Научная статья на тему 'Повышение мотивации к изучению иностранного языка через организацию конкурсного и олимпиадного движения'

Повышение мотивации к изучению иностранного языка через организацию конкурсного и олимпиадного движения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение мотивации к изучению иностранного языка через организацию конкурсного и олимпиадного движения»

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИю ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИю КОНКУРСНОГО И ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ

Т. В. Леонтьева, преподаватель ГОУ СПО «Прокопьевский промышленно-экономический техникум»

В настоящее время большое внимание в образовании уделяется конкурсному движению, которое считается одним из инновационных факторов в развитии любой образовательной организации. Мы находимся на том этапе развития образования, когда в центре образовательного процесса должны быть повышение профессионального уровня педагога, формирование разносторонней, нестандартной, готовой к постоянному совершенствованию личности обучающегося. Участие в конкурсах — это своего рода испытание, которое нужно преодолеть, чтобы добиться результата, это самореализация в определенной области, это личная победа.

Я работаю преподавателем английского языка. Иностранный язык — специфическая дисциплина. Говорят, что для изучения иностранного языка нужны врожденные способности к языкам. Не могу сказать, что полностью согласна с этим. Да, безусловно, способности нужны, но можно развить интерес обучающихся к данной дисциплине через участие в различных конкурсах и олимпиадах. Конечно, первыми участвовать вызываются студенты, которые хорошо учатся, изучение языка у которых не вызывает затруднений. Однако стараюсь привлечь к участию в конкурсах и обучающихся со средними способностями. Это всегда бывает проблематично, так как сразу же возникает масса отговорок: «не смогу», «я ничего не знаю», «не займу никакого места» и др. Но после беседы с ними страх меняется на энтузиазм и уве-

ренность в том, что все получится. Практика показывает, что такие обучающиеся испытывают больше положительных эмоций, чем те, кто легко справляется с программой, у них повышается мотивация к изучению иностранного языка, они начинают лучше заниматься на уроках, проявлять больше стараний.

В течение учебного года в техникуме для студентов разных курсов организуем различные конкурсы по английскому языку: викторина «Ты знаешь Великобританию?», конкурсы «Узнай Британию» и «Страноведение» и др. Задания были основаны на знании страноведческого материала. Студенты с большим интересом принимают участие в таких мероприятиях.

Уже на протяжении трех лет привлекаю студентов к участию в различных конкурсах и олимпиадах по английскому языку не только на уровне техникума. В прошлом году мы провели эксперимент. Я предложила всем студентам 1-2-го курсов поучаствовать в Международном конкурсе-игре по английскому языку «Лев», организованном ЦДО «Снейл» г. Омска. Участие приняли студенты разного уровня владения английским. Задания в основном были на сообразительность и знание культуры страны изучаемого языка. В процессе работы над ними ребята размышляли, строили свои предположения, узнавали различные интересные факты. Был получен следующий результат: 12-е место в конкурсе (2-е место в регионе) и 23-е место в конкурсе (3-е место в регионе). Эта организация провела позже конкурс «100 Великих. Британцы». В конкурсном задании нужно было найти информацию о самых известных и выдающихся людях Великобритании, изучить их биографию, род деятельности, достижения. Моя студентка была награждена дипломом 3-й степени. В конкурсе предметных анаграмм «Лабиринты зна-

ний: сквозь поиски к истине», организованном Всероссийским порталом интерактивных проектов «Учитель», студенты должны были найти как можно больше английских слов, что способствовало расширению их лексического запаса.

Обучающимся, хорошо владеющим иностранным языком, я предлагаю участие в олимпиадах разного уровня, при подготовке к которым они узнают более сложные аспекты языка, более углубленную и труднодоступную страноведческую информацию. За последние два года студенты приняли участие в городской олимпиаде для обучающихся учреждений СПО гг. Прокопьевска и Киселевска, Всероссийской олимпиаде для студентов образовательных организаций среднего профессионального образования, Международной олимпиаде «Экскурсия по Британии».

Для приобщения обучающихся к иностранному языку во внеучебной деятельности я предложила помощь отделу по воспитательной работе в проведении творческих мероприятий. В текущем году на городском конкурсе «Студенческая весна», а потом на областном конкурсе «Юные звезды Кузбасса» студенты техникума исполняли песни на английском языке. При подготовке ребята интересовались правильным произношением, мы разбирали с ними транскрипцию, символику звуков, неоднократно отчитывали тексты, сначала вместе, потом каждый из них самостоятельно. Также они пытались сами понять содержание песни без готового перевода.

Личное участие преподавателей в различных конкурсах, особенно если это участие результативное, оказывает большое влияние на определение места организации в рейтинге ПОО. Участвуя в конкурсах, педагогические работники повышают уровень своих знаний, приобретают опыт и делятся им, способствуя тем самым повышению статуса своего техникума. Мне нравится самой выполнять различные конкурсные задания, узнавать интересные факты, события, имена. За последние два года приняла участие в нескольких интересных конкурсах. Один из них — это Всероссийский методический конкурс презентаций к уроку (учебному занятию) «Интерактивный Учитель — 2014. Весенняя капель». В номинации «Педагог-предметник» я была награждена дипломом 1-й степени за работу по теме «The present simple. Настоящее простое время». Также хочется отметить еще один очень интересный и необычный конкурс — это «Предметные олимпиадные анаграммы». Задания представляли собой анаграммы по направлениям «Педагогика» и «Великие педагоги». В этом конкурсе я получила дипломы 2-й и 3-й степени соответственно.

Таким образом, конкурсное движение способствует обновлению содержания образования и повышению его качества, а участие в конкурсах позволяет проявить себя как преподавателю, так и обучающемуся. Это способствует развитию талантов, получению опыта в дальнейшей педагогической и образовательной деятельности.

ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

И. О. Малыгина, преподаватель ГБОУ СПО «Анжеро-Судженский горный техникум»

Качество профессиональной подготовки выпускников определяется степенью их конкурентоспособности на рынке труда. Готовность будущих специалистов к эффективной трудовой деятельности — ключевая характеристика, которая включает в себя способность к быстрой адаптации к рабочему месту, владение общими и профессиональными компетенциями, а также устойчивую мотивацию к успешной профессиональной деятельности.

Для достижения этих результатов нашей цикловой методической комиссией ежегодно

проводятся конкурсы по профессии с участием в жюри представителей от работодателей.

Создаваемая рабочая группа из преподавателей и социальных партнеров определяет цели и задачи, составляет положения и программу проведе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.