Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности предприятия на основе маркетинговой деятельности'

Повышение конкурентоспособности предприятия на основе маркетинговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
222
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПТИЦЕВОДСТВО / ПОТРЕБЛЕНИЕ МЯСА ПТИЦЫ / ПИЩЕВЫЕ ЯЙЦА / ТЕМП РОСТА / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / POULTRY FARMING / POULTRY CONSUMPTION / TABLE EGGS / GROWTH RATE / PROFITABILITY OF PRODUCTION

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Гончаров Валентин Николаевич, Курипченко Елена Викторовна

Важным фактором, который влияет на состояние экономики страны, является улучшение качества жизни населения, в том числе и за счет решения проблемы обеспечения продовольствием. Птицеводство быстро развивающаяся отрасль, которая играет значительную роль в снабжении населения продуктами питания и имеет ряд преимуществ по сравнению с другими отраслями сельского хозяйства. В данной статье нами была рассмотрена необходимость развития отрасли птицеводства, исследовано потребление мяса птицы всех видов и отдельно бройлеров по регионам мира на одного человека ежегодно, проанализирована динамика потребления мяса птицы с 2000 года по 2015 год. Все полученные результаты отображены схематически в виде диаграмм с описательными выводами. Увеличению производства продукции птицеводства уделяется большое внимание, но продвижению продукции на потребительские рынки препятствует значительная конкуренция. Как следствие, производство требует постоянного совершенствования технологий выращивания птицы, переработки продукции, внедрения современных стандартов качества, стратегического планирования и тому подобное. Нами были предложены приоритетные направления развития отрасли птицеводства, которые являются фундаментом ее устойчивого развития и повышения конкурентоспособности на мировом уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Гончаров Валентин Николаевич, Курипченко Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCING THE COMPANY COMPETITIVENESS BASED ON MARKETING ACTIVITY

The enhancement of life quality of the population, also attained by solving the problem of food supply, is an important factor impacting the state of the country’s economy. Poultry farming is a fast-growing industry which plays a significant role in supplying the population with food products, and has a number of advantages compared with other agricultural sectors. In the article, we have discussed the need for the development of poultry farming. The annual consumption of all poultry types (particularly, broiler chickens) per person, has been studied for different regions of the world. The dynamics of poultry consumption for the period of 2000-2015 has been analysed. All the results are displayed in the form of schematic diagrams with descriptive conclusions. Much attention is given to the growth of poultry production, however, the promotion of products onto consumer markets is hindered by significant competition. Consequently, the production requires permanent improvement of poultry breeding technologies, product processing, implementation of modern quality standards, strategic planning and so on. We have proposed the priority trends of developing the poultry industry, which are the foundation of its sustainable progress and raising the global competitiveness

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности предприятия на основе маркетинговой деятельности»

КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.Н. Гончаров, Е.В. Курипченко

Луганский национальный аграрный университет

Украина, 91008, Луганск, ЛНАУгородок

Важным фактором, который влияет на состояние экономики страны, является улучшение качества жизни населения, в том числе и за счет решения проблемы обеспечения продовольствием. Птицеводство - быстро развивающаяся отрасль, которая играет значительную роль в снабжении населения продуктами питания и имеет ряд преимуществ по сравнению с другими отраслями сельского хозяйства.

В данной статье нами была рассмотрена необходимость развития отрасли птицеводства, исследовано потребление мяса птицы всех видов и отдельно бройлеров по регионам мира на одного человека ежегодно, проанализирована динамика потребления мяса птицы с 2000 года по 2015 год. Все полученные результаты отображены схематически в виде диаграмм с описательными выводами.

Увеличению производства продукции птицеводства уделяется большое внимание, но продвижению продукции на потребительские рынки препятствует значительная конкуренция. Как следствие, производство требует постоянного совершенствования технологий выращивания птицы, переработки продукции, внедрения современных стандартов качества, стратегического планирования и тому подобное. Нами были предложены приоритетные направления развития отрасли птицеводства, которые являются фундаментом ее устойчивого развития и повышения конкурентоспособности на мировом уровне

Ключевые слова: птицеводство, потребление мяса птицы, пищевые яйца, темп роста, рентабельность производства

Птицеводство является одной из наиболее автоматизированных и механизированных отраслей сельского хозяйства. Продукция птицеводства имеет ряд преимуществ в сравнении с другой продукцией животноводства: скороспелость (ниже в 2,5 раз по сравнению с мясом свиней и КРС), энергоемкость, более быстрый оборот денежных

Для цитирования:

Гончаров, В.Н. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе маркетинговой деятельности [Текст] / В.Н. Гончаров, Е.В. Курипченко // Организатор производства. - 2016. - Т.69. - № 2. - С. 79 - 84. Сведения об авторах:

Валентин Николаевич Гончаров (д-р экон. наук, [email protected]), профессор кафедры Экономики предприятия и управления трудовыми ресурсами. Елена Викторовна Курипченко ([email protected]), аспирант кафедры Экономики предприятия и управления трудовыми ресурсами.

средств от реализации и тому подобное. Мясное птицеводство играет особую роль в народном хозяйстве Украины. Оно обеспечивает население диетическими высококалорийными продуктами питания. Продукция птицеводства, а именно мясо птицы и пищевые яйца, является неотъемлемой составляющей рациона людей (так в 100 г мяса содержится 30-40% суточной нормы белка, необходимой взрослому человеку; мясо кур и индеек содержит до 23% протеина и 17-24% жира, мясо уток и гусей - соответственно, 23-24% и 16-46% [4], а пищевые яйца являются просто кладезем витаминов, минералов и питательных веществ, необходимых организму человека для нормальной жизнедеятельности, так как в них содержатся витамины А, Е, D, витамины группы В, кальций,

калий, магний, цинк, железо, медь, фосфор, селен и, конечно же, белок). Поэтому эти продукты пользуются значительным спросом, как на внутреннем рынке страны, так и за рубежом, а точнее во всех регионах мира.

Вопросы исследования рынка птицеводческой продукции и маркетингового менеджмента рассматривались в научных трудах отечественных и зарубежных ученых, таких как: В.Г. Андрийчук, О.М. Брадул, Ф. Котлер, Ж.Ж. Ламбен, О.В. Мазуренко, В.Я. Месель-Веселяк, О.Б. Стефанов, О.М. Шпи-чак и др.

Промышленное птицеводство возникло во второй половине ХХ века в США, а затем и в других развитых странах мира как наукоемкая, высокотехнологичная и экономически эффективная отрасль агропромышленного комплекса. На сегодняшний день птицеводство - один из ведущих в мире производств относительно дешевых и в тоже время биологически полноценных продуктов питания

для человека, находящийся на пути своего быстрого развития, которое обусловлено следующими факторами:

1) совершенствование технологии производства;

2) модернизация оборудования;

3) интенсивные методы производства;

4) развитие генетики и селекции птицы;

5) доступность кормовых компонентов и совершенствование методики кормления;

6) усиление контроля болезней за счет развития биотехнологий;

7) растущий спрос на продукцию птицеводства.

За период 2009-2011 гг. было потреблено примерно 90,77 млн. тонн мяса птицы. Приблизительно 35% от этого количества было потреблено в Азиатско-Тихоокеанских странах, 20% - в Латинской Америке и странах Карибского бассейна, 19% - в Северной Америке, 18% - в Европе и соответственно 8% - в Африке (рис. 1).

□ Азиатско-Тихоокеанские страны П Латинськая Америка 0 Северная Америка 0 Европа В Африка

8%

18%

35%

20%

Рис. 1. Потребление мяса птицы

Путем разделения общего количества потребленного в 2011 году мяса птицы (94 млн. тонн) на численность населения планеты (6,9 миллиардов человек) мы получили среднее потребление мяса птицы в мире, которое составило 13,62 кг. Но такой расчет не отображает разницу потребления между странами с развитой экономикой и развивающимися странами.

Согласно прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСР; Organisation for Economic Coopération and Development, OECD) по-

по регионам мира

требления мяса птицы в странах с развитой экономикой может вырасти от 27,9 кг в 20092011 годах к 2019 году почти на 28% (что составит 35,71 кг). В развивающихся странах этот рост будет в пределах 11-19%, (потребление в 2007-2009 годах составило 9,9 кг), т.е. составит от 10,99 до 11,78 кг на человека в год.

Согласно данным 2009-2011 годов, самое высокое потребление мяса птицы характерна для Южной Америки, она составила 49,2 кг на человека ежегодно. В Австралии и Новой Зеландии потребление составило 38,1

кг, 31,6 кг - для Латинской Америки и стран Карибского бассейна и 22,4 кг для Европы. Наименьшая норма потребления в Азиатско-Тихоокеанском регионе - 8,2 кг и в Африке -3,5 кг [2].

Так как значительную часть в общем потреблении мяса птицы в мире составляет мя-

со бройлеров, нами была рассмотрена ее динамика (рис. 2., рис. 3) (на основе даных [3]).

50 45 40 35 30 25 20 -Ц 15 10 4 5 4 0

И 2000 год □ 2005 год Н 2010 год В 2015 год

ш.

Рис. 2. Потребление мяса бройлеров на человека (кг/год)

400 350 300 250 200 150 100 50

тттту

Темп роста, % 2015/2000 Темп роста, % 2015/2005 Темп роста, % 2015/2010

Рис. 3. Динамика потребления мяса бройлеров на человека (кг/год)

Объемы потребления мяса птицы в разных странах значительно отличаются, но при этом наблюдается общая тенденция к росту объемов потребления, что обусловлено заменой им других видов мяса, так как оно является диетическим, но при этом богатым на ОРГАНИЗАТОР ПРОИЗВОДСТВА. 2016. № 2

белок, не противоречит религиозным табу, и по стоимости дешевле других видов мяса.

Для успешного маркетинга и планирования производства важным является мониторинг состояния отрасли, а также прогнозирование развития производства на определен-WWW.ORG-PROIZVODSTVA.RU 81

ный период. Анализ статистических данных за прошедший период дает возможность определить общие тенденции развития производства продукции.

На развитие птицеводства в Украине в значительной степени повлияли трансформационные процессы экономики постсоветского периода. Развитие птицеводства с 1990 года до настоящего времени принято делить на два этапа:

1) 1990-1997 гг. - спад производства продукции птицеводства;

2) 1998г. до настоящего времени - возрождение производства.

На протяжении 1990 - 1993 гг. производство мяса птицы характеризовалось прибыльностью. Средняя рентабельность производства по стране постоянно менялась то в сторону увеличения, то уменьшения. Так она увеличилась в 1992 году по отношению к значению 1990 года на 53% (составляла 32,0% и 17,0% соответственно), снизилась до 13,4% в 1993 году (т.е. почти на 9,1% за год), и достигла своего исторического минимума -44,9% в 1997 году.

Средняя рентабельность производства пищевых яиц в период 1990-1993 гг. увеличилась с 27,3% до 75,1% (исторический максимум), с 1993 г. по 1996 г. она постепенно снижалась, пересекла нулевой уровень окупаемости производства в 1996 году, и достигла значения -2,4% в 1998 году. Значительные колебания показателя рентабельности производства продукции птицеводства в 90-х гг. обусловлены процессами трансформации экономики Украины и изменениями, происходящими на мировых рынках. Износ средств производства, отсутствие возможностей на модернизацию оборудования, снижение платежеспособности населения, госрегулирование цен, отсутствие или неразвитость маркетинга на предприятиях привели к уменьшению экономической эффективности производства и ухудшению ситуации в сельском хозяйстве в целом.

Объем производства пищевых яиц птицы всех видов в 1990 году составил почти

16,3 млрд. штук, но до 1997 года уменьшался почти на 1,1 млрд. штук за год, и таким образом достиг значения 8,2 млрд. штук.

Поголовье птицы всех видов в 1990 году составило приблизительно 254 млн. голов, а в 1997 году произошло уменьшение численности поголовья птицы до 123,3 млн. голов, т.е. в среднем на 173 млн. голов в год.

В 1999 году были приняты Государственные и Отраслевые программы развития сельского хозяйства в Украине (в том числе и за счет организации и поддержки племенных птицеводческих хозяйств государственными дотациями), что способствовало постепенному улучшению финансового положения сельскохозяйственных производителей, инвестированию в отрасль и строительству новых птицеводческих предприятий, оснащенных современным оборудованием.

Новые участники рынка развивали свою маркетинговую деятельность, заимствовав передовой зарубежный опыт; стратегическое планирование и организация логистики стали залогом повышения конкурентоспособности предприятий. Средняя рентабельность производства мяса птицы по предприятиям Украины в период 1999-2003 гг. постепенно увеличивалась с -45,5% до уровня окупаемости производства. С 2004 по 2006 год производство мяса птицы было прибыльным, при этом средняя рентабельность производства изменялась от 3,8% до 12,1% с пиком 24,9% в 2005 году [1].

Процессы монополизации рынка мяса птицы, импорт дешевой продукции из-за рубежа, износ средств производства привели к уменьшению рентабельности большинства предприятий и их банкротства[1]. С 2006 г. по 2007 г. рентабельность производства яиц уменьшилась с 12,1% до 1,9%, но в дальнейшем наблюдалась положительная тенденция прироста данного показателя, и в 2014 году он достиг значения 52,6%.

Объемы производства яиц птицы всех видов с 1999 г. по 2012 г. постепенно росло со средним приростом почти 0,81 млрд. штук

яиц в год. Так в 2014 году было произведено в Украине 1,46 млрд. штук яиц [1].

Поголовье птицы всех видов с 1999 по 2014 годы постепенно росло со средним приростом почти 7 млн. голов птицы в год с 126,1 млн. голов в 1999 году до 216,5 млн. голов в 2014 году, что соответствует 58% прироста [1].

Приоритетными направлениями развития птицеводства являются:

- проведение на птицефабриках автоматизации и технического перевооружения всех производственных процессов;

- увеличение численности поголовья кур, гусей, уток и индюков;

- наращивание мощностей по производству мяса бройлеров;

- доведение среднесуточного прироста живой массы бройлеров до 35 г;

- полное обеспечение птицеводческих хозяйств полнорационными сбалансированными комбикормами;

- выведение и внедрение в производство новых кроссов кур яичного направления, повышения их производительности;

- продолжение срока использования кур-несушек до 14 месяцев (вместо существующих 10 месяцев);

- развитие сети фирменной торговле продукцией птицеводства.

Библиографический список

1. Динамша виробництва продукцп пта-хiвництва в Укрш'ш з 1990 року i прогнози розвитку галузi до 2020 року - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://market. avianua.com/?p=48

2. Державний ком^ет статистики Укра-!ни - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://ukrstat.gov.ua

3. Споживання м'яса птищ в рiзних кра-1нах Св^у - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://market.avianua.com/?p=3718

4. Статистичний бюллетень Стан тва-ринництва в Укрш'ш за ачень 2015 року -[Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://avianua.com/archiv/derzstat/stan_tvarinni ctva_za_sichen_2015.pdf

Поступила в редакцию - 26 января 2016 г. Принята в печать - 24 июня 2016 г.

ENHANCING THE COMPANY COMPETITIVENESS BASED ON MARKETING ACTIVITY

V.N. Goncharov, E.V. Kuripchenko

Lugansk National Agrarian University,

The campus of Lugansk National Agrarian University, Lugansk, 91008, Ukraine

Abstract

The enhancement of life quality of the population, also attained by solving the problem of food supply, is an important factor impacting the state of the country's economy. Poultry farming is a fast-growing industry which plays a significant role in supplying the population with food products, and has a number of advantages compared with other agricultural sectors.

In the article, we have discussed the need for the development of poultry farming. The annual consumption of all poultry types (particularly, broiler chickens) per person, has been studied for different regions of the world. The dynamics of poultry consumption for the period of 2000-2015 has been analysed. All the results are displayed in the form of schematic diagrams with descriptive conclusions.

Much attention is given to the growth of poultry production, however, the promotion of products onto consumer markets is hindered by significant competition. Consequently, the production requires permanent improvement of poultry breeding technologies, product processing, implementation of modern quality standards, strategic planning and so on. We have proposed the priority trends of developing the poultry industry, which are the foundation of its sustainable progress and raising the global competitiveness

Key words: poultry farming, poultry consumption, table eggs, growth rate, profitability of production

For citing:

Goncharov, V.N., Kuripchenko, E.V. (2016) Povyshenie konkurentosposobnosti predpriyatiya na osnove marketingovoj deyatel'nosti [Tekst] [Enhancing the company competitiveness based on marketing activity [Text]]. Organizator proizvodstva [Organizer of Production], 2, 69, 79 - 84.

On authors:

Valentin Nikolaevich Goncharov (Doctor of Economic Science, [email protected]), Professor of the Chair of Enterprise Economy and Labour Resource Management.

Еlena Viktorovna Kuripchenko ([email protected]), a postgraduate of the Chair of Enterprise Economy and Labour Resource Management.

References

1. Dinamika virobnictva produkcii' ptahivnictva v Ukrai'ni z 1990 roku i prognozi rozvitku ga-luzi do 2020 roku [The dynamics of of poultry production in Ukraine since 1990 and the forecasts of industry development until 2020]. [E-resource]. Access mode: http://market.avianua.com/?p=48

2. Derzhavnij komitet statistiki Ukrai'ni [The Ukranian State Committee of Statistics]. [E-resources]. Access mode: http://ukrstat.gov.ua

3. Spozhivannja m'jasa ptici v riznih krai'nah Svitu [Poultry consumption in different countries of the world]. [E-resource]. Access mode: http://market.avianua.com/?p=3718

4. Statistichnij bjulleten' Stan tvarinnictva v Ukrai'ni za sichen' 2015 roku [The statistic bulletin «The State of Livestock Breeding in Ukraine (January 2015)]. [E - resource]. Access mode: http://avianua.com/archiv/derzstat/stan_tvarinnictva_za_sichen_2015.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.