ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «НК РОСНЕФТЬ»
М.В. Рожик, магистрант
Научный руководитель: С.Н. Яковенко, канд. экон. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-9-1-180-185
Аннотация. В статье рассматриваются научные подходы к определению понятия «конкурентоспособность предприятия». Выявлены факторы, ее составляющие. Проведенный анализ конкурентоспособности в нефтепромысловой отрасли показал, что ПАО «НК «Роснефть» на сегодняшний день занимает лидирующее место в нефтепромысловой отрасли за счет высокой степени инвестирования в разработки инновационных технологий добычи и переработки.
Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, нефтегазовая отрасль, рынок, конкуренты, потребитель, инновация, управление конкурентоспособностью.
На современном этапе развития экономики условием успешной деятельности любого предприятия, обеспечения его конкурентоспособности становится хорошо продуманная стратегия управления, формирование общих направлений развития. Участие в международной конкуренции требует от предприятий умения изучать потребности внешнего рынка, выбирать наиболее рациональную внешнеэкономическую стратегию, формировать структуры маркетинга, находить наиболее экономичные и прогрессивные технологии, субподрядчиков для поставки комплектующих, агентов по сбыту, организационные структуры, информационные сети и т.д.
К наиболее важным стратегическим отраслям отечественной экономики относится нефтегазовый комплекс, в значительной степени определяющий промышленный потенциал страны. Условием устойчивого развития нефтегазовой отрасли становится стратегия, сформированная с учетом тенденций изменения внешних условий, потенциала внутреннего развития, выявления и наращивания конкурентных преимуществ.
Р.А. Фатхутдинов отмечает: «Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им
конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке» [2].
Д.Е. Ивахник дает определение: «Конкурентоспособность промышленного предприятия - это комплексная характеристика субъекта хозяйствования за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей - финансово-экономических, маркетинговых, производственно-технологических, кадровых и экологических, а также способность субъекта к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды» [6].
Данные исследователи рассматривают конкурентоспособность предприятия как относительную категорию через прямое сопоставление каждого предприятия с конкурентами по тем или иным характеристикам. Указанный методологический подход довольно распространен и достаточно удобен с точки зрения, как логического восприятия, так и математического описания. Вместе с тем он имеет ряд существенных недостатков и не отражает
всей полноты категории «конкурентоспособность предприятия»:
- выбор в качестве базы сравнения одного или нескольких конкурентов сужает возможность обобщенной объективной оценки отраслевой конъюнктуры, но предоставляет условия ранжирования конкурентных позиций анализируемых предприятий;
- оставляя вне анализа проблему современной адаптации предприятия к изменяющимся условиям среды, основная ставка направлена на сопоставление показателей конкурентов;
- локальные и интегральные параметры работы предприятия сопоставляются без учета сложных внутрисистемных связей и динамики изменения, т. к. отсутствует системность оценки конкурентоспособности.
Проанализированные определения раскрывают понятие «конкурентоспособность предприятия» как величину постоянную, но она, как и множество других экономических категорий, не является таковой: в определенный период времени предприятие может быть конкурентоспособным, а в следующий период (при изменившейся конъюнктуре рынка и изменившейся внешней среды) - неконкурентоспособным.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия - категория, зависящая от многих факторов и меняющаяся с течением времени.
С учетом всего вышеперечисленного можно определить, что конкурентоспособность предприятия - это комплексная характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени подтверждать свои конкурентные преимущества и обеспечивать прибыльность, а также в кратчайшие сроки адапти-
роваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.
Уровень конкуренции в нефтегазовой отрасли является высоким. Каждая компания, занимающаяся добычей и реализацией нефти и газа, сталкивается с множеством конкурентов в своей сфере. Для оценки собственных возможностей компании и возможностей конкурентов, следует систематически проводить анализ конкурентной среды, а также разрабатывать маркетинговую стратегию, позволяющую компании улучшить и сохранять лидирующие позиции в долгосрочной перспективе.
Оценим уровень конкурентоспособности нефтегазовой отрасли на примере международной компании ПАО «НК «Роснефть», которая является лидером на Российском рынке.
Анализ конкурентоспособности включает в себя три этапа:
- определение и анализ основных конкурентов ПАО «НК «Роснефть», а также анализ динамики показателей компании за последние три года;
- SWOT-анализ, включающий в себя определение сильных и слабых сторон компании ПАО «НК «Роснефть»;
- оценка стратегии развития в будущем с выявлением приоритетных направлений работы компании.
Объем переработки нефти на российских нефтеперерабатывающих заводах Компании в 2020 г. составил 104 млн. т. (снижение на 5,7% к уровню 2019 г.). Данный упадок объясняется, прежде всего, пандемией COVID-19 и последовавшим снижением спроса на нефтепродукты.
На рисунке 1 показана структура переработки нефти в РФ.
Роснефть ................................................................ 104,0
ЛУКОЙЛ................................................................. 58,6
Газпром нефть....................................................... 53,6
Прочие......................................................................162,6
Рис. 1. Структура переработки нефти в РФ, млн. т.
Из рисунка видно, что первое место по объему переработки нефти в России занимает ПАО «НК «Роснефть»» - 104,0 млн. т., второе место ПАО «Лукойл», - 58,6 млн. т., замыкает тройку лидеров «Газпром» - 53,6 млн. т.
Наряду с ПАО «НК «Роснефть»» поставки российской нефти на внешний рынок осуществляют российские вертикально интегрированные нефтяные компании ПАО «Лукойл», ПАО «Газпром». При этом поставки нефти на экспорт всех российских производителей осуществляются на основании графика транспортировки нефти за пределы территории Российской Федерации, основанного на принципе равнодоступности к системе магистральных нефтепроводов и терминалов в морских портах. Основными конкурирующими поставщиками других сортов нефти на внешних рынках являются международные и национальные нефтяные компании, включая «Shell», «ВР», «ExxonMobil», «Chevron», «Total», «Equinor», «Saudi Ar-amco», «NIOC».
В ПАО «НК «Роснефть» продолжается реализация проектов развития и поддержания действующих мощностей. В соответствии с ранее утвержденной Стратегией «Роснефть - 2022» в 2020 г. на предприя-
тиях компании были реализованы масштабные программы технического переоснащения испытательного центра нефти и нефтепродуктов - центральной заводской лаборатории. В середине 2020 г. Компанией был завершен инвестиционный проект модернизации установки по производству изопропилбензола (кумола). Новый технологический процесс обеспечивает безопасное, экологически чистое производство, снижает расход сырья и энергоресурсов. В России данная технология применена впервые. В связи с постоянной модернизацией производства у компании наблюдается лидирующая позиция по сравнению с конкурентами.
В связи с пандемией COVГО-19 в 2020 году произошло снижение первичной переработки нефти за счет снижения глобального спроса на нефть на фоне эпидемии, но все равно остается на достаточно высоком уровне.
Для определения внутренней и внешней среды компании проведем SWOT-анализа, который включает в себя определение сильных и слабых сторон компании, а также возможностей и угроз.
В таблице 1 представлена матрица SWOT-анализа компании ПАО «НК «Роснефть».
Таблица 1. SWOT-анализ компании ПАО «НК «Роснефть»
Сильные стороны Слабые стороны
1. Одна из крупнейшая компаний в России; 2. Использование новейших инновационных технологий; 3. Высокачественный продукт; 4. Большой объем экспорта продукции; 5. Качественная ресурсная база; 6. Высокая степень финансирования исследований и разработок. 7. Государственная поддержка 8. Применение механизма Киотского протокола 1. Высокая цена на акции компании; 2. Часть акций принадлежит зарубежным компаниям; 3. Высокая долговая нагрузка; 4. Большие объемы капитальных затрат; 5. Высокий объем вредных выбросов в атмосферу; 6. Зависимость от трубопроводной инфраструктуры Транснефти; 7. Контроль государства ограничивает гибкость в принятии инвестиционных решений.
Возможности Угрозы
1. Разработка новых кластеров нефтегазодобычи; 2. Увеличение экспорта продукции; 3. Привлечение новых зарубежных партнеров; 4. Современные инновационные проекты; 5. Развитие сферы переработки и нефтехимии; 6. Увеличение коэффициента извлечения нефти (КИН); 7. Повышения надежности трубопроводов; 1. Истощаемость природных запасов; 2. Усиление конкурентной борьбы на рынках сбыта нефтепродуктов; 3. Санкции против России; 5. Изменение спроса в связи с экономическим и политическим положением в стране; 6. Появление альтернативных источников энергии; 7. Постоянные скачки роста-падения цены на нефть; 8. Риски, связанные с зависимостью от монопольных поставщиков.
К сильным сторонам компании ПАО «НК «Роснефть» то, что она является одним из лидеров в нефтегазовой отрасли в мире. Использование новейших инновационных технологий - позволяет компании оставаться на лидирующих позициях, 104 млн. т переработанной нефти в 2020 г. Большой объем экспорта продукции - 96,0 млн. т. Применение механизма Киотского протокола позволяет повысить экономическую эффективность проектов использования попутного нефтяного газа (ПНГ). Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.
Слабые стороны компании заключаются в высокой цене на акцию компании -537,9 руб., что дороже, чем у конкурентов. Часть акций принадлежит зарубежным компаниям - 18,7% консорциуму «Glencore» и «Qatar Investment Authority». По итогам 2020 г. капитальные затраты «Роснефти» составили 900 млрд. руб. Высокий объем вредных выбросов в атмосферу вредят окружающей среде и ухудшают экологию. Зависимость от трубопроводной инфраструктуры Транснефти негативно влияет на деятельность компании.
К возможностям компании были отнесены следующие: разработка новых кла-
стеров нефтегазодобычи, увеличение экспорта продукции и современные инновационные проекты - внедрена технология разработки низкопроницаемых коллекторов на основе горизонтальных добывающих и нагнетательных скважин с МГРП. По итогам испытаний технология внедрена на предприятиях компании, внедрение составило 77 скважин (41 добывающая и 36 нагнетательных). На Приобском месторождении продолжены испытания технологии высокоскоростного ГРП на основе собственных разработанных дизайнов для опробования технологий разработки глинисто-кремнистых низкопроницаемых пород верхнеюрских отложений. Разработаны технологии реконструкции строения и прогноза нефтегазоносности палеобассей-нов с целью повышения эффективности ГРР и использования для наращивания ресурсной базы компании и другие проекты.
Угрозы ПАО «НК «Роснефть» заключаются в наличие сильных конкурентов в сфере добычи в лице крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний «Газпром», «Лукойл». Так же есть тенденция усиления конкурентной борьбы на рынках сбыта нефтепродуктов. Идет борьба за клиентов на европейском рынке нефтепродуктов. Важная проблема - отставание по уровню технологий. Государ-
ственное регулирование различных стран является угрозой, так как в связи с политическими взаимоотношениями и конфликтами с другими странами, были созданы препятствия ПАО «НК «Роснефть» для реализации продукции.
Стратегия развития компании ПАО «НК «Роснефть» нацелена на становление ведущей компанией в нефтегазовой отрасли, путем разработки инновационных технологий добычи и переработки. Для решения этой задачи, компания активно инвестирует в научно-исследовательские разработки.
В современных условиях является необходимостью развитие и исследование
Структура распределения затрат на НИОКР наглядно представлена в таблице 2. Из таблицы видно, что лидерами в сфере осуществления деятельности финансирования НИОКР являются ПАО «НК «Роснефть», затем «Газпром» и на третьем месте «Лукойл». Тенденция финансирования инноваций Роснефти показывает стабильный рост. Все представленные в рейтинге компании достаточно стабильно осуществляют финансирование НИКОР, что свидетельствует о высоком уровне и стремлении компаний к развитию инновационной деятельности на основе осуществления масштабных инвестиций в НИОКР. Данный факт позволяет компаниям занимать лидирующие позиции среди своих конкурентов благодаря инновационной составляющей своей деятельности.
В современных условиях нефтегазовая отрасль характеризуется высоким уровнем конкуренции. Для поддержания высокого уровня конкурентоспособности ПАО «НК «Роснефть» активно развивает инновационную деятельность и активно финансирует НИОКР. Затраты на НИОКР растут с каждым годом и компании необходимо
инновационной деятельности международной корпорации для поддержания высокого уровня ее конкурентоспособности на мировом рынке нефти и газа.
Инновационное развитие является ключевым фактором повышения конкурентоспособности компании, позволяя компании разрабатывать и внедрять уникальные разработки, создавая преимущества относительно конкурентов.
В таблице 2 приведена динамика вложений в НИОКР ведущих компаний в нефтегазовой отрасли. Примечательно, что ПАО «НК «Роснефть» занимает лидирующие строчки рейтинга на протяжении трех рассматриваемых лет.
изыскивать инвесторов для финансирования научных разработок, которые в дальнейшем воплотятся в виде конкретных инновационных продуктов и инновационных технологий.
Во время пандемии COVID-19 в ПАО «НК «Роснефть» была разработана и реализована единая система реагирования на угрозу пандемии. С помощью цифровиза-ции производственного процесса Компания большую часть персонала переведена на дистанционную работу, обеспечив непрерывность функционирования Компании без утери качества контроля над основными процессами, что только усилило компанию в конкурентоспособной борьбе на рынке нефтегазовой отрасли на отечественном и мировом рынке.
Активное внедрение инноваций, способствует повышению показателей эффективности компании, происходит увеличение прибыли, привлечение новых клиентов и повышение конкурентоспособности компании. На современном этапе развития мировой экономики, развитие компании не может осуществляться без разработки и внедрения инноваций. Для создания
Таблица 2. Затраты на НИОКР ведущих компаний в нефтегазовой отрасли в Россий-
ской Федерации
Наименование компании Расходы (млрд. руб.)
2018 2019 2020
«Роснефть» 32,1 32,7 33,2
«Газпром» 9,0 9,4 9,1
«Лукойл» 6,2 5,9 6,3
устойчивых конкурентных преимуществ, бителя, улучшения качества продукции, необходимо использовать новейшие раз- внедрения инновационной политики, бо-работки, инновационные технологии, под- лее качественного использования ресур-ходы к управлению, создавать концепций сов, в том числе человеческих, улучшения инновационного маркетинга, это позволит условий работы и ряда других факторов. повысить потенциал организации и обес- Своевременное регулирование, повы-
печить устойчивое экономическое разви- шение конкурентоспособности предприятие. тия являются залогом его успешного
Таким образом, повышение конкурен- функционирования, финансовой устойчи-тоспособности предприятия достигается вости в будущем. путем ориентации предприятия на потре-
Библиографический список
1. Шарафутдинов Р.Б. Влияние цифровизации на повышение конкурентоспособности нефтегазового комплекса России / Р.Б. Шарафутдинов, Р.И. Сайфуллин // Молодой ученый. - 2019. - №47 (285). - С. 237-242.
2. Чажаев М.И. Особенности инновационного развития в условиях цифровой экономики // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2018. - № 6-3 (86). -С. 195-198.
3. Шамаева Н.П. Повышение роли инноваций как фактор устойчивого экономического роста // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. - 2018. - Т. 28. № 6. - С. 785-791.
4. Алимбаев А.А., Битенова Б.С. Цифровая экономика: особенности формирования и тенденции развития // Экономика: стратегия и практика. - 2019. - Т. 14. № 1 (49). - С. 5769.
5. Белый Е., Барашков С. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления // Маркетинг: методы, формы исследования. - 2012. - № 4 (65). - С. 29-34.
6. Дунаев В.Д. Экономика предприятий нефтяной и газовой промышленности: Учебник Под. ред. В.Ф. Дунаева. - М.: ООО «ЦентрЛитНефтеГаз», 2014. - 372 с.
7. Конопляник A.A. Реформы в нефтяной отрасли России (налоги, СРП, концессии) и их последствия для инвесторов. - М.: Оолита, 2012. - 224 с.
INCREASING THE COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE IN THE OIL AND GAS INDUSTRY ON THE EXAMPLE OF PJSC "NK ROSNEFT"
M.V. Rozhik, Graduate Student
Supervisor: S.N. Yakovenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article discusses scientific approaches to the definition of the concept of "enterprise competitiveness". The factors that make it up have been identified. The analysis of competitiveness in the oilfield industry showed that PAO «NK «Rosneft» is currently a leader in the oilfield industry due to a high degree of investment in the development of innovative technologies for production and processing.
Keywords: enterprise competitiveness, oil and gas industry, market, competitors, consumer, innovation, competitiveness management.