Научная статья на тему 'Повышение инвестиционной привлекательности первоочередная задача экономики регионов'

Повышение инвестиционной привлекательности первоочередная задача экономики регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1187
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синявин В. Ю., Дрожжева Ю. В.

Статья содержит анализ подходов к определению компонентов инвестиционной привлекательности регионов частных инвестиционных потенциалов и инвестиционных рисков. Характеристика частных инвестиционных потенциалов дается на основе закона Пензенской области «Закон об инвестиционной стратегии Пензенской области» от 25 февраля 2004 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение инвестиционной привлекательности первоочередная задача экономики регионов»

У - фактическая эффективность использования фактора, соответствие товарного предложения уровню структуре спроса.

Повышение фактической эффективности использования соответствия товарного предложения уровню структуре спроса может быть достигнуто за счет увеличения объема товарного предложения. Оно же, в свою очередь, возможно при грамотном учете требований выращиваемых культур к тепловым ресурсам и размещении их посевов в соответствии с таковыми на территории производителя.

Расчеты свидетельствуют - практическое достижение хозяйствами выборочной совокупности максимально возможной эффективности использования соответствия товарного предложения уровню и структуре спроса (7,5 баллов - значение получено по предложенной авторами методике) возможно при росте эффективности использования имеющихся на территории сельхозпроизводителя сумм биологически активных температур до 1,9 баллов. Расчеты произведены на основе регрессионной модели:

V _ 7,5 - (-14,877)

— -,

11,7828

где 7,5 - максимально возможная эффективность использования соответствия товарного предложения уровню и структуре спроса (баллы), Х - эффективность использования суммы биологически активных температур.

Руководству хозяйств выборочной совокупности в разработке и реализации мер по повышению (до указанной величины) показателей эффективности использования суммы биологически активных температур (равно как и других природных факторов)

рекомендуется придерживаться следующей системы действий:

1) тщательная ревизия имеющихся природных факторов (с установлением различий в пределах хозяйств и отдельных его территорий);

2) более тщательный подбор культур (в соответствии с выявленными различиями);

3) сокращение размеров полей с целью создания однородных условий (почвенных, климатических и т.д.) для них в пределах одного поля.

Из расчетов, осуществленных на основе корреляционно-регрессионной модели, следует - рост эффективности использования соответствия товарного предложения уровню и структуре спроса (до максимально возможного уровня) обеспечивает значительный рост объема прибыли. Регрессионная модель:

У = -25,8101 + 6,3004*7,5,

где у - объем прибыли хозяйств выборочной совокупности, 7,5 - максимально возможная эффективность использования соответствия товарного предложения уровню и структуре спроса (баллы).

Расчеты свидетельствуют - объем прибыли составит 21,44 тыс. руб. Полученное значение существенно превышает максимальную фактический объем прибыли 2005 года - 15,38 тыс. руб. (Кузнецкий район) и более чем в 20 раз показатели хозяйств камешкирского района - 1 тыс. руб.

С учетом временного характера зависимости можно сказать, что практическое достижение хозяйствами выборочной совокупности максимально возможной эффективности использования фактора в текущем году принесет значительное, в большинстве из них - многократное, увеличение объема прибыли в году будущем.

УДК 339.31

ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ -ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ ЗАДАЧА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

В. Ю. СИНЯВИН, Ю. В. ДРОЖЖЕВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра менеджмента и экономических теорий

Статья содержит анализ подходов к определению компонентов инвестиционной привлекательности регионов -частных инвестиционных потенциалов и инвестиционных рисков. Характеристика частных инвестиционных потенциалов дается на основе закона Пензенской области «Закон об инвестиционной стратегии Пензенской области» от 25 февраля 2004 года.

Усиление инвестиционной активности - первоочередная задача российской экономики. В тоже время, возможности государственных инвестиций по линии Федерального бюджета, как известно, крайне ограничены. По мнению большинства специалистов, ставка должна быть сделана, прежде всего, на частные инвестиции, как отечественные, так и иностранные.

Оптимизация инвестиционного климата - важнейшее условие притока инвестиционных средств. В настоящее время Российский инвестиционный климат можно охарактеризовать как всё ещё недостаточно благоприятный. Приток прямых иностранных инвес-

тиций составляет не более 1,5 % от ВВП, что в 5-6 раз меньше ежегодного оттока капитала за границу.

Понятие «инвестиционный климат» отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли), по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, отрасль).

Среди общих факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов в экономической литературе выделяют: политические (авторитетность местной власти, стабильность законодательных и общественных структур, распределение власти меж-

ду различными политическими группами и партиями, состояние межнациональных отношений, степень развития законодательной базы, наличие механизмов гарантии и защиты инвестиций, юридические условия инвестирования в те или иные отрасли), социальные (социальные условия проживания населения, уровень социальной напряженности, наличие социальных конфликтов, уровень развития социальной сферы), экономические (структура экономики региона, тенденции в экономическом развитии региона, сложившийся уровень инвестиционной активности, емкость местного рынка, экономическая политика правительства по развитию инвестируемых отраслей, возможность перевода дивидендов за рубеж, уровень инфляции, наличие высокоэффективных объектов инвестирования), экологические (уровень загрязнения окружающей среды, природно-климатические условия в регионе), криминальные (коррумпированность структур власти, уровень преступности в регионе), финансовые (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий, система налогообложения, состояние платежного баланса и прибыльность предприятий региона), ресурсно-сырьевые (обеспеченность региона природными ресурсами), трудовые (наличие трудовых ресурсов и уровень их квалификации, профессионально-образовательный уровень трудовых ресурсов), производственные (особенности отраслевой специализации, наличие и размещение необходимых для производства компонентов: энергии, сырья, оборудования, инфраструктуры и т.д.), инновационные (уровень развития наук, уровень разработки и внедрения достижений НТП в регионе, интеллектуально-образовательный уровень населения) и инфраструктурные факторы (территориально-географическое положение региона, инфраструктурная освоенность, обустроенность и обеспеченность региона, развитие системы телекоммуникаций, наличие инвестиционной инфраструктуры, степень развития инфраструктуры рыночной экономики).

Понятие инвестиционного климата отличается сложностью и комплексностью и может рассматриваться как на макро, так и на микроэкономическом уровне. На макроуровне это понятие включает показатели экономической, социальной и политической среды для инвестиций. Например, для потенциальных иностранных инвесторов в анализе политической ситуации решающую роль играет политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации производств, участие страны в системах международных договоров, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень вмешательства государства в экономику и т. д.

На микроуровне инвестиционный климат проявляет себя через отношения к инвестору и конкретных государственных органов, поставщиков, ресурсов, конкурентов и потребителей.

Если инвестиционный климат в регионе неблагоприятен - возрастает риск инвестирования и регион-

реципиент инвестиций несет более высокие издержки по привлечению капитала, чем таковой с благоприятным климатом. Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для региона, принимающего инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери от недополучения вложений и низкой эффективности «работающих» иностранных финансовых средств. Инвестиционный климат означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования, однако наличие данных условий является необходимым, но отнюдь не достаточным для выбора объекта инвестирования.

история оценок инвестиционной привлекательности, или инвестиционного климата стран мира и отдельных регионов насчитывает несколько десятилетий. Первые такого рода оценки были разработаны и применены экспертами США и Европы в 60-х годах ХХ века.

В основе исследования Гарвардской школы бизнеса - экспертная шкала, включавшая следующие характеристики каждой страны (региона): законодательные условия для иностранных и национальных инвесторов, возможность вывоза капитала, состояние национальной валюты, политическая ситуация в стране, уровень инфляции, возможность использования национального капитала. Этот круг показателей был недостаточно детален и поэтому дальнейшее развитие методического аппарата сравнительной оценки инвестиционной привлекательности стран (регионов) пошло по пути расширения параметров оцениваемых экспертами. Наиболее часто предлагались следующие параметры и показатели: тип экономической системы, макроэкономические показатели (объем ВНП, структура экономики и др.), обеспеченность природными ресурсами, состояние инфраструктуры, условия развития внешней торговли, участие государства в экономике.

Появление достаточно многочисленной категории стран с переходной экономикой (бывшие социалистические страны) и специфическими условиями инвестирования в конце 80-х годов ХХ века потребовало разработки особых методических подходов. Применительно к этим странам разработаны упрощенные методики сравнительной оценки инвестиционной привлекательности, учитывающие не только условия, но и результаты инвестирования, близость страны региона к мировым экономическим центрам, масштабы институциональных преобразований, «демократические традиции», состояние и перспективы проводимых реформ, качество трудовых ресурсов.

Что касается Пензенской области, закон «Об Инвестиционной стратегии Пензенской области» от 25 февраля 2004 года в главе 5 «Инвестиционная привлекательность Пензенской области» в качестве основных параметров оценки инвестиционного климата региона определяет инвестиционный потенциал и инвестиционный риск [1, с. 12].

Закон определяет инвестиционный потенциал как количественную характеристику, учитывающую насыщенность территории региона факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в регион.

Согласно вышеуказанному закону инвестиционный потенциал региона складывается из следующих частных потенциалов [1, с. 12]:

• трудового (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);

• потребительского (совокупная покупательная способность населения региона);

• производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);

• финансового (объем налоговой базы, прибыльность предприятий региона и доходы населения);

• институционального (степень развития институтов рыночной экономики);

• инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);

• инфраструктурного (экономико-географическое положение (ЭГП) региона и его инфраструктурная обеспеченность);

• ресурсно-сырьевого (средневзвешенная обеспеченность запасами основных видов природных ресурсов).

Инвестиционный риск (согласно авторам упомянутого Закона) - характеристика качественная, зависящая от политической, социальной, экономической, финансовой, экологической, криминальной ситуации и законодательной среды. Его величина показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них.

Закон Пензенской области «Об Инвестиционной стратегии Пензенской области» от 25 февраля 2004 года предлагает рассчитывать совокупный инвестиционный риск исходя из следующих видов риска [1, с. 13]:

• законодательный (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства);

• политический (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитетность местной власти);

• экономический (тенденции в экономическом развитии региона);

• финансовый (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);

• социальный (уровень социальной напряженности);

• криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений);

• экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное).

Рассмотрим подробнее показатели, характеризующие упомянутые частные инвестиционные потенциалы.

Потребительский потенциал региона определяется совокупной покупательной способностью его населения. Она, в свою очередь, зависит от уровня средней заработной платы, средней величины пенсий и величины среднедушевых доходов населения. Рост благосостояния жителей региона, таким образом, - основа повышения его потребительского потенциала.

Один из важнейших показателей инвестиционного потенциала региона - производственный потенциал, характеризующийся объёмом продукции, который возможно произвести при полном использовании имеющихся ресурсов, имеющимися и потенциальными возможностями (мощностями) производства, наличием соответствующих факторов.

Инвестор, исследующий производственный потенциал региона должен, прежде всего, подвергнуть анализу структуру его народного хозяйства.

Структура народного хозяйства - комплекс производств региона, возникший на основе сочетания общественного разделения труда, природных ресурсов, исторических традиций и социально-культурной специфики. Структура народного хозяйства определяется понятиями: сектор, отрасль, сфера народного хозяйства. В зависимости от сложившихся отношений собственности в народном хозяйстве выделяются такие сектора, как частный, государственный и кооперативный.

Отрасль - основное структурное подразделение народного хозяйства, которое представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые социально-экономические функции независимо от территориального расположения и ведомственного подчинения.

группа однородных отраслей народного хозяйства образует сферу народного хозяйства. Так, в соответствии со спецификой производства, выделяют производственную и непроизводственную сферы. К производственной сфере народного хозяйства относятся отрасли, производящие материальный продукт, к непроизводственной - непроизводственные услуги. Производственные отрасли в зависимости от использования материального продукта и специфики его создания делятся на промышленность, сельское хозяйство и строительство.

Отрасли промышленности, в свою очередь, также имеют собственную структуру. Выделяют отрасли тяжелой промышленности (электроэнергетика, топливная промышленность, металлургия, химическая и нефтехимическая деревообрабатывающая промышленность и т.д.); отрасли легкой промышленности (текстильная, швейная, обувная, меховая промышленность) и отрасли пищевой промышленности.

Характеризуя промышленное производство района, необходимо также рассмотреть наличие на его территории промышленных центров и промышленных узлов. Промышленный центр - группа производств, компактно размещенных на территории, в большинстве несвязанных технологическим процессом. Промышленный узел - группа производств, компактно размещенных на территории, связанных технологическим процессом.

Сельское хозяйство - совокупность трех основных отраслей: растениеводства, животноводства, рыбоводства, а также отраслей по обслуживанию сельскохозяйственного производства (ирригационные и мелиоративные системы, ветеринарное обслуживание) и управления ими.

Основа народнохозяйственного комплекса большинства аграрных районов РФ (в том числе Пензенской области) - агропромышленный комплекс (АПК) -совокупность отраслей по производству, хранению, транспортировке и переработке сельскохозяйственной продукции, а также по производству сельхозтехники, химических удобрений и химических средств борьбы с сельскохозяйственными вредителями.

Рассматривая финансовый потенциал региона, необходимо отметить - он характеризуется объемом налоговой базы, прибыльностью существующих предприятий, уровнем доходов населения. Вышеперечисленные показатели в значительной степени определяются уровнем развития производственного потенциала. Так, доходы населения, как известно, зависят от эффективности промышленных, сельскохозяйственных, строительных предприятий региона. Прибыльность последних определяет налогооблагаемую базу, служит источником пополнения доходных статей местного бюджета.

Среди важнейших институтов рыночной экономики, определяющих институциональный потенциал региона - частные, государственные и межгосударственные кредитные учреждения и небанковские фонды, страховые организации, биржи, законодательные органы, регламентирующие деятельность субъектов рыночного хозяйствования, а так же органы, осуществляющие надзор за исполнением принятых законов.

Существенную роль в функционировании рыночной экономике играют банки - финансовые посредники, обеспечивающие денежными ресурсами частный и государственный бизнес, весь комплекс внешнеэкономических региональных связей. Небанковские фонды выступают посредниками в кредитовании торговли, организаторами движения капитала между отраслями народного хозяйства региона, территориально-экономическими образованиями в целом.

Формирование сильных рыночных институтов начинаются с законов, определяющих характер взаимоотношений "государство - гражданин", "государство -налогоплательщик", "государство - собственник".

Защита прав собственности, введение строгой финансовой дисциплины, чёткие и прозрачные про-

цедуры, регламентирующие санацию и банкротство, функционирование естественных монополий и стимулирование конкуренции, создание современного либерального хозяйственного законодательства - ключевые элементы экономического законодательства.

Важнейший показатель инновационного потенциала - уровень развития науки - зависит (как отмечено выше) от наличия в регионе научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, лабораторий и т.д. В то же время инновационный потенциал формируется внедрением в практическую деятельность работающих в регионе предприятий, передовых разработок, созданных в других территориально-экономических образованиях.

нередко инновационный потенциал определяется как совокупность различных ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Инновационная деятельность при этом, характеризуется как деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Её результат - новые товары и услуги. Практическая реализация инновационной деятельности осуществляется посредством инновационной инфраструктуры: инновационно-технологических центров, технологических инкубаторов, технопарков, учебно-деловых центров и т.д.

Важнейший частный инвестиционный потенциал региона - инфраструктурный потенциал (определяется экономико-географическим положением (ЭГП) региона и его инфраструктурной обеспеченностью).

Профессор и. и. курицын определяет экономико-географическое положение (ЭгП) страны, района, города, предприятия как «положение относительно других стран, регионов, промышленных и торговых центров, рынков, транспортных магистралей». Он также указывает, что наряду с ЭгП большое значение имеет политико-географическое положение - положение на административной карте [2, с. 3].

ЭгП - один из важнейших факторов, определяющих инвестиционную привлекательность территории и способных повысить, либо, напротив, существенно снизить экономическую эффективность функционирующих в ее пределах производств.

Повышение инвестиционной привлекательности регионов возможно на основе оптимизации отдельных частных потенциалов. Оно должно стать задачей номер один для региональных экономических и политических элит.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Пензенской области «Об Инвестиционной стратегии Пензенской области» от 25 февраля 2004 года. г. Пенза, 1 марта 2004 года, № 579 - ЗПО.

2. Курицын И. И. Экономико-географическое положение как фактор пространственной дифференциации производства. Пенза: Изд-во ПГПУ им. В. Г. Белинского, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.