Научная статья на тему 'Повышение квалификации преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий как одно из условий построения высокотехнологичной информационной образовательной среды университета'

Повышение квалификации преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий как одно из условий построения высокотехнологичной информационной образовательной среды университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носкова Татьяна Николаевна, Павлова Татьяна Борисовна

Модернизация информационного обеспечения университета явилась одной из важнейших составляющих инновационной образовательной программы, поскольку она по своим целям совпадает с программой стратегического развития и концепцией информационного развития университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Носкова Татьяна Николаевна, Павлова Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий как одно из условий построения высокотехнологичной информационной образовательной среды университета»

Т. Н. Носкова,

декан факультета информационных технологий

Т. Б. Павлова,

ассистент кафедры информационно-коммуникационных технологий

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОСТРОЕНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА

Модернизация информационного обеспечения университета явилась одной из важнейших составляющих инновационной образовательной программы, поскольку она по своим целям совпадает с программой стратегического развития и концепцией информационного развития университета. За последние два года произошло кардинальное обновление информационно-коммуникационной инфраструктуры и материальнотехнического оснащения вуза. Проведенные мероприятия создали материальную основу становления перспективной информационной образовательной среды университета.

Реализация высокотехнологичной информационной среды вуза предполагает не только создание современной технологической информационной инфраструктуры, но и адекватность организационных изменений во всех процессах, протекающих в университетской среде, — информационных процессах управления университетом, факультетом, активизацию научных, образовательных, социальных, культурных обменов и пр. Следовательно, значимые изменения должны проявиться в профессиональной деятельности всех сотрудников вуза. На основе электронных баз данных, компьютерных технологий реализуются механизмы оптимизированного принятия решений с учетом многих факторов, анализом рисков и стратегических последствий. В корпоративной среде происходит расширение форм взаимодействий всех субъектов — усиление связей с удаленными филиалами, факультетами,

расположенными на разных городских площадках. Реализуются электронные способы накопления, хранения, доставки информационных ресурсов потребителям — студентам, субъектам повышения квалификации, корпоративным партнерам и пр. Происходит усиление научных связей, позиционирование научных школ университета в отечественном и мировом информационном пространстве. Реализуются новые стратегии взаимодействий с внешними пользователями — абитуриентами и их родителями, коллегами из других вузов и зарубежными партнерами. Расширяется культурное, социальное влияние университета на социальную среду — региональную, общероссийскую и этот перечень может быть продолжен.

Одним из важных условий развития, становления высокотехнологичной информационной образовательной среды является повышение квалификации всех субъектов профессиональной деятельности с целью их подготовки к новой, современной организации информационных процессов в вузе. Все сотрудники университета должны овладеть не только новыми профессиональными способами действий, реализуемыми на базе информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ), но, что не менее важно, должны научиться ставить и решать новые, более сложные классы профессиональных задач, что достигается лишь при понимании передовых стратегий функционирования вуза в новом электронном пространстве, в ИКТ-насыщенной среде. Это требует орга-

низации корпоративного повышения квалификации всех субъектов профессиональной деятельности, в первую очередь субъектов управления, отвечающих за стратегию развития вуза, понимания ими передовых тенденций и появляющихся новых рисков, соотнесения неизбежных трудовых и материальных затрат и достигаемых качественных приращений, умений учитывать не только технологический, но, что более сложно, «человеческий» фактор, т. е. принимать более ответственные решения с более весомой «ценой» ошибки.

В процессе мероприятий по повышению квалификации в рамках инновационной программы были запланированы и мероприятия повышения квалификации преподавателей университета в области ИКТ. Для проведения программы повышения квалификации корпоративного плана необходимо было изменить цели и задачи, формы организации и методы проведения обучения. От традиционных форм повышения квалификации преподавателей в области ИКТ, в которых обычно решаются задачи формирования ИКТ-компетентности в плане освоения компьютерного инструментария, необходимо было перейти к решению корпоративных задач, касающихся вуза в целом. Постановка новых целей привела к необходимости изменений в отборе участников обучения, к изменению содержания и используемых методов подготовки.

Какие цели преследовало корпоративное повышение квалификации преподавателей? Эти цели были связаны с развитием информационной образовательной среды университета и факультетов. Одной из сложных задач построения современной информационной образовательной среды университета является соотнесение задач построения информационной среды отдельного факультета и развития целостной среды вуза. Здесь должны определенным образом взаимодействовать процессы централизации и децентрализации, а их оптимизация представляется сложной и неоднозначной. В чем должны проявляться инварианты развития информационной среды вуза и факультета, а в чем специфика от-

дельного структурного подразделения, его уникальность и неповторимость по отношению к другим структурам? Ответ на вторую часть вопроса могут дать только заинтересованные представители самого факультета, которые имеют высокую ИКТ-компетентность. На каждом факультете сегодня такие преподаватели есть. Поэтому перед факультетами была поставлена задача выделить из своей среды таких представителей, которые и должны были пройти инновационное повышение квалификации. На тех факультетах, где уже созданы ресурсные центры и есть заместители декана по информатизации, это не составляло труда — эти представители и были делегированы на курсы. Деканы остальных факультетов выделили преподавателей, которые должны были взять на себя решение этой сложной задачи. Для них необходимость решения не своей, а корпоративной задачи оказалось новым и во многом неожиданным разворотом событий. Поэтому важно, что эта новая задача была большинством преподавателей, направленных на повышение квалификации, принята. Кроме того, в процессе повышения квалификации от некоторых факультетов стали появляться и новые преподаватели, заинтересованные в решении задачи информационного развития факультета, даже сформировались определенные микрогруппы, которые обсуждали возникающие в этой связи проблемы. В этих условиях эффективность проводимого повышения квалификации была существенно выше.

В организации занятий повышения квалификации также пришлось пойти нетрадиционным путем. Ответственным за повышение квалификации был назначен декан факультета информационных технологий, однако в организации обучения руководствовались не факультетским, а корпоративным принципом. К проведению занятий были привлечены все ведущие специалисты университета, хотя удельный вес преподавателей факультета информационных технологий был высоким. Методы взаимообуче-ния также показали свою эффективность в проведении повышения квалификации. По-

этому руководители ведущих ресурсных центров факультетов были и в числе обучающихся, и в числе преподавателей.

К проведению занятий повышения квалификации были привлечены представители управления информатизации, отдела электронных ресурсов библиотеки, программисты учебно-методического управления, ведущие преподаватели, специалисты в области использования ИКТ факультетов: информационных технологий, психологопедагогического, филологического, технологии и предпринимательства. Как уже было сказано, в числе преподавателей были также и руководители ресурсных центров факультетов информационных технологий, пси-холого-педагогического, филологического, коррекционной педагогики, социальных наук, факультета философии человека.

Программа повышения квалификации охватывала широкий спектр вопросов, но не ставила целью обучение использованию отдельных компьютерных программ. Основной задачей было найти общие ориентиры в динамично развивающейся области информационных технологий в образовании и выявить направления стратегического развития информационно-образовательных сред

структурных подразделений университета. Развиваясь с учетом собственной специфики, факультеты вносят свой особый вклад в развитие общеуниверситетской информационный образовательной среды. Ряд базовых задач информационной деятельности решается централизовано на уровне общеуниверситетских структур. С учетом того, что основная направленность инновационной образовательной программы была задана — это гуманитарные технологии, то стержневым ориентиром обучения стало выявление образовательного потенциала информационных технологий в области гуманитарного знания.

С первых занятий слушатели получили задание разработать проект развития информационной образовательной среды факультета, насыщенной информационными технологиями, учитывая задачи и реалии функционирования своего подразделения.

Первый этап программы повышения квалификации, этап целеполагания, был пред-

ставлен модулем «Перспективная информационная образовательная среда вуза (для модели российского образования — 2020 г.)». Было определено проблемное поле развития инновационной образовательной среды университета. Для обоснованной разработки перспективного проекта информатизации деятельности подразделения в программу было включено концептуальное сообщение начальника управления информатизации, который обозначил основные изменения в аппаратно-программной инфраструктуре

университета, полученные в период реализации инновационной программы. Таким образом, была задана определенная система координат, которая могла быть использована для разработки проектов группами слушателей. Было предложено выделить и обосновать стратегии развития следующих компонентов информационной среды факультета: электронной ресурсной базы, технологий взаимодействия в локальной сети, интернет-технологии в научной и образовательной деятельности. Для того, чтобы слушатели могли более подробно проанализировать возможности информационных и коммуникационных технологий в решении различных задач образовательного процесса, было предложено рассматривать их в следующих аспектах: аудиторная деятельность, внеаудиторная образовательная деятельность, воспитательная, культурная деятельность, научная деятельность преподавателей и студентов, методическая деятельность в области использования информационных технологий, управление образовательным процессом, реализуемое на базе информационных и коммуникационных технологий.

В процессе реализации второго модуля программы «Ресурсы и коммуникативный потенциал перспективной информационной образовательной среды университета» преподаватели факультета информационных технологий показали современные тенденции внедрения ИКТ в образовательный процесс. Отдельные лекционные и практические занятия были посвящены ресурсам и технологиям управления в инновационной сетевой среде университета, техническим возможностям электронной оболочки

Moodle, которая развернута и готовится к запуску на сервере университета, содержанию информационно-образовательного портала инновационной программы, системе электронного справочно-методического сопровождения инновационных образовательных модулей, тенденциям в развитии технологий дистанционного обучения, новым формам образовательных взаимодействий на базе сетевых сервисов Интернета (веб 2) и др.

Значимым представляется привлечение к занятиям повышения квалификации зарубежного специалиста, профессора университета Аляски (США) В. А. Зингера, который провел мастер-класс on-line обучения (технология «сетевой класс»), взаимодействуя с коллегой, находящимся в США. Имея большой опыт дистанционного обучения, профессор В. А. Зингер обсудил с нашими преподавателями основные проблемы внедрения методов электронного обучения в профессиональную подготовку.

Слушатели повышения квалификации проявили большой интерес к процессам информатизации факультетов нашего университета. Поэтому ряд занятий программы проходил на базе факультетских ресурсных центров, которые достигли определенных результатов своего развития за последний период. Своим опытом создания и использования электронных образовательных ресурсов поделились сотрудники ресурсных центров следующих факультетов: психологопедагогического, социальных наук, филологического, философии человека, коррекционной педагогики, факультета информационных технологий. Свою концепцию автоматизированного рабочего места, как нового инструмента профессиональной и учебной деятельности, раскрыли на конкретных примерах представители психолого-педаго-гического, филологического факультетов, факультета коррекционной педагогики.

Особое внимание в программе повышения квалификации было уделено электронным ресурсам библиотеки, которые были значительно обогащены за счет средств инновационной программы. Во время специальных занятий, проводимых в

медиазале библиотеки, наряду с ознакомлением с электронными ресурсами культурного и образовательного назначения, внимание слушателей было привлечено к необходимости использования научных баз данных — агрегаторов мировых информационных ресурсов.

Заключительный блок программы повышения квалификации включал разработку и представление слушателями факультетских стратегий внедрения информационных и коммуникационных технологий, отражающих специфику конкретных областей знаний, этапность развития информационнотехнологической инфраструктуры факультета, специфику его управления. Для широкого обсуждения разработанные проекты были представлены на сайте ежегодной межвузовской международной интернет-конференции «Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве» (http://conf2008.fit.herzen.spb.ru/). Часть представленных проектов получила воплощение в качестве материалов (докладов) конференции. Свои проекты на конференцию представили институт детства, факультет физики, факультет биологии, факультет математики (кафедра информатики), факультет безопасности жизнедеятельности, факультет экономики, факультет технологии и предпринимательства, факультет физической культуры.

Обсуждение проектов преследовало цели выработки стратегии централизации и децентрализации информационных процессов в среде университета. В ближайшей перспективе необходимо определить, какие вопросы должен централизованно решать общеуниверситетский информационный ресурсный центр, а какие задачи находятся в зоне ответственности информационных центров факультетов. Здесь следует отметить и проблемы, связанные с кадровым обеспечением процесса информатизации на разных уровнях. Очевидно, что эффективное использование увеличившегося за время реализации инновационной программы парка компьютеров и мультимедийной техники требует поиска новых подходов кадрового обеспечения процесса информатизации.

Отдельно хочется остановиться на работе интернет-конференции как одного из возможных механизмов корпоративного обсуждения проблем информатизации университета. Анализ статей ежегодной интернет-конференции позволяет проследить динамику изменений в развитии процессов информатизации образовательного взаимодействия в Герценовском университете и других учебных заведениях. Деятельность такой конференции складывается не один год, она постепенно «развивается», набирает круг активных участников. В течение пяти лет работы конференции ее название изменялось, демонстрируя динамику изменений в информационной образовательной среде: «Педагогический дизайн», «Информационные технологии в науке, образовании, искусстве», «Современное информационно-образовательное пространство», «Новые образовательные

стратегии в современном информационном пространстве». Значительно сократилось число докладов, описывающих отдельные электронные образовательные ресурсы. Все большее число докладов соответствует заявленной тематике конференции и отражает тенденции, проявляющиеся в интеграции информационных пространств и виртуализации различных образовательных сфер с учетом новых социальных стандартов образования. Характер статей последней конференции свидетельствует об ориентации основного числа авторов на повышение информационной открытости образовательной системы, на усиление сетевой основы ее организации и взаимодействия с другими индивидуальными и коллективными субъектами развития.

В конференции 2008 г. приняли участие представители семи факультетов нашего университета. Наибольшую активность, помимо преподавателей факультета информационных технологий, проявили преподаватели факультета управления, института детства, психолого-педагогического факультета, не проходят конференции без докладов факультета химии. В этом году впервые в конференции участвовали пре-

подаватели факультета физической культуры. Радует расширение числа участников конференции за счет представителей из отдаленных регионов России, а также зарубежных партнеров. Приняли участие в конференции представители 15 учебных заведений гуманитарного и технического профиля, классических университетов (Се-веро-Осетинский, Калининградский, Брянский), педагогических университетов (Дагестанский, Карельский, Самарский), технических университетов и институтов (Новосибирский, Таганрогский), а также институт педагогического образования Российской Академии образования. Активно участвуют в конференции учителя школ различных регионов. За прошедший период в конференции принимали участие представители университетов Франции, Германии, Чехии. Взаимодействие, сформировавшиеся во время интернет-конференции, позволило наладить эффективное сотрудничество с Карловым университетом г. Праги (Чехия).

Общие выводы, которые можно сделать по результатам проведенных мероприятий, обусловлены необходимостью совершенствовать и развивать информационную и коммуникационную корпоративную среду университета. Наряду с принятием общеуниверситетских решений в области информатизации, на факультетах должны появиться свои ответственные за стратегию развития информационной среды — заместители декана по информатизации. Приоритетной проблемой университета сегодня становится организация работы общеуниверситетского информационного ресурсного центра, который должен обеспечивать стабильное функционирование и развитие электронной ресурсной базы, координировать и сопровождать деятельность ресурсных центров факультетов. Важным для развития информационной образовательной среды университета является осознание всеми сотрудниками, на всех уровнях функционирования вуза необходимости перестройки своей профессиональной деятельности адекватно происходящим процессам информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.