Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОТЫ МЫШЦ СТОПЫ И ГОЛЕНОСТОПНОГО СУСТАВА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ГИМНАСТОК 10-12 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ КЛАССИЧЕСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ'

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОТЫ МЫШЦ СТОПЫ И ГОЛЕНОСТОПНОГО СУСТАВА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ГИМНАСТОК 10-12 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ КЛАССИЧЕСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
физкультура / гимнастика / тренер / ноги / стопы / physical education / gymnastics / coach / legs / feet

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рудакова О.В., Бушуева Н.А.

В данной работе представлены показатели качества работы ступней ног в гимнастике: степень натянутости носков, выворотность стоп, высота подъема на полупальцы, способность длительное время сохранять равновесие на высоких выворотных полупальнах, способность длительное время выполнять движения, стоя на одной ноге и сохраняя ее выворотность и высоту полупальцев. Дается характеристика традиционной методики хореографической подготовки гимнасток и регламент ее проведения. В рамках общепринятого регламента предлагается теоретически обоснованная авторская методика хореографической подготовки гимнасток. Доказывается эффективность предлагаемой методики для повышения качества работы ступней ног.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рудакова О.В., Бушуева Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING QUALITY OF FOOT AND ANKLE MUSCLES OF ARTISTIC GYMNASTS AGED 10-12 YEARS BY MEANS OF CLASSICAL CHOREOGRAPHY

This paper presents indicators of the quality of footwork in gymnastics: the degrof toe tightness, inversion of the feet, the height of lifting on the half-toes, the ability to maintain balance for a long time on high inverted half-toes, the ability to perform movements for a long time while standing on one leg and maintaining its inversion and the height of the half-toes. The characteristic of the traditional technique of choreographic training of gymnasts and the rules of its conduct are given. Within the framework of the generally accepted regulations, a theoretically justified author's method of choreographic training of gymnasts is proposed. The effectiveness of the proposed technique for improving the quality of footwork is proved.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОТЫ МЫШЦ СТОПЫ И ГОЛЕНОСТОПНОГО СУСТАВА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ГИМНАСТОК 10-12 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ КЛАССИЧЕСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ»

УДК 796 Рудакова О.В., Бушуева Н.А.

Рудакова О.В.

преподаватель по хореографии ГБУ ДО СШ Центральный район (г. Санкт-Петербурга, Россия)

Бушуева Н.А.

тренер-преподаватель по художественной гимнастике ГБУ ДО СШ Центрального района (г. Санкт-Петербурга, Россия)

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОТЫ МЫШЦ СТОПЫ И ГОЛЕНОСТОПНОГО СУСТАВА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ГИМНАСТОК 10 - 12 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ КЛАССИЧЕСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ

Аннотация: в данной работе представлены показатели качества работы ступней ног в гимнастике: степень натянутости носков, выворотность стоп, высота подъема на полупальцы, способность длительное время сохранять равновесие на высоких выворотных полупальнах, способность длительное время выполнять движения, стоя на одной ноге и сохраняя ее выворотность и высоту полупальцев.

Дается характеристика традиционной методики хореографической подготовки гимнасток и регламент ее проведения. В рамках общепринятого регламента предлагается теоретически обоснованная авторская методика хореографической подготовки гимнасток.

Доказывается эффективность предлагаемой методики для повышения качества работы ступней ног.

Ключевые слова: физкультура, гимнастика, тренер, ноги, стопы.

К числу значимых компонентов спортивного мастерства художественных гимнасток большинство специалистов относит качество работы ступней ног. В разговорной речи тренеров чаще можно услышать -«аккуратность стоп» или «чистота стоп». Под этими понятиями обычно

подразумевают: степень натянутости носков, выворотность стоп, высоту подъема на полупальцы, способность длительное время сохранять равновесие на высоких выворотных полупальцах, способность длительное время выполнять движения, стоя на одной ноге и сохраняя ее выворотность и высоту полупальцев, и пр.

В январе 2024 г. на базе ГБУ СШ Центрального района г. Санкт-Петербурга было проведено исследование, в ходе которого были рассмотрены, как показатели качества работы ступней ног художественных гимнасток, так и степень их проявления у гимнасток с разным уровнем спортивного мастерства. В результате было установлено, что качество работы ступней ног гимнасток с более высоким уровнем спортивного мастерства достоверно выше, чем у гимнасток с более низким уровнем. Т.е. было научно доказано, что успешность спортсменок в художественной гимнастке зависит в том числе и от того, насколько «аккуратно» и грамотно работают их стопы.

Данный факт в очередной раз подтверждает правоту тех тренеров, которые уделяют пристальное внимание развитию у своих учениц выворотности ступней ног, высоты полупальцев, силы икроножных мышц и пр.

Опрос специалистов в художественной гимнастике из других групп этой спортивной школы показал, что большинство из них наиболее эффективным средством повышения качества работы ступней ног считает регулярные занятия классической хореографией.

Классическая хореография является прежде всего уникальным комплексом движений, направленным на всестороннее развитие тела занимающихся: силы ног, рук, спины, гибкости суставов, эластичности мышц, устойчивости (апломба), координации, культуры движений. Использование отдельных упражнений классической хореографии нецелесообразно, поскольку не оказывает должного эффекта. Потому уже давно тренеры ввели в учебно-тренировочный процесс художественных гимнасток уроки классической хореографии и предпочитают приглашать на работу профессиональных хореографов.

Традиционно урок классической хореографии в женском классе состоит из четырех частей: 1) экзерсис у станка; 2) экзерсис на середине; 3) прыжковая подготовка - "allegro"; 4) занятия на пуантах («пальцевая» техника). Именно такой структуры урока придерживаются педагоги в хореографических училищах и балетных труппах. Для извлечения максимальной пользы от классического тренажа артистки балета повторяют все перечисленные разделы ежедневно. В художественной гимнастике в силу объективных причин дело обстоит несколько иначе.

Как свидетельствуют тренеры, урок классической хореографии с художественными гимнастками в среднем длится 90 мин, после чего девочки приступают к основной тренировке. Урок, как правило, состоит из двух частей: либо экзерсиса у станка и на середине, либо экзерсиса у станка и прыжков, либо экзерсиса на середине и прыжков.

Что касается регулярности занятий классической хореографией с художественными гимнастками, то лишь гимнастки, представляющие элитно-олимпийскую художественную гимнастику и тренирующиеся в центрах олимпийской подготовки, занимаются классической хореографией ежедневно по 2 часа. Для гимнасток среднего звена, представляющих спортивно-образовательную художественную гимнастику и тренирующихся в ДЮСШ, ДСО и вузах, норма составляет 2-3 урока в неделю по 1,5 часа. Таким образом, в работе с гимнастками среднего звена при двух-, трехразовых занятиях классической хореографией в неделю и двухчастном уроке тренерам не всегда удается добиться от своих учениц желаемого качества работы ступней ног.

Для решения указанной проблемы была предпринята попытка создать такую методику занятий классической хореографией с художественными гимнастками, которая была бы преимущественно направлена на повышение качества работы ступней ног спортсменок. С этой целью: во-первых, были выявлены наиболее эффективные, с точки зрения воспитания ступней ног, упражнения классической хореографии, и значительно увеличена доля этих

упражнений в уроке; во-вторых, были введены регулярные занятия экзерсиса с мячом.

К числу наиболее эффективных упражнений были отнесены:

- releve (от фр. - поднимать) - подъем на полупальцы. Движение развивает силу икроножных мышц, силу стопы, выворотность, устойчивость. Может исполняться как в медленном темпе, так и в быстром (вскоки на полупальцы); как на двух ногах (по позициям), так и на одной;

- plie (от фр. - сгибание, складывание) - приседание. Движение развивает силу ног, выворотность тазобедренных и голеностопных суставов, эластичность связок, ахиллово сухожилие. Существуют demi plie (с фр. -половина сгибания) - полуприседание и grand plie (с фр. - большое сгибание) -полное приседание. Кроме того, эффективно исполнение рНе на полупальцах;

- battement tendu (от фр. - тянуть) - движение натянутой ноги из позиции в позицию. Движение развивает выворотность голеностопных и тазобедренных суставов, силу и натянутость ног - коленей, стоп, подъемов, пальцев.

Доля этих упражнений в уроке была значительно увеличена:

1) на основе releve и plie были составлено несколько комбинаций продолжительностью 10 мин, которые поочередно исполнялись лицом к станку и на середине:

Комбинация N 1 состояла из различных видов releve, которые исполнялись по всем позициям и на одной ноге с изменением темпа движений от 2 тактов 4/4 до 1/8;

Комбинация N 2 включала в себя сочетания releve, всех видов рНе, в том числе plie на полупальцах. Темп исполнения также менялся от 2 тактов 4/4 до 1/8;

2) в урок были введены три обязательные комбинации battement tendu (батман тандю) вместо одной-двух продолжительностью по 32 такта 2/4 каждая:

Комбинация N 1 состояла из различных видов battement tendu в сочетании с plie и releve и исполнялась в медленном темпе лицом к станку;

Комбинация No 2 была построена на основе комбинации No 1 с добавлением более сложных вариантов тех же движений и исполнялась в более быстром темпе либо боком к станку, либо на середине;

Комбинация N 3 включала в себя различные виды battement tendu, battement tendu jete (с фр. - бросок) - бросковые движения натянутой ногой на 25°, в сочетании с pique ( с фр. уколоть) и исполнялась в быстром темпе либо боком к станку, либо на середине; во все комбинации экзерсисов у станка и на середине в качестве дополнительных движений были введены plie и releve с мячом; многие упражнения обоих экзерсисов исполнялись в положении опорной ноги на полупальцах или в plie.

Занятия классической хореографией проводились 3 раза в неделю по 90 мин, за основу было взято чередование двух- и трехчастного деления урока. Поскольку все 4 фрагмента классического урока (экзерсис у станка, экзерсис на середине, прыжковая подготовка, упражнения с мячом) регулярно использовались, для удобства были составлены 6 вариантов урока, которые чередовались в двухнедельном цикле (табл. 1).

Занятия классической хореографией по экспериментальной методике проводились на базе ГБУ СШ Центрального района г. Санкт-Петербурга в апреле 2023г. В эксперименте приняли участие 12 гимнасток в возрасте 10-12 лет равной спортивной квалификации.

Для оценки эффективности предлагаемой методики повышения качества работы ступней ног средствами классической хореографии у всех обследуемых гимнасток до начала экспериментальных занятий (в январе 2023 г.) и спустя 4 месяца - (в апреле 2023 г.) были сняты показатели качества работы стоп с помощью следующих контрольных заданий:

• измерение максимального угла разведения стоп в упоре сидя сзади - оценивалась выворотность стоп; измерение угла между полом и сводом поднятой на полупальцы стопы -оценивалась высота полупальцев;

количество подъемов с нижней рейки гимнастической стенки на максимально высокие полупальцы за 30 с - оценивалась сила икроножных мышц;

количество подъемов на максимально выворотные и высокие полупальцы одной ноги без касания пола другой ногой и без учета времени -оценивалась сила икроножной мышцы одной ноги;

количество времени, в течение которого гимнастка может устоять на выворотных высоких полупальцах одной ноги (вторая либо на passé, либо в attitude) - оценивалась способность сохранять равновесие на полупальцах одной ноги;

• количество медленных поворотов вокруг себя на одной ноге tour lent (турлян) без касания пола другой ногой - оценивались комплексное проявление силы опорной ноги, выворотность суставов ног, функции равновесия.

Организация занятий классической хореографией, направленных на повышение качества работы ступней ног художественных гимнасток

Таблица 1.

Вариант урока Содержание урока Время

Вариант No 1 Комбинации на plie-releve и 10 мин

Battement tendus N° 1 у станка

Экзерсис у станка

Экзерсис на середине 30 мин

Прыжковая подготовка а1^го 20 мин

25 мин

Вариант No 2 Комбинации на plie-releve и 10 мин

Battement tendus N° 1 у станка

Экзерсис у станка с мячом

Экзерсис на середине с мячом 45 мин

Прыжковая подготовка allegro

10 мин

25 мин

Вариант урока Содержание урока Время

Вариант No 3 Комбинация на plie-releve и 10 мин

battement tendus No 2 у станка

Экзерсис на середине

Комбинация на pie-releve No 1 40 мин

на середине с мячом

Упражнения на вращения 10 мин

25 мин

Вариант No 4 Комбинация на plie-releve и 10 мин

Battement tendus N° 1 у станка

Экзерсис у станка

Комбинация на plie-releve N° 2 45 мин

на середине с мячом 10 мин

Прыжковая подготовка

25 мин

Вариант No 5 Комбинация на plie-releve и 10 мин

Battement tendus N° 2 у станка

Экзерсис у станка с мячом

Экзерсис на середине с мячом 30 мин

Упражнения на вращения

30 мин

25 мин

Вариант No 6 Комбинация на plie-releve и 10 мин

Battement tendus N° 2 у станка

Экзерсис на середине

Комбинация на plie-releve N 1 45 мин

на середине 10 мин

Прыжковая подготовка allegro

25 мин

Полученные в результате эксперимента данные представлены в табл. 2.

Оценка показателей качества работы ступней ног гимнасток до и после занятий по экспериментальной методике.

Таблица 2.

No Показатель До эксперимента *±S(x) После эксперимента х±S(x) Разница Р

1 Выворотность стоп (угол разведения стоп) 156,33°±2,44 160,17°±1,99 3,84° p > 0,05

2 Высота п/п (угол между полом и сводом стопы) 55,81°±0,81 62,32°±0,72 6,51° p <0,05

3 Подъемы на п/п с нижней рейки (кол-во раз за 30 с) 41,04±1,68 49,56±0,82 8,52 p < 0,05

4 Подъем на п/п пр. ноги (кол-во раз) 19,48°±1.66 37,89± 1,48 18,41 p < 0,05

5 Подъем на п/п лев. ноги (кол-во раз) 20,7 ±1,57 35,82± 1,14 15,12 p < 0,05

6 Равновесие passé на лев. ноге (с) 12,9± 1,26 21,81 ± 1,84 8,91 p <0,05

7 Равновесие attitude на пр. ноге (с) 14,61 ± 1 ,39 27,75 ± 2,75 13,14 p < 0,05

8 Tour lent на пр. ноге (кол-во раз) 5,17 ±0,35 7,96 ±0,49 2,79 p <0,05

Пояснение к таблице.

1. Результаты оценки выворотности стоп и высоты подъема на полупальцы у гимнасток до и после занятий по экспериментальной методике.

2. Результаты оценки силы икроножных мышцы гимнасток до и после занятий по экспериментальной методике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Результаты оценки силы икроножных мыши правой и левой ног у гимнасток до и после занятий по экспериментальной методике.

4. Результаты оценки способности сохранять равновесие на полупальцах одной ноги у гимнасток до и после занятия по экспериментальной методике.

5. Результаты оценки комплексного проявления силы опорной ноги, выворотности суставов ног, функции равновесия у гимнасток до и после занятий по экспериментальной методике.

В результате исследования были представлены изменения, произошедшие через 4 месяца занятий. по таким показателям качества работы стоп, как выворотность и высота подъема на полупальцы.

1. До занятий по экспериментальной методике угол разведения стоп в упоре сидя сзади у испытуемых гимнасток составлял в среднем 156,33°±2,44, после - 160,17°±1,99. Однако, как показал статистический анализ, по данному показателю качества работы ступней ног достоверных изменений не произошло (р > 0,05).

2. При подъеме на полупальцы угол между полом и сводом стопы у обследуемых гимнасток составил: до эксперимента - 55,81°±0,81, после -62,32°±0,72 (р < 0,05).

3. Сила икроножных мышц гимнасток после экспериментальных занятий также стала достоверно выше, чем до их начала, что подтверждают данные, представленные. Так, в январе 2023 г. гимнастки поднимались на максимально высокие полупальцы с нижней рейки гимнастической стенки в

среднем 41,04 ±1,68 раза за 30 с, в апреле 2023 г: - 49,56±0,82 (p < 0,05).

Отдельно была оценена сила икроножных мышц правой и левой ног обследуемых гимнасток.

4. До экспериментальных занятий испытуемые поднимались на высокие выворотные полупальцы правой ноги без касания пола другой ногой и без учета времени в среднем 19,48± 1,66 раза, на полупальцы левой ноги - 20,7±1,57. После экспериментальных занятий соответственно: 37,89±1,48 (на полупальцы правой) и 35,82 ±1,14 (левой). Различия статистически достоверны (р < 0,05).

Также представлены результаты оценки способности сохранять равновесие на полупальцах одной ноги. Для оценки правой ноги было выбрано более сложное равновесие - равновесие в позе attitude. Левая нога оценивалась при положении правой ноги на passé.

Результаты, полученные в данном контрольном испытании, после эксперимента достоверно выше, чем до его начала: в январе 2023г. на правой ноге гимнастки в среднем смогли простоять 14,61 ±1,39 с, на левой - 12,9 ±1,26; в апреле 2023 г. соответственно: 27,75 ±2,75 (на правой) и 21,81 ±1,84 (на левой) (р < 0,05).

5. Результаты оценки исполнения tour lent гимнастками до и после занятий по экспериментальной методике.

Tour lent (от фр. - медленный поворот) является одним из сложнейших элементов художественной гимнастики, качество исполнения которого во многом зависит от комплексного проявление силы опорной ноги, выворотности суставов ног, функции равновесия. Оценка исполнения данного элемента гимнастками после экспериментальных занятий достоверно выше, чем до их начала: до эксперимента испытуемые в среднем смогли исполнить 5,17 ±0,35 tour lent, после эксперимента - 7,96±0,49. Различия статистически достоверны (р < 0,05).

Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что в результате экспериментальных занятий произошли достоверные улучшения качества

работы ступней ног художественных гимнасток по таким показателям, как высота подъема на полупальцы, способность длительное время сохранять равновесие на высоких выворотных полупальцах, способность длительное время выполнять движения, стоя на одной ноге и сохраняя ее выворотность и высоту полупальцев. Положительная динамика в показателях выворотности стоп (гибкости голеностопных суставов), хоть и не имеет достоверных подтверждений (р > 0,05), в целом очевидна - угол разведения стоп в упоре сидя сзади в среднем увеличился на 3,84°.

Отсутствие достоверных улучшений по показателю выворотности стоп, вероятно, может объясняться спецификой подготовки спортсменок в художественной гимнастике. Требование к выворотности ступней ног гимнасток является, безусловно, важным в этом виде спорта, но не таким фундаментальным, как в балете. Соответственно, если весь тренаж артистов балета построен на выворотной работе стоп, так как она заложена в технике большинства упражнений, то в тренировке художественных гимнасток выворотность, как правило, является желательным условием исполнения упражнений, но не определяющим. Кроме того, уроки классической хореографии являются лишь одним из видов разминки художественных гимнасток, который повторяется не ежедневно и после которого спортсменки переходят к основной тренировке.

В результате хореографы, работающие с художественными гимнастками, зачастую сталкиваются с тем, что даже упражнения классической хореографии ученицы исполняют при недостаточно выворотной постановке стоп, что, несомненно, значительно снижает темп развития выворотности ступней ног гимнасток по сравнению с воспитанницами хореографических училищ.

Тем не менее, несмотря на отсутствие достоверных улучшений по одному из показателей, можно сделать вывод о том, что предложенная методика повышения качества работы ступней ног художественных гимнасток средствами классической хореографии доказала свою эффективность. При этом

следует отметить, что опробовалась предложенная методика на 12 гимнастках 10-12 лет, занимающихся у одного тренера. Ее использование со спортсменками иного возраста и квалификации даст, вероятно, иные результаты, однако положительная динамика, очевидно, будет иметь место.

В заключение хотелось бы отметить, что, поскольку занятия классической хореографией с художественными гимнастками призваны повышать не только технические характеристики мастерства спортсменок, но и художественные (музыкальность, выразительность, артистизм и пр.), было бы целесообразно применять предложенную методику не постоянно, а сериями -по несколько недель или месяцев. В перерывах между сериями занятий, направленных на повышение качества работы ступней ног, проводить занятия, преимущественно направленные на овладение техникой прыжков, вращений и т.п., а также на развитие эстетических компонентов мастерства гимнасток.

1 - Passe у станка с мячом, 2 - Devellope на 90° у станка с мячом, 3 - Plie releve на passe у станка с мячом,4 - Grand battement у станка с мячом, 5 - Захват в кольцо у станка с мячом, 6-Grand plie по VI позиции с мячом на середине зала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. История возникновения и развития хореографического искусства. История русского балета- Красовская В.М, 1978- 231с;

2. Самое полное пособие по ортопедии -Джеймс Эрлз Стопа ,изд «Эксмо» , 2023;

3. w.vaganova.ru официальный сайт Академии русского балета им. А.Я. Вагановой;

4. w.baletacademy.ru официальный сайт Московской государственной академии хореографии

Rudakova O. V., Bushueva N.A.

Rudakova O.V.

Secondary School Central district (St. Petersburg, Russia)

Bushueva N.A.

Secondary School Central district (St. Petersburg, Russia)

IMPROVING QUALITY OF FOOT AND ANKLE MUSCLES OF ARTISTIC GYMNASTS AGED 10-12 YEARS BY MEANS OF CLASSICAL CHOREOGRAPHY

Abstract: this paper presents indicators of the quality of footwork in gymnastics: the degrof toe tightness, inversion of the feet, the height of lifting on the half-toes, the ability to maintain balance for a long time on high inverted half-toes, the ability to perform movements for a long time while standing on one leg and maintaining its inversion and the height of the half-toes.

The characteristic of the traditional technique of choreographic training of gymnasts and the rules of its conduct are given. Within the framework of the generally accepted regulations, a theoretically justified author's method of choreographic training of gymnasts is proposed.

The effectiveness of the proposed technique for improving the quality of footwork is

proved.

Keywords: physical education, gymnastics, coach, legs, feet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.