Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности малого инновационного бизнеса: Российский и зарубежный опыт'

Повышение конкурентоспособности малого инновационного бизнеса: Российский и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
854
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Юлия Владимировна, Соменкова Наталья Сергеевна

Рассматривается вопрос о конкурентоспособности малого инновационного бизнеса, выявляются и анализируются проблемы, в наибольшей мере сдерживающие развитие малого предпринимательства в России, сопоставляется государственная политика по поддержке малого бизнеса в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захарова Юлия Владимировна, Соменкова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF SMALL INNOVATIVE BUSINESS: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

In this article, we address the issue of competitiveness of small innovative business, identify and analyze the major problems that constrain the development of small business in Russia, and compare government policies to support small business in Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности малого инновационного бизнеса: Российский и зарубежный опыт»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (2), с. 114-117

УДК 334.7

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

© 2012 г. Ю.В. Захарова, Н.С. Соменкова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступила в редакцию 10.05.2012

Рассматривается вопрос о конкурентоспособности малого инновационного бизнеса, выявляются и анализируются проблемы, в наибольшей мере сдерживающие развитие малого предпринимательства в России, сопоставляется государственная политика по поддержке малого бизнеса в России и за рубежом.

Ключевые слова: малые инновационные предприятия, конкурентоспособность, модернизация, государственная поддержка.

Малый бизнес становится важным фактором, обеспечивающим динамическое развитие предпринимательской деятельности, а также необходимым условием функционирования инновационной экономики.

Согласно статистическим данным, малые инновационные предприятия в США дают примерно 50% всех промышленных новшеств, в том числе 95% радикальных изобретений (калькулятор, ксерография, искусственный инсулин, гибкие контактные линзы, персональный компьютер, полароидная фотография). На доллар затрат на НИОКР они создают в 24 раза больше нововведений, чем гигантские концерны. Скорость прохождения всех этапов НИОКР на малых предприятиях на 1/3 выше (2 года с выходом на рынок, а в крупных - 3 года). Затраты на одного инженера или ученого на малых предприятиях вдвое ниже, чем в корпорациях.

Малый бизнес активно выходит не только на национальные, но и на международные рынки. В настоящее время доля малых и средних фирм в промышленном экспорте инновационной продукции Германии и Нидерландов составляет примерно 40%, Италии - 20-25%, США и Японии - 15%. При этом сфера, в которой малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Так, например, 50% лицензий, проданных в США, приходится на малые инновационные предприятия. Однако помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности [1, с. 82].

Потребность в повышении конкурентоспособности малого инновационного бизнеса является ключевым фактором активизации инновационных процессов. Под конкурентоспособностью мы понимаем способность определённой организации превосходить конкурентов в существующих заданных условиях. Конкурентоспособность предполагает поиск конкурентных преимуществ во внешней и внутренней среде. Если малый инновационный бизнес не будет функционировать в конкурентной среде, то это приведет к его неэффективности и зависимости от государственного финансирования.

Определенно можно утверждать, что малый бизнес - двигатель инноваций, и он имеет ряд преимуществ по сравнению с крупным инновационным бизнесом.

В то же время промышленный малый бизнес в России только на одну десятую процента может считать себя инновационным, подсчитали эксперты Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). В 2009 году в РФ функционировало 5.6 млн предприятий, которые можно отнести к субъектам малого предпринимательства. 70% из них - индивидуальные предприниматели. В масштабе общего количества малых и микропредприятий (1.6 млн единиц) процент инновационных предприятий в промышленности составляет 0.12%.

Рост малых предприятий зависит от доступности и стоимости рыночного финансирования на этапе выведения на рынок нового продукта, когда требуются большие вложения в нематериальные и специфичные активы. Результаты исследований свидетельствуют, что фирмы,

формирующие доход за счет производства товаров, обычно больше, чем сервисные компании, нуждаются во внешнем финансировании. Аналогичный эффект дает повышение технологической сложности производства. Оно сопровождается высоким уровнем необратимых издержек входа на рынок, связанных с проведением НИОКР; значительными информационными и рекламными затратами, направленными на инициирование первичного спроса на новый продукт; небольшим опытом предпринимательской деятельности управляющих молодых инновационных предприятий [2, с. 48].

В группу стран - лидеров в области инноваций по уровню затрат на научные исследования и степени развития интеллектуальной собственности входят Швейцария, Дания, Нидерланды и Австрия. В настоящее время доля малого инновационного бизнеса в общем количестве промышленных предприятий в Германии составляет 62%, в Норвегии - 49%, во Франции - 38%. Самая высокая доля инновационных предприятий среди предприятий промышленности зафиксирована в Ирландии, где данный показатель достигает 75%.

Проведенный анализ показал, что малый инновационный бизнес - значительный потенциал экономического роста, реализуемый в большинстве промышленно развитых государств и, к сожалению, не имеющий должного развития в регионах Российской Федерации.

В РФ масштабы инновационного предпринимательства несравнимо малы. Однако понимание необходимости в проведении глубоких реформ в области инновационной политики государства находится в серьезном противоречии с теми факторами, которые негативно влияют на состояние и перспективы функционирования российских малых инновационных предприятий.

Данные Госкомстата России, Академии менеджмента и рынка, материалы обследований, проведенных Институтом стратегического анализа по заказу Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Всемирного банка, выявили четыре группы проблем, в наибольшей мере сдерживающих развитие малого предпринимательства в России. Это проблемы, во-первых, организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке, получением различных разрешений и т.п., то есть весь перечень административных барьеров.

Во-вторых, материально-технического обеспечения: нехватка или отсутствие производ-

ственных помещений и современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная правовая защищенность деятельности предприятий и др. Отметим, что проблема нехватки производственных и служебных помещений существенно тормозит развитие малого предпринимательства.

В-третьих, финансовые: недостаток финансов для приобретения в собственность земли, помещений под офисы, для аренды, включая проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, в формировании на основе собственных сбережений и долгосрочных кредитов стартового капитала, в создании собственной дилерской сети и установлении связей с поставщиками сырья. Кроме того, сюда с полным правом можно отнести и налоговые проблемы, связанные с налоговым законодательством - число налогов, величина совокупных налоговых выплат, частые изменения в налоговом законодательстве.

В-четвертых, кредитные, сопряженные с получением кредитов (для обслуживания кругооборота и оборота капитала) при посредничестве банков или других организаций, имеющих лицензию на совершение расчетных, платежных, ссудных и депозитных операций (таких, например, как общества взаимного кредитования, кредитные товарищества и т.п.).

Мы предлагаем классифицировать проблемы роста конкурентоспособности малого инновационного бизнеса на основе выделения субъектов, обеспечивающих их решение:

1-я группа - проблемы, решение которых обеспечивает инноватор.

Прежде всего здесь следует выделить проблему риска и неопределенности при внедрении инноваций. Делая выбор в пользу вложений в инновации, инноватор решает первую проблему, связанную с развитием малого инновационного бизнеса, - нежелание бизнесменов заниматься инновационными разработками.

Исследование, проведенное компанией GlobeScan в 24 странах мира, свидетельствует о том, что 61% россиян не ощущают уважения к инновационному предпринимательству. Наиболее оптимистичны опрошенные в Индонезии, США, Канаде, Индии и Австралии.

Индонезия показала самый высокий уровень общественной поддержки инноваций - 85%. Следом за ней идут две крупнейшие экономики мира - США и Китай, где такое мнение у 75% респондентов. Последние места заняли Турция (24%) и Россия (26%).

2-я группа - проблемы, решение которых обеспечивает государство.

Доля государства в расходах на НИОКР в западных странах колеблется от 43% в Германии до 52-53% во Франции и Великобритании. Российское государство в слишком скромных масштабах поддерживает малые инновационные предприятия, одновременно не предоставляет гарантий для того, чтобы они могли шире использовать заемные средства.

Г лавным содержанием государственной инновационной политики в отношении малого бизнеса в России должно стать регулирование финансовых потоков, направленное на облегчение доступа малых предприятий к источникам финансовых средств. Здесь можно выделить два направления: целенаправленное субсидирование из бюджета и привлечение частного капитала к финансированию инновационной деятельности малых предприятий.

В США целенаправленное бюджетное финансирование осуществляется в форме безвозвратного субсидирования, через предоставление льготных займов и заключение контрактов на разработку новой продукции и технологии. Программы предоставления льготных займов осуществляются ББЛ в виде прямых займов, долевого участия в займах коммерческих банков и гарантирования займов коммерческих банков. Прямые займы предоставляются ББЛ из собственных кредитных источников. Размер займа не превышает 150 тыс. долл., максимальная ставка - 7%. Займы предоставляются на сроки: до 6 лет - на текущие нужды, до 20 лет -на приобретение оборудования, земельной собственности и строительства, до 30 лет - на восстановление предприятий, пострадавших от стихийных бедствий [3, с. 112].

Однако, как показывает американская практика, формы прямого субсидирования через государственные ведомства не имеют достаточной гибкости и оперативности.

Вторым важнейшим направлением государственной инновационной политики в отношении малого инновационного бизнеса является привлечение частного капитала для финансирования. Реализуется оно преимущественно через компании венчурного капитала.

В настоящее время в США действуют компании венчурного финансирования трёх типов: корпоративные (дочерние компании крупных корпораций), независимые и частные инновационные компании малого бизнеса, действующие под эгидой ББЛ. Венчурный капитал размещается в форме акционерного капитала. Доля

участия отдельных компаний венчурного капитала в мелких фирмах редко превышает 50%.

Полномасштабное привлечение в инновационный сектор венчурных инвестиций может сыграть ведущую роль в деле создания отечественной конкурентоспособной технологической базы, формирующей перспективу общего роста экономики России [4].

Также необходимо создание национальной стратегии инновационного развития. Однако наличие стратегии развития инновационного сектора в России является необходимым, но не достаточным условием. В настоящий момент необходимо сосредоточиться не на точечных инновациях, а на модернизации всей технологической базы.

Необходим комплексный подход, предполагающий создание общей системы стимулов для обновления технологической базы во всех секторах российской экономики. Как показала практика, использование принципа локальных точек инновационного роста и догоняющего развития всей остальной национальной экономики неэффективно.

Также исключительно государство может создавать стимулы для занятия инновациями с помощью льготных налоговых режимов - ряд норм уже существует, однако, на наш взгляд, необходимо расширять налоговые льготы.

3-я группа - проблемы, решение которых обеспечивает университет.

Российский ученый сегодня не обладает необходимым набором экономических знаний для самостоятельного представления проекта инвесторам. По данным ГК Роснанотехнологии за три года было рассмотрено около 2000 проектов, из них одобрено на получение инвестиций чуть более 90, а реально деньги получили только 30 компаний. Из-за неподготовленности проектной документации российские проекты рассматриваются в среднем в два раза дольше, чем за рубежом. Отсутствие у ученых знаний для создания бизнес-плана, с одной стороны, и недостаток средств для привлечения специалистов для составления документации - с другой, могут приводить к ситуации отсутствия интереса потенциальных инвесторов к проекту. Проблему с нехваткой экономических знаний у инноваторов должны решать вузы.

4-я группа - проблемы, решение которых обеспечивает бизнес.

Правительства разных стран мира пытаются стимулировать инновационное развитие — финансируют науку, создают технопарки. Но можно привести случай, когда два самых успешных примера бурного инновационного

развития не являются результатом сознательных усилий государства, - это зоны инноваций вокруг Массачусетского технологического института и Стэнфордского университета.

Бизнес решает проблему отбора наиболее конкурентоспособных проектов для финансирования (функция бизнес-ангелов). У государства эффективность отбора проектов может снижаться вследствие коррупционных рисков. При отборе проектов в регионах невозможно избежать регионального лоббирования. Кроме того, экспертиза проектов остается несовершенной, сохраняется и проблема субъективности членов отборочной комиссии.

5-я группа - проблемы, решение которых обеспечивают общественные институты.

Здесь мы можем говорить о решении проблем, связанных с продвижением инноваций и лоббированием законопроектов.

6-я группа - проблемы, которые решают все субъекты рынка инноваций.

К таким проблемам относится создание инфраструктуры для продвижения инноваций -конкурсы стартапов, создание бизнес-инкубаторов.

Можно утверждать, что единственная область, которая не является проблемной в инновационном бизнесе, это область создания новых идей - таких идей в России производится достаточно, но большинство из них не получают финансирования даже являясь потенциально прибыльными, так как либо не вызывают интерес у

инвесторов, либо просто не доходят до них. Поэтому решение вышеперечисленных проблем очень важно.

Таким образом, исследование состояния малого инновационного бизнеса в РФ показало, что эта сфера является примером упускаемых возможностей, ибо достижение экономического роста, обеспечение национальной безопасности и конкурентоспособности государства в долгосрочной перспективе невозможно без развития малых инновационных предприятий. Малые инновационные предприятия должны стать важным фактором, обеспечивающим интенсивное развитие предпринимательской деятельности, а также необходимым условием функционирования инновационной экономики.

Список литературы

1. Нестеренко Ю. Малые инновационные предприятия в институциональной структуре «новой экономики» // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 11. С. 78-86.

2. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. М., 2007.

3. Предпринимательство: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка. 5-е издание, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

4. Корпоративное управление инновационным развитием / Под ред. Ю.П Анискина. М.: Изд-во «Омега-Л», 2007. 411 с.

IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF SMALL INNOVATIVE BUSINESS:

RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

Yu. V. Zakharova, N.S. Somenkova

In this article, we address the issue of competitiveness of small innovative business, identify and analyze the major problems that constrain the development of small business in Russia, and compare government policies to support small business in Russia and abroad.

Keywords: small innovative enterprises, competitiveness, modernization, state support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.