ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2010. № 3
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ НА ФПО МГУ
Р.Е. Пономарев
(факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; [email protected])
Рассмотрены актуальные проблемы повышения квалификации педагогических работников: новые организационно-управленческие требования к деятельности, осуществление связи педагогической теории с практикой. Проанализированы итоги курсов "Повышение квалификации педагогических работников в условиях информатизации образования", проходящих на ФПО МГУ.
Ключевые слова: повышение квалификации, организационно-управленческие требования к деятельности, педагогическая теория и практика, информатизация образования.
Образование, решая задачи становления и развития личности, ее социализации в обществе, обеспечения процессов социального воспроизводства и развития, в настоящее время приобретает следующие характеристики. Все большее распространение получают идеи непрерывного образования, и в отношении человека оно уже рассматривается как образование на протяжении всей жизни. Важное значение отводится идеям опережающего образования, позволяющего не только осваивать уже сложившиеся способы деятельности, но и формировать компетенции, необходимые для социализации в будущем. Идеи гуманизации и демократизации образования находят воплощение в формах и методах педагогической деятельности как общеобразовательных, так и профессиональных образовательных учреждений.
Творческий характер педагогической профессии уже сам по себе диктует необходимость совершенствования мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности. Каждый учитель знает, что двух абсолютно одинаковых уроков не бывает — даже по одному плану-конспекту в одной параллели классов. Постоянно возникают ситуации, когда педагогу приходится вырабатывать новые средства для их разрешения. Это приводит к необходимости чтения дополнительной педагогической, психологической, методической и другой литературы, к общению с более опытными коллегами, к непрерывному самообразованию. Повышение квалификации педагогических работников является институциализированной формой их профессионального роста и развития, которая не просто дополняет индивидуальное самосовер-
шенствование педагогического мастерства, а выступает отправной точкой дальнейшего профессионального развития.
Осуществление педагогической деятельности предполагает, что учитель должен быть компетентным, во-первых, в содержании своего учебного предмета, во-вторых, в методике его преподавания, базирующейся на фундаментальных научных положениях о становлении и развитии человека. Обеспечение совершенствования педагогического процесса требует не только овладения новым учебным содержанием, не только освоения новой образовательной технологии, но и поиска собственных ответов на возникающие вопросы. При этом первые пришедшие на ум решения и интуитивно подобранные варианты могут выступить не лучшим подспорьем на пути развития педагогического мастерства. Необходимо обращение к фундаментальному пониманию социального, личностного развития при осуществлении поиска возникающих педагогических проблем.
Анализ ситуации в сфере образования, ее проблематизация и обращение к фундаментальным научным знаниям становятся необходимой и предельно значимой составляющей современных курсов повышения квалификации педагогических работников. Это особенно актуально для педагогов высшей квалификации, для которых, по умолчанию, вопросы предметной и методической подготовки в основном уже должны быть решены на этапах педагогического образования и дальнейшего профессионального развития, обеспечившего достижение высшего уровня квалификации в педагогической профессии. Тем не менее и здесь нельзя не акцентировать внимание на новых научных знаниях, на использовании новых методик и педагогических технологий.
Развитие науки и изменение социальных условий с неизбежностью приводят к появлению новых организационно-управленческих требований к деятельности учителя. Возникают новые трактовки известных вопросов в различных областях знаний, ставятся новые задачи (например, подготовки учеников к олимпиадам международного уровня), возникает необходимость обучения учащихся исследовательской и проектной деятельности. И здесь, несомненно, без предметной и методической работы учителю не обойтись, а соответственно не обойтись и при повышении его квалификации.
Однако решение данных задач, на наш взгляд, должно иметь принципиальное отличие от способов, реализуемых на ступенях среднего и высшего профессионального педагогического образования. С нашей точки зрения, малоэффективными в рамках предметного и методического повышения квалификации педагогов выглядят и последовательное чтение лекций, и проведение семинаров по подготовленным преподавателем темам. Это связано не только с тем, что рамки курсов существенно ограничены во времени, а учить педагогов "прописным исти-
нам" малоэффективно. Важное значение приобретает выявление проблем, существующих в их личной практике, с тем чтобы совместно выработать способы разрешения этих проблем. Вот почему круглые столы, мастер-классы становятся особо востребованными в рамках данных курсов.
Учителя-практики нередко со скепсисом воспринимают разговоры о связи педагогической науки с деятельностью в конкретном классе, а имеющиеся достижения рассматривают как "достижения на бумаге". К сожалению, это во многом справедливо. Педагогические инициативы, даже основательно проработанные, не всегда находят отклик среди тех, кто отвечает за организацию педагогического процесса, а конкретный учитель зачастую не в силах выйти на того, кто обладает полномочиями решить поставленную задачу. Демонстрация и знакомство педагогических работников с положительным опытом использования передовых научных разработок должна способствовать преодолению ситуации с недоверием к возможности осуществления тесной связи педагогической теории с практикой.
В соответствии с рассмотренными положениями на факультете педагогического образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова разработана и успешно реализуется программа курсов "Повышение квалификации педагогических работников в условиях информатизации образования". В структуре программы представлены четыре раздела:
1. Современное образование: проблемы и перспективы.
2. Идеи развивающего образования.
3. Методика преподавания предмета.
4. Интеллектуальные школы России.
В ноябре — декабре 2009 г. на ФПО МГУ проходили курсы повышения квалификации для учителей Интеллектуальных школ имени Первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В рамках международного сотрудничества со стороны ФПО МГУ непосредственной организационной подготовкой занимались заместитель декана факультета А.В. Боровских и руководитель программы курсов повышения квалификации Р.Е. Пономарев, со стороны Казахстана сотрудники АО "Оркен" О.С. Ковтунец и Е.В. Халевина.
Две группы учителей информатики, физики и математики из городов Астана, Кокшетау и Семей осваивали новое содержание по каждому из разделов программы. Рамочным вопросам, задающим направления изменений в образовании, был посвящен круглый стол "Состояние и перспективы развития современного образования", на котором под руководством декана факультета, члена-корреспондента РАО Н.Х. Розова проходило обсуждение проблем современного образования, были выявлены вопросы, наиболее актуальные для данной категории обучаю-
щихся, что позволило сблизить содержание программы с интересами слушателей. Проектные методы в современной школе, технологии, обеспечивающие развитие каждого обучающегося, рассматривались на занятиях члена-корреспондента РАО В.М. Монахова. Вопросам оценки качества образования был посвящен семинар заместителя декана факультета доцента Л.В. Попова, а актуальные проблемы взаимодействия школы и семьи рассматривались слушателями совместно с доцентом Г.В. Новиковой.
Освоение содержания второго раздела программы начинается с круглого стола "Идеи развивающего образования" под руководством академика РАО Н.Ф. Талызиной. Деятельностный подход в образовании, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина рассматривались применительно к обучению в современной школе. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского всесторонне анализировалась на занятиях, которые проводил заместитель декана факультета доцент А.В. Боровских. Здесь проходила самостоятельная работа слушателей с текстами Л.С. Выготского с их дальнейшим обсуждением на общем семинаре.
Вопросам методики преподавания предмета был посвящен третий раздел программы. Для учителей математики работа осуществлялась по нескольким направлениям. Консультирование по методике преподавания избранных вопросов школьного курса математики проводил доцент С.В. Дворянинов. Интеграция курса математики (в частности, геометрии) и информатики была представлена на занятиях профессора Т.Ф. Сергеевой. Развитию пространственного воображения посвятил занятия член-корреспондент РАО Н.Х. Розов. Для учителей физики в режиме обсуждения актуальных проблем методики преподавания предмета занятия проводили заместитель главного редактора научно-популярного физико-математического журнала "Квант" профессор А.И. Черноуцан и доцент Г.А. Чижов.
В четвертом разделе программы предусматривалось знакомство с достижениями лучших школ Москвы. Мы тесно сотрудничаем со Специализированным учебно-научным центром МГУ (СУНЦ МГУ) имени А.Н. Колмогорова, гимназией № 1530 "Школа Ломоносова", Центром образования № 1811 "Измайлово" и др. В СУНЦ МГУ представлен уникальный опыт обучения одаренных учащихся 10—11-х классов, отобранных со всей России, по физико-математическому и химико-биологическому направлениям. "Школа Ломоносова" уже на протяжении многих лет в соответствии с идеями М.В.Ломоносова работает над раскрытием таланта каждого ученика. Это обеспечивается через обучение по индивидуальным учебным планам, когда ученик имеет возможность выбрать предмет, уровень сложности и найти "своего" учителя. В "Школе Ломоносова" действуют два уникальных музея: "Музей М.В. Ломоно-
сова" и "Музей истории вычислительной техники", на базе которых учащиеся занимаются исследовательской работой. Центр образования № 1811 "Измайлово" работает над проблемами системо-мыследеятель-ностной педагогики. Здесь осуществляется интересная практика игровых сессий (несколько раз в год), когда учащиеся помещаются в специально созданный режим учебных игр, где решают заданные учебные проблемы.
В ходе посещения этих учебных заведений учителя из Казахстана увидели на деле, как теоретические достижения находят воплощение в практике московских школ.
Перед началом обучения и после его завершения проводилось анкетирование слушателей. Первая группа вопросов была связана с ожиданиями от предстоящих занятий. Слушатели имели возможность выбрать по своему усмотрению любое число вариантов ответа из трех предложенных. Соответственно, результаты по данной позиции мы выражаем в процентах от общего количества выборок (таблица).
Содержание опроса 1-я группа 2-я группа
В курсе повышения квалификации Вас наиболее интересует: в начале в конце в начале в конце
обсуждение актуальных проблем современного образования 33,3 33,3 25 26
изучение актуальных вопросов педагогики и психологии 22,2 26,6 16,6 21,7
знакомство с современными методиками обучения по предмету, соответствующему Вашей квалификации 44,4 40 58,3 51,2
Следует отметить предпочтения, связанные в первую очередь с методической подготовкой по предмету; на втором месте оказался интерес, связанный с актуальными проблемами образования; только на третьем месте оказалось стремление к изучению актуальных вопросов педагогики и психологии. Это касалось обеих групп. Тем не менее нельзя не отметить рост интереса к изучению актуальных вопросов педагогики и психологии к окончанию обучения в обеих группах.
Учитывая, что интерес к обсуждению актуальных проблем образования по ходу обучения существенно не изменяется, процент выборок по второй позиции возрастает за счет третьей — позиции методической подготовки. Это, на наш взгляд, связано в первую очередь с тем, что обучение в рамках курсов позволило решить ряд методических проблем, а общение с выдающимися учеными породило интерес к педагогической науке и психологии. Во-вторых, многим слушателям стало очевидно — решение методических проблем напрямую связано с научными
знаниями, что особенно актуально для педагогов высшей квалификационной категории, дальнейший профессиональный рост которых напрямую связан с занятием научно-исследовательской работой.
IMPROVEMENT OF PEDAGOGIC MANAGERS PROFESSIONAL SKILLS AT DEPARTMENT OF PEDAGOGIC EDUCATION OF THE MSU
R.E. Ponomarev
There are considered actual problems of improvement of professional pedagogical skills: new organizational and administrative requirements to the activity, implementation of connection between the pedagogic theory and practice. Results of " Improvement of professional pedagogic skills under conditions of education informatization" course, presented at Department of Pedagogic Education of the Moscow State University.
Key words: improvement of professional skills, organizational and administrative requirements to the activity, the pedagogic theory and practice, informatization of education.
Сведения об авторе
Пономарев Роман Евгеньевич — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. Тел. 8-963-716-51-11; е-mail: [email protected]