Научная статья на тему 'Повышение налогового потенциала муниципального образования'

Повышение налогового потенциала муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
BUDGET MUNICIPAL EDUCATION / TAXES / TAX POTENTIAL / FISCAL POLICY / ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исеева О.Б.

В статье рассмотрены особенности развития налоговых отношений на региональном и муниципальном уровне. Изучена важная научно-теоретическая проблема исследования процессов наращивания и оценки налогового потенциала муниципального образования и влияния налоговых отношений на его социально-экономическое развитие. Исследован налоговый потенциал муниципального образования, проведен анализ формирования и оценивания налогового потенциала муниципального образования (на примере Теньгушевского района Республики Мордовия). Сделан вывод о том, что реальное осознание фискальной политики на муниципальном уровне позволяет оценить ряд факторов социально-экономического развития административно-территориальных единиц страны, будет сбалансированным и эффективным только при внедрении территориально-дифференцированных механизмов реализации общегосударственных целей с ориентацией на общественно-государственные свойства муниципалитетов. Это, по мнению автора, положительно скажется на развитии их территорий и позволит существенно смягчить территориальную несправедливость в финансовом обеспечении региональных (муниципальных) программ социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the peculiarities of the development of tax relations at the regional and municipal levels. An important scientific and theoretical problem of studying the processes of building up and evaluating the tax potential of the municipal entity and the influence of tax relations on its socio-economic development is studied. The tax potential of the municipality was studied, the analysis of the formation and assessment of the tax potential of the municipal entity was carried out (on the example of the Tenghzhev district of the Republic of Mordovia). It is concluded that real understanding of fiscal policy at the municipal level allows assessing a number of factors of the socio-economic development of the administrative-territorial units of the country, will be balanced and effective only with the implementation of territorially differentiated mechanisms for the implementation of general state objectives with a focus on the public-state properties of municipalities. This, in the opinion of the author, will have a positive effect on the development of their territories and will substantially alleviate territorial injustice in the financial provision of regional (municipal) programs of social and economic development.

Текст научной работы на тему «Повышение налогового потенциала муниципального образования»

УДК 336.225

Экономические науки

Исеева О. Б., магистрант, экономического факультета, направления подготовки «Экономика» МГУ им. Н. П. Огарева, г. Саранск

ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В статье рассмотрены особенности развития налоговых отношений на региональном и муниципальном уровне. Изучена важная научно-теоретическая проблема исследования процессов наращивания и оценки налогового потенциала муниципального образования и влияния налоговых отношений на его социально-экономическое развитие. Исследован налоговый потенциал муниципального образования, проведен анализ формирования и оценивания налогового потенциала муниципального образования (на примере Теньгушевского района Республики Мордовия). Сделан вывод о том, что реальное осознание фискальной политики на муниципальном уровне позволяет оценить ряд факторов социально-экономического развития административно-территориальных единиц страны, будет сбалансированным и эффективным только при внедрении территориально-дифференцированных механизмов реализации общегосударственных целей с ориентацией на общественно-государственные свойства муниципалитетов. Это, по мнению автора, положительно скажется на развитии их территорий и позволит существенно смягчить территориальную несправедливость в финансовом обеспечении региональных (муниципальных) программ социально-экономического развития.

Ключевые слова: бюджет муниципальное образование, налоги, налоговый потенциал, фискальная политика, экономика.

Annotation: The article considers the peculiarities of the development of tax relations at the regional and municipal levels. An important scientific and theoretical problem of studying the processes of building up and evaluating the tax potential of the municipal entity and the influence of tax relations on its socio-economic development is studied. The tax potential of the municipality was studied, the analysis of the formation and assessment of the tax potential of the municipal entity was carried out (on the example of the Tenghzhev district of the Republic of Mordovia). It is concluded that real understanding of fiscal policy at the municipal level allows assessing a number of factors of the socio-economic development of the administrative-territorial units of the country, will be balanced and effective only with the implementation of territorially differentiated mechanisms for the implementation of general state objectives with a focus on the public-state properties of municipalities. This, in the opinion of the author, will have a positive effect on the development of their territories and will substantially alleviate territorial injustice in the financial provision of regional (municipal) programs of social and economic development.

Keywords: budget municipal education, taxes, tax potential, fiscal policy, economics.

Трансформационные процессы в отечественной экономике, ее интеграция в мировое экономическое пространство обусловливают необходимость разработки новых научных подходов, углубления теоретико-методологических основ устранения диспропорций в социально-экономическом развитии отдельных регионов страны.

Главными приоритетами формирования эффективной финансовой политики на муниципальном уровне должно стать выявление и использование резервов экономического роста, активизация существующих финансовых механизмов и инструментов развития, в частности своевременная и комплексная оценка налогового потенциала муниципального образования и разработка направлений его наращивания.

Указанное обусловливает повышенное внимание представителей региональной науки к поиску путей рационального использования всех имеющихся и скрытых налоговых ресурсов муниципального образования и их приумножения.

Проблемы обеспечения комплексного социально-экономического развития административно-территориальных образований, укрепления финансовых основ местного самоуправления, совершенствования механизмов управления формированием и использованием финансовых ресурсов постоянно находятся в центре внимания отечественной и зарубежной экономической науки.

Процесс трансформации экономики в России в корне меняет инструменты проведения финансово-экономической и налоговой политики как на микро, так и на макроуровне. Фискальная политика, как составная финансово-экономической политики, играет определяющую роль в институциональных изменениях экономики.

Реальное осознание фискальной политики на муниципальном уровне позволяет оценить ряд факторов социально-экономического развития административно-территориальных единиц страны, будет сбалансированным и эффективным только при внедрении территориально-дифференцированных механизмов реализации общегосударственных целей с ориентацией на общественно-государственные свойства муниципалитетов.

Теоретико-методологические основы функционирования системы налогообложения и практические рекомендации по ее совершенствованию достаточно широко отражены в трудах А. Д. Василюка, Т. И. Ефименко, Ю. Б. Иванова, Л. А. Кизиловой, А. П. Кириленко, А. Б. Кондрашихина, В. И. Кравченко, Н. Е. Кульчицкой, И. А. Лунина, П. В. Мельника, В. И. Опарина, А. М. Соколовской, И. Я. Чугунова и других.

Особенности развития налоговых отношений на региональном и муниципальном уровне были раскрыты в работах А. Б. Кондрашихина, В. И. Кравченко.

Однако не менее важной научно-теоретической проблемой, которая сегодня недостаточно разработана, является исследование процессов наращивания и оценки налогового потенциала муниципального образования и влияния налоговых отношений на его социально-экономическое развитие.

В отечественной экономической науке проблема фискального регулирования социально-экономического развития муниципальных образований практически не исследована. Недостаточная теоретическая база для проведения действенной фискальной политики в отношении муниципального сектора приводит к ошибкам и значительным упущениям в национальном макроэкономическом регулировании, а это в свою очередь тормозит развитие механизма использования региональных бюджетно-налоговых инструментов.

Целью данной статьи является исследование налогового потенциала муниципального образования, анализ формирования и оценка налогового потенциала муниципального образования (на примере Теньгушевского района Республики Мордовия).

Объектом исследования является процесс формирования и оценки налогового потенциала муниципального образования.

Предметом исследования является инструменты формирования налогового потенциала муниципального образования и методы его оценивания.

В современных условиях региональными и муниципальными органами уделяется пристальное внимание проблеме привлечения внешних финансовых ресурсов. Однако, закономерность и логика рыночного развития такова, что инвестиции, как правило, направляются в перспективные проекты, и не привлекаются к малоактивным территориям, которые слабо используют имеющийся потенциал. Поэтому задача муниципальных образований, стремящихся к саморазвитию, заключается не в исследовании способов перекачки средств из федерального бюджета и поиске богатых инвесторов, а в реализации и развитии собственного экономического потенциала, в частности налогового [1, с. 199].

Основным звеном экономического механизма саморазвития территории (региона, района, города) должны стать рычаги и стимулы, которые способствуют росту доходов всех субъектов хозяйственной деятельности (предприятий, индивидуальных предпринимателей, домашних хозяйств), обеспечивают расширение налоговой базы, а также более эффективную отдачу от эксплуатации природных ресурсов, в первую очередь земли [2, с. 17].

В связи с этим еще большее значение приобретает необходимость в учете налогового потенциала и оценке экономической самодостаточности каждой территории. Оценку налогового потенциала региона (города, района) следует рассматривать как один из важнейших этапов разработки прогнозов социально -экономического развития отдельной территории.

Следует выделить две основные цели расчета налогового потенциала:

- определение обеспеченности территории собственными налоговыми доходами в соответствии с законодательно закрепленной пропорцией распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней, исходя из необходимости достижения региональными (муниципальными) органами управления самофинансирования затрат территории;

- определение размера дотаций и субвенций территориям, где самофинансирование не проводится только по причине отсутствия достаточного количества хозяйствующих субъектов, то есть имеющиеся налогоплательщики, при условии своевременной и полной уплаты налоговых платежей, не обеспечивают необходимой величины налоговых доходов для финансирования бюджетных расходов.

Система расчета налогового потенциала должна обеспечивать, во-первых, объективную оценку налоговой базы для бюджетов всех уровней; во-вторых, оценку финансовых ресурсов субъектов налогообложения, а также совокупных финансовых ресурсов территории с целью определения их достаточности для выполнения налоговых обязательств и покрытия расходов территории; в-третьих, решения задач оценки эффективности построения и функционирования налогово-бюджетной системы.

Результаты оценки финансово-налогового потенциала могут быть использованы для решения задач стратегического управления налоговым потенциалом; определения предельных значений потенциала бюджетных поступлений; принятия обоснованных решений в области межбюджетных отношений; выработки рекомендаций по совершенствованию налоговой системы.

Система расчета налогового потенциала включает следующие составляющие элементы: информационную базу; организацию сбора и обработки информации; методические и инструментальные средства.

Анализ начинается с обновления информационной базы, которая имеет существенное значение с точки зрения полноты, релевантности и качества формируемой базы, поскольку от этого зависит качество и достоверность получаемых результатов. Доходная часть региональных (муниципальных) бюджетов, как правило, формируется в основном за счет поступлений налоговых платежей и сборов от субъектов (предприятий, предпринимателей и др.) и физических лиц, проживающих на данной территории (плата за землю и др.).

К основным методам оценки налогового потенциала относят:

- систематизацию и обобщение исходной информации хозяйствующих субъектов-налогоплательщиков. Информационную базу при этом могут составлять как фактические отчетные данные (бухгалтерская, налоговая, статистическая отчетность), так и прогнозные данные предприятий на будущий период;

- расчет налогового потенциала территории на основе данных о поступлении налоговых доходов и изменении величины недоимки по обязательным платежам.

Рассчитанный на основе этих данных показатель сбора налогов может служить в качестве индикатора состояния хозяйствующих субъектов территории.

После расчета сумм налоговых поступлений территории (по одному из вышеназванных методов) сравниваются суммы поступлений в региональный (муниципальный) бюджет и налоговые поступления в федеральный бюджет, собранные на данной территории.

Анализ налогового потенциала Теньгушевского района Республики Мордовия определил основные налоговые факторы, которые непосредственно или косвенно влияют на муниципальное развитие; определил взаимосвязь бюджетных, налоговых и социально-экономических процессов на внутреннем муниципальном уровне.

В процессе исследования основных черт и особенностей налогообложения налогоплательщиков Теньгушевского района выявлено, что налоговый потенциал характеризуется: значительной долей налоговых поступлений района в общем объеме налоговых поступлений Республики Морловия; значительными колебаниями объемов налоговых поступлений в последние годы.

Наибольший рост наблюдался в поступлениях от налога с доходов физических лиц, налога на прибыль предприятий, от НДС; поступлений от акцизного сбора - в пределах 33,0 - 35,0% в общем объеме налоговых поступлений.

На территориальную структуру налоговых поступлений в Теньгушевском районе, с одной стороны, влияют особенности территориальной организации налоговой службы, действующего порядка уплаты налогов, а с другой -характер хозяйственной деятельности в Республике Мордовия в целом. Среди них: незначительные объемы налоговых поступлений в бюджеты местного самоуправления; определенные различия в структуре поступлений (преобладание налога на доходы физических лиц, платы за землю и акцизного сбора), значительные территориальные диспропорции в предоставлении налоговых льгот и др.

Анализ показал, что наибольшее влияние на социально-экономическое развитие регионов (муниципальных образований) имеют следующие налоги: с

доходов физических лиц, на прибыль предприятий и НДС; наименьшее -акцизный сбор и местные налоги и сборы. Стабильным является влияние на региональное (муниципальное) развитие налога с доходов физических лиц и НДС.

Косвенное влияние системы налогообложения на социально -экономическое развитие регионов связано прежде всего с формированием доходов местных бюджетов и последующим их перераспределением, а также с масштабами инвестиционной и инновационной деятельности.

Выводы и перспектива дальнейших исследований. Территориальное перераспределение финансовых ресурсов поможет снять с государства значительную часть функций по налоговым взысканиям и передать эти функции областям и районам, которые являются ведущими в тех или иных экономических регионах. Это положительно скажется на развитии их территорий и позволит существенно смягчить территориальную несправедливость в финансовом обеспечении региональных (муниципальных) программ социально-экономического развития.

В данном случае работа должна проводиться в двух направлениях: увеличение поступлений доходов за счет расширения базы налогообложения -средне- и долгосрочная перспектива; увеличение поступлений в бюджет за счет сокращения недоимок по обязательным платежам - краткосрочная перспектива [3, с. 74].

Библиографический список:

1. Глушко А. С. Формирование федерального и местных бюджетов в условиях трансформации экономики / А. С. Глушко // Финансы. - 2017. - № 5.

2. Колодеева С. Ю. Децентрализация бюджетной системы и экономический рост / С. Ю. Колодеева // Финансы. - 2017. - № 3.

3. Налоговые системы зарубежных стран / [под ред. М. Я. Азорова]. -М.: ИД «Калинютер пресс», 2016. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.