Научная статья на тему 'Информационная инфраструктура университета в условиях его инновационного развития'

Информационная инфраструктура университета в условиях его инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА УНИВЕРСИТЕТА / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойков Дмитрий Игоревич

Для достижения целей и решения задач инновационной программы в 2008 г. была осуществлена поставка материалов и оборудования, а также осуществлен монтаж техники 28 мультимедийных аудиторий практически на всех факультетах университета. Аудитории представляют собой компьютерные классы, которые оснащены стационарными рабочими станциями или терминальными системами. Дополнительно оборудованы многофункциональные конференц-залы факультета безопасности жизнедеятельности, факультета иностранных языков и высшей школы перевода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойков Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная инфраструктура университета в условиях его инновационного развития»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Материалы заседания Ученого совета университета 26 марта 2009 г.

Ученый совет университета рассмотрел вопрос «Информационная инфраструктура и материально-техническая база университета в условиях его инновационного развития». С докладом выступил проректор по информатизации Д. И. Бойков. Содоклад сделал проректор по административно-хозяйственной работе В. И. Андреев. В обсуждении приняли участие Н. Л. Шубина (декан филологического факультета), В. В. Семикин (декан психолого-педагогического факультета), Г. Н. Пенин (заведующий кафедрой сурдопедагогики), Е. Ю. Калинина (дои/энт кафедры теории права и гражданско-правового образования), О. И. Беляков (доцент кафедры информационных и коммуникационных технологий), Т. Б. Павлова (заведующая учебно-методическим кабинетом факультета информационных технологий), Е. С. Шилимова (студентка факультета информационных технологий), О. И. Полишук (начальник системно-телекоммуникационного отдела управления информатизации), Н. С. Смурое (генеральный директор ООО «Отраслевые порталы», г. Москва).

Публикуем материалы (доклад и выступления), относящиеся к проблемам развития информационной образовательной среды университета.

Д. И. Бойков, проректор по информатизации

ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ЕГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Для достижения целей и решения задач инновационной программы в 2008 г. была осуществлена поставка материалов и оборудования, а также осуществлен монтаж техники 28 мультимедийных аудиторий практически на всех факультетах университета.

Аудитории представляют собой компьютерные классы, которые оснащены стационарными рабочими станциями или терминальными системами.

Дополнительно оборудованы многофункциональные конференц-залы факультета безопасности жизнедеятельности, факультета иностранных языков и высшей школы перевода.

Новое оборудование было сразу включено в учебный процесс и задействовано в научно-практических конференциях и семинарах. Так, уже 14 апреля 2008 г. на базе факультета безопасности жизнедеятельности с использованием инновационного оборудования состоялся семинар в рамках договора с российско-голландским проектом МАТРА:

«Против СПИДа через образование и воспитание» (примерно 60-70 чел.). В режиме телемоста в семинаре участвовали Мурманский государственный педагогический университет (12 чел.), Башкирский государственный университет (2 чел.).

18 апреля там же состоялась IX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Формирование толерантности в студенческой среде и системе самоуправления». Во всех трех инновационных аудиториях проходили секционные семинары.

Во время работы XII Всероссийской научно-практической конференции «Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения)» 25-26 ноября 2008 г. помимо трех инновационных аудиторий во время пленарного заседания в конференц-зале был использован новый аппаратно-программный мультимедийный комплекс, находящийся на стадии пуско-наладки. Аудиовизуальные системы комплекса обеспечили качест-

венный звук в зале площадью 237 кв. м и четкое яркое изображение при полном освещении. Мультимедийный комплекс позволил вести видеозапись с помощью двух стационарных видеокамер, управляемых из операторской. На пленарном заседании присутствовали приблизительно 200 человек. В работе каждой секции приняли участие от 20 до 60 человек. В 2009 г. работа продолжается с нарастающей интенсивностью.

Оснащен специальный слухоречевой класс факультета коррекционной педагогики, который выступает в роли учебной лаборатории с самым современным сурдотех-ническим оборудованием, что обеспечивает обучение студентов в бакалавриате и в магистратуре передовым технологиям реабилитации и коррекции развития при нарушениях слуха и существенно повышает доступность высшего образования для инвалидов по слуху.

В прошлом году было развернуто оборудование специального тифлотехнического класса факультета коррекционной педагогики. Класс оснащен самыми совершенными тифлотехническими (т. е. предназначенными для нужд слепых и слабовидящих) средствами.

В состав специализированных рабочих мест входит специальное программное обеспечение, брайлевские дисплеи, позволяющие незрячему воспринимать текст с компьютера, а также экранные лупы, дающие возможность многократного увеличения плоскопечатного текста обычной книги.

Такое комплексное оснащение учебного процесса в РГПУ им. А. И. Герцена и оборудованием, и программным обеспечением, и образовательным контентом поднимает качество образования на принципиально новый уровень. Информационная инфраструктура становится залогом истинной доступности образования, обеспечивая личности информационную свободу и возможность получать необходимую для жизни, профессиональной деятельности и развития информацию, активно производить информацию, а не только ее потреблять.

Осуществлено создание телекоммуникационных центров университетского масштаба: класс синхронного перевода для высшей школы переводов, теле- и фотостудия факультета информационных технологий. Оснащение названных комплексов включает в себя оборудование, способное обеспечивать проведение телемостов практически с любой точкой планеты, и специализированные конференцсистемы, а также аппаратуру, необходимую для проведения дистанционного обучения.

Оснащение аудиторного фонда ^-средствами в значительной мере повысило эффективность деятельности и комфортность условий труда преподавателей, научных сотрудников, студентов и аспирантов университета с учетом социальной значимости этих мероприятий. Лаборатории, оснащенные современными 1Т-средствами, позволяют получить одновременный доступ в Интернет нескольким десяткам студентов, аспирантов и преподавателей РГПУ.

Ресурсная поддержка инновационной образовательной программы обеспечила университет учебно-научным оборудованием различного назначения стоимостью от нескольких тысяч рублей за одно рабочее место до нескольких сотен тысяч рублей за комплекс. Всего на поставку оборудования по результатам проведенных конкурсов было заключено 11 государственных контрактов.

Инновационной программой было предусмотрено повышение квалификации системных администраторов и сетевых инженеров, создание общеуниверситетской сети многофункциональных аудиторий, а также поставка программного обеспечения, оборудования для модернизации коммуникационной среды университета на общую сумму 84,3 млн рублей (в соответствии с 8 государственными контрактами).

В рамках адресной программы университет заключил 3 государственных контракта. Они позволили обеспечить нужды учебного процесса и функционирование служб жизнеобеспечения вуза оргтехникой и офисной техникой на сумму 6,182 млн рублей,

мультимедийным оборудованием на сумму 4,577 млн рублей, оборудованием связи — более чем на 6,2 млн рублей.

Общая сумма инвестиций в университет составила по государственным контрактам 91 561 575 рублей.

Кроме этого, были осуществлены поставки по договорам купли-продажи отдельных (сложных или специальных) позиций оборудования стоимостью до 100 тыс. рублей каждая на общую сумму 1, 1 млн рублей.

В 2008 г. велась и продолжается важная работа по обучению инженерно-технического и профессорско-преподавательского состава использованию полученных мощностей.

В настоящее время идет подготовка к проведению обучения инженерно-технического персонала использованию оборудования для проведения видеоконференцсвязи.

В результате реализации инновационной программы произошло качественное переоснащение структурных подразделений университета, была сформирована материально-техническая база вуза инновационного типа. Реализация ключевых направлений программы развития университета в настоящее время требует известного уточнения стратегии развития в соответствии с государственными приоритетами в области социально-экономического развития страны в целом и российского образования в частности на основе оценки достигнутых интегративных результатов.

Наиболее актуальной становится необходимость совершенствования управления университетом на основе оптимизации организационной структуры РГПУ им. А. И. Герцена в контексте Болонской декларации и внедрения единой информационной системы управления университетом.

Не все шло гладко. Нынешний год начался с крайне неприятного, к счастью, не ставшего трагическим события: горел шестой корпус. В здании, с почти законченным ремонтом произошло возгорание, обрушение перекрытий, пострадали три факультета, приемная комиссия. Сотрудники всех подразделений вуза, преподавательский состав, студенты прояви-

ли себя самоотверженно, с достоинством и честью в этой ситуации.

Существует ряд проблем, препятствующих полномасштабной реализации инновационного потенциала вуза.

С этой точки зрения идея создания структурированной кабельной сети, объединяющей доступ в Интернет, каналы телефонной связи, охранную сигнализацию, является весьма продуктивной. Благодаря этому помещения могут быть легко трансформированы из учебных в офисные или наоборот.

Ошибочно обещать чуть больше, а сделать чуть меньше. В этом случае кредит доверия быстро исчерпывается. Едва таким шагом не стало мое обещание запустить информационные киоски через две недели. Понадобилось четыре, но три киоска до сих пор не работают.

Что еще произошло в управлении информатизации за 2 месяца, кроме текущей работы?

Заработал телефон диспетчерской службы: 314-41-09.

Именно диспетчеры, а не проректор, не начальник управления, не директор ИВЦ помогут в случае необходимости.

Для этого создана и функционирует служба дежурных инженеров, которые, кроме устранения неполадок, осуществляют регламентные работы.

Это не амбициозный проект, и необходима его реализация на практике.

Диспетчеру можно сообщить о неполадках и отправить заявку на почтовый ящик: ui@herzen.spb.ru.

У диспетчера появилась программа ведения учета заявок. Становится прозрачной результативность работы наших сотрудников, с одной стороны, с другой — исключаются «ложные» вызовы (когда вызов был сделан до того, как пользователь проверил, включен ли у него, например, монитор в розетку или не проектор сгорел, а нужно переключить вход, выбрав один из двух).

Идет работа по налаживанию связей с факультетами. Четко очерчен круг людей, занимающихся информатизацией на фа-

культете, структурирована служба инженеров, поддерживающих факультеты, особенно удаленные, со стороны управления информатизации.

Идет работа по обновлению электронного телефонного справочника вуза. Для оптимизации взаимодействия подразделений, повышения управляемости, координации сокращения расхода бумаги справочник будет снабжен не только телефонами, но и адресами корпоративной электронной почты. Мы настоятельно рекомендуем использовать именно ящики в домене университета для внутренней переписки. Мы работаем над созданием правовой базы для признания документа, отправленного с

корпоративного почтового ящика, в качестве оригинала. В первую очередь это коснется факультетов, управлений, отделов, институтов.

Мы движемся к организации авторизованного доступа в сеть университета и обучающихся, и сотрудников. Этого требует запущенная в тестовую эксплуатацию система беспроводного доступа Wi-Fi.

Авторизация нужна для входа на сервисы портала и использования дистанционных курсов, ведения журналов успеваемости и посещаемости обучающихся.

В общих чертах — это и есть генеральные направления развития иформационной инфраструктуры РГПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.