Научная статья на тему 'Педагогическое образование в классическом университете (итоги опыта работы факультета педагогического образования МГУ)'

Педагогическое образование в классическом университете (итоги опыта работы факультета педагогического образования МГУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое образование в классическом университете (итоги опыта работы факультета педагогического образования МГУ)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2009. № 2

О.А. Машкина

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

(итоги опыта работы факультета педагогического

образования МГУ)

В современном динамично меняющемся мире особую актуальность в последние годы приобретают различные формы дополнительного образования, позволяющие более полно удовлетворять культурные и профессиональные запросы обучающихся и потребности страны в кадрах различной квалификации и специализации. Новые тенденции нашли отражение и в развитии педагогического образования. Параллельно с уже сложившейся системой средних и высших педагогических учебных заведений в российских классических университетах формируются разные структуры педагогической подготовки, которые восполняют пробелы психолого-педагогических знаний у студентов непедагогического профиля и целенаправленно проводят подготовку и переподготовку преподавателей вузов.

Факультет педагогического образования МГУ (ФПО) реализует в рамках дополнительного образования две профессионально-образовательные программы — "Преподаватель" и "Преподаватель высшей школы". Студенты МГУ и других московских вузов, обучаясь по этим программам, получают в дополнение к основному, профессиональному диплому квалификацию "Преподаватель", а аспиранты и магистранты — квалификацию "Преподаватель высшей школы". ФПО ежегодно в соответствии с планом приема принимает 150 слушателей на программу "Преподаватель". Тот факт, что, несмотря на низкий социальный статус школьных учителей в нашей стране, эта программа востребована, указывает на то, что молодежь продолжает сохранять интерес к школе как социальному институту и оценивает учительский труд как обладающий высокой общественной значимостью.

В основу своей деятельности коллектив факультета заложил древнее, но очень современно звучащее изречение Конфуция: "Учитель создает нацию". Понимание роли педагогического образования как стратегического фактора формирования национального потенциала нашей страны предопределило и концептуальный подход к определению цели деятельности ФПО — развитие личностного потенциала будущего педагога, под которым подразумеваются профессиональная компетентность, широкий круго-

зор, гуманизм, научная эрудиция, креативное мышление, физическое и душевное здоровье. Наряду с развитием внутренних личностных характеристик в психолого-педагогических программах ФПО существенное внимание уделяется формированию общественно значимых ценностей — нравственной и гражданской зрелости, патриотизма, самокритичности, способности работать в коллективе и с коллективом.

Актуальность поставленных ФПО задач обусловлена тем, что современному российскому учителю в его профессиональной деятельности не хватает стратегического понимания перспектив развития школы, общества и государства. Практика показывает, а научные исследования подтверждают, что большинство выпускников педагогических вузов нашей страны хорошо владеют методикой преподавания предмета, но слабо ориентируются в новых образовательных проектах и междисциплинарных исследованиях и дисциплинах, плохо адаптируются к изменяющимся условиям образовательной среды и требованиям научного прогресса. Об этом немало говорят в российской прессе, но актуальность обсуждения новых форм и методов педагогической подготовки отодвигается на второй план такими кажущимися на первый взгляд более насущными темами, как дефицит педагогических кадров, низкая зарплата, большая классная нагрузка, отсталое материальное и техническое обеспечение учебной деятельности.

Безусловно, все эти сложные проблемы должны решаться оперативно, но в то же время необходимо отметить, что обоснование и формирование стратегического мышления преподавателя представляют собой не только очень важную для российской теоретической и практической педагогики тему, но и непростую социальную задачу. Не секрет, что существенная доля студентов педагогических вузов избрала специальность учителя и не по зову сердца, и не по велению долга. Как справедливо пишет ректор ВШЭ профессор Я.И. Кузьминов, «девиз нашей молодежи звучит так: "Я поступаю получить любое высшее образование"» [1: 8]. Это признание отражает сложившийся в обществе стереотип о ценности не столько знаний и профессиональных навыков, сколько самого диплома о высшем образовании, рассматриваемого как пропуск в мир более высокого социального уровня. Слабая мотивация выбора будущей профессии, а также невысокий социальный статус и престиж профессии педагога приводят к тому, что менее 15% выпускников российских педвузов приходит в школу [1].

Низкий удельный вес отдачи педагогических вузов выглядит как кризис педагогического образования в России, но было бы несправедливо обвинить педагогические институты в невыполнении своего предназначения. Истоки сложившейся неблагополучной

ситуации с кадровым обеспечением системы образования следует искать в государственной образовательной политике нашей страны, а вернее, в отсутствии последовательной образовательной политики, в пренебрежительном отношении к учителю. Такое положение сформировалось не сразу. В течение почти столетия, с последней четверти XIX в. до 1970-х гг. XX в., учительский труд считался в нашей стране подвижничеством и пользовался заслуженным уважением общества. Однако в годы застоя учитель фактически перестал быть субъектом образовательной политики, разработчиком целей и задач образовательного процесса и превратился в исполнителя спущенных сверху решений, стал "винтиком" в запущенном механизме. Осуществляемые ныне в России образовательные реформы не только не изменили подобного отношения, но и привели к дальнейшему умалению его социальной роли, интересов, потребностей и ожиданий. Циничное отношение к учителям очень точно и образно характеризует доктор педагогических наук, координатор образовательных проектов в Московском представительстве Всемирного банка И.Д. Фрумин: "Сегодня учителя начинают сравнивать с автомехаником, который раньше должен был разобрать машину, чтобы понять, почему она не работает. А сейчас этот механик смотрит, какая лампочка не горит, и заменяет целый узел. ...Какие дискуссии могут быть относительно стандартизированного теста, у которого есть ключ? Такой тест может провести техник или лаборант... Роль учителя как уникального эксперта сменяется ролью учителя как техника, обслуживающего пусть и сложные, но чужие механизмы. То есть надо признать честно, что с такой работой вполне могут справиться люди не очень квалифицированные. Поэтому и платить им надо немного, и в их образование вкладываться не стоит. Но в ситуации, когда сам образ учителя трансформируется в общественном сознании в образ техника, надо признать, что развивающие педагоги не пойдут ни на зарплату, ни на социальный статус лаборанта" [2: 51—52].

В настоящий момент перед российской системой образования остро стоит вопрос смены поколений учителей. Уходит то поколение, на чувстве профессионального долга и мастерстве которого держались стабильность и качество нашего образования в тяжелое перестроечное время. Нынешние школы остро ощущают дефицит квалифицированных молодых кадров. Даже в московских, благополучных по общим меркам, школах 40% составляют учителя пенсионного возраста, 50% — среднего возраста и всего 10% молодых [3: 9]. Современный российский выпускник вуза стремится добиться материальной независимости кратчайшим путем и в кратчайшие сроки. Сфера образования пока не может предложить выпускникам тех условий реализации их жизненных

амбиций и потребностей, которые сделали бы ее конкурентоспособной в их глазах. Для того чтобы образование стало привлекательным сегментом рынка труда, а профессия учителя — востребованной и уважаемой в обществе, необходима иная государственная политика в области образования.

В столь непростой обстановке педагогическое общество и вузы ведут поиск форм и способов подготовки молодых преподавателей, адекватных нынешнему положению и требованиям времени. Одной из наиболее эффективных представляется та форма обучения, которую в 1997 г. определил для ФПО ректор МГУ В.А. Садовничий и утвердил Ученый Совет МГУ. Положенная в ее основу идея очень логична: студенты всех факультетов МГУ получают на основном факультете фундаментальную предметную подготовку по избранному научному профилю, параллельно в течение 2—3 лет добровольно осваивают психолого-педагогические программы на ФПО.

Такой подход имеет ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, как и многие студенты педвузов, наши слушатели, приступая к изучению программы "Преподаватель", не обладают твердой уверенностью, что именно педагогическая деятельность является их призванием. Однако у них есть право осознанного выбора — продолжать или не продолжать учиться на ФПО. Если окажется, что они не справляются с освоением сразу двух программ — основной и дополнительной — или их больше не привлекает педагогическая деятельность, то они могут прекратить посещение занятий на ФПО. Это не влияет на перспективы получения ими основной специальности, так как они остаются студентами МГУ. Случается так, что по окончании основного факультета выпускники МГУ возвращаются на ФПО, чтобы завершить свое педагогическое образование. Однако, как показывают опросы, проводимые на ФПО, если слушатель в течение первого семестра прослушал как минимум два обязательных и один дополнительный предмет, то он продолжает осваивать программу до конца. Более того, можно утверждать, что к продолжению обучения такой слушатель уже подходит сознательно и целенаправленно.

Во-вторых, специфика обучения на ФПО заключается в том, что учебный план программы "Преподаватель" не имеет жесткой привязки к конкретному семестру, поэтому студент, пропустивший тот или иной предмет, может прослушать его в следующем учебном году без опаски быть отчисленным за невыполнение плана. По этой же причине он может самостоятельно выстраивать индивидуальный график освоения программы. В среднем для выполнения учебного плана в течение 2 лет требуется посещать занятия не реже 2 раз в неделю, но среди наших слушателей немало и таких, кто выкраивает для педагогической учебы 3—4 вечера в

6 ВМУ, педагогическое образование, № 2

81

неделю. Навыки рационального проектирования и планирования своего времени — это побочный, но очень полезный результат, приобретаемый нашими слушателями.

В-третьих, профессионально-образовательная программа " Преподаватель" выполняет очень важную функцию: она помогает студентам приобрести те гуманитарные и общепопулярные знания, которые по разным причинам были ими недополучены в период обучения в средней школе и не вошли в учебный план основной специализации, но являются необходимой основой для формирования целостного мировоззрения молодого специалиста. В настоящее время в связи с переходом российских вузов на двухступенчатую систему высшего образования, что ведет к фактическому сокращению времени и объема обучения, возможность повышения общей эрудиции приобретает особую значимость. Слушатели ФПО подтверждают этот тезис результатами своего обучения. Многие наши выпускники осваивают значительно больший объем знаний, чем предусмотрено стандартом программы (1400 часов), за счет изучения большого количества предметов по выбору.

В-четвертых, для проведения занятий по программе "Преподаватель" привлекаются и практики и теоретики. Это — учителя и директора школ, ученые и профессора разных факультетов МГУ, московских вузов, Российской академии образования. Среди наших лекторов — академики РАО Н.Ф. Талызина, В.А. Попков, В.И. Купцов, Ш.А.Амонашвили, чл.-корр. РАО Н.Х.Розов, Б.Л. Вульфсон, профессора Г.А, Китайгородская, С.Д. Смирнов, O.A. Карабанова, В.Г. Александрова, Ю.А. Самоненко, Н.С. Пряж-ников, Л.В. Суходольская-Кулешова, Е.В. Бережнова, В.М. Бука-тов, A.A. Старченко, C.B. Девятова, Э.С. Кульпин-Губайдуллин, А.Н. Качалкин, доценты И.В. Костикова, И.А. Володарская, М.А. Ковальчук, Л.И. Каминская и многие другие талантливые педагоги. Благодаря блестящему профессорско-педагогическому составу ФПО активно внедряет сократический метод обучения. Суть этого метода заключается в превращении обучающегося в осознанно активного субъекта процесса обучения, приглашении его к участию в диалоге, ведущему к поиску истины. Характеризуя этот метод, академик В.А. Попков отметил: "Давно известная в науке, но субъективно новая для студента, такая система обучения является объектом (и результатом) самостоятельного поиска студента — конечно, при той или иной степени педагогического сопровождения. Ясный и неоспоримый по сути данный метод... требует сформированности у преподавателя умений педагогической импровизации — поскольку спланировать заранее сократическую лекцию практически невозможно, — по крайней мере, это

значительно труднее, чем спланировать учебное занятие, проводимое традиционно" [4].

Опыт участия в подобного рода занятиях чрезвычайно ценен для студентов, поскольку учит их максимально мобилизовывать свой познавательный потенциал, воспитывает в них такие необходимые современному учителю качества, как готовность к творчеству и эксперименту, нешаблонность и самостоятельность мышления, умение учиться на протяжении всей жизни. Таким образом, формируется установка на саморазвитие, а через нее умение воспитывать и развивать в учащихся способность к личностному самоопределению. Наши выпускники получают подготовку, которая позволяет им быть не только педагогами в своей предметной области обучения, но и организаторами учебной и воспитательной деятельности в целом. Свою профессиональную педагогическую пригодность и качество усвоенных на ФПО знаний наши слушатели имеют возможность проверить в ходе 10-недельной обязательной практики в учебных заведениях г. Москвы, перед тем как защитить диплом на получение соответствующей педагогической квалификации.

Проанализировав актуальные потребности современной системы образования в нашей стране и за рубежом, ФПО сделал акцент на конструирование инновационной школьной среды обучения, сформировать которую способны учителя, обладающие широкими межпредметными знаниями и навыками научно-исследовательской и проектной работы. В учителях такого типа особенно нуждаются гимназии, колледжи, лицеи. Многие учителя, окончившие педвузы, не справляются с более сложными, чем в обычных школах, учебными программами профильных и специализированных школ. Эту нишу способны занять выпускники классических вузов при определенной психолого-педагогической подготовке. Программа "Преподаватель" как раз и нацелена на создание такой методологической базы предметных знаний выпускников МГУ и других непедагогических вузов. Исходя из такого понимания своих целей и задач, профессорско-преподавательский коллектив факультета сформулировал базовые принципы, положенные в основу обучения по профессионально-образовательной программе "Преподаватель":

• фундаментальность и системность психолого-педагогических

знаний;

фессиональной подготовкой бакалавров, специалистов, магистров;

зовательных технологий в учебный процесс;

• инновационный характер преподавания и обучения.

Помимо обязательных психолого-педагогических дисциплин и

практических методических занятий, в программу обучения учащихся включено большое число дополнительных предметов по выбору, способствующих формированию комплексной системы научного мировоззрения и общественно значимых ценностных характеристик личности будущего педагога.

Перечень лишь некоторых из курсов и семинаров, пользующихся большой популярностью у наших слушателей, дает представление о круге их интересов и потребностей:

истории;

мирования;

Таковы в общих чертах концепция, учебная направленность и специфика обучения на ФПО. Чтобы понять, насколько заданные параметры соответствуют запросам и интересам слушателей, на факультете постоянно проводятся письменный и устный опросы их мнений. Большинство учащихся положительно, а некоторые и восторженно отзываются о ФПО. Вот один из "комплиментов", которые мы получили от нашего слушателя*. «На педфаке работают настоящие профессионалы своего дела. Это понимаешь буквально с первых занятий. Люди, имеющие за плечами большой преподавательский опыт, не только дают базу по своему предмету, но и делятся бесценным опытом педагога. Занятия проходят в легкой дружелюбной атмосфере. Приятно и то, что всегда есть интерактив между преподавателем и аудиторией, которую действительно можно назвать "живой". У всех преподавателей творческий подход к обучению студентов. ФПО уникален тем, что объединяет вокруг себя студентов разных курсов, факультетов,

Этот в целом типичный ответ на вопрос: "Почему Вы выбрали наш факультет?" — выбран для цитирования не из-за его положительной "интонации", а потому что в нем в сконцентрированной форме отмечены основные особенности реализации данной программы.

людей с разносторонними интересами. Вообще, говоря об аудитории, без колебаний можно утверждать, что на ФПО нет случайных людей. Ну, во-первых, не каждый отважится прийти заниматься вечером после тяжелого учебного дня на основном факультете. Во-вторых, люди, пришедшие на ФПО, активно ведут себя во время занятий, живо интересуются предметом, высказывают свои мысли и идеи. В конце концов, прослушав курс, необходимо сдать зачет или экзамен (в зависимости от дисциплины), на что тоже решится не каждый. Сам по себе педфак — отличное место для новых знакомств и общения с интересными людьми. Студенты, занимающиеся на факультете, имеют солидный интеллектуальный багаж, общение с ними — уже обучение! Еще одним феноменом ФПО можно назвать его влияние не только на формирование личности, но и на подход к учебному процессу. Для себя я отметил, что учеба на своем основном факультете стала даваться легче. Начинает проявляться многогранность мышления, которая, несомненно, превращает процесс обучения в удовольствие» (Алексей Короткое, студент 4-го курса факультета почвоведения МГУ).

Несмотря на высокую оценку ФПО, в этом отзыве содержится тревожный для факультета сигнал: в нем ни разу не прозвучало упоминание того, планирует ли респондент стать в дальнейшем преподавателем, т.е. достигает ли факультет основной цели своей деятельности — подготовки педагогов для средних школ, и в первую очередь профильного и инновационного типа. Безусловно, приятно узнать, что знания и навыки, приобретаемые слушателями ФПО в процессе обучения, "работают" на формирование интеллектуальной личности. Однако ФПО — не просто образовательная среда, вобравшая в себя коллекцию увлекательных предметов и неординарных личностей (что само по себе замечательно), это — прежде всего определенная образовательная миссия со своими целями и задачами. Правильно ли сформулирована цель и что может факультет сделать для оптимизации ее достижения — вот главные вопросы, которые волнуют педагогический коллектив и руководство факультета. Для ответа на них попробуем провести небольшой сравнительный анализ.

Анкетные данные слушателей программы "Преподаватель" позволяют получить достаточно четкое представление о том, что они представляют собой "на входе". Как правило, это студенты, успевающие на основном факультете и обладающие разносторонними интересами. Большинство из них учится на 3—4-м курсах. Вероятно, это самый стабильный период обучения, когда студенты уже не боятся, что их "выгонят" из вуза, и могут себе позволить задуматься о будущей карьере или даже устроиться на почасовую работу. В то же время это период самоопределения, когда

необходимо обозначить для себя критерии выбора будущей работы. Если исходить из этой позиции, то очевидно, что учеба на ФПО представляется им более жизненно важной, чем возможность подзаработать на карманные расходы. Показательным в этом плане является и тот факт, что в начале 2007 учебного года в изучение программы "Преподаватель" включилась достаточно большая группа студентов завершающего года обучения, которые для выполнения максимально возможного объема учебного плана занимаются на ФПО 5—6 дней в неделю.

Одной из особенностей обучающейся аудитории является преобладание студентов негуманитарных профилей. Они составляют подавляющее большинство из свыше 500 слушателей, обучающихся по программе "Преподаватель" в 2008/09 учебном году. В числе слушателей ФПО есть студенты и гуманитарного профиля: журналисты, филологи, философы, экономисты, социологи, историки, юристы, востоковеды (ИСАА), но их общая численность не превышает 20%. Сложившаяся диспропорция объясняется в первую очередь тем, что в учебных планах их основных образовательных программ гуманитарный и культурологический компоненты значительно больше, чем у естественников, и им проще пополнять свой культурный багаж. Кроме того, ряд гуманитарных факультетов — исторический, философский, филологический, иностранных языков — присваивают выпускникам наряду с основной и педагогическую специальность. Таким образом, у студентов этих факультетов пропадает важный стимул для занятий на ФПО — получение диплома о присвоении квалификации "Преподаватель".

Анкетные данные наших учащихся позволяют сделать еще одно заключение: среди слушателей ФПО преобладают иногородние студенты. Этому можно найти несколько объяснений. Самое простое — не надо никуда ездить, факультет расположен рядом с общежитиями. Однако опросы учащихся выявляют более сложную мотивацию. Многие иногородние выпускники мечтают трудоустроиться в Москве, а для этого они должны обладать более высокой конкурентоспособностью, чем москвичи, поэтому они заинтересованы в том, чтобы как можно эффективнее использовать образовательные возможности, предоставляемые МГУ. Не менее важным для иногородних слушателей является и тот аргумент, что в провинции, где велика структурная безработица среди лиц с высшим образованием, они всегда будут обеспечены педагогической работой при наличии соответствующего диплома.

На ФПО обучаются студенты других государственных и негосударственных вузов Москвы (РосНоУ, Медицинская академия им. Сеченова, Педакадемия, МИФИ, Станкин, Московская горная академия, Голицынский военный институт). Совмещение

обучения дает им уникальную возможность не только параллельно получить образование сразу в двух вузах, но и, что не менее важно, включиться в студенческую жизнь МГУ.

В последние годы на ФПО стали приходить и работающие в школах учителя. Примечательно то, что многие из них окончили в свое время педвузы. В отличие от остальных групп учащихся у них нет необходимости в получении диплома учителя. Они приходят за новыми современными знаниями и технологиями, которые требуются им для дальнейшего совершенствования и карьерного роста. Таким образом, можно сделать общий для всех категорий слушателей ФПО вывод: освоение психолого-педагогической программы "Преподаватель" вписывается в контекст их будущей жизненной стратегии. Данное заключение не означает, что все выпускники ФПО выберут карьеру школьного учителя.

Начиная с 2003 г. учащимся, выполнившим полностью учебный план программы "Преподаватель", вручают диплом. В общей сложности такие дипломы получили 200 выпускников ФПО. Это означает, что примерно каждый 3—4-й из ежегодно зачисляемых по плану приема 150 слушателей завершает полностью программу обучения, сдает государственный экзамен по методике преподавания и защищает выпускную квалификационную работу. 25 человек, получивших на ФПО квалификацию "Преподаватель", стали школьными учителями, и, что особенно приятно отметить, их выпускники, поступив в МГУ, в свою очередь пришли учиться на наш факультет; 5 выпускников ФПО параллельно с основной работой ведут занятия на нашем факультете; еще 7 работают на других факультетах и в подразделениях МГУ (специализированный учебно-научный центр-школа им. А.Н. Колмогорова, географический факультет, факультет государственного управления и др.).

Почти половина выпускников программы "Преподаватель" стали аспирантами различных факультетов, тем самым еще раз подтвердив, что обучение на нашем факультете развивает тягу к исследовательской и аналитической работе. Будучи аспирантами, они совмещают научно-исследовательскую деятельность с педагогической работой: проводят семинары, практические занятия, студенческую практику, ведут занятия на подготовительных курсах МГУ. 54 выпускника программы "Преподаватель" не удовлетворились получением одного диплома и осваивают другую дополнительную профессиональную программу — " Преподаватель высшей школы".

Конечно, число выпускников ФПО, работающих в образовательных учреждениях, пока невелико. В опросах, проводимых на выпускных вечерах, многие из них объясняют это не нежеланием работать в школе, а низкой заработной платой, при этом они

выражают готовность перейти на преподавательскую работу, если ситуация изменится в лучшую сторону. В последний год появились признаки того, что государство наконец осознало, что образование — это одна из основ национальной безопасности. Образование постепенно приобретает формат национального проекта. Если коренным образом изменится отношение к учительскому труду, то возрастут и требования к профессиональной квалификации преподавателя. Примером могут служить наши соседи — Финляндия и Япония — страны, где преподаватели по материальному обеспечению и социальному статусу приравнены к категории государственных служащих. Быть преподавателем в этих странах не только престижно, но это еще и большая ответственность, которую возлагают на лучших выпускников вузов и способность к которой необходимо ежегодно подтверждать в ходе профессиональной переподготовки. Если образовательная политика в нашей стране будет развиваться по этому сценарию, то можно не сомневаться, что многие из тех, кто активно учился на ФПО, предпочтут рутинной офисной работе живую и интересную работу в школе.

Опыт первого десятилетия работы факультета педагогического образования МГУ подтверждает перспективность развития дополнительного психолого-педагогического образования в рамках классического университетского образования. Педагогическое образование в университете непедагогического профиля должно быть организовано с учетом возможностей вуза и потребностей на местах. Оно может иметь разные формы (очную, очно-заочную), может отличаться по срокам обучения, включать более широкий или более узкий набор предметов по выбору, иметь неодинаковый региональный компонент, но в его основу должен быть положен единый принцип: такое обучение должно осуществляться из государственного бюджета или средств самого вуза. В письме Минобразования России от 15.05.2000 г. № 14-55-341/ин 15 "О порядке присвоения дополнительных квалификаций студентам вузов" разъясняется, что «студенты высших учебных заведений, осваивающие на бюджетной основе основные образовательные программы высшего профессионального образования, вправе бесплатно на конкурсной основе за счет бюджетных и (или) внебюджетных средств своего вуза изучать дисциплины, осваивать практикумы и проходить соответствующие практики... для получения дополнительных квалификаций "Преподаватель высшей школы", "Преподаватель" и других дополнительных квалификаций педагогического профиля».

Принимая во внимание важность и социальную значимость программы педагогической подготовки, ректор МГУ академик В.А. Садовничий изыскал внутренние ресурсы для финансирова-

ния обучения бюджетных студентов и аспирантов МГУ. Его решением на программу "Преподаватель" было выделено 450 часов из общего учебного плана МГУ, ранее предназначенных для изучения военного дела. При принятии решения о создании ФПО академик В.А. Садовничий обратился с просьбой к деканам других факультетов поддержать ФПО как подразделение, которое предназначено для обучения студентов и аспирантов всего МГУ.

Многие факультеты, такие как психологический, ВМиК, физический, химический, ИСАА, Центр интенсивного обучения иностранным языкам МГУ, взяли на себя заботу об обеспечении кадрами той части программы, которая включает блок психологических и специальных дисциплин. К сожалению, не все факультеты проявляют понимание того, что ФПО не может своими силами обеспечить изучение методик преподавания всех школьных предметов — слишком много и предметов, и разных методик! В то же время практика свидетельствует, что и другие факультеты своими силами не способны обеспечить полноценную психолого-педагогическую и методическую подготовку. Как уже упоминалось, ряд факультетов включили в учебный план своих основных образовательных программ некоторый набор психолого-педагогических дисциплин, другие, как, например, механико-математический, собираются это сделать. Даже при беглом сравнении этих планов с программой "Преподаватель" становится видно, что педагогический компонент в них настолько мал, что остается только удивляться тому, как вообще он может служить основанием для присвоения квалификации "Преподаватель". Вместо того чтобы распылять программу педагогической подготовки по факультетам, может быть, лучше объединить усилия по ее совершенствованию на одном, общем для всех факультете? Это представляется целесообразным и в связи с переходом на двухступенчатую систему обучения, которое потребует от факультетов пересмотра своих учебных планов.

Программа "Преподаватель", как уже говорилось, остается бесплатной для бюджетных студентов МГУ, но ФПО вынужден взимать плату за обучение с внебюджетных учащихся. Ее величина значительно ниже, чем за другие договорные программы обучения в МГУ. Более того, мы не стремимся к увеличению платы, и в этом заключается гражданская позиция коллектива нашего факультета, нашедшая поддержку у ректора МГУ академика В.А. Садовничего. В последние годы дополнительное образование в вузах все чаще рассматривается как образовательная услуга, оплачивать которую должен сам обучающийся, поскольку считается, что, повысив свой образовательный или квалификационный уровень, он вправе рассчитывать на более престижную и хорошо оплачиваемую работу. Это достаточно прагматический и не всегда

оправданный подход. В случае с подготовкой квалифицированных учителей бенефициантом становится все общество, и логично ожидать от государства решения всего комплекса вопросов, связанных с обеспечением современного уровня педагогической подготовки в нашей стране.

В концепции развития образования России до 2020 г. был выдвинут лозунг "Инвестиции в инновации, инновации — в человека". Однако нельзя забывать, что инновации появляются не сами по себе: творческое начало развивается или, наоборот, "гасится" в ребенке с его первых открытий мира, поэтому главным "ответственным" за инновационность является учитель. На последнем семинаре курса "Основы техники саморегуляции в педагогической деятельности" учащимся ФПО было предложено в изобразительной форме выразить свой идеал учителя. Один из участников сравнил учителя с костром, сопроводив свой рисунок словами: "Огонь может согреть, а может и обжечь. Я бы хотел, чтобы вокруг учителя, как вокруг костра, собирались дети в тесный и дружный кружок". В этих простых словах выражена одна из главных идей программы "Преподаватель" — возвращение профессии учителя высокого престижа и доверия.

Список литературы

1. Кузьминов Я.И. Учить тому, что реально востребовано//Московский комсомолец. 2007. 15 окт.

2. Фрумин ИД. Образовательная политика: практика анализа: Путеводитель по курсу. М.. 2002.

3. Московский комсомолец. 2008. 11 февр.

А. Попков В.Л., Коржу ев A.B. Методология педагогического исследования как компонент содержания послевузовского профессионального образования преподавателей высшей школы // Ломоносовские чтения — 07 на ФПО. М.. 2007.

Машкина Ольга Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры образовательных технологий ФПО МГУ имени М.В. Ломоносова, зам. декана ФПО по учебной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.