ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАК ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Т.М. БАЛЫХИНА
Кафедра русского языка и методики его преподавания Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия
В статье обосновываются новые подходы к повышению квалификации специалистов в рамках постградуального образования. Автор обращает внимание на особенности мотивации, углубления и расширения профессиональных знаний, умений, навыков педагогов, а также делает вывод о необходимости постоянного профессионального роста в условиях жесткой конкуренции современной России.
Согласно социальным прогнозам, в недалеком будущем возрастет роль постградуального образования: обучения в аспирантуре, докторантуре, на отделениях и факультетах доподготовки, переподготовки, повышения квалификации. Это обусловлено рядом обстоятельств, среди которых:
- эволюционирование образовательных систем: «переход» высшей школы из категории «элитарная» в категорию «массовая». Хотя идея всеобщего высшего образования остается идеей будущего, уже сейчас происходит значительное расширение его базы. В развитых странах примерно 33% выпускников продолжают обучение в вузах, в США - до 44%, в Японии - до 40%. Полагают, что широкая доступность высшего образования станет важной и в то же время обыденной характеристикой современного развитого государства и его граждан;
- жесткая конкуренция на международном рынке образовательных услуг, технологий, профессий. Специалисты социальной сферы считают, что высокий уровень образования и профессиональной подготовки является важным фактором экономического процветания страны. Как не вспомнить в связи с этим деятельность Петра I по просвещению молодых умов, по развитию в России не только ремесел, но и профессий. Или решение властей послевоенной Южной Кореи на оставшиеся в казне деньги дать 25 достойным молодым людям образование в лучших учебных заведениях мира;
- интеграция целого ряда научных дисциплин, считавшихся ранее несвязанными, обособленными, и формирование таким образом новой интеллектуальной продукции, которая формирует в свою очередь компетенцию профессионала;
- «инженерное» (с помощью высоких технологий) решение педагогических и других задач. Новые формации специалистов в нынешнее время складываются под влиянием этапных событий, которые принято именовать революциями, подчеркивая их значимость - технологической, «зеленой» (проблемы экологии не только окружающей среды, но и профессий), компь^||^|||«щрвленческой
и т.д. УНИВЕРСИТЕТ
ДРУЖБЫ НАРОДОВ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
В современной рыночной России складываются такие отношения в сфере профессиональной деятельности, которые еще в 1964 году были сформулированы и объединены Беккером в теорию человеческого капитала: человек становится составным элементом в системе товарно-денежных отношений. Поэтому все более актуальна задача подготовки специалистов, чья деятельность принесет обществу ощутимый практический результат, а для личности откроет возможности собственного благополучия.
Нельзя не заметить, как постепенно складывается новая «природа» поведения человека в профессии: желание иметь профессиональные отличия, обеспечивающие кадровые и прочие преимущества.
Вместе с тем для качественного педагогического труда важна мотивация. Обрести новые мотивы в деятельности и рекомендации по их осуществлению помогает система повышения квалификации. Понятно, что сегодня от специалиста требуется отнюдь не «послушное отсиживание» один раз в пять лет на курсах ПК, а готовность к принятию решений в динамичных профессиональных ситуациях, к переподготовке в быстро меняющихся ориентирах профессиональной деятельности.
Профессиональная реализация педагога всегда связывалась 1) с осознанием персональной необходимости в приобретении необходимых знаний, 2) с умением мобилизовать, актуализировать знания, способы деятельности из числа уже усвоенных, 3) с желанием познать новое.
Для преподавателя русского языка как иностранного повышение квалификации - это форма совершенствования педагогической, научной, методической подготовки; совершенствование, обусловленное, с одной стороны, определенным изменением содержания и характера профессиональной деятельности, с другой - необходимостью регулярно углублять, пополнять, обновлять профессиональную компетенцию.
Последние десятилетия были отмечены негативными факторами, затрудняющими функционирование системы ПК. Среди них: уход
квалифицированных преподавателей в другие области деятельности из-за недостаточной социальной и финансовой оценки их труда; замедление смены поколений в профессорско-преподавательских коллективах русистов, вызывающее определенное старение коллективов, а также некоторое снижение качества труда; отсутствие полноценного нормативно-правового обеспечения системы; неудовлетворительное научно-информационное ее сопровождение; ряд других. Перечисленные факторы снизили уровень готовности личности к дополнительному образованию в системе ПК. В связи с этим важно находить такие формы, содержание, методы организации учебно-научной педагогической деятельности преподавателя РКИ, которые могли бы способствовать проявлению его инициативы и активности в самообразовании, в том числе через повышение квалификации.
Потребность в самообразовании, повышении квалификации - сложное свойство. Это своего рода путь преодоления внутренних противоречий между имеющимся уровнем профессиональной подготовки (я - реальное профессиональное) и некоторым воображаемым, моделируемым состоянием (я
- идеальное профессиональное). При этом представления об идеале постоянно меняются, а требования к нему растут как у самой личности, так и у общества.
К сожалению, не всеми руководителями структур языкового образования, коллективами кафедр проводится последовательная политика формирования у педагогов авторитета к непрерывному образованию, к совершенствованию своего мастерства, к развитию интеллектуальных и практических умений. Считается оправданной трата времени и сил педагога на поиск - путем «проб и ошибок» - адекватных практических, воспитательных, организационных умений.
С другой стороны, бытует мнение, что повышение квалификации больше значимо для начинающих, молодых преподавателей, трудно адаптирующихся в профессии.
Вместе с тем непрерывное образование, повышение квалификации в период взрослости является плодотворным в плане интеллектуальных достижений. Так, если оптимума физического потенциала и развития личности располагается в диапазоне от 24 до 35 лет, то интеллектуальные, вербальные функции личности, в частности связанной с коммуникативно-языковой деятельностью, прогрессируют и достигают высокого уровня после 45 лет (см.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания). То есть человек имеет неограниченные потенциальные возможности эволюционировать и как личность, и как профессионал. Однако если потребности, функции не подкрепляются усиленной мотивацией в совершенствовании профессиональной компетенции, они могут снижать свой уровень и эволюция приобретает отрицательный вектор развития.
Следует отметить, что процесс развития потребности, мотивации может оказаться достаточно длительным, преодолевающим этап за этапом: от ситуативной готовности к ПК (по рекомендации, а иногда и под давлением руководства кафедры, факультета и др.), через ситуативно-инициативную готовность к ПК (заинтересовала программа, появилось желание почерпнуть опыт у других педагогов, пополнить научный багаж) к инициативно-зрелой готовности (сознательное, систематическое, эмоционально-положительное стремление обогатить свой педагогический опыт).
Важно поэтому постоянно стимулировать познавательную, креативную деятельность педагога (в нашем случае - преподавателя РКИ), поддерживать потребность в такого рода деятельности и в формировании новых потребностей. Потребность в повышении квалификации, как правило, складывается из
- потребности в информации о знаниях (и в самих знаниях), необходимых для осуществления успешной педагогической деятельности;
- потребности в овладении умениями, навыками, способами, средствами, приемами наилучшего осуществления педагогической деятельности;
- потребности в планировании и прогнозировании собственной педагогической деятельности в конкретной предметной области.
Остановимся на важности формирования умений преподавателя четко планировать, организовывать свою методическую работу. Далеко не всегда это обсуждается на курсах повышения квалификации, хотя объем работы, к примеру, преподавателя РКИ в вузе весьма значителен и включает достаточно много видов работы.
Подсчитано, что ежегодно преподавателем выполняется более 80 разнообразных работ (см.: Трифонов В.В. Учебный процесс и его методическое обеспечение. 1993, сс. 170-196).
Так, к учебной работе относится: проведение аудиторных занятий, оценка учебной работы в течение семестра, проведение экзаменов и оценивание результатов обучения, руководство практикой и стажировками, руководство курсовым и дипломным проектированием (в качестве руководителя, консультанта, рецензента), проведение консультаций, индивидуальных собеседований; подготовка к текущим занятиям, проверка домашних заданий и Др.
Научно-методическая работа преподавателя РКИ в вузе включает: разработку (переработку) учебных программ, тематических планов, изучение документации, разработку и подготовку к изданию учебно-методических материалов; разработку дидактических и раздаточных материалов; участие в конференциях, семинарах, заседаниях кафедр, открытых занятиях; анализ оценочных мероприятий (зачетов, экзаменов), руководство методобъединением; рецензирование научных трудов, написание статей, сообщений и др.
Учебно-организаторская работа - это и участие в деятельности советов факультета, конкурсных комиссий, и анализ развития учебного процесса, и участие в воспитательной работе, и повышение квалификации, и т.д.
Ориентировочно доля времени, затрачиваемого преподавателем на выполнение различного рода работ, составляет: учебная работа - 30-40%, научно-исследовательская - 35-45%, учебно-организационная - 10-15%, то есть годовой «бюджет» времени без учета отпусков, во время которых преподаватель обычно также занят тем или иным видом педагогической деятельности, составляет 1620 часов (Там же, с. 187).
При этом, согласно нормативам расчета нагрузки (Бюллетень Минвуза СССР. 1984, № 7, с. 18-25), на разработку двухчасовой лекции тратится до 90 часов, учебной программы (на 100 часов) - 50 часов, материалов для экзаменов
- 30 часов и т.д.
Подчеркнем еще раз, повышение квалификации должно помогать преподавателю планировать свою деятельность, определять очередность выполнения заданий, учить ценить и рационально использовать свое время. Это проблема и организационная, и психологическая.
Естественно, что на курсах повышения квалификации, помимо формирования организаторских умений, формируются и совершенствуются разнообразные педагогические умения:
- дидактические (конкретные умения, связанные с подбором, подготовкой учебного материала, с убедительным, корректным его изложением в аудитории И др.);
- перцептивные (умения оценивать эмоциональное состояние учащихся, выявлять их психофизиологические особенности);
- коммуникативные;
- суггестивные (способности, заключающиеся в эмоционально-волевом воздействии на учащихся);
- исследовательские (умения познать, объективно оценить педагогические ситуации, педагогический процесс);
- предметные (профессиональное знание предмета обучения).
Итак, потребности современного педагога - преподавателя РКИ не ограничиваются высшим профессиональным образованием. Только непрерывное образование способно предоставить знания, умения, навыки, качества, необходимые ему для профессионального и социального продвижения, для личностного развития и гармонизации. Замечательно, что российским образованием не утрачена имеющая глубокие традиции форма обучения взрослых - повышение квалификации.
POSTGRADUATE STUDYING AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM
T.M. BALYKHINA
Department of Russian language and Methods of its teaching People’s Friendship University of Russia Miklukho-Maklaja Str., 6, 117198 Moscow, Russia
The article is devoted to the new methods of postgraduate study. The author pays attention to the specific features of motivation, to the extending of the sphere of teachers’ professional skills, and comes to the conclusion that it is necessary to perfect the professional skills permanently in the realities of modem Russia