Развитие АПК
УДК 338
ПОВЫШЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОСТИ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА И РАЗВИТИЕ хОЗЯЙСТВ НАСЕЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ АГРОСЕКТОРА РЕГИОНА
Ш. И. ШАРИПОВ,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории
E-mail: [email protected] Дагестанский государственный институт народного хозяйства
Ж. А. АХМЕДОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления E-mail: [email protected] Дагестанский государственный технический университет
В статье исследовано состояние статистической отчетности в сельском хозяйстве региона, выявлены заметные расхождения между фактическими данными о развитии и официальной отчетностью. Проведен анализ развития личных подсобных хозяйств населения, изучены вопросы их господдержки и расширения землепользования. Предложены механизмы повышения объективности статистического учета.
Ключевые слова: аграрный сектор, Республика Дагестан, статистика, отчетность, личное подсобное хозяйство, налог, кредит.
Повышение объективности учета деятельности хозяйствующих субъектов, экономических явлений и других изменений в использовании имеющегося земельно-ресурсного потенциала имеет большую
значимость для сельского хозяйства Республики Дагестан. Это объясняется тем, что сложившаяся агроструктура с преобладанием огромного числа мелкотоварных хозяйств обусловливает острую необходимость принятия дополнительных мер по формированию достоверных статистических сведений, необходимых для оперативного принятия адекватных мер государственного регулирования.
О наличии серьезных проблем в этой области говорит то, что в своем ежегодном послании Народному Собранию Республики Дагестан Президент Республики Дагестан М. М. Магомедов подчеркнул, что официальная информация об изменениях в землепользовании, о состоянии и структуре угодий не всегда соответствует реальному положению дел, в связи с чем была поставлена задача по проведению инвентаризации земельных угодий республики [ 1].
По мнению экспертов, это крайне своевременное и важное решение, что позволит получить объективную картину для выработки необходимых мер повышения эффективности землепользования. К тому же, как отмечают специалисты, и в ряде других отраслей экономики информация различных ведомств, в том числе и статистических служб, нередко расходится, что не позволяет вырабатывать обоснованную экономическую политику.
К примеру, до недавнего времени считалось, что в республике имеется около 43 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, по числу которых Республика Дагестан уверенно занимала первое место в стране. Проведенная впервые с 1920 г. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2006 г. [4] также зафиксировала наличие такого количества. Однако, как свидетельствуют последние данные налоговой и статистической служб, на самом деле численность фермерских хозяйств в республике составляет чуть более 11,7 тыс., что в 3,7 раза меньше от официально признанного их количества.
Как показывает анализ, причиной таких расхождений является то, что в ряде случаев всего лишь факт принятия органами местного самоуправления решения о предоставлении земли для организации фермерских хозяйств признавался созданием хозяйства, хотя на самом деле только государственная регистрация юридического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, свидетельствует о возникновении новых хозяйств. Почему-то информация о якобы имеющемся в районах большом числе фермерских хозяйств не вызывала вопросов и у органов местного самоуправления.
Можно предположить, что в ближайшие годы число фермерских хозяйств будет сокращаться в
80
60
40
20
33,2
72
31
15,3
15,7
Россия
Северо-Кавказский федеральный округ
□ Хозяйства всех категорий □ Сельскохозяйственные организации □ Хозяйства населения
Рис. 1. Товарность производства овощей в 2010 г. (реализовано от общего объема производства), %
связи с ликвидацией тех из них, кто не ведет хозяйственную деятельность. Известно, что изменился порядок отчислений в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования, вменяющий в обязанности фермеров производить выплату около 15 тыс. руб., независимо от их фактической работы. Это становится обременительным для формально зарегистрированных хозяйств, надеявшихся на получение господдержки.
Или другой пример. По данным Федеральной службы государственной статистики [8], товарность реализованных овощей в хозяйствах населения республики составила всего 13 %, что ниже показателей по стране и федеральному округу (рис. 1). Это означает, что из произведенных в личных подсобных хозяйствах населения республики в 2010 г. овощей в объеме 850 тыс. т реализовано на сторону всего 110 тыс. т.
Тогда возникает резонный вопрос, разве сельское население могло использовать на личные продовольственные цели практически все произведенные овощи в размере 730 тыс. т при норме потребления всего 450 тыс. т. Известно, что для многих сельских жителей овощи выступают важным источником формирования денежных доходов. Об этом красноречиво свидетельствуют вереницы большегрузных машин, развозящих по всей стране овощи, или горы сельхозпродукции, выставленной вдоль автотрасс на реализацию. Тем более что в структуре произведенных овощей более 50 % приходится на капусту и томаты, продукцию более чем с высоким уровнем товарности.
В последние годы в связи с активным внедрением в практику хозяйствования программно-целевых методов потребность в полноценной и достоверной статистической информации существенно возрастает. Практически по всем основным отраслям агропромышленного комплекса приняты и реализуются программы, и для мониторинга целевых индикаторов требуются статистические сведения не только в разрезе муниципальных районов по категориям хозяйств, но и по крупным сельскохозяйственным товаропроизводителям.
В то же время с 2010 г. статистические сведения
36,6
15
13,1
Республика Дагестан
9
0
по отраслям растениеводства в разрезе районов республики формируются только по сельхозпредприятиям и фермерским хозяйствам, а по личным подсобным хозяйствам, на которые приходится около 80 % производимой продукции, даются только в целом по республике без разбивки по районам. А сведения по производству молока и мяса по всем категориям хозяйств в разрезе районов не выпускаются достаточно давно. Такая ситуация заметно усложняет возможности объективного анализа тенденций развития отрасли для своевременной выработки соответствующих мер реагирования. Во многих регионах страны статистические сведения по категориям хозяйств в разрезе районов регулярно издаются. Целесообразно отражать в выпускаемых статистических бюллетенях показатели и по личным подсобным хозяйствам населения. Объективности ради надо отметить, что в настоящее время на официальном сайте Росстата можно найти довольно богатый статистический материал в разрезе регионов, но хотелось бы, чтобы и на сайтах территориальных подразделений Росстата размещались аналогичные сведения с разбивкой по муниципальным районам.
Как уже отмечалось, в республике ключевую роль в производстве сельскохозяйственной продукции занимают личные подсобные хозяйства населения. Республика Дагестан по итогам последней переписи населения занимает второе место в стране, уступая только Краснодарскому краю, по численности сельского населения, значительная часть которого решает проблему жизнеобеспечения за счет ведения личных подворий. Численность личных подсобных хозяйств превышает 400 тыс., они расположены в 1 588 селах республики. По данным переписи, в республике всего 1,5 % сел с населением менее 10 чел., тогда как в целом по стране таких поселений 23,6 % (табл. 1).
Более того, между последними переписями населения удельный вес обезлюдевших сельских поселений в целом по стране возрос с 8,4 % в 2002 г. до 12,7 % в 2010 г., в то время как в регионе этот показатель даже несколько снизился: с 3,1 до 2,7 % (табл. 1). В решающей степени это обусловлено низким уровнем развития социально-бытовой, производственно-инженерной инфраструктуры в сельской местности. Это и толкает молодежь к оттоку в города после окончания школы.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №№ 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [7] сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются не только крупные организации, но и граждане, ведущие личное подворье. Аграрная политика государства строится на равной поддержке всех форм организации сельского производства, которое означает, что и на личные подсобные хозяйства распространяются все льготы и условия государственной поддержки, установленные законодательством.
В то же время эта норма пока еще не находит полной практической реализации, поскольку во всех принимаемых на федеральном уровне правилах, регламентирующих государственную поддержку агропромышленного комплекса, как правило, есть оговорка о нераспространении на личные подсобные хозяйства содержащихся в этих правилах норм. Поэтому практически единственной формой прямой бюджетной поддержки личных подсобных хозяйств до недавнего времени оставалось субсидирование части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам, на что в регионе в 2010 г. было направлено из республиканского и федерального бюджетов более 126 млн руб. Это составляет 15 % от общего уровня поддержки.
Начиная с 2008 г. приоритетный национальный проект «Развитие АПК» трансформировался
Таблица 1
Группировка сельских населенных пунктов по численности населения по итогам переписи 2002 и 2010 гг., %
Показатель Российская Федерация Северо-Кавказский федеральный округ Республика Дагестан
2002 2010 2002 2010 2002 2010
Количество поселений, всего 155 290 153 125 - 3 322 1 605 1 588
В том числе:
- без населения 8,4 12,7 - 5,2 3,1 2,7
- до 10 чел. 21,9 23,6 - 2,4 1,3 1,5
- 11-50 чел. 24,5 21,4 - 6,3 6,5 7,1
- 51-100 чел. 9,6 9 - 5,1 7,9 7
- 101 чел. и более 35,6 33,3 - 81 81,2 81,7
8 000 -
6 000 -
4 000 -
2 000 -
7 673
4 918
210
43
2 015
1 009
1 590
483,4
370,1
2 244,8
3 004,5
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Ш Число личных подсобных хозяйств, получивших кредиты, ед. □ Объем выданных кредитов, млн руб.
Рис. 2. Динамика кредитования личных подсобных хозяйств в Республике Дагестан в 2005-2010 гг.
потребительские кооперативы. Именно поэтому одним из направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК» было стимулирование создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Проведенный анализ показал, что хотя формально в республике и создано 12 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооператива, ни один из них не занимался
в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы [5]. Следует отметить, что с начала реализации национального проекта, а затем и госпрограммы в 2006-2010 гг. 24,3 тыс. личных подсобных хозяйств смогли получить более 7 млрд руб. кредитных средств, или более 55 % привлеченных за эти годы в агросектор кредитов, что составляет по 300 тыс. руб. на хозяйство, тогда как по стране в целом на одно личное подсобное хозяйство выдано по 150 тыс. руб. (рис. 2).
Аграрная структура с преобладанием малых форм хозяйствования создает предпосылки для становления таких структур микрофинансового обеспечения, как сельскохозяйственные кредитные
своей уставной деятельностью, тогда как по стране в целом 68,6 % из числа созданных функционировали в 2010 г. (табл. 2). К примеру, ими в 2010 г. было выдано около 30 тыс. кредитов на сумму 6,2 млрд руб. при общей сумме кредита 209 тыс. руб.
На кредитные кооперативы по стране в целом приходится всего 1,2 % от общей суммы выданных агропромышленному комплексу в 2010 г. кредитов при заметной дифференциации по регионам. Так, на пять субъектов Федерации, где размещено 12,8 % сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, приходится 72,3 % от общей суммы выданных такими кооперативами кредитов. Лидером выступает Саратовская область, где кредитные кооперативы выдали более четверти всей суммы кредитования агропромышленного комплекса региона.
Таблица 2
Информация о кредитовании агропромышленного комплекса сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами в 2010 г.
8
0
Субъект Федерации Количество выданных кредитов Сумма выданных кредитов Средний размер кредита, тыс. руб. Количество кредитных кооперативов 1-го уровня
Ед. К общему числу по АПК, % Млн руб. К общей сумме по АПК, °% Всего Действующих, °%
Астраханская область 995 23,8 446,9 15 449 19 62,5
Волгоградская область 6 649 81,8 379,9 7,6 57 100 77
Республика Дагестан 0 0 0 0 0 12 0
Кабардино-Балкарская Республика 513 14,6 77,4 1,8 151 32 87,5
Саратовская область 997 13,7 3 117,2 25,9 3127 36 61,1
Тюменская область 5 361 80,1 482,4 9,9 90 27 85,2
Всего по Российской Федерации 29 774 14,5 6 229,5 1,2 209 1761 68,6
Низкий уровень развития сельской кредитной кооперации объясняется рядом причин, в том числе недостаточным уровнем участия сельских поселений в ее стимулировании, низким доверием руководителей структур малого агробизнеса друг к другу, отсутствием первоначального капитала и т. д. Определенные надежды связывались с предполагаемым вступлением ОАО «Россельхозбанк» в кредитные кооперативы в качестве ассоциированного члена, что не нашло практического воплощения.
Учитывая важность задач, выполняемых личными подсобными хозяйствами по формированию доходов сельского населения и обеспечению их трудозанятости, государство предпринимает дополнительные меры по их вовлечению в орбиту государственной аграрной политики. В частности, создается законодательная основа, позволяющая распространять на личные подсобные хозяйства и другие направления господдержки. К примеру, в этом году предусматривается выделение этим хозяйствам субсидий на закупку кормов на содержание маточного поголовья крупного рогатого скота как своего рода бонус за недопущение снижения численности поголовья.
Поскольку из-за нечеткой формулировки положений налогового законодательства на получаемую личными подсобными хозяйствами государственную поддержку начислялись налоги, как на дополнительно полученные доходы, принятый Федеральный закон от 21.06.2011 № 147-ФЗ «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» [3] освободил эти хозяйства от налогов при целевом использовании финансовых средств на свое развитие.
Кроме того, этим же законом устанавливается, что максимальный размер общей площади земельного участка личного подсобного хозяйства может достигать до 0,5 га. Он может быть увеличен
Динамика размера личных подсобных в 1995-2009 гг. в расчете
законом субъекта Федерации, но не более чем в пять раз. Таким образом, общая площадь личного подсобного хозяйства не может превышать 2,5 га. А те, у кого имеется больше, будут вынуждены преобразоваться в предпринимательские формы ведения агробизнеса, что органично вписывается в политику стимулирования именно рыночных форм производства. Видимо, такие изменения будут внесены в республиканское законодательство, хотя норма Закона Республики Дагестан от 04.03.2005 № 11 «О личном подсобном хозяйстве в Республике Дагестан» [6], разрешающая доводить размер личных подсобных хозяйств до одного гектара, не находит активного практического применения, поскольку фактический размер этих хозяйств остается на уровне 0,25 га (табл. 3).
Как свидетельствуют данные, представленные в табл. 3, с принятием упомянутого закона Республики Дагестан практически не произошло увеличения размера личных подсобных хозяйств. Полностью относить это на ограниченность земельных ресурсов неправомерно. Не исключено, что многие сельские граждане просто не владеют информацией о предоставленных законом возможностях. Учитывая, что расширение личных подворий выступает эффективной формой занятости и формирования доходов, органам местного самоуправления целесообразно переоценить свои возможности в этой сфере.
Тем не менее, как показывают исследования, в республике встречается немало случаев, когда лица без статуса индивидуальных предпринимателей имеют в пользовании десятки гектаров арендуемых сельскохозяйственных угодий, оставаясь вне налогообложения.
Немаловажным результатом авторского исследования является выявленная слабая организация работы по ведению бухгалтерской и иной отчетности фермерскими хозяйствами. Многие из них вообще не ведут такой отчетности. И если раньше
Таблица 3
озяйств по зонам Республики Дагестан
на одно хозяйство, соток
Показатель Равнина Предгорье Горы В целом по республике
1995 2003 2009 1995 2003 2009 1995 2003 2009 1995 2003 2009
Площадь, всего 17,5 17,1 17,3 26,2 28,2 32,7 30,6 31,6 30,6 24,4 24,9 25,4
В том числе:
- сельхозугодья 15,4 14,9 15,1 23,9 25,6 30 28,4 29,3 28,5 22,1 22,6 23,1
- пашня 11,1 11,1 11,4 18,6 19,8 23 21,8 21,5 20,7 16,7 16,9 17,3
Количество - - 174,1 - - 86,3 - - 152,9 - - 414
хозяйств, тыс. ед.
такие хозяйства могли рассчитывать на получение господдержки, то начиная с 2011 г. такой возможности они полностью лишаются. По мнению авторов, это вполне обоснованная позиция государства в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвердившего формы отчетности о ресурсном потенциале и производственной деятельности фермерских хозяйств [2].
В последние годы на федеральном уровне провозглашена формула «Господдержка в ответ на эффективность». Для оценки эффективности реализуемых мер по развитию субъектов агробизнеса, безусловно, требуется соответствующая отчетность. Воспринимать установленные требования нужно как вполне обоснованные, поскольку, оказывая помощь, органы власти вправе и должны знать, какой результат от этой помощи достигается. Государство заинтересовано в стимулировании товарного производства, а фермерские хозяйства наравне с сельхозпредприятиями имеют доступ ко всем видам бюджетной поддержки, чего не скажешь о личных подворьях, имеющих в основном подсобный характер.
Поэтому претензии отдельных руководителей фермерских хозяйств об усилении административных барьеров с введением нормы о сдаче отчетности необоснованны, тем более что установленная для фермерских хозяйств отчетность крайне упрощена.
Аграрный сектор занимает важное место в экономике республики, и повышение отчетной дисциплины, в том числе и в сфере малого агробизнеса, позволит показать реальный потенциал отрасли, который на деле будет выше уровня, зафиксированного
Список литературы
в статорганах. А это в свою очередь даст органам управления больше оснований для отстаивания интересов развития сельской экономики, в том числе и при формировании бюджетных параметров.
По мнению авторов, практическая деятельность органов управления агропромышленным комплексом регионов должна строиться на принципах оказания оперативной квалифицированной консультационно-методической поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
С учетом того, что многие фермерские хозяйства не имеют соответствующих отраслевых специалистов, министерством сельского хозяйства Республики Дагестан издается ведомственная ежемесячная газета «Сельская жизнь Дагестана», ежеквартальный журнал «Агропромышленный комплекс Дагестана», где регулярно размещаются информационно-методические материалы.
Кроме того, в рамках проводимой административной реформы, направленной на повышение качества оказываемых услуг, требуется существенно улучшить работу официальных сайтов органов управления агропромышленным комплексом, чтобы сельхозпроизводители могли получать интересующую их информацию. Например, какие на текущий год предусмотрены формы и объемы господдержки, какие документы необходимо представить для их получения и т. д.
Практика показывает, что только на основе реализации комплекса системных мер можно рассчитывать на повышение устойчивости функционирования аграрного сектора, выступающего гарантией обеспечения продовольственной безопасности.
1. Ежегодное послание Президента Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан. URL: http://president.e-dag. ru/novosti/?tx_ttnews [tt_news] =6600.
2. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - www.mcx.ru.
3. О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве»: Федеральный закон от 21.06.2011 № 147-ФЗ.
4. О Всероссийской сельскохозяйственной переписи: Федеральный закон от 21.07.2005 № 108-ФЗ.
5. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446.
6. О личном подсобном хозяйстве в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от 04.03.2005 № 11.
7. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ.
8. Федеральная служба государственной статистики - www.gks.ru.