Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ'

ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Видревич М.Б., Первухина И.В.

В статье рассмотрены проблемы педагогической компетентности преподавателей высшей школы. При реформировании системы подготовки/переподготовки профессорско-преподавательского состава можно использовать опыт европейских университетов, который необходимо трансформировать с учетом российской специфики и реалий. Крайне важно, чтобы эта трансформация не привела к потере сущностной составляющей, т.к. система перестает работать, если из нее удалить важные звенья. Цель работы определить проблемы в педагогической подготовке преподавательских кадров высшей школы России и предложить рекомендации для разработки системы её устойчивого функционирования на основе преподавательского опыта лучших университетов Европы и применения современных инновационных подходов к реализации высшего образования. На основании опыта реализации проекта Эразмус+ показано, что результатом переподготовки преподавателей должны стать знание современной педагогической практики и основных системных принципов педагогической культуры, освоение новых подходов к разработке учебных программ и учебных планов, современных методик преподавания, основ психологии. Это даст возможность преподавателю использовать в учебном процессе инновационные стратегии и обновленное содержание, соответствовать изменяющейся учебной среде и даст возможность готовить выпускников, которые будут отвечать потребностям рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCING TEACHING PRACTICE IN THE HIGHER SCHOOL INSTITUTIONS OF RUSSIA

The article overviews the challenges of academic staff pedagogical competence. Reforms in the system of teachers’ training / retraining can be based on using best practices of European universities, which should be tailored to Russian specifics and realities. It is extremely important that this transformation does not lead to the loss of the most essential component, as the system stops functioning if important links are removed from it. The purpose of the paper is to identify challenges in the system of continuous professional development in Russian higher education institutions and offer recommendations for its sustainable development based on the teaching experience of the best universities in Europe and the use of modern innovative approaches to the implementation of teaching and learning. The implementation of the Erasmus + project showed that the outcomes of teachers’ professional development should be knowledge of modern pedagogical practices and systemic principles of the pedagogical culture, mastering of new approaches to the curriculum design, modern teaching methods, and principles of psychology. This will enable educators to use innovative strategies and updated content in the teaching-learning process, respond to the changing learning environment, and provide an opportunity to prepare graduates who will be in demand and employable in the labor market.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ»

УДК 378.126

Повышение педагогической компетентности преподавателей высшей школы России

Enhancing teaching practice in the higher school institutions of Russia

Видревич М.Б., ФГБОУ «Уральский государственный экономический университет», mbv@usue. ru

Первухина И.В., ФГБОУ «Уральский государственный экономический университет», ivp@usue.ru

Vidrevich M., Ural State University of Economics, mbv@usue.ru Pervukhina I., Ural State University of Economics, ivp@usue.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.006

Ключевые слова: высшая школа, повышение качества высшего образования, повышение педагогической квалификации, инновационные подходы в обучении, востребованность выпускников на рынке труда.

Keywords: higher school, enhancing quality of higher education, continuous professional development, innovative approaches to teaching, graduates' employability.

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы педагогической компетентности преподавателей высшей школы. При реформировании системы подготовки/переподготовки профессорско-преподавательского состава можно использовать опыт европейских университетов, который необходимо трансформировать с учетом российской специфики и реалий. Крайне важно, чтобы эта трансформация не привела к потере сущностной составляющей, т.к. система перестает работать, если из нее удалить важные звенья. Цель работы -определить проблемы в педагогической подготовке преподавательских кадров высшей школы России и предложить рекомендации для разработки системы её устойчивого функционирования на основе преподавательского опыта лучших университетов Европы и применения современных инновационных подходов к реализации высшего образования. На основании опыта реализации проекта Эразмус+ показано, что результатом переподготовки преподавателей должны стать знание современной педагогической практики и основных системных принципов педагогической культуры, освоение новых подходов к разработке учебных программ и учебных планов, современных методик преподавания, основ психологии. Это даст возможность преподавателю использовать в учебном процессе инновационные стратегии и обновленное содержание, соответствовать изменяющейся учебной среде и даст возможность готовить выпускников, которые будут отвечать потребностям рынка труда.

Abstract. The article overviews the challenges of academic staffpedagogical competence. Reforms in the system of teachers' training / retraining can be based on using best practices of European universities, which should be tailored to Russian specifics and realities. It is extremely important that this transformation does not lead to the loss of the most essential component, as the system stops functioning if important links are removed from it. The purpose of the paper is to identify challenges in the system of continuous professional development in Russian higher education institutions and offer recommendations for its sustainable development based on the teaching experience of the best universities in Europe and the use of modern innovative approaches to the implementation of teaching and learning. The implementation of the Erasmus + project showed that the outcomes of teachers' professional development should be knowledge of modern pedagogical practices and systemic principles of the pedagogical culture, mastering of new approaches to the curriculum design, modern teaching methods, and principles of psychology. This will enable educators to use innovative strategies and updated content in the teaching-learning process, respond to the changing learning environment, and provide an opportunity to prepare graduates who will be in demand and employable in the labor market.

Введение. Конкурентоспособность общества и обеспечивает благополучие его

государства играет ключевую роль в развитии индивидуумов, поэтому задача её повышения

является приоритетной. Конкурентоспособность государства определяется его способностью предложить товары и услуги, а также институты и механизмы их развития, отвечающие международным стандартам, требованиям и ожиданиям [1], и зависит от природного и человеческого потенциала [2]. В современных реалиях именно человеческий потенциал, включающий такие компоненты как компетентность работника, уровень его образования, творческие возможности индивида, условия для их использования и воплощения, является основным фактором экономического развития [3, с.258-265.], определяющим его направление и динамику [4], генератором стоимости и инструментом привлечения инвестиций.

Модернизация системы высшего образования в России направлена на решение именно перечисленных выше проблем. Центральной фигурой при этом должен стать преподаватель, так как его профессиональные (методические, педагогические, психологические) компетенции, личностные качества являются одним из основных факторов, обеспечивающих качество образования.

Необходимость реформирования системы подготовки/ переподготовки профессорско-преподавательского состава (III 1С) для российского высшего образования (ВО) связана в первую очередь с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС) 3++, в которых кардинально изменены ориентиры отечественной системы образования со знаний, умений и навыков на компетенции (способность на основе умения, знаний и практического опыта успешно решать профессиональные задачи). Более того, высококачественная профессиональная подача материала является необходимым условием качественного ВО и конкурентоспособности вуза. Законодательство в сфере образования России требует, чтобы преподаватели, у которых отсутствует педагогическое образование, повышали квалификацию по теории и практике преподавания, включая передовые методы обучения и педагогику. Эффективное обучение и повышение квалификации (ПК) позволяет преподавателям адаптироваться к динамичным изменениями в высшем образовании и справляться с различными возникающими социально-экономическими условиями

(например, пандемия СОУГО-19).

При реформировании системы

подготовки/переподготовки ППС целесообразно

использовать опыт европейских университетов, который необходимо трансформировать с учетом российской специфики и реалий. Крайне важно, чтобы это не привело к потере сущностной составляющей, т.к. система перестает работать, если из нее удалить важные звенья.

Цель настоящей работы - определить проблемы в педагогической подготовке преподавательских кадров высшей школы России и предложить рекомендации для разработки системы её устойчивого функционирования на основе преподавательского опыта лучшего международного опыта и применения современных инновационных подходов к реализации высшего образования.

Методология исследования.

Методологическая база основана на системном подходе, включающем общенаучные методы (дедукция, индукция, обобщение, сравнительный анализ и др.). Также использована интегрированная исследовательская модель, основанная на междисплинарном подходе. Принимается во внимание взаимное влияние институциональной реформы высшего образования (макроуровень) и индивидуально-педагогического подхода преподавателя к процессу преподавания и обучения (микроуровень).

Результаты исследования. Мониторинг деятельности преподавателей вузов [5] выявил недооценку ими значимости методической подготовки и владения педагогическими технологиями, низкий уровень знаний по психологии студентов. Ранее нами [6] было показано, что ППС вузов чаще всего не имеет специальной педагогической и психологической подготовки, или она была получена давно. Молодые преподаватели - это, как правило, собственные выпускники, не имеют педагогического образования, поэтому на этапе профессиональной адаптации они сталкиваются со значительными трудностями, продолжают играть уже устаревшую роль транслятора знаний, следуя той модели, к которой привыкли, будучи студентами. В федеральных государственных образовательных стандартах последнего поколения 3++ выдвигается требование привлечения к учебному процессу специалистов-практиков, которые, как правило, также не имеют педагогических компетенций.

Научно-методические подходы решения проблемы формирования профессиональной педагогической компетентности

преподавательского состава вуза, не имеющих базового педагогического образования, достаточно подробно отражены в отечественной

литературе [7-9], однако вузовские реалии сегодня существенно отличаются от «красивой картинки». Несмотря на то, что университеты предлагают различные формы и виды повышения квалификации преподавателей, подход к повышению педагогического мастерства зачастую достаточно формален и сводится либо к чисто педагогическим проблемам, либо к рассмотрению инновационных образовательных технологий без обсуждения вопроса о том, что именно дает их использование для формирования результатов обучения.

Ответственность преподавателя состоит в том, чтобы предоставить студентам некоторые знания, сформировать компетенции и использовать для этого соответствующие методы обучения, а также дать студентам возможность развивать свои способности и навыки, которые могут быть полезны в будущем.

Преподаватели должны уметь формировать компетенции будущего, такие как:

- способность мотивировать студентов к приобретению навыков критического мышления, решения проблем и принятия решений;

- использование партисипативных форм обучения;

- ведение групповой работы;

- проведение эффективных презентаций;

- использование технологий электронного обучения;

- поиск и анализ современных ресурсов и разработка учебных материалов на их основе;

- построение индивидуальных исследовательских траекторий для магистрантов и докторантов:

- умение разрешать конфликты;

- развитие лидерских качеств, навыков самоменеджмента, межкультурной коммуникации.

Изменение ориентиров отечественной системы образования на формирование результатов обучения, которые в отечественных регламентирующих документах называются компетенциями, требует от преподавателя не только широкого использования активных и, в первую очередь, интерактивных форм обучения, ориентированных на активность студентов и взаимодействие с преподавателем и друг с другом, а содержания образования, которое будет обеспечивать формирование этих результатов; педагогов, которые будет способны обеспечить формирование результатов обучения; использования методов преподавания, обучения и оценивания, адекватных образовательным результатам. В частности, это могут быть мастер-

классы, ситуационный анализ, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, круглый стол и др. [10]. Они содействуют эффективному усвоению учебных материалов, формируют модели поведения, обеспечивают высокую мотивацию, командный дух и свободу слова, стимулируют интерес к профессии. Главное - это то, чтобы технологии не были только ради самих технологий. Роль преподавателя при этом существенно меняется. Он выступает в роли организатора процесса, фасилитатора, генератора инициативы студентов (преподавание). К сожалению, в большинстве российских вузов, за редким исключением ведущих

высокорейтинговых университетов, например, потенциал информационно-коммуникационных технологий в области преподавания и обучения в значительной степени не реализован в силу того, что существует значительный разрыв между институциональными стратегическими

амбициями о внедрении электронного обучения и реальностью, с которой сталкиваются преподаватели. Более того, отсутствие интеграции на уровне учебной программы означает, что информационно-

коммуникационные технологии являются всего лишь дополнением курса [11].

Следовательно, современный преподаватель в совершенстве должен владеть:

- компетентностно-ориентированным подходом образования, результатом которого является не сумма знаний, а способности к обучению и действиям в различных проблемных ситуациях;

- интерактивными методами обучения, адекватно используемыми для достижения определенных результатов обучения, и ориентированными на широкое взаимодействие студентов как с преподавателем, так и друг с другом;

- умением работать со студентами в рамках индивидуального учебного плана.

А это означает, что он должен быть как предметным специалистом, чтобы иметь базу для качественной передачи студенту

образовательного контента, так и владеть современными подходами по формированию компетенций выпускника, которые будут обеспечивать его востребованность на рынке труда. Все это может быть достигнуто путем модернизации системы повышения

квалификации преподавателей вузов и введением в нее достаточно объемной педагогической и психологической составляющих

Критерием оценки эффективности системы повышения педагогической подготовки является

положительная динамика развития

профессиональной компетентности педагога. Отсюда вытекает необходимость использования форм повышения квалификации,

ориентированных не на процесс и объем, а на результат, максимально эффективных, мобильных, быстро реагирующих на потребности образования [12].

Задача формирования у преподавателя устойчивой мотивации повышения

педагогической подготовки может быть решена реализацией возможности определения самим слушателем своих профессиональных проблем, содержания процесса и методов переподготовки, её комфортным графиком.

Базой компетентностно-ориентированных форм повышения квалификации педагога должны стать образовательные программы различной направленности, составленные по модульному принципу. Подобный подход позволяет оперативно менять содержание образовательных программ в соответствии с изменениями, происходящими в науке, профессионально-педагогической деятельности, внедрять пионерские методы и технологии обучения. Конструирование программ из вариативных модулей при наличии накопительной системы позволяет переходить на более высокий уровень их освоения.

На наш взгляд, в крупных университетах, целесообразно сосредоточить работу по непрерывному повышению педагогического уровня профессорско-преподавательского состава университета в специализированном Центре подготовки и обучения (ЦПО), созданных на основе передовых практик и методиках преподавания, педагогической психологии.

Основные задачи ЦПО - создание комфортной среды обучения для профессионального развития профессорско-преподавательского состава, педагогическая подготовка аспирантов и магистрантов, которым необходима преподавательская практика, внедрение образовательных и педагогических стратегий, поддержание инновационных методов и изменений в преподавании и обучении и, как следствие, повышение качества образования в рамках всего университета.

Основой работы ЦПО будут:

Дидактическое пособие для поставщиков педагогических услуг, содержащее обзор наиболее важных типов современных дидактических стратегий обучения, их генезиса с предметно-прикладными примерами применения, набор профессиональных руководств, новых инструментов обучения, методологий и

педагогических подходов, включая результаты обучения, практику и смешанные курсы.

Модульные учебные программы повышения педагогической квалификации, основанные на современных научных подходах, и нацеленные на профессиональное развитие преподавателей высшей школы, освоение которых позволит преподавателям систематически улучшать свои педагогические компетенции и повысит рейтинг образовательных технологий.

Результатом переподготовки преподавателя должны стать знание современной педагогической практики и основных системных принципов педагогической культуры, освоение новых подходов к разработке учебных программ и учебных планов, современных методик преподавания, обучения и оценивания; основ психологии. Это даст возможность преподавателю использовать в учебном процессе инновационные стратегии и обновленное содержание, соответствовать изменяющейся учебной среде и, как следствие, готовить выпускников, которые будут отвечать потребностям рынка труда.

Большую роль в этом процессе сыграл проект Эразмус+ ENTEP «Повышение педагогической квалификации преподавателей вузов», в рамках которого была разработана и внедрена стройная система повышения педагогической

квалификации преподавателей вузов [13]. Реализованный в 2017-2021 гг. проект, был направлен на налаживание сотрудничества и обмен передовым опытом преподавания между европейскими, российскими и китайскими университетами с целью модернизации вузов стран-партнеров программы Erasmus+. Основная цель проекта - создать систему устойчивого профессионального развития преподавателей высшей школы стран-партнеров, основанную на лучших педагогических практиках стран-участниц программы Erasmus+ и оснащенную современными инновационными методиками обучения и педагогическими подходами.

Одним из результатов реализации проекта ЕШБР для Уральского государственного экономического университета (У рГЭУ) стало как раз создание Центра повышения педагогической квалификации преподавателей (Центр). Командой Центра разработаны модули и содержание программ повышения квалификации преподавателей (ПППК) и проведена их апробация.

Остановимся детальнее на разработанной и внедрённой в вузе современной модульной учебной программе. Программа состоит из семи модулей.

Целью программы является обеспечение преподавателей методологической поддержкой и дидактическими материалами обучения и последующего применения, а также вооружение преподавателей самыми современными подходами и технологиями преподавания, обучения и оценивания.

Чтобы адаптироваться к изменяющейся учебной среде, преподаватели университетов смогут применять современные принципы педагогики, для разработки учебных планов и программ, основанных на результатах обучения, современных методологий и психологию. Это даст возможность готовить специалистов, которые будут соответствовать потребностям рынка труда.

Для достижения целей программы решены следующие академические задачи:

Задача 1: определить роль федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в организации и реализации обучения в российских вузах.

Задача 2: определить роль профессионального сообщества в подготовке востребованных рынком труда выпускников.

Задача 3: изучить элементы обеспечения качества образования и варианты их реализации в образовательных стандартах.

Задача 4: реализовать подход к преподаванию, обучению и оцениванию, основанный на результатах обучения (компетентностный подход).

Задача 5: согласовать содержание учебной программы с целями и задачами и философией обучения.

Задача 6: ознакомить преподавателей с принципами обучения, основанного на исследованиях.

Задача 7: вооружить преподавателей инструментами для интеграции преподавания, основанного на исследованиях, в процесс преподавания и обучения.

Задача 8: вооружить слушателей разнообразными инструментами оценивания и различными формами обратной связи.

Задача 9: научить ППС использованию партисипативных форм обучения.

Задача 10: изучить возможности активного вовлечения студентов процесс обучения.

Перечисленные задачи были реализованы модулях ПППК.

Модуль 1. Образовательные стандарты и качество образования:

- роль государственных образовательных стандартов в разработке образовательных программ: федеральных образовательных

стандартов, профессиональных стандартов и других нормативных документов, содержащих требования к качеству образовательных программ;

- роль профессиональных сообществ в разработке и обеспечении стандартов качества образования.

Модуль 2. Результаты обучения как основа для разработки программы:

- принципы и правила разработки учебного плана (последовательности модулей);

- структура образовательной программы.

Модуль 3. Результаты обучения как основа

для разработки модуля (программы дисциплины):

- значение модуля (дисциплины) в структуре программы;

- принципы и правила разработки модуля (дисциплины) во взаимосвязи с другими модулями (дисциплинами) образовательной программы;

- описание модуля для ознакомления с ним студентов.

Модуль 4. Современные технологии преподавания и обучения, оценивание результатов обучения и обратная связь:

- результаты обучения как основа для преподавания, обучения и оценивания;

- технологии обучения;

- методы оценивания;

- обоснование шкал оценивания;

- обратная связь (групповая и индивидуальная).

Модуль 5. Преподавание и обучение, основанные на исследованиях:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- принципы и методы;

- вовлечение студентов в исследования.

Модуль 6. Поддержка, вовлечение и

мотивация студентов:

- способы вовлечения и мотивации студентов на занятиях;

- способы вовлечения и мотивации студентов во время самостоятельной работы;

- виды поддержки интереса студентов к обучению и особенности их применения.

Модуль 7. Самооценка, оценка качества программ и модулей, улучшение качества преподавания:

- техники самооценки;

- оценка студентов;

- критерии оценки качества программы, модуля, курса;

- как улучшить преподавание на основании результатов самооценки и оценки студентов.

В УрГЭУ в рамках проекта ENTEP был создан Центр повышения педагогической

квалификации педагогов и реализована программа повышения квалификации в разных вариантах. Преподаватели имели возможность накапливать модули и получать документы об образовании различного качества, в зависимости от количества изученных модулей. Всего в программе участвовало более 200 педагогов УрГЭУ и других вузов Екатеринбурга и партнерских университетов Узбекистана и Казахстана.

В процессе проведения реализации программы проводился регулярный мониторинг эффективности обучения преподавателей путем анкетирования. По результатам анкетирования 210 участников можно заключить:

- от 75 до 98% педагогов (в зависимости от модуля) считают тренинг полезным; выбор тем актуальным и удовлетворяющим их потребности.

- 95% преподавателей оценили разработанные учебные материалы как очень полезные. Так, наибольший интерес вызвали такие темы, как обзор электронных инструментов поддержания интерактивности во время обучения онлайн; подробная постановка проблем межкультурного и инклюзивного образования: региональные университеты в России только начинают сталкиваться с такими вопросами, поэтому это было оценено как определенная работа на опережение. Из рассмотренных техник наибольший интерес вызвало использование программы Slido (slido.com).

- 20% сразу по окончании программы применили результаты на практике. Особенно это относилось к проверке восприятия информации во время семинаров, мотивированию, вовлечению аудитории и удержанию ее внимания; было отмечено, что информация воспринимается гораздо легче, если слушатели участвуют в ее создании.

- 82% участников отметили, что несомненным достоинством проведённого курса обучения стало обсуждение опыта работы во время пандемии. Отмечена важность не только технических моментов организации процесса обучения, но и психологических - понимания того, что с аналогичными проблемами столкнулись преподаватели из других стран: поддержка друг друга делает работу с этими проблемами гораздо легче.

Однако 15% опрошенных участников отметили, что программа повышения квалификации должна быть еще более ориентированной на практику, с большим количеством мастер-классов и тренингов, чтобы иметь возможность применять изученные техники в реальных условиях контактной работы.

Заключение. Разработка и внедрение инновационной для российской системы ВО системы повышения педагогической

квалификации преподавателей вузов являются инновационными для России, а в особенности для региональных вузов. Предложенная система впервые позволила сформировать компетенции преподавателя, связанные с осознанным применением ФГОС последнего поколения на практике. Так, руководство университета и преподаватели поняли, каким образом обеспечивается качество образования и востребованность выпускников на рынке труда (в частности, применение адекватных результатам обучения содержания, методов преподавания, обучения и оценивания, технологий, мотивирования и вовлеченности студентов, использования современных подходов и т.п.).

Авторами настоящей работы не только была разработана программа ПК, но перед европейскими партнерами, которые участвовали в ее реализации, была поставлена развернутая задача, связанная с потребностями конкретно региональных вузов; составлены опросники и проведен анализ откликов участников программы. Также в рамках реализации проекта ЕЖЪР авторы статьи принимали участие в разработке методического руководства для преподавателей.

Результаты проведенного исследования станут базой для дальнейшего развития системы ПК в УрГЭУ. Так, в 2022-2023 учебном году планируется:

- обучение новых преподавателей и преподавателей магистерской программы 2022-2023 учебного года на английском языке (примерно 20 - 25 человек в год).

- Подготовка молодых преподавателей, в том числе и других вузов города Екатеринбурга (примерно 20 человек в год).

- Обучение преподавателей в университетах-партнерах Узбекистана и Беларуси (примерно 20 - 40 человек).

- Изучение рынка профессиональной подготовки и повышения педагогической квалификации в бывших советских республиках.

- Включение модулей по педагогике и психологии в магистерские программы УрГЭУ (в рамках профильных курсов и практик): количество обучающихся определяется учебным планом, но не менее 40 человек в год).

- Включение модулей по педагогике и психологии в аспирантские программы УрГЭУ (3 - 5 человек в год).

Также предполагается работа Центра по вовлечению студентов:

- Совместно со Студенческим научным обществом поиск талантливых студентов 1 - 2 курсов, планирующих продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре.

- Работа со студентами старших курсов бакалавриата: за каждым студентом закрепляется научный руководитель (тьютор) из состава сотрудников центра. Тьютор помогает студенту в планировании и подготовке научных публикаций и заявок на гранты (3 студента).

- Разработка и реализация единого модуля по академическим исследованиям для магистрантов; по психологии и педагогике - для аспирантов с упором на практическое применение методов и приемов обучения.

- Разработка нового специализированного модуля: «Консультирование студентов по

вопросам научной работы и исследовательской практики» (на основе опыта немецких и британских партнеров).

Таким образом, на основании опыта реализации проекта Эразмус+ показано, что результатом переподготовки преподавателей должны стать знание современной педагогической практики и основных системных принципов педагогической культуры, освоение новых подходов к разработке учебных программ и учебных планов, современных методик преподавания, обучения и оценивания, основ психологии. Это даст возможность преподавателю использовать в учебном процессе инновационные стратегии и обновленное содержание, соответствовать изменяющейся учебной среде и готовить выпускников, которые будут отвечать потребностям рынка труда.

Литература:

1. Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии / И.В. Абанкина [и др.]. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 112 с.

2. Степусь А. От чего зависит конкурентоспособность персонала? / А. Степусь // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2008. - № 2. - С. 71-77.

3. Карьерный рост: транснациональные диалоги об управлении персоналом и развитии рынка труда: сб. науч. ст.; под ред. А.Н. Крылова, К.Ю. Бёнкост. -Бремен, М.: НИБ, 2007. - 324 с.

4. Сухорукова Д.В. Конкурентоспособность российских вузов [Электронный ресурс] / Д.В. Сухорукова // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 3. - Режим доступа: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17178

5. Резник С.Д. Профессиональные компетенции преподавателя современного университета: механизмы управления формированием и развитием [Электронный ресурс] / С.Д. Резник, О.А. Вдовина // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2017. - № 1. - С. 67-83. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnye-kompetentsii-prepodavatelya-sovremennogo-universiteta-mehanizmy-upravleniya-formirovaniem-i-razvitiem

6. Wise N. Changing the role of the Russian university teacher: The route to sustainable education [Электронный ресурс] / N. Wise, M. Vidrevich, I. Pervukhina // E3 S Web of Conferences, 2020. - Vol. 208. -Режим доступа: https://doi.org/10.1051/e3sconi7 202020809003

7. Савищева Т.В. Технология педагогического сопровождения профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования / Т.В. Савищева // Инновационная наука. - 2015. - № 12-2. - С. 261-262.

8. Караванов А.А. Педагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки [Электронный ресурс] / А.А. Караванов, М.Н. Машин // Территория науки. - 2016. - № 1. - С. 36-42. - Режим доступа: http://vepi.ru/upload/iblock/652/ 652dd02a24da52b1498873549a8d2fe3.PDF

9. Желудова А.Н. Формирование педагогической компетенции в рамках профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" [Электронный ресурс] / А.Н. Желудова, О.В. Полякова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2018. - Т.6. - № 1(20). - С. 41-54. - Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=299

10. Интерактивные методы обучения в высшей школе [Электронный ресурс] / Л.И. Тимошенко, Р.А. Кудрявцев, В.А. Тарасов, А.О. Малофей // Философия права. - 2015. - № 2(69). - С. 53-56. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-v-vysshey-shkole

11. Видревич М.Б. Адаптация российской высшей школы к реалиям наукоёмкой и высокотехнологической экономики: проблемы и пути их преодоления / М.Б. Видревич // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник / Материалы XIX Национальной научной конференции с международным участием, Москва, 18-19 декабря 2019 года; отв. ред. В.И. Герасимов. - М.: ИНИОН РАН, 2020. - С. 538-543.

12. Реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации работников образования [Электронный ресурс] / О.И. Мезенцева // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 2(69). -С. 238-239. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-

kompetentnostnogo-podhoda-v-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii-rabotnikov-obrazovaniya

1. Global competitiveness of Russian education. Materials for discussion / I.V. Abankina [i dr.]. - M.: NRU HSE, 2018. - 112 p.

2. Stepus A. What determines the competitiveness of personnel? / A. Stepus // Personnel officer. Personnel management. - 2008. - № 2. - S. 71-77.

3. Career growth: transnational dialogues on personnel management and labor market development: Sat. scientific Art.; ed. A.N. Krylova, K.Yu. Byonkost. - Bremen, M.: NIB, 2007. - 324 p.

4. Sukhorukova D.V. Competitiveness of Russian universities [Electronic resource] / D.V. Sukhorukova // International Student Scientific Bulletin. - 2017. - № 3. -Access mode: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17178

5. Reznik S.D. Professional competencies of a teacher of a modern university: mechanisms for managing the formation and development [Electronic resource] / S.D. Reznik, O.A. Vdovina // Bulletin of Moscow University. Series 20. Pedagogical education. - 2017. - № 1. - S. 67-83. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnye-kompetentsii-prepodavatelya-sovremennogo-universiteta-mehanizmy-upravleniya-formirovaniem-i-razvitiem

6. Wise N. Changing the role of the Russian university teacher: The route to sustainable education [Electronic resource] / N. Wise, M. Vidrevich, I. Pervukhina // E3S Web of Conferences, 2020. - Vol. 208 - Access Mode: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202020809003

7. Savishcheva T.V. Technology of pedagogical support of professional adaptation of novice university teachers who do not have a basic pedagogical education / T.V. Savishcheva // Innovative science. - 2015. - № 12-2. -S. 261-262.

8. Karavanov A.A. Pedagogical conditions for enhancing psychological and pedagogical training

13. Capacity Building Project ENTEP [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://entep-tudresden.de

ces:

[Electronic resource] / A.A. Karavanov, M.N. Mashin // Territory of Science. - 2016. - № 1. - P. 36-42. - Access mode: http://vepi.ru/upload/iblock/652/

652dd02a24da52b1498873549a8d2fe3 .PDF

9. Zheludova A.N. Formation of pedagogical competence within the framework of the professional standard "Teacher of vocational training, vocational education and additional professional education" [Electronic resource] / A.N. Zheludova, O.V. Polyakova // Personality in a changing world: health, adaptation, development. - 2018. - V.6. - № 1(20). - S. 41-54. - Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=299

10. Interactive teaching methods in higher education [Electronic resource] / L.I. Timoshenko, R.A. Kudryavtsev, V.A. Tarasov, A.O. Malofey // Philosophy of Law. - 2015. - № 2 (69). - S. 53-56. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-methody-obucheniya-v-vysshey-shkole

11. Vidrevich M.B. Adaptation of Russian higher education to the realities of a science-intensive and hightech economy: problems and ways to overcome them / M.B. Vidrevich // Russia: trends and development prospects: Yearbook / Proceedings of the XIX National Scientific Conference with International Participation, Moscow, December 18-19, 2019; resp. ed. IN AND. Gerasimov. - M.: INION RAN, 2020. - S. 538-543.

12. Implementation of the competency-based approach in the system of advanced training of educators [Electronic resource] / O.I. Mezentseva // World of science, culture, education. - 2018. - № 2 (69). - S. 238-239. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kompetentnostnogo-podhoda-v-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii-rabotnikov-obrazovaniya

13. Capacity Building Project ENTEP [Electronic resource]. - Access mode: https://entep-tudresden.de

5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)

Сведения об авторах:

Видревич Марина Борисовна (г. Екатеринбург, Россия), кандидат химических наук, доцент, кафедра государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, e-mail: mbv@usue.ru

Первухина Ирина Витальевна (г. Екатеринбург, Россия), магистр гуманитарных наук (США), доцент, старший преподаватель кафедры делового иностранного языка, Уральский государственный экономический университет, профессор Российской Академии Естествознания, e-mail: ivp@usue.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.