Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

лекта с целью построения персонифицированной трёхмерной модели печени с числовыми аннотациями объёма, плотности паренхимы печени, которая будет использована в предоперационном планировании в трансплантации и хирургии печени.

1. Создание интерфейса получения, обработки и передачи изображений печени в формате □СОМ.

2. Создание нейросети для автоматической сегментации печени, ее сегментов, сосудов, протоков, патологических образований.

3. Создание интерфейса ручной сегментации печени и коррекции сегментаций.

4. Создание программы автоматической оценки стеатоза в печени с использованием искусственной нейросети.

5. Оценка чувствительности и специфичности разработанной системы, разработка медико-технических требований к создаваемому изделию.

В результате выполнения проекта будет создан программный продукт (онлайн сервис - программа создания персонализированных аннотированных трёхмерных моделей печени для содействия принятию решения в трансплантации и хирургии с использованием технологий искусственного интеллекта), будут разработаны медико-технические требования к этому изделию медицинского назначения.

Вывод: задача, реализуемая проектом, относится к современной технологии вычислительной анатомии и направлена на получение данных о строении печени конкретного пациента как бы в прозрачном виде с дополнительным слоем информации, что представляет собой сверхчеловеческую технологию познания. Использование таких технологий необходимо для хирурга в определении возможностей операбельности у потенциальных доноров фрагмента печени (хватит или нет реципиенту объёма паренхимы печени, достаточно ли состояние паренхимы), определения ре-зектабельности печени при её раке (разовьется ли синдром этаНог^ге). Внедрение решений этой задачи позволит существенно улучшить результаты лечения пациентов с патологией печени, повысить доступность им медицинской помощи, снизить число жизнеугрожающих осложнений, повысить количество родственных трансплантаций печени в условии дефицита донорских органов

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Михайлова А. Г.

Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия Научный руководитель: Кокодей ТА. (д-р экон. наук, доцент)

Процесс инклюзивного образования может быть успешным и способствовать психологическому и эмоциональному развитию студентов. Эффективные стратегии инклюзии, которые применяются в процессе обучения обучающихся с РАС, позволяют сконструировать процесс инклюзии на основе индивидуальных способностей, учитывая дефициты развития и характеристики заболевания. Целью данного исследования является характеристика преимуществ обучающей среды МоосНе для повышения мотивации студентов с расстройствами аутистического спектра.

Основополагающими факторами в успешности процесса инклюзии является понимание сути заболевания и выбор педагогических методов обучения. Поэтому поставлены следующие задачи: систематизировать современные подходы к решению проблемы инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра; рассмотреть характерные особенности обучающихся с РАС, связанные с мотивационным аспектом; охарактеризовать возможности МоосНе

learning management system в повышении мотивации обучающихся с расстройствами аутистиче-ского спектра с помощью SWOT анализа как метода оценки.

Рассмотрены преимущества обучающей среды Moodle для повышения мотивации студентов с расстройствами аутистического спектра. Изучены психологические особенности обучающихся с РАС, связанные с мотивационным аспектом. Определены основополагающие факторы в успешности процесса инклюзии с помощью SWOT анализа как метода оценки возможностей и угроз.

Представители международных организаций сформировали Всемирную конференцию по образованию для лиц с особыми потребностями, которая прошла в Саламанке, Испании в июне 1994 года. Они согласовали новое заявление об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в котором содержится призыв к тому, чтобы инкпюзивность стала нормой [14]. Кроме того, конференция приняла программу действий, руководящим принципом которой является то, что обычные школы должны принимать всех детей, независимо от их физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых или других условий.

Важнейшие права и свободы лиц с (ОВЗ) отражены в законодательных актах международного и регионального уровня: «Декларация о правах инвалидов», утвержденная Резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН 09.12.1975 года [11], «Всеобщая декларация прав человека» [11, www], провозглашенная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в Париже 10 декабря 1948 года, "Convention on the Rights of the Child" («Конвенция ООН о правах ребенка») 1989 года [10].

Федеральный закон (ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N° 27Э-ФЗ. Также регулирует вопросы образования лиц с ОВЗ, связанные с равным доступом для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В ФЗ отмечено, что для этой цели следует реализовать адаптированную образовательную программу для обучения лиц с ОВЗ и при необходимости обеспечить» коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» [8, www].

Из этого следует, что в организациях создаются специальные условия для обучения, воспитания и развития указанными обучающимися, включающие в себя использование специальных методов обучения, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, направленных на адаптацию лиц с ОВЗ к новой образовательной среде.

Внедрение в практику вуза идей инклюзивного образования позволяет предоставлять равные возможности получения образования детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) при создании адаптационных условий обучения. На сегодняшний день распространённость расстройств аутистического спектра составляет около 1 % детского населения [6]. Для категории детей с РАС должны быть разработаны и внедрены «различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать их право на получение адекватного их возможностям и способностям образования, позволяющего реализовать потенциал этих детей» [6, с. 8].

Анализ последних публикаций и выделение нерешённой части проблемы. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что вопросам инклюзивного образования было уделено немало внимания (С. И. Сабельникова, Е. С. Гринина, Т. П. Дмитриева, Т. Ю. Хотылева и др.). Аспекты организации инклюзивного образования обучающихся с РАС исследованы недостаточно. Метод коррекции первичного нарушения при расстройствах аутистического спектра рассматривали О. С. Никольская Т. В. Кондратьева и др. Ю. М. Эрц-Нафтульева изучала инклюзии детей с аутизмом в общеобразовательную систему.

Целью данного исследования является характеристика преимуществ обучающей среды Moodle для повышения мотивации студентов с расстройствами аутистического спектра.

Основополагающими факторами в успешности процесса инклюзии является понимание сути заболевания и выбор педагогических методов обучения. Поэтому поставлены следующие задачи:

1) систематизировать современные подходы к решению проблемы инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра;

2) рассмотреть характерные особенности обучающихся с РАС, связанные с мотивационным аспектом;

3) охарактеризовать возможности Moodle learning management system в повышении мотивации обучающихся с расстройствами аутистического спектра с помощью SWOT анализа как метода оценки.

Изложение основного материала. Анализ существующих подходов к организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ показал, что наиболее эффективным является акмеологический подход, который рассматривает человека как субъект совершенствования (как самосовершенствования, так и опосредованного акмеологическими технологиями), что предусматривает свободную самостоятельность и активность в выборе целей, эталонов [3, 13].

Помимо субъекта деятельности, структурными компонентами в акмеологической системе являются система навыков и умений, система мотивов и эталонов АКМЕ. В акмеологической системе средства воздействия могут быть также разнообразными - от самовоздействий до обучения [2].

Как показывает практика, в условиях перехода на обучение в вузе «развитие личности студента является следствием вхождения в новую социальную среду через овладение ее социальными ценностями, знаниями и навыками [4]. «Можно выделить несколько этапов данного процесса, которые станут основой поэтапной организации процесса формирования готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения:

1) адаптации - усвоение норм и оценка своих возможностей;

2) индивидуализации - процесс самоопределения личности, оформление ее уникальности и неповторимости;

3) интеграции - процесс вхождения в социальную общность, предполагающий интеграцию социальных отношений, устойчивой системы связи индивидов и определение специальных способов деятельности и моделей соответствующего поведения» [4, с. 109].

На фоне такого резкого перехода есть вероятность возникновения стрессов и эмоциональных барьеров общения, что выражено в низком уровне мотивации к успеху, повышенном уровне мотивации к неудачам, низком уровне саморегуляции, конфликтности, затрудненной коммуникации. Причинами эмоциональных барьеров общения являются «организационно-личные (тревожное отношение к новой деятельности) факторы [4, с. 110].

Процесс инклюзивного образования в вузе может быть успешным и способствовать психологическому и эмоциональному развитию студентов. Эффективные стратегии инклюзии, которые применяются в процессе обучения обучающихся с РАС, позволят сконструировать процесс инклюзии на основе индивидуальных способностей, учитывая дефициты развития и характеристики заболевания [12].

Человек изначально выступает в мире как субъект, обладающий определёнными свойствами, возможностями. Здесь будет уместным применение акмеологического подхода к образовательному процессу, поскольку именно акмеология призвана изучать закономерности индивидных и личностных достижений у развивающейся личности, как субъекта деятельности. Субъектный подход как принцип основан на идее С. Л. Рубинштейна о субъекте в качестве центра организации субъ-ектности, проявляющейся через потребность и способность совершенствования человека [2]. Соответствующий уровень «развития индивида в деятельности - в онтогенезе, в культурно-историческом процессе - раскрывает все особенности определённости человека как субъекта и поэтому -субъектности, субъектной позиции, субъектной регуляции его активности» [2, с. 8]. Субъектность, в неразрывной связи с самостью, деятельностью, сознанием определяет возможности человека. Моделирование мотиваций происходит через вторичные потребности - осознанное отсутствие

чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта. Для создания эффективной развивающей среды рассмотрим особенности обучающихся с РАС, связанные с моти-вационным аспектом.

В отличие от обучающихся с другими видами расстройств, студенты с РАС имеют хорошую память, сохранный интеллект, визуальное восприятие, что дает возможность успешно осваивать академический материал. При введении нового материала следует использовать схемы, таблицы, Mind Map. Для усиления мотивации к успеху возможно применение сказкотерапии, нацеленной на развитие самосознания и обеспечивающей взаимопонимание между окружающим миром и людьми.

Студенты с РАС могут преуспеть в математике. Для изучения многих дисциплин будет эффективным применение информационных технологий (Moodle learning management system, Anime Studio - программное обеспечение для создания векторной 2D анимации и графики).

Одним из продуктивных методов преодоления ограничений и прогнозирования возможных путей решений проблем является SWOT анализ как метод оценки (табл. 1), который дает возможность оценить некоторые особенности обучающихся с РАС, «определить недостатки и реализовать возможности. SWOT анализ состоит из блоков: - Strengths (S) - сильные или же положительные характеристики. - Weaknesses (W) - слабости или недостатки. - Opportunities (О) - возможности применения. - Threats (Т) - угрозы или риски» [5, с. 74].

Таблица 1. SWOT анализ особенностей обучающихся с РАС

Внутренние ресурсы Внешние факторы

Сильные стороны Возможности

Хорошая память, сохранный интеллект, визуальное восприятие Возможность успешно осваивать академический материал

Математические способности Применение Moodle leaming management system

Желание работать со сверстниками на одном уровне Применение коррекционно-развивающих технологий, психологическая и эмоциональная поддержка

Слабые стороны Угрозы

Инклюзивная среда обучения - среда, в которой сенсорные особенности лис с РАС могут не найти поддержки Сенсорные проблемы связаны с трудностями координации движений, что ведет к мотивации к неудачам. Отсутствие мотивации к успеху, сотрудничеству

Большое количество студентов в группе и небольшое пространство могут усилить желание избежать контактов Агрессивная реакция на контакты, чувствительность к громким звукам, шуму приводит к, отказу выполнять задания

Отсутствие гибкости мышления Нежелание исправлять ошибки

Трудности в абстрактном мышлении, осознании скрытых и абстрактных предпосылок, понимании материала, изложении выводов Неорганизованность, плохая успеваемость, подавленности, депрессия

«Соотношение внутренних факторов с внешними позволит запланировать будущие стратегии развития, потенциальные преимущества и ограничения как профессионального, так и личностного развития. Проведенный анализ внутреннего потенциала позволяет определить возможности противостоять угрозам. Также проводятся взаимосвязи внутренних и внешних факторов и рисков» [5,

Различные стратегии позволят сконструировать процесс инклюзии на основе индивидуальных способностей, учитывая дефициты развития и характеристики заболевания. Такими стратегиями могут быть следующие: повышение мотивации к взаимодействию, сотрудничеству, поскольку у обучающихся с ограниченными возможностями уровень мотивации низкий; включение обучаю-

щихся с РАС в общую образовательную систему с целью повышения уровня речевых и коммуни^ кативных навыков, социализации и интеллектуального уровня и оказание специализированной по мощи обучающимся с РАС [9].

Таблица 2. Соотношение внутренних факторов с внешними.

Стратегии развития = S (сильные стороны) + О (возможности)

Как сильные стороны применения МоосНе learning management system

способствуют развитию математических способностей обучающихся с РАС?

Внутренние преобразования = W (слабые стороны) + О (возможности)

Как слабые стороны применения Moodle learning management system мешают реализации математичевозможностей, и что из-за этого стоит менять / внедрять?

Потенциальные преимущества

Какие сильные стороны Moodle learning management system позволяют противостоять угрозам и как?

Ограничения развития = W (слабые

Какие слабые стороны применения Moodle learning management system

повышают риск возникновения угроз?

Поскольку для обучающихся с РАС характерно сенсорное восприятие, следует применять коррекционно-развивающие технологии [1]. Основная идея коррекционно-развивающих технологий на основе метода сенсорной интеграции заключается в обеспечении возникновения сенсорных импульсов и их контроля с целью налаживания процесса слаженной совместной работы различных отделов нервной системы. С помощью данных технологий развиваются компенсаторные возможности высшей нервной деятельности [7].

Таким образом, методическими подходами инклюзии могут быть следующие:

- организация обучающей среды и структурализация учебной деятельности (МоосНе learning

- обучение ключевым навыкам - стратегии, основывающиеся на внутренней мотивации обучающихся с ПАС и включающий выбор заданий, использование поощрений, моделирующих подсказок для приобретения навыков проявления инициативы и обращения к окружающим (МоосНе learning management);

- использование стратегий самоуправления для формирования ответственности и независимости (МоосНе learning management).

Выводы. Таким образом, процесс обучения в инклюзивной среде - приобретение обучающихся с РАС академических навыков. Различные стратегии инклюзии позволят сконструировать процесс инклюзии на основе индивидуальных способностей, учитывая дефициты развития и характеристики заболевания. Применение МоосНе learning management способствует повышению мотивации обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Перспективы дальнейших исследований представляют стратегии создания эффективной развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья у условиях изучения иностранного языка.

Список литературы

1. Варенова, Т.В. Создание коррекционно-развивающих технологий на основе метода сенсорной интеграции // Сборник трудов факультета специальной педагогики и специальной психологии. Т. 2. Международный межвузовский выпуск. М: МГПУ, 2007. С. 44-51

2. Деркач, А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен. //Акмеология. 2015. N° 2 (54). С. 8-22.

3. Михайлова, А.Г. Акмеологический подход к формированию профессионально-творческих способностей будущих инженеров// Вестник Томского гос. ун-та, 2015. № 400. С. 282-285.

4. Михайлова, А. Г., Кокодей Т. В. Развитие универсальных компетенций личности в контексте ноогенеза // Актуальные вопросы экономики и педагогики в современных условиях цифровой

трансформации: материалы I Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. СФ РЭУ им. Г.В. Плеханова. - Севастополь: Издательство Севастопольского филиала ФГБОУ «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2019. 163 с. С. 109-114.

5. Михайлова, А. Г. SWOT-анализ применения информационных технологий в образовательном процессе // Профессионально-технологическая и экономическая подготовка обучающихся в условиях модернизации и стандартизации образования: сборник статей по итогам I Всероссийской научно-практической конференции (8 октября 2020 года, г. Волгоград). Волгоград: Сфера, 2020.

6. Организация инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации по разработке локальных актов образовательной организации, реализующей инклюзивное образование, и созданию модели ресурсного класса для детей с расстройствами аутистического спектра / под общ. ред. Л. М. Беткер; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования». Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2018. 70 с.

7. Сенсорная интеграция - метод коррекции первичного нарушения при расстройствах аутистического спектра: методическое пособие / сост. Т.В. Кондратьева. Самара. 2018. 122 с.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЭ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_U\W_140174/ (дата обра-

9. Эрц-Нафтульева Ю.М. Инклюзия детей с аутизмом в общеобразовательную систему: обзор целей и стратегий URL: https://neuronews.com.Ua/ru/archive/2012/9 %2844 %29/article-723/inklyuziya-detey-s-autizmom-v-obshcheobrazovatelnuyu-sistemu-obzor-celey-i-strategiy#gsc.tab = 0 (дата обращения: 10.12.2020).

10. Convention on the Rights of the Child. Human Rights Office of the High Commissioner. URL: https://www.ohchr.org/en/professionalinterest/pages/crc.aspx (date of access: 13.12.2020)

11. Declaration on the Rights of Disabled Persons. UN. General Assembly (30th sess. : 1975-1976) URL: https://digitallibrary.un.org/record/189608 (date of access: 13.12.2020)

12. KokodeyT. A., Mikhaylova A. G., SmirnovaT. V. International Comparison of Consumer Behaviour between the Young Generation in Taiwan and Japan within the Framework of Pedagogical Management. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EPSBS) SCTCMG; 2019;Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism, 14 -15June 2019 , Complex Research Institute named after Kh. I. Ibragimov, Russian Academy of Sciences, Groznyi,Volume LXXVI, Pages 16951704 ISSN 2357-1330 doi: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.04.230

13. Mikhaylova A. G., Nikitaeva M. V., Kokodey T. A. Formation of personal qualities by means of acmeological approach in the context of professional becoming SHS Web of Conf. International Scientific and Practical Conference "Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career" (ICTP 2020) Volume87, 000282020. D0lhttps://doi.org/10.1051/shsconf/20208700028

14. The UNESCO Salamanca Statement. URL: http://www.csie.org.uk/inclusion/unesco-salamanca.shtml (date of access: 14.12.2020)

15. Universal Declaration of Human Rights. URL: https://www.un.org/en/about-us/universal-declaration-of-human-rights (date of access: 13.12.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.