Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ НАЧИНАЮЩЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ НАЧИНАЮЩЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог / воспитатель / профессиональная деятельность / профессиональные интересы / профессиональное мастерство / teacher / educator / professional activity / professional interests / professional skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельнова Жанна Николаевна, Ожегова Елена Геннадьевна

Статья посвящена изучению особенностей педагогической деятельности у начинающих воспитателей ДОО. Эмпирическое пилотажное исследование, результаты которого представлены в статье, направлены на поиск ответов на следующие вопросы современного практического образования: «Все ли современные начинающие педагоги готовы к реализации образовательной деятельности в дошкольном учреждении? Могут ли сделать профессиональный выбор необходимых форм, методов и приемов для осуществления образовательной деятельности?» В исследовании приняли участи 85 начинающих педагогов г. Омска и Омской области. В качестве диагностического инструментария применялись: метод анкетирования, тестирования и беседы. Полученные результаты свидетельствуют о среднем уровне готовности к реализации педагогической деятельности. Испытуемые находятся на стадии профессионального становления и отмечают дефицит профессиональных знаний в области дошкольного образования. Основные затруднения в деятельности связаны с организацией и проведением занятий, направленных на познавательное развитие, художественно-эстетическое, а в режимных моментах оздоровительные мероприятия в режиме дня, индивидуальная работа и самостоятельная деятельность детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тельнова Жанна Николаевна, Ожегова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the peculiarities of pedagogical activity among beginning preschool teachers. The empirical pilot study, the results of which are presented in the article, are aimed at finding answers to the following questions of modern practical education: "Are all modern novice teachers ready to implement educational activities in a preschool institution? Can they make a professional choice of the necessary forms, methods and techniques for the implementation of educational activities?" 85 novice teachers from Omsk and the Omsk region took part in the study. As diagnostic tools were used: the method of questioning, testing and conversation. The results obtained indicate an average level of readiness for the implementation of pedagogical activity. The subjects are at the stage of professional development and note a lack of professional knowledge in the field of preschool education. The main difficulties in the activity are associated with the organization and conduct of classes aimed at cognitive development, artistic and aesthetic, and in regime moments recreational activities during the day, individual work and independent activity of children.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ НАЧИНАЮЩЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО»

5. Кошкина, H.A. Киберпреступность в подростковой среде: формы и способы профилактики / H.A. Кошкина, Н.В. Канева, Е.О. Тетерин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - № 8-1. - С. 46-50

6. Огурцова, Е.Ю. Подготовка будущих учителей к обучению школьников основам кибербезопасности / Е.Ю. Огурцова, Р.Н. Фадеев // Ноосферные исследования. - 2021. - Вып. 3. - С. 88-97

7. Расулев, А. Киберпреступность: причины и условия, личность преступника / А. Расулев // Review of law sciences. -2020.-№4.-C. 108-115

8. Сайгушев, Н.Я. К постановке проблемы формирования культуры кибербезопасности обучающихся в процессе профессиональной подготовки / Н.Я. Сайгушев, O.A. Веденеева, М.А. Гарипов // Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№ 73-1. - С. 322-324

9. Чераева, O.A. Обеспечение кибербезопасности в условиях дистанционного обучения на примере ГБПОУ «Южноуральский государственный колледж» / O.A. Чераева, А.Р. Халиуллин, Д.Р. Ахметшин // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании: сб. статей по итогам Международной научно-практической конференции. - Стерлитамак, 2021. - С. 103-107

10. Яламов, Г.Ю. Формирование информационно-обучающей среды среднего профессионального образования с использованием информационных систем поддержки самообразования / Г.Ю. Яламов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2019. - № 3. - С. 123-127

11. Positive Technologies: сайт. - 2022. - URL: https://www.ptsecurity.com/ru-ru/research/analytics/cybersecurity-threatscape-2022 / (дата обращения: 25.10.2023)

Педагогика

УДК 378.2

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Тельнова Жанна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Ожогова Елена Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ

НАЧИНАЮЩЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей педагогической деятельности у начинающих воспитателей ДОО. Эмпирическое пилотажное исследование, результаты которого представлены в статье, направлены на поиск ответов на следующие вопросы современного практического образования: «Все ли современные начинающие педагоги готовы к реализации образовательной деятельности в дошкольном учреждении? Могут ли сделать профессиональный выбор необходимых форм, методов и приемов для осуществления образовательной деятельности?» В исследовании приняли участи 85 начинающих педагогов г. Омска и Омской области. В качестве диагностического инструментария применялись: метод анкетирования, тестирования и беседы. Полученные результаты свидетельствуют о среднем уровне готовности к реализации педагогической деятельности. Испытуемые находятся на стадии профессионального становления и отмечают дефицит профессиональных знаний в области дошкольного образования. Основные затруднения в деятельности связаны с организацией и проведением занятий, направленных на познавательное развитие, художественно-эстетическое, а в режимных моментах оздоровительные мероприятия в режиме дня, индивидуальная работа и самостоятельная деятельность

Ключевые слова: педагог, воспитатель, профессиональная деятельность, профессиональные интересы, профессиональное мастерство.

Annotation. The article is devoted to the study of the peculiarities of pedagogical activity among beginning preschool teachers. The empirical pilot study, the results of which are presented in the article, are aimed at finding answers to the following questions of modern practical education: "Are all modern novice teachers ready to implement educational activities in a preschool institution? Can they make a professional choice of the necessary forms, methods and techniques for the implementation of educational activities?" 85 novice teachers from Omsk and the Omsk region took part in the study. As diagnostic tools were used: the method of questioning, testing and conversation. The results obtained indicate an average level of readiness for the implementation of pedagogical activity. The subjects are at the stage of professional development and note a lack of professional knowledge in the field of preschool education. The main difficulties in the activity are associated with the organization and conduct of classes aimed at cognitive development, artistic and aesthetic, and in regime moments recreational activities during the day, individual work and independent activity of children.

Key words: teacher, educator, professional activity, professional interests, professional skills.

Введение. Первым общественным учреждением, которое направлено на оказание помощи родителям в воспитании и обучении, является детский сад. В детском саду работают разные специалисты, педагоги дополнительного образования, но большую часть времени, находясь в дошкольной группе, ребенок взаимодействует с воспитателем. Деятельность воспитателя имеет свои особенности, включает личностную самоорганизацию и саморазвитие, формирование определенного уровня профессионального мастерства, общую культуру педагога, эмпатийность, саморефлексию и др [1; 2]. Е.А. Климов относил профессию воспитателя к гностико-преобразующим, т.к. видел в ней элементы присущие этим видам деятельностей. О личностных качествах, которые важны в педагогической деятельности писали многие зарубежные и отечественные педагоги прошлого: П. Кергомар, А.С. Макаренко, ИГ. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель и др. В результате были определены функции, качества личности, требования к воспитателю. Становится очевидным, что и на современном этапе, несмотря на глобальные изменения в сфере дошкольного образования «непременными составляющими успешной деятельности воспитателя являются педагогическая направленность, повернутость своего «Я» к другим людям, любовь к детям», - отмечала Е.А. Панько [5, С. 7].

В нормативных и правовых документах (Профессиональный стандарт «Педагог», Федеральная образовательная программа дошкольного образования) [3; 4], в которых определены функции педагога, содержание его профессиональной деятельности, умения, которые должны быть присущи педагогу, но остаются вопросы: «Все ли современные педагоги

готовы к реализации образовательной деятельности в современном дошкольном учреждении? Сформированы ли у них профессиональные умения? На сколько они ориентируются в современных технологиях? Могут ли сделать профессиональный выбор необходимых форм, методов и приемов для осуществления образовательной деятельности?». Чтобы ответить на эти и другие вопросы нами было проведено пилотажное эмпирическое исследование. В нем приняли участие 85 начинающих педагогов ДОО г. Омска и Омской области в 2021-2022 г.г. Среднее значение по стажу испытуемых 3 года и 3 месяца (х=3,3). В качестве диагностического инструментария применялись следующие методы и методики:

1. Тест «Самоопределение уровня готовности педагогов к воспитательной работе» [6];

2. Анкета профессиональных интересов и затруднений педагога [5];

3. Беседа.

Кратко остановимся на анализе результатов исследования.

Изложение основного материала статьи. По тесту «Самоопределение уровня готовности педагогов к воспитательной работе» были получены следующие результаты (см. табл. 1.):

Таблица 1

Результаты исследования готовности педагогов к воспитательной работе

Уровни выраженности готовности педагога к воспитательной деятельности

базовый низкий средний высокий

14,1% (п=12) 18,8% (п=16) 51,8% (п=44) 15,3% (п=13)

Полученные результаты указывают, что преобладает средний уровень готовности к реализации воспитательной функции (51,8%). Из анализа содержания вопросов можно отметить, что испытуемые имеют достаточно устойчивую внутреннюю мотивацию профессионально-педагогической деятельности. Испытуемые хорошо себя чувствуют при общении и работе с людьми, с оптимизмом относятся к трудностям работы воспитателя. Время от времени у них может возникать дефицит информации по тем или иным профессиональным вопросам, однако они хорошо ориентируются в профессиональной литературе. Также педагоги данной группы стараются обращать внимания на деятельность своих коллег, чтобы позаимствовать и перенять успешный профессиональный опыт. У 15,3% установлен высокий уровень готовности, что выражается в глубокой увлеченности своей работой, в данной группе испытуемых педагогов выявлено стремление к профессиональному самообразованию, в том числе и вне рабочего времени. Во время обучения они имели высокий академический уровень по дисциплинам психолого-педагогического цикла, обладают хорошим теоретическим уровнем подготовки и в настоящее время они продолжают следить за инновациями в области профессионального воспитания детей дошкольного возраста. Педагоги назвали фундаментальные подходы и теории воспитания с указанием ведущих исследователей-педагогов и идеологов в области дошкольного образования. Эти педагоги не испытывают затруднений в выборе методов и форм воспитательной работы, придерживаются оптимального стиля деятельности, способствующего наиболее эффективному ее выполнению. При организации занятий ориентируются на интересы и возрастно-психологические особенности детей.

Низкий уровень готовности можно отметить у 18,8% испытуемых, который и характеризуется рядом серьезных затруднений в общении с коллегами и родителями, методической подготовки, неуверенностью в выборе методов и форм воспитательной работы. Педагоги этой группы пользуются готовыми методическими разработками и испытывают сложности в самоорганизации, имеют обобщенные профессиональные представления. Также в данную группу вошли педагоги имеющие жизненные трудности и находящиеся в сложных жизненных обстоятельствах (семейные неурядицы, уход за тяжелобольными родителями, трудности с жильем), поэтому у них по объективным причинам нет возможности заниматься самообразованием.

Особую тревогу вызывает группа с очень низким уровнем готовности к воспитательной деятельности 14,1%. Отличительными характеристиками данной группы являются: разрозненные профессиональные представления, неустойчивая мотивация педагогической деятельности, трудности в общении с субъектами образовательного процесса, серьезными затруднениями в планировании и организации воспитательной работы, недостаточным уровнем критичности, неумение реализовать педагогический замысел на практике, ошибки в воспитательной работе.

Безусловно, в первую очередь профессиональная поддержка, наставничество и сопровождение необходимы педагогам с низким и базовым уровнем готовности к реализации воспитательной профессиональной функции.

Также, данная методика позволила выявить особенности профессиональной деятельности по четырем основным блокам: I блок - отношение к профессиональной деятельности («Моя профессия»); II блок - профессиональные знания («Мои знания»); III блок - направленность в воспитательной работе («Мои ориентации в методике воспитательной работы») и IV блок - организация воспитательного процесса («Могу ли я организовать воспитательный процесс?»). Наглядно данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Самоопределение уровня готовности педагога к воспитательной работе (1-1У блоки)

I блок - «Моя профессия»

низкий уровень средний уровень высокий уровень

5,9% (п=5) 57,6% (п=49) 36,5% (п=31)

II блок - «Мои знания»

низкий уровень средний уровень высокий уровень

30,6% (п=26) 60% (п=51) 9,4% (п=8)

III блок - «Мои ориентации в методике воспитательной работы»

низкий уровень средний уровень высокий уровень

3,5% (п=3) 21,2% (п=18) 75,3% (п=64)

IV блок - «Могу ли я организовать воспитательный процесс?»

низкий уровень средний уровень высокий уровень

2,4% (п=2) 47% (п=40) 50,6% (п=43)

По I блоку преобладает средний уровень направленности на профессию - 57,6%, высокий выявлен у 36,5% испытуемых. При среднем уровне отмечаются достаточный уровень осознания профессиональных ориентиров, принятие своей профессиональной роли и связанной с ней требований деятельности, наличие устойчивой мотивации. При высоком уровне можно говорить об устойчиво положительном эмоциональном фоне в процессе общения с субъектами образовательного процесса, положительных мотивов в деятельности, сформированность четкой педагогической направленности и профессиональной идентичностью. Низкий уровень незначительно представлен у 5,6% испытуемых педагогов. У этих педагогов имеются серьезные затруднения с принятием требований профессии, формированием профессиональной идентичности и недостаточно сформированной педагогической направленностью. В ходе деятельности часто преобладают отрицательные эмоции и повышенная утомляемость в ходе работы с людьми.

При изучении профессиональных знаний II блок выявлена средняя и отрицательная тенденция. У 60% установлен средний уровень и у 30,6% низкий уровень. Такой результат указывает на то, что у испытуемых имеется дефицит психолого-педагогических знаний, но вместе с тем не всегда, получается, устранить эти пробелы, испытуемые недостаточно активно участвуют в образовательных семинарах, конференциях и профессиональных конкурсах, а также нерегулярно занимаются самообразованием и чтением разнообразной профессиональной литературы. Высокий уровень профессиональных знаний зарегистрирован у 9,4%.

По III блоку доминируют высокий уровень ориентации испытуемых в методике воспитательной работы 75,3%, что находит выражение в том, что испытуемые придерживаются личностностного подхода ориентируются на индивидуальны особенности воспитанников при организации воспитательной работы, охотно делятся своим опытом и готовы учиться новым методам и приемам у своих коллег, способны использовать новый педагогический опыт и успешно реализовывать свои воспитательные задачи и идеи.

И наконец, результаты IV блока указывают, что испытуемые педагоги достаточно уверенны в своих воспитательных умениях и педагогических способностях у них преобладает высокий - 50,6% и средний уровень - 47%. Педагоги достаточно хорошо осознают и разбираются в проблемах, связанных с воспитанием, стремятся к паритетному и совещательному характеру организации воспитательной работы с другими специалистами - логопедом, психологом. Не испытывают больших затруднений в организации воспитательной работы. В общении с детьми испытуемые выражают такие качества личности как любовь к детям, справедливость, чуткость, великодушие, оптимизм. Также успешно проводят анализ, как успехов, так и неудач в своей воспитательной работе.

Анализ открытых ответов IV блока и беседы с респондентами позволяет отметить ряд проблем, которые начинающие воспитатели отметили, как основные, с которыми они постоянно сталкиваются в своей профессиональной деятельности:

■ общие проблемы и пробелы в семейном воспитании (низкая культура семьи, отчуждение детей и родителей, недостаток общения родителей с детьми и др) 56,5% (п= 48);

■ низкий уровень нравственного развития в обществе (ложные ценности, безнравственность, отсутствие цензуры СМИ) 48,2% (п=41);

■ трудности в общении с родителями детей 28,2% (п=24);

■ чрезмерная заполненность групп 25,9% (п=22);

■ недостаток педагогических кадров и хорошей подготовке в области дошкольного образования 24,7% (п=21);

■ трудности при работе с детьми ОВЗ и пограничными расстройствами 20% (п=17);

■ недостаток организаторских способностей при работе и проблемы с дисциплиной 17,6% (п=15).

В ответах испытуемых ярко прослеживается не только актуализация проблем в области воспитания дошкольников, но и детерминирующих факторов. Некоторые из которых не только приводят к трудностям в педагогической работе, но и носят острый злободневный социально-культурный характер.

Анкетирование по изучению профессиональных интересов и затруднений позволило выявить ряд достаточно значимых моментов.

При определении профессиональных интересов педагогов выявлен интерес к следующим темам:

1. Оптимизация образовательного процесса - 24,7% (п=21);

2. Технологии организационного обучения в ДОО - 45,9% (п=39);

3. Методика развивающего обучения - 51,8% (п=44);

4. Индивидуализация и дифференциация обучения, развитие и воспитание дошкольников - 38,8% (п=33);

5. Психология развития, обучения, воспитания дошкольников - 55,3% (п=47);

6. Педагогическое творчество педагогов - 47,1% (п=40).

Свои пожелания и предложения внесли 17,6% (п=15) участников: освоение эффективных практических приемов в работе, улучшение методике воспитательной работы; использование ИКТ в образовательной деятельности; изучение правильного написания конспектов занятий по ФГОС ДО, повышение мастерства педагогов и педагогическое просвещение в области требований педагогической деятельности; развивающее обучение, методика проведения оздоровительных мероприятий; изучение инноваций; инклюзивное образование; формы работы с родителями: взаимодействие детей и родителей; нестандартные методы обучения; саморазвитие педагога; развитие творческих способностей ребенка, отмечают недостаток методических пособий по планированию в условиях реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Таким образом, можно отметить широкий круг профессиональных интересов, который может быть обусловлен профессиональными дефицитами и затруднениями в профессиональной деятельности.

Интерес вызывает выбор научно-практической проблемы, по которой педагоги хотели бы заниматься в творческих группах. Данные, следующие:

■ индивидуализация и дифференциация обучения, развитие и воспитание дошкольников - 62,4% (п=53);

■ обновление образовательной программы по основным разделам - 22,4% (п=19);

■ педагогическая диагностика -31,8% (п=27).

Как мы видим, научные интересы испытуемых педагогов сосредоточены в области реализации индивидуального подхода в образовательной деятельности и учета различных особенностей детей.

Для нашего исследование было важно изучить не только интересы, но и области затруднений и острые проблемы, снижающие удовлетворенность процесса труда и результативность профессионально-педагогической деятельности.

Так по вопросу, какие аспекты проведения занятий вызывает у вас затруднения были получены такие результаты:

■ познавательное развитие - 15,3% (п=13);

■ развитие речи - 44,7% (п=38);

■ художественно-эстетическое развитие - 25,9% (п=22);

■ физкультурно-оздоровительное развитие - 28,2% (п=24).

Таким образом, наибольшие трудности в работе воспитателя связаны с таким направлением как - развитие речи детей.

При выявлении затруднений в организации и проведении режимных моментов были получены следующие результаты:

■ оздоровительные мероприятия в режиме дня - 24,7% (п=21);

■ игровая деятельность - 20% (п=17);

■ самостоятельная деятельность - 21,2% (п=18);

■ индивидуальная работа - 22,4% (п=19);

■ прогулка-21,2% (п=18).

Результаты указывают, что только 1/5 всех испытуемых затрудняются в организации режимных моментов, а также можно отметить, что ярких тенденций выявлено не было - данные распределены равномерно.

И наконец, самооценка испытуемых в вопросе профессионального мастерства позволяет выделить 4 группы:

1-я группа - высокого педагогического мастерства - мастера своего дела - 4,7% (п=4);

2-я группа - группа совершенствования мастерства - 29,4% (п=25);

3-я группа - группа становления педагога - 60% (п=51);

4-я группа - группа особого контроля - 5,9% (п=5).

Так мы видим, что большинство педагогов относят себя к группе становления педагога. Что вполне объяснимо с учетом среднего показателя по педагогическому стажу в данной выборки (3,3 г.м).

Выводы. Таким образом, проведенный анализ полученных исследовательских данных позволил выделить затруднения, которые испытывают педагоги в организации образовательной деятельности с детьми, режимных моментов, осуществлении индивидуального подхода, что сказывается на снижении удовлетворенности процесса труда и оказывает влияние на результативность профессионально-педагогической деятельности.

В силу недостатка профессионального опыта начинающие педагоги ДОО на момент обследования находятся на стадии становления профессионализма, это объясняет доминирование среднего уровня готовности к воспитательной работе и недостаточный уровень профессиональных знаний.

Основным проблемы в воспитании детей дошкольного возраста испытуемые видят в низком культурном уровне общества, кризису семейного воспитания, недостатком квалифицированных педагогических кадров, загруженностью групп детских садов и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем, начинающие воспитатели придерживаются личностного подхода в работе с детьми, стараются учитывать их индивидуальные особенности, с оптимизмом относятся к трудностям в своей работе и готовы к профессиональному саморазвитию.

Литература:

1. Актуальные направления исследований в проблемном поле современного дошкольного образования: монография / [В.Л. Малашенкова и др.]; под общ. ред. Н.П. Мурзиной, Ж.Н. Тельновой. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2021. - 168 с.

2. Тельнова, Ж.Н. Психологический портрет личности современного воспитателя / Ж.Н. Тельнова, Е.Г. Ожогова // Педагогический вестник. - Научный журнал. - Новосибирск-Ялта: Изд. АНС «СибАК», 2020. - Вып. 17. - С. 76-78

3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2023. - 224 с.

4. Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования. -М.: ТЦ Сфера, 2023.- 112 с.

5. Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения: Психология: пособие для педагогов дошк. учреждений: 2-е изд., перераб. и доп. / Е.А. Панько. - Мн.: Зорны верасень, 2006. - 264 с.

6. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Метод, рекомендации / [Авт.-сост. Е.Н. Степанов и др.]; под ред. Е.Н. Степанова. - Москва: ТЦ Сфера, 2000. - 121 с.

Педагогика

УДК 371.146

кандидат педагогических наук, доцент Тигина Юлия Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ» (г. Казань);

методист, Заслуженный учитель РТ Тигина Ольга Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №122 имени Ж.А. Зайцевой» (г. Казань)

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УПРАВЛЯТЬ СОБСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

Аннотация. В статье анализируется современное состояние системы повышения квалификации педагогических работников технических вузов. В условиях реализации Федеральных государственных стандартов высшей школы возникает необходимость поиска эффективных форм и методов организации профессионального развития преподавателей. Повышается значимость способностей преподавателя определять свои потребности в профессиональном развитии и управлять собственным обучением. В статье уделяется внимание как традиционным формам повышения квалификации, так и неформальным, и информальным формам, что определяет основу самообразования преподавателя. В статье описывается опыт взаимодействия преподавателей английского языка технических вузов с инновационными общеобразовательными учреждениями, активно внедряющими в свой педагогический процесс технологию деятельностного метода обучения. Деятельностный подход является актуальным ориентиром современного высшего профессионального образования. Совместная деятельность подобного рода способствует диссеминации инновационных технологий в образовании. Данный формат сотрудничества помогает решать и проблемы профориентационной деятельности: предоставляется возможность устанавливать более тесные контакты с потенциальными абитуриентами. В статье подчёркивается важность форм и методов повышения квалификации преподавателей вузов, имеющих интерактивный характер. Профессиональное развитие преподавателей непосредственно влияет на повышение эффективности образовательного процесса.

Ключевые слова: система повышения квалификации преподавателей, переподготовка, английский язык, непрерывное образование, модернизация образования, интерактивные методы обучения, компетенции преподавателя.

Annotation. The article analyzes current state of the system for advanced training of teaching staff at technical universities. In the context of the implementation of the Federal State Standards of Higher Education, there is a need to search for effective forms and methods of organizing the professional development of teachers. The importance of a teacher's ability to identify their professional development needs and manage their own learning increases. The article pays attention to both traditional forms of advanced training, as well as non-formal and informal forms, which determine the basis of teacher self-education. The article describes the experience of interaction between English language teachers at technical universities and innovative educational

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.