УДК 378
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ В РОССИИ
М.Б. Видревич, И.В. Первухина1
'Статья написана в рамках реализации Проекта «Совершенствование практики преподавания в системе высшего образования в России и Китае» Программы «ЭРАЗМУС+»
Аннотация. В статье проанализированы глобальные вызовы, с которыми сталкивается традиционный классический университет в современных реалиях. В результате появляются университеты третьего поколения - университеты нового качества. Эти «новые» университеты наряду с трансформированными традиционными миссиями, характеризуются «третьей (предпринимательской) миссией». Выявлены основные отличительные признаки университетов третьего поколения, и отмечены особенности процесса формирования подобных университетов в России. Несмотря на «консьюмеризацию» образования, выполнение общественной миссии способно помочь университету, традиционно производящему общественное благо, удовлетворить потребности современного рынка труда. Динамично развивающаяся экономика и новейшие технологии требуют от работников качеств, далеко выходящих за рамки узкоспециальной подготовки: мультидисциплинарности и творческого мышления. Основной задачей кадровой политики становятся поиск и развитие талантов. Подготовка таких специалистов не лишит университеты своей идентичности как социального института.
Ключевые слова: университет, поколение 21 века, третья миссия, социальная миссия, социальные компетенции, надпрофессиональные компетенции, предпринимательство.
UNIVERSITIES OF THE THIRD GENERATION: FEATURES AND FORMATION IN RUSSIA
M. Vidrevich, I. Pervukhina1
'The article is written within the Capacity Building Project «Enhancing Teaching Practice in Higher Education in RUSSIA and CHINA» (ENTEP). ERASMUS+ Programme
Abstract. The article analyzes the global challenges that the traditional classical university is facing nowadays. As a result, the third generation of universities has emerged. These 'new quality' universities, along with modified traditional missions, are characterized by a third - entrepreneurial - mission. The main distinctive features of the third-generation universities are discussed and the formation process of this type of universities in Russia is dwelt upon. Despite a recent trend of commercialization and consumerism of higher education, pursuing the social mission can help the university, which traditionally has produced and continues to produce the public benefit, to satisfy the needs of the modern labor market. The 'creative economy', the most advanced technology and labor management require workers to have many qualities that go far beyond highly specialized training, e.g. soft skills. Nowadays, the main criteria for the value of a specialist are multidisciplinarity and creative thinking, and the key objective of human resources management is to find and support talent. The training of such specialists will assist the university to retain its identity as a social institution.
Keywords: university, generation of the 21st century, 'third mission', social mission, soft skills, employability skills, entrepreneurial university.
Одним из важнейших инструментов инвестирования развития общества является образование. Эффективность использованием финансирования, направляемого на его развитие, вызывает всё больше вопросов у государства и общественности.
Интенсивное развитие и проникновение во все сферы человеческой деятельности в XXI веке новых технологий глобально меняют структуру и характер современного промышленного производства и экономики. Это приводит к появлению принципиально новых продуктов,
сервисов, технологических решений и, как следствие, новых специальностей и профессий. Стремительно меняющиеся реалии современного мира становятся глобальными вызовами классическому европейскому университету:
Инновационное развитие общества делает приоритетным не абстрактное, а ситуационное знание, что приводит к неэффективности классических университетских способов и форм его трансляции.
Тиражирование знания становится основным фактором воспроизводства общественного
богатства, приводит к качественному и количественному развитию человеческого капитала. Университет трансформируется из социального института в экономический субъект, занимающийся производством научно-образовательных услуг, что приводит к коммерческому характеру обучения и оценки его эффективности с использованием экономических критериев.
Разгосударствление высшей школы приводит к тому, что важной составляющей вклада государства в развитие системы высшего образования дополнительно является создание условий для привлечения в образование частного капитала, увеличение роли рыночных институтов в деятельности учреждений высшего образовании [10].
- Виртуализация коммуникаций, интерактивный режим процесса трансляции знаний позволяют существенно расширить состав его участников, абстрагируясь от их от территориального расположения. Это обеспечивает доступность когнитивных ресурсов и оперативность их трансляции. Заочное образование переходит на качественно новый уровень и приобретает новые организационные формы.
- Потребление, как доминирующий тип жизнеустройства современного общества, приводит к «консьюмеризации» образования, редуцирует взаимоотношения университета и обучающихся к формату «производитель - потребитель» услуг. Это низводит образование до ценности рядовых потребительских товаров и услуг [8].
- Глобализация образования ведет к его превращению в функциональную инфраструктуру системы глобальной экономики, возникновению единых мировых стандартов образовательной системы. Частный капитал начинает играть важную роль в формировании образовательной политики государства, организуя корпоративные университеты и участвуя в формировании национальных систем образования. Это приводит к трансформации высшего образования до уровня профессионального, т.е. изменению миссии классического университета.
Вопрос о том, какое содержание образования будет соответствовать завтрашнему дню, становится актуальной темой и своеобразным «катализатором» в образовательных реформах многих государств. Результат - существенное расширение предназначения и миссии университетов, появление их нового поколения.
Целью настоящей работы является анализ современных глобальных вызовов системе образования и формирования в ответ университетов третьего поколения, а также выявление особенностей процесса формирования университетов третьего поколения в России с учетом необходимости подготовки
востребованных в будущем специалистов.
Новые принципы общественного устройства делают жизненно необходимым для университета товарно-денежный обмен производимых им продуктов с обществом. Такое взаимодействие с обществом приводит к формированию неотъемлемой стороны университетов третьего поколения - его новой третьей миссии. Одно из наиболее удачных определений университета третьего поколения дано в работе Г.Н. Константинова и С.Р. Филоновича [4, с.55]: «Предпринимательский университет это высшее учебное заведение, которое систематически прилагает усилия по преодолению ограничений в трех сферах - генерации знаний, преподавании и преобразовании знаний в практику - путем инициирования новых видов деятельности, трансформации внутренней среды и модификации взаимодействия с внешней средой». Основные направления деятельности такого университета - подготовка специалистов, способных генерировать инновационные продукты, коммерциализация образовательных продуктов, целенаправленное генерирование и трансфер на возмездной основе инновационных продуктов для конкретных потребителей, привлечение для университета внешних ресурсов, формирование предпринимательского
менталитета сотрудников и студентов. Такая трансформация университетов вызывает изменения в их внутренней институциональной среде, в первую очередь в университетском менеджменте. В этом случае основная управленческая задача - развитие третьей миссии, коммерциализация производимых университетом образовательных и научных продуктов, поиск источников ресурсов (финансовых,
материальных, кадровых).
Проблема системы российского образования (в первую очередь, высшего) заключается в том, что подавляющее число выпускников средней школы не удовлетворяет требованиям высшей школы, а высшая школа не удовлетворяет требованиям работодателей [2]. Эффективность, самостоятельность и соответствие высшего образования требованиям постоянно
меняющегося мира остаются под вопросом. Одним из направлений начавшейся в середине
2000-х годов модернизации российских университетов фактически были попытки трансформации в университеты третьего поколения. В первую очередь, речь идет о развитии предпринимательской активности университетов, которая составляет сущность третьей миссии. Предпринимательская активность свойственна лучшим негосударственным вузам, для которых это вопрос выживания, национальным исследовательским и федеральным университетам.
Для большинства российских университетов, оказавшихся в сложной финансовой и социальной ситуации, единственная возможность остаться на плаву и даже развиваться - это стать нужными сообществу, в котором они существуют. Тесная связь с местным сообществом для российской высшей школы создает также и возможность приблизить образование к реалиям современной жизни, повысить качество обучения, усилить его практическую направленность. В связи с этим, в последнее время активно развивается третья миссия университета, которая, наряду с предпринимательской, несёт значительную социальную составляющую [1;6]. Именно стратегическому развитию и практическому воплощению третьей миссии вузов приписывается функция, обеспечивающая инновационное региональное развитие. При этом такая социальная активность может обеспечить непрерывное (продолженное) образование и трансфер технологий, выгодные не только студентам, но и местной власти и региональному бизнесу [9].
Развитие и практическое воплощение университетом третьей миссии позволяет ему проявить себя как компетентного некоммерческого партнёра, привлечь
абитуриентов, использовать опыт социального партнёрства в процессах обучения и научных исследованиях, даёт возможность студентам реализовать академические знания и получить дополнительную квалификацию на предприятиях партнёров.
Важнейшая проблема высшей
школы - дефицит и квалификации научно-педагогических кадров. Эта проблема обусловлена низкой социальной
незащищенностью научно-педагогических
кадров, «разрывом поколений»,
малочисленностью обслуживающего персонала и т.п. [7]. Кажущееся отсутствие дефицита педагогических кадров связано с большим количеством работающих пенсионеров. Всё это может в ближайшем будущем стать причиной
«педагогического кризиса». Требования к преподавателю высшей школы сформулированы в профессиональном стандарте [5].
Федеральные государственные
образовательные стандарты делают упор на компетентностный подход к формированию российского образования. Необходимо дать выпускнику компетенции, которые позволят ему успешно реализоваться в жизни общества, ответить на вызовы не только настоящего, но и будущего.
Новые технологии меняют жизнь людей, профессии исчезают и появляются с такой скоростью, что получить профессиональные компетенции на всю жизнь невозможно [11]. Конкретные знания, приобретаемые студентами в ходе университетского образования, в большей своей части быстро устаревают. Это требует постоянной корректировки целей преподавания и подготовки в области высшего образования. Традиционная цель высшего образования -подготовка специалистов высокой
профессиональной компетентности перестаёт быть доминирующей, т.к. через всевозможные курсы, семинары и тренинги у предприятия имеется возможность ее повышения.
Современные реалии требуют от специалиста качеств, далеко выходящих за рамки узкоспециальной подготовки:
мультидисциплинарности и творческого мышления. Основными задачами кадровой политики становятся поиск и развитие талантов [8].
Надпрофессиональные качества, позволяющие будущему специалисту успешно реализоваться в профессиональной среде, называют
неакадемическими навыками, социальными компетенциями (soft skills). Речь идет о персональных и социальных качествах, формирующих наряду с профессиональными основу любой деятельности и являющихся предпосылкой для адаптации работника к постоянно меняющимся социальным условиям [7].
Необходимо отметить, что в современном мире почти все инновационные компании зарождаются в виде небольших команд высококвалифицированных специалистов,
способных на мировом уровне оперативно решать сложные неструктурированные высокотехнологичные задачи. Таким образом, приоритетной задачей университета является подготовка выпускника, способного
адаптироваться в любой профессиональной среде. Именно такой профессионал способен реализовать себя на благо благополучия собственной компании и общества в целом. Ключевым условием в этом процессе является
умение развивать надпрофессиональные компетенции при помощи современных технологий профилирования компетенций и психометрических методик выявления потенциала. Это требует индивидуального и дифференцированного подходов к обучаемым с целью развития их уникальных, полученных от природы качеств и способностей. В идеальном варианте необходимо дать возможность каждому студенту в любой момент времени сформировать персональную траекторию развития,
ориентируясь на его видение будущего, на его роль в движении к нему, и реализовать эту траекторию, используя для этого все доступные формы и технологии обучения и источники компетенций, что невозможно без информатизации и компьютеризации процесса обучения. Только такая идеология позволит университету укрепить свои позиции на рынке образовательных услуг, привлечь частные инвестиции, ценных сотрудников и студентов [3].
Заключение. Новые принципы общественного устройства делают жизненно необходимым для университета товарно-денежный обмен производимых им продуктов с обществом.
Основные направления деятельности университета третьего поколения: подготовка специалистов, способных генерировать инновационные продукты, коммерциализация образовательных продуктов, целенаправленное генерирование и трансфер на возмездной основе инновационных продуктов для конкретных потребителей, привлечение для университета
внешних ресурсов, формирование
предпринимательского менталитета сотрудников и студентов.
Основные управленческие задачи университетского менеджмента: развитие третьей (социальной) миссии, коммерциализация производимых университетом образовательных и научных продуктов, поиск источников ресурсов (финансовых, материальных, кадровых).
Именно стратегическое развитие и практическое воплощение третьей (социальной) миссии университета обеспечат его активное участие в инновационном развитие региона. При этом такая социальная активность приблизит образование к реалиям современной жизни, повысит его качество, усилит практическую направленность, обеспечит непрерывное (продолженное) образование и трансфер технологий, выгодный не только студентам, но и местной власти и региональному бизнесу.
Главными критериями ценности специалиста сегодняшнего и завтрашнего дня являются мультидисциплинарность и творческое мышление. Стратегической задачей обучения становится развитие надпрофессиональных компетенций, что требует индивидуального и дифференцированного подходов к студенту с целью развития его уникальных качеств и способностей, используя для этого все доступные формы и технологии обучения. Только такая идеология позволит университету стать действительно конкурентоспособным на современном рынке образовательных услуг.
Литература:
1. Балмасова Т.А. Третья миссия университета -новый вектор развития? / Т.А. Балмасова // Высшее образование в России. - 2016. - № 8-9(204). - С. 48-55.
2. Золин И.Е. Образовательный комплекс и рынок труда: парадоксы взаимодействия / И.Е. Золин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2015. - № 10(295). - С. 28-39.
3. Козлов О.А. Проблемы подготовки преподавателей высшей школы в условиях перехода на двухуровневое высшее образование / О.А. Козлов // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 8. - Часть 3. - С. 88-90.
4. Константинов Г.Н. Что такое предпринимательский университет / Г.Н. Константинов, С.Р. Филонович // Вопросы образования. - 2007. - № 1. - С. 49-62.
5. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального
образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/01.004.pdf
6. Щелкунов М.Д. Университеты нового поколения / М.Д. Щелкунов // Вестник экономики, права и социологии. - 2017. - № 1. - С. 187-192.
7. Common Employability Skills, National Network of Business and Industry Associations., US, 2014.
8. Harrison L.M., Risler L., The Role Consumerism Plays in Student Learning, Active Learning in Higher Education, vol. 16/issue 1, pp 67-76, 2015. - Режим доступа: https://doi.org/10.1177/1469787415573356
9. Laredo Ph., Toward a third mission for Universities. Main transformations, challenges and emerging patterns in Higher Education Systems, UNESCO Research Seminar for the Regional Scientific Committee for Europe and North America, Paris, France, 5-6 March, 2007.
10. Tilak Jandhyala B.G., Public Private Partnership in Education, THF Discussion Paper, The HEAD Foundation Discussion Paper Series, No. 3, 2016.
11. Workforce of the future. The competing forces shaping 2030, PwC, 2017.
Сведения об авторах:
Видревич Марина Борисовна (г. Екатеринбург, Россия), кандидат химических наук, доцент, кафедра государственного и муниципального управления, институт экономики, Уральский государственный экономический университет, e-mail: [email protected]
Первухина Ирина Витальевна (г. Екатеринбург, Россия), магистр гуманитарных наук (США), доцент, старший преподаватель кафедры делового иностранного языка, институт экономики, Уральский государственный экономический университет, профессор Российской Академии Естествознания, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
M. Vidrevich (Ekaterinburg, Russia), candidate of chemical sciences, associate professor, Department of State and Municipal Administration, Institute of Economics, Ural State University of Economics, e-mail: [email protected]
I. Pervukhina (Ekaterinburg, Russia), MA (USA), senior lecturer, Department of Business Foreign Languages, Institute of Economics, Ural State University of Economics, professor of the Russian Academy of Natural History, e-mail: [email protected]