УДК 637.071; 637.4
О.Н. Зуева, Н.М. Беляев, Л.А. Донскова
УПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЬЮ ПТИЦЕВОДСТВА В УСЛОВИЯХ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: МИРОВЫЕ И РОССИЙСКИЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ, РЕАЛИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Рассматриваются вопросы управления птицеводческой отрасли в условиях логистической интеграции. Раскрыты мировые, национальные и региональные тренды развития птицеводства, показана и дана оценка состояния отрасли, выявлены проблемы и разработаны предложения для принятия управленческих решений. Аналитический обзор литературных и статистических данных, данных маркетинговых агентств, мировой и отечественный опыт свидетельствуют об активном развитии данной отрасли на всех уровнях, что отражено в экономических показателях отрасли. Для дальнейшего развития и роста совокупного производства мяса птицы необходимо продолжать модернизировать птицеводческие объекты, проводить дальнейшую интенсификацию производства мяса птицы, внедрять глубокую переработку, современные системы контроля безопасности и качества выпускаемой продукции. С учетом мероприятий организационно-экономического характера, разработанными различными исследователями, вносятся разработанные ими управленческие решения, касающиеся, прежде всего, совершенствования ассортимента за счет производства других видов мяса птицы и продуктов его переработки, совершенствования экспортной политики, в том числе в условиях логистической интеграции стран-участниц ЕАЭС. Комплексный подход в разработке управленческих решений позволит повысить эффективность птицеводства в условиях глобализации рынка и ужесточающейся конкуренции.
Ключевые слова: отрасль, птицеводство, управление, логистические интеграции, тренды, проблемы, перспективы, гармонизация, технические барьеры, инновации.
Эффективность экономики любой страны определяется производительностью составляющих ее отраслей, которая определяется эффективностью их управления. В условиях адаптации отрасли в целом к современным условиям функционирования, которые характеризуются глобализацией, образованием логистических интеграций и усилением конкуренции, объем и сложность функций управления в современных условиях существенно возросли, отмечает А.В. Серегин [1]. При этом особенностью управления на сегодняшний день должен явиться его комплексный характер, охватывающий разработку и совершенствование организационных, социально-экономических, материальных и технологических решений, использование управленческого опыта в развитии отраслей в зарубежных странах, тренды развития отрасли, особенности управления в логистических интеграциях [1].
Цель исследования статьи - аналитическое рассмотрение внешних и внутренних условий функционирования птицеводческой отрасли агропромышленного комплекса, изучение мировых и отечественных тренов развития, выявление проблем и разработка управленческих решений для повышения эффективности птицеводства.
Материал и методика исследований
Объектом исследования явилась птицеводческая отрасль Российской Федерации как составляющая агропромышленного комплекса и региональные аспекты ее развития. Предмет исследования - мировые и отечественные тренды развития, процессы и явления, которые оказывают влияние на управление птицеводческой отрасли. При проведении исследований были использованы такие методы, как системный, междисциплинарный, ситуационный анализ, статистический, аналитический. Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления, нормативные правовые акты федерального и регионального уровней, статистическая информация, официальная информация контролирующих служб, данные предприятий птицеводческой отрасли и др.
Результаты и их обсуждение
Анализ современного состояния птицеводческой отрасли, проведенный на мировом уровне, национальном и региональном, показывает, что в сравнении с другими отраслями агропромышленного комплекса птицеводство является одной из активно развивающихся отраслей. По данным аналитических агентств, в мире в настоящее время производится порядка 296 млн тонн мяса птицы, при этом в
структуре потребления мясо птицы занимает второе место, его доля составляет около 35 % (для справки - первое место занимает свинина, доля которой составляет 38 % [2]. По прогнозному мнению социологов мирового сообщества, к 2020 г. мяса птицы будет занимать лидирующее положение по потреблению. Самый высокий уровень потребления мяса птицы зафиксирован в таких странах, как Объединенные Арабские Эмираты - 101 кг на душу населения, Израиль - 68 кг, Сингапур - 62 кг, США - 59 кг, Бразилия - 45 кг. По производству бройлерного мяса птицы лидируют США - 19,6 млн т. Китай -около 16 млн т., 13 млн т. бройлерного мяса производит Бразилия. Согласно прогнозным данным специалистов из Бразилии, в 2020 г. производство бройлерного мяса в этой стране будет составлять порядка 21 млн тонн [2; 3].
В Российской Федерации на государственном уровне за последние годы был принят ряд мер по развитию агропромышленного комплекса, национальные проекты, целевые программы, которые вместе с участием птицеводческих предприятий в их реализации способствовали привлечению в отрасль около 250 млрд рублей инвестиций, а это позволило осуществить ввод новых, реконструировать и модернизировать более 400 объектов и обеспечить рост объемов производства [2].
За 2008-2016 г. производство мяса птицы увеличилось на 3 млн т. в убойной массе. Поставки мяса птицы по импорту сокращены более чем в 3 раза, а именно импорт мяса птицы в 2016 г. составил всего 210 тыс. т., что с учётом текущих объемов потребления немного. Доля мяса птицы в общем объеме мяса достигла 43 % против 18 % в 1990 г., что соответствует мировым тенденциям [2].
Более чем в 2 раза по сравнению с 1990 г. увеличилось среднедушевое потребление мяса птицы: с 12,5 кг до 27 кг при рекомендуемой норме - 30 кг. Потребление яиц составило 273 штуки в год [2; 3].
Такие объемы потребления удовлетворяют основную потребность большинства россиян в белке и части микроэлементов, но стоит учитывать некоторые национальные особенности населения, экологию районов проживания, температурные и погодные факторы, увеличивающие потребности в витаминах и микроэлементах определенных групп. Мясо птицы, пищевое яйцо - это огромный кладезь наиболее сбалансированного и полезного для человека белка, а также единственный источник некоторых немаловажных элементов, например, лизоцим - антибактериальный агент, содержащийся в грудном молоке.
Влияние множества факторов, таких как погодные условия, инфляционные скачки и в целом нестабильная экономическая ситуация в РФ отрицательно отражаются на финансовом состоянии птицеводческих организаций и организаций посредников - "reseller". При этом покупательная способность населения не позволяет повышать отпускные цены на готовую продукцию - мясо птицы и яйца, так как данные товары являются продуктом повседневного спроса. В некоторой степени цена на «курятину» держится искусственно низкой, в результате чего по отрасли констатирована средняя рентабельность реализованной продукции, которая имеет тенденцию к снижению ежегодно более чем на 1 %. Данная тенденция также оказывает влияние на объемы потребления других видов мяса, потребление говядины в убойной массе сокращается на 20-30 тыс. т ежегодно (рис. 1).
2016
2015
2014
0 1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000
■ Птица ■ Говядина
Рис. 1. Сравнительный график объемов выработки мясной продукции за календарные периоды (тыс. т)
Данный график наглядно показывает устойчивую тенденцию роста продукции птицеводческого сектора. Данная тенденция, несмотря на довольно противоречивые экономические ситуации в стране, показывает довольно быстрое и устойчивое возрастание спроса на птицу. Возможно, данная зависимость характеризует особенность продукции. Мясо птицы и его производные пользуются большим и устойчивым спросом в связи с довольно низкой ценой и высокой степенью значимости в рационе каждого человека.
4560 1610
4500 1647
4100
1653
Небольшое снижение объемов птицеводческой отрасли наблюдалось в календарный период с сентября 2014 по 2015 гг. В первую очередь этот фактор снижения можно связать с общей экономической политикой РФ: усложнившиеся отношения с поставщиками кормовых - Украиной, стран Ближнего Востока, поставщиками оборудования - странами Евросоюза, Канадой. Специалисты считают, что такая тенденция сохранялась непродолжительный период, и на сегодняшний день положение нормализовалось, в том числе и с развитием политики импортозамещения кормовой базы.
Активная политика импортозамещения, пропагандируемая различными структурами РФ, в том числе общественными институтами изучения рынка, дает некий толчок развитию большой кормовой и технологической базы птицеводства в РФ, но на сегодняшний день носит исключительно характер национальной идеи, мало подкрепленной на законодательном уровне. В целом для производства, торговли и потребления мяса птицы в России характерен высокий темп роста, который с середины 1990-х гг. составляет чуть более 5 % в год.
■ сельскохозяйственные организации ■ куриное мясо
■ частные хозяйства населения ■ мясо индейки индиеидуальные предприниматели и фермерские хозлйстна ■ прочие ниды
Рис. 2. Производство мяса птицы в России по состоянию на 2014 г. [2-4]
Введение запрета на ввоз продуктов из США, Австралии, Канады, Евросоюза, Турции и Ближнего Востока в ответ на экономические санкции способствовало принципиальному изменению структуры потребительской корзины, что несвойственно для российского рынка, а именно мясо птицы отечественного производства вытеснило свинину, рыба местного улова заняла место морепродуктов зарубежного производства, экзотические овощи, плоды и фрукты сменились сезонным предложением от российского сельского хозяйства.
Несмотря на определенные неудобства, безусловно, такая ситуация явилась весьма благоприятной и перспективной как для местных производителей и фермеров, так и для импортеров из дружественных стран.
Производство мяса птицы в России является четвертым по объемам среди стран мира и занимает долю в 3,5-4 %. За 2015 г. в России было произведено около 4 млн т. сырья [4].
Большая доля производства мяса птицы приходится на Центральный, Приволжский и Южный ФО - около 60 % от всего объема общероссийского сырья [4].
При этом Информационно-аналитическое агентство «ИМИТ» констатирует, что в январе-августе 2014 г., когда импорт свинины из стран дальнего зарубежья в сравнении с аналогичным периодом 2013 г. снизился на 35 % или 137 000 т. в фактической величине, снижение импорта мяса птицы составило всего 16 % или 43 000 т. Другими словами, несмотря на развитое собственное производство, Россия продолжает закупать импортную птицу для восполнения дефицита иных видов мяса на рынке, вопреки существенному росту собственного производства мяса [2].
Важной составляющей отрасли птицеводства является производство яиц. Одна из мировых тенденций в яичном производстве это изготовление бесскорлупных яиц. США в 2015 г. продали 25 млрд таких яиц, то есть 27 %. Но впереди всех Япония - 48. Это жидкие и сухие продукты (ферментированный, пастеризованный, мороженый желток), расфасованные по 1; 5; 40 кг и по 1 т для пищевой и кондитерской промышленности. Что дает в этом случае глубокая переработка? На сегодняшний день средняя рентабельность яичных фабрик равнялась 5-11 %, а фабрики, занимающиеся глубокой переработкой, имеют рентабельность 25-31 %. Таких производственных предприятий в России не много ввиду низкого спроса на яйца глубокой переработки, но при этом спрос на мировом рынке продуктов переработки яйца достаточно велик.
По оценкам состояния мирового потребления к 2020 г. мясо птицы займет в мире первую рейтинговую строчку.
Мясо птицы производят 20 регионов России, а 13 регионов с конца 1990-х гг. не прибавили ни одного килограмма мяса, и даже снизили (Кировская область в 7 раз, Бурятия в 30 раз и др.) [4].
В настоящее время спрос на мясо и яйцо птицы обеспечивается за счет внутреннего производства на 90 %. При этом только 15 субъектов Российской Федерации полностью обеспечивают потребности региона внутренним производством при среднедушевом потреблении 30 кг, в 24 субъектах уровень самообеспеченности свыше 50 % и в 39 субъектах - менее 50 %.
С учетом рациональной нормы потребления яиц в 34 регионах уровень самообеспеченности выше 100 %, в 23 регионах - свыше 50 % и в 21 - менее 50 %.
Таким образом, структуру ассортимента птицепродуктов можно охарактеризовать данными, представленными в табл. 1.
Таблица 1
Структура ассортимента продуктов переработки мяса птицы
Ассортиментная категория Доля в общем объеме, %
Натуральные продукты 42,7
Субпродукты 5,6
Кулинарная продукция 35,5
Полуфабрикаты В2В (собственное производство розничных торговых сетей и предприятий) 5,0
Каркасы 11,2
Приведенные данные свидетельствуют о том, что наиболее предпочтительными являются мясные полуфабрикаты, которые становятся основным конкурентом конечных готовых мясных изделий. Анализ тенденций развития предприятий птицеперерабатывающей промышленности также свидетельствует о повышении интереса к производству мясных изделий в виде сырых полуфабрикатов, максимально подготовленных к употреблению.
Состояние птицеводческого сектора Уральского федерального округа (далее УФО) отражает основные проблемы и перспективы развития отрасли на большей части России. Проанализировав основные статистические данные, можно сделать определенные выводы о будущем птицеводства на территории Урала как об основном элементе продовольственной безопасности округа [4].
Производство птицеводческой продукции сосредоточено в основном в сельскохозяйственных организациях. На долю крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения приходится 22,6 % производства яиц и 10,8 % - мяса птицы [4].
В 2014 г. из общего объема произведенного мяса птицы 41 % реализован тушками, из них 54 % -в охлажденном виде, 40 % - натуральными полуфабрикатами, из которых 57 % - в охлажденном виде и 20 % - в виде колбасно-кулинарных изделий, продуктов из мяса птицы, готовых к употреблению. Используя данные табл. 2 и маркетинговые исследования, основанные на опросах потребителей, можно сделать вывод - ассортимент продукции птицеводства достаточно скудный и не отвечающий нарастающему спросу.
Таблица 2
Ассортимент мяса птицы в УФО за календарный период (в %)
Наименование видов продукции 2010 г. 2013 г. 2015 г. 2015 г. к 2010 г. (+, -/ %)
Тушки мяса птицы 46,5 40,0 38,0 -8,5
из них охлажденные 20,0 53,0 55,0 35,0
Натуральные полуфабрикаты 27,5 40,0 42,0 14,5
из них охлажденные 12,0 57,0 59,0 47,0
Колбасы, консервы, продукты из мяса птицы 32,5 20,0 20,0 12,5
Согласно данным табл. 3, птицефабрики яичного направления большую часть произведенных яиц реализуют в традиционном виде - в скорлупе, в то время как зарубежный опыт показывает расширение ассортимента пищевых яиц и яичных продуктов, а, следовательно, и повышение их реализации за счет готовых к употреблению продуктов в жидком и сухом видах.
Таблица 3
Ассортимент пищевых яиц и яичных продуктов в УрФО за календарный период (в %)
Наименование видов продукции 2005 г. 2012 г. 2015 г. 2015 г. к 2005г. (+, -/ %)
Натуральные яйца в скорлупе 85,8 80,2 78,7 -7,1
Обогащенные 6,0 10,0 10,5 4,5
Жидкие пастеризованные в асептической упаковке 1,0 4,0 4,1 3,1
Сухие 7,0 4,3 4,9 -2,1
Готовые к употреблению 0,2 1,5 1,8 1,6
В настоящее время хозяйства населения Уральского федерального округа (далее - УФО) производят 49 % всей сельскохозяйственной продукции округа, сельскохозяйственные организации -46 %, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели - 5 % [4].
За период с января по сентябрь 2013 г. на развитие сельскохозяйственного производства и социальное развитие села в целом по УФО направлено 12,6 млрд руб. (69,2 % запланированного объема финансирования), в том числе из федерального бюджета - 4,9 млрд руб., из регионального бюджета -7,6 млрд руб. и из местного бюджета - 62 млн руб. [4].
Анализ динамики показателя производства основных видов сельскохозяйственной продукции продемонстрировал, что высокой производительности в отчетном периоде удалось достичь в птицеводстве и свиноводстве. Это позволяет сделать вывод о том, что в значительной мере (на 108 %) достигнута самообеспеченность УФО данными категориями продуктов питания. Согласно Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, данный показатель должен быть не менее 88,3 %.
В Уральском федеральном округе успешно реализована отраслевая программа «Развитие птицеводства в РФ на 2013-2014 годы». Программа направлена на достижение стратегической цели Минсельхоза России - повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также ускоренное развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
При этом в рамках Программы решилась одна из важнейших задач - развитие птицеводства, которое окажет в наибольшей степени положительное влияние на динамику такого показателя, как доля отечественного производства в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) и менее значительно на индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий.
Данные независимых исследований подтверждают, что с каждым годом намечается тенденция смещения потребительских предпочтений в сторону более дорогих и качественных продуктов, таких как филе, грудка и охлажденное мясо птицы в целом. Кроме того, повышается спрос на полуфабрикаты. В целом просматривается тенденция увеличения спроса.
Таблица 4
Темп поступлений финансирования из бюджетов разных уровней на реализацию госпрограмм развития птицеводства в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах УрФО
Субъект РФ Федеральный бюджет, % Региональный бюджет, % Местный бюджет, %
Курганская область 64 56 0
Свердловская область 93 65 105
Тюменская область 56 64 100
ХМАО 100 59 0
ЯНАО 100 40 0
Челябинская область 89 79 0
УрФО 81 63 103
Доля федерального бюджета в общем объеме финансирования реализации госпрограммы в УФО на 2015 г. составила 32,9 %, доля бюджетов регионов - 66,7 %, доля местных бюджетов - 0,3 % (табл. 4).
Птицеводство - первое направление, по которому Россия вышла на самообеспечение. В 2002 г. был ограничен ввоз мяса птицы, что значительно активизировало производство внутри страны.
В настоящее время Россия занимает 4 место в мире по валовому производству мяса птицы - в 2013 г. объем производства в убойном весе составил 3,817 млн т или 45 % от общего объема производства мяса (оценка Росстата), к 2020 г. производство достигнет 4,5 млн т в год [2; 4].
Несмотря на уверенные темпы развития отрасли птицеводства на территории УФО, имеется ряд проблем, которые нашли отражение в Стратегии развития птицеводческой отрасли в Свердловской области, тормозящих рост отрасли и развитие производственных и торговых предприятий и решение которых позволит птицеводческому сектору Урала выйти на лидирующие положения российского рынка продовольствия:
- расширение ассортимента продукции птицефабрик путём внедрения совершенно новых товарных позиций, основанных на новых способах разделки тушек (на примере ГОСТ Р - 52703-2006), внедрения на рынок других видов птицы, помимо куриных и т. д.;
- решение нарастающих проблем безопасности и качества мяса птицы;
- расширение ассортимента и выведение на рынок готовой продукции из яиц куриных (омлетов, «американских завтраков» и т. д.);
- модернизация отрасли за счет использования современных тенденций и технологий на всех этапах производства (в том числе утилизации неликвидных отходов);
- строительство и реконструкция предприятий, производящих корма и сопутствующие отрасли товары (более 70 % от общего объема комбикормов закупается в других регионах, в том числе и из-за рубежа);
- создание научных многофункциональных центров птицеводства, выведение технологических пород птицы;
- развитие информационной базы, проведение маркетинговых исследований и увеличение потребительского интереса к продукции из мяса птицы.
Проблемы, стоящие перед предприятиями птицеводческой промышленности, а также сильные и слабые стороны участников рыночных отношений и их возможности представлены в SWOT-анализе (табл. 5).
Таблица 5
Стратегический (SWOT) анализ развития птицеводческой отрасли Свердловской области
Сильные стороны отрасли Слабые стороны отрасли (W)
1. Птицеводство имеет устойчивый темп роста. 2. Наличие малого числа конкурентоспособных предприятий, выпускающих качественную продукцию, соответствующую стандартам и имеющую стабильный спрос на рынке. 3. Высокие темпы роста среднедушевого потребления основных продуктов птицеводства. 4. Устойчивая тенденция увеличения объемов производства мяса птицы 1. Относительная удаленность от европейской части России и мировых рынков сбыта. 2. Неравномерность размещения предприятий отрасли на территории Свердловской области. 3. Дефицит местного сырья, который приводит к увеличению себестоимости продукции. 4. Низкое качество выпускаемой продукции. 5. Недостаток оборотных средств. 6. Невысокая рентабельность, убыточность ряда предприятий. 7. Невысокая инвестиционная привлекательность ряда предприятий. 8. Низкая степень внедрения современных систем управления качеством - ХАССП, СМК и др. 9. Слабая организация службы маркетинга и, как следствие, потери рынков сбыта. 10. Технологическая отсталость предприятий, низкая доля внедрения инновационных технологий при производстве продуктов
Российское птицеводство непрерывно наращивает объемы производства, при этом часто забывая о мировых стандартах безопасности, что обуславливает довольно низкие показатели экспорта. Россия до 2014 г. приоритетным считала развитие торговых отношений со странами ЕС, но высокие стандарты качества не позволяют наращивать объемы экспорта мяса птицы. Также этой тенденции способствует «политическая игра ЕС и России» с постоянным обновлением торговых санкций. Отлично развитое движение «Зеленых» в ЕС требует гуманного обращения с животными и всячески препятствует импорту «негуманной» птицы из России. Как выразился французский эколог Пьер Дэ-Ангри - «Россия гордится своим дешевым мясом, выращенным в сырых подвалах животноводческих фабрик. Россия привыкла все производить на «большом конвейере», совершенно забывая про традиционное фермерское хозяйство, позволяющее выращивать чистые и полезные продукты». Все эти и многие другие факторы ограничивают экспортные возможности птицеводческих предприятий России. Но хотелось бы выделить и другие мировые рынки, которые с радостью купят всю птицу, предложенную Россией. Ежегодно в мире, по данным ФАО, погибает от голода 17 млн человек. В стадии недоедания живет более 1 млрд населения земли. Потенциальный рынок сбыта огромен! [5]
В условиях России развитие птицеводства может стать приоритетной задачей на многие годы в связи с наличием всех факторов, стимулирующих птицеводческий сектор.
Выводы и предложения
Аналитический обзор развития птицеводческой отрасли позволяет сделать следующие выводы. Динамично развивающаяся отрасль по производству мяса птицы и продуктов его переработки имеет достаточный потенциал как в мире, так и в нашей стране. Свердловская область, для того чтобы занять основное положение в производстве мяса, потеснила лидирующую в настоящее время в производстве и потреблении свинину. Относительная невысокая цена, диетические свойства, высокая биологическая ценность и органолептические свойства мяса птицы и продуктов его переработки являются главными в мотивации потребления этой группы продуктов. Анализ состояния птицеводческой отрасли позволил выявить ряд проблем социально-экономического и организационно-технологического характера, которые являются барьером совершенствования отрасли в Российской Федерации, и в Свердловской области в частности, которая, по сути, отражает основные проблемы и перспективы развития отрасли на большей части России. Организационно-экономический механизм развития отрасли птицеводства достаточно подробно описан в работах многих ученых и авторы статьи не останавливаются на мероприятиях экономического характера [6-8].
Авторское видение перспектив развития отрасли в Свердловской области заключается в следующем:
- совершенствование «продуктового портфеля» предприятий отрасли за счет развития производства мяса птицы различных видов.
В настоящее время 90 % всего рынка птицы в стране и в Свердловской области составляют бройлеры [3]. Необходимо развивать индейководство, которое и будет представлять инновационное производство, так как производство мяса индеек способствует увеличению производства мяса птицы в целом. Доказано, что среди мясных видов мяса птицы индейка занимает особое место, в силу своих биологических и хозяйственных признаков. Мясо индейки по живой массе, выходу съедобных частей тушек (более 70 %) превосходит птиц других видов, отличается низким содержанием холестерина, высокими вкусовыми свойствами, благодаря чему входит в рацион питания жителей большинства стран мира [9]. В России производится около 70 тыс. т. индейки, что составляет 2 % всего производства птицы (3,4 млн т). Но спрос на индейку растет, соответственно, ёмкость рынка продолжает увеличиваться. Организация производства на 10 000 т. в год автоматически включает нового игрока в топ-5 российских производителей. По свинине или птице войти в топ-5 сейчас крайне сложно [3].
Учитывая, что в стране и в Свердловской области проживают миллионы мусульман, евреев, требует развития производство мяса птицы и продуктов его переработки, произведенной и сертифицированной в соответствии с нормами Халяль и Кошер [8].
Кроме того, в деятельности предприятий отрасли необходимо использовать ориентацию на потребителя различных сегментов с точки зрения удовлетворения различных вкусов, в зависимости от возрастной категории, уровня доходов и других критериев. В качестве базовых сегментов стоит внедрять разработанный Л.В. Ефимовой алгоритм определения предпочтения потребителей продукции птицеводства, который позволил выделить четыре основных типа питания: «традиционный», «здоровый», «детский» и «вегетарианский» [7].
- реализация экспортной политики. Осуществляемая экспортная политика в отношении мяса птицы характеризуется следующими показателями: экспорт мяса птицы из России в 2015 г. составил 71,4 тыс. т. Поставки осуществлялись в 21 страну дальнего зарубежья и 7 стран СНГ [6; 10]. Учитывая прогноз ФАО о росте потребления мяса птицы и продуктов его переработки в странах Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона почти в 2 раза, в странах Центральной и Западной Азии, Северной Африки и Ближнего Востока, Россия рассматривается в долгосрочной перспективе как один из поставщиков мяса птицы в эти районы (табл. 6) [11].
Таблица 6
Торговый баланс по мясу в натуральном выражении на 2023 год: объем чистого экспорта, тыс. тонн [12]
Вид мяса Азиатско- Африка Европа Латинская Остальные Северная Развитые
Тихоокеанский Америка развитые Америка страны
регион и Карибский бассейн страны Океании
Говядина -2 105 -877 -1 110 3 341 -1 147 42 2 224
Свинина -2 625 -714 1 715 -376 -1 280 3 621 -362
Баранина -790 53 -140 9 -40 -71 1 032
Птица -5 234 -2 192 877 3 677 -1 729 4 710 57
Производство продукции по стандарту «Халяль» - это дополнительный аргумент в пользу развития экспорта российской продукции в страны Ближнего Востока, где, как подчеркивает Э.М. Келе-метов, традиционно высокое потребление мясных продуктов [8]. В последнее время дистрибьюторы из таких стран, как Объединённые Арабские Эмираты, Египет, Катар, рассматривают в качестве потенциальных поставщиков российские компании. При этом наибольшую перспективу для российского экспорта мяса птицы представляет рынок стран Ближнего Востока, емкость которого оценивается в 2,2 млн т и рынок африканских стран [5; 6; 8; 11; 13].
Для реализации внешнеторговой политики и усиления позиции на внутреннем рынке для отрасли необходимы гармонизация ветеринарного законодательства, требований к качеству и безопасности в соответствии с международным законодательством [14].
В условиях логистической интеграции стран-участниц ЕАЭС необходимо также формирование единого методологического подхода в реализации агропродовольственной политики, который должен учитывать научно-обоснованные нормы питания и естественные физиологические потребности населения в продуктах питания. Это прежде всего касается наиболее чувствительных сельскохозяйственных товаров, к которым отнесены также мясо и мясопродукты.
Считаем целесообразным составление и периодическое корректирование баланса взаимопоставок готового продовольствия между всеми странами ЕАЭС и в первую очередь по основным группам товаров, включая мясо птицы и продукты его переработки. Взятый курс по импортозамещению сельскохозяйственного сырья и готовых продуктов питания в России может быть дополнен и реали-зовываться с участием других стран ЕАЭС. При этом основную часть взаимопоставок мясной продукции вполне могут обеспечить сопредельные регионы России, Белоруссии и Казахстана, Кыргызстана и Армении [14].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Серегин А.В. Стратегическое управление отраслью птицеводства: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2008.22 с.
2. Рынок мяса птицы (мясо и субпродукты кур). Маркетинговое исследование. Аналитическое агентство INDEXBOX. М.: ООО «Индексбокс Маркетинг», 2016. URL: http://www.indexbox.ru/.
3. Фисинин В. Мировые тенденции развития птицеводства. URL: https//ptichki.net/.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/.
5. FAO statistical yearbook 2014: Africa food and agriculture. FAO, 2014. URL: http://www.fao.org/economic/ess/ ess-publications/ess-yearbook/en/#.WeM1R1u0PIU.
6. Сендецкая С.В. Современное состояние и перспективы развития мирового рынка мяса птицы // Науковий вюник Львiвського национального ушверситету ветеринарно! медицини та бютехнологш iменi С.З. Гжицького.
2017. Т. 19, № 76. С. 96-99 / КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-mirovogo-rynka-myasa-ptitsy.
7. Ефимова Л.В. Оценка спроса на продукцию птицеводства в Тверской области// Вестн. Мичуринского гос. аграрного ун-та. 2011. Т. 2, № 1. С. 182-184.
8. Келеметов Э.М. Сценарии развития российского рынка мяса птицы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 11. С. 58-60.
9. Морарь М.А., Вайскробова Е.С. Перспектива развития производства индеек в России // Молодой ученый. 2016. № 14. С. 368-371.
10. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. URL: www.customs.ru.
11. FAO statistical yearbook 2014: Near East and North Africa food and agriculture. FAO, 2014. URL: http://www.fao.org/ economic/ess/ess-publications/ess-yearbook/en/#.WeM1R1u0PIU.
12. Материалы ФАО and OECD. OECD-FAO Agricultural Outlook 2014-2023. Paris, OECD Publishing. 2015.
13. Ефремова А. А. Проблемы и перспективы развития российского экспорта мяса птицы// Изв. Российского эконом. ун-та им. Г.В. Плеханова. 2016. № 1 (23): URL: http://vuzirossii.ru/publ/problemy_i_ perspektivy_razvitija_rossijskogo_ehksporta_mjasa_pticy/34-1-0-5408.
14. Зуева О.Н., Донскова Л.А. Обеспечение качества и безопасности товаров в условиях современной логистической интеграции // Управленец. 2015. № 4. С. 68-78.
Поступила в редакцию 24.10.17
O.N. Zueva, N.M. Belayev, L.A. Donskova
MANAGEMENT OF THE POULTRY INDUSTRY IN CONDITIONS OF LOGISTICAL INTEGRATION: WORLD AND RUSSIAN TRENDS OF DEVELOPMENT, REALITIES, PROBLEMS AND PROSPECTS
The article deals with the management of the poultry industry in conditions of logistical integration. The world-wide, national and regional trends in the development of poultry farming are disclosed, the state of the industry is shown and assessed, problems are identified and proposals for management decisions are developed. Analytical review of literary and statistical data, data of marketing agencies, world and domestic experience testify to the active development of this industry at all levels, which is reflected in the economic indicators of the industry. For further development and growth of the total production of poultry meat, it is necessary to continue modernizing of poultry facilities, further intensify the production of poultry meat, introduce deep processing and modern systems for controlling the safety and quality of products. Agreeing with the developed organizational and economic measures by various researchers, the authors of the article introduce their own developed management decisions, primarily to improve the range through the production of other types of poultry meat and processed products, improve export policy, including in conditions of logistical integration of countries participants of the EAEU. An integrated approach to the development of management decisions will improve the efficiency of poultry farming in the context of market globalization and increased competition.
Keywords: industry, poultry farming, management, logistics integration, trends, problems, prospects, harmonization, technical barriers, innovations.
Зуева Ольга Николаевна,
доктор экономических наук, доцент,
заведующая кафедрой «Товароведения и экспертизы»
E-mail: zuevaon@mail.ru
Беляев Николай Михайлович, аспирант E-mail: nikolaybb1@mail.ru
Донскова Людмила Александровна, кандидат сельскохозяйственных наук, профессор кафедры «Товароведения и экспертизы» E-mail: zuevaon@mail.ru
ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта / Народной воли, д. 62/45
Zueva ON.,
Doctor of Economics, Associate Professor,
Head of Commodity Science & Examination Department
E-mail: zuevaon@mail.ru
Belayev N.M., postgraduate student E-mail: nikolaybb1@mail.ru
Donskova L.A.,
Candidate of Agriculture, Professor at Commodity Science & Examination Department E-mail: zuevaon@mail.ru
Urals State University of Economics 8 Marta/Narodnoy Voli st., 62/45, Ekaterinburg, Russia, 620144