Научная статья на тему 'Повышение качества подготовки специалистов-налоговиков в условиях реформирования высшего образования в России'

Повышение качества подготовки специалистов-налоговиков в условиях реформирования высшего образования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коноплев В. А., Ганбарова Т. А.

В статье указана роль интеллектуальной собственности в преобразовании сырьевой экономики региона в инновационную. Основной упор авторами сделан на то, что в сырьевой экономике целесообразно оценивать нематериальные активы (НМА) и интеллектуальную собственность (ИС). Однако в учебных стандартах отсутствует дисциплина, изучающая данный вопрос. Этот пробел знаний делает экономику не достаточно эффективной. Авторами разработана и внедрена в учебный процесс дисциплина «Основы оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности». Изучение данной дисциплины обеспечит будущих выпускников дополнительными знаниями, которые позволят практикам ввести в хозяйственный оборот объекты ИС и НМА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества подготовки специалистов-налоговиков в условиях реформирования высшего образования в России»

УДК 378.016:336.22

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-НАЛОГОВИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В. А. Коноплев, Т. А. Ганбарова tax@kemsu.ru

В статье указана роль интеллектуальной собственности в преобразовании сырьевой экономики региона в инновационную. Основной упор авторами сделан на то, что в сырьевой экономике целесообразно оценивать нематериальные активы (НМА) и интеллектуальную собственность (ИС). Однако в учебных стандартах отсутствует дисциплина, изучающая данный вопрос. Этот пробел знаний делает экономику не достаточно эффективной. Авторами разработана и внедрена в учебный процесс дисциплина «Основы оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности». Изучение данной дисциплины обеспечит будущих выпускников дополнительными знаниями, которые позволят практикам ввести в хозяйственный оборот объекты ИС и НМА.

The article is focused on the role of intellectual property within the process of switching from raw-material economical policy to innovative one. The authors have put a major stress on the fact that it is necessary to assess non-material assets (NMA) and intellectual property (IP) in the raw-material economy conditions. Currently there is no subject that will consider these issues within the educational standards. Due to this gap of knowledge the economy is not efficient enough. Authors have developed and introduced a new subject into the educational process: “Basis of non-material assets and intellectual property assessment ”. The future graduates will get more knowledge by studying this subject. The knowledge obtained will help to introduce non-material assets and intellectual property in the business process.

Ключевые слова: обучение, учебный процесс, нематериальные активы, интеллектуальная собственность.

В последние годы возросла роль интеллектуальной собственности в процессах преобразования сырьевой экономики в инновационную. Известно, что интеллектуальные продукты являются объектом экономического оборота инновационных процессов

- товаром. В России осуществляются преобразования, связанные с развитием рыночного механизма. В условиях рыночной экономики все большее значение приобретает учет и оценка нематериальных активов (НМА) и объектов интеллектуальной собственности (ОИС), создаваемые в процессе продвижения инновационных технологий и продуктов на рынок и проблемы их налогообложения.

Экономический характер ОИС дает возможность относить их к видам НМА, которые могут быть поставлены на бухгалтерский учет предприятия. Использование ОИС в качестве НМА способствует улучшению показателей конкурентоспособности и кредитоспособности предприятия; амортизации НМА (списанию затрат, уменьшению налога на прибыль); увеличению уставного капитала. Исключительные права на патенты и лицензии могут быть внесены наравне с другим имуществом в качестве залога при получении кредитов. В данном случае, НМА как экономическая категория выступают системой гарантий и страховых инвестиций. Увеличение НМА способствует процессу концентрации финансовых ресурсов, направляемых на дальнейшее развитие производства [1].

Объектами интеллектуальной собственности являются: объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки и т. д.), а также объекты авторского права (программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных схем, произведения науки и т. д.) и ноу-хау [2]. При этом рассматриваются

признаки указанных объектов, особенности бухгалтерского учета интеллектуальной собственности как нематериальных активов, налогообложение при создании и использовании интеллектуальной собственности и другие вопросы.

Основной проблемой повышения качества подготовки специалистов-налоговиков в современных условиях кризиса экономики России является устранение дефицита теоретических и практических знаний у студентов, особенно по оценке НМА и ОИС.

Для оценки и повышения качества образования студентов КемГУ экономического факультета специальности 080107 «Налоги и налогообложение» в 2008 году было проведено групповое анкетирование студентов-выпускников очной формы обучения двух групп, общее количество опрашиваемых составило 33 человека. Оно основывалось на мнении студентов по отношению к организации учебного процесса подготовки специалистов данной специальности и поэтому носило конфиденциальный характер.

Анкетный лист содержит семь разделов.

Первый - информационный блок анкеты содержит общую информацию о студентах, где указывается данная специальность, год выпуска, группа, форма обучения, а также сфера занятости:

— работающих по специальности - _4,

— работающих не по специальности - _5

— временно не работающих - 24.

Второй раздел затрагивает общую оценку учебного плана подготовки специалистов-налоговиков, в котором представлены вопросы с содержанием итоговых результатов.

|_^естникКемГУ

1. Какова степень Вашей удовлетворенности содержанием обучения?

- удовлетворен полностью - 16,

- удовлетворен частично - 15,

- не удовлетворен -

2. Какие дисциплины/темы требуют более углубленного изучения?

Студентами были отмечены следующие дисциплины/темы:

- правовые дисциплины,

- бухгалтерский учет,

- 1С-предприятие.

3. Есть ли в учебном плане дисциплины, дублирующие друг друга?

ДА - 12; НЕТ - 21.

4. Хотели бы Вы одновременно обучаться на двух специальностях?

ДА - 17; НЕТ - 16.

5. Обучаясь в КемГУ, хотели бы Вы получать дополнительное образование в форме семинаров, мастер-классов, краткосрочных курсов?

ДА - 24; НЕТ - 9.

Если ДА то, по каким темам/направлениям:

- 1С-предприятие,

- бухгалтерский учет,

- маркетинг,

- компьютерные курсы,

- аудит,

- налоговое администрирование,

- оценка НМА, ИС и их налогообложение,

- банковское дело.

И какую сумму за год Вы могли бы потратить на обучение по одному направлению?

до 1000 руб. - 0; 1001-3000 руб. - 15;

3001-5000 руб. - 12; более 5001 руб. - 6.

Третий раздел анкетного листа посвящен оценке организации учебного процесса и содержит следующие вопросы и ответы:

1. Наиболее приемлемый вариант организации учебного процесса?

две сессии - 33; три сессии - 0.

2. Посещали ли Вы библиотеку Кем ГУ?

всегда - 15; иногда - 18; не посещал - 0.

3. Устраивает ли Вас режим работы библиотеки?

зал абонемента: ДА - 31; НЕТ - 2;

зал периодики: ДА - 32; НЕТ - 1

читальный зал: ДА - 32; НЕТ - 1

4. Оцените уровень обеспеченности литературой библиотеки КемГУ:

Методическая литература (методические указания, программы, разработки) 0 22 11

Периодическая литература 4 23 6

5. После окончания КемГУ планируете ли Вы обучаться в аспирантуре?

ДА - 2; НЕТ - 31.

В четвертом разделе содержатся вопросы, касающиеся оценки практики и итоговой аттестации:

1. С какими проблемами в процессе прохождения практики Вы столкнулись?

— отказ в предоставлении данных - 14,

— недостаток информации - 17,

— незаинтересованность предприятия, нежелание тратить время на практикантов - 28,

— поиск места практики, связанный с ограниченным количеством мест практики, предоставляемых КемГУ:

— нет проблем - 26,

— не проходил практику и другое -.

2. Оцените степень соответствия информации, полученной в ходе учебного процесса и на обзорных лекциях, вопросам итогового междисциплинарного экзамена (ИМЭ)?

Степень соответствия вопросам ИМЭ

высокая средняя низкая

Учебный процесс 17 16 0

Обзорные лекции 21 12

3. Оцените по 5 -балльной шкале (5 - максимальный балл, 1 - минимальный) организацию взаимодействия с руководителем Вашей дипломной работы по следующим критериям:

- помощь в подборе литературы - 4,3,

- помощь в выборе методов исследования -4,51,

- личная вовлеченность, заинтересованность - 4,8,

- оперативность обратной связи - 4,3,

- открытость и доступность в общении - 4,9,

- другое -.

В пятом разделе вопросы коснулись оценки деятельности сотрудников факультета.

Высо- кий Приемле- мый Низ- кий

Литература по образовательным дисциплинам 1 30 2

Литература по специальности 0 5 28

Сотрудник Оценка деятельности сотрудни-

факульте- ков факультета

та способствует не способству-

эффективно- ет эффектив-

му обучению ному обучению

Декан 26 7

Методист 27 6

!_^естникКемГУ

1. Как Вы оцениваете деятельность сотрудников факультета?

2. Обращались ли Вы с просьбой или заявлением к ректору?

ДА - 6; НЕТ - 27.

Если ДА, то была ли удовлетворена просьба или заявление ректором?

- удовлетворена эффективно - 4,

- удовлетворена частично - 1,

- не удовлетворена - 1.

3. Как часто Вы обращались с просьбой или заявлением к персоналу КемГУ?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нико- гда 1-2 раза 3 и более раз

К декану 15 18 0

К зав. кафедрой 24 9 0

К преподавателям 31 2 0

К учебновоспитательному персоналу (методист, лаборант) 21 9 3

К сотрудникам (вахтерам, работникам столовой, буфета, гардероба, охраны) 33 0 0

4. Возникали ли у Вас конфликты с сотрудниками КемГУ?

- не возникали - 33.

5. Сталкивались ли Вы с неэтичными способами воздействия на Вас преподавателей, сотрудников и администрации университета?

ДА - 0; НЕТ - 33.

Если ДА, то с какими____________________________

Шестой раздел «Оценка личных результатов обучения» содержит следующие вопросы:

1. Удовлетворены ли Вы результатами своего обучения?

- удовлетворены полностью - 7,

- удовлетворены частично - 24,

- не удовлетворены - 2.

2. Ваше обучение в КемГУ в соответствии с ожиданиями при поступлении?

- полностью не соответствует ожиданиям - 1,

- полностью соответствует ожиданиям - 21,

- превзошло ожидания - 3,

- частично соответствует ожиданиям - 8.

3. Оцените по 5-балльной шкале уровень своей подготовки по окончании вуза:

5 4 3 2 1

Теоретические знания 19 14 0 0 0

Практическая подготовка 12 18 3 0 0

Коммуникативные навыки 15 14 4 0 0

Навыки организатора 27 6 0 0 0

Другое

4. Отметьте, пожалуйста на развитие каких качеств повлияло обучение в вузе?

- ответственность - 25,

- целеустремленность - 12,

- гибкость - 21,

- коммуникабельность - 31,

- коллективизм - 11,

- творческий подход - 16,

- другое -.

5. Были ли знания, полученные в период обучения, использованы в практической деятельности? (если имеется опыт работы).

ДА - 25; НЕТ - 8.

6. Будете ли Вы рекомендовать данный вуз для обучения другим?

ДА - 30; НЕТ - 3.

В последнем, седьмом, разделе было предложено студентам оставить свои пожелания вузу, факультету и, в частности, кафедре «Налогообложения, предпринимательства и права».

На основании итогового анкетирования, по результатам анкетного листа мы получили пожелания следующего содержания: процветания, мудрости, удачи, терпения, хороших студентов, ремонт аудиторных помещении, улучшение компьютерной базы и т. д.

Проведение анкетирования является непременным атрибутом вузовской системы менеджмента качества образования. Результаты, собираемые с помощью анкет, обладают особой ценностью, так как они с высокой объективностью выражают мнения участников образовательного процесса по ряду показателей, позволяющих выявить эффективность деятельности учебного процесса, прирост по показателям качества образования и направления работ для дальнейшего его повышения.

В целом можно сказать, что для развития повышения качества образования подобные исследования имеют большое значение. Для повышения информативности данных анкетирования в дальнейшем следует проводить исследования по согласованным критериям, учитывающим специфику разных анкет и позволяющим совместить все формы сбора данных.

После полученной информации от опроса студентов было принято решение изменить учебный процесс, введя дисциплину «Основы оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности», которая может стать базой налогообложения НМА и ИС. Этой дисциплиной необходимо завершать цикл обучения, которое обеспечивает подготовку студентов к профессиональной деятельности в сфере оценки НМА и ИС.

Данный курс может включать в себя пять разделов, в которых рассматриваются следующие вопросы:

- концептуальные основы оценки стоимости НМА и ИС (понятие и классификация НМА и ИС, цели оценки НМА и ИС, правовое обеспечение оценки стоимости НМА и ИС);

|_^естникКемГУ

- правовая охрана НМА и ИС, управление НМА и ИС (авторские и смежные права, патентное право (промышленная собственность), права на компьютерные программы, базы данных, топологии интегральных микросхем, задачи управления НМА и ИС, учетная политика предприятия по НМА и ИС, отражение НМА и ИС на балансе предприятия, налогообложение НМА и ИС, государственные пошлины и льготы);

- теоретические основы оценки стоимости НМА и ИС (стоимость НМА и ИС и ее основные виды, информационное обеспечение процесса оценки стоимости НМА и ИС);

- методологические основы оценки стоимости НМА и ИС (оценка стоимости НМА и ИС сравнительным подходом, оценка стоимости НМА и ИС затратным подходом, оценка стоимости НМА и ИС доходным подходом, особенности оценки отдельных видов интеллектуальной собственности, цена лицензии);

- оценка стоимости НМА и ИС в особых случаях, выбор вида стоимости в зависимости от целей оценки (оценка и учет прав НМА и ИС при корпоративных трансакциях, использование оценки НМА и ИС в уставном капитале, особенности оценки НМА и ИС при реструктуризации предприятия, методы расчета ликвидационной стоимости, особенности оценки НМА и ИС при залоге, особенности оценки прав на результаты научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ, финансируемых из государственного бюджета, особенности оценки при страховании, страховая стоимость, классификация рисков при коммерческом использовании НМА и ИС, оценка портфеля прав на НМА и ИС на различных стадиях инновационного проекта, особенности оценки НМА и ИС при заключении опциона и франшизы, определение размера вознаграждения авторам объектов ИС) [3].

Эта дисциплина знакомит студентов с современными законодательными актами и нормативными документами в области оценки НМА и ИС, основными принципами, подходами и методами оценки рыночных и иных видов стоимостей для целей оценки НМА и ИС. Она также раскрывает проблемы управления, коммерциализации и налогообложения НМА.

При этом будущие специалисты-налоговики приобретают следующие знания:

- основные понятия в сфере профессиональной деятельности по оценке НМА и ИС;

- правовые основы в области оценки НМА и ИС;

- формирование методов оценки НМА и ИС;

- изучение процессов сбора, подготовки и использование внешней и внутренней информации в процессе определения стоимости НМА и ИС;

- практические навыки в выявлении особенностей оценки различных типов НМА и ИС [4].

Для решения вышеобозначенных целей и задач была проделана работа в разработке учебнометодического комплекса (УМК) по дисциплине «Основы оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности», содержание которого соответствует современным требованиям реализации учебного процесса и используется в вузе для подготовки специалистов. Данное УМК содержит:

- требования к уровню освоения дисциплины;

- объем дисциплины;

- виды учебной работы;

- распределение часов по темам и видам учебной работы;

- содержание курса;

- темы практических и семинарских занятий;

- задания для самостоятельной работы;

- вопросы для подготовки к экзамену и/или зачету;

- учебно-методическое обеспечение дисциплины;

- материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины;

- тест по дисциплине.

Полученные знания в процессе изучения основ оценки НМА и ОИС позволят специалистам налоговикам включать их в баланс предприятия, повышать сборы налогов для регионов, что позволит реализовать программы региона и страны в целом.

Литература

1. Зинов, В. Г. Управление интеллектуальной собственностью / В. Г. Зинов. - М.: Дело, 2003. -512 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4, раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»).

3. Коноплев, В. А. Управление объектами интеллектуальной собственности: монография /

В. А. Коноплев, Л. П. Патракова, С. М. Никитенко.

- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006.

4. Налоги и финансовое право. -2009. - № 1, 2.

Рецензент - В. В. Михайлов, ГОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.