Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДИКТИВНОЙ АНАЛИТИКИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ'

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДИКТИВНОЙ АНАЛИТИКИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЕДИКТИВНАЯ АНАЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крупнов Юрий Александрович

В статье рассматривается проблема повышения качества прогнозирования социально-экономического развития в условиях масштабного кризиса и острого противостояния с соперниками России. Дается оценка обоснованности прогнозов состояния отечественной экономики с учетом факторов ее устойчивости и уязвимости в условиях санкционного давления. Обоснованы предложения по совершенствованию экономической политики и конкретные меры по поддержанию устойчивости отечественной социально-экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE QUALITY OF PREDICTIVE ANALYTICS IN THE SPHERE OF ECONOMIC DEVELOPMENT AND SECURITY

The article deals with the problem of improving the quality of socio-economic development forecasting in the context of a large-scale crisis and acute confrontation with Russia's rivals. An assessment is made of the validity of forecasts for the state of the domestic economy, taking into account the factors of its stability and vulnerability in the face of sanctions pressure. Substantiated are proposals for improving economic policy and specific measures to maintain the stability of the domestic socio-economic system.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДИКТИВНОЙ АНАЛИТИКИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 336.22

Крупнов Юрий Александрович, д.э.н., доцент (e-mail: yukrupnov@mail.ru)

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г.Москва

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДИКТИВНОЙ АНАЛИТИКИ

В СФЕРЕЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯИ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения качества прогнозирования социально-экономического развития в условиях масштабного кризиса и острого противостояния с соперниками России. Дается оценка обоснованности прогнозов состояния отечественной экономики с учетом факторов ее устойчивости и уязвимости в условиях санк-ционного давления. Обоснованы предложения по совершенствованию экономической политики и конкретные меры по поддержанию устойчивости отечественной социально-экономической системы.

Ключевые слова: экономическое развитие, предиктивная аналитика, экономическая устойчивость

Согласно традиционному подходу к анализу проблем экономического развития и национальной безопасности в Российской Федерации риски и угрозы идентифицируются на 9-ти приоритетных направлениях (рис. 1)1. Органы управления, ученые и представители общественности вплоть до начала СВО воспринимали угрозы как равновеликие, так как иерархия угроз нормативным образом не устанавливалась2. Анализ связанных с угрозами рисков обычно страдал неконкретностью, так как не был нацелен на прогнозирование параметров ущерба и оценку вероятности наступления неблагоприятных событий.

Отдельные критерии оценки состояния экономики и финансов («достаточность золотовалютных резервов» и другие) оказались ошибочными, а методология их оценки - нерелевантной. При анализе использовались преимущественно методы экспертного анализа при почти полном игнорировании прогнозирования на основе математического моделирования. Это стало причиной грубых ошибок в оценках экономических рисков. Российской Федерации в 2022 году нанесен существенный ущерб.

Когда неизбежность эскалации конфликта Россия - Украина и Россия -НАТО стала очевидной, отношение к анализу и оценке состояния национальной безопасности стало меняться. Пришло осознание необходимости фокусирования и немедленного реагирования не на все, а лишь отдельные

1 Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

2 Крупнов Ю.А. Ранжирование основных угроз национальной безопасности Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2022. - Т. 18, No 10. - С. 1913. https://doi.org/10.24891/ni.18.10.1905

угрозы. В частности, резко обострились отдельные угрозы, с которыми связаны риски существования Российской Федерации как таковой .

О

сно вн ые ри ск и и

Уг-р°-

зы на ци он ал ьн ой без оп ас-нос ти

Вызовы национальной безопасности

сокращение численности населения, снижение качества жизни и человеческого потенциала

войны и вооруженные конфликты

нарушение суверенитета РФ в информационном пространстве

нарушение экономического суверенитета, снижение темпов экономического роста, конкурентоспособности и устойчивости

снижение технологической независимости

ослабление позиций Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира

подрыв конституционного строя, национального суверенитета, законности и прав и свобод граждан

снижение качества окружающей среды и обострение дисбалансов природопользова-

подрыв единства народов РФ, размывание исконных общечеловеческих принципов и общественно значимых ориентиров социального развития

ПН-1 Сбережение народа России и развитие человеческого потенциа-

ПН-2 Оборона страны

ПН-3 Государственная и общественная безопасность

ПН-4 Информационная безопасность

ПН-5 Экономическая безопасность

ПН-6 Научно-технологическое развитие

ПН-7 Экологическая безопасность и рациональное природопользование

ПН-8 Защита духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти

ПН-9 Стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество

I

ри ор ит ет ны е

на пр ав ле ни я об ес пе че ни я

на ци он ал ьн ой без оп ас но ст и

ния

Рис. 1 - Основные риски и угрозы национальной безопасности РФ Источник: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

Глубинным источником их эскалации является непрекращающийся процесс противостояния России и Запада, который отказывается воспринимать Россию как равноправного мирового игрока, претендующего на от-

Латыпов Р.Ф. Специальная военная операция на Украине: ситуационный анализ. // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. № 2 (164). С. 137. DOI: 10.34773/EU.2022.2.24

стаивание своих собственных интересов и ценностей4. Непосредственной причиной эскалации угроз стало фактическое столкновение России и стран Запада в конфликте на Украине. Все более глубокое вовлечение США, ЕС и некоторых других стран в конфликт на стороне Украины потребовало по-новому оценивать возможные последствия и вероятности наступления неблагоприятных событий. Анализ большого числа отечественных и международных оценок и прогнозов позволяет сделать следующие выводы:

1. Предиктивная аналитика5 отечественных и зарубежных исследователей проблем экономического развития и безопасности не была проведена с достаточным уровнем точности (рисунок 2). Так, накануне специальной военной операции ученые и эксперты отмечали высокий уровень устойчивости российской макроэкономической системы к санкциям. В частности, выделялись 6 факторов устойчивости: А. Низкие параметры внешнего долга;

Б. Высокие бюджетные показатели, которые в потенциале позволяли покрывать потребности почти при любых чрезвычайных обстоятельствах.

Гибкий обменный курс и бюджетное правило позволяют противостоять

6

санкционному давлению .

ДО НАЧАЛА СВО: ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОСТИ ЭКОНОМИКИ РФ

А. Низкий уровень госдолга и положительное сальдо счета текущих операций <е - Г. Успехи в дедолларизации резервов Банка России

Б. Высокие бюджетные показатели, гибкий обменный курс и консервативное бюджетное правило - Д. Сокращение доли нерезидентов на государственном долговом рынке и низкий уровень внешнего долга

В. Консервативная денежно-кредитная политика и огромные золотовалютные резервы ($640 млрд) Е. Успехи в импортозамещении в критических отраслях

Рис. 2 - Факторы устойчивости экономики, выявленные накануне СВО Источник: составлено автором на основе данных ЦБ РФ и РБК

4 Вакулова Т.В., Ушаков С.В. Противостояние России и Запада: об истоках развития, непонимания и вражды. // Причерноморье. История, политика, культура. 2018. № 25. С. 54. Б01 10.5281^^^.2606238

5 Под предиктивной аналитикой понимается результаты аналитической деятельности, полученные с использованием методов анализа социально-экономических и других данных и способов их интерпретации

6 РБК: Аналитики назвали шесть факторов защиты России от санкций.

https://www.rbc.rU/economics/14/02/2022/620a86819a79471e6c049582https://www.rbc.ru/economics /14/02/2022/620а86819а79471е6с049582

В. Внушительные золотовалютные резервы, которых, как полагали, хватит для обеспечения поставок по импорту в течение нескольких лет;

Г. Успехи в дедолларизации резервов Банка России7, которые по состоянию на середину 2021 года лишь на 16,4% были номинированы в американской валюте. По данным Института международных финансов (1Ш) зависимость российской экономики от доллара резко сократилась с начала 2000-х и к началу 2022 года Россия стала менее восприимчивой к внешним шокам.

Д. Сокращение доли нерезидентов на государственном долговом рынке ;

Е. Некоторые успехи в импортозамещении.

Наряду с факторами устойчивости выявлялись также уязвимости, то есть факторы потенциальной дестабилизации (рисунок 3). В частности, по данным аналитиков "И""9 и других источников для экономики России сохранялся высокий потенциал ослабления рубля, понижения кредитных рейтингов, ускорения инфляции и перебоев во внешней торговле.

- ДО НАЧАЛА СВО: ФАКТОРЫ УЯЗВИМОСТИ ЭКОНОМИКИ РФ

А. Ослабление национальной валюты ^ (рубля) ^ В. Ускорение инфляции в результате удешевления рубля

Б. Понижение кредитных рейтингов страны Г. Перебои во внешней торговле в связи с отключением от SWIFT и отсутствием ^ долларового фондирования

Рис. 3 - Факторы уязвимости экономики, выявленные накануне СВО

Источник: составлено автором на основе данных ЦБ РФ и РБК

До СВО считалось, что с Запада исходят три главных угрозы, вероятность реализации которых оценивалась как незначительная:

1) ограничение импорта российских энергоносителей, включая установление запрета на работу газопровода «Северный поток-2».

2) перекрытие доступа российских банков к долларовому фондированию;

3) запрещение экспорта в Россию высокотехнологичных продуктов.

7 Алехин Б.И. Дедолларизация российской экономики в XXI веке. // Международная экономика. 2022. № 7. С. 485. Б01: 10.33920/уие-04-2207-02

8 Балюк И.А. Влияние внешних санкций на долговую политику России. // Экономика. Налоги. Право. 2020. Т. 13. № 4. С. 42-43.

9 Венский институт международных экономических исследований

К концу 2022 года стало очевидным несоответствие реальности сделанным ранее прогнозам. По оценкам "11", вопреки прогнозам обрушившиеся на Россию американские и европейские санкции показывают ограниченную эффективность. Несмотря на снижение основных биржевых индексов, статистически значимого эффекта на российский ВВП или курс рубля не выявлено10.

Докризисное сокращение доли нерезидентов среди клиентов ЦБ РФ быстро превратилось из благоприятного в неблагоприятный фактор, так как средства нерезидентов представляют собой «страховой фонд», удерживаемый ЦБ РФ. Уровень государственного долга оказался малозначимым фактором, так как современные отношения со многими странами - кредиторами не предполагают своевременного и добросовестного выполнения обязательств. Золотовалютные резервы, размещенные в юрисдикциях стран НАТО и их союзников, не только не помогли России, но и могут быть использованы Западом на цели ресурсной поддержки Украины в борьбе против России. Фактор импортозамещения, который ранее относился к категории «позитивный», сегодня большинством специалистов идентифицируется как уязвимость ввиду колоссальной затратности и почти полной неуспешности и несостоятельности.

Вопреки прогнозам ограничение импорта российских энергоносителей, включая установление запрета на работу газопровода «Северный поток-2» и даже подрыв трубопроводов не привели к «катастрофе», а лишь подвигли участников рынка к перенаправлению потоков ресурсов. Перекрытие долларового фондирования не стало полным, а невозможность импорта товаров большой номенклатуры компенсируется ростом параллельного импорта и коррекцией логистических цепочек.

Следовательно, прогнозы в части совокупности угроз, их ранжирования, а также рисков перерастания в реальный ущерб оказались недостаточно обоснованными. Предиктивная функция отечественных и зарубежных исследователей проблем безопасности не была реализована с достаточным уровнем точности.

2. Государственная политика и конкретные меры государственного управления, направленные на поддержание устойчивости отечественной социально-экономической системы, нуждаются в совершенствовании. Современные кризисные условия предъявляют к деятельности органов государственного управления повышенные требования. Успешное решение управленческих задач предполагает наличие высоких компетенций в области обработки больших объемов информации и использования современных инструментов прогнозирования11. Цели и приоритетные направле-

10 Корнилов Д.А., Бардаков А.А. Какие факторы повлияли на российский фондовый и валютный рынок в начале 2022 года? // Развитие и безопасность. 2022. № 2 (14). С. 66-67. Б01 10.46960/2713-2633_2022_2_66

11 Валова Ю.И., Жмуркин И.М. 2022. Информационное обеспечение органов государственной власти РФ. Экономика. Информатика, 49(2): 248. БОТ 10.52575/2687-0932-2022- 49-2-243-255

ния государственной политики по обеспечению национальной безопасности должны быть конкретизированы и укрупнены. Представляется, что в качестве важнейших направлений должны быть зафиксированы следующие цели:

Цель № 1. Достижение военной победы.

Цель № 2. Поддержание социальной стабильности.

Цель № 3. Сохранение бюджетно-финансовой и экономической устойчивости.

С учетом сложившихся реалий, сложилась объективная потребность фокусирования на обеспечении военной и государственной безопасности. Все прочие задачи, включая сокращение технологического отставания, следует признать второстепенными и решать в рамках достижения цели № 3. Особую значимость имеет не только формулирование целей, но и их приоритезация. Достижение военной победы является важнейшей целью, так как решение всей совокупности задач СВО представляется необходимым условием предотвращения эскалации всей совокупности рисков во всех сферах.

Целью второй степени важности является поддержание социальной стабильности и предотвращение конфликтных настроений в обществе. В период максимального напряжения военных усилий велик соблазн сфокусироваться на нуждах обороны за счет социальной сферы. Между тем с ведением боевых действий сопряжены неизбежные людские потери, что негативно воздействует на ощущение удовлетворенности населения и побуждает к критичному отношению к органам власти. Острее воспринимаются неравенство доходов, загрязнение среды, недостаточная доступность жилья. Этим обусловлен более высокий ранг данной цели по сравнению с целью «сохранение бюджетно-финансовой и экономической устойчивости».

В целях сохранения бюджетно-финансовой и экономической устойчивости (цель № 3) предлагается концентрироваться не столько на перспективах развития и роста, сколько на предотвращении «истощения» и разба-лансирования экономики. Национальные проекты и государственные программы должны быть скорректированы, а ресурсы - перераспределены согласно сформулированным предложениям.

Список источников

1. Алехин Б.И. Дедолларизация российской экономики в XXI веке. // Международная экономика. 2022. № 7. С. 483-500. DOI: 10.33920/vne-04-2207-02.

2. Балюк И.А. Влияние внешних санкций на долговую политику России. // Экономика. Налоги. Право. 2020. Т. 13. № 4. С. 29-43. DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-4-29-43.

3. Вакулова Т.В., Ушаков С.В. Противостояние России и Запада: об истоках развития, непонимания и вражды. // Причерноморье. История, политика, культура. 2018. № 25. С. 54-61. DOI 10.5281/zenodo.2606238.

4. Валова Ю.И., Жмуркин И.М. 2022. Информационное обеспечение органов государственной власти РФ. Экономика. Информатика, 49(2): 243255. DOI 10.52575/2687-0932-2022- 49-2-243-2553.

5. Корнилов Д. А., Бардаков А. А. Какие факторы повлияли на российский фондовый и валютный рынок в начале 2022 года? // Развитие и безопасность. 2022. № 2 (14). С. 66-79. DOI 10.46960/2713-2633_2022_2_66.

6. Крупнов Ю.А. Ранжирование основных угроз национальной безопасности Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2022. - Т. 18, No 10. - С. 1905 - 1939. https://doi.org/10.24891/ni.18.10.1905.

7. Латыпов Р.Ф. Специальная военная операция на Украине: ситуационный анализ. // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. № 2 (164). С. 134-137. DOI: 10.34773/EU.2022.2.24.

Статья поступила в редакцию 20.12.2022; одобрена после рецензирования 25.12.2022; принята к публикации 30.12.2022.

Krupnov Yuriy A.

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Financial University under the Government of the Russian Federation

yukrupnov@mail.ru

INCREASING THE QUALITY OF PREDICTIVE ANALYTICS IN THE SPHERE OF ECONOMIC DEVELOPMENT AND SECURITY

Abstract. The article deals with the problem of improving the quality of socioeconomic development forecasting in the context of a large-scale crisis and acute confrontation with Russia's rivals. An assessment is made of the validity of forecasts for the state of the domestic economy, taking into account the factors of its stability and vulnerability in the face of sanctions pressure. Substantiated are proposals for improving economic policy and specific measures to maintain the stability of the domestic socio-economic system.

Keywords: economic development, predictive analytics, economic sustainabil-

ity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.