Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УПРАВЛЯТЬ СОБСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ'

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УПРАВЛЯТЬ СОБСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система повышения квалификации преподавателей / переподготовка / английский язык / непрерывное образование / модернизация образования / интерактивные методы обучения / компетенции преподавателя / professional development of teachers / retraining / English language / continuing education / modernization of education / interactive teaching methods / teacher competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тигина Юлия Олеговна, Тигина Ольга Александровна

В статье анализируется современное состояние системы повышения квалификации педагогических работников технических вузов. В условиях реализации Федеральных государственных стандартов высшей школы возникает необходимость поиска эффективных форм и методов организации профессионального развития преподавателей. Повышается значимость способностей преподавателя определять свои потребности в профессиональном развитии и управлять собственным обучением. В статье уделяется внимание как традиционным формам повышения квалификации, так и неформальным, и информальным формам, что определяет основу самообразования преподавателя. В статье описывается опыт взаимодействия преподавателей английского языка технических вузов с инновационными общеобразовательными учреждениями, активно внедряющими в свой педагогический процесс технологию деятельностного метода обучения. Деятельностный подход является актуальным ориентиром современного высшего профессионального образования. Совместная деятельность подобного рода способствует диссеминации инновационных технологий в образовании. Данный формат сотрудничества помогает решать и проблемы профориентационной деятельности: предоставляется возможность устанавливать более тесные контакты с потенциальными абитуриентами. В статье подчёркивается важность форм и методов повышения квалификации преподавателей вузов, имеющих интерактивный характер. Профессиональное развитие преподавателей непосредственно влияет на повышение эффективности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тигина Юлия Олеговна, Тигина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes current state of the system for advanced training of teaching staff at technical universities. In the context of the implementation of the Federal State Standards of Higher Education, there is a need to search for effective forms and methods of organizing the professional development of teachers. The importance of a teacher's ability to identify their professional development needs and manage their own learning increases. The article pays attention to both traditional forms of advanced training, as well as non-formal and informal forms, which determine the basis of teacher self-education. The article describes the experience of interaction between English language teachers at technical universities and innovative educational institutions that are actively introducing activity-based teaching technology into their pedagogical process. The activity approach is a current guideline for modern higher professional education. Joint activities of this kind contribute to the dissemination of innovative technologies in education. This format of cooperation also helps to solve problems in career guidance: it provides an opportunity to establish closer contacts with potential applicants. The article emphasizes the importance of forms and methods of advanced training for university teachers that are interactive in nature. The professional development of teachers directly affects the efficiency of the educational process.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УПРАВЛЯТЬ СОБСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ»

При выявлении затруднений в организации и проведении режимных моментов были получены следующие результаты:

■ оздоровительные мероприятия в режиме дня - 24,7% (п=21);

■ игровая деятельность - 20% (п=17);

■ самостоятельная деятельность - 21,2% (п=18);

■ индивидуальная работа - 22,4% (п=19);

■ прогулка -21,2% (п=18).

Результаты указывают, что только 1/5 всех испытуемых затрудняются в организации режимных моментов, а также можно отметить, что ярких тенденций выявлено не было - данные распределены равномерно.

И наконец, самооценка испытуемых в вопросе профессионального мастерства позволяет выделить 4 группы:

1-я группа - высокого педагогического мастерства - мастера своего дела - 4,7% (п=4);

2-я группа - группа совершенствования мастерства - 29,4% (п=25);

3-я группа - группа становления педагога - 60% (п=51);

4-я группа - группа особого контроля - 5,9% (п=5).

Так мы видим, что большинство педагогов относят себя к группе становления педагога. Что вполне объяснимо с учетом среднего показателя по педагогическому стажу в данной выборки (3,3 г.м).

Выводы. Таким образом, проведенный анализ полученных исследовательских данных позволил выделить затруднения, которые испытывают педагоги в организации образовательной деятельности с детьми, режимных моментов, осуществлении индивидуального подхода, что сказывается на снижении удовлетворенности процесса труда и оказывает влияние на результативность профессионально-педагогической деятельности.

В силу недостатка профессионального опыта начинающие педагоги ДОО на момент обследования находятся на стадии становления профессионализма, это объясняет доминирование среднего уровня готовности к воспитательной работе и недостаточный уровень профессиональных знаний.

Основным проблемы в воспитании детей дошкольного возраста испытуемые видят в низком культурном уровне общества, кризису семейного воспитания, недостатком квалифицированных педагогических кадров, загруженностью групп детских садов и др.

Вместе с тем, начинающие воспитатели придерживаются личностного подхода в работе с детьми, стараются учитывать их индивидуальные особенности, с оптимизмом относятся к трудностям в своей работе и готовы к профессиональному саморазвитию.

Литература:

1. Актуальные направления исследований в проблемном поле современного дошкольного образования: монография / [В.Л. Малашенкова и др.]; под общ. ред. Н.П. Мурзиной, Ж.Н. Тельновой. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2021. - 168 с.

2. Тельнова, Ж.Н. Психологический портрет личности современного воспитателя / Ж.Н. Тельнова, Е.Г. Ожогова // Педагогический вестник. - Научный журнал. - Новосибирск-Ялта: Изд. АНС «СибАК», 2020. - Вып. 17. - С. 76-78

3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2023. - 224 с.

4. Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования. -М.: ТЦ Сфера, 2023.- 112 с.

5. Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения: Психология: пособие для педагогов дошк. учреждений: 2-е изд., перераб. и доп. / Е.А. Панько. - Мн.: Зорны верасень, 2006. - 264 с.

6. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Метод, рекомендации / [Авт.-сост. Е.Н. Степанов и др.]; под ред. Е.Н. Степанова. - Москва: ТЦ Сфера, 2000. - 121 с.

Педагогика

УДК 371.146

кандидат педагогических наук, доцент Тигина Юлия Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ» (г. Казань);

методист, Заслуженный учитель РТ Тигина Ольга Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №122 имени Ж.А. Зайцевой» (г. Казань)

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УПРАВЛЯТЬ СОБСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

Аннотация. В статье анализируется современное состояние системы повышения квалификации педагогических работников технических вузов. В условиях реализации Федеральных государственных стандартов высшей школы возникает необходимость поиска эффективных форм и методов организации профессионального развития преподавателей. Повышается значимость способностей преподавателя определять свои потребности в профессиональном развитии и управлять собственным обучением. В статье уделяется внимание как традиционным формам повышения квалификации, так и неформальным, и информальным формам, что определяет основу самообразования преподавателя. В статье описывается опыт взаимодействия преподавателей английского языка технических вузов с инновационными общеобразовательными учреждениями, активно внедряющими в свой педагогический процесс технологию деятельностного метода обучения. Деятельностный подход является актуальным ориентиром современного высшего профессионального образования. Совместная деятельность подобного рода способствует диссеминации инновационных технологий в образовании. Данный формат сотрудничества помогает решать и проблемы профориентационной деятельности: предоставляется возможность устанавливать более тесные контакты с потенциальными абитуриентами. В статье подчёркивается важность форм и методов повышения квалификации преподавателей вузов, имеющих интерактивный характер. Профессиональное развитие преподавателей непосредственно влияет на повышение эффективности образовательного процесса.

Ключевые слова: система повышения квалификации преподавателей, переподготовка, английский язык, непрерывное образование, модернизация образования, интерактивные методы обучения, компетенции преподавателя.

Annotation. The article analyzes current state of the system for advanced training of teaching staff at technical universities. In the context of the implementation of the Federal State Standards of Higher Education, there is a need to search for effective forms and methods of organizing the professional development of teachers. The importance of a teacher's ability to identify their professional development needs and manage their own learning increases. The article pays attention to both traditional forms of advanced training, as well as non-formal and informal forms, which determine the basis of teacher self-education. The article describes the experience of interaction between English language teachers at technical universities and innovative educational

institutions that are actively introducing activity-based teaching technology into their pedagogical process. The activity approach is a current guideline for modern higher professional education. Joint activities of this kind contribute to the dissemination of innovative technologies in education. This format of cooperation also helps to solve problems in career guidance: it provides an opportunity to establish closer contacts with potential applicants. The article emphasizes the importance of forms and methods of advanced training for university teachers that are interactive in nature. The professional development of teachers directly affects the efficiency of the educational process.

Key words: professional development of teachers, retraining, English language, continuing education, modernization of education, interactive teaching methods, teacher competencies.

Введение. Развитие системы образования обусловлено процессами государственного и муниципального финансирования, вместе с тем, поскольку система высшего образования априори определяется и совокупностью образовательных программ и стандартов, реализуемых в вузе, вклад инициативных, готовых к изменениям и вызовам общества преподавателей оказывается колоссальным. Готовность современного преподавателя высшей школы к отказу от привычных схем работы и стереотипов поведения может привести к положительным динамическим изменениям системы образования, для которой характерно состояние постоянного движения вперёд. Поэтому является необходимостью совершенствование профессиональных компетенций преподавательского состава. Это сегодня важнейшее условие эффективной деятельности современного вуза, неотъемлемая часть его кадровой политики.

Изложение основного материала статьи. Быстрые изменения современной действительности, глобальные перемены экономических условий влекут за собой и интенсивное развитие высших учебных заведений и вместе с ним непрерывный профессиональный рост преподавательского состава. Задачи, которые сегодня стоят перед вузами, в том числе связаны с готовностью преподавателей к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, усилением инновационной деятельности. Стали очевидными умение и способность работы с новым контингентом обучающихся, в том числе с иностранными студентами, применение современных образовательных технологий (например, овладение балльно-рейтинговой технологией). Возникла необходимость в реализации программ непрерывного образования (довузовское, вузовское, дополнительное профессиональное образование). Очевидна необходимость совершенствования профессионального развития преподавателей высших учебных заведений.

В исследовании, результаты которого отражены в настоящей статье, авторами использованы следующие теоретические методы: анализ отечественной и зарубежной литературы, психолого-педагогической литературы, анализ интернет-ресурсов по проблеме исследования. В ходе работы апробированы научно-теоретические методы: синтез, анализ, сравнение, систематизация и классификация имеющихся материалов. Были использованы такие эмпирические методы исследования, как беседа, наблюдение.

Литературный обзор по проблеме исследования развития умений преподавателя высшего учебного заведения управлять собственным образовательным процессом позволил выявить, что анализ существующих моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников проводился ведущими российскими исследователями по этой проблеме: Э.М. Никитиным, Е.К. Скорлухановой, Ю.И. Турчаниновой, Т.А. Каклукович и др.

Современное состояние системы повышения квалификации педагогических работников технических вузов рассматривается в статье Т.Е. Исаевой «Необходимость модернизации системы повышения квалификации преподавателей технических университетов» [3].

В статье Е.В. Игнатович «Актуальные направления повышения квалификации научно-педагогических работников вузов» [2] уделяется внимание проблеме формирования актуальных направлений профессионального развития профессорско-преподавательского состава вузов.

При наблюдаемых в настоящее время глобальных изменениях информационного пространства, использовании инновационных методов и средств, интерактивных образовательных ресурсов ведущая роль в содействии развитию личности обучаемого, на наш взгляд, по-прежнему принадлежит преподавателю. Именно он, как профессионал, оказывает особое влияние на выбор обучающимися индивидуальной траектории морального, интеллектуального, эмоционального развития.

При реализации Федеральных государственных образовательных стандартов возникают необходимость и значимость профессионально-личностного развития преподавателей вузов. Ключевой идеей профессионального развития является установка на определение преподавателем своих потребностей в обучении, умение самостоятельно обучаться и управлять своим образовательным процессом. Данное умение является одним из базовых умений концепции обучения в течение всей жизни. Современная система образования предоставляет разнообразие инноваций в профессиональной подготовке преподавателей, в процессе повышения его квалификации и самосовершенствовании. Во многих вузах наблюдается возникновение модифицированных отношений среди коллег, например, в качестве менторов, коллег-наставников и др. К преподавателю вуза предъявляется требование научиться работать в команде через сотрудничество, уметь совершенствовать проводимые им занятия по академическим дисциплинам, принимать участие в совершенствовании работы кафедры в целом, двигаться от потребления знаний к их созданию. Только в этом случае становится возможным формирование самостоятельного, критически мыслящего преподавателя, готового к обновлению первоначально сформированной знаниевой структуры и готового к самообучению в течение всей профессиональной деятельности.

Главную роль в формировании данного типа преподавателя вуза играют ключевые компетенции (надпрофессиональные) - цифровые компетенции, научные, социальные, гражданские и др., а также компетенция - умение учиться, способность управлять собственным обучением. Поэтому для каждого преподавателя необходима возможность выстроить собственную траекторию организации повышения квалификации, сформироваться как исследователь в области собственной образовательной деятельности. При этом в процессе построения практико-ориентированной концепции системы повышения квалификации преподавателю вуза необходимо учитывать следующие подходы:

- открытость и непрерывность профессионального совершенствования;

- конкурентоспособность системы повышения квалификации на основе продвижения в образовательной практике инновационных технологий и форм деятельности;

- опережающий характер обучения, предполагающий необходимость освоения в учебном процессе инновационных технологий и компетенций в сфере организации вузовского обучения.

Реализация инновационных форм повышения квалификации преподавателей вуза предполагает использование современных инновационных моделей самоопределения, переход к которым осуществляется на методологической базе личностно-ориентированного, компетентностного, системно-деятельностного, рефлексивного, творческого, индивидуального подходов.

Преподаватель вуза наделен правом выбора места прохождения курсов повышения квалификации, исходя из перспективного характера повышения квалификации, отвечающего предъявляемым к курсам требованиям, и выдачи

удостоверения соответствующего образца. Вместе с тем, значимыми для преподавателя вуза остаются, на наш взгляд, его умение учиться, способности эффективно управлять собственным развитием. Преподавателям высших учебных заведений может быть интересен и опыт других образовательных учреждений, не только высших, но и общеобразовательных: гимназий, лицеев. На наш взгляд, любому преподавателю английского языка вуза необходимо знать современное состояние иноязычной подготовки в системе школьного образования: количество учебных часов в неделю, отводимых для обязательного изучения данного предмета, уровень изучения английского языка - в качестве одного из базовых учебных предметов либо в качестве профильного, используемые в школах образовательные технологии. Опыт студентов, в школьные годы обучавшихся в общеобразовательных учреждениях инновационного типа, является особенно интересным и полезным. Поэтому представляется важным изучение их педагогического опыта, сопоставление с собственным опытом преподавателя и в случае возникновения необходимости - применение техники транслирования.

В настоящее время некоторые общеобразовательные организации, как правило, гимназии и лицеи, активно занимаются распространением своего педагогического опыта, являются стажировочными, базовыми, экспериментальными площадками по диссеминации инновационного опыта, организуя стажировки, семинары, конференции как для педагогов, так и для преподавателей вузов, тем самым осуществляя взаимосвязь учреждений.

Особенный интерес для преподавателей вузов представляют общеобразовательные учреждения, активно и успешно пропагандирующие технологию деятельностного метода обучения. Данный метод, в принципе, является лидирующим в современном образовании. Деятельностный подход является актуальным ориентиром и современного высшего профессионального образования. Использование деятельностного подхода в системе высшего образования способствует организации образовательного процесса в вузе в контексте вариативности его содержания, самоопределения личности в деятельностной активности, усиления связи с практикой. В этой связи представляет интерес эффективный, апробированный многолетней практикой опыт в данном направлении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №122 имени Ж.А. Зайцевой» Московского района г. Казани Республики Татарстан.

Эффективной формой повышения квалификации на базе указанной школы является семинар. Эта форма рассчитана на интенсивный способ повышения квалификации. Время проведения 3-5 дней в период школьных каникул. Слушателям курсов предлагается участие во встречах с педагогами, транслирующими инновационный опыт, посещение проводимых данными педагогами мастер-классов, открытых уроков, характер которых определяется как практико-ориентированный. Так, учитель-практик (чаще всего он участник научно-экспериментальной группы), работая в предметном направлении, делится с коллегами опытом по освоению технологии деятельностного метода на технологическом уровне. Привлекает внимание и совместная деятельность участников программы и сотрудников школы в проектировании изменений в содержании традиционного предмета и методике его преподавания (например, ролевая и деловая игра, моделирование). Получив навыки совместной деятельности (руководящая роль принадлежит педагогу школы), стажёр может создавать самостоятельные уроки (занятия) разной целевой направленности на соответствие требованиям дидактической системы деятельностного метода, разрабатывать дидактический и раздаточный материал с последующим подробным анализом.

В настоящее время в российском образовательном обществе осуществляется поиск новых форм, методов, содержания повышения квалификации преподавателей высшей школы. Практика показывает, что приоритетными являются те из них, которые обеспечивают интерактивный характер: ролевые игры, мастер-классы, дискуссии, «круглые столы», др. Главное требование к слушателям курсов является требование включения в общую работу. Кроме того, благодаря таким методам повышения квалификации повышается коммуникативная компетенция преподавателей, что также влияет на общий уровень профессионализма педагога.

Следует отметить, что профессиональное развитие преподавателей вузов может реализовываться посредством курсовой переподготовки, неформальных (тренинги, круглые столы и т.д.) и информальных форм профессионального развития, которые планирует преподаватель лично. Курсы переподготовки и неформальные, информальные методы профессионального развития в совокупности определяют основу самообразования преподавателя, проводимого им на протяжении всей профессиональной деятельности.

На наш взгляд, заслуживает серьезного внимания профессиональное развитие преподавателей иностранного языка на базе инновационных школ, что, безусловно, имеет свою специфику: демонстрируется инновационная деятельность учреждения, выявляются осознанные участниками программы проблемы, базирующиеся на противоречии между собственным опытом и моделью идеального опыта собственной деятельности, которая сложилась у каждого участника. Система тренингов, групповой или индивидуальной работы (форму выбирает каждый участник) помогает определить круг проблем каждым участником программы. Деятельность инновационных школ способствует распространению инновационных методик, технологий, моделей.

Более того, данный формат общения учитывает возрастающий в последнее время интерес высшей школы к профориентационной и воспитательной деятельности, которые с успехом реализуются во многих общеобразовательных организациях. Кроме того, это помогает реализовать профориентационную работу с потенциальными абитуриентами, совершенствовать умение работать с обучающимися и выпускниками школ, в том числе одаренными, поддерживать связь со школами в рамках взаимодействия «школа - вуз».

Выводы. Таким образом, проблема повышения квалификации зачастую и самим преподавателем обусловлена поиском новых работ, которые позволяют сформировать знаниевый компонент, а также развить разные компетенции, что позволяет организовать процесс преподавания дисциплин в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшей школы.

Литература:

1. Белогуров, А.Ю. Модернизация процесса подготовки педагога в контексте инновационного развития общества: Монографи я / А.Ю. Белогуров. - Москва: МАКС Пресс, 2016. - 116 с.

2. Игнатович, Е.В. Актуальные направления повышения квалификации научно-педагогических работников вузов / Е.В. Игнатович // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7606 (дата обращения: 08.11.2023)

3. Исаева, Т.Е. Необходимость модернизации системы повышения квалификации преподавателей технических университетов / Т.Е. Исаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 1696-1700. -URL: http://e-koncept.ru/2015/85340.htm

4. Медведев, A.M. Деятельностный подход как ориентир современного образования: исходное содержание и риски редукции / A.M. Медведев, И.В. Жуланова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - №2. - https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN22 l.pdf (доступ свободный)

5. Ронжина, Н.В. Роль универсальной компетенции «системное и критическое мышление» в формировании профессионального мышления / Н.В. Ронжина // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - № 2. - С. 116-121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.