Научная статья на тему 'Повышение квалификации преподавателей учреждений среднего профессионального образования на основе технологий дистанционного обучения'

Повышение квалификации преподавателей учреждений среднего профессионального образования на основе технологий дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дариенко Оксана Леонидовна

В статье предложена модель повышения квалификации преподавателей учреждений среднего профессионального образования, выделены основные этапы, от эффективности реализации, которых зависит результат повышения квалификации педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper proposes a model of professional development of teachers of institutions of secondary vocational education, highlighted the main stages, the effectiveness of the implementation of which depends on the result of improvement of qualification of teaching staff.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации преподавателей учреждений среднего профессионального образования на основе технологий дистанционного обучения»

2. Воевода Е. В. Изучение иностранных языков на Руси / Е.В. Воевода // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 2. - С. 73-75.

3. Любавский М. К. Лекции по древней русской истории до конца XVI века. 4-е изд., доп. / М.К. Любавский. - СПб.: Издательство «Лань», 2000. - 480 с.

4. Писарев Д. И. Избранные педагогические сочинения / Д. И. Писарев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - 415 с.

5. Фисунова А. А., Сомова С. В. Исторические предпосылки подготовки специалистов со знанием иностранных языков на Руси / А. А. Фисунова, С. В. Сомова // Актуальные вопросы гуманитарных наук глазами молодежи: сборник научных статей по итогам IX международной и X межвузовской научных конференций. - Рязань: Изд-во РГУ им. С.А. Есенина, 2016. - С. 290-295.

6. Ушинский К.Д. Родное слово // Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1974. - Т. 1. - С. 145-159.

Дариенко Оксана Леонидовна

преподаватель ГПОУ «Горловский техникум» ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Горловка, ДНР)

УДК 377.44:371.1

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS ON THE BASIS OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES

В статье предложена модель повышения квалификации преподавателей учреждений среднего профессионального образования, выделены основные этапы, от эффективности реализации, которых зависит результат повышения квалификации педагогических кадров.

Ключевые слова: дистанционное обучение, повышение квалификации, компетентность, технология.

The paper proposes a model of professional development of teachers of institutions of secondary vocational education, highlighted the main stages, the effectiveness of the implementation of which depends on the result of improvement of qualification of teaching staff. Key words: distance learning, professional development, competence, technology.

Трансформационные процессы в экономической, политической и социальной сферах общественной жизни в контексте развития информационных технологий требуют совершенствования современных форм и методов повышения квалификации педагогических работников. В этой связи

важными задачами являются: углубление, расширение, обновление знаний, умений, навыков и компетенций в соответствии с достижениями научно -технического прогресса; содействие инновационному развитию личности, ее способности адаптироваться к современным условиям общества; стимулирование потребности в самообразовании, интеллектуальном, культурном и духовном развитии; содействие формированию способности к обучению на протяжении жизни. Это приводит к необходимости поиска новых путей развития и совершенствования информационных и технических средств обучения в учреждениях последипломного педагогического образования, дальнейшего использования технологий дистанционного обучения в повышении квалификации преподавателей.

Актуальность выбранного направления исследования подтверждают научные работы по проблемам теории и практики последипломного педагогического образования А. Гравита, В. В. Чудака, В. И. Маслова, В. К. Мельника, Н. В. Морзе, В. В. Олейника, Е. Г. Чернышева и др.

Изучение научно-педагогических источников по исследуемой проблеме и анализ повышения квалификации преподавателей учреждений среднего профессионального образования (СПО) позволили выявить противоречия между требованиями, обусловленными развитием информационного общества, и реальным состоянием развития системы повышения квалификации преподавателей СПО; интенсивным темпом развития информационных технологий в образовании и недостаточным уровнем обновления содержания повышения квалификации исследуемой категории; необходимостью компьютеризации деятельности преподавателей СПО и недостаточной практической направленностью курсов повышения квалификации в этом направлении.

Актуальность проблемы и необходимость решения выделенных противоречий обусловили выбор направления исследования.

Новые подходы к пониманию развития системы повышения квалификации педагогических кадров ставят новые вызовы перед системой организации учебного процесса. Стремительное развитие информационных технологий в современном обществе обусловило актуальность процесса моделирования в педагогике - области знаний, непосредственно связанной с образовательным процессом в условиях дистанционного обучения.

Для создания модели повышения квалификации преподавателей СПО выделены основные этапы, от степени обоснованности, которых, главным образом, зависит результат повышения квалификации педагогических кадров:

1. Постановка задачи. Этот этап считается наиболее важным из всех этапов построения модели. Задача должна быть сформулирована таким образом, чтобы указанные проблемы были достаточно диагностированы.

2. Построение модели. На данном этапе необходимо определить информационные потоки, установить их зависимость и взаимовлияние, а также структурировать их соответствующим образом.

3. Проверка модели на адекватность. После построения модели необходимо проверить степень соответствия модели реальному образовательному процессу. Это реализуется посредством анализа всех составляющих, влияющих на решение поставленной задачи.

4. Использование модели. На этом этапе определяется степень эффективности построенной модели. Заключительным этапом является обновление модели. После использования модели некоторые ее показатели необходимо модифицировать.

Предложенная модель является частью целостной модели повышения квалификации преподавателей СПО. В ее основу положено положение о том, что современный преподаватель должен обладать не только набором методологических знаний, но и технологиями личностного профессионального саморазвития на основе современных теорий и технологий.

Модель повышения квалификации преподавателей СПО представлена на рис. 1. Она состоит из четырех блоков: целевой, содержательно -организационный, операционный и результативный.

В рамках целевого блока реализуется обновление требований к профессиональной деятельности преподавателей СПО, повышение требований к самосовершенствованию в течение жизни в условиях технологического развития, определение цели организационно-педагогической модели - повышение квалификации преподавателей СПО на основе технологий дистанционного обучения.

Содержательно-организационный блок. В основу реализации данного блока положены организационные и педагогические условия, возникающие на этапе самостоятельной работы по повышению квалификации преподавателей СПО.

Операционный блок. Методика повышения квалификации преподавателей СПО на этапе самостоятельной работы осуществляется на основе технологий дистанционного обучения. В данном блоке используются такие формы и методы как: медийно-сетевые семинары, интерактивные лекции, самостоятельная работа, тематические эссе, контролирующие меры, консультирование, беседы и обсуждения в режиме реального и отложенного времени.

Результативный блок. Систематический мониторинг повышения квалификации преподавателей СПО на этапе самостоятельной работы предусматривает продуктивное продвижение по критериям и уровням.

Целевой блок

Обновление требований к деятельности преподавателей СПО Повышение потребностей к самосовершенствованию в течение жизни преподавателей СПО Потребность преподавателей СПО в получении и передаче на расстоянии информации в условиях технологического развития

Цель: повышение квалификации преподавателей СПО на основе технологий дистанционного обучения

..............................................................404——...................................................................

ной блок Этап самостоятельной работы повышения квалификации преподавателей СПО

Организационные условия Педагогические условия

Рисунок 1 - Модель повышения квалификации преподавателей СПО на этапе самостоятельной работы с использованием технологий дистанционного

обучения

Предложенная модель удовлетворяет образовательные потребности преподавателей СПО за счет индивидуального подхода к слушателям указанной категории, обеспечивая свободу выбора содержания самостоятельной работы на этапе повышения квалификации. Модель является полноценным структурированным процессом совершенствования последипломного образования.

Эффективность повышения квалификации преподавателей СПО на основе технологий дистанционного обучения определяется уровнем сформированности компьютерно-сетевой компетентности.

Анализ структурных компонентов компетентности, предложенных различными учеными, позволил выделить компоненты компьютерно-сетевой компетентности преподавателей СПО на этапе самостоятельной работы повышения квалификации: мотивационно-смысловой, интеграционно-деятельностный и творческий.

Мотивационно-смысловой компонент является базовым для других компонентов и интегрирует в себе мотивы, интересы, потребности и ценностные ориентации педагога, которые отражают психологическую установку на изучение и использование технологий дистанционного обучения, понимание необходимости применения технологий дистанционного обучения в профессиональной деятельности, осознание социальной, профессиональной и личностной значимости технологий дистанционного обучения на современном этапе развития системы образования, осознание содержания теорией и практикой использования технологий дистанционного обучения, психологической готовности использовать данные технологии при решении профессиональных задач, а также желание повысить качество своей профессиональной деятельности, стремление к личностному саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию и самореализации.

Для успешного использования технологий дистанционного обучения в профессиональной деятельности преподаватели СПО должны понимать их суть, а также иметь знания, умения и определенный опыт в технологиях дистанционного обучения, которые можно использовать в профессиональной деятельности. Содержательная часть данного компонента компьютерно-сетевой компетентности преподавателей предусматривает усвоение соответствующих технических и методических знаний. Она раскрывает сущность элементов технологий дистанционного обучения, возможности их использования в профессиональной деятельности.

Мотивационно-смысловой компонент компьютерно-сетевой компетентности включает:

- понимание слушателем данной категории, необходимости самостоятельного получения знаний и потребности в саморазвитии в процессе повышения квалификации;

- потребность преподавателей СПО в самореализации в технологически-ориентированном направлении на основе использования технологий дистанционного обучения;

- осознание своего места в информационном обществе и значения технологий дистанционного обучения, которые формируют современную картину информационно-коммуникационного мира;

- мотивированный выбор элементов технологий дистанционного обучения с целью использования их в дальнейшей профессиональной деятельности.

В структуре компьютерно-сетевой компетентности преподавателей СПО важная роль принадлежит интеграционно-деятельностному компоненту.

106

Наличие теоретических знаний по технологиям дистанционного обучения является лишь основой для компьютерно-сетевой компетентности. Наряду с теоретическими знаниями необходимы методические, дидактические, эргономические, технические умения по использованию технологий дистанционного обучения в профессиональной деятельности, в том числе умение интегрировать элементы технологий дистанционного обучения для успешной реализации профессиональных потребностей.

Интеграционно-деятельностный компонент компьютерно-сетевой компетентности преподавателей СПО на этапе самостоятельной работы повышения квалификации представляет собой и включает:

- совершенствование системы знаний, умений и навыков в направлении сочетания различных элементов технологий дистанционного обучения;

- совершенствование общих умений технологического характера -постановка целей, задач и подбор нескольких технологических средств реализации, обеспечивающих получение качественного результата повышения квалификации преподавателей;

- совершенствование общих умений сочетания теоретико-практических знаний по специальности и отдельных элементов технологий дистанционного обучения.

Творческий компонент компьютерно-сетевой компетентности преподавателей СПО на этапе самостоятельной работы повышения квалификации представляет собой и включает:

- сформированность у преподавателей умения строить процесс самообучения на основе технологий дистанционного обучения;

- способность к созданию собственной индивидуальной траектории самосовершенствования путем определения структуры собственного усвоения любой образовательной информации;

- способность к анализу и коррекции процесса самообразования и саморазвития путем выбора собственной индивидуальной образовательной траектории;

- способность применять технологии дистанционного обучения в профессиональной деятельности в процессе создания собственных электронных продуктов.

Руководствуясь результатами анализа научных источников и учитывая выявленные образовательные потребности преподавателей СПО выделены критерии компьютерно-сетевой компетентности на этапе управляемой самостоятельной работы повышения квалификации (табл. 2).

Критерий А - теоретический: характеризуется направленностью преподавателей на использование информационно-коммуникационных технологий при повышении квалификации и в профессиональной деятельности.

Критерий Б - практический: характеризуется умением преподавателей использовать методику сочетания элементов технологий дистанционного обучения в профессиональной деятельности.

Критерий В - творческий: характеризуется владением методикой использования и совершенствования технологий дистанционного обучения в профессиональной деятельности.

Исследования степени проявления определенных показателей компьютерно-сетевой компетентности по выделенным критериям, позволяют проследить динамику формирования компьютерно-сетевой компетентности преподавателей и дать характеристику уровней ее сформированности [1, с. 70]. Заметим, что под уровнем сформированности компьютерно-сетевой компетентности преподавателей СПО следует понимать качественный учет данных критериев и показателей.

Таблица 1

Критерии и показатели компьютерно-сетевой компетентности преподавателей СПО на этапе самостоятельной работы повышения

квалификации

Компоненты Критерии Показатели

Мотивационно-смысловой компонент Критерий А (теоретический) А.1. Осознание необходимости получения новых знаний по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий. А.2. Стремление приобрести навыки использования информационно-коммуникационных технологий. А.3. Владение понятийным аппаратом о возможностях информационно-коммуникационных технологий. А.4. Знание основ использования компьютерных средств в профессиональной деятельности, работа с электронными документами и сервисами сети Интернет.

Интеграционно-деятельностный компонент Критерий Б (практический) Б.1. Умение сочетать и синтезировать элементы готовой электронной информации (электронные нормативные документы, образовательные и демонстрационные программы и т.д.). Б.2. Создание собственных электронных документов путем применения двух или более различных форматов (pdf, Word, Excel, PowerPoint). Б.3. Умение создавать собственные демонстрационные материалы на основе самостоятельно созданных и заранее заготовленных цифровых аудио и видео материалов. Б.4. Умение с помощью коммуникационных средств сети Интернет передавать созданную информацию.

Творческий компонент Критерий В (творческий) Разработка образовательного сетевого ресурса: В.1. Методическое формирования информационного контента образовательного сетевого ресурса.

В.2. Формирование коммуникационного блока

образовательного сетевого ресурса.

В.3. Формирование контролирующего элемента

образовательного сетевого ресурса.

Владение методикой поддержки профессиональной

деятельности на основе образовательного сетевого

ресурса:

В.4. Организация образовательно-

информационного пространства в рамках единого электронного информационного ресурса. В.5. Анализ и корректировка информационно-методического уровня с помощью образовательного сетевого ресурса.

В.6. Совершенствование и обновление образовательно-информационного контента

___образовательного сетевого ресурса._

Таким образом, повышение квалификации преподавателей СПО является одним из ведущих звеньев последипломного педагогического образования. В осуществлении непрерывного образования педагогического состава образовательного учреждения, учитывая особенности повышения квалификации данной категории, целесообразно использовать возможности сети Интернет не только на основе ее служб и сервисов, но и с применением образовательных сетевых ресурсов. Предложенная модель повышения квалификации преподавателей СПО с использованием технологий дистанционного обучения позволит повысить эффективность педагогической деятельности. Современные реалии требуют от эффективного преподавателя перманентного повышения квалификации, последовательного совершенствования знаний, умений и навыков, роста мастерства, формирования компьютерно-сетевой компетентности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Самойленко А.А. Критерии и показатели повышения квалификации руководителей профессионально-технических учебных заведений на основе технологий дистанционного обучения / А.А. Самойленко // Modern Science. - Moderní veda. - Praha. - Ceské Republika, Nemoros. - 2014. - № 4. - Р. 68-74.

2. Смирнова-Трибульская Е.Н. Основы формирования информатических компетентностей учителей в области дистанционного обучения [монография] / Е. Н. Смирнова-Трибульская // Научный редактор: академик АПН Украины, д.пед.наук, проф., М. И. Жалдак. - Херсон: Айлант, 2007. - 704 с.

3. Юсипов Р. Профессионализм управленческой деятельности / Р. Юсипов // Право и образование. - 2010. - № 1. - С. 172-176.

Ерёмка Елена Владимировна

кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37.011.3-051-043.61:613

ВАЛЕО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

VALEO-ECOLOGICAL COMPONENT OF VOCATIONAL TRAINING

OF FUTURE TEACHERS

Показана роль валео-экологического компонента профессиональной подготовки будущих педагогов

Ключевые слова: валеология, экология, компонент, профессиональная подготовка, будущий педагог.

Considered role of the valeo-ecological component of vocational training of future teachers.

Key words: valeology, ecology, component, vocational training, future teacher.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональная подготовка будущих педагогов, отвечающая потребностям современного рынка труда и требованиям международных стандартов, подразумевает подготовку квалифицированных, конкурентоспособных, компетентных, мобильных, творческих специалистов с высоким уровнем общей и профессиональной культуры.

Педагогическая деятельность имеет свою специфику и требует определенного набора профессионально важных качеств личности педагога. Профессиональная подготовка будущих педагогов во все времена имела чрезвычайно важное значение и в каждую эпоху имела свой, соответствующий запросам общества, уровень требований.

Проблему профессиональной подготовки будущих педагогов в разное время и с разных позиций исследовали С.Н. Архагельский, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Д.Н. Узнадзе и др.

Сластенин В.А. [4] рассматривает профессиональную подготовку педагога через его «установку на работу в школе», «сформированность профессионально-значимых качеств личности», «соответствие состояния здоровья и физического развития требованиям педагогической деятельности».

Уровень профессиональной подготовки будущих педагогов в первую очередь зависит от степени сформированности профессиональной компетентности. Анализ литературы позволяет выделить следующие основные компоненты подготовки будущего педагога:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.