Научная статья на тему 'Повышение общеобразовательного уровня начальствующего состава РККА в 20-30-е годы XX века'

Повышение общеобразовательного уровня начальствующего состава РККА в 20-30-е годы XX века Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Рабоче-Крестьянская Красная Армия / общеобразовательный уровень / общеобразовательная подготовка / начальствующий состав / учёба / Workers’ and Peasants’ Red Army / general educational level / general educational training / commanding staff / studies

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Македонский А.В.

Статья посвящена проблеме повышения общеобразовательного уровня начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии в 20-30-е годы XX века. На основе неопубликованных архивных материалов показаны размах и многосторонность данной работы. Рассмотрены её средства, формы и методы, выявлены успехи и недостатки, сказавшиеся на качестве общеобразовательной подготовки начсостава РККА и конечных результатах. В выводе отмечено, что до 1932 года проблема повышения у начальствующего состава уровня общеобразовательной подготовки решалась неэффективно. С 1932 года общеобразовательная подготовка начсостава была включена в твёрдые организационные рамки, стала обязательной. Ключевая проблема начальствующего состава получение им знаний в объёме неполной средней и средней школы решалась с переменным успехом. С 1935 по 1939 год итоги работы в этом направлении были в основном положительными, но в период с 1939 по 1941 год последовал спад, и результаты работы были невысокими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Македонский А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing the general educational level of the commanding staff of the Red Army in the 20-30s of the 20th century

The article is devoted to the problem of increasing the general educational level of the commanding staff of the Workers’ and Peasants’ Red Army in the 20-30s of the 20th century. Based on unpublished archival materials, the scope and versatility of this work is shown. Its means, forms and methods are examined, successes and shortcomings are identified that affected the quality of general educational training of the command staff of the Red Army and the final results. The conclusion noted that until 1932, the problem of increasing the level of general education training among commanding officers was solved ineffectively. Since 1932, general educational training of command personnel was included in a solid organizational framework and became mandatory. The key problem of the commanding staff their acquisition of knowledge at the level of junior high and secondary school was solved with varying degrees of success. From 1935 to 1939, the results of work in this direction were mainly positive, but in the period from 1939 to 1941 a decline followed, and the results of the work were low.

Текст научной работы на тему «Повышение общеобразовательного уровня начальствующего состава РККА в 20-30-е годы XX века»

Актуальные вопросы исторических наук

Actual questions of historical sciences

Македонский А.В.

Кандидат исторических наук, доцент. Государственного университета по землеустройству.

Повышение общеобразовательного уровня начальствующего состава РККА в 20-30-е годы XX века*

Начиная с 1920-х годов партийное и государственное руководство СССР проводило систематическую работу по повышению боевой, политической и технической подготовки военных кадров. Очевидно, что эти задачи можно было эффективно решать только на основе обеспечения необходимого общеобразовательного уровня командно-начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). В наши дни эта сфера деятельности остаётся актуальной, т.к. за последние годы в силу различных обстоятельств (сокращение армии, упадок престижа профессии офицера, снижения качества преподавания в военно-учебных заведениях и т.д.) ухудшился общеобразовательный уровень командиров и начальников.

Революционный военный совет (РВС) СССР, Политическое управление (ПУ) Рабоче-Крестьянской Красной Армии, политорганы округов, корпусов и дивизий, партийные организации проводили определённую работу по повышению общеобразовательного уровня командиров и начальников. Начиная с 1925 года была развёрнута большая работа в этом направлении. До этого общеобразовательная подготовка не регламентировалась приказами и проводилась добровольно в общеобразовательных кружках и школах. Приказом Революционного Совета СССР № 1515 от 15 декабря 1924 года вводился обязательный минимум общеобразователь-

*

© Македонский А.В., 2023.

ных знаний для среднего и старшего начальствующего состава. Он определялся программой нормальных школ по обществоведению, природоведению, математике, географии и русскому языку. Этот минимум средний комсостав обязан был усвоить в течение 3 лет, а старший - в течение 2 лет, начиная с 1 января 1925 года. Проверка знаний проводилась ежегодно и приурочивалась к аттестации командно-политического состава. Перевод на высшие должности можно было производить лишь при условии сдачи минимума на текущий год1.

К приказу была приложена «Инструкция о порядке политической и общеобразовательной подготовки среднего и старшего командного состава РККА и производстве испытаний». В ней основной формой общеобразовательной подготовки комсостава определялась самоподготовка. Журнал ПУРККА «Спутник политработника» и окружные журналы обязывались вести отделы «Подготовка командного состава»2.

Приказ РВС и Инструкция создали основу для охвата общеобразовательной подготовкой всего комсостава. Занятия с ними, как правило, проводились в порядке коллективной самоподготовки командиров группами по 5-8 человек. В качестве руководителей групп привлекались лучшие политработники, а также шефы из местных отделов народного образования. В ряде округов удалось найти довольно удачные формы текущего руководства и контроля самоподготовки комсостава. Так, Политуправление Московского военного округа (МВО) давало еженедельные задания, которые выполнялись в группах и индивидуально. Проделанная работа обсуждалась и проверялась на ежемесячно созываемых собраниях комсостава3.

Проверка результатов общеобразовательной подготовки показала, что около 65 % среднего комсостава усвоили программу первого года обучения4. Следовательно, более 1/з этой категории командно-начальствующего состава не смогли усвоить данную программу. Из опыта первого года работы, по приказу РВС СССР № 1515, были сделаны определённые выводы и рекомендации на будущее. В приказе Политического управления РККА № 59 от 30 апреля 1926 года объявлялась программа (20 заданий) общеобразовательной подготовки комсостава на второй год согласно приказу РВС № 1515. В краткой объяснительной и методической записке к ней, в

1 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 4. Оп. 3б. Д. 2163. Л. 1147-1148.

2 РГВА. Ф. 4. Оп. 3б. Д. 2163. Л. 1147.

3 См.: Путилов В.Ф. Деятельность Коммунистической партии по повышению общеобразовательного уровня личного состава Красной армии (1926-1941 гг.). Дисс...канд. ист. наук. - М.: 1978. С. 164.

4 См.: Путилов В.Ф. Деятельность Коммунистической партии по повышению общеобразовательного уровня личного состава Красной армии (1926-1941 гг.). Дисс...канд. ист. наук.- М.: 1978. С. 165.

частности, говорилось: «Настоящие программы второго и третьего года обучения нормальных военных школ (младшего и старшего класса) являются прямым продолжением программ 1-го года (подготовительного класса). Определение задач, целей, отдельных предметов, общие методические советы по самоподготовке и проч., сделанные в объяснительной записке к программам подготовительного класса, - естественно, - сохраняют своё значение и для курса второго-третьего года»5.

Политорганы и парторганизации частей и подразделений развернули работу по выполнению приказов РВС № 1515 и ПУ РККА № 59, направленных на повышение общеобразовательного уровня командиров и начальников среднего и старшего звена. Были здесь и определённые трудности. Хотя имелись учебные планы занятий, были указаны сроки проверки обучавшихся, но не предусматривалось время на подготовку и проведение занятий, не было чёткого и постоянного контроля за ходом учёбы командиров. Это приводило к тому, что общеобразовательная подготовка порой пускалась на самотёк. Например, при обследовании первой особой кавалерийской бригады Политуправление МВО указывало, что «в бригаде ещё не начали занятия по общеобразовательной подготовке, учёта за прошлое проведение занятий нет»6. В 84-й стрелковой дивизии МВО занятия по программе 2-го года общеобразовательной подготовки командиров начались с опозданием7. Результаты самоподготовки второго года обучения были в основном те же, что и первого. Оценивая итоги работы, ПУ РККА в октябре 1926 года констатировало: «Почти как общее правило отмечено более слабое усвоение общеобразовательной части программы, сравнительно с политграмотой. Вместе с тем установлено в большинстве округов, что большая часть начсостава не в состоянии прорабатывать самостоятельно общеобразовательные предметы»8.

Коммунисты на дивизионных партийных конференциях поднимали вопросы улучшения организации занятий с командирами по общеобразовательной подготовке в свете требований приказа РВС № 1515, предлагали проводить занятия в школьном порядке и пересмотреть существовавшую программу обучения. На наш взгляд, несовершенство организации проведения занятий, порой невозможность установления постоянного контроля

5 РГВА. Ф. 9. Оп. 40. Д. 16. Л. 27.

6 Цит. по: Путилов В.Ф. Деятельность Коммунистической партии по повышению общеобразовательного уровня личного состава Красной армии (1926-1941 гг.). Дисс...канд. ист. наук.- М.: 1978. С. 165.

7 См.: Путилов В.Ф. Деятельность Коммунистической партии по повышению общеобразовательного уровня личного состава Красной армии (1926-1941 гг.). Дисс...канд. ист. наук.- М.: 1978. С. 165.

8 РГВА. Ф. 4. Оп. 2. Д. 216. Л. 3.

за учёбой командиров привели к формальному отношению к этой ответственной и трудоёмкой работе.

Таким образом, деятельность по усвоению комначсоставом обязательного общеобразовательного минимума и её результаты могут быть оценены весьма скромно. Интересными в этой связи представляются оценки проводимой в соответствии с приказом РВС № 1515 работы со стороны политработников РККА. Сошлёмся, например, на краткую выписку из обзора ПУ РККА от 2 октября 1926 года «Самоподготовка комсостава по приказу № 1515 и её результаты». В этом документе чётко выделены следующие причины слабого прохождения комсоставом программы общеобразовательного минимума: загрузка комсостава служебной работой; недостаток необходимой литературы, пособий; большинство комсостава, особенно среднего, совершенно не имело навыков в самостоятельной работе; в ряде округов политорганами не было создано надлежащего общественного мнения вокруг самоподготовки; не было проявлено должной инициативы и интереса к тому, чтобы придать самоподготовке комсостава наиболее рациональные и целесообразные организационные формы; отсутствовали в большинстве случаев условия, стимулирующие интерес к самоподготовке; скверная постановка практической повседневной помощи комсоставу9. Наиболее красноречива общая оценка знаний начсостава: «...Необходимо отметить, что в общем и целом они очень невелики. В равной степени это относится (за исключением Ленинградского военного округа - прим. А.М.) ко всем категориям комсостава»10. Единственный плюс, отмеченный в конце документа, состоял в том, что «несмотря на общее слабое усвоение пройдённого минимума, достигнут заметный перелом в настроении начсостава в смысле возросшего интереса к пополнению своих политических и общеобразовательных знаний»11. Надо заметить, что документ достаточно выразителен в том плане, что в нем выставлена жёсткая оценка как ходу проведения общеобразовательной работы, так и её результатам.

10 октября 1928 года Политуправлением Красной Армии были подведены итоги работы по выполнению приказа РВС № 1515. Практика показала, что эта система уже устарела и её надо заменить, так как по объёму материала программа приравнивалась к начальной общеобразовательной школе, а такой уровень знаний для среднего и старшего комсостава был уже недостаточен. Занятия по общеобразовательным предметам не планировались, а контроль осуществлялся лишь в конце года и носил формальный характер. ПУ РККА считало необходимым совершенствовать и

9

10 11

РГВА. Ф. 4. Оп. 2. Д. 216. Л. 2-2 об.

РГВА. Ф. 4. Оп. 2. Д. 216. Л. 3.

РГВА. Ф. 4. Оп. 2. Д. 216. Л. 3.

направлять работу политорганов и парторганизаций по руководству самообразованием командиров и начальников. 12 ноября 1928 года в приказе Политуправления № 58 было опубликовано «Положение о добровольных формах военной, политической и общеобразовательной подготовки начсостава РККА». В нём подчёркивалось: «1. В целях систематического повышения военно-политической подготовки начальствующего состава РККА (командного, административно-хозяйственного, политического и медицинского), - помимо устанавливаемых приказами РВС СССР форм обязательной учёбы, - командование, политаппараты и политорганы частей организуют добровольную военную, политическую и общеобразовательную подготовку в формах, установленных настоящим «Положением»12. Далее назывались наиболее целесообразные формы подготовки: гарнизонные вечерние курсы с параллельным прохождением военных, общественно-научных и общеобразовательных дисциплин по типу вечерних совпартшкол; предметные общественно-научные кружки (ленинизма, политэкономии, экономической политики, исторического материализма и т.д.); кружки по отдельным военным дисциплинам; кружки текущей политики; общеобразовательные кружки различных типов; тематические кружки. В отношении начальствующего состава, не охваченного указанными выше формами школьно-кружкового образования, командованию и политаппарату предписывалось оказывать помощь в организации учёбы в форме самообразования либо через систему консультационных пунктов при наиболее крупных частях и Домах Красной Армии (ДКА), либо через систему полного или частичного заочного обучения через ВУЗы и ДКА13.

При всей прогрессивности этих форм общеобразовательной подготовки начсостава, по сравнению с ранее существовавшей системой, и она не удовлетворяла требованиям, предъявляемым общеобразовательному уровню технической реконструкцией армии, возросшими задачами боевой, политической и технической подготовки войск. К тому же с учётом добровольного порядка учёбы ею было охвачено небольшое количество людей. В РККА находилось значительное количество командно-начальствующего состава, имевшего низкий общеобразовательный уровень. К примеру, в результате проверки в конце 1929 года 12210 человек старшего начсостава было установлено, что 95 % не знают общеобразовательные предметы, а среди 28079 человек среднего начсостава таких было почти 100 %14. Такая ситуация с подготовкой комначсостава создавала угрозу

12 РГВА. Ф. 9. Оп. 40. Д. 17. Л. 850.

13 РГВА. Ф. 9. Оп. 40. Д. 17. Л. 850 об.

14 См.: Шевчук Д.И. Деятельность Коммунистической партии по мобилизации личного состава Красной Армии на овладение боевой техникой в годы первых пятилеток (1929-1937 гг.). - Дисс. ... к.и.н. - М.: 1983. С. 96.

разрыва между поступавшей в войска современной техникой и уровнем подготовки военных кадров, что могло негативным образом сказаться на боеспособности армии.

На наш взгляд, работу по добровольной общеобразовательной подготовке комначсостава РККА трудно оценить положительно с учётом явно слабых результатов. Для подтверждения этого сошлёмся на отзыв о проводимой общеобразовательной подготовке по приказу № 58, высказанный представителем Реввоенсовета СССР. Так, командарм 2-го ранга А.И. Се-дякин на одном из расширенных Пленумов Реввоенсовета докладывал, что 30-40 % проверенных командиров и начальников в 15 дивизиях и ряде отдельных частей не могли решить простейшей арифметической задачи15. Как говорится, факт более чем вопиющий.

Низкий уровень общего образования, слабое знание технических предметов создавали для военных кадров трудности в овладении сложной боевой техникой, поступавшей на вооружение Красной Армии в начале 1930-х годов. Складывалась опасность разрыва между имеющейся в армии техникой и уровнем подготовки военных кадров. Наметившийся рост политического и культурного уровня новобранцев, усложнившиеся задачи боевой и политической подготовки в связи с поступавшей в войска новой техникой настоятельно требовали повышения общеобразовательного уровня прежде всего командно-начальствуюшего состава РККА. От его подготовки в большой степени зависела боеготовность и боеспособность армии. Между тем, вплоть до начала 1930-х годов не было должного порядка и настойчивости в организации работы по повышению общеобразовательного уровня комначсостава РККА.

Приказом РВС СССР № 155 от 15 августа 1932 года общеобразовательная подготовка начсостава была включена в твёрдые организационные рамки. При всех недостатках в ходе реализации данного приказа сам факт его появления и работу по его воплощению можно оценить как важную веху, так как, в отличие от приказов 1920-х годов он закладывал основы чёткой и систематической учебной работы, устанавливая обязательный режим общеобразовательной подготовки армейских командиров и начальников.

Но проводимая работа по выполнению приказа РВС СССР № 155 была в основном направлена на подготовку командиров и начальников к дальнейшей учёбе в военных академиях. Техническое же перевооружение Красной Армии требовало от личного состава роста культуры и грамотности. Это, прежде всего, относилось к командирам и началь-

15 См.: Шевчук Д.И. Деятельность Коммунистической партии по мобилизации личного состава Красной Армии на овладение боевой техникой в годы первых пятилеток (1929-1937 гг.). - Дисс. ... к.и.н. - М.: 1983. С. 96.

никам среднего и старшего звена. В приказе Народного комиссара обороны № 112 от 10 июля 1935 года «Об общеобразовательной подготовке» обращалось большое внимание на повышение общеобразовательной подготовки командно-начальствующего состава. Для начсостава вводился обязательный минимум. Он был следующий: «а) для мл. начсостава сверхсрочной службы и среднего начальствующего состава - в объёме программы семилетней школы; 6) для старшего и высшего начальствующего состава - в объёме программы полной средней школы (10-летки)»16. В документе указывалось, чтобы весь начсостав, не имеющий подготовки в объёме данного минимума, сдал испытания до 1 января 1939 года. На занятия отводилось 160 часов в год. При аттестации предполагалось указывать общеобразовательную подготовку аттестуемого и учитывать её при назначениях и перемещениях. Для руководства общеобразовательной подготовкой намечалось создать отделение в составе трёх человек в штате Культпропотдела ПУ РККА, а также ввести в штаты политуправлений округов и политотделов дивизий (бригад) должность инструктора, в полках - должность учителя по вольному найму17.

С целью обеспечения выполнения приказа Политическое управление Красной Армии издало «Организационно-методические указания по проведению общеобразовательной подготовки красноармейцев, командного и начальствующего состава на 1935-1936 учебный год». В этом документе были определены две группы командиров и начальников, занимавшихся общеобразовательной подготовкой: а) группа командно-начальствующего состава, не имевшего общего образования в объёме семилетней школы по программе неполной средней (семилетней) школы взрослых; 6) группа командно-начальствующего состава, не имевшего законченного среднего образования по программам для 8-го, 9-го и 10-го года обучения средней школы. В то же время занимавшиеся делились на группы в зависимости от занимаемых должностей, и создавались: а) группы командиров 3-6-й категории не больше 15 человек, создававшиеся в масштабе отдельной части под руководством полкового учителя; б) группы командиров и начальников с 7-й категории и выше, создававшиеся в масштабе соединений или гарнизона под руководством инструктора политического отдела по общеобразовательной подготовке. В группе занималось до 10 человек, а с сильно занятыми по службе осуществлялось индивидуальное обучение. Занятия в группах проводились в плановом порядке за счёт командирской учёбы по 20 часов в месяц. Преподаватели подбирались политотделом дивизии из лиц, имевших высшее образование. После 8 месяцев учёбы проводилась

16 РГВА. Ф. 4. Оп. 3, Д. 3333. Л. 104.

17 РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 3333. Л. 104-104б.

проверка знаний по пройдённой программе18.

В частях, соединениях, округах под руководством политорганов и партийных организаций развернулась работа по подготовке и организованному проведению занятий в новом учебном году. Прежде всего, на местах с помощью органов народного образования подбирались квалифицированные и опытные преподаватели, создавались общеобразовательные кабинеты, приобретались необходимые учебники, методическая литература и наглядные учебные пособия. Между полками и дивизиями разворачивалось соревнование на лучшую постановку общеобразовательной работы.

В частях и соединениях РККА стали создаваться группы для занятий. В 1935 году общеобразовательная подготовка получила очень широкий, небывалый ранее размах. Учёбой было охвачено от 40 до 70 % начальствующего состава. На Черноморском флоте, к примеру, начсостав занимался в 220 группах, а в 95-й стрелковой дивизии - в 4819. В мае 1936 года общеобразовательной учёбой в Красной Армии было охвачено 150 тыс. командиров и начальников20.

Объективности ради, надо отметить и негативные моменты, наблюдавшиеся в практической работе в ходе выполнения приказа № 112. Так, большинство политотделов и комиссаров частей взялись за его выполнение не сразу. Окружные газеты до ноября месяца практически не освещали вопросов общеобразовательной подготовки.

Если говорить о результативности проводимой в войсках работы, то она была неоднозначной. С одной стороны, многочисленные данные свидетельствуют, что абсолютное большинство командиров и начальников успешно справлялись с учебными программами, своевременно переводились в старшие классы, многие сдавали экзамены досрочно. Так, около 6000 командиров и начальников сдали в 1936 году экзамены досрочно по всей РККА21. В результате проверки общеобразовательной подготовки, проведённой в октябре и ноябре 1935 года во всех частях Красной Армии, выяснилось, что около 10 % старшего и высшего комначсостава могли бы сдать экзамен за полную среднюю школу уже в текущем году, а среди среднего командного состава 10-15% могли бы сдать экзамен за неполную среднюю школу. Подчёркивалось, что при настойчивой работе последних к концу года будет 25 %22. С другой стороны, задача обеспечения минимально не-

18 См.: Организационно-методические указания по проведению общеобразовательной подготовки красноармейцев, командного и начальствующего состава на 1935/1936 учебный год. - М.: Л., 1935. С. 3-4, 14-20.

19 РГВА. Ф. 4. Оп. 36. Ч. 1. Д. 1765. Л. 85, 86.

20 См.: Климович А.Т. Роль Красной армии в трудовой, общественно-политической и культурной жизни страны, 1921-1941: Дисс... д-ра ист. наук. - М.: 1995. С. 339.

21 См.: Культработа в РККА. 1936. № 12. С. 2.

22 РГВА. Ф. 4. Оп. 36. Ч. 1 Д. 1765. Л. 82.

обходимого общеобразовательного уровня комначсостава РККА решалась не так результативно, как предполагалось в приказе № 112. Неоднократно подтверждаемое требование наркома обороны о том, чтобы весь командный и начальствующий состав РККА уже к 1 января 1939 года имел знания в объёме неполной средней и средней школы, выполнено не было.

Представляется, что данная работа оставляет неоднозначное впечатление. С одной стороны, в приказе № 112 была поставлена чёткая и ясная задача по получению начсоставом полного и неполного среднего образования. В соответствии с этим в частях и подразделениях была организована активная деятельность по её выполнению. С другой стороны, в процессе проведения работы наблюдались некоторые недостатки, сказавшиеся на конечных результатах. В целом её можно охарактеризовать как в большей степени позитивную.

Рост общеобразовательного уровня рядового состава Красной Армии, его возросшая политическая сознательность и активность требовали от командиров и политработников высокой грамотности и образованности, хорошего знания оружия и боевой техники, высокой политической сознательности и зрелости, новых форм и методов работы по обучению и воспитанию подчинённых. Требования к общеобразовательной подготовке командных кадров значительно возросли.

В январе 1939 года Политическое управление РККА направило в войска директиву «Об общеобразовательной подготовке и изучении русского языка в частях РККА». В ней указывалось, что занятия по общеобразовательной подготовке со сверхсрочнослужащими, средним, старшим и высшим комсоставом надо проводить в один из свободных вечеров в шестидневку, специально предусмотренных для общеобразовательной подготовки. Установленные занятия предполагалось включать в расписание и не допускать никаких срывов23.

Политические управления округов, политотделы соединений и парторганизации частей постоянно осуществляли руководство общеобразовательной подготовкой личного состава как одним из направлений партийно-политической работы в РККА. Так, в одном из докладов ПУ Северо-Кавказского военного округа в 1940 году сообщалось, что в частях округа было создано 467 групп, в которых обучалось 1588 человек командно-политического и начальствующего состава по программам 6-8-х классов. Кроме того, 1254 младших командиров сверхсрочной службы занимались по программе 5-6-х классов. В этих группах кроме полковых учителей проводили занятия 224 преподавателя гражданских учебных заведений и

23 См.: Путилов В.Ф. Деятельность Коммунистической партии по повышению общеобразовательного уровня личного состава Красной армии (1926-1941 гг.). Дисс...канд. ист. наук. - М.: 1978. С. 172.

252 преподавателя и групповода из числа военнослужащих24.

В то же время архивные документы говорят о том, что в ходе выполнения директивы ПУ РККА № 5 имелись существенные недостатки. Так, в докладной записке «О работе отдела культуры политуправления ХВО (Харьковского военного округа - прим. А.М.)» говорилось следующее: «В частях, как видно из материалов, общеобразовательная подготовка начальствующего состава идёт, но не во всех частях её можно признать удовлетворительной»25.

Что касается результатов проводимой в войсках работы по общеобразовательной подготовке комначсостава в соответствии с директивой ПУ РККА, то, с одной стороны, налицо очевидные достижения, а с другой - не менее очевидные недоработки. Сошлёмся на вышеупомянутую докладную записку, из которой это явственно видно: «Часть 6510, испытание проходило 78 человек, сдали экзамен за полную и неполную среднюю школу 58 чел., оставлено на 2-й год - 2 чел. Имеет переэкзаменовку - 18 чел.»26. Несмотря на значительные усилия, вплоть до начала Великой Отечественной войны не удалось должным, соответствующим требованиям времени, образом решить проблему повышения общеобразовательного уровня комначсостава. Речь шла об успешной подготовке армии к войне с исключительно сильным противником, и здесь требовалась не просто ликвидация малограмотности командиров. Даже обычной грамотности для решения такой задачи было недостаточно. К сожалению, даже среди командиров все ещё встречались факты не то что малограмотности, а самой настоящей безграмотности.

Представляется, что причины явного спада в работе заключаются в следующем. Прежде всего это объясняется тем, что при проводимом строжайшем классовом отборе основной упор был сделан на закреплении комначсостава из рабочих и беднейших слоёв крестьянства, у которых с грамотой дело обстояло, как правило, весьма плохо. Недостаток общей культуры, компетентности и даже элементарной грамотности новых руководителей был присущи стране в целом в первое, да и во второе десятилетия существования Советской власти. Так что такое положение дел с общеобразовательным уровнем командиров и начальников было характерно для всего межвоенного периода (1921 - июнь 1941 гг.). В конце 1930-х годов ситуация усугубилась тем, что в связи с репрессиями в РККА резко сократилось количество квалифицированных преподавате-

24 См.: Путилов В.Ф. Деятельность Коммунистической партии по повышению общеобразовательного уровня личного состава Красной армии (1926-1941 гг.). Дисс...канд. ист. наук. - М.: 1978. С. 173.

25 РГВА. Ф. 9. Оп. 35. Д. 94. Л. 312.

26 РГВА. Ф. 9. Оп. 35. Д. 94. Л. 313.

лей, а соответственно упало качество общеобразовательной подготовки. К тому же значительное увеличение численного состава армии накануне Великой Отечественной войны также повлекло за собой большую нехватку учительского состава, так как потребность в педагогических кадрах не поспевала за беспрецедентным ростом Вооружённых Сил. На наш взгляд, данная работа была скорее непродуктивна. Очевидно, что недостатки в процессе её проведения были настолько серьёзны, что самым негативным образом сказывались на качестве общеобразовательной подготовки командного состава РККА и её результатах.

Подводя итоги, следует сказать, что в Красной Армии в 1920-е годы проводилась напряжённая работа по повышению общеобразовательного уровня комначсостава: сначала был введён обязательный минимум общеобразовательных знаний, затем была организована добровольная общеобразовательная подготовка. Учёба велась в соответствии с учебными планами, программами, с привлечением гражданских учителей. Тем не менее, в работе имелись существенные недостатки, которые не дают основания оценить её даже удовлетворительно. Эти недостатки сказались на том, что результаты данной работы были крайне низкими. Слабые результаты, на наш взгляд, были обусловлены прежде всего тем, что решение проблем планировалось в рамках: 1) самоподготовки (приказ № 1515 РВС и № 59 ПУ РККА); 2) добровольных форм подготовки (приказ № 58 ПУ РККА). Что касается работы в данном направлении в 1930-е годы, то сначала для комначсостава была организована систематическая общеобразовательная подготовка, затем был введён обязательный минимум с целью получения им образования в объёме неполной средней и средней школы, и, наконец, занятия стали проводить в один из свободных вечеров в шестидневку. Согласно приказу РВС № 155 от 15 августа 1932 года, несмотря на имевшиеся недостатки в его реализации, обязательная общеобразовательная подготовка для начсостава была чётко организована и регламентирована. Ключевая проблема начсостава - получение им знаний в объёме неполной средней и средней школы - решалась с переменным успехом. С 1935 по 1939 год в этом направлении имелись неплохие достижения, но в период с 1939 по 1941 год последовал спад, и общие результаты работы были невысокими.

Опыт работы по повышению общеобразовательного уровня начсостава в межвоенный период может быть востребован и в наши дни. Например, такая организационная форма общеобразовательной подготовки, как консультационные пункты, активно использовавшаяся в 20-е годы XX века., вполне применима в современных условиях для поднятия общеобразовательного уровня офицерского состава Российской армии. Эти пункты могли бы вести свою работу в офицерских клубах и Домах офи-

церов. Кроме заместителей по военно-политической работе в качестве консультантов целесообразно было бы привлекать гражданских лиц - работников образования.

Библиографический список:

[1] Климович А.Т. Роль Красной армии в трудовой, общественно-политической и культурной жизни стра-

ны, 1921-1941: Дисс... д-ра ист. наук. - М.: 1995. 443 с.

[2] Культработа в РККА. 1936. № 12.

[3] Организационно-методические указания по проведению общеобразовательной подготовки красноар-

мейцев, командного и начальствующего состава на 1935/1936 учебный год. М.; Л., 1935. 41 с.

[4] Путилов В.Ф. Деятельность Коммунистической партии по повышению общеобразовательного уровня

личного состава Красной армии (1926-1941 гг.). Дисс...канд. ист. наук. - М.: 1978. 219 с.

[5] Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 4. Оп. 2. Д. 216.

[6] РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 3333.

[7] РГВА. Ф. 9. Оп. 35. Д. 94.

[8] РГВА. Ф. 4. Оп. 36. Ч. 1. Д. 1765.

[9] РГВА. Ф. 4. Оп. 36. Д. 2163.

[10] РГВА. Ф. 9. Оп. 40. Д. 16.

[11] РГВА. Ф. 9. Оп. 40, Д. 17.

[12] Шевчук Д.И. Деятельность Коммунистической партии по мобилизации личного состава Красной Армии на овладение боевой техникой в годы первых пятилеток (1929-1937 гг.). - Дисс. ... к.и.н. - М.: 1983. 226 с.

Reference

[1] Klimovich A.T. The role of the Red Army in the labor, socio-political and cultural life of the country, 1921-1941:

Dissertation... Dr. ist. Sci. - М.: 1995. 443 p.

[2] Cultural work in the Red Army. 1936. № 12.

[3] Organizational and methodological instructions for conducting general educational training of Red Army sol-

diers, command and control personnel for the 1935/1936 academic year. - М.: L., 1935. 41 p.

[4] Putilov V.F. Activities of the Communist Party to improve the general educational level of the Red Army per-

sonnel (1926-1941). Diss...cand. ist. Sci. - М.: 1978. 219 p.

[5] Russian State Military Archive (RGVA). F. 4. Op. 2. D. 216.

[6] RGVA. F. 4. Op. 3. D. 3333.

[7] RGVA. F. 9. Op. 35. D. 94.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[8] RGVA. F. 4. Op. 36. Part 1. D. 1765.

[9] RGVA. F. 4. Op. 36. D. 2163.

[10] RGVA. F. 9. Op. 40. D. 16.

[11] RGVA. F. 9. Op. 40, D. 17.

[12] Shevchuk D.I. The activities of the Communist Party to mobilize Red Army personnel to master military equipment during the first five-year plans (1929-1937). - Diss. ... Ph.D. - М.: 1983. 226 p.

Македонский А.В.

Кандидат исторических наук, доцент.

Государственного университета по землеустройству.

Повышение общеобразовательного уровня начальствующего состава РККА в 20-30-е годы XX века Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения общеобразовательного уровня начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии в 20-30-е годы XX века. На основе неопубликованных архивных материалов показаны размах и многосторонность данной работы. Рассмотрены её средства, формы и методы, выявлены успехи и недостатки, сказавшиеся на качестве общеобразовательной подготовки начсостава РККА и конечных результатах. В выводе отмечено, что до 1932 года проблема повышения у начальствующего состава уровня общеобразовательной подготовки решалась неэффективно. С 1932 года общеобразовательная подготовка начсостава была включена в твёрдые организационные рамки, стала обязательной. Ключевая проблема начальствующего состава - получение им знаний в объёме неполной средней и средней школы - решалась с переменным успехом. С 1935 по 1939 год итоги работы в этом направлении были в основном положительными, но в период с 1939 по 1941 год последовал спад, и результаты работы были невысокими.

Ключевые слова: Рабоче-Крестьянская Красная Армия, общеобразовательный уровень, общеобразовательная подготовка, начальствующий состав, учёба.

Makedonsky A.V.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, State University of Land Use Planning.

Increasing the general educational level of the commanding staff of the Red Army in the 20-30s of the 20th century Abstract. The article is devoted to the problem of increasing the general educational level of the commanding staff of the Workers' and Peasants' Red Army in the 20-30s of the 20th century. Based on unpublished archival materials, the scope and versatility of this work is shown. Its means, forms and methods are examined, successes and shortcomings are identified that affected the quality of general educational training of the command staff of the Red Army and the final results. The conclusion noted that until 1932, the problem of increasing the level of general education training among commanding officers was solved ineffectively. Since 1932, general educational training of command personnel was included in a solid organizational framework and became mandatory. The key problem of the commanding staff - their acquisition of knowledge at the level of junior high and secondary school - was solved with varying degrees of success. From 1935 to 1939, the results of work in this direction were mainly positive, but in the period from 1939 to 1941 a decline followed, and the results of the work were low.

Key words: Workers' and Peasants' Red Army, general educational level, general educational training, commanding staff, studies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.