УДК 61:378.17 DOI: 10.37963/SMA.2021.4.127
^ ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Уласень Т.В.1, Осипенко И.М. Латушкина Ю.А. Солоднева Д.А. \ Дмитриева Е.В. \ Федорова Е.А. i, Побокин П.А. \ Петрова И.М. 1
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул.
Крупской, 28.
Резюме: в статье представлены результаты совместного проведения университетского мероприятия преподавателями и студентами
Ключевые слова: обучение, воспитание, студенты
^ INCREASING THE MOTIVATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS.
Ulasen T.V.i, Osipenko I.M.1, Latushkina J.А., i, Solodneva D^J, Dmitrieva E.A.1, Fiodorova E.A.i, Pobokin P.A.i, PetrovaI.M. i,
Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy str., Smolensk, Russia
Abstract: the article presents the results of a joint university event by teachers and students
Keywords: teaching, upbringing, students
Введение: Современное образование невозможно без обращения к психологии личности. Основными требованиями образовательного процесса сегодняшнего дня является воспитание у наших учеников самостоятельности, инициативы, активности. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач. Мы решили совместить образовательный процесс (знакомство с новыми психологическими методиками) с элементами эстетического воспитания и представить этот опыт на традиционно отмечаемом в нашем университете Всемирном дне психического здоровья. В этом году он прошел 06.10.2021 при поддержке федеральной инновационной площадки «Здоровье первокурсника - Здоровье врача - Здоровье нации» и Смоленского регионального психологического общества. Темой дня в нашем вузе стала «Психология красоты в современном обществе». Понятие красоты многолико и объединяет в себе психологические, социальные, философские, эстетические и физические аспекты. Мы предложили нашим студентам выделить главные черты красоты в обществе на современном этапе, а также черты психологической красоты, необходимые в личностном и профессиональном становлении будущего врача.
Цель - повышение мотивационной активности студентов в образовательном процессе.
Материал и методы.
Под руководством сотрудников кафедры клинической психологии в подготовке к празднованию Дня психического здоровья приняли активное участие студенты 2-6 курсов психолого-социального факультета и студенты младших курсов лечебного факультета. Речь идет о подготовленных роликах на заданную тему, презентаций, докладов с последующим обсуждением в группах
Студенты выпускного курса психолого-социального факультета подготовили блиц-опрос, интересные презентации и провели тренинги со студентами младших курсов на тему «Красота глазами студентов».
Подготовленный блиц-опрос включал 10 вопросов. Анкеты были розданы участникам мероприятия.
Результаты.
Преподаватели кафедры клинической психологии организовали и провели вместе со студентами психолого-социального факультета медиа-представление о красоте: make-up «Живые маски», арт-терапевтические мероприятия. Проведенные мастер-классы (по куклотерапии, созданию гипсовых масок) дали возможность студентам нашего вуза узнать особенности психологической работы в рамках этого направления.
В результаты статистической обработки полученных данных по блиц-опросу были получены интересные результаты.
1. Красота как совокупность внешних и внутренних ценностей, играет важную роль при общении?
12
■ Да ■ Нет ■ Не всегда ■ Только при первом впечатлении
2. От психического здоровья зависит отношение к себе?
Да
3. Можно ли утверждать, что первое впечатление (оценка внешности) «задает установку» на продолжение или прекращение общения?
4. Как Вы считаете, влияет ли на восприятие мира на любовь к себе?
5. Уверенный в себе человек - это человек, красивый внешне или наполненный благородными духовными качествами?
Красивый внешне Совместно Нет\не знаю
6. Что на ваш взгляд первостепенно: физическая красота или душевная?
7. Можно ли сказать, что красота спасет мир?
Да ■ Нет ■ Только внутренняя ■ Относительно
8. Как вы считаете, можно ли прожить без красоты (в широком смысле этого слова)?
Да Нет ■ Наверно ■
9. Красота - это испытание или награда?
■ Испытание ■ Награда ■ И то, и то ■ Ничего
10. Что выберешь ты: конфету в красочной обертке, но с невкусной начинкой или вкусную конфету, но при этом она будет невзрачного внешнего вида?
2
■ Конфету в красочной обертке, но с невкусной начинкой
■ Вкусную конфету, но при этом она будет невзрачного внешнего вида
■ Никакую
На праздновании Дня психического здоровья сотрудникам кафедры клинической психологии удалось создать дружественную и увлекательную атмосферу в познании психологии личности, в которой обучение и воспитание через обучение стали интересным и запоминающимся событием для каждого участника.
Студенты с большим интересом и вовлеченностью принимали участие в арт-терапевтических мероприятиях, даря друг другу положительные эмоции и мотивируя друг друга к созданию новых позитивных образов.
Подведенные итоги мероприятия позволили сделать следующие выводы:
- совместная подготовка мероприятий со студентами позволяет скорее получить им практические навыки (в частности, на примере данного дня - отработка навыков общения, самореализации, приобретение новых практических знаний);
- полученные в ходе обсуждения роликов, докладов, тренингов, блиц-опроса сведения позволяют лучше понять отношение студентов к изучаемому предмету, к актуальной окружающей ситуации и к друг другу, повысить мотивационную готовность к обучению.
Сведения об авторах
Уласень Татьяна Валентиновна - кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой клинической психологии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. Тел. 89203085607. E-mail: ulasen.tatjana@yandex.ru
Осипенко Ирина Михайловна - кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. Тел. 89206644100. E-mail: osipenkoir@mail. ru
ЛатушкинаЮлия Андреевна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры клинической психологии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. Тел. 89206653569. E-mail: fomchenkova. yulya@yandex. ru
Дмитриева Елена Владимировна - начальник управления по воспитательной и социальной работе ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. Тел. +79206635050. Email: uvsr-sgmu@yandex. ru
Солоднева Дарья Александровна - старший преподаватель кафедры клинической психологии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. Тел. 89507024083. darya210895@mail. ru
Фёдорова Елена Александровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. Тел. 8(910)78314 86. E-mail: fiodorovaelena@yandex. ru
Побокин Павел Анатольевич - кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. Тел. 8(920)3329067. E-mail: p.pobokin@yandex. ru
Петрова Ирина Михайловна - старший преподаватель кафедры клинической психологии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. Тел. 89156338119. E-mail: irina_violetta@,mail. ru