13. Simakov, A.M. (2010) "Maintenance of physical readiness of young taekvondist at a stage of initial preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 62, No. 4, pp. 93-97.
14. Simakov, A.M. and Pavlov, I.D. (2014), "Monitoring of the functional condition of taekwondo-fighters in a year macrocycle of trainings", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 165-170.
15. Solodkov, A.S., Levshin, I.V. and Polikarpochkin, A.N. (2007), "Physiological mechanisms and regularities of recovery processes in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 28, No. 6, pp. 76-85.
16. Solodkov, A.S. (2014), Physical performance of the athletes and general principles of its correction (part 1st), Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 109, No.3, pp. 148-158
17. Solodkov, A.S. (2014), Physical performance of the athletes and general principles of its correction (part Second), Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No. 4, pp.151-158.
18. Bakulev, S.E., Chistyakov, V.A., Pavlenko, A.V., Bakulev, M.S., Kim John Kil (2011), "Social and pedagogical aspects of educational and training process of the Russian taekwondo", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No. 5, pp. 18-22.
19. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2005), "Forecasting of success of competitive activity of athletes taking into account genetic bases of a training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 81-91.
20. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2006), "Value of functional asymmetry as genetic marker of sports abilities of the boxer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 22, pp. 72-76.
21. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2007), "Development of system approach to studying of activity of the person", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 68-76.
22. Mokeev, G.I., Bakulev, S.E., Chistyakov, V.A., Bakulev, M.S., Ivanov, M.P., Tajmazov, V.A., Harrasov, V.N. (2010), The exercise machine for boxing and other types of single combats, Patent No. 100729 Russian Federation.
23. Levshin, I.V., Solodkov, A.S., Makarov, Yu.M. and Polikarpochkin, A.N. (2013), "Functional states in sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 71-75.
Контактная информация: girevik0@gmail.com
Статья поступила в редакцию 06.06.2014.
УДК 378
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ АДЪЮНКТОВ
Клара Габдрахмановна Султанова, педагог-психолог, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье раскрывается поиск новых путей и возможностей повышения качества педагогической подготовки адъюнктов, обучающихся по научно-педагогическим специальностям в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России. Важными путями повышения качества педагогической подготовки являются развитие умений осуществлять педагогическое проектирование и освоение компетентностного подхода в практической и исследовательской деятельности. Автором предлагается анализ отношений адъюнктов к специальным дисциплинам образовательной программы.
Ключевые слова: адъюнкты, педагогическое проектирование, компетентностный подход, педагогические дисциплины.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p182-185
IMPROVEMENT OF QUALITY OF PEDAGOGICAL TRAINING OF GRADUATES
IN THE MILITARY ACADEMY
Klara Gabdrakhmanovna Sultanova, the educational psychologist, St. Petersburg Military Institute ofInternal Troops of the Ministry of Internal Affairs ofRussia
Annotation
The article reveals the search for new ways and opportunities of improvement of quality of the pedagogical training of the graduates in a military academy who are training to the scientific and pedagog-
ical specialties at the St. Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Important ways of improvement of quality of the pedagogical preparation are development of the abilities to carry out the pedagogical design and development of the competence-based approach in the practical and research activities. The author offers the analysis of the relations of graduates in the military academy to special disciplines of the educational program.
Keywords: graduates in military academy, pedagogical design, competence-based approach, pedagogical disciplines.
Обновляющаяся система военного образования поставила перед преподавателями вузов ряд новых задач, которые связаны с совершенствованием образовательного процесса, его научно-методического обеспечения и организацией новых педагогических исследований. В настоящее время остро встаёт вопрос о разработке мер по повышению уровня научно-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава военных вузов. Серьезной проблемой остаётся также отсутствие системы подготовки педагогических кадров для высшей военной школы. Повышение квалификации научно-педагогических кадров рассматривается важнейшей задачей развития военного образования.
Научная работа как специфическая форма человеческой деятельности в отличие от любой другой направлена на получение нового знания. В условиях изменившихся требований к подготовке кадров высшей квалификации и реализации новых образовательных стандартов возникают вопросы первостепенной важности.
Какими должны быть профессиональная и педагогическая компетентность офицера? Как совершенствовать подготовку адъюнктов с позиции изменившихся требований к диссертациям? Как способствовать повышению функциональных возможностей исследовательской деятельности в адъюнктуре? Как уплотнить педагогическую подготовку адъюнктов по научно-педагогическим специальностям, в силу того, что офицеры в большей части имеют высшее военное образование? В практическом плане возникает необходимость в создании условий, в которых офицер сможет развивать коммуникативные и исследовательские компетенции, которые являются приоритетными для усиления мотивации к научной деятельности. Во многом эти условия обеспечиваются обогащением образовательной среды военного вуза, комплексом организационных и методических мер, позволяющих включаться в различные инициативы по педагогике.
Повышение качества педагогической подготовки адъюнктов военных вузов, определение места, роли и функций педагогических дисциплин в общей структуре содержания образования адъюнктов начинается с анализа подходов к определению целей и современного состояния педагогической науки. Анализ развития педагогической науки свидетельствует об изменении ее статуса и места в системе других наук. Сегодня происходит:
• интенсивное развитие методологического сознания в педагогике, одним из важнейших показателей которого является заметный рост числа научных работ по проблемам организации и проведения педагогических исследований;
• теоретизация педагогики, классификация научных работ в зависимости от способа представления исследуемого предмета на эмпирические и теоретические исследования.
Новое качество педагогической подготовки в военном вузе обусловливает поиск закономерностей становления научной квалификации адъюнкта. Прежде всего, процесс подготовки адъюнкта является полифункциональным процессом. Становление субъектного опыта освоения адъюнктом научной деятельности должно осуществляться при изучении любой педагогической дисциплины, что позволяет целостно воспринимать педагогическую реальность и системно в ней действовать на основе педагогической и исследовательской компетентностей.
Исследовательская компетентность включает в себя характеристику не только профессиональной и педагогической подготовки, но и образованности адъюнктов. Образованность понимается как внутреннее свойство человека, которое развивается под влиянием объективных и субъективных факторов, характеризует способность человека к решению жизненно важных задач на основе освоения им общей культуры и социального опыта.
Результат освоения образовательной программы характеризует умения адъюнктов:
• проектировать разнообразные ситуации и в целом процесс своей профессиональной деятельности;
• разрабатывать и реализовывать исследовательские программы;
• осуществлять профессиональное развитие с учетом компетентностного подхода, положенного в основу Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;
• строить межличностные и деловые отношения, вступать во взаимодействие с социокультурной и военно-профессиональной средой, с различными культурами и системами ценностей;
• оперировать универсальными способами практической и теоретической деятельности, способами исследовательской деятельности.
Развитие умений осуществлять проектирование приобретает особую значимость в повышении качества педагогической подготовки адъюнктов.
Педагогическое проектирование определяется как особый вид деятельности педагога в индивидуальном или коллективном творчестве, предполагающий создание и реализацию педагогических замыслов, направленных на совершенствование воспитания в конкретных условиях.
«При разработке педагогических проектов существует определенная логика, характерная для организации процесса в целом и каждого из ее этапов. В педагогическом проектировании процесс изменений представляется как ряд событий, каждое из которых взаимозависимо друг от друга. Поэтому в проектировании обосновывается ожидаемый результат, а затем определяется этапность и средства его достижения» [1, с. 16]. Определение возможных этапов проектирования обусловливается принципами, которые оказывают существенное влияние на развитие воспитательных процессов. Принципы направляют поиск педагогических идей, их реализацию в конкретных условиях.
Новым направлением в профессиональном развитии и в подготовке кадров высшей квалификации по научно-педагогическим специальностям следует рассматривать освоение компетентностного подхода в практической и исследовательской деятельности.
«Перейти на компетентностный подход всем преподавателям военного вуза одновременно, не имея опыта его реализации и апробированного учебно-методического комплекса, - задача довольно сложная и требующая организации определённых мероприятий для поддержки профессорско-преподавательского состава в переходный период» [2, с. 117-118]. Поиск закономерностей педагогической подготовки адъюнкта предполагает четкую фиксацию каждого этапа путем определения показателей завершенности этого этапа, разработки диагностических методик, позволяющих зафиксировать достижения адъюнкта на каждом этапе освоения программы.
Каждая дисциплина образовательной программы должна быть ориентирована на достижение педагогической компетентности своими средствами, отражающими специфику этой дисциплины и ее связей с другими. Мы провели опрос, направленный на выявление отношения адъюнктов к специальным дисциплинам образовательной программы. В опросе принимали участие адъюнкты, обучающиеся по научным специальностям 13.00.01. - общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням знаний), 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Данные отражены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение отношений адъюнктов к специальным дисциплинам_
№ Дисциплина 1 2 3 4
1. Общая педагогика, история педагогики и образования 57,1 14,3 28,6 -
2. Теория и методика обучения и воспитания 14,3 57,1 28,6 -
3. Теория и методика профессионального образования 14,3 57,1 28,6 -
4. Методология и методика научных исследований - 71,4 28,6 -
5. Психология и педагогика высшей военной школы 28,6 42,8 28,6 -
6. Педагогика 71,4 14,3 14,3 -
7. Психология человека 57,2 42,8 - -
8. Технологии профессионально-ориентированного обучения 14,3 42,8 28,6 14,3
9. Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссии и общения 42,8 42,8 14,3 -
ИТОГО (в %) 33,3 42,8 22,2 1,5
Условные обозначения: 1. Любимый предмет, все понятно - 3; 2. Очень сложно, но нравится - 2; 3. Неинтересно, не нравится - 1; 4. Ничего не понятно - 0.
Кроме того, адъюнктам было предложено определить причины, по которым данные дисциплины по специальности являются любимыми и интересными. Данные пред-
ставлены в таблице 2.
Таблица 2
_Причины отношений адъюнктов к дисциплинам_
№ Дисциплина А Б В Г
1. Общая педагогика, история педагогики и образования 2 2 3 3
2. Теория и методика обучения и воспитания 1 4 3
3. Теория и методика профессионального образования 2 3 3
4. Методология и методика научных исследований 1 3 5
5. Психология и педагогика высшей военной школы 1 1 2 3
6. Педагогика 1 4 2
7. Психология человека 1 1 2 4
8. Технологии профессионально-ориентированного обучения 1 3 2
9. Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссии и общения 1 1 3 2
ИТОГО (в %) 8,6 14,3 38,6 38,6
Условные обозначения: Нравится преподаватель - А; Отдаю предпочтение именно этой дисциплине -Б; Считаю, что без этих знаний не может быть сформирована педагогическая компетентность - В; Надеюсь, что именно эти знания пригодятся мне в дальнейшей работе - Г.
Анализ результатов по данным критериям показал, что отношение адъюнктов к специальным дисциплинам образовательной программы избирательно. В основном педагогические дисциплины сложно осваивать, но адъюнктам нравится, наиболее пристального внимания заслуживают дисциплины «Педагогика и «Методология». Главным основанием изучения этих дисциплин адъюнкты считают их востребованность в дальнейшей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования: учеб пособие / Е.С. Заир-Бек. - СПб. : Просвещение, 1995. - 234 с.
2. Новожилов, В.Ю. Методология исследования интеграции в образовании / В.Ю. Новожилов. - М. : Типография «Новости», 2011. - 300 с.
REFERENCES
1. Zaire Beck, E.S. (1995), Bases of pedagogical design: Grant, Education, St. Petersburg.
2. Novozhilov, V.Yu. (2011), Methodology of research of integration in education, Novosti printing house, Moscow.
Контактная информация: maks_gupalov@mail.ru
Статья поступила в редакцию 27.06.2014.