Научная статья на тему 'Повышение квалификации учителей в олимпиадном движении'

Повышение квалификации учителей в олимпиадном движении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
олимпиада / повышение квалификации / предметные олимпиады / академические состязания / Olympiad / advanced training / subject Olympiads / academic competition

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артем Петрович Гулов

Олимпиадное движение и его повсеместное развитие ставят перед школой задачу из элитарного образовательного продукта сделать общедоступный, в связи с чем возникает потребность масштабирования олимпиадных курсов. Цель нашего исследования преломляется в изучении комплекса возможных мер, способствующих конструированию программ повышения квалификации. Мы опирались на принципы системного, деятельностного, культурологического и аксиологического подходов. На основе выявленных проблемных полей нами был предложен комплекс мер по преодолению трудностей, выделены принципы подготовки и отбора заданий на основе культурологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advanced Training for Teachers in the Olympiad Movement

The Olympiad movement and its widespread development set the school the task of making an elite educational product publicly available, and therefore there is a need to scale the Olympiad courses. The purpose of our research is to study a set of possible measures that contribute to the design of professional development programs. We relied on the principles of systemic, activity-based, culturological and axiological approaches. Based on the identified problem fields, we proposed a set of measures to overcome difficulties, and identified the principles of preparation and selection of tasks based on a culturological approach.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации учителей в олимпиадном движении»

УДК 378.147 DOI: 10.36809/2309-9380-2023-40-139-145

Науч. спец. 5.8.7

Артем Петрович Гулов

Московский государственный институт международных отношений МИД России (университет), кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка № 6, Москва, Россия

e-mail: gulov@tea4er.org

Повышение квалификации учителей в олимпиадном движении

Аннотация. Олимпиадное движение и его повсеместное развитие ставят перед школой задачу из элитарного образовательного продукта сделать общедоступный, в связи с чем возникает потребность масштабирования олимпиадных курсов. Цель нашего исследования преломляется в изучении комплекса возможных мер, способствующих конструированию программ повышения квалификации. Мы опирались на принципы системного, деятельностного, культурологического и аксиологического подходов. На основе выявленных проблемных полей нами был предложен комплекс мер по преодолению трудностей, выделены принципы подготовки и отбора заданий на основе культурологического подхода.

Ключевые слова: олимпиада, повышение квалификации, предметные олимпиады, академические состязания.

Artem P. Gulov

Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (University), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of English Language No. 6, Moscow, Russia

e-mail: gulov@tea4er.org

Advanced Training for Teachers in the Olympiad Movement

Abstract. The Olympiad movement and its widespread development set the school the task of making an elite educational product publicly available, and therefore there is a need to scale the Olympiad courses. The purpose of our research is to study a set of possible measures that contribute to the design of professional development programs. We relied on the principles of systemic, activity-based, culturological and axiological approaches. Based on the identified problem fields, we proposed a set of measures to overcome difficulties, and identified the principles of preparation and selection of tasks based on a culturological approach.

Keywords: Olympiad, advanced training, subject Olympiads, academic competition.

Введение (Introduction)

Отечественная система поиска и отбора талантливых школьников зиждется на реализации школьных предметных олимпиад, которые на современном этапе проводятся по 24 предметам [1; 2]. Подготовка подростков происходит, как правило, во внеурочное время в рамках дополнительного образования детей, в том числе на базе разнообразных центров развития одаренности [3; 4]. Активное участие на рынке образовательных услуг принимают и многочисленные онлайн-школы. В фокусе нашего внимания находится деятельность школьных педагогов, которые, на наш взгляд, могут принимать более активное участие в воспитании победителей олимпиад. Существуют все предпосылки для успешной деятельности олимпиадных кружков, которые могут создаваться на базе общеобразовательных учреждений силами школьных учителей при поддержке представителей высшей школы. Соответственно, цель нашего исследования — предложить меры по повышению квалификации школьных учителей на базе учреждений высшей школы с учетом выявленных проблемных полей. Актуальность обусловлена возникающим противоре-

чием между возрастающей массовостью участия в школьных олимпиадах (несколько миллионов школьников в год) и слабой готовностью общеобразовательных учреждений к масштабированию подготовительных программ.

Мы рассматриваем специфику проведения и подготовки к всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку. Данное интеллектуальное состязание является одним из самых массовых в стране в связи с важной ролью английского языка. Будучи средством межкультурной коммуникации в сферах политики, бизнеса, спорта, английский язык также входит в число предметов, высокие результаты единого государственного экзамена по которому необходимы для поступления в лучшие вузы [5; 6]. Многие школьники относятся к олимпиаде как к способу организации получения углубленных знаний по предмету, так как содержание олимпиадных заданий всегда превышает минимумы школьной программы [7; 8].

Повышение квалификации педагогов видится значимым фактором в аспекте реализации школьных предметных олимпиад. Современная школа с трудом справляется с наплывом желающих погрузиться в глубины олимпиадной

© Гулов А. П., 2023

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2023, № 3 (40), с. 139-145. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2023, no. 3 (40), pp. 139-145.

подготовки, поэтому необходимо как улучшать подготовку студентов педагогических вузов, так и в рамках программ непрерывного образования изучать особенности олимпи-адных заданий, учиться трактовать критерии оценивания и рекомендации предметно-методических комиссий.

Методы (Methods)

В рамках проведения исследования мы опирались на принципы системного, деятельностного, культурологического и аксиологического подходов. Среди примененных нами теоретических методов выделим изучение научной литературы по теме, обобщение, классификацию, моделирование. Нами также были использованы эмпирические методы — анализ нормативных документов, опрос, беседа, анкетирование учителей.

Литературный обзор (Literature Review)

Нами были изучены статьи современных зарубежных и отечественных исследователей, которые анализируют причины и факторы успешного участия в предметных олимпиадах. Некоторые специалисты изучают процедуры проведения международных олимпиад, анализируя успехи и неудачи отдельных сборных [9; 10]. Изучение национального опыта отдельных стран является важным аспектом, хорошо описанным в мировой науке [11; 12; 13; 14; 15]. Данные труды свидетельствуют об обширном интересе к предметам естественно-научного цикла — математике, географии, физике, биологии, астрономии, химии, программированию и др. Многие исследователи сходятся на важности формирования и развития творческих компетенций будущих инженеров, ученых, экономистов, IT-разработчиков [16; 17]. Вопросы о метапредметных навыках и их развитии в рамках междисциплинарых исследований менее изучены, но также стоят на повестке дня в научном мире [18; 19; 20]. Метапредметность в иноязычном образовании также вызывает интерес у ряда исследователей [21; 22; 23].

В фокусе внимания нашего исследования оказывается и специфика иностранных языков, в частности, английского как средства межкультурной коммуникации, как языка науки, спорта и бизнеса [24; 25; 26]. Некоторые исследователи описывают опыт отдельных регионов, включая разработку заданий и проведение олимпиадных туров. В рамках нашего исследования нами были проанализированы официальные документы Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, которые регламентируют проведение и организацию предметных олимпиад [27; 28].

Проведенные нами курсы повышения квалификации на базе ресурсного лингвистического центра Pearson Learning Studio в 2021 г., «Академии Рудомино» в Москве, а также на базе Международной Московской Академии в 2022 г. выявили ряд проблем, с которыми сталкиваются современные учителя. Для проведения диагностики нами были опрошены три группы по 15 учителей, выборка составила 45 преподавателей английского языка из восьми регионов России: Москва, Московская область, Тверская область, Татарстан, Мордовия, Белгородская область, Воронежская область, Приморский край. Обучение проходило онлайн, что

обусловило широкую географию. По итогам курсов успешно сдавшие итоговую аттестацию педагоги получили свидетельство установленного образца о прохождении курса повышения квалификации на 36 ч. В рамках курса мы проводили входное тестирование с целью определить уровень языка, а также анкетирование, направленное на выявление проблем, с которыми сталкивались учителя в ходе олимпи-адной подготовки.

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

Для определения языковой и речевой компетенций мы опирались на уровни Европейской шкалы языков. Напомним, что для сдачи итоговой государственной аттестации от школьников требуются знания на уровне B2, для качественного участия на региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по английскому языку — уровень С1 [29; 30; 31]. Заключительный этап маркируется представителями центральной предметно-методической комиссии как С1 + [5; 32; 33], при этом определенные задания выходят на уровень С2, максимальный по данной шкале. Для определения уровня участников курса нами использовались демоверсии экзамена Cambridge С2 Proficiency Exam, оператором которого является экзаменационный департамент Кембриджского университета, информация о тестировании доступна на официальном сайте cambridgeenglish.org. Участникам курса были предоставлены для решения лексико-грамматические задания на заполнение пробелов (8 вопросов по 1 баллу), словообразование (8 вопросов по 1 баллу) и перефразирование предложений (6 вопросов по 2 балла). Максимальный балл составил 28. Нами было применено упрощенное тестирование, так как сам экзамен длится около 4 ч и, помимо вышеуказанных заданий, включает в себя блоки упражнений на чтение, аудирование, письмо и говорение. В разъяснениях к демоверсии указано, что при набранных 60 % от максимального количества баллов (17 баллов) экзамен считается сданным на заявленный уровень. Безусловно, данная упрощенная методика не может быть использована для полноценного тестирования с целью выдачи международного сертификата, который принимается университетами для поступления. Однако в рамках нашего исследования такой тест позволил выявить готовность преподавателей к работе с олимпиадными заданиями на собственных занятиях. Протестированные нами участники курса показали следующие результаты (табл. 1).

Исходя из того, что минимальный балл для сдачи данного теста — 17, мы получаем неутешительную статистику: 47 % преподавателей не смогли справиться с уровнем сложности. Наибольшая группа по численности показала средние результаты, однако их реальные знания балансируют между С1 и С2, что может оказаться недостаточным для преподавательской деятельности в олимпиадном курсе. Опрос участников показал, что только 10 учителей были знакомы с форматом данного экзамена, 4 из них владели сертификатом С2 от Кембриджского университета. Отметим, что комплекты олимпиадных заданий базируются на международных экзаменах, поэтому владение методикой преподавания олимпиадного английского обязательно включает в себя знание языка на уровне С2.

Результаты языкового тестирования

ПЕДАГОГИКА Таблица 1

Высокие результаты (25-28 баллов) Хорошие результаты (21-24 балла) Средние результаты (17-20 баллов) Слабые результаты (13-16 баллов) Неудовлетворительные результаты (< 12 баллов)

3 человека (7 %) 5 человек (11 %) 16 человек (35 %) 15 человек (33 %) 6 человек (14 %)

Таблица 2

Проблемные поля

Уровень языка Особенности одаренных детей Развитие творческих способностей, функциональной грамотности Непонимание критериев оценивания Поиск учебно-методической литературы

33 % 40 % 86 % 77 % 37 %

Кроме языкового тестирования участникам курса было предложено анкетирование с целью выявить проблемные поля. Педагоги в свободной форме указывали те сложности, которые им приходится преодолевать в рамках работы с олимпиадниками.

После обработки анкет мы получили следующие результаты (табл. 2). Только 33 % опрошенных указывали на недостаточный уровень языковых компетенций; так как анкетирование было авторизованным, мы смогли проследить корреляцию между реальным уровнем языка, который был выявлен во время входного тестирования, и осознаваемыми проблемами. Парадоксальным образом, из реальной «группы риска», т. е. преподавателей со слабыми и неудовлетворительными результатами, только 24 % осознают проблемы со знаниями по предмету. Остальные 76 % учителей, которые стремятся к совершенствованию языковой и речевой компетенций, как раз показали хорошие результаты тестирования (средние и выше). Ряд опрошенных (40 %) указали на сложности в педагогическом общении с одаренными детьми, которые могут быть как замкнутыми гениями, так и гиперактивными и чересчур любопытными ребятами, занятие с которыми имеет ряд особенностей организационного характера. На незнание современных учебных пособий, с помощью которых возможно организовывать олимпиадную подготовку, указали 37 % учителей. Многие учителя (77 %) выразили неудовлетворенность из-за отсутствия профессионального диалога с экспертами жюри муниципального и регионального этапов, которое ведет к непониманию принципов оценивания, в том числе в конкурсах письма и говорения. Абсолютное большинство преподавателей (86 %) указали на незнание универсальных педагогических технологий развития креативного мышления и функциональной грамотности.

При интерпретации полученных результатов языкового тестирования и анкетирования педагогов мы предлагаем наше видение классификации проблем, которые испытывают учителя, вместе с возможными способами их решения.

1. Нехватка собственных языковой и речевой компетенций для успешной работы с контрольно-измерительными материалами олимпиады, уровень которых на региональном и заключительном этапах составляет С1-С2. Отметим,

что некоторые педагоги не осознают масштаб проблемы и собственные языковые лакуны. Предметные компетенции не могут игнорироваться при выходе на решение олимпиадных задач.

Решение: изучение языка на продвинутом уровне. Возможно использование учебных программ, направленных на сдачу международных экзаменов, которые подтверждают владение языком на уровне С2.

2. Недостаток опыта работы с одаренными подростками, непонимание закономерностей их поведения, повышенного уровеня тревожности, скорости усвоения материала и т. д. Достаточно часто олимпиадные группы состоят из школьников с разным багажом знаний и опыта, что приводит к неэффективности образовательного процесса.

Решение: изучение психологических особенностей поведения одаренных детей, освоение педагогических практик для общения с ними.

3. Непонимание технологий развития творческих способностей учащихся и критического мышления для решения нестандартных олимпиадных задач.

Решение: изучение научных материалов, связанных с формированием и развитием универсальных компетенций и метапредметных навыков.

4. Отсутствие диалога с предметными методическими комиссиями, которые должны разъяснять принципы и критерии оценивания работ.

Решение: создание интернет-ресурса, на котором будут опубликованы программные документы олимпиады, а также запуск интерактивного форума, где возможен профессиональный диалог в сети Интернет.

5. Незнание современных учебно-методических пособий, направленных на работу с заданиями олимпиадного формата.

Решение: изучение рынка образовательных материалов, в том числе наших авторских пособий, опубликованных в издательствах Московского центра непрерывного математического образования, «Титул», Pearson.

Комплексное решение вышеуказанных проблем невозможно без академической поддержки высшей школы — только на базе университетов могут запускаться педагогические программы, реализация которых в рамках повышения

квалификации и получения полноценного педагогического образования требует определенной научной школы и традиций научно-исследовательской деятельности. Методическая поддержка школьного учителя при реализации предметных олимпиад — задача учреждений высшей школы, которые заинтересованы в активном формировании портрета абитуриента.

Выделим принципы отбора и конструирования заданий и других учебных материалов к школьным предметным олимпиадам, включая обучающие задания в работе с учителями, которые могут стать теоретическими и практическими скрепами системного использования содержания уровней научного знания, реализуя принцип единства и взаимосвязи теоретической и конструктивно-технической (нормативной) функции педагогического знания. Данные принципы как основа программы олимпиадной подготовки учителей могут использоваться для конструирования учебных курсов на педагогических кафедрах.

1. Принцип культурологической полноты состава содержания образования, независимо от особенностей учебного предмета.

2. Принцип направленности содержания заданий на максимальную реализацию социально-формирующих, социально-гуманитарных и личностно-адаптивных функций школьных предметных олимпиад с выделением ведущей группы функций среди них.

3. Принцип усложнения заданий в контексте взаимосвязи их функций — от школьного этапа к заключительному этапу всероссийских школьных предметных олимпиад. Этот принцип нацеливает на содержательно-системное обобщение информации, ее интерпретацию (от описания наблюдений, фактов к ценностному уровню, обобщению и интерпретации).

4. Принцип кластерного распределения (дифференциации) заданий, или принцип нелинейности функций школьных предметных олимпиад: а) по группам функций школьных предметных олимпиад; б) по уровню сложности заданий с учетом специфики учебного предмета; в) по межпредметному содержанию; г) задания с неопределенностью условий (требующие креативного решения); д) задания на составление целостного объекта из имеющихся элементов (деталей, частей); е) задания/ситуации, решение которых основано на прогнозировании рисков и благоприятных последствий. При этом одни и те же задания могут быть представлены в разных группах.

5. Принцип единого формата выполнения заданий на основе использования лексических структур для описания (что, где, когда, сколько, как?), объяснения (отчего, почему,

зачем, с какой целью?), предсказания (что будет, если...) явлений, процессов для объективной оценки выполнения задания (логико-методологическое условие).

6. Принцип ролевого разнообразия в команде при выполнении заданий в процессе подготовки к школьным предметным олимпиадам как средство развития латерального/параллельного мышления учащихся и опыта практического диалога в условиях решения проблем (Э. де Боно): 1) «аналитик»; 2) «интуитивист»; 3) «критик»; 4) «оптимист» с эвристическими идеями; 5) «креативист»; 6) «руководитель/управленец», «лидер».

7. Принцип учета дидактических и методических особенностей учебного предмета в контексте ведущей функции учебного предмета (в контексте культурологической теории содержания образования, в бинарно-интегративной системе содержания образования).

8. Принцип проблемности как общее основание школьных предметных олимпиад и миссии университета (условие преемственности в системе «школа — вуз») — сквозной принцип в отборе содержания образования и информации для школьных предметных олимпиад (сочетание всех уровней научного знания).

9. Принцип использования интерактивного комплекса образовательных технологий — дидактико-методологи-ческое условие реализации принципа проблемности и других принципов отбора и конструирования заданий для школьных предметных олимпиад в контексте идеи университета.

Заключение (Conclusion)

Российское образование находится на стадии формирования суверенитета и фактической независимости от внешних игроков. Геополитические конфликты, которыми пропитана повестка дня, сказываются и на образовательной политике государства, однако поиск талантливых школьников всегда остается приоритетной задачей школы. Олим-пиадное движение является педагогическим феноменом, цель которого — развитие таланта каждого ребенка, что объясняет его массовость. Функционирующая предметная сетка из 24 предметов позволяет охватить всех учащихся, от «физиков» до «лириков». Многоуровневая система подготовки предполагает участие школьных педагогов на всех этапах реализации всероссийской олимпиады школьников. К сожалению, выявленные нами проблемные поля препятствуют максимальной реализации потенциала школы. Однако осознание лакун служит важным этапом для построения программ повышения квалификации преподавателей, которые работают с олимпиадниками.

Библиографический список

1. Попов А. И., Пучков Н. П. Студенческие олимпиады как средство формирования психологической готовности к творческой деятельности в условиях конкурентной борьбы // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2017. № 6. С. 65-71.

2. Попов А. И., Пучков Н. П. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе : моногр. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. 212 с.

3. Berg A. Statistical Analysis of the International Mathematical Olympiad // Mathematical Intelligencer. 2021. No. 43 (1). P. 105112. DOI: 10.1007/s00283-020-10015-z

4. Krueger R., Han J. M., Selsam D. Automatically Building Diagrams for Olympiad Geometry Problems // Automated Deduction — CADE 28 : 28th International Conference on Automated Deduction / eds. A. Platzer, G. Sutcliffe. Cham : Springer, 2021. P. 577-588. DOI: 10.1007/978-3-030-79876-5_33

5. Курасовская Ю. Б., Симонян Т. А. Примеры заданий Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку на проверку социолингвистической и социокультурной компетенции учащихся // Иностранные языки в школе. 2016. № 3. С. 72-78.

6. Курасовская Ю. Б., Махмурян К. С. Всероссийская олимпиада школьников как показатель качества обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2018. № 11. С. 32-47.

7. Panskyi T., Korzeniewska E. Bridging the Informatics Gap Between School and University with the InfoSukces intest // Informatics in Education. 2021. No. 20 (3). Р. 463-488. DOI: 10.15388/infedu.2021.19

8. Hajinezhad M., Yousefi A., Jowkar F. The Eleventh Scientific Olympiad of Iranian Medical Students: Challenges and Solutions // Journal of Education and Health Promotion. 2021. No. 10 (1). DOI: 10.4103/jehp.jehp_700_20

9. Preparing Girls for Mathematics Olympiad / J. G. Thomazoni, J. B. Matos, C. C. Spigolon [et al.] // International Symposium on Project Approaches in Engineering Education. 2021. No. 11. Р. 339-346. DOI: 10.5281/zenodo.5097413

10. Ahmed N., Urmi T., Tasmin M. Challenges and Opportunities for Young Female Learners in STEM from the Perspective of Bangladesh // 2020 IEEE International Conference on Teaching, Assessment, and Learning for Engineering (TALE). New York : Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2020, Р. 39-46. DOI: 10.1109/TALE48869.2020.9368378

11. Combefis S., Paques A. Organising National Olympiads in Informatics: А Review of Selection Processes, Trainings and Promotion Activities // Olympiads in Informatics. 2015. No. 9. Р. 15-26. DOI: 10.15388/ioi.2015.02

12. Smith K. N., Jaeger A. J., Thomas D. "Science Olympiad Is Why I'm Here": The Influence of an Early STEM Program on College and Major Choice // Research in Science Education. 2021. No. 51. Р. 443-459. DOI: 10.1007/s11165-019-09897-7

13. Elgrably H., Leikin R. Creativity as a Function of Problem-Solving Expertise: Posing New Problems Through Investigations // ZDM - Mathematics Education. 2021. No. 53 (4). Р. 891-904. DOI: 10.1007/s11858-021-01228-3

14. Exploring Science Competition Participants' Expectancy-Value Perceptions and Identification: A Latent Profile Analysis / A. Steegh, T. Höffler, L. Höft, I. Parchmann // Learning and Instruction. 2021. Vol. 74. DOI: 10.1016/j.learninstruc.2021.101455

15. Anwarudin M., Dafik, Ridlo Z. R. The Analysis of Olympiad Student's Metacognition Skills in Solving the National Sciences Olympiad Problem on Two-Variables Linear Equation System Material // Journal of Physics: Conference Series. 2021. Vol. 1832 (1). DOI: 10.1088/1742-6596/1832/1/012042

16. Келдибекова А. О. Математическая компетентность участников олимпиад как показатель качества уровневой математической подготовки // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 169-187. DOI: 10.32744/pse.2021.3.12

17. Antonov Y. S., Antonov M. Y. Using the Mapping Method for Solving Some Methodical Problems // AIP Conference Proceedings. 2021. Vol. 2328. DOI: 10.1063/5.0044890

18. Александров А. Ю. Многопрофильные университеты в инновационном развитии региональной экономики // Состояние и перспективы развития инновационных технологий в России и за рубежом : сб. материалов I Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары : Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова, 2016. С. 14-20.

19. Stanko T., Sedelkov D., Zhirosh O. How to Attract and Retain Winners of the Science Competitions to Study Engineering // Advances in Intelligent Systems and Computing / M. Auer, H. Hortsch, P. Sethakul (eds.). Springer : Cham, 2020. P. 370-378. DOI: 10.1007/978-3-030-40271-6_37

20. Ансимова Н. П., Беляева О. А. Метапредметные образовательные результаты школьников как основа формирования универсальных компетенций студентов // Яросл. пед. вестн. 2018. № 5. С. 57-70.

21. Борзова Е. В. Потенциал иноязычного образования в вузе для становления универсальных компетенций // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. № 22. С. 16-23.

22. Annex to the Proposal for a Council Recommendation on Key Competences for Life Long Learning. Luxembourg : Publications Office of the European Union, 2018. P. 5.

23. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фру-мина. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 472 c.

24. Матвеева И. В., Сухарева Т. В. Олимпиады по иностранным языкам: традиции и инновации // Вестн. Нижегор. гос. лингвист. ун-та им. Н. А. Добролюбова. 2015. № 31. С. 161-168.

25. Николаева В. В., Соколова Е. И. Роль предметных олимпиад школьников в совершенствовании МСОКО // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. № 2 (5). С. 45-53.

26. Погребная И. Ф., Гущина Л. В. Предметная олимпиада по английскому языку: теория и практика. Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2020. 164 с.

27. Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2019/2020 уч. г. / под общ. ред. Ю. Б. Курасовской. М. : [б. и.], 2019. URL: https://www.ooazeya.ru/sites/default/files/doc/gb-sm-2020.pdf (дата обращения: 14.09.2022).

28. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31 августа 2021 г. № 804 «Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2021/22 учебный год» // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110270027 (дата обращения: 07.11.2022).

29. Кирдяева О. И., Симонян Т. А. Тренировочные материалы для подготовки к олимпиадам по английскому языку // Иностранные языки в школе. 2018. № 1. С. 68-75.

30. Кирдяева О. И., Коструб Е. В., Симонян Т. А. Олимпиада по английскому языку: примеры заданий // Иностранные языки в школе. 2019. № 1. С. 60-73.

31. Максимчик О. А. Практические рекомендации по составлению заданий Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку (на примере муниципального этапа в Самарской области) // Самар. науч. вестн. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 258-265. DOI: 10.17816/snv202308

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Максимчик О. А. Особенности муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2019/2020 учебном году // Поволж. пед. вестн. 2020. Т. 8, № 4 (29). С. 59-65.

33. Никитина Г. А. Анализ результатов регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку // Вестн. Сарат. обл. ин-та развития образования. 2021. № 2 (26). С. 72-76.

References

Ahmed N., Urmi T., Tasmin M. (2020). Challenges and Opportunities for Young Female Learners in STEM from the Perspective of Bangladesh, 2020 IEEE International Conference on Teaching, Assessment, and Learning for Engineering (TALE), pp. 39-46, doi: 10.1109/TALE48869.2020.9368378 (in English)

Aleksandrov A. Yu. (2016) Mnogoprofil'nye universitety v innovatsionnom razvitii regional'noi ehkonomiki [Multidisciplinary Universities in the Innovative Development of Regional Economy]*, Sostoyanie i perspektivy razvitiya innovatsionnykh tekhnologii v Rossii i za rubezhom [Status and Prospects for the Development of Innovative Technologies in Russia and Abroad]*. Cheboksary, Chuvashskii gosudarstvennyi universitet named after I. N. Ul'yanov Publ., pp. 14-20. (in Russian)

Annex to the Proposal for a Council Recommendation on Key Competences for Life Long Learning (2018). Luxembourg : Publications Office of the European Union. P. 5. (in English)

Ansimova N. P., Belyaeva O. A. (2018) Metapredmetnye obrazovatel'nye rezul'taty shkol'nikov kak osnova formirovaniya universal'nykh kompetentsii studentov [School Students' Metasubject Educational Results as a Basis to Form Students' Universal Competences], Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], no. 5, pp. 57-70. (in Russian)

Antonov Y. S., Antonov M. Y. (2021) Using the Mapping Method for Solving Some Methodical Problems, AIP Conference Proceedings, vol. 2328, doi: 10.1063/5.0044890 (in English)

Anwarudin M., Dafik, Ridlo Z. R. (2021). The Analysis of Olympiad Student's Metacognition Skills in Solving the National Sciences Olympiad Problem on Two-Variables Linear Equation System Material, Journal of Physics: Conference Series, vol. 1832, doi: 10.1088/1742-6596/1832/1/012042 (in English)

Berg A. (2021). Statistical Analysis of the International Mathematical Olympiad, Mathematical Intelligencer, no. 43 (1), pp. 105112, doi: 10.1007/s00283-020-10015-z (in English)

Borzova E. V. (2017) Potentsial inoyazychnogo obrazovaniya v vuze dlya stanovleniya universal'nykh kompetentsii [The Potential of Foreign Language University Education for the Development of Universal Competences], Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze [Teaching Methodology in Higher Education], no. 22, pp. 16-23. (in Russian)

Combefis S., Paques A. (2015). Organising National Olympiads in Informatics: A Review of Selection Processes, Trainings and Promotion Activities, Olympiads in Informatics, no. 9, pp. 15-26, doi: 10.15388/ioi.2015.02 (in English)

Dobryakovoi M. S., Frumina I. D., Barannikova K. A., Ziila N., Moss Dzh., Remorenko I. M., Khautamyaki Ya. (eds) (2020) Universal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': ot lozungov k real'nosti [Universal Competencies and New Literacy: From Slogans to Reality]*. Moscow, Vysshaya shkola ehkonomiki Publ., 472 p. (in Russian)

Elgrably H., Leikin R. (2021). Creativity as a Tunction of Problem-Solving Expertise: Posing New Problems Through Investigations, ZDM — Mathematics Education, no. 53(4), pp. 891-904, doi: 10.1007/s11858-021-01228-3 (in English)

Hajinezhad M., Yousefi A., Jowkar F. (2021). The Eleventh Scientific Olympiad of Iranian Medical Students: Challenges and Solutions, Journal of Education and Health Promotion, no. 10 (1), doi: 10.4103/jehp.jehp_700_20 (in English)

Keldibekova A. O. (2021) Matematicheskaya kompetentnost' uchastnikov olimpiad kak pokazatel' kachestva urovnevoi matematicheskoi podgotovki [The Mathematical Competence of Olympiad Participants as an Indicator of the Quality of Mathematical Training Level], Perspektivy nauki i obrazovaniya [Perspectives of Science & Education], no. 3 (51), pp. 169-187, doi: 10.32744/ pse.2021.3.12 (in Russian)

Kirdyaeva O. I., Kostrub E. V., Simonyan T. A. (2019) Olimpiada po angliiskomu yazyku: primery zadanii [English Language Olympiad: Task Examples], Inostrannye yazyki v shkole [Foreign Languages at School]*, no. 1, pp. 60-73. (in Russian)

Kirdyaeva, O. I., Simonyan T. A. (2018) Trenirovochnye materialy dlya podgotovki k olimpiadam po angliiskomu yazyku [Training Materials for Preparation for Olympiads in English]*, Inostrannye yazyki v shkole [Foreign Languages at School]*, no. 1, pp. 68-75. (in Russian)

Krueger R., Han J. M., Selsam D. (2021). Automatically Building Diagrams for Olympiad Geometry Problems, Platzer A., Sutcliffe G. (eds) Automated Deduction — CADE 28, 28th International Conference on Automated Deduction. Cham, Springer, pp. 577-588, doi: 10.1007/978-3-030-79876-5_33 (in English)

Kurasovskaya Yu. B., Makhmuryan K. S. (2018) Vserossiiskaya olimpiada shkol'nikov kak pokazatel' kachestva obucheniya inostrannomu yazyku [All-Russian Olympiad of Schoolchildren as an Indicator of the Quality of Teaching a Foreign Language]*, Inostrannye yazyki v shkole [Foreign Languages at School]*, no. 11, pp. 32-47. (in Russian)

Kurasovskaya Yu. B., Simonyan T. A. (2016) Primery zadanii Vserossiiskoi olimpiady shkol'nikov po angliiskomu yazyku na proverku sotsiolingvisticheskoi i sotsiokul'turnoi kompetentsii uchashchikhsya [Examples of Tasks of the All-Russian Olympiad for Schoolchildren in English to Test the Sociolinguistic and Sociocultural Competence of Students]*, Inostrannye yazyki v shkole [Foreign Languages at School]*, no. 3, pp. 72-78. (in Russian)

Kurasovskaya Yu. B. (ed.) (2019) Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii i provedeniyu shkol'nogo i munitsipal'nogo etapov Vserossiiskoi olimpiady shkol'nikov po angliiskomu yazyku v 2019/2020 uchebnom godu [Guidelines for the Organization and Conduct of the School and Municipal Stages of the All-Russian Olympiad for Schoolchildren in English in the 2019/2020 Academic Year]*. Moscow. Available at: https://www.ooazeya.rn/sites/default/files/doc/gb-sm-2020.pdf (accessed: 14.09.2022). (in Russian)

Maksimchik O. A (2020) Osobennosti munitsipal'nogo etapa vserossiiskoi olimpiady shkol'nikov po angliiskomu yazyku v 2019/2020 uchebnom godu [All-Russian English Language School Olympiad in 2019/2020: Municipal Stage], Povolzhskii pedagogicheskii vestnik [Volga Pedagogical Bulletin], vol. 8, no. 4 (29), pp. 59-65. (in Russian)

Maksimchik O. A. (2020) Prakticheskie rekomendatsii po sostavleniyu zadanii Vserossiiskoi olimpiady shkol'nikov po angliiskomu yazyku (na primere munitsipal'nogo etapa v Samarskoi oblasti) [All-Russian English Language School Olympiad Tasks (Based on Samara Region Municipal Stage)], Samarskii nauchnyi vestnik [Samara Journal of Science], vol. 9, no. 2 (31), pp. 258-265, doi: 10.17816/snv202308 (in Russian)

Matveeva I. V., Sukhareva T. V. (2015) Olimpiady po inostrannym yazykam: traditsii i innovatsii [Foreign Language Olympiads: Traditions and Innovations], Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta imeni N. A. Dobrolyubova [Nizhny Novgorod Linguistics University Bulletin], no. 31, pp. 161-168. (in Russian)

Nikitina G. A. (2021) Analiz rezul'tatov regional'nogo etapa Vserossiiskoi olimpiady shkol'nikov po angliiskomu yazyku [Analysis of the Results of the Regional Stage of the All-Russian Olympiad for School Students in the English Language], Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya [Bulletin of the Saratov Regional Institute for the Development of Education], no. 2 (26), pp. 72-76. (in Russian)

Nikolaeva V. V., Sokolova E. I. (2018) Rol' predmetnykh olimpiad shkol'nikov v sovershenstvovanii munitsipal'noi sistemy otsenki kachestva obrazovaniya [The Role of Subject Olympiads for Schoolchildren in Improving the Municipal Education Quality Assessment System]*, Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya [Scientific and Methodological Support for Assessing the Quality of Education], no. 2 (5), pp. 45-53. (in Russian)

Panskyi T., Korzeniewska E. (2021). Bridging the Informatics Gap Between School and University with the InfoSukces Contest, Informatics in Education, no. 20 (3), pp. 463-488, doi: 10.15388/infedu.2021.19 (in English)

Pogrebnaya I. F., Gushchina L. V. (2020) Predmetnaya olimpiada po angliiskomu yazyku: teoriya i praktika [English Language Subject Olympiad: Theory and Practice]*. Rostov-on-Don, Fond nauki i obrazovaniya Publ., 164 p. (in Russian)

Popov A. I., Puchkov N. P. (2010) Metodologicheskie osnovy iprakticheskie aspekty organizatsii olimpiadnogo dvizheniya po uchebnym distsiplinam v vuze [Methodological Foundations and Practical Aspects of the Organization of the Olympiad Movement in Academic Disciplines at the University]. Tambov, Tambovskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet Publ., 212 p. (in Russian)

Popov A. I., Puchkov N. P. (2017) Studencheskie olimpiady kak sredstvo formirovaniya psikhologicheskoi gotovnosti k tvorcheskoi deyatel'nosti v usloviyakh konkurentnoi bor'by [Students' Competitions as Means of Forming Psychological Readiness for Creative Activity Under Conditions of Competitive Struggle], Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly) [Alma Mater: Higher School Herald], no. 6, pp. 65-71. (in Russian)

Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossiiskoi Federatsii ot 31 avgusta 2021 goda No. 804 "Ob utverzhdenii perechnya olimpiad shkol'nikov i ikh urovnei na 2021/22 uchebnyi god" [Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of August 31, 2021 No. 804 "On Approval of the List of Olympiads for Schoolchildren and Their Levels for the 2021/22 Academic Year"], Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii [Official Internet Portal of Legal Information]*. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110270027 (accessed: 07.11.2022).

Smith K. N., Jaeger A. J., Thomas D. (2021). "Science Olympiad is Why I'm Here": The Influence of an Early STEM Program on College and Major Choice, Research in Science Education, no. 51, pp. 443-459, doi: 10.1007/s11165-019-09897-7 (in English)

Stanko T., Sedelkov D., Zhirosh O. (2020) How to Attract and Retain Winners of the Science Competitions to Study Engineering, Advances in Intelligent Systems and Computing, vol. 1135, pp. 370-378, doi: 10.1007/978-3-030-40271-6_37 (in English)

Steegh A., Höffler T., Höft L., Parchmann I. (2021). Exploring Science Competition Participants' Expectancy-Value Perceptions and Identification: A Latent Profile Analysis, Learning and Instruction, vol. 74, doi: 10.1016/j.learninstruc.2021.101455 (in English) Thomazoni J. G., Matos J. B., Spigolon C. C., Menegon L. F., Figueredo Leal J. M., Araldi S., Villas-Boas V. (2021). Preparing Girls for Mathematics Olympiad, International Symposium on Project Approaches in Engineering Education, no. 11, pp. 339-346, doi: 10.5281/zenodo.5097413 (in English)

"Перевод названий источников выполнен автором статьи / Translated by the author of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.