно-тренировочного процесса нами были подобраны и внедрены в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы специальные задания и упражнения [2].

Вначале приведём виды экспериментальных упражнений и заданий, направленных на повышение технического мастерства спортсменок-футболисток:

- «Ускорение и рывки с мячом»: ускорения и рывки с мячом (до 30 м), обводка препятствий (на скорость), рывки к мячу с последующим ударом по воротам - 2x10 м, 4х5 м, 4х10 м, 2х15 м и т. п.

- «Комплексные задания»: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам, выполняемые в течение 310 мин. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек и ударами по воротам с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками.

- «Обманные движения» (финты): обманные движения «уход» выпадом (умение показать туловищем движение в одну сторону, а уход с мячом в другую сторону при атаке противника спереди), «остановка» мяча ногой (выполняется рывок с мячом после замедления бега и ложной попытки остановки мяча), обманные движения, имитирующие удар по мячу ногой, уход от соперника вправо или влево и др.

В качестве экспериментальных упражнений и заданий, направленных на повышение тактического мастерства, использовались следующие:

- «Действия игрока в обороне»: индивидуальные действия в обороне, действия обороняющегося против соперника без мяча, действия обороняющегося против соперника с мячом, групповой отбор мяча у соперника, действия обороняющихся в игре в меньшинстве (квадрат 3х1, 4х1, 5х1), применение схемы 3х1 (двое игроков передают мяч друг другу, третий пытается коснуться мяча или овладеть им), упражнения в парах (один из партнёров старается с помощью ведения и финтов как можно дольше владеть мячом, другой игрок пытается отобрать мяч).

- «Действия игрока в атаке»: командное действие в атаке (позиционное нападение), использование схем 2х1, 3х1, 4х1; выход один на один с защитником, выход один на один с вратарём.

В этой группе упражнений отрабатывается и такое умение: подающий игрок, имея несколько мячей, занимает позицию на фланге; обороняющийся игрок располагается в середине штрафной площади; подающий игрок выполняет передачу так, чтобы головной игрок в колонне, сделав движение вперёд, обработал мяч и затем пробил по воротам четыре в линию.

- «Удары по воротам» и «Удары по воротам на время»: в линию ставятся от 5 до 8 мячей, нужно как можно быстрее и больше забить мячей в ворота (задание на время).

- «Удары в цель»: на стенке изображается несколько целей (круги, квадраты), занимающиеся с 6-8 метров наносят удары по неподвижному мячу с разбега, посылая его в цель на стенке.

Использование в учебно-тренировочном процессе экспериментальной группы специальных заданий и упражнений в течение семи месяцев позволило достичь положительного эффекта, что сказалось на приросте показателей технико-тактического мастерства футболисток экспериментальной группы.

Полученные результаты, подтверждающие эффективность использования специальных заданий и упражнений, представлены в таблицах 1 и 2. В первой из них приведены результаты технической подготовки, во второй

- итоги тактической подготовки, полученные на конечном этапе педагогического эксперимента.

Проанализируем результаты технической подготовки в двух исследуемых группах (табл. 1).

Таблица 1

Результаты технической подготовки после педагогического эксперимента (март 2013 г.)

№ п/п Контрольные упражнения (тесты) Группа п Х±т 5 г р

1 Тест № 1: Ведение мяча 30 м (с) ЭГ 10 4,12±0,12 0,37 0,28>0,05

КГ 10 4,15±0,08 0,24

2 Тест № 2: Удары на дальность по неподвижному мячу (м) ЭГ 10 47,4±1,94 5,84 2,38<0,05

КГ 10 41,2±1,83 5,51

3 Тест № 3: Удары в цель (кол-во раз) ЭГ 10 12,5±0,75 2,22 5,2<0,01

КГ 10 8,6±0,43 1,29

4 Тест № 4: Комплексное упражнение (с) ЭГ 10 13,82±0,20 0,61 3,26<0,01

КГ 10 14,80±0,28 0,84

Изучение полученных данных по выявлению достоверности различий между исследуемыми группами [5] говорит о том, что достоверный результат был достигнут в тестах «Удары на дальность по неподвижному мячу» при 5 % значимости (Р), а в тестах «Удары в цель» и «Комплексное упражнение» нам удалось достигнуть

различий при 1% значимости, это говорит о высокой эффективности влияния специальных заданий и упражнений на повышение технической подготовки. Данные теста «Ведение мяча 30 м» также говорят о преобладании экспериментальной группы, но, к сожалению, достоверного результата достичь не удалось. Для визуального восприятия полученные данные представим в виде диаграммы (рис. 1).

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

- ь 41,2

и

12,5 8,6 13,82 14,80

4,12 4,15 1 1 - ■ - ■-

□ экспериментальная

группа ■ контрольная группа

Тест № 1 Тест № 2 «Удары на Тест № 3 Тест № 4

«Ведение мяча» дальность по «Удары в цель» «Комплексное неподвижному упражнение»

мячу»

Рис. 1. Результаты технической подготовки в КГ и ЭГ после эксперимента

Результаты технической подготовки футболисток 13-15 лет по тесту «Ведение мяча 30 м», представленные на рисунке 1, свидетельствуют о приросте средних показателей, которые у футболисток экспериментальной группы составил 12,8 %, а у спортсменок контрольной группы - 10,5 %. Анализируя данные второго теста «Удары на дальность по неподвижному мячу», применяемого для определения технической подготовки спортсменок, отмечаем, что наибольший прирост показателей достигнут в экспериментальной группе, составивший здесь 22,1 %, а в контрольной - только 4,5 %. Сопоставление данных теста «Удар в цель» показывает, что у экспериментальной группы прирост показателей составляет 28,8 %, а у футболисток контрольной группы прироста получить не удалось, у них он составил 0 %. По тесту «Комплексное упражнение» прирост в экспериментальной группе составил 7,3 %, в контрольной группе удалось получить лишь 0,2 % повышения показателей.

Таким образом, полученные результаты позволяют судить об эффективности использования в тренировочном процессе специальных заданий и упражнений, направленных на развитие технического мастерства. В частности, убедительно свидетельствует об этом наибольший прирост показателей, достигнутый в экспериментальной группе.

Рассмотрим полученные результаты проявления тактической подготовки футболисток по завершении экспериментальной работы (табл. 2).

Таблица 2

Результаты тактической подготовки после педагогического эксперимента (март 2013 г.)

№ п/п Контрольные упражнения (тесты) Группа п Х±т 5 t Р

1 Тест № 1: «Отними мяч». ЭГ 10 3,7 ± 0,21 0,64 2,14 < 0,05

КГ 10 3,4 ± 0,32 0,97

2 Тест № 2: «Пробей». ЭГ 10 3,4 ± 0,21 0,64 2,14 < 0,05

КГ 10 3,1 ± 0,32 0,97

3 Тест № 3: «Быстро в цель» ЭГ 10 3,7 ± 0,32 0,97 2,33 < 0,05

КГ 10 3,0 ± 0,21 0,64

4 Тест № 4: «Кто быстрее» ЭГ 10 3,7 ± 0,32 0,97 2,33 < 0,05

КГ 10 3,0 ± 0,21 0,64

Анализируя полученные данные, представленные в таблице 2, видим, что при определении достоверности различий тактической подготовки после эксперимента нами выявлены различия между средними арифметическими значениями, полученными в ходе экспериментальной работы; эти показатели считаются достоверными во всех тестовых заданиях при 5 % значимости (Р) [5]. Следовательно, есть достаточно оснований утверждать о том, что внедрение в учебно-тренировочный процесс специальных заданий и упражнений эффективно воздействует на развитие тактической подготовки футболисток 13-15 лет. Для визуального сравнения рассмотрим полученные результаты проявления тактической подготовки в виде диаграммы (рис. 2).

Анализ показателей тактической подготовки футболисток в тесте «Отними мяч» свидетельствует о приросте данных показателей в экспериментальной группе, который составил 31,1 %, в то время как в контрольной -

всего 21,4 %. В тестовом задании «Пробей» прирост в контрольной группе составляет 14,8 % , а в экспериментальной - 25,9 %. В третьем тесте «Быстро в цель» прирост в экспериментальной группе составил 48 %, а в контрольной - лишь 7,1 %. Анализ последнего контрольного теста «Кто быстрее» показывает, что в контрольной группе прирост составляет только 15,3 %, а в экспериментальной группе удалось достичь прироста, равного 42,3 %.

4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

□ экспериментальная группа

контрольная группа

Тест № 1 «Отними Тест № 2 «Пробей» Тест № 3 «Быстро в мяч» цель»

Тест № 4 «Кто быстрее»

Рис. 2. Результаты тактической подготовки в группах после педагогического эксперимента у футболисток 13-15 лет

Полученные результаты тактической подготовки демонстрируют, что наибольший прирост показателей достигнут в экспериментальной группе. Значит, можно говорить о том, что внедрение в учебно-тренировочный процесс подготовки футболисток рассматриваемой возрастной группы специальных заданий и упражнений позволило повысить показатели тактического мастерства, подтвердив свою эффективность (в свою очередь это подтверждает эффективность использованной в ходе эксперимента методики).

Данные, полученные по итогам проведённой экспериментальной работы в контрольной и экспериментальной группах спортсменок-футболисток, свидетельствуют о достижении достоверной разницы различий между группами как в тестовых заданиях технической направленности («Удары на дальность по неподвижному мячу», «Удары в цель», «Комплексное упражнение») так и в тестовых заданиях тактической направленности («Отними мяч», «Пробей», «Быстро в цель», «Кто быстрее»).

Результаты, полученные в ходе проведения педагогического эксперимента, позволяют утверждать, что цель исследования нами достигнута, поставленные задачи решены, рабочая гипотеза о том, что внедрение в учебно-тренировочный процесс специальных заданий и упражнений позволит повысить показатели технической и тактической подготовки у футболисток 13-15 лет, подтверждена.

Результаты выполнения контрольных тестовых заданий, направленных на выявление степени технической и тактической подготовки футболисток контрольной и экспериментальной групп, продемонстрировали достоверную разницу различий при 5 %, а в некоторых тестах и при 1 % значимости (Р). Это означает, что положительных результатов по повышению технико-тактического мастерства возможно добиться в 95 % случаев.

Таким образом, итоги проведённого исследования позволяют считать, что внедрение специальных заданий и упражнений, предназначенных для повышения технико-тактического мастерства футболисток 13-15 лет, положительно сказывается на учебно-тренировочном процессе и может служить базой для результативной подготовки футболисток указанной возрастной группы.

Эффективность экспериментальной работы подтверждается также спортивными достижениями, в частности, команда КДЮСШ г. Абакана, в которую вошли спортсменки экспериментальной группы, заняла высшую турнирную позицию на Первенстве Хакасии по футболу среди женских команд сезона-2013 в данной возрастной группе.

Материалы проведённого исследования могут быть использованы тренерами-преподавателями, учителями физической культуры при организации учебно-тренировочного процесса в спортивных секциях, клубах и детско-юношеских спортивных школах с целью повышения эффективности и совершенствования процесса обучения, направленного на повышение технико-тактического мастерства футболисток.

Библиографический список

1. Бен Лакреш Жамиль Эддин. Техника ведения мяча футболистами разного возраста и методические приёмы её совершенствования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бен Лакреш Жамиль Эддин. - М., 2004.

2. Вотик, Яромир. Зависимость эффективности игровой деятельности от уровня развития быстроты у юных футболистов различных возрастных групп: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Яромир Вотик. - СПб., 2005.

3. Адель Масуд Омар Сайд. Контроль и оценка быстроты и точности решения тактических задач футболистами разного возраста и квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Адель Масуд Омар Сайд. - М., 2004.

4. Блащак, И. М. Точность ударов по воротам в соревнованиях и тренировках футболистов и факторы, её определяющие: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. М. Блащак. - М., 2001.

5. Кузнецов, А. А. Футбол: настольная книга детского тренера / А. А. Кузнецов. - М.: ПРОФИЗДАТ, 2011. - 402 с.

© Фоминых А. В., Соболевская М. В., Портнова С. Ф., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.