Научная статья на тему 'Повышение качества предоставления государствен н ых и муниципальных услуг'

Повышение качества предоставления государствен н ых и муниципальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глотова Наталья Ивановна

В ходе административной реформы в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 28.07.2012 г. № 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна». Принятие закона станет важным этапом в построении в России сервисного государства, ориентированного на граждан Российской Федерации. Анализу проводимой работы посвящена предлагаемая статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глотова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества предоставления государствен н ых и муниципальных услуг»

экономика и финансы

Наталья Ивановна Глотова, доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», кандидат экономических наук

В ходе административной реформы в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 28.07.2012 г. № 133-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна». Принятие закона станет важным этапом в построении в России сервисного государства, ориентированного на граждан Российской Федерации. Анализу проводимой работы посвящена предлагаемая

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕ Н Н Ы X И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

В соответствии со стратегией развития России до 2020 года все государственные и муниципальные услуги должны быть доступны для получения в электронном виде. Должна быть создана и эффективно функционировать система межведомственного взаимодействия. Реализация данной стратегии и переход к интенсивному развитию экономики на инновационной основе являются важнейшим приоритетом Алтайскою края.

Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определены основные принципы и процедуры предоставления государственных услуг, условия и порядок их оплаты, права заявителей и обязанности органов власти, функции, права и обязанности многофункционального центра (далее -МФЦ)'.

Краевое автономное учреждение (далее - КАУ) «МФЦ Алтайского края» создано в соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края от 21 декабря 2010 г. № 566 «О создании краевого автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края». Основная задача центра комплексное и оперативное решение вопросов граждан в удобном для них месте и режиме с помощью квалифицированного персонала, исключающее обращение в разные ведомства и организации для получения одной (государственной или муниципальной) услуги. Работа КАУ «МФЦ Алтайского края» упрощает оформление докумен-

тов. Благодаря осуществлению данного проекта большинство необходимых справок стало возможным получать сразу и на месте.

КАУ «МФЦ Алтайского края» начало свою деятельность 19 августа 2011 г. За время работы в МФЦ поступило более 60 000 обращений. 11а сегодня можно выделить три главных направления, над которыми активно работает МФЦ.

Первое направление - увеличение количества предоставляемых услуг. Па момент открытия центра предоставлялось 74 услуги, в настоящее время более 120, до конца года планируется увеличение услуг до 150. Работа по увеличению количества предоставляемых услуг ведется постоянно. В ближайшей перспективе будет расширен перечень социальных услуг, в том числе организовано предоставление услуг Пенсионного фонда в части информирования о порядке назначения пенсий, размере пенсий, предоставлении справочной информации. Также для предпринимателей будет организовано предоставление услуг по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, оборота цветных и черных металлов, субсидирования части банковской процентной ставки по инвестшионным кредитам для сельхозпроизводителей.

Второе направление создание сети многофункциональных центров в Алтайском крае. 11а сегодняшний день функционирует центральный офис в Барнауле, открыты филиалы в Благовещенке и в г. Бийске. Также ведется работа по созданию филиалов в юродах и крупных районах края в соответствии с Краевой программой «Снижение административных

барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг» на 2011-2013 годы.

Третье важное направление деятельности - организация работы по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт. КАУ «МФЦ Алтайского края» в соответствии с распоряжением Администрации Алтайского края от 3 марта 2011 г. № 78-р является уполномоченной организацией Алтайского края, осуществляющей указанные функции'.

Многофункциональный центр Алтайского края вошел в тройку лидеров по результатам мониторинга Минэкономразвития РФ. Такие показатели были озвучены в рамках ежегодной Международной конференции «Развитие государственного управления в России».

В целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» 28 июля 2012 г. Президентом РФ В.В. Пугиным подписан Федеральный закон № 133-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Закон был разработан Минэкономразвития России согласно поручениям Президиума Совета при Президенте по проведению административной реформы от 31 мая 2011 г. и направлен:

- на расширение практики предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»;

- на усиление административной ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов государственных вне-

алтаискци вестник государственной и муниципальной службы

№ '2012

91

бюджетных фондов, работников многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, работников государственных учреждений, осуществляющих деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, за нарушения, допущенные при предоставлении государственных услуг;

-на устранение законодательных препятствий в отраслевых актах, связанных с освобождением заявителя от представления документов, находящихся в распоряжении органов власти, с заменой этих документов межведомственным обменом информации согласно вступившим с 1 июля 2012 г. соответствующим положениям Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в отношении документов органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления3.

Правовые основы организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» и работы многофункционалыгых центров предоставления государственных и муниципальных услуг заложены в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N° 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», основном нормативном правовом акте, в котором закреплены общие принципы и требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг на территории Российской Федерации, в том числе обязательства государственных и муниципальных органов власти перед гражданами, ответственность должностных лиц за нарушения порядка оказания услуг, требования к организации межведомственного взаимодействия, а также к предоставлению услуг в электронном виде. При этом в отдельных федеральных законах, регламентирующих порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, содержались ограничения для предоставления данных услуг в МФЦ, из-за чего для таких услуг в МФЦ до сих нор действовал принцип «одной двери», а не «одного окна». К таким ограничениям относились нормы федералыгых законов, из-за которых заявитель был обязан предоставлять до-

кументы, необходимые для получения услуги, и получать результат услуги только в соответствующем государственном или муниципальном органе, а также лично взаимодействовать с уполномоченными представителями государственных или муниципальных органов для совершения отдельных действий и процедур. Таким образом, даже сдав документы в МФЦ, за результатом услуги гражданин все равно должен был обращаться в орган власти. По этой причине МФЦ были вынуждены размещать на своей территории сотрудников этих органов власти.

Благодаря внесению изменений в 22 федеральных закона подписанный Президентом закон снял такие ограничения в следующих сферах: занятости населения, защиты прав потребителей, недропользования, миграции, недвижимого имущества, регистрации актов гражданского состояния, пенсионного и социального обеспечения, регистрации юридических лиц и индивидуальных! федпринимателей, землепользования, водопользования и лесопользования, культурного наследия, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, реализации коптролыю-надзорных мероприятий, интеллектуальной собственности.

Закон предусматривает внесение изменений в Федеральный закон № 210-ФЗ, устанавливая возможность привлечения к деятельности МФЦ иных организаций, что повысит территориальную доступность услуг по принципу «одного окна» для граждан. Кроме того, закон устанавливает перечень действий, за которые МФЦ и его работники, а также иные организации и их сотрудники, привлекаемые МФЦ, несут ответственность.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» закон также предусматривает внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ в части усиления административной ответственности должностных лиц органов власти и работников отдельных государственных учреждений, предоставляющих государственные услуги, работников МФЦ и иных организаций, осуществляющих функции МФЦ, за повторное нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в виде дисквалификации сроком до одного года.

Изменения в части межведомственного взаимодействия, которые суммарно внесены в 23 федеральных закона, каса-

ются прежде всего устранения прямых и косвенных препятствий для функционирования межведомственного взаимодействия с участием органов власти регионов и муниципалитетов. Тем самым продолжается реформирование, проводимое в рамках Федеральных законов № 227-ФЗ от 27 июля 2010 г., № 169-ФЗ от 1 июля 2011 г., Мч 383-ФЭ от 3 декабря

2011 г., в результате которого с 1 июля

2012 г. межведомственное взаимодействие, организованное на всех уровнях власти (федеральном, региональном и муниципальном), освобождает граждан от обязанности собирать и приносить для получения государственных и муниципальных услуг значительный объем документов и сведений, имеющихся в распоряжении разных органов власти. Так, переход с 1 октября 2011 г. на межведомственное взаимодействие всех федеральных органов исполнительной власти показал, что пакет документов, который ранее предоставлял заявитель, в среднем сократился на 10%, а в ряде случаев - на треть; 773 документа, ранее представлявшиеся заявителем, теперь запрашиваются федеральными органами исполнительной власти друг у друга по каналам межведомственного взаимодействия, а 238 документов были признаны избыточными.

Принятие указанных поправок не только позволит существенно снизить количество нарушений при предоставлении государственных услуг гражданам и организациям, повысить ответственность должностных лиц за качество оказания государственных услуг населению, но и сделает одну из самых удобных для населения практик предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» более доступной, освободит граждан от необходимости собирать значительное количество избыточных справок и документов.

1 Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ [Электронный ресурс]. Ш1Ь: Ьир://Ьазе. garant.ru/.

' Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края [Электронный ресурс]. 1Ж1,: http://mfc22.ru/.

3 О внесении изменении в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»: Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 133-ФЭ // Российская газета. 2012. 30 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.