УДК 658:631.15
КРИТЕРИИ ВЛИЯНИЯ НАЛОГОВОЙ КОМПОНЕНТЫ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА
Мирзоев Ю.С., - соискатель
Северо-Кавказский государственный технический университет
В статье рассмотрено понятие эффективности налоговой системы, предложены критерии позволяющие определять эффективность влияния налоговой компоненты на социально-экономическое развитие территориальной системы мезо-уровня. Применение на практике рассмотренных критериев может способствовать повышению уровня планирования и прогнозирования в регионах, и эффективности налоговой системы России.
In article is considered the notion of the effectiveness of tax system, are proposed criteria allowing to determine the effectiveness of influence tax components on the socioeconomic development of the territorial system of regional-level. Applying in practice of considered criteria can contribute the increase of the level of planning and prognostication in regions, and the effectiveness of the tax system of Russia.
Ключевые слова: КРИТЕРИИ ВЛИЯНИЯ НАЛОГОВАЯ КОМПОНЕНТА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОН
Степень влияния налоговой компоненты на социально-экономическое развитие региона можно определить через систему критериев. В современной России проблему влияния налогов на развитие экономики исследовало множество экономистов1 2, однако целостная система показателей, необходимых для отражения степени влияния налоговой системы на социально - экономическое положение территориальной системы мезо - уровня к настоящему моменту не разработаны. В связи с востребованностью решения данной проблемы, как теоретической наукой, так и хозяйственной практикой, автором предпринята попытка построения такой системы критериев, с помощью которых возможно определить эффективность влияния налоговой компоненты на развитие экономики субрегиона Кавказских Минеральных Вод (КМВ). Данные критерии
1 См.: Т.А. Журавлева Налоги как системообразующий фактор экономического развития //Финансы и кредит.-№4.-2004.-С.47-49
См.: Н.И.Сидорова Возможности использования налоговых инструментов для регулирования регионального развития// Проблемы прогнозирования.-2003.-№1.-С.96-107
неразрывно связаны с категорией эффективность налогообложения. Так, например, низкая эффективность сложившейся налоговой системы России стала одним из факторов, препятствующих росту экономики КМВ.
Для определения критериев влияния налоговой компоненты на социально - экономическое развитие региона и путей повышения эффективности налоговой системы надо остановиться, прежде всего, на самом понятии эффективности и эффекта. Содержание эффективности многообразно, в том числе и применительно к налогам, налоговой политике и налоговой реформе, где ее (эффективность) можно характеризовать в диапазоне: от количественного соизмерения затрат и результатов до общих суждений качественного характера относительно влияния налогов на экономику субрегиона КМВ в целом. Поэтому совершенно необходимо начать рассмотрение проблемы с общих вопросов и в первую очередь с терминологии.
Под экономическим эффектом понимается увеличение объемов производства, объемов потребления, величины налоговых поступлений, снижение затрат в производстве. Под социальным эффектом понимается качество и уровень жизни, дальнейший рост благосостояния всех членов общества, рост культуры, увеличение свободного времени и т.д., а также достижение политических и других целей. Эффективность же (и экономическая, и социальная) характеризуется отношением экономического или социального эффекта к понесенным для его достижения затратам. Социально-экономическая эффективность налогообложения основывается на всей системе налоговых отношений и уровне развития производительных сил каждого данного способа развития экономики в процессе удовлетворения материальных потребностей в обществе. Экономическая и социальная стороны эффективности тесно взаимосвязаны и
См.: Сажина М. А. Формирование налоговой системы России в условиях становления рыночной экономики// Финансы и кредит.-2004г. №8.-С.9-17.
взаимообусловлены. Хотя экономические критерии имеют одновременно социальное содержание, а социальные категории не существуют вне экономических проблем, социальные критерии охватывают более широкий круг явлений, чем экономические.
По мнению Т.А. Журавлевой, эффективность налогообложения - это сложное понятие, сводимое к народнохозяйственной эффективности налогообложения и внутриотраслевой эффективности. Внутриотраслевая эффективность отражается через соотношение приращения, полученного экономического результата (налоговых доходов) к понесенным затратам. Под издержками понимаются расходы по содержанию налогового аппарата, а также и другие затраты, связанные с установлением налогов и формированием налогового механизма. Внутриотраслевая эффективность в основном отражает фискальное проявление системы налогообложения. Народнохозяйственная эффективность характеризует целостное воздействие системы налогообложения на экономическое и социальное развитие и проявляется через экономическую, включая внутриотраслевую, и социальную эффективность.
Основные составляющие налоговой эффективности можно свести к следующим: а) коэффициент изъятия добавленной стоимости, вновь созданной стоимости и т.д.; б) ставки налогов и уровень налогообложения по отраслям и сферам деятельности (удельный вес налоговых платежей в доходах) в сопоставлении с оптимальными пределами налогообложении; в) изъятие прибыли в виде налогов и сравнительная динамика инвестиций на предприятиях, покрытие других нужд из их доходов в сопоставлении с динамикой развития производства; г) коэффициент возвратности налоговых платежей (в виде льгот, дотаций, финансирования из бюджета и др.); д) показатели (сравнительные) налогового стимулирования производства и предпринимательства (целевая направленность налоговых рычагов и механизма налогообложения, уровень налогового изъятия,
возможность использования льгот и т. д.); е)количественные и качественные параметры налогового регулирования; ж) динамика структуры налогообложения - местных, республиканских (областных) и федеральных налогов в регионе; сравнительные показатели налоговых доходов, закрепленных за территориями; з) показатели финансовоналогового менеджмента (эффективности работы налоговых служб, уровень работы по сокращению налоговой задолженности) и т.д.
Процесс развития экономики субрегиона КМВ направлен на достижение социальных целей общества, но их достижение возможно только на основе постоянного повышения экономических результатов при одновременном снижении удельных затрат на единицу полезного результата от применяемой системы налогообложения. Поэтому важная роль принадлежит повышению народнохозяйственной эффективности налогообложения. Говоря об эффективности применяемой системы налогов, необходимо рассматривать ее во взаимосвязи с рыночным хозяйствованием, акцентируя внимание на полученном эффекте на уровне государства, отраслей хозяйственного комплекса, отдельных субъектов различных организационно-правовых форм, а также населения, учитывая при этом прямые и косвенные эффекты, полученные экономикой и обществом после воздействия налогов.4 Проводить оценку эффективности возможно в натуральном и стоимостном измерении, а также в абсолютном и относительном.
Эффективность налогообложения в процессе разрешения противоречий налоговых отношений сводится к следующим моментам:
а)для государства: увеличить доходы государственного бюджета за счет налоговых поступлений и развивать базу налогообложения;
4 См.: Кудряшов В.В. Концептуальные подходы к снижению экономической, социальной и правовой асимметрии в развитии регионов РФ// Регион: экономика и социология.-1999.-№ 1.-С .3.
б)для хозяйственных субъектов, населения: получить, возможно, большие доходы (прибыль) от своей деятельности, перечислив как можно менее значительную сумму налогов (сборов);
в)населения: получить достаточные доходы для существования, уплатив необходимые налоги, за счет которых государство берет на себя обязанности предоставлять ряд услуг образовательного, медицинского характера и других.5
В условиях экономики Кавказских Минеральных Вод складывается определенная модель налогообложения, которая характеризуется общей совокупностью налогов, механизмом их исчисления, возникающими налоговыми отношениями между налогоплательщиками и государством, а также налоговыми органами, отслеживающими правильность исчисления и уплаты налогов. Несмотря на прямое предназначение системы налогообложения (пополнение доходов государственной казны), создаваемая модель должна выполнять главную роль - обеспечивать экономический рост и развитие производства в субрегионе. Для этого используемая структура налогов, их виды, элементы налогообложения должны быть унифицированы и подчинены главной цели - качественному экономическому развитию. Эффективность налогового регулирования в субрегионе КМВ должна оцениваться, исходя из роста экономики и улучшения качества жизни всех жителей данного региона. Предпримем попытку определения критериев, по которым возможно оценить эффективность влияние налоговой компоненты на социальноэкономическое развитие субрегиона КМВ.
Первым из них по нашему мнению является показатель, характеризующий зависимость уровня собираемых налоговых доходов в регионе от уровня налоговых доходов остающихся в бюджетах данной
5 Т.А. Журавлева Эффективность налогообложения и ее критерии в рыночной экономики //Финансы и кредит.-№1.-2004г.-С.59-60
территории. То есть необходимо определить, сколько всего налоговых доходов собрано в субрегионе и сколько из этой части осталось на данной территории и сколько поступило в вышестоящие бюджеты. Данный критерий можно описать при помощи следующей формулы:
Кснд= Снд / Внд, где
Кснд - коэффициент, показывающий уровень налоговых доходов территории остающихся в бюджете данного региона;
Внд - количество всех налоговых доходов собранных в данном регионе;
Снд - количество налоговых доходов остающихся в бюджете данного региона;
При 0.5<=Кснд<=1, в данном регионе большая часть собранных налоговых доходов остается в собственном бюджете, следовательно, наблюдается большая зависимость влияние налоговой компоненты на социально-экономическое развитие данного региона. Так как при увеличении налоговых доходов будут увеличиваться доходы и расходы регионального бюджета, которые могут направляться на улучшение социального положение территории и способствовать увеличению экономического роста.
При Кснд<0.5, в данном регионе большая часть собранных налоговых доходов поступает в вышестоящие бюджеты, следовательно, наблюдается малая зависимость влияния налоговой компоненты на социально-экономическое развитие данного региона. Так как увеличение налоговых доходов не приводит к существенному увеличению доходов и расходов региональных бюджетов.
Вторым критерием является показатель, характеризующий отношение налогового потенциала и всего собранных налоговых доходов региона.6 То
6 См.: Морозов Мониторинг налогового потенциала региона// Налоговый Вестник.-№2002.-№12.-С.25.
есть необходимо определить насколько налоговый потенциал больше уровня собранных налоговых доходов региона. Суть данного критерия в следующем: чем меньше разница между налоговым потенциалом региона и уровнем собранных налоговых доходов, то можно говорить, что в данном регионе высокий уровень налогового планирования, и высокая налоговая дисциплина, что, несомненно, является показателем эффективного воздействия налоговой компоненты на социально -экономическое развитие региона. Так как высокий уровень налоговой дисциплины показывает, что существующая налоговая система устраивает население и бизнес в исследуемом регионе. Вследствие чего наблюдается низкий объем теневого сектора экономики, что повышает социальную защищенность работающего населения. Данный критерий можно описать при помощи следующей формулы:
Кнп=НП/ВД, где
НП- налоговый потенциал региона,
ВД- всего собранны налоговых доходов
Чем больше Кнп приближается к 1, тем наиболее эффективно действует налоговая система, тем лучше налоговое планирование, налоговая дисциплина в регионе. При Кнп>1 наблюдается превышение уровня налогового потенциала над собранными налоговыми доходами. При Кнп<1 превышение собранных налоговых доходов над налоговым потенциалом, что говорит об ошибках в планирование налогового потенциала.
Третьим является показатель, характеризующий отношение между уровнем изменения собираемых налоговых доходов на территории и уровнем изменения валового регионального продукта данного региона. То есть необходимо определить прослеживается ли взаимосвязь между увеличением или уменьшением уровня налоговых доходов территории и
увеличением или уменьшением показателя валового регионального продукта региона. Данный критерий можно описать при помощи следующей формулы:
Кврп=Инд/Иврп, где
Кврп - коэффициент, показывающий уровень зависимости валового регионального продукта от уровня налоговых доходов собранных в данном регионе;
Иврп - коэффициент, показывающий изменение уровня валового регионального продукта по сравнению с прошлым отчетным периодом на данной территории, в процентах.
Если Кврп=1, то наблюдается большое влияние налоговой
компоненты на уровень валового регионального продукта, а,
следовательно, на экономическое развитие региона. Причём при увеличении (уменьшении) уровня налоговых доходов наблюдается такое же увеличение (уменьшение) валового регионального продукта.
Если Кврп= -1, то также наблюдается большое влияние налоговой компоненты на уровень валового регионального продукта (обратная зависимость), а, следовательно, на экономическое развитие региона. Причём при увеличении (уменьшении) уровня налоговых доходов наблюдается такое же уменьшение (увеличение) валового регионального продукта.
Чем больше наблюдается отклонение между ростом (уменьшением) налоговых доходов и ростом (уменьшением) валового регионального продукта на данной территории за тот же период времени (при -1>Кврп<0, 0<Кврп >1), тем более слабая наблюдается степень влияния налоговой системы на объем валового регионального продукта, а, следовательно, и на экономическое развитие региона.
Четвертым критерием является показатель, характеризующий
отношение между уровнем изменения собираемых налоговых доходов в
регионе и уровнем изменения среднедушевого дохода сложившейся на данной территории. То есть необходимо определить прослеживается ли взаимосвязь между увеличением или уменьшением уровня налоговых доходов в субрегионе и увеличением или уменьшением уровня среднедушевого дохода данной территории. Данный критерий можно выразить в виде следующей формулы:
Ксрд= Инд/Исрд, где
Ксрд - коэффициент, показывающий уровень зависимости среднедушевого дохода от уровня налоговых доходов собранных в данном регионе;
Инд- коэффициент, показывающий изменение уровня налоговых доходов по сравнению с прошлым отчетным периодом на данной территории, в процентах;
Исрд - коэффициент, показывающий изменение уровня среднедушевого дохода по сравнению с прошлым отчетным периодом на данной территории, в процентах.
Если Ксрд=1, то наблюдается большое влияние налоговой компоненты на уровень среднедушевого дохода (прямая зависимость), а, следовательно, на социальное развитие региона. Причём при увеличении (уменьшении) уровня налоговых доходов наблюдается такое же увеличение (уменьшение) среднедушевого дохода.
Если Ксрд=-1, то также наблюдается большое влияние налоговой компоненты на уровень среднедушевого дохода (обратная зависимость), а, следовательно, на социальное развитие региона. Причём при увеличении (уменьшении) уровня налоговых доходов наблюдается такое же уменьшение (увеличение) среднедушевого дохода.
Чем больше наблюдается отклонение между ростом (уменьшением) налоговых доходов и ростом (уменьшением) среднедушевого дохода на данной территории за тот же период времени (при -1>Ксрд<0,0<Ксрд >1),
тем более слабая наблюдается степень влияния налоговой системы на уровень среднедушевого дохода, а, следовательно, и на социальное развитие региона.
Еще одним из критериев позволяющим оценить влияние налоговой компоненты на социально-экономическое развитие региона является показатель уровня налоговой нагрузки сложившийся на данной территории. При анализе уровня налоговой нагрузки в регионе необходимо его дифференцировать по следующим субъектам: малый
бизнес, населения, средний и крупный бизнес. Если уровень налоговой нагрузки на средний и крупный бизнес больше чем на население и малый бизнес, то это позволяет судить о положительном влияние налоговой компоненты на социальное развитие региона. Чем ниже суммарный уровень налоговой нагрузке в регионе, тем больше на данной территории должен наблюдаться экономический рост при неизменных остальных факторах влияющих на него.
Все пять вышеописанных показателей необходимо рассматривать как целостную систему. Так как все элементы, входящие в данную систему критериев, взаимосвязаны между собой, и чтобы получить информацию о степени влияния налоговой компоненты на социально-экономическое развитие региона необходимо проанализировать исследуемый объект по всем пяти критериям. Выбор именно, этих показателей для решения поставленной проблемы основан на том, что при анализе исследуется взаимосвязь воздействия эффективности функционирования налоговой системы на такие наиболее важные для региона статистические данные как валовой региональный продукт, среднедушевой доход, экономический рост.
7 См.: О.Е. Ступникова Налоговый механизм стимулирования инвестиций как фактор повышения доходов муниципального бюджета// Сборник научных статей Кавказские Минеральные Воды: Проблемы и перспективы развития, Ростов-Пятигорск, 2003. Северо-Кавказская академия государственной службы филиал в г. Пятигорске. - С.145.
Данная система критериев, предложена автором статьи, для решения проблемы анализа влияния налоговой компоненты на социальноэкономическое развитие региона КМВ. Так как в настоящее время не существует разработанной системы критериев позволяющих решить данную проблему. Сформулированные автором критерии не дают точных количественных измерений, но, используя их, можно, получить определенную информацию, которую в дальнейшем можно использовать для разработки путей повышения эффективности воздействия налоговой системы на экономику региона. Возможность анализа территориального образования мезо - уровня по вышеперечисленным пяти показателям может способствовать улучшению уровня планирования и прогнозирования в данных территориальных образованиях, и повышению эффективности функционирования налоговой системы России.
При разработке данной проблемы в дальнейшем необходимо дополнить эту систему показателей так, чтобы можно было получить информацию не только об общих тенденциях влияния налоговой компоненты на экономику региона, но и выявить количественно степень этого влияния. Необходимо также произвести практические расчеты по перечисленным критериям, которые автор статьи не сделал из-за отсутствии достоверной статистической информации по региону Кавказских Минеральных Вод.
Список литературы:
1.Т.А. Журавлева Налоги как системообразующий фактор экономического развития //Финансы и кредит.-№4.-2004.-С.47-49
2.Т.А. Журавлева Эффективность налогообложения и ее критерии в рыночной экономики //Финансы и кредит.-№1.-2004г.-С.59-60
8
См.: А.И. Новикова, А.Д. Мельник, В.П. Золотарев Налоговая статистика и
прогнозирование налоговой базы регионов// Налоговый Вестник.-2000.-№11.-С.37.
3. Кудряшов В.В. Концептуальные подходы к снижению экономической, социальной и правовой асимметрии в развитии регионов РФ// Регион: экономика и социология.-1999.-№1.-С.3.
4. Морозов Мониторинг налогового потенциала региона// Налоговый Вестник.-№2002.-№12.-С.25.
5. А.И. Новикова, А.Д. Мельник, В.П. Золотарев Налоговая статистика и прогнозирование налоговой базы регионов// Налоговый Вестник.-2000.-№11.-С.37.
6. Сажина М. А. Формирование налоговой системы России в условиях становления рыночной экономики// Финансы и кредит.-2004г. №8.-С.9-17.
7. Н.И.Сидорова Возможности использования налоговых инструментов для регулирования регионального развития// Проблемы прогнозирования.-2003.-№1.-С.96-107
8. О.Е. Ступникова Налоговый механизм стимулирования инвестиций как фактор повышения доходов муниципального бюджета// Сборник научных статей Кавказские Минеральные Воды: Проблемы и перспективы развития, Ростов-Пятигорск, 2003. Северо-Кавказская академия государственной службы филиал в г. Пятигорске. - С.145.