Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ'

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
английский язык / открытые электронные ресурсы / дидактические материалы / интернет-ресурсы / English / open electronic resources / didactic materials / Internet resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.В. Агальцова, Л.В. Миляева, Ю.Н. Антюфеева

В статье рассматривается использование открытых электронных ресурсов как одна из прогрессивных и перспективных технологий повышения качества обучения английскому языку. Раскрыт учебный потенциал использования учебных открытых электронных ресурсов на занятиях по английскому языку и проанализированы возможности различных интернет-ресурсов, внедрение которых осуществляется с использованием прогрессивных методов технологий интерактивного и проблемного обучения. В статье дана краткая характеристика открытых электронных ресурсов, рассмотрены их практические возможности при использовании на занятиях по курсу основного (английского) языка. Результаты исследования показали их действенность и эффективность в саморазвитии, самообучении и обучении под руководством преподавателя. Сочетание открытых электронных ресурсов, технологий интерактивного и проблемного обучения открывает новые возможности для обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д.В. Агальцова, Л.В. Миляева, Ю.Н. Антюфеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION IN TEACHING ENGLISH BASED ON THE USE OF OPEN ELECTRONIC RESOURCES

The article discusses the use of open electronic resources as one of the progressive and promising technologies for improving the quality of teaching English. The educational potential of using educational open electronic resources in English classes is revealed and the possibilities of various Internet resources are analyzed, the implementation of which is carried out with the use of progressive methods of interactive and problem-based learning technologies. The article gives a brief description of open electronic resources, considers their practical capabilities when used in the classroom in the course of the main (English) language. The results of the study showed their effectiveness and efficiency in self-development, self-study and teaching under the guidance of a teacher. The combination of open electronic resources, interactive and problem-based learning technologies opens up new opportunities for both learning and learning activities.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ»

Библиографический список

1. Жилина А.И. Системно-деятельностный подход к управлению знаниями на уроке в соответствии с требованиями ФГОС. Человек и образование. 2017; № 4 (53): 59 - 63.

2. Загорулько Н.А. Системно-деятельностный подход в обучении географии. Сибирский учитель. 2012; № 2 (81): 60 - 62.

3. Полетаева Н.М. Системно-деятельностный подход к управлению инновационной работой педагогов. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016; № 2: 160 - 165.

4. Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культур. Сибирский педагогический журнал. 2007; № 2: 76 - 90.

References

1. Zhilina A.I. Sistemno-deyatel'nostnyj podhod k upravleniyu znaniyami na uroke v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS. Chelovekiobrazovanie. 2017; № 4 (53): 59 - 63.

2. Zagorul'ko N.A. Sistemno-deyatel'nostnyj podhod v obuchenii geografii. Sibirskij uchitel'. 2012; № 2 (81): 60 - 62.

3. Poletaeva N.M. Sistemno-deyatel'nostnyj podhod k upravleniyu innovacionnoj rabotoj pedagogov. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2016; № 2: 160 - 165.

4. Slastenin V.A. Professionalizm uchitelya kak yavlenie pedagogicheskoj kul'tur. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2007; № 2: 76 - 90.

Статья поступила в редакцию 03.04.21

УДК 372

Agaltsova D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: darya_agaltsova@mail.ru

Milyaeva L.V., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia)

Antyufeeva Yu.N, Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia)

IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION IN TEACHING ENGLISH BASED ON THE USE OF OPEN ELECTRONIC RESOURCES. The article discusses the use of open electronic resources as one of the progressive and promising technologies for improving the quality of teaching English. The educational potential of using educational open electronic resources in English classes is revealed and the possibilities of various Internet resources are analyzed, the implementation of which is carried out with the use of progressive methods of interactive and problem-based learning technologies. The article gives a brief description of open electronic resources, considers their practical capabilities when used in the classroom in the course of the main (English) language. The results of the study showed their effectiveness and efficiency in self-development, self-study and teaching under the guidance of a teacher. The combination of open electronic resources, interactive and problem-based learning technologies opens up new opportunities for both learning and learning activities.

Key words: English, open electronic resources, didactic materials, Internet resources.

Д.В. Агальцоеа, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при правительстве РФ, г. Москва, E-mail: darya_agaltsova@mail.ru

Л.В. Миляееа, канд. филол. наук, доц., Финансовый университет при правительстве РФ, г. Москва

Ю.Н. Антюфеееа, канд. филол. наук, доц., Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, г. Тула

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

В статье рассматривается использование открытых электронных ресурсов как одна из прогрессивных и перспективных технологий повышения качества обучения английскому языку. Раскрыт учебный потенциал использования учебных открытых электронных ресурсов на занятиях по английскому языку и проанализированы возможности различных интернет-ресурсов, внедрение которых осуществляется с использованием прогрессивных методов технологий интерактивного и проблемного обучения. В статье дана краткая характеристика открытых электронных ресурсов, рассмотрены их практические возможности при использовании на занятиях по курсу основного (английского) языка. Результаты исследования показали их действенность и эффективность в саморазвитии, самообучении и обучении под руководством преподавателя. Сочетание открытых электронных ресурсов, технологий интерактивного и проблемного обучения открывает новые возможности для обучения.

Ключевые слова: английский язык, открытые электронные ресурсы, дидактические материалы, интернет-ресурсы.

Информационные технологии стали неотъемлемой частью современного общества, они проникли во все сферы жизни людей, и образование не стало исключением. Современное обучение сочетает в себе как классическую форму обучения, так и электронное обучение, что предполагает использование многочисленных открытых электронных ресурсов - интернет-приложений, платформ и сервисов. В современных условиях развития сферы образования масштабирование движения открытых образовательных ресурсов является основным мировым трендом, способствующим усовершенствованию и повышению качества процесса обучения английскому языку.

Открытые электронные ресурсы (ОЭР) - это доступные, открытые и бесплатные ресурсы, которые можно использовать при изучении и преподавании, в том числе иностранного языка. Различные организации, частные лица и преподаватели свободно обмениваются ресурсами, предоставляя открытую лицензию для использования другими. Это могут быть изображения, фотографии, видео, интерактивные сайты, планы уроков, учебники и многое другое. Поскольку лицензия открыта, ресурсы можно редактировать и адаптировать по-новому, а также публиковать повторно.

ОЭР дают возможность расширять доступ к качественному образованию, учитывая их беспрепятственность и общность использования многими странами и учреждениями образования. Использование ОЭР на основе интернет- и мультимедийных технологий позволяет разнообразить образовательный процесс и повысить интерес студентов к обучению. Создание условий, при которых слушатели сами применяют учебные материалы, находят задания, выполняют их, способствует успеху в овладении иностранным вещанием.

Все чаще для обучения иностранному языку используются ОЭР, которые предлагают новые возможности для изучения английского языка, в частности, формирование единого языкового пространства, интерактивность процесса обучения, мультимедийность и др. Преимуществом ОЭР преподавателями иностранных языков является простота в использовании и поиске среди существующих ресурсов, создание собственных модулей и занятий на интернет-платформах, которые дают возможность существенно повысить учебно-познавательную деятельность, активизировать учебную и самостоятельную работу студентов, создать условия для полимодальной среды.

Поэтому целью статьи является изучение образовательного потенциала в аспекте повышения качества образования открытых электронных ресурсов в обучении английскому языку.

Рассмотрим теоретические аспекты применения ОЭР ОЭР имеют неограниченный потенциал как в аудиторной (под руководством преподавателя), так и во внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов. Онлайновые и оффлайновые ресурсы дают возможность студентам самостоятельно проверить правильность выполненных упражнений, активизировать необходимый лексический материал, применять энциклопедические и справочные ресурсы для поиска информации, индивидуализировать обучение и тому подобное. Укажем на некоторые наиболее важные инструменты ОЭР появление и широкое внедрение которых оказывает существенное влияние на эффективность и повышение качества образования.

Во-первых, это научно-образовательные информационные сети (НОИМ), которые, по сути, являются автоматическими информационными системами

(АИС), наполненными сведениями преимущественно образовательного и научного направления и предназначенными для информационной поддержки образования и науки, которые технологически базируются на компьютерной информационно-коммуникационной платформе для транспортировки и обработки информационных объектов. В связи с развитием средств и технологий Интернет, протоколов и технико-технологических интерфейсов взаимодействия в АИС в различных НОИМ интегрируются информационные ресурсы, и предоставляется доступ к интегрированным информационным ресурсам широкому кругу пользователей практически во всем мире. Благодаря этому обеспечивается как ретроактивный доступ к ресурсам НОИМ, так и интерактивное (онлайн) взаимодействие их пользователей в процессе выполнения ими совместных проектов, решения единых учебных задач, взаимного информирования и т.п. На пользовательском уровне электронные ресурсы НОИМ предлагаются в структурированном виде по той или иной тематике или по категории пользователей и обеспечиваются гибкими и удобными средствами поиска релевантных сведений и навигации в электронных сетях. Сетевые электронные научные и учебно-методические ресурсы НОИМ приводят к возникновению электронных предметно-информационных ресурсов учебной среды современного образования. На основе этих ресурсов не только существенно разнообразнее становится содержание составляющих методических систем обучения, но и в них отражается специфика реализации учебного процесса [1].

Во-вторых, это специальные технологии поддержки виртуальной учебной деятельности (например, Web 2.0), использование которых предполагает привлечение к учебной деятельности в интернет-пространстве учащихся и педагогов.

В-третьих, это технологии сетевого обучения, способствующие реализации в образовательном пространстве единой научно-технической и образовательной политики, основанные на принципах открытого образования, обеспечивающие формирование и поддержание функционирования единого открытого учебного пространства [2]. Такая среда создается на основе единого концептуального подхода и в ней существуют, поддерживаются и предлагаются:

- созданные учебными заведениями и научными учреждениями информационные учебные, научные и образовательно-организационные ресурсы, структурированные по приблизительным моделям, которые имеют схожее компьютерное экранное отображение;

- информационные ресурсы электронных библиотек и специализированных банков данных;

- унифицированные средства навигации в информационном пространстве и поиска в нем необходимых сведений, другие сервисы, обеспечиваемые в компьютерных сетях.

Подавляющее большинство этих требований и информационных функций должно обеспечить использование специальных образовательных порталов на основе системной содержательной интеграции информационных ресурсов, унификации сервисов компьютерных сетей и интерфейсов пользователей, что, со своей стороны, существенно повышает эффективность сетевого обучения.

В-четвертых, это технологии электронных библиотек, на основе которых обеспечивается локальный и сетевой доступ к цифровым научным и учебно-методическим ресурсам электронных библиотек - электронных предметно-информационных ресурсов учебной среды открытых педагогических систем, а также обработка этих ресурсов с целью подготовки, классификации и анализа электронных документов и изданий (IISN, SCOPUS) [3].

В-пятых, это технологии коммуникаций близкого доступа (NFC - Near Field Communication). С помощью этих мобильных электронных технологий и специальных средств появляется возможность разгрузить Интернет от значительного количества относительно небольших по объемам локальных и глобальных электронных коммуникаций (е-коммуникаций), идентифицировать членов электронного общения при их е-коммуникациях в едином информационном пространстве, индивидуализировать средства беспроводных е-коммуникаций (с одновременной возможностью доступа с помощью таких средств к ресурсам и сервисам Интернет) [4].

Использование участниками учебного процесса персональных мобильных средств электронной коммуникации позволяет экстерриториально в пространстве и независимо во времени осуществлять доступ к электронным ресурсам компьютерных сетей различного уровня и предметного направления.

В-шестых, это электронные технологии управления проектами, на основе которых обеспечивается поддержка автоматизированного управления проектами и программами инновационного развития различных технических и социально-экономических систем (в том числе системы образования и ее составляющих). С помощью этих технологий обеспечивается принципиальная возможность управления созданием и совершенствованием сложных систем в условиях значительной параметрической и процессуальной неопределенности инновационных проектов, повышается эффективность их подготовки и осуществления [5].

Существует несколько направлений использования ОЭР в образовательной деятельности. Так, M. Hamilton выделяет такие основные направления использования ОЭР в профессиональной деятельности педагогов: исследования; создание дидактических материалов; сотрудничество и коммуникация; публикация личных работ; ведение дистанционного обучения [6].

Особого внимания заслуживают ОЭР с помощью которых можно создавать дидактический материал, - это и интерактивные лекции, и удобные формы

контроля и самоконтроля качества знаний студентов, и различные виды тестов, тренировочных упражнений. Дидактические технологии Интернета позволяют использовать также видеозаписи, аудиозаписи, которые способствуют вовлечению студентов в активное восприятие аутентичной речи [7].

Ученые выделяют такие преимущества использования ОЭР для создания и использования дидактических материалов при изучении иностранного языка [8]:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

- повышение мотивации обучения благодаря использованию различных видов деятельности и источников информации;

- изменение характера познавательной деятельности;

- диагностирование ошибок и учебных достижений студентов;

- контроль или мониторинг учебной деятельности студентов и обратная связь между преподавателем и студентами;

- свободный доступ к дидактическим материалам;

- возможность создавать онлайн-курсы с ограниченным доступом и тому подобное.

2. Особенности современных ОЭР для изучения английского языка

Существуют ОЭР которые используют преподаватели для создания дидактического материала с целью изучения английского языка, в частности такие: ClassTools, PurpozeGame, JigsawPlanet (дают возможность создавать дидактические игры и викторины по шаблонам);

- Quizlet, MasterTest, Online Test Pad, Kahoot!, ClassMaker (создание тестовых заданий и упражнений);

- HotPotato (создание интерактивных тренировочно-контрольных упражнений, электронных заданий и прочее).

- Rebusl (создание кроссвордов, ребусов, загадок и т.п.) и др.

Одним из эффективных средств, используемых в обучении английскому языку, является интернет-программа Hot Potatoes. Это эффективное средство разработки дидактических упражнений, которое позволяет преподавателям самостоятельно, без помощи программистов создавать интерактивные тренировочные упражнения в формате HTML на разных языках из разных дисциплин с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации [9]. В случае если соответствующие технические средства недоступны студентам по объективным причинам, преподаватели имеют возможность распечатать любые созданные ими упражнения. Такие упражнения помогают студентам прорабатывать необходимую лексику, включая:

а) решение кроссвордов: то есть найти слово по его толкованию или эквивалент на английском языке к понятию на русском языке;

б) задания с перекрестным выбором: найти соответствующие выражения на английском/русском языке к выражениям на русском или английском;

в) задания с перекрестным выбором: образовать логическое выражение, комбинируя слова левой и правой колонок;

г) задания с перекрестным выбором: образовать логические комбинации существительного с глаголом;

д) задания с перекрестным выбором: соединить вопрос с правильным ответом или понятие с его определением;

е) задание на заполнение пропусков: вставить выражения в предложение;

ж) задание на заполнение пробелов: вставить предложение в текст;

з) задание на заполнение таблицы: найти однокоренные слова к заданным в таблице;

и) задание на заполнение пропусков: вставить слово в соответствующей форме в утверждение;

к) задачи на установление логической последовательности [10].

С помощью другого приложения - Quizlet - можно создать целый ряд проблемных задач в онлайн-режиме. И при наличии доступа к Интернету студенты не только приобретают знания и умения, но и мгновенно получают оценку. Кроме того, студенты могут подключиться к мобильной версии Quizlet и выполнять такие задачи во время самостоятельной подготовки. Программа является весьма простой и доступной, достаточно завести ключевые термины - и программа сразу «выдает» их объяснения или определения и целую систему проблемных задач: задания с перекрестным выбором, определение правдивости или ложности утверждения и тому подобное. Программа также дает возможность отслеживать прогресс студентов в онлайн-режиме; проверять уровень усвоения лексики в форме игры.

Образовательную платформу Socrative используют для проверки полученных знаний. Платформа предлагает шаблоны разнообразных тестов и заданий, которые необходимо наполнить актуальным материалом. Готовый тест дает мгновенную возможность дистанционно проверить результаты выполнения заданий студентами. Преимуществом этой программы является то, что она автоматически отправляет отчет о результате выполнения теста на электронную почту преподавателя. Эта функция значительно уменьшает время на проверку и оценивание тестовых заданий; преподаватель может контролировать отведенное время на выполнение теста, проследить прогресс и анализировать допущенные ошибки. Программа доступна для смартфонов, компьютеров, ноутбуков.

Среди специализированных программных приложений (Busu, Duolingo, Foursquare, Mango, Lingorami, Memrize) для самостоятельного изучения иностранного языка важное место в учебном процессе занимает программа Anki. Она предлагает инновационные и в то же время увлекательные упражнения, учи-

тывая баланс между лексическим и грамматическим материалом, варьируя их виды [11]. Особенностью этой программы является поэтапное усвоение знаний, что значительно повышает эффективность (скорость и прочность) запоминания новых лексических единиц. Доказано, что систематическое использование этой программы позволяет студенту запоминать около 300 слов, словосочетаний и т.п. за месяц. Таким образом, при условии работы с программой до 30 минут ежедневно студенты способны усвоить не менее 3 000 значений слов за год.

Особенность открытой интернет-платформы LiveMocha заключается в том, что она дает возможность студентам общаться с носителями английского языка и культуры. Обучение проходит как в устной, так и в письменной форме с помощью обмена текстами, разговоров, онлайн-чатов. Ресурс обеспечивает пользователей методическими материалами (упражнениями, инструментами коммуникации и возможностью проследить успеваемость) и мотивационными инструментами.

Похожей платформой для самостоятельного изучения английского языка является Englishbaby (социальная сеть с разработанными планами занятий по английскому языку). Изучать язык вместе с Englishbaby можно несколькими способами: а) переписываясь с другими участниками сети; б) общаясь с ними на форумах или в личных сообщениях; в) разгадывая грамматические загадки; г) прослушивая аудиозаписи, новости и тому подобное. Удобно также и то, что эта платформа дает возможность самостоятельно выбирать последовательность упражнений и обеспечивает индивидуальный подход к обучению.

Использование электронной почты как ОЭР для изучения и преподавания английского языка может также играть важную роль, поскольку она предоставляет возможность студентам напрямую общаться со своими сверстниками, носителями языка и преподавателем. К несомненным преимуществам привлечения этого вида электронной связи в процесс обучения английскому языку относится то, что электронная почта:

- предоставляет возможность аутентичного естественного общения, то есть общения не только с преподавателем английского языка, но и с носителем языка;

- расширяет круг общения пользователей электронной почты: студенты обмениваются письмами со своими ровесниками, преподавателями, специалистами в сфере, которая их интересует;

- становится одним из источников поступления информации о культуре страны, язык которой изучается;

- способствует «выходу за пределы» учебной программы, поскольку преподаватель в классной аудитории не может тратить много времени на рассмотрение отдельной проблемы;

- повышает мотивацию к обучению;

- обеспечивает практически стопроцентное участие студентов в процессе изучения английского языка;

- способствует развитию ситуации, где роль преподавателя децентрализуется, поскольку у студентов появляется возможность самостоятельно выбирать темы для общения, менять ход дискуссий и обсуждений, потому что ведущей целью является приобретение навыков и умений межличностного общения, а не безошибочного воспроизведения письменной речи [12].

В сети Интернет существует много служб, которые создают различные «списки рассылок». Такие рассылки позволяют обмениваться необходимой информацией, получать помощь и консультации. Абонентам рассылок по изучению английского языка авторами предлагаются бесплатные уроки, и обеспечивается обратная связь с преподавателем. Подавляющее большинство таких рассылок находится в открытом доступе. Тематика рассылок настолько разнообразна, что каждый может выбрать что-то по нраву. Преимуществом изучения английского языка с помощью рассылок является то, что можно выбрать тематику, которая затем отсылается на почтовый ящик. Студент может работать с темой в удобное время и в удобном темпе. В случае необходимости можно обратиться за помощью к автору рассылки.

В изучении английского языка также значительно помогают подкасты - аудио- и видеозаписи, которые можно просмотреть в интернет-сети или загрузить на устройство для прослушивания и просмотра в режиме оффлайн. Термин «подкастинг» появися в конце 2004 года благодаря слиянию двух слов «iPod» и «broadcasting» - технология, позволяющая всем желающим распространять

Библиографический список

цифровые, звуковые и видеофайлы в сети Интернет, обеспечивает всемирную аудиторию для любительских видеоматериалов. С другой стороны, подкастинг -это загрузка из сети Интернет разнообразных аудиоподкастов и видеоподкастов для прослушивания или воспроизведения с помощью компьютера, планшета, мобильного телефона или смартфона.

Преподаватели и ученые активно изучают дидактические возможности подкастинга для изучения и преподавания иностранных языков. Дидактические свойства ИКТ описываются согласно способам презентации информации и работы с ней, а также способов организации учебного процесса, контроля, систематизации и закрепления учебного материала [13].

Возможности подкастинга рассматриваются как средство поставки учебных материалов учащимся и студентам, получения аутентичной информации пользователями языка, распространения административно-организационной информации, повторения и закрепления усвоенного учебного материала, подготовки студентов к лекциям и семинарам.

К дидактическим качествам подкаста относятся его звуковая природа, мультимедийность, эффективная организация пространства и времени, интерактивность, простота использования и доступность пользователям - преподавателям, студентам и всем, кто интересуется изучением языка.

Автономное обучение студентов предполагает также интенсивное использование интернет-проектов и презентаций в учебном процессе. В этом случае можно применять проектные технологии, которые также являются популярными среди преподавателей. Студентам предлагается, например, список информационных сайтов для создания проекта или презентации в Power Point. Таким образом, проектная работа будет способствовать формированию не только англоязычной коммуникативной компетенции студентов, но и их информационной компетенции.

Хотя ОЭР не являются коммуникативными, они играют важную роль в усвоении фонетического и семантического образа лексических единиц, в формировании понятий, общего контекста коммуникативной ситуации; позволяют лучше усвоить профессиональную лексику [14]. Полученные благодаря обучению с помощью ОЭР знания объясняют факты, понятия, обеспечивают выполнение необходимых действий для решения проблемных ситуаций и принятия рационального решения, поэтому и смысл выражений, предложений, текстов следует содержательно связывать с проблемными ситуациями.

Тем самым использование ОЭР при изучении иностранного языка стало необходимостью в наши дни. Проанализировав результаты применения ОЭР при преподавании английского языка, мы пришли к выводам, что использование ОЭР:

- повышает мотивацию к обучению, а, следовательно, эффективность учебного процесса и качество образования;

- обеспечивает формирование иноязычной лингвистической и коммуникативной компетенций студентов;

- помогает создавать атмосферу сотрудничества и коммуникации;

- облегчает труд педагогов и обучение студентов;

- создает условия для мгновенного контроля и фасилитивного мониторинга студентов;

- создает условия для актуализации нового знания для формирования умений синтеза и анализа и тому подобное.

Таким образом, сегодня популярными и эффективными формами обучения английскому языку являются ОЭР, которые могут быть использованы в условиях современного процесса организации образования. Именно ОЭР дают возможность обеспечить дальнейшую эффективность открытого образования в условиях информатизации общества и являются инструментарием повышения качества образования, что положительно должно повлиять на повышение уровня профессионализма лиц, которые выбрали именно данный вид образования, и сделает специалистов более конкурентоспособными на рынке труда в период глобализации общества и актуальности изучения иностранного языка, в частности английского.

Однако проведенное исследование не исчерпывает всего потенциала использования ОЭР в обучении иностранным языкам и доказывает, что есть необходимость изучения и использования зарубежного опыта формирования иноязычной профессиональной компетентности студентов средствами ОЭР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Тихонов А.Н. Применение ИКТ в высшем образовании Российской Федерации: текущее состояние, проблемы и перспективы развития. Информатизация образования и науки. 2009; № 4: 10 - 26.

2. Кулагин В.П., Кузнецов Ю.М., Заботнев М.С. Использование образовательных Интернет-ресурсов при работе в открытой информационной среде электронного обучения. Информатизация образования и науки. 2010; № 1 (5): 3 - 8.

3. Осин А.В. Создание учебных материалов нового поколения. Информатизация общего образования: Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». Москва, 2003; № 2.

4. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. Москва: Агентство «Издательский сервис», 2014.

5. Позднеев Б.М. Разработка национальных и международных стандартов в области электронного обучения. Информатизация образования и науки. 2009; № 2: 3 - 11.

6. Hamilton M. Teacher and student perceptions of e-learning in EFL. Foreign-language Learning with Digital Technology. London: Continuum, 2009: 149 - 173.

7. Bloch J. The design of an online concordancing program for teaching about reporting verbs. Language Learning & Technology. 2009; Vol. 13 (1): 59 - 78.

8. Sinas S., Lin S.S.P. Usage of English Materials from the Internet to Improve Students' Language Performance. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014; Vol. 134: 193 - 200.

9. Huiwei C. E-learning and English Teaching. IERI Procedia. 2012; Vol. 2: 841 - 846.

10. Chiu T.-L., Liou H.-C., Yeh Y. A Study of web-based oral activities enhanced by Automatic Speech Recognition for EFL college learning. Computer Assisted Language Learning. 2007; Vol. 20 (3): 209 - 233.

11. Mutambik I. The Role of E-learning in Studying English as a Foreign Language in Saudi Arabia: Students' and Teachers' Perspectives. English Language Teaching. 2018; Vol. 11 (5): 74 - 83.

12. Tilfarlioglu F.Y. An International Dimension of the Students Attitudes towards the Use of English in Web 2.0 Technology. Turkish Online Journal of Educational Technology-TOJET. 2011; Vol. 10 (3): 63 - 68.

13. Akyuza S., Yavuz F. Digital Learning in EFL Classrooms. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015; Vol. 197: 766 - 769.

14. Baniabdelrahman A.A. Effect of using internet tools on enhancing EFL students' speaking skill. Journal of Contemporary Research. 2013; Vol. 3 (6): 79 - 87.

References

1. Tihonov A.N. Primenenie IKT v vysshem obrazovanii Rossijskoj Federacii: tekuschee sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya. Informatizaciya obrazovaniya i nauki. 2009; № 4: 10 - 26.

2. Kulagin V.P., Kuznecov Yu.M., Zabotnev M.S. Ispol'zovanie obrazovatel'nyh Internet-resursov pri rabote v otkrytoj informacionnoj srede 'elektronnogo obucheniya. Informatizaciya obrazovaniya i nauki. 2010; № 1 (5): 3 - 8.

3. Osin A.V. Sozdanie uchebnyh materialov novogo pokoleniya. Informatizaciya obschego obrazovaniya: Tematicheskoe prilozhenie k zhurnalu «Vestnik obrazovaniya». Moskva, 2003; № 2.

4. Osin A.V. Multimedia v obrazovanii: kontekst informatizacii. Moskva: Agentstvo "Izdatel'skij servis", 2014.

5. Pozdneev B.M. Razrabotka nacional'nyh i mezhdunarodnyh standartov v oblasti 'elektronnogo obucheniya. Informatizaciya obrazovaniya inauki. 2009; № 2: 3 - 11.

6. Hamilton M. Teacher and student perceptions of e-learning in EFL. Foreign-language Learning with Digital Technology. London: Continuum, 2009: 149 - 173.

7. Bloch J. The design of an online concordancing program for teaching about reporting verbs. Language Learning & Technology. 2009; Vol. 13 (1): 59 - 78.

8. Sinas S., Lin S.S.P. Usage of English Materials from the Internet to Improve Students' Language Performance. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014; Vol. 134: 193 - 200.

9. Huiwei C. E-learning and English Teaching. IERI Procedia. 2012; Vol. 2: 841 - 846.

10. Chiu T.-L., Liou H.-C., Yeh Y. A Study of web-based oral activities enhanced by Automatic Speech Recognition for EFL college learning. Computer Assisted Language Learning. 2007; Vol. 20 (3): 209 - 233.

11. Mutambik I. The Role of E-learning in Studying English as a Foreign Language in Saudi Arabia: Students' and Teachers' Perspectives. English Language Teaching. 2018; Vol. 11 (5): 74 - 83.

12. Tilfarlioglu F.Y An International Dimension of the Students Attitudes towards the Use of English in Web 2.0 Technology. Turkish Online Journal of Educational Technology-TOJET. 2011; Vol. 10 (3): 63 - 68.

13. Akyuza S., Yavuz F. Digital Learning in EFL Classrooms. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015; Vol. 197: 766 - 769.

14. Baniabdelrahman A.A. Effect of using internet tools on enhancing EFL students' speaking skill. Journal of Contemporary Research. 2013; Vol. 3 (6): 79 - 87.

Статья поступила в редакцию 30.03.21

УДК 371

Asilderova M.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Psychology, Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia)

Yavbatirova B.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology, Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: burliyat76@yandex.ru

Kurbanova P.M., MA student, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia)

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIAL ADAPTATION AND REHABILITATION OF ORPHAN CHILDREN AND CHILDREN DEPRIVED OF PARENTAL CARE. The article examines pedagogical conditions of social adaptation and rehabilitation of orphans and children deprived of parental care. Graduates of residential institutions, where children did not get the experience of carrying out different tasks of independent life, face big problems that they can not solve. Therefore, a large number of graduates of residential institutions compared to children who grew up in the family, often find themselves helpless before the difficulties of autonomous life in society. It is concluded that today in Russia there are few models of social adaptation and rehabilitation of orphans and children deprived of parental care, within the boundaries of which the design and development of everyday social skills are differently built: programs for the social adaptation of orphans, programs of social adaptation in vocational schools and colleges, accompanied by accommodation, a club for graduates of boarding schools, the development of social and household skills in a foster family, the latest model is the most effective.

Key words: social adaptation, social rehabilitation, orphans, children deprived of parental care, pedagogical conditions.

ММ Асильдерова, д-р пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала

Б.Г. Явбатырова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: burliyat76@yandex.ru

П.М. Курбанова, магистрант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОПЕКИ

В статье рассматриваются педагогические условия социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Выпускники интернатных учреждений, где все за них решали педагоги и персонал, где у детей не было опыта решения разных задач самостоятельной жизни, сталкиваются с большими проблемами, которые они не могут решить. Поэтому большое количество выпускников интернатных учреждений по сравнению с детьми, выросшими в семье, нередко оказываются беспомощными перед возникающими трудностями автономной жизни в социуме. Сделан вывод о том, что сегодня в России наличествует небольшое количество программ социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в границах которых различно построены модели социально-бытовых навыков: программы социальной адаптации детей-сирот; социальной адаптации в колледжах; сопровождаемое проживание; клуб выпускников интернатных учреждений; развитие социально-бытовых навыков в патронатной семье. Среди них последняя модель представляется самой результативной.

Ключевые слова: социальная адаптация, социальная реабилитация, дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки, педагогические усло-

Сегодня в России очень важно разработать и осуществлять результативную политику в отношении детства. Особо значимо проведение социально-педагогической работы с социально проблемными группами детей. Анализ статистических данных показал, что из 15 тыс. выпускников интернатых учреждений в год под суд попадает примерно 5 тыс. чел. Нет дома у 3 тыс., 1,5 тыс. совершают суициды [1].

Социальную адаптацию выпускников интернатных учреждений, организацию жизни после интерната изучали и продолжают изучать исследователи В.И. Брутман, А.Ю. Нестеров, Т.И. Шалавина и др. [1 - 6]. Конструирование социально-бытовых навыков выпускников интернатных учреждений играет большую

роль в их социальной адаптации и реабилитации. Подобную работу необходимо начинать с дошкольного периода пребывания ребёнка и вплоть до его выпуска [7 - 10]. Как отмечает А.Н. Леонтьев, личность - это конструкт, который нельзя исключить из процесса адаптации поведения [2, с. 123].

И.Б. Агаева понимает социально-бытовые навыки как комплекс знаний и умений, сопряженный с организацией личностного поведения и общения с другими индивидами в разных социально-бытовых ситуациях [3, с. 100].

Навыки самообслуживания социально направлены, потому что индивиды учатся исполнять определенные в социуме порядки, которые соответствуют нор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.