Научная статья на тему 'Сущность и содержание налогового потенциала и его роль в развитии экономики региона'

Сущность и содержание налогового потенциала и его роль в развитии экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
POTENTIAL / TAX POTENTIAL / TAX POTENTIAL OF A REGION / TAX BASE / TAX REVENUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хациева Лариса Увайсовна, Ибрагимов Магомед Майрбекович

В статье приведены сущность и содержание категории «налоговый потенциал». Даны определения термину «налоговый потенциал» различных отечественных авторов. Рассмотрена роль налогового потенциала в развитии экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the essence and content of the category “tax potential”. Definitions are given of the term “tax potential” of various domestic authors. The role of tax potential in the development of the regional economy is considered.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание налогового потенциала и его роль в развитии экономики региона»

3. Иванян И.Г. Правовые проблемы индексации заработной платы// Актуальные проблемы российского права. - 2010. - №3. - С. 222-227.

4. Рогаева А. Г. Концепция регулирования заработной платы // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 4.

5. Иванова И. А. Заработная плата — основная форма дохода трудового населения // Человек и труд. 2013. № 5.

УДК 336.2 Экономические науки

Хациева Лариса Увайсовна, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление в ТЭК» Грозненский государственный нефтяной технический университет Ибрагимов Магомед Майрбекович, магистрант 2 курса Институт цифровой экономики и технологического предпринимательства

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Аннотация: В статье приведены сущность и содержание категории «налоговый потенциал». Даны определения термину «налоговый потенциал» различных отечественных авторов. Рассмотрена роль налогового потенциала в развитии экономики региона.

Ключевые слова: потенциал, налоговый потенциал, налоговый потенциал региона, налоговая база, налоговые поступления.

Abstract: The article describes the essence and content of the category "tax potential". Definitions are given of the term "tax potential" of various domestic authors. The role of tax potential in the development of the regional economy is considered.

Keywords: potential, tax potential, tax potential of a region, tax base, tax revenues.

Термин «потенциал», согласно толковому словарю русского языка, означает «все средства, возможности, необходимые для чего-либо». Исходя из этого значения, можно говорить о налоговом потенциале как о «налоговой возможности», а именно об условной достижимой сумме налоговых сборов.

В мировой практике используется аналогичный термин «tax capacity», который в переводе с английского значит налогоспособность, или «способность налоговой базы внутри административной единицы генерировать доход в форме налоговых поступлений». Этот термин впервые был введен в России экспертами Всемирного банка в публикации «Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма» в 1993 г. и предложен как способность налоговой базы внутри административной единицы приносить доход в виде налоговых поступлений, но не фактическую сумму налоговых поступлений как таковых

[1]. Недостаток этого определения заключается в том, что в переводе с английского «tax capacity» означает «налогоспособность», «налогоемкость», а термины «налогоспособность» и «налоговый потенциал» не являются идентичными в экономической литературе отечественных авторов.

В статьях 131, 138, 142.1 Бюджетного кодекса РФ изложена правовая трактовка термина налоговый потенциал «...совокупность объектов налогообложения в контексте функционирующей налоговой системы внутри конкретного субъекта» [3].

Сегодня понятие налоговый потенциал часто используется в литературе. Многие авторы используют эту концепцию, но до сих пор нет единой ее формулировки. Многие исследователи, работающие над этим вопросом, согласны с тем, что налоговый потенциал - это способность облагать налогом налогооблагаемый ресурс для пополнения бюджета. По нашему мнению, именно такой подход является узким, так как ресурсы региона не должны рассматриваться только с позиций действующей налоговой системы.

Горский И.В. рассматривает налоговый потенциал в практических целях как «...сумма потенциалов всех налогов, применяемых в данном регионе...» [1; 2]. В свою очередь, налоговый потенциал отдельного налога -это «...максимально возможная сумма дохода от этого налога за определенный период, исходя из налоговой базы и ставки (ставок), установленных федеральным законом» [1; 2]. Содержание такой концепции основывается на нормативных налоговых базах, а не региональные ресурсы автор видит, как экономическую категорию.

По мнению Матрусова Н.Д. налоговым потенциалом в «узком» смысле являются «...финансовые ресурсы, которые поступают в бюджет через налоговые платежи согласно действующей в стране налоговой системе...» [1; 2]. Но в «широком» смысле автор видит налоговый потенциал - как «...совокупность финансовых ресурсов, эффективно мобилизованных посредством налогообложения в схеме «население-хозяйство-территория», в которой проходят жизненно важные процессы общества региона» [1; 2].

Юткина Т.Ф. налоговый потенциал делит на стратегический и функциональный. В основе стратегического налогового потенциала понимается «потенциальная способность системы налогообложения реагировать на рост общегосударственных, главным образом социальных потребностей (государственного сектора экономики), качественные и количественные оценки которых основаны на платежеспособности субъектов сферы «бизнес» после завершении полного цикла обращения средств и удовлетворения ими своих инвестиционных потребностей».

По определению Т.Ф. Юткиной, функциональный налоговый потенциал -это «ожидаемый объем налоговых поступлений из расчета качественных и количественных оценок в соответствии с налоговыми условиями, состоянием стратегических налоговых возможностей, всех элементов налоговых обязательств (ставок, льгот и др.) при формировании налоговых бюджетов (планирование общей суммы налоговых поступлений) на каждый финансовый год» [1; 2].

Другой подход определения налогового потенциала территории устанавливает его определение с позиции образования доходов бюджета и выравнивания межрегиональной асимметрии. Сторонником такого подхода является С.Н. Хурсевич и он дает свою формулировку. Налоговым потенциалом территории является «...максимально допустимый объем налоговых поступлений в бюджет, полученных в пределах территории при данных условиях хозяйствования» [1; 2].

Многие исследователи используют налоговый потенциал регионов для целей межбюджетного выравнивания и подчеркивают необходимость определения термина на основе анализа и оценки, а также методов, используемых для самой оценки. Тогда, налоговый потенциал будет характеризовать «...способность региональных налогоплательщиков финансировать предоставление государственных услуг в регионе при условии использования единых налоговых правил для всех административно-территориальных образований (ставка налога и состав налоговых льгот)».

Определение налогового потенциала не является распространенным понятием в экономической литературе. Бюджетный и Налоговый кодексы РФ упоминают о нем только косвенно и не дают точного определения термину «налоговый потенциал» [1; 2].

Налоговый потенциал как базовое понятие не имеет однозначного толкования, как в нормативных и правовых актах, так и в литературе по науке, посвященной этой проблеме.

С начала 2000-х годов налоговый потенциал в Российской Федерации стал инструментом налогового и бюджетного планирования, а также статистического учета. Минфин России, разрабатывая проект «Методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2000 год», предложил применять показатель валовых налоговых ресурсов региона как обобщающая статистическая характеристика налогового потенциала территории [3].

Методика ФФПР (Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов) содержит показатель «индекс налогового потенциала» и представляет собой «относительную (т.е. средний уровень по Российской Федерации) оценку налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации с учетом уровней развития и структуры экономики субъекта Российской Федерации» [1; 2; 3].

Минфином России были разработаны и утверждены приказом №243 от 27.08.2004 г. методические рекомендации субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений, в которых было сформулировано определение налогового потенциала региона и муниципальных образований [1; 2; 3]. Итак, налоговым потенциалом называют расчетные налоговые поступления (оценка налоговых доходов), собранные в бюджете муниципального образования из налоговых источников, которые закреплены за бюджетом муниципального образования.

В 2007 г. Счетная палата Российской Федерации внесла в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания

Российской Федерации предложение об определении толкования терминов «доходный потенциал субъекта Российской Федерации» и «налоговый потенциал субъекта Российской Федерации» [1; 2; 3]. При этом было предложено уточнить термины:

- доходный потенциал - это доходы субъекта, собранные в бюджеты всех уровней (до их распределения по уровням бюджетной системы Российской Федерации), на душу населения;

- налоговый потенциал - максимально возможный размер дохода в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Учитывая характер и сущность налогового потенциала региона, следует отметить, что в отечественной научной литературе нет единого токования этой концепции. В этом контексте выделены подходы различных авторов к определению характера налогового потенциала субъектов РФ, в которых следует выделить ресурсный, фискальный и смешанный подходы [1; 2; 3].

Ресурсный подход подразумевает, что налоговый потенциал - это ресурс, который должен аккумулироваться за счет налоговых платежей в бюджет. Представители этого подхода являются Матрусов Н.Д., Коломиец А.Л. и др. [2].

В соответствии с фискальным подходом, налоговый потенциал определяется как максимально возможная сумма налоговых платежей [2]. Паскачев А.Б. один из первых представителей этого подхода, рассматривал налоговый потенциал с точки зрения формирования налоговой базы [1].

Алиев Б.Х. и Мусаева Х.М. придерживаются одного подхода с Паскачевым А.Б. и считают, что налоговый потенциал - это способность налогоплательщиков платить налоги во федеральный, региональный и местный бюджеты, выраженные количественно в денежных единицах [1; 2].

Богачева О.В., Улыбина A.B. и Вачугов И.В. являются сторонниками фискального подхода на протяжении нескольких лет [1; 2].

Смешанный подход сочетает в себе наиболее важные черты ресурсно -ориентированного и фискального подходов. Представители смешанного

подхода характеризуют налоговый потенциал как максимально возможный объем налоговых поступлений, который может быть собран в пределах субъекта Российской Федерации за установленный период времени с учетом использования фактически имеющихся в регионе ресурсов. Представителями этого подхода можно назвать Кузьменко В.В. и Ефимец Е.А. [1; 2; 3].

Прокопенко Р.А. утверждает, что ни одно из определений, представленных сторонниками смешанного подхода, не учитывают тот факт, что под налоговым потенциалом региона следует понимать не просто максимальный объем налоговых поступлений, который может быть собран в регионе, а такой максимально возможный объем налоговых поступлений, при котором возможно обеспечить социально-экономическое развитие субъекта РФ [2]. В таком контексте проблемы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, следует учитывать возможность повышения прибыльности организаций региона и увеличения имеющихся реальных доходов населения субъекта Российской Федерации [1; 2; 3].

Прокопенко Р.А. предлагает определение, согласно которому налоговый потенциал региона является такой максимально возможный объем налоговых поступлений, генерируемых на территории субъекта Российской Федерации за отчетный финансовый год в соответствии с действующим налоговым законодательством и региональной налоговой политикой при оптимальном использовании фактических ресурсов региона и тем самым обеспечении социально-экономического развития субъекта РФ, а также при учете качества работы региональных институтов власти, масштабов теневого бизнеса и иных особенностей региона [1; 2; 3].

На наш взгляд, налоговый потенциал региона во многом определяет уровень и качество жизни его населения, поддержку малообеспеченных категорий населения, развитие социальной сферы. Он также отражает уровень социально-экономического развития региона. Чем выше доходы населения и бизнеса, тем больше налогов и сборов поступает в бюджет и тем больше средств можно использовать для решения социальных проблем.

Библиографический список:

1. Толстая О. В. Налоговый потенциал региона и его развитие. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.dissercat.com/content/nalogovyi-potentsial-regiona-i-ego-razvitie.

2. Маслова И.Н., Улезько О.В Проблемы оценки и применения налогового потенциала региона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-otsenki-i-primeneniya-nalogovogo-potentsiala-regiona.

3. Приказ Минфина РФ от 27 августа 2004 г. N 243 "О методических рекомендациях субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/187327/.

УДК 796 ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Галимова Алена Геннадьевна, кандидат педагогических наук Восточно-Сибирский институт МВД России Намсараева Яна Николаевна,

Бурятский государственный университет

ВНЕДРЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МНОГОБОРЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.