Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ФОРМАТЕ СТОРИТЕЛЛИНГА'

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ФОРМАТЕ СТОРИТЕЛЛИНГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИИ / ПЕДАГОГ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СТОРИТЕЛЛИНГ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ / СЛУШАТЕЛИ / РАССКАЗЧИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волобуева Татьяна Борисовна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Данная статья посвящена использованию сторителлинга в системе дополнительного профессионального образования педагогических кадров. Вызовом времени стала информационная перенасыщенность социума. Последствия этого проявляются в невнимательности, пассивном изучении текстов, принятии ложных сведений. Увлекательно рассказанные истории являются проверенным способом донесения учебного материала, мотивации познавательной и творческой активности. Цель исследования состоит в обосновании формата сторителлинга как продуктивного и востребованного педагогами инструмента повышения квалификации. Методология (материалы и методы). Методологической базой достижения цели стали анализ литературных источников по теме, описательно-аналитический метод, анкетирование, опросы, интервью, беседы, анализ результатов деятельности. Результаты. Обоснован механизм действия сторителлинга. Выделены и охарактеризованы его виды: предметный социокультурный, семейный, личный, дружественный, деловой, смешанный. Раскрыта специфика визуального и цифрового сторителлинга. Отобраны онлайн сервисы. Адаптирована новация сказительства к обучению педагогических кадров по двум направлениям: профессиональный и личностный рост слушателей и применение в педагогической практике. Аргументированы структурные составляющие историй: герой, конфликт, контекст, сюжет, ценностные трансформации. Выявлены универсальные жанры историй для любого урока: рассказы о процессе; случаи из детства; исторические повести; истории успеха; мифы и легенды, фантастические истории. Сгруппированы критерии эффективности педагогических историй. Теоретическая значимость заключается в многоаспектном анализе, который поможет установить дополнительные функции, закономерности, особенности и тенденции в использовании сторителлинга в дополнительном профессиональном образовании. Научная новизна исследования представлена методической характеристикой процесса использования формата сторителлинга в повышении квалификации педагогов. Практическая значимость статьи заключается в возможности применения предложенных методов и подходов для профессионального усовершенствования педагогических кадров. Заключение. На основании выявленных в процессе исследования тенденций заинтересованности слушателей сторителлингом, оценки его дидактического потенциала, установлена целесообразность и востребованность данного нововведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANCED TRAINING OF TEACHERS IN STORYTELLING FORMAT

The research problem and the rationale for its relevance.This article is devoted to the use of storytelling in the system of additional professional education of teachers. The challenge of the time has become an information oversaturation of society. The consequences manifest themselves in inattention, passive study of texts, acceptance of false information. Excitingly told stories are a proven way to deliver educational material, to motivate cognitive and creative activity. The goal of the research is to substantiate the format of storytelling as a productive and in-demand tool for teachers' advanced training. Methodology (materials and methods). The methodological basis for achieving the goal was the analysis of literary sources on the topic, descriptive-analytical method, questionnaires, surveys, interviews, conversations, analysis of the results of activities. Results. The mechanism of storytelling is substantiated. Its types are distinguished and characterized: subject socio-cultural, family, personal, friendly, business, mixed. The specifics of visual and digital storytelling are revealed. Online services are selected. The novelty of storytelling is adapted to the training of teachers in two directions: the professional and personal growth of listeners and application in pedagogical practice. The structural components of stories are argued: hero, conflict, context, plot, value transformations. The universal genres of stories for any lesson are identified: process stories; cases from childhood; historical narratives; success stories; myths and legends; fantasy stories. The criteria for the effectiveness of pedagogical stories are grouped. Theoretical significance consists in the multidimensional analysis, which will help to establish additional functions, patterns, features and trends in the use of storytelling in additional professional education. The scientific novelty of the research is represented by the methodological characteristics of the process of using the format of storytelling in the advanced training of teachers. The practical significance of the article lies in the possibility of applying the proposed methods and approaches for the professional improvement of teachers. Conclusion. Based on the trends of listeners' interest in storytelling identified in the course of the study, evaluation of its didactic potential, the feasibility and demand for this innovation are established.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ФОРМАТЕ СТОРИТЕЛЛИНГА»

УДК 378.091.398

Повышение квалификации педагогов в формате сторителлинга

Т. Б. Волобуева

кандидат педагогических наук, доцент

https://orcid.org/0000-0001-6809-8962

iponayka@yandex.ru

Advanced training of teachers in storytelling format

^ B. Volobueva

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Данная статья посвящена использованию сторителлинга в системе дополнительного профессионального образования педагогических кадров. Вызовом времени стала информационная перенасыщенность социума. Последствия этого проявляются в невнимательности, пассивном изучении текстов, принятии ложных сведений. Увлекательно рассказанные истории являются проверенным способом донесения учебного материала, мотивации познавательной и творческой активности. Цель исследования состоит в обосновании формата сторителлинга как продуктивного и востребованного педагогами инструмента повышения квалификации. Методология (материалы и методы). Методологической базой достижения цели стали анализ литературных источников по теме, описательно-аналитический метод, анкетирование, опросы, интервью, беседы, анализ результатов деятельности. Результаты. Обоснован механизм действия сторителлинга. Выделены и охарактеризованы его виды: предметный социокультурный, семейный, личный, дружественный, деловой, смешанный. Раскрыта специфика визуального и цифрового сторителлинга. Отобраны онлайн сервисы. Адаптирована новация сказительства к обучению педагогических кадров по двум направлениям: профессиональный и личностный рост слушателей и применение в педагогической практике. Аргументированы структурные составляющие историй: герой, конфликт, контекст, сюжет, ценностные

трансформации. Выявлены универсальные жанры историй для любого урока: рассказы о процессе; случаи из детства; исторические повести; истории успеха; мифы и легенды, фантастические истории. Сгруппированы критерии эффективности педагогических историй. Теоретическая значимость заключается в многоаспектном анализе, который поможет установить дополнительные функции, закономерности, особенности и тенденции в использовании сторителлинга в дополнительном профессиональном образовании. Научная новизна исследования представлена методической характеристикой процесса использования формата сторителлинга в повышении квалификации педагогов. Практическая значимость статьи заключается в возможности применения предложенных методов и подходов для профессионального усовершенствования педагогических кадров. Заключение. На основании выявленных в процессе исследования тенденций заинтересованности слушателей сторител-лингом, оценки его дидактического потенциала, установлена целесообразность и востребованность данного нововведения.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance.This article is devoted to the use of storytelling in the system of additional professional education of teachers. The challenge of the time has become an information oversaturation of society. The consequences manifest themselves in inattention, passive study of texts, acceptance of false information. Excitingly told stories are a proven way to deliver educational material, to motivate

cognitive and creative activity. The goal of the research is to substantiate the format of storytelling as a productive and in-demand tool for teachers' advanced training. Methodology (materials and methods). The methodological basis for achieving the goal was the analysis of literary sources on the topic, descriptive-analytical method, questionnaires, surveys, interviews, conversations, analysis of the results of activities. Results. The mechanism of storytelling is substantiated. Its types are distinguished and characterized: subject socio-cultural, family, personal, friendly, business, mixed. The specifics of visual and digital storytelling are revealed. Online services are selected. The novelty of storytelling is adapted to the training of teachers in two directions: the professional and personal growth of listeners and application in pedagogical practice. The structural components of stories are argued: hero, conflict, context, plot, value transformations. The universal genres of stories for any lesson are identified: process stories; cases from childhood; historical narratives; success stories; myths and legends; fantasy stories. The criteria for the effectiveness of pedagogical stories are grouped. Theoretical significance consists in the multidimensional analysis, which will help to establish additional functions, patterns, features and trends in the use of storytelling in additional professional education. The scientific novelty of the research is represented by the methodological characteristics of the process of using the format of storytelling in the advanced training of teachers. The practical significance of the article lies in the possibility of applying the proposed methods and approaches for the professional improvement of teachers. Conclusion. Based on the trends of listeners' interest in storytelling identified in the course of the study, evaluation of its didactic potential, the feasibility and demand for this innovation are established.

Ключевые слова: истории, педагог, повышение квалификации, сторителлинг, педагогический инструмент, слушатели, рассказчик.

Keywords: stories, teacher, advanced training, storytelling, pedagogical tool, listeners, narrator.

Введение. Информационная эпоха предъявляет свои вызовы. Увеличение источников и объемов информации, каналов ее распространения приводит к информационной перегрузке. Как следствие, наблюдается падение интереса

к книгам, многочисленным новостям, учебным материалам. Виртуальные коммуникации заменяют реальные. Изысканная речь, ораторское мастерство, искусство общения становятся роскошью. Педагоги вынуждены искать новые пути привлечения и удерживания внимания обучающихся. Для актуализации коммуникативных практик в различных сферах деятельности специалисты используют подачу информации в форме увлекательных историй, которые имеют свои композиционные, структурные, содержательные особенности. Сторителлинг считают искусством и наукой одновременно. Он эффективно применяется в политике, маркетинге, журналистике, психологии, образовании, бизнесе. Это естественный и гибкий способ взаимодействия с аудиторией, увеличивающий ее познавательную активность. Подключение эмоций усиливает вовлеченность, заинтересованность слушателей, способствует закреплению в памяти информации. При помощи воображения происходит интерактивное взаимодействие с рассказчиком, виртуальное участие в событии. Через истории пополняется, осмысливается и передается опыт.

Для педагогов данный феномен может стать продуктивным форматом профессионального усовершенствования и результативным педагогическим инструментом. Истории, подобранные или составленные в соответствии с возрастными интересами обучающихся и программными требованиями, превращают изложение нового материала в интересное событие, позволяют направлять ход мыслей учеников, управлять их вниманием, обеспечивать позитивный эмоциональный фон обучения. Стори-теллинг не требует больших затрат и перспективен для повышения квалификации педагогических кадров.

Целью исследования является обоснование целесообразности использования сторителлин-га в повышении квалификации педагогических кадров.

Обзор литературы. Истоки сторителлинга уходят в глубокое прошлое, когда сведения о значимых событиях передавалась в форме сказаний. К реальным фактам добавляли загадочность, мистику, создавая легенды, мифы, поучительные сказки, басни.

Сказители, гусляры, кобзари и другие рассказчики из опыта знали, что истории прекрас-

но воспринимаются людьми, так как они интересны, выразительны, увлекательны, легко запоминаются, ассоциируются с личным опытом.

Современные исследователи анализируют сторителиинг в прикладном коммуникативном аспекте. Представители литературоведческого и филологического направления российской науки в начале ХХ века создали и развивают теорию блуждающих (архетипических, бродячих, странствующих) сюжетов. Феномен рассматривался в аспекте литературных жанров, не пролонгировался на массовые коммуникации и культуру. В литературоведении и лингвистике хорошо описаны типы и формы повествования, выделяются и аргументируются композиционные признаки. В это же время группа американских ученых разработала концепцию «Человека повествующего» (Homo Nar-rans), которая фрагментарно стала основой политического сторителлинга [1]. Авторы исследований мифологической коммуникации, в том числе и в политической сфере, акцентируют внимание не на сюжетах символического конструирования реальности, а на образах [2]. Учение о коллективном бессознательном стало важным соединяющим звеном данных концепций и подходов, а также платформой для современного сторителлинга. Как метод, обучение через истории описал и практически внедрил в своей фирме Armstrong International Дэвид Армстронг [3]. Он сформулировал ключевые принципы сторителлинга в менеджменте, которые повторяются в различных формулировках в современных научных статьях: динамичное разворачивание сюжета; фигурирование представителя целевой аудитории; наделение героя ярко выраженными качествами целеустремленности, прозорливостью, предприимчивостью, мотивированностью; разворачивание близких к жизни проблем [3].

Значительная часть научных работ посвящена использованию сторителлинга в бизнесе, в Public Relations, СМИ [4; 5; 6]. Истории создания бренда и продвижением кампании к успеху влияют на убеждения, модели поведения, побуждают к самосовершенствованию. Здесь эффективно используются хронологические причинно-следственные связи, сухие факты, цифры и диаграммы заменяются ярким словом, экспрессией. Сторителлинг рекомендуется применять для повышения эффективности рекламы,

презентаций. В СМИ историей привлекают внимание общественности к социальным, политическим, морально-этическим проблемам, вовлекают людей в дискуссии.

В маркетинговом сторителлинге исследуются процессы, вдохновляющие покупателей увеличивать спрос на товары и услуги. Опираясь на личный опыт, включая фантазию и персонификацию, рассказчик соблюдает структуру повествования: совершающий поступки герой, волнующие события, преодоление преград, результат [7].

В управленческих статьях сторителлинг анализируется как инструмент корпоративных коммуникаций и кадрового менеджмента [8]. Систематизируя его базовые компоненты (герой, сюжет, контекст, конфликт, ценностные изменения), авторы позиционируют его как мощный инструмент глубокого проникновения, не требующий финансовых вложений и привлечения дорогостоящих специалистов, подчеркивают важность глубокого погружения в проблему, продуктивный обмен знаниями и опытом. Благодаря эмоциональному вовлечению персонала, идея рассказа легко подхватывается, осознаются сложные тезисы.

Достаточно много работ посвящено перспективности образовательного сторителлинга. Диалогичность рассказа достигается за счет воображения аудитории, иллюзорного отождествления себя с героями или мнимого личного участия. Исследователи отмечают воспитательный, культурологический, психологический эффекты сторителлинга, результативность в дошкольном [9], среднем [10; 11], высшем профессиональном обучении [12]. Несмотря на повышенный интерес теоретиков и практиков к проблеме, немногочисленные диссертационные исследования касаются только коммуникативного аспекта обучения через рассказы. Вне зоны внимания остался потенциал сто-рителлинга в дополнительном профессиональном образовании. Анализ научных источников позволил выявить ряд противоречий:

- между значимостью разработки новых личностно-развивающих педагогических технологий и недостатком исследований по развитию познавательных процессов обучающихся с помощью сторителлинга;

- между социальным заказом на развитие гибких навыков выпускников и недостаточным

использованием коммуникативных ресурсов сторителлинга;

- между информационной перегруженностью людей и неумением подачи материала через мотивирующие рассказы;

- между востребованностью педагогов в эффективном педагогическом инструменте и отсутствием дополнительных профессиональных программ повышения квалификации по использованию сторителлинга.

Методология (материалы и методы). Теоретической базой исследования послужили труды специалистов в следующих сферах: теории коммуникации, использования новых информационных технологий, медиаэкономики и современной медиасистемы, монографии и научные статьи российских и зарубежных современных исследователей, посвященные специфике сторителлинга в целом и в педагогике в частности, а также системный анализ педагогических явлений, положения общей теории профессионально-педагогического образования, философии и методологии педагогического образования; результаты теоретических и практических исследований вопросов, связанных с развитием непрерывного профессионального образования, положения психологических концепций развития личности, психологии взрослых.

Методологическая база исследования представлена контент-анализом, описательно-аналитическим методом, предусматривающим непосредственное изучение анализируемых явлений наряду с систематизацией наблюдаемых фактов. Выбор методов исследования обусловлен характером исследуемого материала и поставленными задачами:

- теоретические (анализ литературы, синтез, сравнение, обобщение, моделирование);

- эмпирические (анкетирование, опросы, интервью, беседы, наблюдение, анализ результатов деятельности);

- статистические (количественный и качественный анализ данных).

Результаты и их описание. Все люди слушают истории с детства, через них познают мир и себя, приобщаются к культурным ценностям. Термин «сторителлинг» пришел из английского языка и используется сравнительно недавно. В науке нет его общепринятого определения. Это слово означает искусство увлекательного расска-

за, а в русском языке есть его красивый синоним «сказительство». В данной статье автор не ставит целью анализировать многочисленные авторские толкования термина, суть которых сводится к инструменту передачи знаний, информации, методу побуждения к желаемым действиям, интерактивному использованию слов для стимулирования воображения.

В образовании, как показывает практика, сторителлинг эффективен на любом этапе, включая домашнее обучение. Истории могут быть поучительными и занимательными одновременно. Они задействуют образное мышление, эмоциональные центры мозга, превращают сухие факты в понятные ассоциации, мотивируют к самоусовершенствованию. Мягко воздействуя на обучающихся, рассказчик получает эмоциональную связь с ними, легко удерживает внимание, формирует интерес к теме, доверие к содержанию, потребность в его осмыслении, соотнесению услышанного со своим опытом.

Учителя используют истории для развития речи детей, в том числе иноязычной. Более широкому распространению сторителлинга мешает недостаточная готовность педагогов. В институте дополнительного педагогического образования ряд учебных модулей подавался в формате сторителлинга, что вызвало большой резонанс у педагогической общественности и потребность в разработке дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, включающей проблемную лекцию и практикумы по этой новации, профильный учебный материал подан через истории. Целями сторителлинга в дополнительном профессиональном образовании являются:

- освоение продуктивного способа подачи учебного материала;

- расставление правильных, нужных акцентов в теме;

- управление вниманием и чувствами слушателей;

- побуждение к переосмыслению собственной педагогической практики.

В качестве творческого продукта слушатели составляют портфель историй. На лекции педагоги сами выделяют требования к ним: конкретность, простота, реалистичность, неожиданность, эмоциональность, хороший конец или хорошая перспектива. По жанрам истории должны быть разными, из жизни рассказчика,

педагога, известного персонажа, притча, легенда, ситуативно смоделированная, составленная под задачи и пр. В процессе мозгового штурма слушатели сформулировали задачи истории:

- систематизация и донесение информации;

- четкая мотивация поступков героев;

- обоснование правил поведения в разных ситуациях;

- аргументирование права каждого человека быть не похожим на других;

- формирование желания общения;

- побуждение к самоанализу.

Для создания истории можно переделать сказку, интегрировать притчи, добавить к реальным событиям целевой вымысел, вклинить в текст головоломку, переделанную на современный лад. Желательно, чтобы в портфеле были различные типы сторителлинга: предметный, социокультурный, дружеский, деловой, семейный, личный, смешанный.

Предметные истории передают учебный контент через ассоциативное мышление и образное восприятие. Такой подход соответствует мозговым механизмам [13], трансформирует материал в лично значимое знание, основу для достижения успеха в жизни. Социокультурный сторителлинг направлен на принципы, правила, вопросы нравственности, общечеловеческие ценности, особенности культуры. История становится фактором социализации, если герой служит примером для создания чего-то нового, преодоления трудностей и т. п. Немаловажную роль играет дружественный сторителлинг. Ассоциации о совместно пережитом опыте или о похожих ситуациях, объединяет людей, укрепляет дружеские связи, препятствует зацикливанию на собственных проблемах. Деловой сторителлинг погружает обучающихся в мир взрослых, особенности работы в команде. Для педагогов - это истории для повышения эффективности работы, разрешения конфликтов, профессионального роста.

Семейные ценности, поступки предков, наследственные реликвии, родовые легенды западают в души через истории. Можно многому научиться на чужом родовом опыте. Личные истории повествуют о переживаниях и тернистых дорогах к успешному завершению дела. Саморефлексия дает возможность пережить заново ситуации успеха, использовать модели поведения или их модификации для новых до-

стижений, мотивируют саморазвитие. Многие истории могут быть использованы целиком или фрагментарно в большинстве типах сторител-линга. Например, личные темы гармонично пролонгируются в семейные и социокультурные, предметный текст хорошо воспринимается через призму личного опыта, примеры уважаемых личностей соотносятся с перспективой стать конкурентным в деловых кругах.

Главное в сторителлинге - искусство рассказчика, иногда его можно усилить наглядностью. Педагоги согласны, что варианты визуального и цифрового сторителлинга тоже должны присутствовать в портфеле повествователя. В первом виде используются фотографии, видео, анимация, рисунки, во втором - цифровые устройства (планшет, мультимедийный проектор, смартфон, компьютер). Цифровой стори-теллинг синтезирует музыкальную, образную, словесную, визуальную составляющие и может быть представлен в форматах презентации, ролика, мультфильма и пр. На практикумах учителя составляли цифровые рассказы, используя скрабинг, флеш-анимацию и нарезку видео. Они пришли к выводу, что метод проекта на основе цифрового сторителлинга станет более эффективным. В процессе создания мультимедийного продукта обучающиеся будут осваивать и использовать новейшие цифровые сервисы, развивать универсальные учебные действия, гибкие навыки: критическое и творческое мышление, информационные и коммуникативные компетенции. Учителя иностранных языков настояли на отдельном практикуме по иноязычному проектированию через цифровой сторителлинг. Метод проектов был использован и для других категорий педагогов. Создавалась история по тематике их предмета, формировался мультимедийный контент к ней. При этом использовались готовые библиотеки клипарта, анимационных эффектов, персонажей и другие мультимедийные ресурсы (сервисы Powtoon, GoAnimate, Pixton). В последнем создавались раскадровки и комиксы. Видеомонтаж конструировался в видеоредакторах (Windows Live или YouTube Editor), веб-страницы с мультимедийным контентом в HTML-editor.

При освоении дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в формате сторителлинга, активно использовались дискуссии. В них педагоги сами формули-

ровали важные факторы новации. Среди них выбор героя и персонажей истории. У героя должны быть качества, которые аудитории захотелось бы развить, или, наоборот, избавиться от них. Персонажи подбираются не абстрактные, а конкретные, знакомые слушателям. Герой должен обладать личностными свойствами, которые помогут ему преодолеть преграды, выйти из сложных ситуаций. Рассказчику нужно часто обращаться к аудитории, чтобы управлять вниманием, акцентировать на важных моментах. Педагоги сами пришли к выводу, что, не смотря на богатые возможности цифровизации, устный сторителлинг должен тоже присутствовать в портфеле учителя. А в нем важны личность рассказчика, жесты, интонации, эмоции. Обязательны динамичность и эмоциональная насыщенность сюжета, классическое построение (вступление, развитие события, кульминация, заключение). Важно не подменить выводы рассказа нравоучениями, напутствиями и персональными обращениями, Часть преподавательских рассказов учителям была нацелена на ломке их стереотипов, на смену стилей мышления и действий. Демонстрация сторителлинга как словесной ролевой игры показала его потенциал наставничества.

Педагоги отобрали жанры историй, которые легко интегрируются в любой урок:

- Рассказы о процессе. Возможные варианты: о создании чего-то, перипетиях на уроке, случившиеся с учеником, о внезапных усложняющих ситуациях в учебе ровесника.

- Случаи из детства рассказчика. Они вызывают доверие к учителю, чувство собственной особенности (другое поколение), даже релаксацию. Важно не пересказать событие, а задействовать сторителлинг с его правилами.

- Исторические повести. Варианты: как пришла идея, как возник термин или наука, как менялись отношение к предмету, его содержание.

- Истории успеха. Слепок с биографии выдающейся личности, известного и успешного человека воспринимается аудиторией как модель поведения, достойная подражанию.

- Мифы, легенды. Можно рассказывать готовые, переделанные или заново составленные, старинные и современные сказания.

- Фантастические истории. Люди хотят верить в чудеса, любят страшные рассказы, верят, что невозможное возможно.

Среди стержневых функций сторителлинга, педагоги выделили утилитарную (простой способ донесения содержания проблемы), мотива-ционную, коммуникативную, объединяющую, познавательную, социальную (трансляция ценностей и норм определяют модели поведения).

Таблица 1

Критерии хорошей истории

Общие критерии Содержательные

Простота Динамичность Интрига

Неожиданность Структурированность Выбор

Конкретность Краткость (до 10 минут) Конфликт и преобразование

Реалистичность Поучительность Детали

Эмоциональность Держит внимание Четкая направленность и цель

Предсказуемость Легко воспроизводится Разбавлена визуальным контентом

Педагогические Усиливающие

Аутентичность Учет менталитета и национальной культуры Использование метафор

Соответствие программным требованиям Соответствие интересам аудитории Добавление угроз (если становится скучно)

Учет возрастных особенностей (духовный, интеллектуальный, физический, эмоциональный уровни развития) Личные предпочтения педагога Слабость и искренность

Адекватная языковая сложность Фиксация состояния аудитории Провокация на действия

Каждая история должна вызвать поэтапно любопытство, сопереживание, идентификацию, напряженное ожидание развязки.

Активный сторителлинг строится на включении слушателей в создание истории через совместное формирование ее проблемы, цели и задач, через вопросы рассказчика. На одном из практикумов педагоги совместно составили критериальную матрицу хорошей истории (см. табл. 1).

Для демонстрации педагогических возможностей сторителлинга два учебных модуля дополнительной профессиональной программы повышения квалификации были посвящены лекционному и экскурсионному сторителлингам. Такой формат предоставляет лектору возможность превратить свой материал в увлекательный диалогический рассказ, с опорой на свои чувства, эмоции и опыт осмысления обсуждаемых вопросов. Экскурсии педагогов в краеведческий и художественный музеи сопровождались сторител-лингом музейных артефактов, легендами, мифами, преданиями и квестом, предметно проявляя педагогическое преимущество этого инструмента. Сторителлинг представляет большой интерес для психологов, так как воздействует на воображение, память, внимание, наблюдательность и другие психические процессы [13].

Обсуждение. В процессе повышения квалификации по сторителлингу проводились опросы, анкетирование и беседы со слушателями. Анализ результатов выявил тенденции заинтересованности и фокусировки педагогов в новации. Наиболее перспективным для педагогической практики слушатели считают сторител-линг на основе: проблемных ситуаций (92%), реальных случаев (88%), сценария (86%), повествования (84%). На открытый вопрос, чем для вас стал сторителлинг, ответы сгруппировались по шести направлениям и определились следующим образом:

- профессиональная эффективность (98%);

- результативный метод передачи знаний, ценностей (96%);

- творчество (96%);

- инструмент личностного развития и саморазвития (94%);

- мотиватор познавательной активности (92%);

- повышение авторитета, харизмы учителя, привлекательности обучения (84%).

Векторы пользы сторителлинга педагоги назвали следующие:

- развитие воображения, памяти, внимания (94%);

- улучшение психологического фона обучения, укрепление хороших отношений (92%);

- развитие коммуникативных навыков (92%);

- мотивация достижений целей (90%);

- самопознание (90%);

- легкость запоминания историй и неформальное их распространение (88%);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- перспективность в проектной деятельности (86%);

- включение знаний в личную систему мировоззрения (72%);

- преодоление страха публичного выступления (70%);

- донесение ценности и важности каждого человека (70%).

Главным результатом целевого повышения квалификации стал портфель разноплановых историй, составленных по правилам сторител-линга, продвижение новации в педагогические коллективы и практику общеобразовательных организаций.

Заключение. В массивных потоках информации, вытекающих из большого числа источников и каналов, человек рискует пропустить нужные сведения, использовать недостоверные данные, потерять интерес к сообщениям. Истории являются древней и естественной практикой коммуникации. Сторителлинг стал наукой и искусством эффективного донесения информации, мотивации человека на поступки для достижения высоких результатов. Этот феномен обладает мощным дидактическим потенциалом, гармонично сочетая в себе обучающие, психологические, воспитательные, развивающие, социальные аспекты. В институте дополнительного педагогического образования разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации в формате сторителлинга. Ее модули направлены на освоение новации для профессионального и личностного роста педагогов разных категорий, и на подготовку к использованию ее в педагогической практике общеобразовательных организаций. Группы учителей, работники до-

школьных и внешкольных учреждений, директора и завучи постигали искусство составления и подачи историй по своему профилю, готовили для себя сторитоллинговый портфель. Структура историй включает в себя сюжет, героя, эмоциональные вызовы, конфликты и препятствия, преодоление и новый опыт (модель поведения). Аудитория ассоциирует себя с персонажами, сопереживает, легко усваивает материал, переносит его в разряд важных ценностей для личного совершенствования и достижения успеха. Повышение квалификации педагогических кадров по сторителлингу стало резонансным событием в дополнительном профессиональном образовании.

Библиографический список:

1. Homo Narrans: Story-Telling in Mass Culture and Everyday Life. Journal of Communication, Vol. 35, No. 4, 1985. P. 73.

2. Шемякина, Е. М. Сторителлинг и мифология в современных культурных практиках / Е. М. Шемякина. - Текст : непосредственный // Научный вестник Гуманитарно-социального института. - 2019. - № 8. - С. 12.

3. Armstrong, D. Managing by storying around. Doubleday, 1992. 249 p.

4. Курочкина, В. А. Сторителлинг как средство продвижения бренда в бизнесе / В. А. Ку-рочкина. - Текст : непосредственный // Ме-диасреда. - 2020. - № 17. - С. 81-85.

5. Боева, Г. Н. Сторителлинг как новая PR-технология / Г. Н. Боева. - Текст : непосредственный // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. - 2020. - № 2 (39). - С. 26-30.

6. Зверева, Е. А. Персонификация информации в формате сторителлинга на информационно-новостном портале региональных СМИ Тамбовской области «топ 68» / Е. А. Зверева. -Текст : непосредственный // Челябинский гуманитарий. - 2020. - № 3 (52). - С. 91-96.

7. Тухватуллина, А. В. Формат сторителлин-га в маркетинговой коммуникации и его языковая репрезентация / А. В. Тухватуллина. -Текст : непосредственный // Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 1: Филология. - 2021. - № 6 (115). -С. 30-36.

8. Духовная, Г. Д. Сторителлинг - эффективный инструмент в работе с персоналом /

Г. Д. Духовная. - Текст : непосредственный // Управление развитием персонала. - 2019. -№ 3.- С. 232-239.

9. Украинец, А. В. Сторителлинг как метод развития креативного мышления у детей дошкольного возраста / А. В. Украинец. - Текст : непосредственный // Проблемы образования в условиях инновационного развития. - 2020. -№ 1.- С. 149-154.

10. Мосоров, Е. О. Метод сторителлинг на уроках биологии / Е. О. Мосоров, Е. Б. Сот-никова. - Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. - 2021. - № 3-2. - С. 177-180.

11. Валеева, Е. В. Образовательный стори-теллинг на уроке литературы и русского языка / Е. В. Валеева. - Текст : непосредственный // Школьные технологии. - 2020. - № 4. -С. 94-98.

12. Белякова, Е. Г. Цифровой сторителлинг как средство поддержки процесса профессиональной самоидентификации студентов - будущих педагогов / Е. Г. Белякова. - Текст : непосредственный // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2019. -№ 11 (19). - С. 174-176.

13. Сторителлинг в системе активных и интерактивных методов преподавания психологии в вузе / С. В. Пазухина, К. Ю. Брешковская, Е. В. Декина, А. В. Карандеева. - Текст : непосредственный // United-Journal. - 2019. -№ 29. - С. 13-17.

References:

1. Homo Narrans: Story-Telling in Mass Culture and Everyday Life. Journal of Communication, Vol. 35, No. 4, 1985. 73 p.

2. Shemyakina, E. M. Storytelling and mythology in modern cultural practices [Storitelling i mi-fologiya v sovremennyh kul'turnyh praktikah], Scientific Bulletin of the Humanitarian and Social Institute, 2019, No. 8, pp. 12.

3. Armstrong, D. Managing by storying around. Michigan: Doubleday, 1992. 249 p.

4. Kurochkina, V. A. Storytelling as a means of brand promotion in business [Storitelling kak sredstvo prodvizheniya brenda v biznese], Media environment, 2020, No. 17, pp. 81-85.

5. Boeva, G. N. Storytelling as a new PR technology [Storitelling kak novaya PR-tekhnologiya], Bulletin of the Amur State University. Sholom Aleichem, 2020, No. 2 (39), pp. 26-30.

6. Zvereva, E. A. Personification of information in storytelling format on the information and news portal of the regional media of the Tambov region "top 68" [Personifikaciya informacii v formate storitellinga na informacionno-novostnom pórtale regional'nyh SMI Tambovskoj oblasti "top 68"], Chelyabinsk Humanities, 2020, No. 3 (52), pp.91-96.

7. Tukhvatullina, A. V. Storytelling format in marketing communication and its linguistic representation [Format storitellinga v marketingovoj kommunikacii i ego yazykovaya reprezentaciya], Bulletin of the Minsk State Linguistic University. Series 1: Philology, 2021, No. 6 (115), pp. 30-36.

8. Dukhovnaya, G. D. Storytelling is an effective tool in working with personnel [Storitelling - effek-tivnyj instrument v rabote s personalom], Personnel development management, 2019, No. 3, pp. 232-239.

9. Ukrainets, A. V. Storytelling as a method of developing creative thinking in preschool children [Storitelling kak metod razvitiya kreativnogo myshleniya u detej doshkol'nogo vozrasta], Problems of education in the conditions of innovative development, 2020, No. 1, pp. 149-154.

10. Mosorov, E. O., Sotnikova, E. B. Storytelling method in biology lessons [Metod storitelling na urokah biologii], Questions of pedagogy, 2021, No. 3-2, pp. 177-180.

11. Valeeva, E. V. Educational storytelling at the literature and Russian language lesson [Obra-zovatel'nyj storitelling na uroke literatury i russ-kogo yazyka], School technologies, 2020, No. 4, pp.94-98.

12. Belyakova, E. G. Digital storytelling as a means of supporting the process of professional self-identification of students-future teachers [Cifrovoj storitelling kak sredstvo podderzhki processa professional'noj samoidentifikacii studentov-budushchih pedagogov], Information and education: boundaries of communications, 2019, No. 11 (19), pp. 174-176.

13. Pazukhina, S. V., Breshkovskaya, K. Y., Dekina, E. V., Karandeeva, A. V. Storytelling in the system of active and interactive methods of teaching psychology at the university [Storitelling v sisteme aktivnyh i interaktivnyh metodov prepo-davaniya psihologii v vuze], United-Journal, 2019, No. 29, pp. 13-17.

Образец для цитирования статьи:

Волобуева, Т. Б. Повышение квалификации педагогов в формате сторителлинга / Т. Б. Волобу-ева. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2023. - № 2 (55). - С. 102-110.

Example for article citation:

Volobueva, T. B. Advanced training of teachers in storytelling format [Povyshenie kvalifikacii pedagogov v formate storitellinga], Scientific support of a system of advanced training, 2023, No. 2 (55), pp. 102-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.