Научная статья на тему 'Повышение образовательного компонента в греко-римской борьбе на этапе начальной подготовки'

Повышение образовательного компонента в греко-римской борьбе на этапе начальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
85
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технический арсенал / техническая категория / количественный показатель эффективности / качественный показатель эффективности / выигрышность / техническая разнонаправленность / technical arsenal / technical category / quantitative performance indicator / qualitative performance indicator / winning / technical multidirectionality

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецов Александр Семенович, Кузнецова Зинаида Михайловна, Кузнецов Станислав Александрович

Актуальность проведённого исследования обусловлена стремлением к уменьшению отсева занимающихся и повышению образовательного процесса во время занятий греко-римской борьбой на начальном этапе подготовки. Материал. Повышение мотивационного эффекта к занятиям греко-римской борьбой путём введения технических категорий и увеличения спортивных разрядов на этапе начальной подготовки. Методы исследования: анализ нормативных документов, опрос тренеров, опрос занимающихся, педагогические наблюдения. Результат. Двухгодичный педагогический эксперимент в СШ по греко-римской борьбе в группах второго и третьего годов обучения позволил выяснить, что в экспериментальных группах, где были введены технические категории, повысились количественный показатель эффективности (КОПЭ), показатель выигрышности (В), качественный показатель эффективности (КАПЭ). Увеличение числа спортивных разрядов снизил отсев по сравнению с контрольными группами при практически равных показателях технико-тактической деятельности. Заключение. Введение технических и дополнительных спортивных разрядов на этапах начальной подготовки положительно влияет на качество соревновательной деятельности борцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецов Александр Семенович, Кузнецова Зинаида Михайловна, Кузнецов Станислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The educational component improving in greco-roman wrestling at the initial training stage

The research relevance is determined by the desire to reduce the students’ dropout rate and increase the educational process during Greco-Roman wrestling classes at the initial stage of training. Material. Increasing the motivational effect of Greco-Roman wrestling classes by introducing technical categories and increasing sports titles at the initial training stage. Research methods: analysis of normative documents, coaches 'survey, students' survey, pedagogical observations. Result. The pedagogical experiment in sports school on GrecoRoman wrestling participated athletes of the second and third years of study. It showed that in experimental groups, where technical categories were introduced, increased quantitative performance indicator (QtPI), an indicator of profitability (P), a qualitative performance indicator (QlPI). The increase of sports titles number reduced the dropout rate in comparison with the control groups with equal technical and tactical activity indicators. Conclusion. Technical and additional sports titles Introduction at the initial training stages has a positive effect on the quality of wrestlers’ competitive activity.

Текст научной работы на тему «Повышение образовательного компонента в греко-римской борьбе на этапе начальной подготовки»

УДК 796.82 DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-3-19-23

Повышение образовательного компонента в греко-римской борьбе на

этапе начальной подготовки

Кузнецов А.С, Кузнецова З.М.*, Кузнецов СА.

Набережночелнинский филиала УВО «Университет управления «ТИСБИ» г. Набережные Челны, Россия ORCID: 0000-0003-4294-3755, kuznetsov-as@mail.ru ORCID: 0000-0002-5558-474X, kzm_diss@mail.ru* ORCID: 0000-0002-7708-0403, stanislav.kuznetsov.79@mail.ru

Аннотация. Актуальность проведённого исследования обусловлена стремлением к уменьшению отсева занимающихся и повышению образовательного процесса во время занятий греко-римской борьбой на начальном этапе подготовки. Материал. Повышение мотивационного эффекта к занятиям греко-римской борьбой путём введения технических категорий и увеличения спортивных разрядов на этапе начальной подготовки. Методы исследования: анализ нормативных документов, опрос тренеров, опрос занимающихся, педагогические наблюдения. Результат. Двухгодичный педагогический эксперимент в СШ по греко-римской борьбе в группах второго и третьего годов обучения позволил выяснить, что в экспериментальных группах, где были введены технические категории, повысились количественный показатель эффективности (КОПЭ), показатель выигрышности (В), качественный показатель эффективности (КАПЭ). Увеличение числа спортивных разрядов снизил отсев по сравнению с контрольными группами при практически равных показателях технико-тактической деятельности. Заключение. Введение технических и дополнительных спортивных разрядов на этапах начальной подготовки положительно влияет на качество соревновательной деятельности борцов. Ключевые слова: технический арсенал, техническая категория, количественный показатель эффективности, качественный показатель эффективности, выигрышность, техническая разнонаправленность.

Для цитирования: Кузнецов А.С, Кузнецова З.М., Кузнецов С.А. Повышение образовательного компонента в греко-римской борьбе на этапе начальной подготовки. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(3): 19-23. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-3-19-23

The educational component improving in greco-roman wrestling at the

initial training stage

Aleksand S. Kuznetsov, Zinaida M. Kuznetsova*, Stanislav A. Kuznetsov

Naberezhnye Chelny branch of Management University 'TISBI"

Naberezhnye Chelny, Russia ORCID: 0000-0003-4294-3755, kuznetsov-as@mail.ru ORCID: 0000-0002-5558-474X, kzm_diss@mail.ru* ORCID: 0000-0002-7708-0403, stanislav.kuznetsov.79@mail.ru

Abstract: The research relevance is determined by the desire to reduce the students' dropout rate and increase the educational process during Greco-Roman wrestling classes at the initial stage of training. Material. Increasing the motivational effect of Greco-Roman wrestling classes by introducing technical categories and increasing sports titles at the initial training stage. Research methods: analysis of normative documents, coaches 'survey, students' survey, pedagogical observations. Result. The pedagogical experiment in sports school on Greco-Roman wrestling participated athletes of the second and third years of study. It showed that in experimental groups, where technical categories were introduced, increased quantitative performance indicator (QtPI), an indicator of profitability (P), a qualitative performance indicator (QlPI). The increase of sports titles number reduced the dropout rate in comparison with the control groups with equal technical and tactical activity indicators. Conclusion. Technical

and additional sports titles Introduction at the initial training stages has a positive effect on the quality of wrestlers' competitive activity.

Keywords: technical arsenal, technical category, quantitative performance indicator, qualitative performance indicator, winning, technical multidirectionality.

For citation: Kuznetsov A.S., Kuznetsova Z.M., Kuznetsov S.A. Increasing the educational component in Greco-Roman wrestling at the stage of initial training. Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. 2020; 15 (3): 19-23. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-3-19-23

ВВЕДЕНИЕ

Анализ нормативных документов спортивных школ (СШ) и спортивных школ олимпийского резерва (СШОР), соревновательной деятельности в греко-римской борьбе, а также результатов анкетного опроса специалистов [3] свидетельствуете значительном отсеве занимающихся греко-римской борьбой ещё на ранних этапах подготовки. Часть детей бросают занятия в силу своей неосведомлённости о содержании избранного вида спорта [5]. Если аргументировать такой значительный отсев только неспособностью детей при ранней специализации точно определить свою спортивную ориентацию, то чем можно объяснить отсев на следующих годах обучения (2-м, 3-м, 4-м)?

Отмечены факты прекращения занятий греко-римской борьбой спортсменами, имеющими высокие спортивные результаты. Причиной этого оказалась потеря интереса к виду деятельности в силу ограниченности и однообразности учебного материала. Поэтому в видах спорта, где ограничен объём технических действий, используются различные игровые упражнения. Они направлены не столько на обеспечение разностороннего развития занимающихся, сколько на устранение монотонности.

Кроме функциональных перегрузок в раннем возрасте и узости технического арсенала, в греко-римской борьбе имеет место и потеря зрелищности, что отрицательно влияет на обеспечение массовости.

В результате проведённого нами социологического опроса детей, прекративших занятия греко-римской борьбой, выяснилось, что на данный период при факте ранней специализации в таком сложнейшем виде деятельности, как греко-римская борьба практически отсутствуют стимулы к овладению всем техническим арсеналом. Поэтому имеется необходимость введения организационных стимулов, которые бы позволили долгосрочно мотивировать познавательно-спортивную

деятельность на разных этапах обучения.

О роли мотивации в греко-римской борьбе имеются научные публикации [4], однако в них на первое место выводятся такие мотивы,

как желание стать чемпионом, получить материальное вознаграждение.

На наш взгляд, в условиях ранней специализации в греко-римской борьбе необходимо в первую очередь учитывать следующие мотивационные факторы:

- желание научиться выполнять приёмы (образовательный компонент);

- получить спортивный разряд (обеспечить свой социальный статус).

Учитывая стремление детей раннего возраста к познанию и овладению широким спектром двигательных умений, а также неспособность ориентироваться на отставленный эффект [1], целесообразно, на наш взгляд, как можно чаще публично фиксировать достижения обучаемых. Кроме спортивной квалификации за занятые места и количество побед, ввести также техническую квалификацию за овладение приёмами, как это делается в восточных видах единоборств.

Если просмотреть требования Единой Всероссийской спортивной классификации [2], то выяснится следующее:

- в боксе квалификационные требования предусматривают только участие во встречах и число побед, а присвоение спортивных разрядов начинается с 3-го юношеского;

- во всех видах упражнений гимнастики получение спортивного разряда зависит от выполнения определённого перечня гимнастических элементов и их связок в определённой категории трудности. Присвоение спортивного разряда начинается с разряда «Юный гимнаст»;

- в различных видах лёгкой атлетики для получения спортивного разряда необходимо достижение результата в секундах, метрах и т.д.;

- в греко-римской борьбе присвоение разрядов установлено только за определённое число побед. Присвоение спортивных разрядов начинается со 2-го юношеского.

Не учитывается то, каким техническим арсеналом будет достигать этих побед борец. Поэтому многие борцы высокого класса имеют на вооружении только один приём, аранжируя его, по мере возможности, вспомогательными техническими действиями и заполняя время схватки так называемым «межприёмьем». В

этом случае высокий спортивный результат достигается только за счёт функционального перенапряжения.

Ориентируясь на таких борцов, тренеры (особенно тренеры сборных команд) во главу стратегии предсоревновательной подготовки ставят наращивание физических возможностей, это выбивает из коллектива борцов со средним уровнем текущего физического развития и лишает ведущих борцов спарринг-партнёров, что влечёт за собой снижение вариативности технико-тактической подготовленности членов сборной команды, что ещё более усугубляет проблему [6,7,8].

В своём исследовании мы поставили цель: повысить мотивационный эффект квалификационной оценкой степени овладения программным техническим арсеналом путём введения технических категорий (таблица 1) и за счёт увеличения числа спортивных разрядов на этапах начальной подготовки (таблица 2)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате двухгодичного

Таблица 1 - Содержание технических категорий

педагогического эксперимента в СШ по греко-римской борьбе с участием групп второго и третьего годов обучения выяснилось, что в экспериментальных группах, где были введены технические категории и официально проводилась сдача технических нормативов, статистически достоверно повысились количественный показатель эффективности (КОПЭ) (р < 0,01), показатель выигрышности (В) (р < 0,01), качественный показатель эффективности (КАПЭ) (р < 0,05). Результаты корреляционного анализа засвидетельствовали прямую зависимость роста результирующих показателей технико-тактического мастерства от показателя технической разнонаправленности (Ртех), что свидетельствует о положительном влиянии «насильственного» стимулирования к техническому разнообразию.

В экспериментальных группах, где было увеличено число спортивных разрядов, отсев снизился на 56 процентов по сравнению с контрольными группами при практически равных показателях технико-тактической деятельности (р > 0,05).

Категория Цвет нашивки на трико Содержание требований по демонстрации приёмов борьбы (стойка, партер):

8-я Белый - броски в 4 диагональных направлениях; - перевороты в 4 продольно-поперечных направлениях (согласно программе)

7-я Жёлтый - вновь изученные броски в 4 диагональных направлениях (согласно программе); - вновь изученные перевороты в 4 продольно-поперечных направлениях; - перебрасывания

6-я Зелёный - броски в 4 диагональных направлениях; - перевороты в 4 продольно-поперечных направлениях в условиях динамических ситуаций по команде судьи

5-я Синий - броски, перебрасывания и перевороты в комбинациях

4-я Оранжевый - броски, перебрасывания и перевороты от предварительной смены стойки и захвата

3-я Красный - броски, перебрасывания и перевороты в условиях нестандартных взаимных поз и взаимных захватов

2-я Коричневый - демонстрация технико-тактических действий с противниками различных стилей борьбы

1-я Чёрный - демонстрация технико-тактических действий при смене взаимных поз (в разделах борьбы)

Таблица 2 - Содержание разрядных требований

Разряд Квалификационные требования

Юный борец 4 победы над новичками

3-й юношеский разряд - 6 побед над юным борцом; - 3 победы над 3-м юношеским разрядом

2-й юношеский разряд - 8 побед над 3-м юношеским разрядом; - 4 победы над 2-м юношеским разрядом.

1-й юношеский разряд - 10 побед над 2-м юношеским разрядом; - 5 побед над 1-м юношеским разрядом

3-й взрослый разряд - 12 побед над 1-м юношеским разрядом; - 6 побед над 3-м взрослым разрядом

2-й взрослый разряд - 12 побед над 3-м взрослым разрядом; -6 побед над 2-м взрослым разрядом

1-й взрослый разряд - 12 побед над 2-м взрослым разрядом; - 6 побед над 1-м взрослым разрядом

Кандидат в мастера спорта - 10 побед над 1-м взрослым разрядом и 2 победы над кандидатом с мастера спорта

Мастер спорта -1-е место во всероссийском турнире, при условии, что в турнире принимают участие спортсмены не менее чем из пяти регионов и не менее пяти мастеров спорта России; - 1-е место на чемпионатах Федеральных округов

Мастер спорта международного класса - 1-е место на чемпионате России; - 1-е место на международном турнире, входящем в календарь международной федерации UWW

Заслуженный мастер спорта - 1-е место в чемпионате мира; - 1-3-е место на Олимпийских играх

Сравнительный анализ наполняемости экспериментальных и контрольных групп свидетельствует о значительном снижении отсева из экспериментальных групп.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно заключить, что введение технических категорий как средства стимулирования к повышению технического разнообразия и введение дополнительных спортивных разрядов на этапах начальной подготовки положительно влияют на качество соревновательной деятельности борцов, а также на сохранение контингента занимающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар. 1995: 68.

2. Единая Всероссийская спортивная классификация. 2019 - 2022. М.: Физкультура и спорт, 2019: 283.

3. Кузнецов А.С. Организационно-методические основы технико-тактической подготовки борцов греко-римского стиля : автореф. дис... д-ра пед. наук. Краснодар: КГАФК. 2002: 41.

4. Пилоян Р.А. Мотивация и повышение результативности в спорте. Спортивная борьба: Ежегодник. М.; 1981: 70-72.

5. Шулика Ю.А., Гайдук Т.А. Мотивационный аспект обеспечения массовости физической культуры в общеобразовательной средней школе. Современные проблемы развития физической культуры и биомеханики спорта: Материалы международ. научн. конфер. Майкоп. 1999: 166-171.

6. Кузнецов С.А., Кузнецова З.М. История развития параолимпийского спорта в мире. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014; 9(2): 46-53. DOI 10.14526/00_m1_06. Режим доступа: http:// www.journal-science.org/ru/magazine/2.html.

7. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus)

8. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z. Diagnostics of Functional State and Recerve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus)

Статья поступила в редакцию: 27.07.2020

Кузнецов Александр Семенович - доктор педагогических наук, профессор, Набережночелнинский филиал УВО «Университет управления «ТИСБИ», 423806, Россия, г. Набережные Челны, Комсомольская набережная, дом 6, e-mail:, kuznetsov-as@mail.ru.

Кузнецова Зинаида Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, Набережночелнинский филиал УВО «Университет управления «ТИСБИ», 423806, Россия, г. Набережные Челны, Комсомольская набережная, дом 6, e-mail: kzm_diss@mail.ru

Кузнецов Станислав Александрович - кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский филиал УВО «Университет управления «ТИСБИ», 423806, Россия, г. Набережные Челны, Комсомольская набережная, дом 6, e-mail: stanislav.kuznetsov.79@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.