Научная статья на тему 'Повышение мотивации банковских сотрудников, обслуживающих физических лиц'

Повышение мотивации банковских сотрудников, обслуживающих физических лиц Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
790
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗИМЫ / МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / МОРАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашурова Д.Н.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с повышением трудовой мотивации банковских сотрудников, работающих с физическими лицами, с учетом специфики сферы деятельности. При этом внимание уделяется как моральным, так и материальным механизмам повышения мотивации. Также подробно описывается значение обслуживания физических лиц и качества оказываемых услуг для коммерческого банка как одного из главных источников наращивания ресурсного потенциала банка, а, следовательно, повышения его доходности и конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение мотивации банковских сотрудников, обслуживающих физических лиц»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х

безопасности (электронный журнал). - М.: 2009, №5(27).

2. Астахин А.С. О подходе в организации защиты городов регионального значения. // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире, Межд. Науч. - практ. конф., 1 декабря 2016 г. Уфа В 7ч. Ч.1 -228 с. с. 25-28. - ISBN 978-5-906925-23-7 ч.1, ISBN 978-5-906925-30-5

©Астахин А.С., 2016

УДК 336.63

Д.Н. Ашурова

студентка 4 курса факультета корпоративной экономики и предпринимательства Новосибирский государственный университет экономики и управления

Научный руководитель: Е.А. Разомасова к.э.н., доцент кафедры « Корпоративного управления и финансов» Новосибирский государственный университет экономики и управления

г. Новосибирск, Российская федерация

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ БАНКОВСКИХ СОТРУДНИКОВ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы, связанные с повышением трудовой мотивации банковских сотрудников, работающих с физическими лицами, с учетом специфики сферы деятельности. При этом внимание уделяется как моральным, так и материальным механизмам повышения мотивации. Также подробно описывается значение обслуживания физических лиц и качества оказываемых услуг для коммерческого банка как одного из главных источников наращивания ресурсного потенциала банка, а, следовательно, повышения его доходности и конкурентоспособности.

Ключевые слова

Коммерческий банк, физические лица, мотивация, мотивационные механизимы, материальное

стимулирование, моральное стимулирование.

В научной и справочной информации «современный сектор услуг в российской Федерации можно оценить через показатель совокупного спроса, который формируется из элементов промежуточного и конечного спроса» [6, С.51]. На рынке банковских услуги промежуточный спрос формируют юридические лица, а конечный - физические лица, за привлечение которых разворачивается конкурентная борьба между банками.

В таких условиях побеждает и удерживает лидерские позиции тот, кто постоянно расширяет спектр оказываемых клиентам услуг, повышает качество вкладного и кредитного обслуживания, кто способен на достойном уровне оказывать посреднические услуги, приспособленные к различным потребностям клиентов.

Издавна традиционной функцией банка являлось накопление денежных доходов и сбережений населения. Временно неиспользуемые денежные средства одной части населения используются для кредитования другой части населения, причем доход банка в данном случае - это разница между процентами по кредитам и процентами по вкладам. Коммерческие банки могут выполнять операции в рамках собственных, привлеченных и эмитированных средств. Из этого вытекает крайняя необходимость наращивания ресурсного потенциала и обеспечения его рационального использования для повышения конкурентоспособности коммерческого банка.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_

Создание ресурсной базы осуществляется за счет пассивных операций, которые являются отправной точкой для формирования ресурсов, которые затем размещаются среди заемщиков на различных условиях, в целях извлечения прибыли и ее приумножения. Среди пассивных операций банка формирование депозитов играет самую важную роль в погоне за привлечением денежных средств. При этом внедрение в практическую деятельность банка вкладов физических лиц служит источником укрепления стабильности ресурсной базы и является важнейшим направлением ее повышения. Вклады физических лиц - одна из наиболее устойчивых частей привлекаемых банком ресурсов. По мере возрастания числа клиентов, обслуживаемых банком, увеличивается ресурсная база, которая затем может использоваться для осуществления банковских операций.

Банк - это коммерческая структура, в связи с этим роль обслуживания физических лиц для банка необходимо анализировать с разных точек зрения. Во-первых, доходность: не один банк не будет осуществлять операций, не приносящих прибыль, за каждую проведенную операцию финансовая организация получает доход. При выдаче кредита клиенты выплачивают банку проценты за пользование кредитом. За оказание посреднических и других услуг клиенты выплачивают вознаграждение. Все это в итоге и формирует прибыль коммерческого банка.

Во-вторых, значение обслуживания физических лиц для коммерческого банка очень велико в связи с тем, что у них на руках сосредоточено до 80 миллиардов долларов США. И те банки, которые будут клиентоориентированы, будут предоставлять качественные и высокотехнологичные услуги, используя разнообразные средства, предлагать современные и востребованные банковские продукты, будут распоряжаться этими ресурсами. В современных условиях рыночной экономики привлечение средств физических лиц в коммерческие банки возросла в разы. Верная и результативная организация этих операций нужна для осуществления "здоровой" банковской деятельности на коммерческой основе, регулирования денежной массы в стране, успешного совершения общепринятых банковских операций, включая безналичные расчеты, широкое разнообразие предоставляемых клиентам услуг и банковских продуктов, и как следствие, переход клиентов в банк на полное комплексное банковское обслуживание.

В-третьих, анализировать значение обслуживания физических лиц требуется с позиции повышения конкурентоспособности банка на рынке банковских услуг. При работе с физическими лицами работа банка должна быть направлена на оказание высококачественных, конкурентоспособных услуг, при этом деятельность следует фокусировать на удовлетворении потребностей клиентов, разработке новых методов работы с ними, а также внедрении высокотехнологичных процессов и продуктов. Коммерческому банку необходимо делать все возможное, чтобы оказываемые им банковские услуги приносили должный эффект, и благоприятствовали стабильности и преуспеванию не только самого банка, но и его клиентов. [2, С.273-301]

Операционист, специалист по обслуживанию клиентов, клиентский менеджер, менеджер по работе с физическими лицами - как правило, так называются должности банковских сотрудников, в функциональные обязанности которых входит обслуживание физических лиц (физическое лицо - гражданин или лицо без гражданства обладающее совокупностью определённых прав и обязанностей).

В большинстве случаев в задачи операциониста по обслуживанию физических лиц входит следующее: оформление, выдача депозитов клиентам банка, заказ, оформление и выдача банковских карт, помощь в осуществлении коммунальных и иных платежей (операций), открытие, сопровождение и закрытие текущих счетов физическим лицам.

Обычно банк отдает предпочтение специалистам с опытом работы в других финансовых организациях, так как в операционном отделе необходимы специалисты с определенной подготовкой. Без опыта работы новичков принимают в банк под ответственность наставника, который сможет передать свои знания новичку. Ученик, начиная работу в операционном отделе банка, должен находиться под строгим контролем опытного сотрудника либо руководителя операционного отдела, так как операционная работа строго регламентирована целым рядом нормативных актов банковского, гражданского и налогового законодательства. Кроме необходимости знания большого количества правовых нормативных актов, операционистам приходится иметь дело с большими объемами работ (большое количество клиентов, работа допоздна и в выходные дни,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_

а иногда и без перерыва на обед) а также умением выстраивать диалог с различными клиентами, в том числе не особо приятными в общении [5, С.56-59].

При всем при этом нужно заметить, что специалисты по работе с физическими лицами находятся на низшей ступени иерархической лестницы и имеют минимальный оклад и премиальную часть, которая зависит от количества проданных и оформленных банковских продуктов.

Мной было проведено исследование для оценки вовлеченности в рабочий процесс сотрудников отдела по работе с физическими лицами, и разработана анкета для выявления наличия мотивации и причин ее отсутствия. По результатам проведенного анкетирования и последующего анализа было определено, что обычно оклад варьируется от 18000 до 20000 рублей, а премиальная часть в среднем составляет от 500 до 5000 рублей ежемесячно. Все эти факторы, несомненно, влияют на внутреннюю мотивацию работников. Мотивация снижается, как следствие снижается качество обслуживания, и, конечно же, конкурентоспособность отдельного банка. Кроме этого, в соответствии с результатами анализа анкеты, были выявлены следующие причины, по которым люди утрачивают мотивацию:

- недостаток публичного признания и поощрения, а также отсутствие карьерного роста - самые распространенные причины (эту причину отметило 78% респондентов);

- рутина - работа недостаточно увлекательна, чтобы пробуждать интерес(52% респондентов);

- работники не привлекаются к совместному решению проблем, принятию стратегических решений, осуществлению различных преобразований;(31% респондентов)

- предложения и идеи не принимаются во внимании и игнорируются; (19% респондентов)

- практика непрекращающейся критики: отсутствие одобрения, похвалы или лестных отзывов; (18% респондентов)

- слишком большая загруженность работой, с которой сотрудники порой не в силах совладать, при постоянном психологическом давлении и напряжении со стороны руководства(15% респондентов).

Наблюдая снижение мотивации у работников, каждый здравомыслящий управленец приходит к выводу, что ее необходимо повышать в срочном порядке, а, следовательно, определяться с мерами по ее повышению.

Мотивационному механизму оплаты труда в практике организаций, особенно коммерческих, отводится большая роль, однако:

- постоянное повышение оплаты труда не оказывает помощь в поддержании трудовой активности на требуемом уровне и не способствует росту производительности труда;

- использование этого метода может быть эффективным для достижения непродолжительных подъемов производительности труда;

- в конечном счете, появляется некоторое привыкание к этому виду воздействия;

- потребность в денежных средствах будет расти у людей до определенного предела, зависящего от уровня жизни [3, С. 95-102].

Ну и одной из главных причин уклонения от материального стимулирования, на мой взгляд, является простое нежелание руководства нести убытки в связи с повышением заработной платы. Очевидно, что в такой ситуации приоритетными становятся механизмы морального стимулирования. Одним из таких механизмов оказывается признание. Такой способ вознаграждения трудовой деятельности является неотъемлемым механизмом мотивации. Общественное признание приносит людям невероятное удовольствие и удовлетворение собственного эго, в большинстве случаев работнику очень хочется, чтобы его заслуги и проделанная работа были отмечены в присутствии остальных членов коллектива. Кроме того, подтверждением значимости и ценности отдельного работника для организации служит повышение его в должности или получение награды [1, С. 121-125].

Еще одним механизмом мотивации является свобода. Для некоторых работников непрерывный контроль, присмотр и попечение - только помеха и раздражающий фактор в рабочем процессе. Если вы видите, что сотрудник успешно справляется с поставленными задачами, то ему можно предоставить больше свободы: не держать допоздна в офисе, а поручить доделать некоторую работу дома.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_

Следующий мотивационный механизм - перспектива. Перспектива карьерного и профессионального роста, более ответственная работа с соответствующей оплатой являются действенным рычагом в повышении мотивации сотрудников, особенно мужчин и энергичных женщин.

Также необходимо удовлетворять социальные потребности работников:

- формировать дух единой команды;

- не разрушать неформальные группки, если они не мешают организации рабочего процесса;

- предоставлять сотрудникам задания, позволяющие общаться;

- способствовать проявлению социальной активности подчиненных за пределами организации. Не менее важно поддерживать стремление работников к самовыражению:

- создавать предпосылки для развития и раскрытия потенциала;

- поощрять и развивать творческие способности.

Повышения качества условий труда является мотивацией для некоторых работников, положительно сказывается на трудовой деятельности, улучшая работоспособность. [4, С.69-70]

Каждый руководитель обязан создавать для своих сотрудников условия для мотивации, а именно среду, в которой каждый работник будет чувствовать свою ценность и значимость и испытывать удовлетворение от работы. Так, положительные эмоции должны превалировать над отрицательными и тем самым увеличивать мотивацию. Безусловно, мотивация призывает руководителя быть честным и искренним по отношению к своим подчиненным. Ведь невозможно рассчитывать на продуктивную работу сотрудников, если вы относитесь к ним равнодушно.

Список использованной литературы: 1 Бавина П.А., Василенко Н. В., Линьков А. Я., Панфилова А. П., Пашкус Н. А., Трапицын С. Ю. Мотивация персонала в современной организации / Под ред. С. Ю. Трапицына. - СПб.: Книжный Дом, 2007. - 240 с.

2 Букато В. И. Банки и банковские операции в России / В. И. Букато, Ю.В.Головин, Ю.И.Львов; под ред. М.Х.Лапидуса. — М.: Финансы и статистика, 2001 - 368 с.

3 Волгина О.Н. Мотивация труда персонала финансово-кредитных организации / Под ред. Ю.Т. Одегова. -М.: Экзамен, 2002. - 128 с.

4 Ильясов С. М., О мотивации персонала коммерческого банка //Банковское дело. — 2010.- № 4.- с.68-71

5 Поездник А.И. Некоторые вопросы организации внутреннего контроля в коммерческом банке // Деньги и кредит.-1999.- № 4. - С. 55-60.

6 Разомасова Е.А. Теоретико-методологические основы формирования экономического механизма развития сферы потребительских услуг: монография / Е.А. Разомасова; НОУ ВПО Центросоюза РФ «Сибирский университет потребительской кооперации». - Новосибирск, 2012. - 236 с.

© Ашурова Д.Н., 2016

УДК 33

Бахсыров Юрий Юрьевич

Студент 3 курса Финансово-экономического института Северо-восточного федерального университета Лисагор Мария Владимировна Старший преподаватель Финансово-экономического института Северо-восточного федерального университета

г. Якутск, РФ

ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТУРИЗМ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития велосипедного туризма в Республике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.