Научная статья на тему 'Педагогические условия проектирования индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации педагогов в условиях информационной образовательной среды'

Педагогические условия проектирования индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации педагогов в условиях информационной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF THE DESIGN / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / IMPROVEMENT OF QUALIFICATION OF TEACHERS / УСЛOВИЯ ИНФOРМAЦИOННOЙ OБРAЗOВAТЕЛЬНOЙ СРЕДЫ / PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DESIGN / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TEACHER TRAINING IN THE CONTEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарифзянова К. Ш.

В настоящее время российская система образования переживает достаточно сложный и весьма затянувшийся переходный период. Поиск эффективных форм коммуникации является серьезной движущей силой в современном обществе, доминирующим фактором в его развитии и обновлении. Именно поэтому актуальным и перспективным является повышение квалификации педагогов в условиях проектирования их индивидуальной образовательной траектории, подразумевающей право выбора педагогом своего образовательного пути в процессе совершенствования профессиональной деятельности, освоения современных технологий, новых методов, способов и средств обучения, что обеспечивает информационная образовательная среда как ключевой фактор дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарифзянова К. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the present time, the Russian system of education is going through a rather complex and rather long transition period. The search for effective forms of communication is a major driving force in modern society, the dominating factor in its development and upgrading. That is why the current and future is to raise the qualification of teachers in conditions of designing their individual educational trajectory, which implies the right of choice to his teacher education in the process of improvement of professional activities, development of modern technologies, new methods, ways and means of study that provides information educational environment as a key factor of distance education.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия проектирования индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации педагогов в условиях информационной образовательной среды»

УДК 37.01:39

К. Ш. Шарифзянова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Ключевые слова: информационная образовательная среда, структурно-функциональная модель проектирования индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации педагогов в услoвиях инфoрмaциoннoй oбрaзoвaтельнoй среды, педагогические условия проектирования индивидуальной образовательной траектории повышения

квалификации педагогов.

В настоящее время российская система образования переживает достаточно сложный и весьма затянувшийся переходный период. Поиск эффективных форм коммуникации является серьезной движущей силой в современном обществе, доминирующим фактором в его развитии и обновлении. Именно поэтому актуальным и перспективным является повышение квалификации педагогов в условиях проектирования их индивидуальной образовательной траектории, подразумевающей право выбора педагогом своего образовательного пути в процессе совершенствования профессиональной деятельности, освоения современных технологий, новых методов, способов и средств обучения, что обеспечивает информационная образовательная среда как ключевой фактор дистанционного образования.

Keywords: informational educational environment, structural-functional model of the design of individual educational trajectory of teacher training in the context of the information educational environment, pedagogical conditions for design of individual educational

trajectory of improvement of qualification of teachers.

At the present time, the Russian system of education is going through a rather complex and rather long transition period. The search for effective forms of communication is a major driving force in modern society, the dominating factor in its development and upgrading. That is why the current and future is to raise the qualification of teachers in conditions of designing their individual educational trajectory, which implies the right of choice to his teacher education in the process of improvement ofprofessional activities, development of modern technologies, new methods, ways and means of study that provides information educational environment as a key factor of distance education.

Вхождение отечественного образования в единую европейскую образовательную систему ставит перед государством новые задачи. Одной из актуальных становится проблема создания единой непрерывной системы образования человека, в рамках которой педагог будет иметь возможность осуществлять выбор образовательных траекторий в соответствии с его индивидуальными потребностями и особенностями, с учетом перспективы развития общества.

Принятые Правительством РФ доктрина и «Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании» направлены на модернизацию всей системы, в них определены основные цели: повышение качества, доступности, эффективности и усиление практической направленности образования.

Актуальной в работе педагогов становится необходимость постоянного погружения в современные технологии, освоение новых методов, способов и видов профессиональной деятельности. В связи с этим меняются подходы к оценке качества образования на всех ступенях, в частности -повышения квалификации педагогов. В данном исследовании мы исходим из системности изучения проблемы как двуединой: дидактической и методической. Реализацию возможностей информационной образовательной среды в системе повышения квалификации педагогов целесообразно рассмотреть, с нашей точки зрения, с помощью известного методологического приема - выделения

в педагогическом процессе или явлении общего, особенного и единичного.

Через призму данного приема выделим интегрированную совокупность положений, составляющих методологическую основу реализации возможностей информационной образовательной среды в системе повышения квалификации педагогов при одновременной их дифференциации.

Общим в данном контексте, по нашему мнению, являются два фундаментальных теоретических положения, определяющие направленность информационной образовательной среды в системе повышения квалификации педагогов как одного из условий современного дистанционного образования:

- во-первых, системное целенаправленное развитие тех или иных индивидуальных способностей личности в процессе образования возможно благодаря педагогически организованной передаче накопленной людьми культуры из поколения в поколение;

- во-вторых, динамичное целенаправленное развитие тех или иных индивидуальных способностей личности возможно при целенаправленном изменении и обновлении элементов образовательной среды, содержащих в себе новшества и качественно улучшающие характеристики отдельных компонентов и самой образовательной системы.

Такими возможностями обладает информационная образовательная среда системы

повышения квалификации педагогов, сущностно связанная с внедрением в образовательный процесс дистанционных и коммуникационных технологий, методик с помощью специальных цифровых образовательных ресурсов (учебные электронные методические пособия и издания, компьютерные обучающие системы, мультимедийные аудио- и видеоучебные материалы и мн.др.);

Назначение информационной

образовательной среды системы повышения квалификации педагогов, с нашей точки зрения, состоит в формировании проектировочной компетентности педагога средствами корпоративно-модульного обучения с применением интерактивных форм, методов и дистанционных технологий освоения информационной картины мира как системы символов и знаков, прямых и обратных информационных связей,

диагностического инструментария выявления уровня сформированности проектировочной компетентности педагогов, рациональной организацией труда за счет применения современных программных средств

информатизации в профессиональной деятельности [1, 2].

Под информационной образовательной средой системы повышения квалификации педагогов мы понимаем информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемые и используемые участниками образовательного процесса для развития эффективной коммуникации [3,4].

Данная информационная система и база данных, представленные на рисунке 1, позволяют перейти к новой парадигме «Образование на месте проживания» и позволяют соблюдать индивидуальный характер обучения,

географическую автономность и эксплуатационную дешевизну. Модель основана на представленных выше принципах и функциональных ролях и включает модули: модуль интерактивных сервисов дает возможность группе педагогов удаленно работать над текстами и реализовывать свои потребности в коммуникационных инструментах; модуль дистанционного повышения квалификации позволяет организовать повышение квалификации педагогов на всей территории края (области, страны); система методической поддержки педагогов обеспечивает их диагностическим инструментарием и методическими материалами, системами тестирования; сервисы автоматизации системы общего образования обеспечивают процессы оптимизации и оперативного обеспечения управленческой информацией;

автоматизированные системы функционирования позволяют организовать процесс повышения квалификации педагогов от планирования мероприятий до выдачи аттестационных документов.

Для организации целостного процесса проектирования педагогами индивидуальной

образовательной траектории повышения квалификации и реализации возможностей информационной образовательной среды в формировании их проектировочной компетентности нами была разработана структурно-функциональная модель, включающая: ведущую идею как цель и результат реализации возможностей

информационной образовательной среды системы повышения квалификации; принципы - для выделения закономерностей процесса; средства и этапы процесса; формы и методы организации процесса; организационно-педагогические условия проектирования индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации педагогов в условиях информационной образовательной среды.

Рис. 1 - Модель информационной образовательной среды в системе повышения квалификации

Разработанная нами структурно-функциональная модель проектирования индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации педагогов в условиях информационной образовательной среды соответствует требованиям ускорения социально-экономического развития общества и современным педагогическим и информационно-

коммуникативным технологиям и основана на следующих подходах: системно-деятельностном, личностно-ориентированном и компетентностном и состоит из модулей - инвариантного и четырех вариативных (профильного, стажировки и послекурсового профессионального

совершенствования). Функциональная часть модели обеспечивается блоками: концептуальным, технологическим и оценочно-результативным; отражает специфические и общедидактические закономерности процесса обучения и включает: цель, задачи, содержание, виды индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) повышения квалификации педагогов и алгоритм поэтапного проектирования траектории; методы и технологические этапы организации

информационной образовательной среды; принципы: опережающего обучения;

профессионально-личностного саморазвития;

соответствия подготовки задачам и видам профессиональной деятельности; поэтапного формирования умений и навыков, творческой профессионально-практической направленности; гуманизации и мотивации учения; преемственности; интеграции и индивидуализации; организационно-педагогические условия проектирования

индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации педагогов в условиях информационной образовательной среды (субъектно-личностные, педагогические,

ресурсные); критерии сформированное™ проектировочной компетентности педагога [5,6].

Разработанная модель помогает педагогам определиться с выбором оптимальных форм и режимом обучения, программой и программными модулями, осуществлять оценку и корректировку своей педагогической деятельност.

Таким образом, в представленной модели показана совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков. Главная особенность представленной модели состоит в том, что с ее помощью была реализована технология проектирования индивидуальной траектории повышения квалификации педагогов с оптимальным использованием возможностей информационной образовательной среды как средства интенсификации и оптимизации учебного и самообразовательного процесса.

Опора исследования на компетентностный, системно-деятельностный и личностно-

ориентированный подходы позволяет разработать структуру и содержание проектировочной компетентности педагогов как результативно-целевую основу повышения квалификации,

определяющуюся компонентами (когнитивным, операционально-технологическим, креативным) и состоящей из комплекса компетенций педагогов в соответствии с объектами, задачами и видами их профессиональной деятельности (рис.2).

Структура проектировочной пииившмп педагога

Копен пшиын - зиаиис основных понятий и принципов проектирования. предвидение возможных препятствий и ношожноотей для их устранения, аналич результата* сооствекных действий

Он и р а оно и а. | |> ко-те.тнологнческнй - владение актуальными навыками н уменнюш использования

алгоритма проектирования для повышения продупняиоП

деятельности, расширения

собственных яозмоякноетей

Кршиииныи

Наличие обших ннтетлекгуалънъгс способностей и

творческих качеств, готовности к

продуцированию новых идей и принятию решений, стремление к познанию инноваций и их применение в области лисгоишюыного образования

(1 : 1 Салооразовательныс; Соир.-1; Соор.-2; Собр.-З; Со6р.-4;Смр.- Научио-мподичсскне; Н.я,- 1;Нл.-2; Н-н,- 3; Н.М.-4 Корматншю- творчессйе: Н.т.4; Нх- 2;

1 = Смгиядьно-педагогнчеекне: Диягноетнко-Еонеулмативкые: Научно-

* ; X Сои,-1: Сон.-:: Сои,Сов.-1: Д.*.-!; Дх-2; Дх-3; Дх-4: исследовательские

Сои.-5- Ни.-З; Н.м»2

Рис. 2 - Структура компетентности педагога

проектировочной

Под проектировочной компетентностью педагога мы понимаем интегративное свойство личности, обладающей интеллектуальными, деятельностными и ценностно-мотивационными доминантами, определяющимися когнитивным, операционально-технологическим и креативным компонентами, включающих способность и готовность к авторскому проектированию личностного развития в рамках индивидуальной образовательной траектории, обеспечивающей возможность выбора необходимых учебных модулей для составления индивидуального плана курсовой подготовки и технологии его реализации, оценки и систематизации опыта, воспроизводить знания, использовать информационно-

коммуникационные технологии для решения профессиональных задач, самообразования и саморазвития.

Соответственно, современный педагог, учитель-новатор должен обладать проектировочной компетентностью, а отсутствие компетенций в использовании информационной образовательной среды ограничивает его профессиональные возможности, оставляя на «обочине» прогрессивных тенденций в системе повышения квалификации[5].

Разработанная нами структура

проектировочной компетентности педагогов соответствует задачам, структуре и содержанию разработанной информационной образовательной среды системы повышения квалификации и предусматривает освоение комплекса

профессиональных компетенций (образовательных, научно-исследовательских, научно-методических, социально-педагогических, нормативно-творческих, диагностико-консультативных). Исследование

включало в себя диагностический и формирующий виды эксперимента. Диагностический эксперимент

подтвердил выдвинутое предположение, о том, что традиционное повышение квалификации педагогов мало способствует формированию у них проектировочной компетентности. Это

подтверждается достаточно низким уровнем развития данной компетентностью. Целью формирующего этапа эксперимента является апробация и экспериментальная проверка педагогических условий проектирования

индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации педагогов в условиях информационной образовательной среды и влияние разработанных траекторий педагогов на эффективность организации курсов повышения квалификации и на совершенствование проектировочной компетентности работников образования.

Экспериментальное подтверждение

эффективности влияния разработанных педагогических условий на совершенствование у педагогов проектировочной компетентности помогает осуществить разработанный нами диагностический инструментарий определения уровня сформированности информационно-коммуникативной компетентности, включающий тесты - задания, анкеты, проверочные задания, тесты креативности, методику интерпретации результатов, содержащий критерии и

соответствующие им компоненты

сформированности готовности работника образования к педагогической деятельности в условиях информационной образовательной среды (когнитивный, операционально-технологический и креативный). Экспериментальное исследование

позволило отследить изменения по отдельным компонентам проектировочной компетентности и уровням ее сформированности в целом у испытуемых в начале и в конце эксперимента.

Таким образом, результаты проведенного исследования дают основание сделать вывод, что разработанные педагогические условия

проектирования педагогами их индивидуальной образовательной траектории являются

эффективными и позволяют успешно повышать уровень сформированности проектировочной компетентности педагогов, что подтверждается такими результатами эксперимента, как повышение уровня готовности педагогов к применению ИКТ в образовании; изменение их отношения к современным ИКТ и в своей профессиональной деятельности; участие педагогов в инновационных разработках своей профессиональной деятельности.

Литература

1. Г.В. Мухаметзянова, Ф.Ш. Мухаметзянова, Социальная педагогика в России. 1. 16-22 (2009).

2. Ф.Ш Мухаметзянова, Л.Р. Храпаль, В сб. научных статей Опыт проектирования учебных курсов естественнонаучного и общепрофессионального циклов в условиях реализации ФГОС СПО. 2013. С.73-94

3. Т.З. Мухутдинова, Л.Р. Храпаль, Вестник Казанского технологического университета, 4,257-265 (2011).

4. Т.З. Мухутдинова, Л.Р. Храпаль, Вестник Казанского технологического университета, 3, 200-205 (2012).

5. Л.Р. Храпаль, Вестник Казанского государственного технологического университета, 11, 33-39 (2010).

6. Л. Р. Храпаль, Т. З. Мухутдинова, Вестник Казанского технологического университета , 8, 298-307 (2011).

© К. Ш. Шарифзянова - ст. препод., Приволжский Межрегиональный центр повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования К(П)ФУ, ка<!_3@таД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.