Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ ООО "ЕМЕЛЬЯНОВСКОЕ"'

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ ООО "ЕМЕЛЬЯНОВСКОЕ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / СЕБЕСТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорин А.А., Абакумова Ж.В.

В статье представлен анализ уровня конкурентоспособности производства продукции на конкретном предприятии АПК Красноярского края - ООО «Емельяновское». На основании проведенного анализа раскрыты основные мероприятия, которые позволят повысить конкурентоспособность предприятия: приобретение линии фасовочного оборудования с целью выпуска продукции под собственной товарной маркой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE IN MODERN CONDITIONS ON THE EXAMPLE OF "EMELYANOVSKOE"

In the article the analysis of level of competitiveness of production of goods is presented on the concrete enterprise of the Krasnoyarsk edge - LTD. " of Emelyanovskoe". On the basis of the conducted analysis basic measures that will allow to promote the competitiveness of enterprise are exposed: acquisition of line of packing equipment with the purpose of producing of products under an own commodity brand.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ ООО "ЕМЕЛЬЯНОВСКОЕ"»

УДК 338.43

Федорин А.А. студент 4 курса

Институт электронно-дистанционного обучения

Абакумова Ж.В. старший преподаватель Инженерно-экономический институт «Сибирский государственный университет науки и технологий

имени академикаМ.Ф. Решетнева» Россия, г. Красноярск ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЕМЕЛЬЯНОВСКОЕ»

Аннотация:

В статье представлен анализ уровня конкурентоспособности производства продукции на конкретном предприятии АПК Красноярского края - ООО «Емелъяновское». На основании проведенного анализа раскрыты основные мероприятия, которые позволят повысить конкурентоспособность предприятия: приобретение линии фасовочного оборудования с целью выпуска продукции под собственной товарной маркой.

Ключевые слова: Маркетинг, конкурентоспособность, конкуренция, стратегия, рентабельность, финансовый результат, себестоимость.

Fedorin A.A.

Student

4th year, Institute of electronic and distance learning "Siberian state University of science and technology named after academician M. F. Reshetnev"

Russia, Krasnoyarsk Abakumova, J. V. senior lecturer Engineering economic Institute "Siberian state University of science and technology named after academician M. F. Reshetnev"

Russia, Krasnoyarsk INCREASE OF COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE IN MODERN CONDITIONS ON THE EXAMPLE OF "EMELYANOVSKOE"

Annotation:

In the article the analysis of level of competitiveness ofproduction of goods is presented on the concrete enterprise of the Krasnoyarsk edge - LTD. " of Emelyanovskoe". On the basis of the conducted analysis basic measures that will allow to promote the competitiveness of enterprise are exposed: acquisition of line of packing equipment with the purpose of producing of products under an own

commodity brand.

Keywords:

Marketing, competitiveness, competition, strategy, profitability, financial result, prime price

В условиях экономики переходного периода небольшие предприятия агропромышленного комплекса, функционирующие в регионах, занимают особое положение, не позволяющее им в полной мере обеспечивать высокий уровень конкурентоспособности относительно крупных аграрных холдингов. Данная ситуация объясняется зависимостью сельского хозяйства от природных факторов, его ярко выраженным сезонным характером производства и, в условиях отсутствия возможности реализации стратегии диверсификации деятельности, низкой доходностью. Помимо этого, вся сельскохозяйственная отрасль на сегодняшний день является более отсталой в технологическом плане по сравнению с другими отраслями и медленнее приспосабливается к меняющимся экономическим и технологическим условиям.

Совокупность обозначенных проблем свидетельствует о необходимости разработки конкурентной стратегии региональных предприятий АПК, которая должна быть основана на модификации базовых условий аграрного воспроизводства.

Понятие конкурентоспособность предприятия очень многогранно и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия [3, с.95].

Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, выражающая различия развития данного предприятия от развития конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по уровню эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует его имеющиеся и потенциальные возможности, а также динамику приспособления предприятия к изменяющимся условиям рыночной конкуренции.

Конкурентоспособность производственного предприятия является результатом взаимодействия комплекса факторов (Рисунок 1).

Производственный фактор: те хнико-технологическая оснащенность, отлаженность производственного процесса Сбытовой фактор: наличие собственной сбытовой сети/точек продаж, затраты на рекламу -*- Внутрирыночный фактор: насыщенность рынка, занимаемая доля рынка, темп изменения спроса

Конкурентоспособность предприятия АПК

^^ 1 ^^

Качество: сертифицированная система качества, контроль по предупреждению брака Цена: метод и стратегия ценообразования, себестоимость: затраты в производстве и сбыте Бренд: известность товаропроизводителя, потребительские предпочтения

Рисунок 1 - Факторы повышения конкурентоспособности продукции

предприятия АПК В ходе анализа теоретических основ обеспечения конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса было установлено, что в современных условиях их конкурентоспособность находится в непосредственной зависимости от инновационной деятельности, от технического и технологического перевооружения предприятия. Данная деятельность создает конкурентные преимущества конкретным продуктам и обеспечивает хорошие конкурентные позиции предприятий на внутреннем рынке. Вместе с тем, формирование конкурентных преимуществ и обеспечение конкурентных позиций на рынке может достигаться благодаря известным маркетинговым инструментам, сущность которых раскрыта в таблице 1.

Таблица 1 - Направление обеспечения конкурентных преимуществ предприятия_

Направление Характеристика

Выделение границ рынка, выявления наиболее значимых конкурентов Определение позиции предприятия на рынке, построение эффективной модели предприятия (стратегии)

Диагностика целей и намерений конкурентов Позволяет выявить степень их удовлетворения текущей позицией на рынке, предусмотреть возможность изменения существующего расположения сил.

Проведение маркетингового анализа и формирование ценовой политики предприятия Суть маркетингового анализа заключается в изучении спроса на данный вид товара (услуги, работы).

Таким образом, можно утверждать, что важным шагом при разработке стратегии обеспечения конкурентоспособности производства является создание на предприятии комплексной системы управления конкурентоспособностью, которая включает в себя необходимые организационно-экономические и технико-технологические мероприятия [2, с. 36].

В рамках практической части исследования нами был проведен анализ конкурентоспособности ООО «Емельяновское» - одного из ведущих многоотраслевых сельскохозяйственных предприятий Емельяновского района Красноярского края.

В ходе проведенного анализа были изучены основные элементы внешней и внутренней среды предприятия, согласно распространенным в управленческой науке, методикам STEP и SNW[1, c. 315].

На основании полученных данных нами были определены сильные и слабые стороны предприятия, потенциальные угрозы внутренней и внешней среды, нейтрализовав которые можно повысить конкурентоспособность компании. Возможные мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Емельяновское» представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Угрозы конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и мероприятия по их устранению_

Перечень угроз Мероприятия по устранению и нейтрализации

Внешние угрозы макроокружения

1. Повышения цен на средства производства для отрасли Заключение долгосрочных контрактов с поставщиками основных средств

2. Низкая инвестиционная и инновационная привлекательность сельскохозяйственного производства Привлечение инвесторов в целях создания всесезонного производства: линий по выпуску молочной продукции для розничных сетей под собственной торговой маркой. Данная мера в

3. Угрозы в сбытовой деятельности: неэластичный спрос на продукцию сельского хозяйства приводит к диктату закупочных цен со стороны переработчика с/х продукции Расширение производства продукции под собственной торговой маркой (на фоне роста основных производственных фондов предприятия: создания линий по выпуску молока и молочной продукции).

Внутренние угрозы

1. Угрозы производственно-технологического процесса: низкие урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность Контроль со стороны производственных специалистов (агрономов и ветеринаров) соблюдение сроков посева и уборки урожая, недостаточное внесение удобрений, -------бо си —й-------- ой б----— и ие

2. Низкое качество трудовых ресурсов, которое связано с низким уровнем профессиональной подготовки кадров, низкой заработной платой Автоматизация производственных процессов, сокращение ручного труда (разнорабочих), высвобождение денежных средств с целью поднятия заработной платы квалифицированным специалистам.

3. Низкая обеспеченность и уровень используемых основных средств Наращивание стоимости основных производственных фондов за счет

приобретения высокотехнологичного оборудования. Вместе с тем данная мера позволит автоматизировать процессы труда, сократить расходы на персонал, обеспечить выпуск собственной конкурентоспособной на рынке края продукции._

На основании данных проведенного анализа можно утверждать, что повышению конкурентоспособности продукции предприятия будет способствовать мера по созданию собственного всесезонного производства -линии по выпуску молочной продукции для розничных сетей под собственной торговой маркой. Это мероприятие позволит автоматизировать процессы труда, сократить расходы на персонал, а также нейтрализовать угрозы со стороны потребителей, связанные с диктатом закупочных цен, поскольку, реализуя свою продукцию в розницу самостоятельно предприятие получит право единолично формировать рыночную цену на свою продукцию.

Вместе с тем внедрение новой линии позволит выпускать брендированную продукцию под собственной торговой маркой «Емельяновское молоко», что повысит узнаваемость продукции компании у конечного покупателя, а в совокупности с высоким качеством и натуральностью, приведет к формированию собственной сбытовой аудитории и постоянных покупателей.

В целях анализа эффективности предложенного мероприятия обратимся к изменениям технико-экономических показателей его работы вследствие внедрения нового оборудования (табл. 3).

Таблица 3 - Технико-экономические показатели деятельности ООО «Емельяновское» после внедрения инвестиционного проекта_

Наименование показателя Годы Темп изменения, %

2016 2018 (прогноз) 2019 (прогноз) 2018/2016 2019/ 2016

1. Выручка от продаж, тыс. руб. 143732 150430 178291 108,70 129,2 1

2. Выпуск товаров и услуг, тыс. руб. 148714 156432 186021 106,99 126,8 1

3. Площадь с.-х. угодий, га 5645 5339 5339 100,00 100,0 0

4. Среднегодовая стоимость ОФ, тыс. руб. 269073 273135,5 277198 101,58 103,1 5

5. Фондоотдача, руб./руб. 0,49 0,55 0,64 112,05 131,1 6

6. Себестоимость, тыс. руб.: 133136 118634 120672 107,19 101,7 2

- выпуска товаров -РП 128154 121958 126154 98,17 95,44

Наименование показателя Годы Темп изменения, %

2016 2018 (прогноз) 2019 (прогноз) 2018/2016 2019/ 2016

7. Затраты на 1 руб.: - выпуска товаров -РП 0,78 0,89 0,79 0,78 0,68 0,68 101,11 87,56 85,82 76,20

8. Прибыль до н/о, тыс. руб. 7008 15443 20008 220,36 285,5 0

9. Чистая прибыль, тыс. руб. 6421 12354 16006 192,41 249,2 8

10. Коэффициент текущей ликвидности 2,89 5,89 8,60 203,81 297,7 4

11. Коэффициент обеспеченности собственными средствами 0,883 0,834 0,872 94,45 98,75

Из данных, представленных в таблице, можно увидеть, что внедрение фасовочной линии и реализация продукции под собственной торговой маркой в перспективе приведет к увеличению валового выпуска продукции, который в свою очередь положительно отразится на выручке предприятия. Вместе с тем снижение себестоимости упаковки производимой продукции на 8% приведет к снижению себестоимости реализации продукции на 2% и 5% по итогам 2018 и 2019 годов, когда оборудование выйдет на полную производственную мощность.

Все эти изменения положительно скажутся на прибыли от продажи продукции, которая будет ежегодно увеличиваться на 100%, и по итогам 2019 года составит 20008 тыс. рублей. Вместе с тем опережение темпом роста прибыли предприятия темпа роста выручки от продаж также приведет к увеличению показателей рентабельности продукции, что свидетельствует об эффективности вложения денежных средств в модернизацию оборудования.

Наконец, внедрение новой технической линии позволит увеличить среднегодовую стоимость основных фондов на сумму капитальных вложений - 8850 тыс. рублей. Однако, несмотря на рост стоимости основных фондов, показатель фондоотдачи также будет расти, поскольку темп прироста выручки будет превышать темп прироста стоимости производственных основных фондов.

Подводя итог, можно утверждать, что предложенный проект является эффективным решением в рамках задачи повышения конкурентоспособности предприятия, поскольку он позволит снизить стоимость реализуемой продукции, а также обеспечить предприятия собственными мощностями для выпуска брендированной продукции под собственной торговой маркой «Емельяновское молоко».

Использованные источники:

1. Виханский О. С., Наумов А.И. Менеджмент [Текст] : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 6-е изд. перераб. и доп. - М. : Магистр: ИНФРА-М, 2015. - 656 с.

2. Ильенкова Н.Д. Системный анализ конкурентоспособности как условие экономической безопасности [Текст] / Н.Д. Ильенкова // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. - 2012. - № 49. - С. 35-39.

3. Квашина В.В. Анализ методов повышения конкурентоспособности промышленного предприятия [Текст] / В.В. Квашина // Вопросы экономики и права. - 2015. - № 87.- С. 94-97.

УДК 338.3

Хамзина Д.С. Пащенко С.Н. ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет

Россия, г. Уфа

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

ПРЕДРИЯТИЯ

Аннотация: в данной статье рассмотрены общесистемные методы, применимые в управлении предприятием и при разработке финансовой политики хозяйствующего субъекта.

Ключевые слова: финансовое планирование, бюджетирование, финансовая политика, финансовый результат.

Hamzina D.S. Pashchenko S.N. Ufa State Aviation Technical University (USATU)

Russia, Ufa

THE MAIN METHODS OF FINANCIAL PLANNING AS A TOOL FOR FINANCIAL POLICY OF THE UNDERTAKING Abstract: this article describes the system-wide methods applicable in the enterprise management and the development of financial policy of the business entity.

Key words: financial planning, budgeting, financial policy, financial result. Финансовое планирование на предприятии является одной из важнейших функций управления, представляет собой процесс разработки, построения плана будущих действий и определения направлений развития хозяйствующего субъекта. В настоящее время для целей финансового планирования, которое непосредственно связано с формированием финансовой политики предприятия, разные авторы, такие как, например, Балабанов И. Т. [1], Сенчагов В. К., Архипов А. И. [2], Колодеева А. [3] и др., отмечают важность предназначения различных общесистемных методов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.