УДК 35
Погосян В.Г.
студент магистратуры, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (г. Краснодар, Россия)
ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Аннотация: существующая система дошкольного образования в настоящее время перестала удовлетворять необходимые потребности общества, так как модель дошкольного образования все еще придерживается старых моделей, устоев и традиций в воспитании подрастающего поколения. Существующая система в большинстве случаев направлена на присмотр и уход за детьми, соблюдение режима питания, сна, игровые мероприятия. В то время как инновационное развитие системы дополнительного образования требует нового подхода, который заключается не только в уходе и присмотре за детьми, а также во всестороннем развитии личности.
Ключевые слова: образование, ребенок, инвестиции.
«В центре воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения должен находиться ребенок — не как объект, а как субъект, маленький человек во всем многообразии своих физических и психических проявлений».
О необходимости изменения существующей системы дошкольного образования говорит и государство, так министерством просвещения Российской Федерации был принят приказ «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». Целью данного приказа является необходимость применения инновационных технологий в
работе педагогами, в том числе технологий, направленных на всестороннее развитие личности.
Рассмотрим состояние системы дошкольного образования в Краснодарском крае.
Рисунок 1. Количество дошкольных образовательных организаций в 2022 году.
В 2022 году всего на территории Краснодарского края функционировало 1569 учреждений дошкольного образования детей, в данных учреждениях в общей сложности насчитывается 266,7 тысяч мест. При этом число учреждений относительно 2020 года снизилось на 0,5% или на 7 единиц, сокращение отмечается и в количестве воспитанников. В 2020 году данный показатель составлял 269,6 тысяч человек.
Рисунок 2. Количество воспитанников на 100 мест в Краснодарском крае.
Из рисунка 2 видно, что в городской местности мест в детские сады не хватает, ситуация в сельской местности отличается, там детей не хватает для полного укомплектования групп. В общей сложности на 100 мест такая же ситуация. При этом за рассматриваемый период 2020-2022 годы проблема по нехватке мест в дошкольных образовательных организациях улучшилась в городской местности.
Также сокращается численность педагогов в учреждениях дошкольного образования (рисунок 3), особенно это касается сельской местности, где причинами нехватки специалистов являются их миграция в более крупные населенные пункты с целью получения более высокого дохода, так как процент специалистов с высшим образованием растет ( в 2022 году данный показатель составил 54,2%).
2023 2022 2020
Рисунок 3. Численность педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного
образования.
Таким образом, состояние системы дошкольного образования имеет определенные проблемы, как и система дошкольного образования страны в целом, это: сокращение численности работников учреждений, сокращение числа учреждений, низкое количество частных организаций дошкольного образование. Как результат дошкольное образование имеет низкую инвестиционную привлекательность, что обусловлено существующими проблемами, а также тем, что вложения имеют длительный срок окупаемости, государственно-частное партнерство в данной сфере практически не развито.
Государству и обществу важно прийти к пониманию необходимости вложений в систему дошкольного образования, так как финансирование раннего развития детей: «наиболее эффективно по отношению к финансированию всех последующих программ для позднего возраста. Капиталовложения в раннее развитие позволяют формировать будущее страны, поскольку качество условий развития в раннем детстве дает возможность с высокой точностью предсказывать будущую эффективность работников...
Инвестиции предопределяют расширение возможностей получения данного образования всеми вне зависимости от социально-экономического положения семей и регионального размещения».
Повышение инвестиционной привлекательности отрасли дошкольного образования в крае возможно с помощью поддержки негосударственных форм организации образовательного процесса дошкольников и через развитие механизма государственно-частного партнерства, для этого необходимо:
- Создать систему финансовой и/или имущественной поддержки для частных организаций,
- Проводить мероприятия по снижению «дискриминации частных организаций по отношению к муниципальным и государственным организациям»,
- Снижение арендных платежей, либо предоставление муниципальных зданий и сооружений в пользование частным организациям дошкольного образования с возможность их модернизации,
- Развитие инновационной деятельности педагогов любых организациях дошкольного образования через утверждение новых программ, основанных на современных методиках обучения детей, таких как, например Монтессори,
- Повышение квалификации специалистов учреждений дошкольного образования.
Таким образом, инвестиционная привлекательность отрасли во многом зависит от мер поддержки государства и региона, мотивации специалистов отрасли в дальнейшем развитии и преобразовании полученных знаний для изменения системы дошкольного образования, что в свою очередь повысит мотивацию родителей для определения ребенка в детский сад.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
2. Носова Л.А., Павлова Т.А. Исследование готовности педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности в период модернизации образования в россии. E-Scio, 2019. № 11. С. 36-39;
3. Рубленко, Т.В. Векторы модернизации системы дошкольного образования в России / Т. В. Рубленко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2024. - № 11 (510). - С. 260-262. - URL: https://moluch.ru/archive/510/111930/ (дата обращения: 21.06.2024);
4. Росстат. Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. Пресс-выпуск 05 апреля 2023 г. Дошкольное образование в 2022 году в Краснодарском крае https://23 .rosstat.gov.ru/storage/mediabank/03_doshkolnoeobraz.pdf (дата обращения: 20.06.2024)
Poghosyan V.G.
Kuban State Agrarian University (Krasnodar, Russia)
INCREASING INVESTMENT ATTRACTIVENESS IN FIELD OF PRESCHOOL EDUCATION IN KRASNODAR TERRITORY
Abstract: the existing system of preschool education has now ceased to meet the necessary needs of society, since the model of preschool education still adheres to old models, foundations and traditions in the upbringing of the younger generation. The existing system in most cases is aimed at the supervision and care of children, observance of nutrition, sleep, and play activities. At the same time, the innovative development of the system of additional education requires a new approach, which consists not only in the care and supervision of children, but also in the comprehensive development of personality.
Keywords: education, child, investment.