Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА РЫНКЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА РЫНКЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЭКОНОМИКА РЕЙСА / ТАРИФ НА ПЕРЕВОЗКУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Немчинов Олег Александрович, Моисеева Виктория Романовна

Роль внутреннего водного транспорта в экономике страны определяется особой значимостью выполняемых им функций. Несмотря на недостаточные показатели транспортной работы, речной транспорт играет важную роль в обеспечении тех регионов России, где плотность железных и автомобильных дорог низкая или перегружена, а сеть водных путей развита. В ходе исследования определены основные факторы, влияющие на объем перевозок внутренним водным транспортом. Обозначены преимущества использования водного транспорта и основные проблемные вопросы в современном его развитии. Проанализированы типы применяемых в Самарской области в пассажирских перевозках речных судов, состояние существующей инфраструктуры и развитость маршрутной сети. Рассмотрена возможность внедрения новых типов судов, сделаны предложения по корректировке существующего расписания движения. Выполнена экономическая оценка результатов производственной деятельности существующего и предлагаемого парка внутреннего водного транспорта. Проведена оценка перспектив окупаемости инвестиционного проекта по обновлению регионального парка судов внутреннего водного транспорта. Материалы данной статьи могут быть использованы в процессе разработки и реализации региональных программ развития речного транспорта, а также в учебном процессе в образовательных организациях при подготовке специалистов для транспортного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Немчинов Олег Александрович, Моисеева Виктория Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING COMPETITIVENESS OF INLAND WATER TRANSPORT IN THE SAMARA REGION PASSENGER TRANSPORT MARKET

The role of inland water transport in the country's economy is determined by the special significance of the functions it performs. Despite the insufficient indicators of transport work, river transport plays an important role in providing for those regions of Russia where the density of railways and roads is low or overloaded, and the waterway network is developed. The study identified the main factors affecting the volume of inland waterway transport. The advantages of using water transport and the main problematic issues in its modern development are indicated. The types of river vessels used in passenger traffic in the Samara region, the state of the existing infrastructure and the degree of development of the route network are analyzed. The possibility of introducing new types of vessels is considered, proposals are made to adjust the existing schedule of movement. An economic assessment of the results of the production activities of the existing and proposed fleet of inland water transport has been carried out. An assessment was made of the prospects for the payback of the investment project for the renewal of the regional fleet of inland waterway transport vessels. The materials of this article can be used in the process of developing and implementing regional programs for the development of river transport, as well as in the educational process in educational institutions when training specialists for the transport complex.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА РЫНКЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ»

DOI: 10.18287/2542-0461-2022-13-3-35-43 ЮЦ

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 656.32, 338.5

Дата поступления: 30.07.2022 рецензирования: 02.09.2022 принятия: 28.09.2022

Повышение конкурентоспособности внутреннего водного транспорта на рынке пассажирских перевозок Самарской области

О.А. Немчинов

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара, Российская Федерация E-mail: nemchinoff-samara@yandex.ru. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9624-7264

В.Р. Моисеева

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара, Российская Федерация E-mail: moiseewavika@icloud.com. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1634-5201

Аннотация: Роль внутреннего водного транспорта в экономике страны определяется особой значимостью выполняемых им функций. Несмотря на недостаточные показатели транспортной работы, речной транспорт играет важную роль в обеспечении тех регионов России, где плотность железных и автомобильных дорог низкая или перегружена, а сеть водных путей развита. В ходе исследования определены основные факторы, влияющие на объем перевозок внутренним водным транспортом. Обозначены преимущества использования водного транспорта и основные проблемные вопросы в современном его развитии. Проанализированы типы применяемых в Самарской области в пассажирских перевозках речных судов, состояние существующей инфраструктуры и развитость маршрутной сети. Рассмотрена возможность внедрения новых типов судов, сделаны предложения по корректировке существующего расписания движения. Выполнена экономическая оценка результатов производственной деятельности существующего и предлагаемого парка внутреннего водного транспорта. Проведена оценка перспектив окупаемости инвестиционного проекта по обновлению регионального парка судов внутреннего водного транспорта. Материалы данной статьи могут быть использованы в процессе разработки и реализации региональных программ развития речного транспорта, а также в учебном процессе в образовательных организациях при подготовке специалистов для транспортного комплекса. Ключевые слова: внутренний водный транспорт; электротранспорт; пассажирские перевозки; экономика рейса; тариф на перевозку.

Благодарность: работа выполнена при финансовой поддержке Международного научного фонда экономических исследований академика Н.П. Федоренко. Проект № 2021-134.

Цитирование. Немчинов О.А., Моисеева В.Р. Повышение конкурентоспособности внутреннего водного транспорта на рынке пассажирских перевозок Самарской области // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2022. Т. 13, № 3. С. 35-43. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2022-13-3-35-43.

Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. © Немчинов О .А., Моисеева В.Р., 2022

Олег Александрович Немчинов — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организации и управления перевозками на транспорте, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Виктория Романовна Моисеева — студент IV курса института авиационной и ракетно-космической техники, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

SCIENTIFIC ARTICLE

Submitted: 30.07.2022 Revised: 02.09.2022 Accepted: 28.09.2022

Increasing competitiveness of inland water transport in the Samara region

passenger transport market

O.A. Nemchinov

Samara National Research University, Samara, Russian Federation E-mail: nemchinoff-samara@yandex.ru. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9624-7264

V.R. Moiseeva

Samara National Research University, Samara, Russian Federation E-mail: moiseewavika@icloud.com. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1634-5201

Abstract: The role of inland water transport in the country's economy is determined by the special significance of the functions it performs. Despite the insufficient indicators of transport work, river transport plays an important role in providing for those regions of Russia where the density of railways and roads is low or overloaded, and the waterway network is developed. The study identified the main factors affecting the volume of inland waterway transport. The advantages of using water transport and the main problematic issues in its modern development are indicated. The types of river vessels used in passenger traffic in the Samara region, the state of the existing infrastructure and the degree of development of the route network are analyzed. The possibility of introducing new types of vessels is considered, proposals are made to adjust the existing schedule of movement. An economic assessment of the results of the production activities of the existing and proposed fleet of inland water transport has been carried out. An assessment was made of the prospects for the payback of the investment project for the renewal of the regional fleet of inland waterway transport vessels. The materials of this article can be used in the process of developing and implementing regional programs for the development of river transport, as well as in the educational process in educational institutions when training specialists for the transport complex. Key words: inland water transport; electric transport; passenger traffic; voyage economic; transportation tariff. Acknowledgements: the work was supported by the Academician Nikolai Fedorenko International Scientific Foundation of Economic Research. Project № 2021-134.

Citation. Nemchinov O.A., Moiseeva V.R. Increasing competitiveness of inland water transport in the Samara region passenger transport market. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie = Vestnik of Samara University. Economics and Management, 2022, vol. 13, no. 3, pp. 35-43. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2022-13-3-35-43. (In Russ.)

Information on the conflict of interest: authors declare no conflict of interest. © Nemchinov O.A., Moiseeva V.R., 2022

Oleg A. Nemchinov - Candidate of Economics, associate professor, associate professor of the Department of Transport Organization and Management, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Victoria R. Moiseeva - student of the IV course of the Institute of Aviation and Rocket and Space Technology, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Введение

Речной транспорт традиционно был важной составляющей отечественной экономики. С распадом СССР и переходом на рыночную экономику произошло резкое снижение основных показателей перевозочной деятельности на внутреннем водном транспорте, что привело к уменьшению его доли в общем объеме перевозок до 2 % [1; 2].

Самарский регион предрасположен к развитию внутреннего водного транспорта, так как на территории области протекает одна из крупнейших рек России - Волга. Основными проблемами, препятствующими развитию речного транспорта, стали устаревший флот, изношенность компонентов транспортной инфраструктуры отрасли, отсутствие механизмов повышения конкурентоспособности по сравнению с другими видами транспорта, осуществление пассажирских перевозок нелицензиро-ванными перевозчиками [3]. Еще одной общей проблемой является рост цен на топливо. Указанные проблемы не позволяют в полной мере использовать преимущества внутреннего водного транспорта в рамках единой транспортной системы области.

Цельб исследования - оценка перспектив обновления парка внутреннего водного транспорта для пассажирских перевозок на территории Самарской области.

Ход исследования

Основными стратегическими преимуществами речного транспорта являются: значительные резервы пропускной способности внутренних водных путей, низкая себестоимость перевозок на дальние и средние расстояния, относительно низкие затраты на создание и содержание путей [4]. Активизация использования внутреннего водного транспорта приведет к снижению расходов на содержание автомобильной и железнодорожной составляющих транспортной инфраструктуры, уменьшению негативного воздействия транспорта на окружающую среду [5; 6].

Основным региональным перевозчиком пассажиров внутренним водным транспортом по пригородным маршрутам выступает «Самарское речное пассажирское предприятие» (ООО «СРПП») [7]. Результаты анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «СРПП» свидетельствуют об ухудшении экономического состояния компании. В этой связи необходим поиск путей повышения эффективности деятельности предприятия. В настоящее время одной из основных причин снижения объема перевозок внутренним водным транспортом стал устаревший флот [8].

В навигацию 2021 г. перевозки пассажиров осуществлялись по 4 маршрутам с 17 остановочными пунктами общей протяженностью 120 км. Перевозки осуществляются по направлениям Самара - Рождествено, Самара - Винновка, Осипенко - Гаврилова Поляна, Самара - Зольное. Рейсы выполняются на судах Ом и «Москва». С 2017 по 2019 год действовали скоростные речные маршруты Самара - Тольятти и Самара -Сызрань, выполняемые судами на подводных крыльях «Восход» [9]. В настоящее время данное сообщение отсутствует.

Проведем оценку себестоимости выполнения рейсов существующим парком речных судов. Структура расходов по статьям затрат:

Э = КОТ + ЭСН + ЭБП + Эт + ЭР + ЭА + ЭСМ + ЭИП + ЭКХО + ЭПРОЧ>

где ИОт - затраты на оплату труда; ЭСН - отчисления на социальные нужды; ЭБП - затраты на бесплатное питание экипажа; ЭТ - затраты на топливо; ЭР - затраты на навигационный ремонт; ЭА - затраты на амортизацию основных фондов; ЭСМ - затраты на смазочные материалы; ЭИП - затраты на износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; Экхо - платежи за комплексное и хозяйственное обслуживание судов и услуги сторонних предприятий; ЭПРОЧ - прочие прямые расходы [10].

В таблице 1 и на рисунке 1 представлены эксплуатационные затраты по всем маршрутам, а также общие затраты на эксплуатацию судов в навигационный период. Итоговые затраты по всем маршрутам составляют около 47 млн руб.

Таблица 1 - Эксплуатационные затраты ООО «СРПП»

Table 1 - Operating costs of «Samara River Passenger Enterprise»

Параметр Маршрут

Самара -Рождествено Самара -Ширяево -Зольное Самара -Винновка (с. Осиновка) Осипенко -Гаврилова Поляна

Тип судна Ом «Москва»

Пассажировместимость, чел. 24 [2 243

Количество судов, ед. 2 1 1 1

Протяженность маршрута, км 6 52 33 19

Период навигации, дн. 207 182 199 188

Общие затраты на выполнение рейсов за навигацию, руб. 17 784 395 11 128 743 10 334 794 7 642 566

Создание новых судов внутреннего плавания является приоритетной линией развития речного транспорта [11]. Министерство транспорта Самарской области планирует выделить деньги на покупку новых скоростных судов на подводных крыльях «Валдай-45Р» [12; 13].

Рассмотрим перспективы закупки двух судов «Валдай-45Р» для реализации существующих и предлагаемых маршрутов. Одно судно будет ходить по маршруту Самара - Тольятти и Самара - Ширяево, другое - по маршруту Самара - Сызрань и Осипенко - Гаврилова Поляна. Разработанное в ходе исследования расписание судов представлено в таблице 2.

■ Затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, бесплатное питание

■ Затраты на топливо за навигацию

■ Затраты на навигационный ремонт

■ Затраты на амортизацию основных фондов

■ Затраты на материалы

■ Затраты на износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов

■ Платежи за комплексное и хозяйственное обслуживание судов и услуги сторонних предприятий

■ Прочие прямые расходы

Рисунок 1 - Структура эксплуатационных затрат ООО «СРПП» Figure 1 - Operating cost structure of «Samara River Passenger Enterprise»

Таблица 2 - Предлагаемое расписание движения судов

Table 2 - Proposed ship timetable

Дни отправления Маршрут

Тольятти - Самара

Тольятти Шлюз №21 Шлюз №23 Зольное Ширяево Самара

понедельник - четверг 6:00 6:05-6:25 6:30-6:50 7:05 7:25 16:30 8:00 17:05

пятница - воскресенье 6:00 16:00 6:05-6:25 16:05-16:25 6:30-6:50 16:30-16:50 7:05 17:05 7:25 17:25 8:00 18:00

Дни отправления Самара - Тольятти

Самара Ширяево Зольное Шлюз №23 Шлюз №21 Тольятти

понедельник - четверг 9:30 18:30 10:10 19:05 19:25 19:40-20:00 20:05-20:25 20:30

пятница - воскресенье 9:00 18:30 9:35 19:05 9:55 19:25 10:10-10:30 19:40-20:00 10:35-10:55 20:05-20:25 11:00 20:30

Протяженность маршрута, км 73

Период навигации 30.04 - 29.10

Дни отправления Маршрут

Сызрань - Самара

Сызрань Осиновка Винновка (Монастырь) Самара

Ежедневно 6:00 7:30 7:40 8:15

Дни отправления Самара - Сызрань

Самара Винновка (Монастырь) Осиновка Самара

Ежедневно 18:00 18:35 18:45 20:15

Протяженность маршрута, км 122

Период навигации 30.04 - 29.10

Дни отправления Маршрут

Осипенко - Гаврилова Поляна

Осипенко Поляна им. Фрунзе Пляж Поляны им. Фрунзе Подгоры Гаврилова Поляна

Ежедневно 8:45 16:15 8:55 16:25 9:05 16:35 9:15 16:45 9:25 16:55

1,6%

0,3% 3,0%

Продолжение Таблицы 2

Дни отправления Гаврилова Поляна - Осипенко

Гаврилова Поляна Подгоры Пляж Поляны им. Фрунзе Поляна им. Фрунзе Осипенко

Ежедневно 10:30 17:00 10:35 17:05 10:45 17:15 10:55 17:25 11:10 17:35

Протяженность маршрута, км 19

Период навигации 17.04 - 29.10

Общая сумма затрат в период навигации составит около 26 млн руб. (таблица 3). Таблица 3 - Затраты по эксплуатации судов «Валдай-45Р», руб.

Маршрут Самара - Тольятти Самара - Сызрань

Статьи затрат^^^-^^^ Самара - Ширяево Осипенко - Гаврилова Поляна

К-оъ эсн эбп 556 085 582 017

Эт 3 678 289 5 252 382

Эр 2 310 254 2 310 254

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эа 2 900 000 2 900 000

эсм 136 877 162 608

эип 200 000 200 000

экхо 195 630 228 145

эпроч 1 995 427 2 327 081

Э 11 972 562 13 962 487

Себестоимость перевозки 1 пассажира рассчитывалась по «Методическим указаниям по расчету тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении и на переправах», утвержденным Департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области:

1) Ежегодная минимальная прибыль: П = S/T,

где S - стоимость судна (S = 100 млн. руб.); Т - срок окупаемости судна (Т = 12 лет);

2) Пассажиропоток: N = КЗМРпР,

где КЗМ - коэффициент занятости мест (100, 85, 70 %); Р - пассажировместимость судна; np - количество рейсов за навигацию;

3) Себестоимость перевозки 1 пассажира: C = Э/N, где Э - эксплуатационные затраты;

Пгод

4) Минимально необходимая прибыль с билета: П = ;

5) Прогнозируемая цена билета: Ц = С + П.

Как видно из полученных результатов, покрытие затрат на закупку судов «Валдай-45Р» требует установки высоких цен на билеты на перевозку пассажиров (таблица 4). В этих условиях данная услуга будет мало востребована населением региона. Эксплуатация данного типа судна наиболее выгодна при межрегиональных перевозках. В данном случае возможно применение субсидирования перевозок, распределенного в равных долях или пропорционально между регионами. Все это указывает на нецелесообразность коммерческого применения судов «Валдай-45Р» в массовых региональных пассажирских перевозках.

19 ноября 2020 года в Москве, на площадке форума «Транспортная неделя 2020», губернатор Самарской области провел рабочую встречу с заместителем генерального директора ООО «Эмпериум», в ходе которой обсуждалась возможность реализации в регионе инвестиционного проекта по созданию сети городского водного электротранспорта [14; 15].

В рамках инвестиционного проекта планируется закупка 3 судов Ecovolt. Предположим, что два судна будут ходить по маршруту Самара - Рождествено, третье - по маршруту Самара - Шелехметь. Расписание для маршрутов остается прежним. Процедура зарядки выполняется с помощью специальной стационарной станции, стоимость которой 17 млн руб. (таблица 4).

Таблица 4 - Определение цены билета проезда 1 пассажира на «Валдай-45Р» Table 4 - Determining the price of a ticket for 1 passenger on «Valdai-45R»_

Самара - Тольятти

P пР

45 520

кзм N, чел. C,руб. П,руб. Ц, руб.

100 % 23 400 512 356 868

85 % 19 890 602 419 1 021

70 % 16 380 731 509 1 240

Самара - Сызрань

P пР

45 364

кзм N, чел. C,руб. П,руб. Ц, руб.

100 % 16 380 852 509 1 361

85 % 13 923 1 003 599 1 601

70 % 11 466 1 218 727 1 945

Осипенко - Гаврилова Поляна

P пр

45 752

кзм N, чел. C,руб. П,руб. Ц, руб.

100 % 33 840 413 246 659

85 % 28 764 485 290 775

70 % 23 688 589 352 941

Рассчитанные значения эксплуатационных затрат по маршрутам представлены в таблице 5. Общая сумма составит около 15,5 млн руб. Для наглядности получаемого экономического эффекта сравним данное значение с аналогичными затратами по существующему парку судов, выполняющих рейсы по маршрутам Самара - Рождествено, Самара - Шелехметь (рисунок 2). Общая экономия должна составить около 10 млн руб.

Таблица 5 - Затраты по эксплуатации судов ЕсоуоК

Маршрут Статьи затрат Самара - Рождествено Самара - Шелехметь

Количество судов, ед. 2 1

Рот, Эсн, Эбп, руб. 1 264 940 611 227

Ээл*, руб. 745 343 953 125

ЭР, руб. 1 392 380 696 190

Эа, руб. 4 000 000 2 000 000

Эсм, руб. 360 403 210 823

Эип, руб. 320 000 160 000

Экхо, руб. 161 661 92 627

Эпроч, руб. 1 648 945 944 798

Э, руб. 9 893 672 5 668 790

ЭЭЛ - затраты на электроэнергию

Беоуок планируется окупить за 6 лет. В инвестиционные затраты, относимые к маршруту Самара - Рождествено, включена стоимость зарядной станции. Тогда ежегодная минимальная прибыль на одно судно должна составить:

П™Г»,= 88^=14 750 000 руб.,

для Шелехметь:

гол Шел 80 000 000 П™дпШел' =---= 13 333 333 руб.

л

м

л

н

S3

а

н о

а

м а

- S 2

= s

= я

о а

S -

я -

а а

н я

-

¡у

Ч

В

о

И

т

30 000 000

25 000 000

20 000 000

15 000 000

10 000 000

5 000 000

25 371 027

15 562 462

ОМ, Москва Типы судов Ecovolt

0

Рисунок 2 - Сопоставление эксплуатационных затрат существующего и предлагаемого парка судов Figure 2 - Comparison of operating costs of the existing and proposed fleet of vessels

В таблице 6 представлены прогнозируемые цены билетов, которые сопоставимы с существующими.

Таблица 6 - Определение цены билета проезда 1 пассажира на Ecovolt Table 6 - Determining the price of a ticket for 1 passenger on Ecovolt

Самара - Рождествено

P np

100 2 900

кзм N, чел. C, руб. П, руб. Ц,руб.

100 % 290 000 34 51 85

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

85 % 246 500 40 60 100

70 % 203 000 49 73 122

Самара - Шелехметь

P np

100 1 194

кзм N, чел. C,руб. П, руб. Ц,руб.

100 % 119 400 47 112 159

85 % 101 490 56 131 187

70 % 83 580 68 159 227

В этой связи видится перспективным использование электросудов Есоуок. Внедрение электросудов позволит в том числе расширить спектр предоставляемых услуг, например внедрить в практику предприятия прогулочные рейсы. Кроме того, использование экологичных судов способствует решению проблемы загрязнения акватории реки Волги.

Полученные результаты и выводы

Таким образом, качественное развитие сложной транспортной системы в крупных городах, расположенных на реках, а также повышение эффективного функционирования речного пассажирского сообщения предполагают обновление флота. В связи с этим необходим поиск решений задачи определения такого состава транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта, при котором

в максимальной степени будут удовлетворены требования основных ее субъектов (пассажиров, судовладельцев и государства) по удобству, рентабельности и безопасности.

Библиографический список

1. Некрасов Н.А., Варакса А.М., Фютик И.Г. Экономические проблемы внутреннего водного транспорта и перспективы его развития // Идеи и идеалы. 2017. Т. 2, № 3 (33). С. 145-153. DOI: http://doi.org/ 10.17212/2075-0862-2017-3.2-145-153. EDN: https://www.elibrary.ru/zhzrov.

2. Объемы региональных и межрегиональных перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом // Сайт Единой межведомственной информационно-статистической системы. 2022. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/35049 (дата обращения: 05.11.2021).

3. Носков В.А., Носков И.В. Развитие пассажирского водного транспорта как фактор роста пассажироемкости ВРП Самарской области // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 5 (127). С. 41-47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23522827. EDN: https://elibrary.ru/tutmvd.

4. Пантина Т.А., Бородулина С.А. Критерии и факторы роста конкурентоспособности внутреннего водного транспорта // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2018. № 3. С. 68-77. DOI: http://doi.org/10.24143/2073-5537-2018-3-68-77. EDN: https:// elibrary.ru/xyzdmt.

5. Распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 327-р «Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерация на период до 2030 года». URL: https://mintrans.gov.ru/ documents/8/8910 (дата обращения: 22.11.2021).

6. Картамышева Е.С., Иванченко Д.С., Бекетова Е.А. Судно как источник загрязнения окружающей среды // Молодой ученый. 2018. № 25 (211). С. 12-15. URL: https://moluch.ru/archive/211/51586; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35161967. EDN: https://elibrary.ru/xronyt.

7. Официальная информация о предприятии «Самарское речное пассажирское предприятие» // Сайт Самарского речного пассажирского предприятия. 2022. URL: http://srpp63.ru/home-2/o-predpriyatii (дата обращения: 22.11.2021).

8. Список судов, для которых «Самарское речное пассажирское предприятие» является владельцем и оператором // Сайт «Водный транспорт». 2022. URL: https://fleetphoto.ru/list.php?eid_own=4082 (дата обращения: 25.11.2021).

9. Расписание скоростного речного маршрута «Самара - Тольятти» // Сайт городского информационного портала «Tlt.ru». 2022. URL: https://tlt.ru/city/stalo-izvestno-raspisanie-skorostnogo-rechnogo-marshruta-samara-tolyatti/1983183 (дата обращения: 10.12.2021).

10. Приказ Министерства транспорта РФ от 08 марта 1993 г. № ВА-6/152 «Отраслевая инструкция по составу затрат и калькуляции себестоимости работ и услуг предприятий основной деятельности речного транспорта». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=42797 (дата обращения: 28.01.2022).

11. Распоряжение Правительства Самарской области от 27 февраля 2015 г. № 123-р «Об утверждении концепции развития речного пассажирского транспорта Самарской области». URL: https:// docs.cntd.ru/document/450246949 (дата обращения: 25.01.2022).

12. Характеристики судна ВАЛДАЙ-45Р // Сайт Центрального конструкторского бюро им. Р.Е. Алексеева. 2022. URL: http://www.ckbspk.ru/products/suda-na-podvodnyih-kryilyah/valdaj-45r (дата обращения: 07.02.2022).

13. Руди Д.И., Домке Т.Г. Актуальность проблемы повышения энергоэффективности судов морского и речного флота // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы: сборник статей V Международной научно-практической конференции (10 декабря 2017 г.). Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 124-127. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32207109. EDN: https:// elibrary.ru/ykiawq.

14. Характеристики судна ECOVOLT // Сайт НПК «Морсвязьавтоматика». 2022. URL: https:// emperium.ru/ecovolt (дата обращения: 07.02.2022)

15. Ягоферов А.А., Чабанов Е.А. Перспективы развития судов с полностью электрическими энергетической и силовой установками // Транспорт: проблемы, цели, перспективы (Транспорт 2020): материалы всероссийской научно-технической конференции (15 февраля 2020 г.). Пермь: Пермский

филиал ВГУВТ, 2020. С. 138-141. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42893785. EDN: https:// elibrary.ru/grssgj.

References

1. Nekrasov N.A., Varaksa A.M., Fyutik I.G. Economic problems of water transport and opportunities of its development. Ideas and Ideals, 2017, vol. 2, no. 3 (33), pp. 145-153. DOI: http://doi.org/10.17212/2075-0862-2017-3.2-145-153. EDN: https://www.elibrary.ru/zhzrov. (In Russ.)

2. Volumes of regional and interregional transportation of goods and passengers by inland water transport. Retrieved from the website of the Unified Interdepartmental Information and Statistical System, 2022. Available at: https://www.fedstat.ru/indicator/35049 (accessed 05.11.2021). (In Russ.)

3. Noskov V.A., Noskov I.V. Development of passenger water transport as a factor in the growth of the passenger capacity of the GRP of the Samara region. Vestnik of Samara State University of Economics, 2015, no. 5 (127), pp. 41-47. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23522827. EDN: https://elibrary.ru/tutmvd. (In Russ.)

4. Pantina T.A., Borodulina S.A. Criteria and factors of inland water transport competitiveness growth. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics, 2018, no. 3, pp. 68-77. DOI: http://doi.org/ 10.24143/2073-5537-2018-3-68-77. EDN: https://elibrary.ru/xyzdmt. (In Russ.)

5. Decree of the Government of the Russian Federation dated February 29, 2016 № 327-r «Strategy for the development of inland water transport of the Russian Federation for the period up to 2030». Available at: https://mintrans.gov.ru/documents/8/8910 (accessed 22.11.2021). (In Russ.)

6. Kartamysheva E.S., Ivanchenko D.S., Beketova E.A. Vessel as a source of environmental pollution. Molodoi uchenyi, 2018, no. 25 (211), pp. 12-15. Available at: https://moluch.ru/archive/211/51586/; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35161967. EDN: https://elibrary.ru/xronyt. (In Russ.)

7. Official information about the Samara River Passenger Enterprise. Retrieved from the official website of the Samara River Passenger Enterprise, 2022. Available at: http://srpp63.ru/home-2/o-predpriyatii (accessed 22.11.2021) (In Russ.)

8. List of vessels for which the Samara River Passenger Enterprise is the owner and operator. Retrieved from the official website «FleetPhoto», 2022. Available at: https://fleetphoto.ru/list.php?eid_own=4082 (accessed 25.11.2021). (In Russ.)

9. Schedule of the high-speed river route «Samara - Togliatti. Retrieved from the official website of the city information portal «Tlt.ru». 2022. Available at: https://tlt.ru/city/stalo-izvestno-raspisanie-skorostnogo-rechnogo-marshruta-samara-tolyatti/1983183 (accessed 10.12.2021). (In Russ.)

10. Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation dated March 08, 1993 № VA-6/152 «Industry instruction on the composition of costs and calculation of the cost of works and services of enterprises of the main activities of river transport». Available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=42797 (accessed 28.01.2022). (In Russ.)

11. Decree of the Government of the Samara region dated February 27, 2015 № 123-r «On approval of the concept for the development of river passenger transport in the Samara region». Available at: https:// docs.cntd.ru/document/450246949 (accessed 25.01.2022). (In Russ.)

12. Characteristics of the vessel VALDAI-45R. Retrieved from the official website of the Alekseyev Central Hydrofoil Design Bureau, 2022. Available at: http://www.ckbspk.ru/products/suda-na-podvodnyih-kryilyah/valdaj -45r/ (accessed 07.02.2022). (In Russ.)

13. Rudy D.I., Domke T.G. The urgency of the problem of energy efficiency of ships of sea and river fleet. In: Innovative development of modern science: problems, patterns, prospects: collection of articles of the V International research and practical conference (December 10, 2017). Penza: Nauka i Prosveshchenie, 2017, pp. 124-127. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32207109. EDN: https://elibrary.ru/ykiawq. (In Russ.)

14. Characteristics of the vessel ECOVOLT. Retrieved from the official website of NPK Morsvyazavtomatica, 2022. Available at: https://emperium.ru/ecovolt (accessed 07.02.2022). (In Russ.)

15. Yagoferov A.A., Chabanov E.A. Prospects for the development of ships with fully electric power and power plants. In: Transport: problems, goals, prospects (Transport 2020): materials of the All-Russian research and technical conference (February 15, 2020). Perm: Permskii filial VGUVT, 2020, pp. 138-141. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42893785. EDN: https://elibrary.ru/grssgj. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.