Кузнецов Н.Г.,
д. э. н., профессор, кафедра экономической теории Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), e-mail: prorector@rsue.ru Поролло Е.В.,
к. э. н., доцент кафедры «Финансы» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) e-mail: andreyf@donpac.ru Шеле^в В.Г.,
к. э. н., Управление Федеральной налоговой службы России по Ростовской области, e-mail: рrоrесtоr@rsие.rи.
АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
Замедление темпов экономического роста актуализирует проблемы реализации налогового потенциала на уровне регионов Российской Федерации. В статье проанализированы теоретические аспекты содержания и оценки налогового потенциала, идентифицированы тенденции развития и наращивания налогового потенциала Ростовской области, предложены меры активизации тех элементов его структуры, которые имеют существенное значение для обеспечения бюджетной устойчивости региона.
Ключевые слова: налоги, налоговый потенциал, бюджетная обеспеченность, налоговое администрирование
Kuznetsov N.G, Porollo Y. V., Shelepov KG
CURRENT TRENDS IN THE IMPLEMENTATION OF THE TAX
POTENTIAL OF THE REGION
The economic slowdown actualizes the problem of implementation of fiscal capacity for the regions of the Russian Federation. The article analyzes the theoretical aspects of the content and assessment of the tax potential, identified trends in the development and expansion of tax potential of the Rostov region, the proposed measures, the activation of those elements of its structure, which is essential to ensure fiscal sustainability in the region.
Keywords: taxes, tax potential, budgetary security, tax administration
Повышение уровня налоговых доходов регионов и муниципалитетов является ключевой проблемой развития налоговой системы Российской Федерации в условиях замедления темпов экономического роста. В течение длительного периода состав региональных и местных налоговых доходов не корректируется, поскольку, учитывая фактор дифференцированного развития территорий, крайне сложно обеспечить оптимальный выбор нормативных условий формирования доходов, в равной степени удовлетворяющий интересы всех субфедеральных образований, независимо от их географического положения, уровня обеспеченности природными ресурсами, степени привлекательности для инвестиций и иных обстоятельств.
Вид доходов 2005 2006 2007 2008 2009 2010 | 2011 2012 2013
1. Доходы федерального бюджета РФ
всего, 5,1 6,3 7,8 9,3 8,4 8,3 11,4 12,9 13,0
в том числе налоговые доходы, 3,1 3,6 4,6 5,2 5,0 4,4 6,0 6,9 7,1
в % к общей сумме 60,3 57,2 59,4 56,0 59,5 52,7 52,7 53,5 54,6
2. Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ
всего, 3,0 3,8 4,8 6,2 5,0 6,5 7,6 8,1 8,2
в том числе налоговые доходы, 2,2 2,8 3,6 4,4 3,9 4,5 5,3 5,8 6,0
в % к общей сумме 74,4 72,5 74,7 70,5 78,2 69,1 69,0 71,6 73,2
Таблица 1 - Налоговые доходы в федеральном и региональных бюджетах Российской Федерации в 2005-2013гг., трлн.руб. [1]
Приведенные в таблице 1 данные свидетельствуют о волатильности налоговых поступлений как в федеральном бюджете, так и в бюджетах регионов Российской Федерации.
Уровень налоговых доходов в федеральном и региональных бюджетах сокращался с 2005 г. по 2011 г., со значительным приростом в 2009 г. Так, доля налоговых поступлений в федеральном бюджете снизилась с 60,3 % в 2005 г. до 52,7 % в 2011 г., или на 7,6 п.п. при абсолютном приросте в 93,6 %. В доходах региональных и местных бюджетов за аналогичный период отмечается не столь резкое падение доли налогов, составившее 5,4 п.п. (с 74,4 % в 2005 г. до 69,0 % в 2011 г.), при этом абсолютный прирост составил 3,1 трлн. руб., или 140,9 %, что на 47,3 п. п. превышает аналогичный показатель по федеральному бюджету. При этом в течение 2012-2013 гг. отчетливо проявилась тенденция к росту налоговых поступлений: в 2013 г. по сравнению с 2011 г. налоговые доходы федерального бюджета возросли на 18 %, региональных бюджетов - на 13,2%, что свидетельствует о снижении темпов обеспечения бюджетов субфедерального уровня собственными (закрепленными) доходами.
Указанное обстоятельство требует усиления внимания к реализации налогового потенциала региона, предполагающей сбалансированность бюджетных параметров, повышение ответственности региональных властей за проводимую в регионе экономическую и социальную политику и совершенствование межбюджетных отношений. В этой связи научное обоснование налогового потенциала важно не только с теоретической точки зрения, но и для практического применения, так как понимание его сущности создает основу для эффективного управления налоговыми отношениями в границах территориального образования.
Понятие налогового потенциала этимологически связано с латинским термином, означающим скрытую возможность, которая реализуется при определенных условиях и усилиях. Современными исследователями экономическая сущность нало-
гового потенциала рассматривается в рамках трех основных концепций:
1) ресурсной, при которой налоговый потенциал представляется в виде совокупного объема налогооблагаемых ресурсов территории [2];
2) результативной, учитывающей способность налоговой системы генерировать налоговые поступления для зачисления в бюджетную систему на определенной территории [3];
3) воспроизводственной, согласно которой налоговый потенциал рассматривается в аналитической схеме «ресурсы -условия - результат» как совокупность финансовых отношений, складывающихся по поводу трансформации налоговых ресурсов региона в налоговые доходы бюджетов всех уровней [4].
С учетом приведенных концепций налоговый потенциал может быть представлен в двух аспектах. Во-первых, как абстрактное понятие, характеризующее способность налоговой системы обеспечить исполнение бюджетных обязательств, принятых властными структурами. Во-вторых, как расчетный показатель, применимый в целях прогнозирования потенциально возможного поступления налогов в соответствующий бюджет, а также межбюджетного выравнивания. Налоговый потенциал определяется как вероятное значение прогнозируемых налоговых поступлений, рассчитанное с помощью оценочных коэффициентов с учетом детерминирующих факторов. Обобщенно налоговый потенциал характеризуется как национальный доход, уменьшенный на необходимые затраты по расширенному воспроизводству и обеспечению жизненных потребностей населения.
В свою очередь, налоговый потенциал региона можно охарактеризовать как совокупность налоговых ресурсов, формирующуюся на определенной территории за определенный промежуток времени в условиях действующего законодательства в целях обеспечения денежных доходов регионального бюджета и местных бюджетов. При этом в состав налоговых ресурсов включаются возможные к получению
налоговые доходы, подлежащие зачислению в полном объеме или по нормативам, установленным бюджетным законодательством, в бюджетную систему субъекта Российской Федерации, включая:
- начисленные налоговые доходы по обязательствам текущего периода в разрезе соответствующих видов федеральных, региональных и местных налогов;
- ожидаемые поступления при исполнении задолженности прошлых лет по обязательствам по уплате налогов, пеней, штрафных санкций, в том числе - реструктурированной и отсроченной (рассроченной) задолженности;
- начисленные пени за просрочку платежей;
- присужденные (признанные) штрафные санкции за нарушение налогового законодательства;
- начисленные проценты по отсроченной (рассроченной) задолженности, инвестиционному налоговому кредиту;
- выпадающие доходы по налоговым льготам;
- дополнительные налоговые доходы, начисленные в результате контрольной работы налоговых органов по выявлению сокрытой налоговой базы и иных нарушений налогового законодательства;
- возможные начисления налоговых доходов (включая собственно сумму налога, пени и штрафные санкции) от внеле-гальной экономической деятельности, латентных финансовых потоков и скрытых объектов обложения.
Оценочная величина налогового потенциала, и соответственно генерируемый объем налоговых поступлений непосредственно зависят от размера налоговых ставок и масштаба налоговой базы, отражающей характеристику объектов налогов, действующих на соответствующей территории. Снижение уровня налоговой базы при неизменных потребностях в обеспечении доходов бюджета государства потребует увеличения налоговых ставок или признания дефицита бюджета. При расширении налоговой базы государство получает возможность понизить налоговые ставки либо обеспечить дополнительное фи-
нансирование бюджетных программ. Это обстоятельство определяет значимость курса на расширение налогового потенциала регионов [5].
Налоговый потенциал характеризуется также фактическими результатами исполнения налоговых обязательств. Налоговые поступления или величина фактически поступивших в бюджетную систему налоговых доходов рассматриваются как мера оценки усилий органов государственной власти и местного самоуправления по насыщению доходами бюджетов всех уровней.
Уровень налоговых поступлений можно рассматривать и как индикатор, отражающий степень реализации налогового потенциала, на которую влияют такие факторы, как: экономическая стабильность, соблюдение налогоплательщиками налогового законодательства, результативность налогового администрирования. Снижение бюджетных доходов и наращивание государственного и муниципального долга предопределяют необходимость не только пересмотра условий налогообложения, включая отмену или корректировку существовавших форм налогов и сборов, ревизию налоговых льгот и преференций, но и совершенствование методов налогового контроля [6].
Расчет налогового потенциала региона должен опираться на объективные показатели фактических поступлений прогнозируемых доходов и их динамику. В этой связи оценка налогового потенциала и расчетных налоговых доходов проводится на основе показателей прогноза социально-экономического развития региона на очередной финансовый год с учетом оценки поступлений соответствующих доходов в предыдущем финансовом году, данных налоговых администраторов о налогооблагаемой базе, а также с учетом изменений, внесенных в бюджетное и налоговое законодательство. При оценке налогового потенциала максимально учитывается возможный уровень собираемости налогов, поступления недоимки прошлых периодов, а также меры по совершенствованию администрирования налогов.
Расширение налогового потенциала и наращивание усилий по мобилизации собственных доходов в региональный бюджет являются стратегическими задачами бюд-
жетно-налоговой политики Ростовской области [7], вытекающими из необходимости обеспечить финансирование растущих бюджетных обязательств (Табл. 2).
Таблица 2 - Основные параметры консолидированного бюджета Ростовской области в 2010-2015 гг., млрд руб. [8], [9]
Показатели бюджета 2010 2011 2012 2013 2014 план 2015 план
план факт
Всего доходов, из них: 123,2 134,3 152,5 161,1 155,4 155,7 172,0
- безвозмездные поступления 38,5 38,8 36,9 29,8 34,6 11,1 11,7
- налоговые и неналоговые доходы 84,7 95,5 115,6 131,3 120,8 144,7 160,3
Расходы 125,4 137,7 152,4 178,7 164,5 159,6 171,4
Дефицит (-), профицит (+) -2,3 -3,4 +0,1 -17,1 -9,1 -3,9 +0,5
Бюджетная обеспеченность на 1 жителя, тыс. руб. 29,2 31,9 35,8 38,0 36,5 36,7 40,6
Представленные в Таблице 2 данные позволяют сделать вывод о том, что ожидаемые параметры реализации налогового потенциала Ростовской области в 2013 году, рассчитанные на основе показателя прироста доходов в 2012 году, не были достигнуты. Это потребовало пересмотреть и понизить уровень текущих расходов (снижение составило 8,6 %), а также скорректировать в рамках среднесрочного планирования плановые доходы бюджета 2014
года и усилить внимание к реализации налогового потенциала.
Структура налогового потенциала региона характеризуется сложной конструкцией (Рис. 1), учитывающей особенности отдельных видов налогов, состав представленных в региональной экономике отраслей и налогоплательщиков, правила межбюджетного распределения налоговых поступлений, возможные и скрытые резервы, переходящие обязательства.
НАЛОГОВЫИ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА
Рисунок 1 - Многомерное представление структуры налогового потенциала региона
Количественное выражение налогового потенциала базируется на определении совокупной величины возможных налоговых поступлений от деятельности в регионе экономических субъектов, доходов физических лиц, расположенных на территории региона объектов имущества и природопользования [10]. Таким образом, для оценки степени реализации налогового потенциала региона необходимо использовать статистические и отчетные показатели, характеризующие динамику налогооблагаемой базы [11], в том числе:
1) по налогу на прибыль организаций -финансовый результат деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе прибыль;
2) по налогу на доходы физических лиц - показатель начисленных выплат в пользу физических лиц;
3) по налогу на имущество - балансовая стоимость основных средств (либо кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества);
4) по налогам, уплачиваемым в рамках специальных налоговых режимов -оборот розничной торговли и общественного питания, объем реализации платных услуг населению, объем реализации рекламных услуг, среднесписочная численность работников, количество зарегистрированных транспортных средств;
5) по акцизам - объем отгруженной продукции производителями алкоголя, этилового спирта, вина, а также объем производства пива;
6) по налогу на добычу полезных ископаемых - стоимость добычи полезных
общераспространенных полезных ископаемых, природных алмазов и прочих полезных ископаемых.
При этом правительством на налоговые органы возложена обязанность представлять регионам информацию о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам, что создает условия для расширения практики использования субъектами Российской Федерации налоговых механизмов межбюджетного регулирования, в целях снижения дотационности региональных бюджетов и усиления заинтересованности органов власти и управления в расширении налогового потенциала.
В 2013 году на территории Ростовской области совокупные поступления налогов и сборов составили 143,4 млрд.руб., из них в консолидированный бюджет области поступило 22,2 млрд.руб. налога на прибыль, 45,2 млрд.руб. налога на доходы физических лиц, 26,0 млрд.руб. имущественных налогов, 8,3 млрд.руб. налогов, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов. При этом, как видно из приведенных в Табл. 3 данных, наблюдаются тенденции прироста уровня поступлений от налога на доходы физических лиц, составляющего основу доходов бюджета региона (29,0 % в 2013 г., по сравнению с 2005 г. прирост составил 3,2 п.п.), налога на прибыль (14,2 % в 2013 г., прирост - 1,2 п.п.), имущественных налогов (14,1 % в 2013 г., прирост - 3,9 п.п.), акцизов (9,4 % в 2013 г., прирост - 2,1 п.п.).
Таблица 3 - Структура доходов консолидированного бюджета Ростовской области в 2005-2013 гг. (в % от общего объема доходов
Год Налог на при- Налог на до- Акцизы Налоги на Платежи за Прочие Безвоз-
быль ходы иму-щество ресурсы доходы мездные по-
органи-зации физичес-ких лиц ступ-ления
2005 13,0 25,8 7,3 10,2 0,3 15,9 27,5
2006 16,0 26,4 6,2 9,4 0,3 15,8 25,9
2007 16,0 27,2 5,1 9,2 0,3 16,5 25,7
2008 15,8 28,0 4,4 9,0 0,3 12,4 30,1
2009 11,5 26,8 5,4 11,0 0,2 9,0 36,1
2010 12,8 26,3 8,5 11,4 0,4 9,4 31,2
2012 15,9 27,3 9,3 12,9 0,1 10,3 24,2
2013 14,2 29,0 9,4 14,1 0,1 11,0 22,2
[1]
Активизация налогового потенциала позволила существенно увеличить бюджетную обеспеченность Ростовской области и снизить привлечение средств поддержки из федерального бюджета (22,2 % в 2013 г., сокращение по сравнению с 2005 г. составило 5,3 п.п.). Основой увеличения
Анализируя данные, приведенные в таблице 4, необходимо отметить, что по многим отраслям экономики отмечается относительное сокращение их вклада в налоговый потенциал региона, включая торговлю (снижение налогов за 2 года составило -2,8 п.п.), энергетику (-1,8 п.п.), транспорт и связь (-1,4 п.п.), что следует рассматривать как негативный фактор. При этом возросла налоговая отдача от социальных отраслей, прежде всего, по налогу на имущество организаций и налогу на доходы физических лиц, что позволяет сделать вывод о деформации налоговой нагрузки.
Структурный анализ реализации налогового потенциала по отраслям экономики и видам налогов, приведенный в таблице 5, показал, что рост поступлений
уровня налогов в Ростовской области является развитие отраслей обрабатывающих производств (Табл. 4), которые генерируют значимую часть налоговых доходов бюджетной системы региона, составившую в 2013 г. 32,3% (прирост по сравнению с 2011 г. 5,8 п.п.).
налога на прибыль по обрабатывающим отраслям в некоторой степени компенсируется падением уровня имущественных налогов, что связано с объективной тенденцией сокращения налоговой базы по налогу на имущество организаций за счет амортизации. Необходимо также отметить увеличение в поступлениях налога на прибыль и налогов на доходы в рамках специальных налоговых режимов доли такой непроизводственной отрасли, как управление недвижимым имуществом, включая аренду, при падении темпов прироста налога на имущество. Эти обстоятельства определяют необходимость усиления имущественного налогообложения, как собственного доходного источника бюджета региона.
Таблица 4 - Структура поступлений налоговых доходов на территории
Ростовской области по отраслям экономики в 2011-2013 гг., в % ([1], [9], [12])
Виды экономической деятельности Доля в ВРП (2011 г.) Доля в прибыли (2013 г.) Поступление налоговых доходов
2011 2012 2013 2013 к 2011
Сельское хозяйство 12,8 4,1 2,3 2,3 1,5 -0,8
Рыболовство 0,1 - - - 0,1 +0,1
Добывающие отрасли 1,0 - 0,9 1,2 0,8 -0,1
Обрабатывающие производства 19,4 66,7 26,5 27,3 32,3 +5,8
Производство энергии, газа и воды 5,6 0,7 7,4 6,6 5,5 -1,9
Строительство 7,8 4,2 7,2 6,0 6,1 -1,1
Торговля 18,8 16,0 16,0 14,6 13,2 -2,8
Гостиницы, рестораны 1,3 - 0,7 0,6 0,6 -0,1
Транспорт и связь 9,8 8,9 9,6 10,0 8,2 -1,4
Финансовая сфера 0,5 н/д 4,8 5,0 4,5 -0,3
Операции с недвижимостью и аренда 8,5 5,1 9,6 11,2 11,5 +1,9
Государственное управление, безопасность; социальное страхование 5,5 - 4,4 4,6 5,2 +0,8
Образование 3,5 - 3,7 3,9 4,4 +0,7
Здравоохранение и социальные услуги 4,3 - 2,4 2,9 2,9 +0,5
Прочие услуги 1,1 0,5 1,5 1,5 1,5 -
Доходы, не распределенные по отраслям - - 3,0 2,3 1,7 -1,3
Таблица 5 - Структура поступлений основных видов налогов в консолидированный бюджет _Ростовской области по отраслям экономики в 2011-2013 гг., в % ([12])_
Виды экономической деятельности Налог на прибыль Налог на доходы физ.лиц Имущественные налоги Налоги по спецрежимам
2011 2012 2013 2013 к 2011 2011 2012 2013 2013 к 2011 2011 2012 2013 2013 к 2011 2011 2012 2013 2013 к 2011
Сельское хозяйство 0,4 0,3 0,3 -0,1 4,7 4,3 4,2 -0,5 5,3 4,4 3,2 -2,1 4,5 3,7 3,8 -0,7
Рыболовство - - - - 0,1 0,1 0,1 - 0,2 0,1 0,1 -0,1 0,1 0,2 0,2 +0,1
Добывающие отрасли - 1,0 0,3 +0,3 0,8 0,8 0,8 - 0,7 0,8 0,7 - 0,1 0,1 0,1 -
Обрабатываю-щие отрасли 18,0 20,2 24,4 +6,4 17,0 16,7 15,8 -1,2 16,9 13,8 11,7 -5,2 8,0 8,0 7,9 -0,1
Производство энергии, газа и воды 7,8 6,6 3,3 -4,5 4,5 4,1 4,2 -0,3 11,8 9,6 7,7 -4,1 0,4 0,4 0,4 -
Строительство 5,9 3,4 4,1 -1,8 5,4 5,0 5,0 -0,4 2,9 3,8 2,7 -0,2 7,3 7,0 7,0 -0,3
Торговля 23,4 25,5 24,5 +1,1 13,7 14,1 14,7 +1,0 9,0 8,4 7,0 -2,0 37,8 38,2 38,0 +0,2
Гостиницы, рестораны 0,2 0,1 0,2 - 0,8 0,7 0,7 -0,1 0,4 0,4 0,3 -0,1 3,0 3,0 3,5 -3,5
Транспорт и связь 16,0 16,6 11,4 -4,6 9,8 9Д 8,9 -0,9 15,5 13,6 11,5 -4,0 5,3 5,8 5,3 -
Финансовая сфера 15,8 16,1 15,5 -0,3 4,8 4,7 4,6 -0,2 2,6 2,3 1,8 -0,8 0,01 1,0 1,2 +1,2
Недвижимость и аренда 9,0 8,3 15,0 +6,0 11,2 12,1 10,4 -0,8 10,5 11,3 9Д -1,4 25,4 26,8 27,1 +1,7
Государственное управление 2,4 0,3 0,3 -2,1 12,1 12,8 14,3 +2,2 1,2 3,1 2,9 +1,7 0,1 0,1 0,1 -
Образование 0,4 0,1 0,2 -0,2 7,9 7,7 8,5 +0,6 7,9 9,2 8,3 +0,4 0,5 0,5 0,6 +0,1
Здравоохра-нение 0,3 0,1 0,1 -0,2 6,2 6,0 6,6 +0,4 2,0 3,5 3,3 +1,3 1,0 1,0 1Д +0,1
Прочие услуги 0,4 0,3 0,3 -0,1 2,4 2,4 2,4 - 1,6 2,0 1,6 - 2,7 2,7 2,9 +0,2
Результаты реализации налогового потенциала Ростовской области отражают тенденцию неполного восстановления докризисного уровня вклада в налоговые доходы таких отраслей, как: энергетика, строительство, транспорт и связь, финансовая сфера. Преодоление посткризисного синдрома в инфраструктурных отраслях региона связывается с реализацией таких инвестиционных проектов, как строительство Южного хаба, новых дорог, мостов, инженерных коммуникаций, логистических центров и терминалов, спортивных объектов в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года, парково-развлекательной зоны в г.Ростове-на-Дону
Так, в 2012 году 36 организаций-инвесторов, воспользовавшихся налоговыми льготами, обеспечили поступления налогов в бюджет Ростовской области в сумме 8,9 млрд. руб., что превышает на 16% уровень предыдущего года. Кроме того, среднемесячная заработная плата работников указанных организаций составила 26251,6 рубля, при среднеобластном показателе 18757,5 рубля. Экономический эффект от понижения налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства характеризуется ростом числа предприятий на 3,1%, увеличением инвестиций на 42%, доходов малых предприятий - на 11,9%, численности работников - на 8,5%, среднемесячной заработной платы на 7,6% [9].
Таким образом, расширение и улучшение структуры налоговой базы можно рассматривать как основное направление,
на левом берегу Дона. При этом Ростовская область осуществляет активное привлечение инвестиций, в том числе - в проекты с государственным участием. Так, если в 2012г. объем инвестиций составил 207 млрд. руб., в 2013г. привлечено 242,5 млрд. руб., то в 2014г. планируется обеспечить свыше 256 млрд. руб. [9].
Активизации инвестиционных процессов и стимулированию развития экономики, направленных на рост налогового потенциала, способствует также практика предоставления селективных налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность, и субъектам малого предпринимательства.
определяющее увеличение налогового потенциала и его эффективную реализацию. В качестве второго значимого направления реализации налогового потенциала следует выделить улучшение собираемости налогов, в том числе за счет улучшения работы налоговых органов. Расширение налогового потенциала области предусматривается за счет принимаемых мер по сокращению убыточной деятельности в реальном секторе экономики, снижению задолженности по платежам в бюджет [13].
Контрольная деятельность налоговых органов развивается в настоящее время с учетом элементов лучшей мировой практики в следующих основных направлениях:
1) Развитие культуры реализации налоговых отношений, поскольку конкурентоспособность налоговой системы может быть обеспечена за счет инновационных технологий взаимодействия с налого-
Таблица 6 - Характеристика налоговых льгот, установленных законодательством Ростовской области, по категориям налогоплательщиков в 2010-2012 гг., млн рублей ([9; 12])
№ п/п Категория налогоплательщика 2010 2011 2012
1 Всего налоговых льгот, в том числе: 3305,0 3 203,8 1 555,07
1.1 налог на имущество организаций 2284,0 2 690,1 837,35
1.2 транспортный налог 5,5 43,8 63,92
1.3 налог на прибыль организаций 369,0 37,7 92,8
1.4 налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 646,5 432,2 561,0
2 Из них льготы в рамках реализации инвестиционных проектов 303,6 458,2 661,1
2.1 - по налогу на имущество организаций 278,8 424,4 569,0
2.2 - по налогу на прибыль организаций 24,8 33,8 92,1
плательщиками, позволяющими снизить трансакционные издержки для участников налоговых отношений.
2) Активизация контрольной деятельности по отношению к проблемным категориям налогоплательщиков, предполагающая использование эффективных и действенных инструментов налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налога, что позволяет обеспечить профилактическое воздействие на недобросовестных налогоплательщиков, исключающее развитие налоговых правонарушений (в том числе - за счет внедрения системы показателей осуществления деятельности с высокой степенью налогового риска).
3) Объединение усилий налоговых, правоохранительных и иных государственных органов по выявлению доходов от ненаблюдаемой экономической деятельности и включению в налогооблагаемую базу латентных объектов.
4) Обеспечение полноты охвата налогообложением объектов недвижимости с применением современных геоинформационных технологий, в том числе в отношении земельных участков, по которым не определена или оспорена кадастровая стоимость; объектов капитального строительства, не зарегистрированных в установленном порядке; земель сельскохозяйственного назначения, не используемых по целевому назначению; земельных участков под многоквартирными домами, не состоящих на государственном кадастровом учете.
Комплексное сочетание регулирующих инструментов и административного воздействия позволяет максимизировать реализацию налогового потенциала региона в целях достижения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы субфедерального уровня.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Официальная отчетность Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.roskazna.ru
2. Максимов А.В. Налоговый потенциал муниципального образования и пути его наращивания // Финансовые исследования. № 6. 2002. С. 37.
3. Горский И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений // Финансы. 1999. № 6. С. 27-30.
4. Игонина Л.Л., Кусраева Д.Э. Налоговый потенциал региона: эффективность реализации и факторы роста. Краснодар: АТРИ, 2010.
5. Государственная программа Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации». Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 18.03.2013г. № 376-р. / Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс].
6. Кузнецов Н.Г., Поролло Е.В., Шелепов В.Г. Развитие методов налогового контроля как фактор сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации // Финансы и кредит. 2013. № 41. С. 14.
7. Романова Т.Ф., Богославцева Л.В. Тенденции развития консолидированного бюджета Ростовской области // Финансовые исследования. № 7. 2003. С. 49.
8. Областной закон Ростовской области от 03.12.2012 г. № 987-ЗС «О Программе социально-экономического развития Ростовской области на 2013-2016 годы» / Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс].
9. Официальный сайт Министерства финансов Ростовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.donland.ru
10. Васильев Ю.В., Кузнецов Н.Г., Поролло Е.В. Налоги в воспроизводственном механизме региональной экономики: Монография. РГЭА / Ростов н/Д., 2000. -С. 162.
11. Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 22.11.2004 N 670 (в ред. от 09.12.2013) / Консультант Плюс: комп.
справ. правовая система [Электронный ресУРс].
12. Статистическая налоговая отчетность. / Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn61/related_activities/st atistics_and_analytics/forms.
13. Постановление Правительства Ростовской области от 04.09.2013г. № 553 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2014 - 2016 годы» / Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid= 12270.
BIBLIOGRAPHY
1. Official accounts of the Federal Treasury on execution of the RF consolidated budget. [Electronic resource]. - Mode of access: http: //
1. Official accounts of the Federal Treasury on execution of the RF consolidated budget. [Electronic resource]. - Mode of access: http: // www.roskazna.ru
2. Maximov A.V. Tax potential of the municipal formation and ways of its increase // Financial research. № 6. 2002. Р. 37.
3. Gorsky I.V. Tax potential in the mechanism of inter-budgetary relations // Finance. 1999. № 6. Р. 27-30.
4. Igonina L.L., Kusraevа D.A. Tax potential of the region: the effectiveness of implementation and growth factors. Krasnodar: ATRI, 2010.
5. The state program of the Russian Federation «Creating conditions for effective and responsible management of regional and municipal finances, improving sustainability of budgets of subjects of the Russian Federation». Approved by Decree of the RF Government from 18.03.2013 № 376-р / Consult-
antPlus: comp. Ref. the legal system [Electronic resource].
6. Kuznetsov N.G., Porollo E.V., Shel-epov V.G. Development of methods of tax control as a factor of balance of the budgetary system of the Russian Federation // Finance and credit. 2013. № 41. P. 14.
7. Romanova T.F., Bogoslavtseva L.V. Tendencies of development of the consolidated budget of Rostov region // Financial research. № 7. 2003. P. 49.
8. Regional law of the Rostov region of 03.12.2012, № 987-ZS «On the Program of socio-economic development of Rostov region 2013-2016» / ConsultantPlus: comp. Ref. the legal system [Electronic resource]. 9. Official website of the Ministry of Finance of the Rostov region [Electronic resource]. -Mode of access: http://minfin.donland.ru
10. Taxes in the reproductive mechanism of the regional economy: Monograph. Edited by Kuznetsov, N.G. RSEA / Rostov on/D, 2000. - P. 162.
11. Methodology of allocation of subsidies on equalization of budget sufficiency of subjects of the Russian Federation. Approved by the Resolution of the RF government of 22.11.2004 N 670 (as amended on 09.12.2013) / ConsultantPlus: comp. Ref. the legal system [Electronic resource]. 12. Statistical reporting. / Official website of the Federal tax service of Russia [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.nalog.ru/rn61/related_ activi-ties/statistics_and_analytics/forms.
13. Resolution of the Government of the Rostov region from ot 04.09.2013 № 553 "On basic directions budgetary and the tax policy of the Rostov region in 2014 - 2016" / the Official government portal of the Rostov region [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.donland.ru/Default.aspx? pageid=12270