Научная статья на тему 'Повышение квалификации педагогических кадров: Актуальные проблемы теории и практики'

Повышение квалификации педагогических кадров: Актуальные проблемы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL PERSONNEL / CONTINUITY OF PROFESSIONAL EDUCATION / INNOVATIONS IN EDUCATION / INDIVIDUAL ROUTE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колычева Галина Юрьевна, Романова Галина Александровна

В статье рассматриваются проблемы организации системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров; обоснована необходимость переосмысления содержательного и процессуального компонентов повышения квалификации; сделан акцент на инноватику как ведущий принцип непрерывности образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колычева Галина Юрьевна, Романова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PEDAGOGICAL STAFF QUALIFICATIONS: TOPICAL PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE

The article deals with the problems of the organization of the system of continuous training of teachers; the necessity of rethinking the substantive and procedural components of training; the emphasis on innovation as a leading principle of continuity of education.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации педагогических кадров: Актуальные проблемы теории и практики»

Педагогика

УДК: 37

кандидат филологических наук, доцент Колычева Галина Юрьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» ( г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Романова Галина Александровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров; обоснована необходимость переосмысления содержательного и процессуального компонентов повышения квалификации; сделан акцент на инноватику как ведущий принцип непрерывности образования.

Ключевые слова: повышение квалификации педагогических кадров; непрерывность профессионального образования; инновации в образовании; индивидуальный маршрут профессионального совершенствования.

Annotation. The article deals with the problems of the organization of the system of continuous training of teachers; the necessity of rethinking the substantive and procedural components of training; the emphasis on innovation as a leading principle of continuity of education.

Keywords: professional development of pedagogical personnel; continuity of professional education; innovations in education; individual route of professional development.

Введение. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство, что требует существенных изменений в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров. Необходимы системные изменения в области содержания педагогического образования, технологий его реализации; обеспечения его непрерывности и, главное, качества в соответствии с социальным заказом. Повышение качества образования является следствием развития целостной образовательной системы, которая в свою очередь развивается при условии развития каждого ее компонента.

Изложение основного материала статьи. Изменения во всех областях социально-экономической жизни страны, равно как и образовательные тенденции всего мирового сообщества, наблюдаемые сегодня, предъявляют новые требования к качеству образования, которое приобретает характер непрерывной массовой социокультурной практики. В соответствии с реалиями современного общества образовательный процесс направлен на раскрытие потенциала и наиболее полное развитие личности, что требует разработки и создания специфической развивающей образовательной среды, обеспечивающей возможность реализации индивидуальной траектории личностного развития через эффективное взаимодействие в поиске решений общих образовательных задач. Каждый должен овладеть способами деятельности и общения в условиях непрерывно развивающегося поликультурного сообщества, уметь применять полученные знания и навыки для профессиональной и личностной самореализации.

Непрерывность профессионального образования осознается сегодня как необходимое требование, предъявляемое к специалисту в любой сфере деятельности. Стремительность социально-экономических преобразований, внедрение новейших наукоемких технологий, равно как и образовательные тенденции всего мирового сообщества, наблюдаемые сегодня, предъявляют новые требования к качеству педагогического образования, уровень которого во многом зависит от успешной координации действий и взаимодействий различных ведомств, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций. Вполне очевидно, что планируемые результаты при этом во многом будут определяться уровнем развития системы непрерывного педагогического образования и ведущими тенденциями его модернизации [2].

Сегодня становятся актуальными методы обучения, технологии, ориентированные, прежде всего, на развитие познавательной, коммуникативной и личностной активности. Вполне очевидно, что основной задачей педагогического образования на разных его этапах, в том числе и в период повышения квалификации в условиях вуза становится содействие развитию профессиональной компетентности педагога - его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими целями обновления общего образования [3].

Система повышения квалификации педагогических работников в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и профессиональным стандартом «Педагог» должна быть направлена на приращение важнейших компетенций учителя, реализующего функции воспитания, обучения и развития. Педагог в соответствии с социальным заказом должен владеть современными образовательными технологиями и понимать возможности и специфику их использования в работе с различными категориями участников образовательных отношений, должен не допускать профессиональных перегрузок, быть готовым к стрессовым ситуациям, уметь быстро из них выходить, обладать стремлением к самообразованию на протяжение всей жизни [2]. Подобные личностные качества педагогу необходимо воспитывать и у обучающихся.

В соответствии с реалиями современного общества образовательный процесс направлен на раскрытие потенциала и наиболее полное развитие личности, что требует разработки и создания специфической развивающей образовательной среды, обеспечивающей возможность реализации индивидуальной траектории личностного развития через эффективное взаимодействие в поиске общих решений. На смену традиционным методам, технологиям и формам обучения приходит обучение с использованием электронных образовательных ресурсов. Педагоги среди форм повышения квалификации все чаще избирают формы дистанционные. И с этим нельзя не согласиться, поскольку данная форма позволяет не только ориентироваться на дифференциацию временных ресурсов и темпа освоения материала и развития педагогических компетенций, но и выбирать индивидуальный маршрут профессионального совершенствования и саморазвития с учетом актуальных потребностей каждого. Целями и задачами занятий,

проводимых учреждениями повышения квалификации педагогов, являются организация лекционных и практических занятий таким образом, чтобы учитель сам оказался в ситуации обучающегося, чтобы он ощутил и понял современные требования стандарта, связанные с концепцией формирования коммуникативных, познавательных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий, а так же с реализацией системно - деятельностного подхода в обучении [1].

Развитие профессиональных компетенций современного педагога в соответствии с Концепцией непрерывного образования предполагает, что и содержание, и технологии, и условия повышения квалификации учителя должны изменяться пропорционально запросам нового времени. В связи с этим преподавателю вуза важно овладеть технологиями создания компетентностно-ориентированных программ дополнительного профессионального образования, программ учебных модулей; технологиями разработки и создания индивидуальных образовательных маршрутов слушателей; новейшими способами электронного и дистанционного образования.

Модернизация системы повышения квалификации и переподготовки педагогов в целом направлена на решение следующих задач: усиление ориентированности дополнительных профессиональных образовательных программ на запросы потребителей: (адресность, практикоориентированность, альтернативность, разноуровневость, взаимодополняемость); качественное ресурсное обеспечение образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности педагогов-слушателей; непрерывное профессиональное развитие профессорско-преподавательского состава, работающего с педагогами, быстрое освоение ими технологических и образовательных инноваций; создание единого образовательного интерактивного контента, включающего проведение открытых интерактивных занятий с их последующей видеотрансляцией (в том числе проведение занятий в синхронном и асинхронном режиме); обеспечение практической подготовки педагогов к работе в профильной школе, по программам инклюзивного образования, воспитательной работы с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися, имеющими серьезные отклонения в поведении детьми, создание банка образовательных модулей по выбору педагога и обеспечение вариативности дополнительных профессиональных программ с учетом его потребностей, интересов, способностей, уровнем профессиональных притязаний, что будет способствовать успешности продвижения по своей собственной профессиональной траектории, т.е. акцент на индивидуализацию повышения профессиональной квалификации, развитие креативности и самостоятельности, мотивации и способности к непрерывному самообразованию; разработка качественного инструментария для самостоятельного отслеживания уровня формирования определенных учебным планом профессиональных компетенций с расчетом на элективные курсы, факультативы, которые предполагают освоение материала по индивидуальным учебным планам [4].

Важно актуализировать проблемное поле и определить стратегические цели и оперативные задачи разрешения возникших педагогических затруднений, уровень которых будет определяться внутренним ресурсом каждого конкретного педагога, а также ресурсом педагогической системы образовательной организации.

Это требует новых подходов к организации образовательного пространства, содержательно-процессуальной модификации всех его составляющих. В контексте рассматриваемой проблемы следует признать необходимость внедрения инноваций как обязательной стратегии развития образования, а организацию инновационной деятельности всех участников образовательных отношений как важнейшее условие обеспечения эффективности этого процесса.

В рамках педагогической деятельности вузов возникает острая необходимость осмысления системы инновационных методов и технологий повышения квалификации педагогических кадров, основанной на положительной мотивации к непрерывному образованию и самообразованию, с учетом объективного опыта и творческого потенциала учителя.

Инновации в образовании - это управляемые процессы разработки, создания, восприятия, освоения, применения, оценки педагогических новшеств, а сама деятельность по освоению и распространению новшеств, направленных на качественное улучшение образовательной системы, будет являться инновационной деятельностью или инновационным процессом. Инноватику сегодня можно рассматривать как один из ведущих принципов в реализации целей непрерывного образования.

Инновационный подход в реализации образовательных целей и задач должен осуществляться с учетом достижений психолого-педагогической науки и практики, а также реальных условий и специфики образовательного пространства. Серьезные требования предъявляются как к организаторам инновационной практики в целом (например, изменение профессионального самосознания), так и ко всем участникам образовательных отношений, что предполагает изменение их взглядов, убеждений, отношений с позиций нововведения, а также положительной мотивации к предстоящей деятельности.

Рассматривая образовательный процесс как систему взаимосвязанных и взаимообусловливающих компонентов, выполняющих единую функцию (формирование образовательных компетенций), можно говорить о совокупности составляющих целостного инновационного процесса. В связи с этим инновации в профессиональном образовании будут направлены на разработку и внедрение нового содержания образования, нового инструментария его реализации и оценки полученных результатов; новых технологий управления развитием субъект-субъектных отношений и всей образовательной системы в целом; новых технологий личностного развития и саморазвития, самораскрытия и самореализации каждого участника образовательных отношений.

Надо признать, что современные инновации могут иметь аналоги в прошлом, что является вполне закономерным. В связи с этим инноватику в образовании можно рассматривать как мотивированный, целенаправленный, специально организованный сознательный процесс по разработке, созданию, освоению, осмыслению, применению и распространению как современных, так и осовремененных педагогических идей, востребованных, актуальных и адаптированных для конкретных условий и отвечающих определенным критериям.

Инноватика педагогических технологий может проявляться в использовании собственно новых технологий как таковых (в том числе, пришедших из иных, непедагогических сфер) в качестве инструмента реализации образовательных целей, заложенных как в содержании образовательных программ, так и образовательных целей, заложенных непосредственно в самой технологии. Таким образом, педагогические технологии могут быть направлены на усвоение содержания образования и формирование соответствующих

(например, предметных) компетенций, а также сами представлять собой средство (образовательную среду) формирования компетенций личностных.

Новизна инноваций может иметь различный уровень: абсолютная новизна, относительная новизна, новизна на уровне мелочей, и даже псевдоновизна.

Трудно отрицать, но педагогика достаточно консервативна, существует определенный разрыв между передовой научной мыслью и педагогической практикой. Однако надо признать, что иногда педагогическая практика идет впереди науки; новый (новаторский, передовой) опыт изучается и внедряется в образовательный процесс. И тогда инновации возникают как результат решения традиционных педагогических задач иным, нетрадиционным способом, в процессе длительного накопления и осмысления фактов, действий, путем проб и ошибок, а потом уже получают научное определение и осмысление. Таким образом, можно еще раз говорить о двух серьезных проблемах в организации повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров: проблеме изучения педагогического опыта и использования его в системе повышения квалификации и проблеме внедрения в практику достижений психолого-педагогической науки. Именно на пересечении этих двух проблемных полей и выстраивается инновационный процесс как результат взаимодействия науки и практики.

Однако следует отметить, что результативность внедрения педагогических инноваций можно обеспечить, если это становится важнейшей задачей не только руководства, но и, в первую очередь , становится целью самого учителя. Необходимо создать условия формирования положительной мотивации учителей к непрерывному профессиональному самосовершенствованию в области изучения, осмысления и применения педагогических инноваций, а также определить творческий ресурс самостоятельной деятельности в области педагогической инноватики.

Все большее место в системе повышения квалификации приобретают электронное обучение, дистанционные технологии, участие в вебинарах, веб-конференциях и работа в чатах. Становятся реалиями жизни участия педагогов в сетевых методических онлайн-семинарах, которые значительно экономят время специалиста, позволяют в кратчайшие сроки актуализировать проблемы и оперативно найти способы их конструктивного решения. Все большее количество педагогов совершенствует уровень своего мастерства в формате виртуальной стажировки [2].

Выводы. В целом система повышения квалификации должна обязательно включать прогнозирование, планирование, мониторинг образовательного процесса и разработку программ на диагностической основе, оказывать поддержку инновационной деятельности педагогов. Причем, одним из наиболее значимых факторов, влияющих на эффективность достижения целей повышения квалификации, является стимулирование интереса и мотивации к повышению уровня своей профессиональной компетентности каждым педагогом.

В связи с этим становится актуальной разработка новой инновационной модели управления профессиональным развитием педагогов, которая помогала бы решать одновременно проблемы социально-профессиональной адаптации и становления молодых выпускников-педагогов и могла стимулировать профессиональную активность в непрерывном самообразовании учителей со стажем, была вариативной и адресной.

Литература:

1. Кашицына, Ю.Н., Романова, Г.А. Инновационные процессы в повышении квалификации педагогических кадров / Ю.Н. Кашицына, Г.А. Романова // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2017. Вып. 57. Ч. 6. С. 215-221.

2. Нечаев, М.П. Виртуальная стажировка как эффективный ресурс непрерывного педагогического образования / М.П. Нечаев, Г.А. Романова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016. № 3. С. 109-114.

3. Романова, Г.А. Актуальные проблемы модернизации педагогического образования Московской области / Г.А. Романова // Вестник МГОГИ. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 1. С. 51-55.

4. Романова, Г.А. Об организации системы непрерывного профессионального образования педагогических кадров / Г.А. Романова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 2. С. 404-411.

Педагогика

УДК: 378.147

кандидат педагогических наук Кравец Ирина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются возможности реализации интерактивных технологий в подготовке бакалавров профессионального обучения, способствующие усвоению дисциплины «Методика профессионального обучения».

Ключевые слова: интерактивные технологии, бакалавр профессионального обучения, методика профессионального обучения.

Annotation. The article reveals the possibilities of implementing interactive technologies in the preparation of bachelor of vocational training, contributing to the mastering of the discipline "Methods of vocational training". Keywords: interactive technology, bachelor of professional training, vocational training methods.

Введение. Происходящие изменения в системе современного высшего образования обусловили необходимость совершенствования подготовки бакалавра профессионального обучения, как компетентного и конкурентоспособного специалиста, умеющего успешно осуществлять профессиональную деятельность. Достижению поставленной цели будет способствовать обновление содержания практической подготовки студентов с использованием интерактивных технологий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.