Научная статья на тему 'Концепция постградуального обучения преподавателя иностранного языка'

Концепция постградуального обучения преподавателя иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТГРАДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ОБУЧЕНИЯ / ПРОЦЕСС ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ / POST-GRADUATION EDUCATION / QUALIFICATION IMPROVEMENT / PROFESSIONAL ACTIVITY / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / TEACHING SKILLS / CLASS ARRANGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конина Е. В.

В статье автором рассмотрены обобщенные результаты организации и проведения постградуального обучения преподавателей иностранного языка Пермского края на курсах по повышению квалификации. Указаны особенности разработанной методики. Детально описаны цели и задачи методики курсов повышения квалификации первого и второго уровня. Особо отмечено, что данные курсы направлены на повышение уровня мастерства преподавателя, приобретение практических навыков в обучении иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conception of post-graduation education of foreign language teachers

The article is concerned with the summarized results of the organization and carrying out of post-graduation training of foreign language teachers of Perm region in the advanced training courses. The features of the developed technique are discussed. The author describes in detail the goals and objectives of the methodology of advanced training courses of the first and second levels. It is emphasized that these courses are aimed at improving of teachers’ proficiency, acquisition of practical skills in foreign language teaching.

Текст научной работы на тему «Концепция постградуального обучения преподавателя иностранного языка»

УДК 378

Конина Евгения Владимировна

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Пермского филиала Волжского государственного университета водного транспорта

КОНЦЕПЦИЯ ПОСТГРАДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Konina Evgenia Vladimirovna

PhD in Education Science, Head of Humanities Department, Perm branch of Volga State University of Water Transport

THE CONCEPTION OF POST-GRADUATION EDUCATION OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

Аннотация:

В статье автором рассмотрены обобщенные результаты организации и проведения постградуального обучения преподавателей иностранного языка Пермского края на курсах по повышению квалификации. Указаны особенности разработанной методики. Детально описаны цели и задачи методики курсов повышения квалификации первого и второго уровня. Особо отмечено, что данные курсы направлены на повышение уровня мастерства преподавателя, приобретение практических навыков в обучении иностранному языку.

Ключевые слова:

постградуальное обучение, повышение квалификации, профессиональная деятельность, обучение иностранным языкам, практические навыки обучения, процесс проведения занятия.

Summary:

The article is concerned with the summarized results of the organization and carrying out of post-graduation training of foreign language teachers of Perm region in the advanced training courses. The features of the developed technique are discussed. The author describes in detail the goals and objectives of the methodology of advanced training courses of the first and second levels. It is emphasized that these courses are aimed at improving of teachers' proficiency, acquisition of practical skills in foreign language teaching.

Keywords:

post-graduation education, qualification improvement, professional activity, foreign language teaching, teaching skills, class arrangement.

Курсы повышения квалификации педагогов английского языка общеобразовательных учреждений Пермского края с последующей коррекцией методики преподавания представляют собой этап внедрения разработанной модели постградуального обучения в системе повышения квалификации преподавателей иностранного языка.

Предложенная модель схематически представляет собой пирамиду, в основе которой находится базовое высшее образование, далее - «первый уровень» постградуального обучения и на вершине - «второй уровень» постградуального обучения.

В обучении на курсах приняли участие педагоги Пермского края из городов Перми, Чайковского, Краснокамска, Березников, Красновишерска, Осы, Соликамска, Чернушки, Полазны, Чусо-вого, Очера, Кунгура, сел Частые, Кудымкара, Верещагино, Усть-Качки, Юсьвы, Орда, Куеда, Сива Пермского, Губахинского, Большесосновского, Кунгурского, Губахинского, Очерского, Чу-совского, Добрянского, Бардымского, Юсьвинского, Оханского, Нытвенского, Чердынского, Ку-дымкарского, Сивинского районов. В 2012-2013 гг. обучение на курсах «второго уровня» прошли 97 преподавателей.

Курсы «второго уровня» направлены на организацию процесса обучения таким образом, чтобы сформировать практические навыки в обучении иностранному языку. Преподаватели как изучают методику преподавания иностранного языка, так и принимают участие в практических занятиях, где они получают знания по следующим вопросам: грамматическая структура языка; лексические особенности языка, речь и произношение; проведение анализа возникновения ошибок и способов их коррекции; овладение актуальными технологиями обучения; отношения педагога и учащегося; подготовка и планирование занятий; управленческие решения на занятиях; использование методических рекомендаций и других пособий и материалов.

Целью курсов «первого уровня» является повышение уровня знаний иностранного языка преподавателей через теоретическое обучение методикам и технологиям преподавания.

Данный структурированный курс направлен на повышение квалификации с целью ознакомления педагогов с новейшими течениями и направлениями развития методики, а также предоставление возможности разработать собственную стратегию наиболее успешной организации самостоятельной педагогической деятельности.

Преподаватели изучают:

- систему языка;

- основы изучения языка и различные теории его преподавания;

- этапы планирования занятий, в том числе возможности использования дополнительных пособий, источников и материалов;

- особенности процесса проведения занятий.

В задачи курса входит повышение уровня мастерства преподавателя, исследование и изучение возможных методов и технологий преподавания иностранного языка.

В ходе подготовки преподаватели:

- восполняют существующие пробелы базового образования, уделяют особое внимание изучению подходов, не входящих в основную образовательную программу по методике преподавания иностранных языков при получении высшего образования или изучаемых недостаточно серьезно;

- структурируют свои знания по методике;

- вплотную изучают систему преподавания иностранного языка;

- осознают, что стоит за понятиями «коммуникативный» и «лингвопсихологический» подходы и способами их применения;

- овладевают основными подходами современной методики и узнают о тех факторах, из-за которых возникают данные изменения;

- проводят сравнительный анализ отечественных и зарубежных методик преподавания иностранных языков.

Методика разделена на несколько этапов, включающих в себя: систему языка и теоретические основы изучения языка и преподавание иностранного языка; планирование урока и применение дополнительных пособий, источников и материалов; процесс проведения занятий.

Первый этап «Система языка и теоретические основы изучения языка и преподавание иностранного языка» подразделяется на:

- изучение терминологии грамматики, фонетики и лексики систем иностранного языка, а также реализацию оценки речевых функций;

- получение навыков и умений следующих видов речевой деятельности: говорение, письмо, слушание и чтение;

- овладение теоретическими основами процесса обучения иностранному языку и понимание факторов, которые влияют на процесс освоения языка, включающих: мотивацию, объем и методы предъявления иноязычного материала, объяснение грамматики; индивидуальность учащегося (индивидуальный стиль освоения материала, избираемые учащимися стратегии овладения информацией, возраст, наличие предшествующего данному опыта изучения иностранного языка);

- овладение умением делать анализ ошибок в устной речи учащихся;

- понимание отличий процессов изучения иностранного и родного языка;

- умение учитывать индивидуальные потребности учащегося при овладении иностранным языком;

- знание теории методики преподавания иностранного языка и овладение разными методами и приемами обучения иностранному языку, а именно: способами преподавания ранее не изученного материала, способами контроля, предоставление заданий и упражнений на развитие умений и навыков;

- овладение необходимой методической терминологией с целью описания процесса учения.

Второй этап «Планирование урока и применение дополнительных пособий, источников и

материалов» нацелен на:

- овладение необходимыми знаниями по планированию как одного, так и системы занятий, а именно: определение цели, разработка модели построения урока и проведение его поэтапного планирования;

- знание способов построения как целого урока, так и его отдельных этапов;

- умение самостоятельно создавать поэтапную структуру урока в соответствии с запросами и потребностями учащихся;

- умение выбирать необходимую форму предварительного, текущего и итогового контроля в соответствии с целями обучения каждой группы обучающихся;

- умение подбирать необходимые пособия, источники и материалы.

Третий этап «Процесс проведения занятий» ориентирован на:

- развитие умения вести урок на иностранном языке, адаптируя его к уровню знаний учащихся, а именно способности: объяснить задание, помочь учащемуся в требуемой форме оформить собственное устное высказывание на иностранном языке, дать значение нового слова или выражения, понять коммуникативную цель высказывания учащегося на занятии;

- развитие способности определения причин ошибок учащихся;

- применение способов организации учебного процесса на занятии с целью внесения оживления и импульса самого процесса;

- правильное восприятие и исполнение собственных функций и роли преподавателем;

- овладение групповыми формами работы на занятии и развитие умения ими пользоваться;

- развитие умения исправлять как собственные ошибки, так и ошибки учащихся;

- овладение способами подачи необходимых оценочных комментариев на ответы учащихся.

Представленная методика отражает такую степень овладения преподавателем дополнительными элементами профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе и профессиональной среде стандартам и требованиям, а иногда и превышает их.

Профессионализм преподавателя - это не только достижение им высоких показателей при обучении, но и особенности его профессиональной мотивации, система устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда, того, что составляет профессиональное самосознание.

Профессиональное самосознание педагога включает представление человека о себе как о члене данного профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе профессиональных норм, правил, традиций, присущих профессиональному сообществу.

Э.Ф. Зеер под профессиональной деятельностью преподавателя иностранного языка понимает сложную деятельность, которая предстает перед языковой личностью как способ выполнения действий, имеет нормативно установленный профессией характер, является объективно сложной, поэтому трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения [1].

Ссылки:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2008. 336 с.

References:

1. Zeer, EF 2008, Psychology professions, Moscow, 336 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.