Научная статья на тему 'Государственные меры поддержки бизнеса в социальной сфере на примере опыта Тамбовской области по развитию частных дошкольных образовательных центров'

Государственные меры поддержки бизнеса в социальной сфере на примере опыта Тамбовской области по развитию частных дошкольных образовательных центров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБСИДИРОВАНИЕ / БИЗНЕС / BUSINESS / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / SOCIAL SPHERE / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / ЧАСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / PRIVATE EDUCATIONAL CENTERS / ДЕТСКИЙ САД / KINDERGARTEN / SUBSIDIZING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левина Евгения Игоревна

В Тамбовской области основная финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется по приоритетным направлениям, определенным Минэкономразвития России. Новой формой государственной поддержки стали субсидии индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с условиями соглашения с Минэкономразвития, субсидии предоставляются при соблюдении определенных условий: зарегистрированным на территории Тамбовской области и подтвердившим свой статус субъекта малого или среднего предпринимательства; не имеющим просроченной задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами и др. Для отбора претендентов на получение субсидий рассматриваются их бизнес-проекты. Кроме того, проекты проходят государственный контроль Роспотребнадзора в части соблюдения санитарных норм и требований к организации питания, отдыха, содержания, медицинского обслуживания, развития детей и обеспечения их всеми необходимыми условиями в процессе присмотра и ухода на надлежащем уровне. Данная программа обеспечивает следующие социально-экономические эффекты: создание дополнительных рабочих мест с определенным уровнем зарплаты, создание дополнительных мест в дошкольных учреждениях. Плюсами программы является государственный контроль за качеством предоставляемых услуг образовательной программы и присмотра и ухода за детьми и вовлечение предпринимательского сообщества, обладающего необходимыми бизнес-компетенциями в решение социальной проблемы. В связи с актуальностью проблемы устройства детей в детские сады и предоставления услуг детям и родителям на качественном уровне программа является одним из стратегических направлений мер поддержки малого и среднего предпринимательства в социальной сфере и требует дальнейшего развития с учетом опыта, накопленного за годы реализации программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Левина Евгения Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE MEASURES OF BUSINESS SUPPORT IN THE SOCIAL SPHERE ON THE EXAMPLE OF EXPERIMENT OF THE TAMBOV REGION ON DEVELOPMENT OF THE PRIVATE PRESCHOOL EDUCATIONAL CENTERS

In the Tambov region the main financial support of subjects of small and medium business comes to life in the priority directions determined by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Subsidies to the individual entrepreneurs who are carrying out educational activities for educational programs of preschool education, and also supervision and care of children according to the legislation of the Russian Federation became a new form of the state support. According to terms of agreement with the Ministry of Economic Development of subsidies can be at observance of certain conditions: registered in the territory of the Tambov region and confirmed the status of the subject of small or medium business; not having arrears to budgets of all levels and off-budget funds, etc. For selection of applicants for receiving subsidies there are their business projects. Besides, projects pass the state control of Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare regarding observance of sanitary standards and requirements to catering services, rest, contents, medical care, development of children and providing them with all necessary conditions in the course of supervision and leaving at the appropriate level. This program provides the following social and economic effects: creation of additional workplaces with a certain wage level, creation of occasional seats in preschool institutions. Pluses of the program is the state control of quality of the provided services an educational program and supervision and care of children and involvement of the enterprise community possessing necessary business competences in the solution of a social problem. Due to the relevance of a problem of the device of children in kindergartens and rendering of services to children and parents at the qualitative level the program is one of the strategic directions of measures of support of small and medium business in the social sphere and demands further development taking into account the experience saved up for years of implementation of the program.

Текст научной работы на тему «Государственные меры поддержки бизнеса в социальной сфере на примере опыта Тамбовской области по развитию частных дошкольных образовательных центров»

УДК 35.078.51 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-2-21-26

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА

В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЧАСТНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ

ЛЕВИНА ЕВГЕНИЯ ИГОРЕВНА

«Тамбовский» ВТБ24 (ПАО), г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: evgenia.painting@yandex.ru

В Тамбовской области основная финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется по приоритетным направлениям, определенным Минэкономразвития России. Новой формой государственной поддержки стали субсидии индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с условиями соглашения с Минэкономразвития, субсидии предоставляются при соблюдении определенных условий: зарегистрированным на территории Тамбовской области и подтвердившим свой статус субъекта малого или среднего предпринимательства; не имеющим просроченной задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами и др. Для отбора претендентов на получение субсидий рассматриваются их бизнес-проекты. Кроме того, проекты проходят государственный контроль Роспотребнадзора в части соблюдения санитарных норм и требований к организации питания, отдыха, содержания, медицинского обслуживания, развития детей и обеспечения их всеми необходимыми условиями в процессе присмотра и ухода на надлежащем уровне. Данная программа обеспечивает следующие социально-экономические эффекты: создание дополнительных рабочих мест с определенным уровнем зарплаты, создание дополнительных мест в дошкольных учреждениях. Плюсами программы является государственный контроль за качеством предоставляемых услуг - образовательной программы и присмотра и ухода за детьми и вовлечение предпринимательского сообщества, обладающего необходимыми бизнес-компетенциями в решение социальной проблемы. В связи с актуальностью проблемы устройства детей в детские сады и предоставления услуг детям и родителям на качественном уровне - программа является одним из стратегических направлений мер поддержки малого и среднего предпринимательства в социальной сфере и требует дальнейшего развития с учетом опыта, накопленного за годы реализации программы.

Ключевые слова: субсидирование, бизнес, социальная сфера, дошкольное образование, частные образовательные центры, детский сад

В Тамбовской области работа по поддержке малого и среднего предпринимательства проводится в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», указами и поручениями Президента РФ, программой Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 гг., подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства», утвержденной постановлением администрации области от 24.09.2013 № 1057 [1-4]. Основная финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется по приоритетным направлениям, определенным Минэкономразвития России.

По данным Управления промышленности и предпринимательства Тамбовской области за 2013-

2014 гг. на реализацию программы были направлены следующие средства.

В 2013 г. из выделенных на реализацию мероприятий программы 146,4 млн руб. освоено 123,4 млн руб., т. е. 84,3 %. Оказана поддержка 497 субъектам малого и среднего предпринимательства (в том числе молодежи в возрасте до 30 лет): за счет средств федерального бюджета - 96,8 млн руб., областного бюджета - 26,5 млн руб. Это позволило сохранить 3482 и создать возможность для организации 826 новых рабочих мест.

В 2014 г. на реализацию мероприятий программы было выделено 150,5 млн руб. (из них 122,7 млн руб. - средства федерального бюджета, 26,3 млн руб. - средства бюджета Тамбовской области и 1,5 млн руб. - внебюджетных средств). Освоено 136,7 млн руб. или 90,8 % от суммы выделенных

средств. В 2014 г. оказана поддержка 726 субъектам малого и среднего предпринимательства (в том числе молодым людям в возрасте до 30 лет): за счет средств федерального бюджета - 109,3 млн руб., областного бюджета - 26,2 млн руб., сумма использованных внебюджетных средств составила 1,1 млн руб. Это позволило создать возможность для организации 772 новых рабочих мест.

В 2013 г. новой формой государственных мер поддержки стали субсидии индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с условиями соглашения с Минэкономразвития субсидии предоставляются при соблюдении определенных условий. Предметом отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации и претендующих на субсидирование части затрат, является право на заключение договора о субсидировании части затрат [5-8]. Субсидирование производится субъектам малого и среднего предпринимательства:

- зарегистрированным на территории Тамбовской области и подтвердившим свой статус субъекта малого или среднего предпринимательства;

- осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- не имеющим просроченной задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов и других обязательных платежей перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами;

- в отношении которых в течение двух лет, предшествующих дате обращения за получением субсидирования, не применялись процедуры несостоятельности (банкротства), в том числе наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство либо санкции в виде аннулирования или приостановления действия лицензии;

принявшим на себя обязательство по созданию новых рабочих мест в период реализации бизнес-проекта;

принявшим на себя обязательство осуществлять деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и

уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех лет с момента получения лицензии;

- предоставившим бизнес-проект, содержащий финансово-экономические параметры (включая сопоставительную оценку затрат и результатов, эффективность использования вложений), технологии, способы, сроки и особенности реализации предусмотренных им мероприятий.

Субсидирование не производится субъектам малого и среднего предпринимательства:

- являющимся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

- являющимся участниками соглашений о разделе продукции;

- осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

- являющимся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

- осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

предполагающим выплачивать в период реализации бизнес-проекта среднемесячную номинальную начисленную заработную плату (нарастающим итогом с начала года) ниже размера минимальной заработной платы для работников внебюджетного сектора экономики, установленного действующим Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тамбовской области;

- в случае если ранее в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичного вида поддержки, и сроки ее оказания не истекли;

- в случае если с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.

Субсидирование производится в размере 50 % от произведенных субъектом малого и среднего предпринимательства затрат, но не более 5 млн руб. Субсидируются следующие затраты субъекта малого и среднего предпринимательства, произведенные не ранее двух лет, предшествующих текущему году:

оплата аренды и (или) выкупа помещения, ремонт (реконструкция) помещения, покупка оборудования, мебели, материалов, инвентаря, коммунальных услуг, услуг электроснабжения, оборудования, необходимого для обеспечения соответствия требованиям Роспотребнадзора, МЧС России и иным требованиям законодательства Российской Федерации, необходимым для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оснащение зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, объекты питания и медицинского обслуживания), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, присмотру и уходу за детьми и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

- выплата процентов по кредитам, выданным на осуществление мероприятий, указанных в настоящем пункте, из расчета не более двух третей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент заключения кредитного договора;

- подготовка учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

- закупка учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информацион-ных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

- обучение и повышение квалификации педагогических и иных работников для осуществления образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.

Для отбора претендентов на получение субсидий будут рассматриваться их бизнес-проекты, для оценки которых применяются следующие критерии:

длительность пребывания детей, охваченных образовательными программами дошкольного образования, а также присмотром и уходом за детьми в период реализации бизнес-проекта (часов в день);

количество детей, охваченных образовательными программами дошкольного образования, а также присмотром и уходом за детьми в период реализации бизнес-проекта;

- среднемесячный размер родительской платы за содержание одного ребенка, охваченного образовательными программами дошкольного образования, а также присмотром и уходом за детьми в период реализации бизнес-проекта;

- предполагаемый размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников претендента в период реализации бизнес-проекта; на основании статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации с 01 июля 2015 г. на территории Тамбовской области установлен следующий размер минимальной заработной платы: для работников учреждений бюджетной сферы, финансируемых из областного и местных бюджетов -6240 руб.; для работников внебюджетного сектора экономики - 7500 руб. Размер минимальной заработной платы распространяется на всех работников, осуществляющих свою трудовую деятельность на территории Тамбовской области, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета [9];

- создание новых рабочих мест в период реализации бизнес-проекта;

- готовность бизнес-проекта к внедрению (качество описания преимуществ услуги в сравнении с существующими аналогами, качество проработки маркетинговой, операционной и финансовой стратегий, прогнозируемые изменения финансовых результатов деятельности).

Таким образом, данное мероприятие обеспечивает следующие социально-экономические эффекты: создание дополнительных рабочих мест с определенным уровнем зарплаты, создание дополнительных мест в дошкольных учреждениях.

В соответствии с соглашением региона с Минэкономразвития России от 15.11.2013 г. № 190-МБ-13 на реализацию данного мероприятия получена субсидия из федерального бюджета в размере 12 млн руб.; из областного бюджета выделено 3 млн руб. Комиссией по отбору претендентов было принято решение о выделении субсидий двум индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с зако-

нодательством Российской Федерации на общую сумму 3 096 795 руб. Пяти претендентам на получение субсидий в предоставлении субсидий было отказано, так как они не успели произвести затраты, необходимые для осуществления этого вида деятельности. Причиной неиспользования субсидии из федерального бюджета явилось то, что Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», позволяющий индивидуальным предпринимателям осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, вступил в силу только 1 сентября 2013 г.

В 2014 г. в программу были внесены изменения. В конкурсе могут принимать участие и юридические лица - субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - частные детские сады). На реализацию данного мероприятия было выделено 27,4 млн руб. (3,4 млн руб. за счет бюджета Тамбовской области, 24 млн руб. за счет федерального бюджета, в том числе 12 млн руб., неиспользованных в 2013 г.). Управлением по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области и негосударственным образовательным учреждением «Региональный центр управления и культуры» были проведены семинары, что позволило наиболее полно информировать потенциальных участников программы. На рассмотрение комиссии по отбору поступили заявки от трех претендентов, по всем были приняты положительные решения на общую сумму 15 млн руб. Одному из претендентов субсидия выплачена в полном объеме в сумме 5 млн руб. Двум остальным выплачено по 4,25 млн руб., так как ими по состоянию на 01.01.2015 г. не были получены лицензии на осуществление образовательной деятельности, что в соответствии с требованиями Минэкономразвития России является обязательным условием для получения третьего транша субсидии. Таким образом, в 2014 г. на реализацию данного мероприятия средства федерального бюджета использованы были не в полном объеме.

В г. Тамбове в результате проведенной работы оказывают услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста и реализуют образовательную программу три дошкольных образовательных центра, получившие поддержку: «Смурфик», «Тот самый детский сад», «Умник», а в г. Рассказово детский сад «Агроша». Проекты созданы в различных организационно-правовых формах - как индивидуальные. У всех имеются лицензии на дошкольную

образовательную деятельность по заявленной образовательной программе. Кроме того, проекты прошли государственный контроль Роспотребнадзора в части соблюдения санитарных норм и требований к организации питания, отдыха, содержания, медицинского обслуживания, развития детей и обеспечения их всеми необходимыми условиями в процессе присмотра и ухода на надлежащем уровне [10].

По конкурсам 2015 г. два проекта находятся на организационной стадии.

Каждый детский сад принимает до 15-20 детей в возрасте 2-6 лет. Услугами этих детских садов пользуются в основном представители среднего класса, и таким образом освобождаются места в муниципальных детских садах для малообеспеченных родителей. Данная программа обеспечивает работу с детьми, родители которых приехали в Тамбовскую область из других регионов и привлечены на работу как высококвалифицированные специалисты. В каждом из проектов создано до 10 рабочих мест. Сроки окупаемости проектов, заявленных на конкурс, составляют 3-7 лет в зависимости от суммы понесенных затрат и общей экономической ситуации, что влияет на выручку по проекту. Рассотрим основные показатели проекта на примере частного детского сада «Смурфик». Сумма инвестиций - 10 млн руб., срок окупаемости - 7 лет, количество детей, охваченных присмотром, - не менее 10 человек, количество рабочих мест - не менее 10, заработная плата - не менее 10 000 руб. Проект приступил к работе 5 ноября 2014 г. Фактические показатели проекта: в группе 12 детей, создано 7 рабочих мест, заработная плата педагогов по полной ставке - 20 000 руб., выручка и финансовый результат прогнозируются по итогам 2015 г. 100-110 % от заявленных. При осуществлении текущей деятельности дополнительной мерой поддержки выступает субсидия, предоставляемая Управлением образования и науки Тамбовской области: 2-3 тыс. руб. на ребенка в месяц, в зависимости от возраста.

Разумеется, что при реализации программы возникают определенные проблемы. Ведь создание частного детского сада - достаточно дорогостоящий проект, на реализацию его требуется как минимум 10 млн руб., из которых субсидируется только 50 %. Необходимыми навыками для организации проектов обладают педагогические кадры, которые не имеют возможности инвестирования проекта по созданию частного детского сада. Кроме того, приходится поддерживать достаточно высокий уровень родительской платы, чтобы обеспечить окупаемость проекта. Это не дает возможность для широкомас-

штабной реализации указанного мероприятия, в связи с ограниченной платежеспособностью населения.

Тем не менее плюсами программы является государственный контроль за качеством предоставляемых услуг - образовательной программы и присмотра и ухода за детьми и вовлечение предпринимательского сообщества, обладающего необходимыми бизнес-компетенциями в решение социальной проблемы. Одним из положительных моментов является то, что в малочисленных группах дети могут получить более качественный уход, больше внимание педагогов, психологов, других специалистов, что обеспечивает здоровое и качественное развитие.

В связи с актуальностью проблемы устройства детей в детские сады и предоставления услуг детям и родителям на качественном уровне считаем, что программа является одним из стратегических направлений мер поддержки малого и среднего предпринимательства в социальной сфере и требует дальнейшего развития с учетом опыта, накопленного за два года реализации программы.

Литература

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон № 09-ФЗ от 24.07.2007 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 31. Ст. 4006.

2. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. I). Ст. 7598.

3. Трудовой кодекс РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 3.

4. Развитие малого и среднего предпринимательства государственной программы Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 годы: постановление Администрации области № 1057 от 24.09.2013. URL: ttp://www.garant-.ru/hotlaw/tambov/497724/

5. Соглашение Тамбовской области с Минэкономразвития России № 190-МБ-13 от 15.11.2013. URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;ba se=RLAW444;n=50991;dst=133258/

6. Об определении органов, уполномоченных администрацией области на взаимодействие с Министерством экономического развития Российской Федерации по реализации мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства: постановление Администрации Тамбовской области №523 от 29 мая 2015 г. URL: http://www.garant.ru/ hotlaw/tambov/497724

7. Об образовании в Тамбовской области: закон Тамбовской области №321-З от 1 октября 2013 г. (принят Тамбовской областной Думой 27 сентября 2013 г.). URL: http://www.garant.ru/hotlaw/tambov/499513/

8. Об утверждении положения об отборе субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством российской федерации и претендующих на субсидирование части затрат: постановление администрации Тамбовской области №898 от 13 августа 2014 г. URL: http://www.consultant.ru/law/review/fed/fd2015-12-23.html

9. О внесении изменений в Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тамбовской области: решение Тамбовской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений №2 от 2 апреля 2014 г. URL: http:// www. garant. ru/hotlaw/tambov/539772

10. Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций: постановление Главного государственного санитарного врача №26 от 15 мая 2013 г. (с изм. и доп.) // Российская газета. № 157. 2013. 19 июля.

References

1. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon № 09-FZ ot 24.07.2007 g. [About development of small and medium business in the Russian Federation: federal law № 09-FL from 24.07.2007] // Sobraniye zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii. 2007. № 31. St. 4006.

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon № 273-FZ ot 29.12.2012 g. [About education in the Russian Federation: federal law № 273-FL from 29.12.2012] // Sobraniye zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii. 2012. №53 (chast' I). St. 7598.

3. Trudovoj kodeks RF [Labor code of the Russian Federation] // Sobraniye zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii. 2002. № 1 (chast' I). St. 3.

4. Razvitiye malogo i srednego predprinimatel'stva gosudarstvennoj programmy Tambovskoj oblasti «Ekono-micheskoye razvitiye i innovatsionnaya ekonomika» na 2014-2020 gody: postanovleniye Аdministratsii oblasti № 1057 ot 24.09.2013 [Development of small and medium business of a state program of the Tambov region «Eco-nomic development and innovative economy» for 20142020: the resolution of Administration of the region № 1057 from 24.09.2013]. URL: ttp://www.garant-.ru/hotlaw/ tambov/497724/

5. Soglasheniye Tambovskoj oblasti s Minekono-mrazvitiya Rossii № 190-MB-13 ot 15.11.2013 [The agreement of the Tambov region with the Ministry of Economic Development of the Russian Federation № 190-MB-13 from 15.11.2013]. URL: http://base.consultant.ru/ regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW444;n= 50991;dst=133258/

6. Ob opredelenii organov, upolnomochennykh ad-ministratsiej oblasti na vzaimodejstviye s Ministerstvom ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii po reali-zatsii meropriyatij gosudarstvennoj podderzhki malogo i

srednego predprinimatel'stva: postanovleniye Administra-tsii Tambovskoj oblasti №523 ot 29 maya 2015 g. [About definition of the bodies authorized by administration of the region for interaction with the Ministry of Economic Development of the Russian Federation on realization of actions of the state support of small and medium business: the resolution of Administration of the Tambov region № 523 of May 29, 2015]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/ tambov/497724/

7. Ob obrazovanii v Tambovskoj oblasti: zakon Tambovskoj oblasti №321-Z ot 1 oktyabrya 2013 g. (prinyat Tambovskoj oblastnoj Dumoj 27 sentyabrya 2013 g.) [About education in the Tambov region: the law of the Tambov region № 321-L from October 1, 2013 (accepted by the Tambov region Duma on September 27, 2013)]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/ tambov/ 499513/

8. Ob utverzhdenii polozheniya ob otbore sub"yektov malogo i srednego predprinimatel'stva, osush-chestvlyayushchikh deyatel'nost' po obrazovatel'nym pro-grammam doshkol'nogo obrazovaniya, a takzhe prismotru i ukhodu za det'mi v sootvetstvii s zakonodatel'stvom ros-sijskoj federatsii i pretenduyushchikh na subsidirovaniye chasti zatrat: postanovleniye administratsii Tambovskoj oblasti №898 ot 13 avgusta 2014 g. [About the adoption of the provision on selection of the subjects of small and medium business which are carrying out activities for educational programs of preschool education, and also supervi-

sion and care of children according to the legislation of the Russian Federation and applying for subsidizing of part of expenses: the resolution of administration of the Tambov region № 898 from August 13, 2014] URL: http:// www. co nsultant.ru/law/review/fed/fd2015-12-23. html

9. O vnesenii izmenenij v Regional'noye soglashe-niye o minimal'noj zarabotnoj plate v Tambovskoj oblasti: resheniye Tambovskoj oblastnoj trekhstoronnej komissii po regulirovaniyu sotsial'no-trudovykh otnoshenij № 2 ot 2 aprelya 2014 g. [About modification of the Regional agreement on minimum wage in the Tambov region: the decision of the Tambov regional tripartite commission on regulation of the social and labor relations № 2 from April 2, 2014] URL: http://www.garant.ru/hotlaw/tambov/ 539772/

10. Ob utverzhdenii SanPiN 2.4.1.3049-13 «Sanitar-no-epidemiologicheskiye trebovaniya k ustrojstvu, soderz-haniyu i organizatsii rezhima raboty doshkol'nykh obrazo-vatel'nykh organizatsij: postanovleniyem Glavnogo gosu-darstvennogo sanitarnogo vracha № 26 ot 15 maya 2013 g. (s izmeneniyami i dopolneniyami) [About the statement of SanRaN 2.4.1.3049-13 «Sanitary and epidemiologic requirements to the device, contents and organization of a working hours of the preschool educational organizations: the resolution of the Chief state health officer № 26 from May 15, 2013 (with changes and additions)] // Rossijskaya gazeta. №157. 2013. 19 iyulya.

* * *

STATE MEASURES OF BUSINESS SUPPORT IN THE SOCIAL SPHERE ON THE EXAMPLE OF EXPERIMENT OF THE TAMBOV REGION ON DEVELOPMENT OF THE PRIVATE PRESCHOOL EDUCATIONAL CENTERS

LEVINA EVGENIYA IGOREVNA «Tambov» VTB24 (Public Joint Stock Company), Tambov, the Russian Federation, e-mail: evgenia.painting@yandex.ru

In the Tambov region the main financial support of subjects of small and medium business comes to life in the priority directions determined by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Subsidies to the individual entrepreneurs who are carrying out educational activities for educational programs of preschool education, and also supervision and care of children according to the legislation of the Russian Federation became a new form of the state support. According to terms of agreement with the Ministry of Economic Development of subsidies can be at observance of certain conditions: registered in the territory of the Tambov region and confirmed the status of the subject of small or medium business; not having arrears to budgets of all levels and offbudget funds, etc. For selection of applicants for receiving subsidies there are their business projects. Besides, projects pass the state control of Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare regarding observance of sanitary standards and requirements to catering services, rest, contents, medical care, development of children and providing them with all necessary conditions in the course of supervision and leaving at the appropriate level. This program provides the following social and economic effects: creation of additional workplaces with a certain wage level, creation of occasional seats in preschool institutions. Pluses of the program is the state control of quality of the provided services - an educational program and supervision and care of children and involvement of the enterprise community possessing necessary business competences in the solution of a social problem. Due to the relevance of a problem of the device of children in kindergartens and rendering of services to children and parents at the qualitative level - the program is one of the strategic directions of measures of support of small and medium business in the social sphere and demands further development taking into account the experience saved up for years of implementation of the program.

Key words: subsidizing, business, social sphere, preschool education, private educational centers, kindergarten

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.