Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У УЧАЩИХСЯ - ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ'

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У УЧАЩИХСЯ - ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"НЕКНИЖНОЕ" СМИ / МЕТОД / ПРИЕМ / ВУД (ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) / МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ / ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД / РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагиева Н.Ф.

В мире в последние десять лет стали с пренебрежением относиться к чтению, предпочитая смартфоны, гаджеты, планшеты, компьютеры и т.д. Конечно, нельзя не согласиться с тем, что современные технологии получения знаний облегчают нашу жизнь, делают доступной для нас любую информацию. Но, только книга может дать человеку истинное эстетическое наслаждение, воспитать в нем лучшие нравственные качества. Как сделать так, чтоб было интересно читать ребенку, подростку? В этой статье речь пойдет о том, как мотивировать его. Как повысить интерес к чтению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE INTEREST IN READING IN STUDENTS - THE MOST IMPORTANT CHALLENGE FOR PARENTS AND TEACHERS

Over the past ten years, the world has begun to disdain reading, preferring smartphones, gadgets, tablets, computers, etc. Of course, one cannot but agree that modern technologies for obtaining knowledge make our life easier, make any information available to us. But, only a book can give a person true aesthetic pleasure, bring up the best moral qualities in him. How to make it interesting for a child or teenager to read? This article will discuss how to motivate him. How to increase your interest in reading.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У УЧАЩИХСЯ - ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ»

Шагиева Н. Ф.

Чирчикский государственный педагогический институт

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У УЧАЩИХСЯ -ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация: В мире в последние десять лет стали с пренебрежением относиться к чтению, предпочитая смартфоны, гаджеты, планшеты, компьютеры и т.д. Конечно, нельзя не согласиться с тем, что современные технологии получения знаний облегчают нашу жизнь, делают доступной для нас любую информацию. Но, только книга может дать человеку истинное эстетическое наслаждение, воспитать в нем лучшие нравственные качества.

Как сделать так, чтоб было интересно читать ребенку, подростку? В этой статье речь пойдет о том, как мотивировать его. Как повысить интерес к чтению.

Ключевые слова: "некнижное " СМИ, метод, прием, ВУД(виды учебной деятельности), метод творческого чтения, эвристический метод, исследовательский метод, репродуктивный метод.

Shagiyeva N.F.

Chirchik State Pedagogical Institute

INCREASING THE INTEREST IN READING IN STUDENTS -

THE MOST IMPORTANT CHALLENGE FOR PARENTS AND

TEACHERS

Abstract: Over the past ten years, the world has begun to disdain reading, preferring smartphones, gadgets, tablets, computers, etc. Of course, one cannot but agree that modern technologies for obtaining knowledge make our life easier, make any information available to us. But, only a book can give a person true aesthetic pleasure, bring up the best moral qualities in him.

How to make it interesting for a child or teenager to read? This article will discuss how to motivate him. How to increase your interest in reading.

Key words: "non-book" media, method, technique, VUD (types of educational activities), creative reading method, heuristic method, research method, reproductive method.

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей. C появлением телевидения и компьютера поток информации обрушился на человека с небывалой силой. Наши дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать. И в этом вина прежде всего родителей, которые не понимают важности чтения книг и сами не читают.

Книжный опыт у детей ограничивается "Азбукой" и хрестоматиями по литературе. А, впоследствии, школьники осваивают произведения классиков в сокращенном виде.

В связи с этим перед нами филологами встает проблема: каким образом обогатить внутренний мир подростка с помощью книг, ведь обществу нужна духовно - нравственная личность. Нужен не просто гражданин, нужна Личность. И в этом немаловажную роль играет прежде всего Книга. Основным фактором отношения ребенка к книге является наличие или отсутствие интереса к чтению. И поэтому главной задачей словесников является воспитание интереса к чтению, стремление читать, слушать и понимать художественный текст.

Появление интереса к книге приходит в детстве. И в этом важная роль принадлежит родителям. Частое чтение детям младшего возраста книг и умелое сочетание их содержания с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности. И, если в семье чтению не уделяется должного внимания, то у ребенка в сознании закладывается негативное отношение к книге. Но, к сожалению, практика показывает, что семья не справляется с данной задачей. И эта ситуация обуславливает актуальность выбранной темы.

Как же сформировать и сохранить интерес к книге и чтению у детей младших классов среднего и старшего звена? Формирование интереса к книге и чтению будет эффективным, если будут осуществляться следующие педагогические условия:

- Установление последовательности формирования у детей интереса к книге;

- Формирование интереса к книге будет проходить совместно с родителями детей, с учетом преемственности начальной и средней школы;

- Работа по повышению интереса к чтению будет строиться на основе психологических особенностей подростков и отличаться разнообразием форм и методов.

Как же формируется интерес к чтению у детей подросткового периода? К году книга становится любимой игрушкой. К трем годам у многих детей в лексиконе появляются слова " книжка", "читать". К пяти годам ребенок сам способен пересказать короткий текст и даже оценить героев по их поступкам. В начальной школе читают все. Но что же происходит потом?

Увы, сегодня на процесс социализации все большее влияние оказывает "некнижные" средства массовой информации. Количество каналов получения информации продолжает расти, при этом наряду с традиционными - книгой и периодикой, все большее место в жизни подростка занимает " электронные " СМИ. Развивается культура, которую называют "электронной". Многообразно влияние этой культуры на подростков:

- в первую очередь падает статус чтения;

- меняется восприятие печатного текста и ребенку становится сложно сосредоточиться на странице;

- усиливается интерес к темам и жанрам, которые представлены на экране ( детективам, триллерам, ужастикам, комиксам).

Возрастающие учебные нагрузки приводят к тому, что в чтении преобладает " программная" литература .И, в следствии всего этого, из массового чтения подростков уходит классическая зарубежная и отечественная литература. Всевозможную информацию и полезную, и вредную школьники скачивают из Интернета, и с каждым днем число обращающихся к нему растет. И в то же время, несомненно, чтение остается одной из самых эффективных методов, приучающих школьников к умственной деятельности. Следовательно, надо находить новые методы и приемы для привлечения детей к чтению, чтобы новые поколения школьников не теряли тех возможностей, которые приобретаются только в результате чтения. Но как это сделать? И кому здесь принадлежит решающая роль - семье или школе? Подростки обычно читают книги, которые читали их родители. Дети, вырастающие в семьях, где родители не читали, реже берут книгу в руки. Учителя литературы заражают своих учеников охотой читать и даже если после школы те реже обращаются к чтению, навыки школьного чтения оставляют свой след в их дальнейшей жизни.

Перед учителем - словесником встает проблема - показать красоту художественных произведений. Рассмотрим несколько методов для решения этой проблем:

Метод творческого чтения

- вызывает работу воображения, эмоциональную взволнованность. Надо учить учеников слушать и слышать художественное слово, ценить его, наслаждаться им и стремиться самому говорить и писать выразительно. Для метода творческого чтения нужны следующие приемы:

- а) выразительное чтение учителя,

- б) чтение мастеров художественного слова,

- в) обучение детей выразительному чтению,

- г) чтение учителя художественного чтения с комментариями,

- д) беседа о прочитанных книгах,

- е) постановка проблемы (художественной, общественно -политической, нравственной), вытекающей из прочитанного и углубляющее художественное восприятие школьников,

- ж) творческие задания по тексту произведения.

Виды учебной деятельности учащихся: чтение произведений дома и в классе; выразительное чтение текста; заучивание наизусть; активное слушание художественного чтения; составление плана, заголовки которого стимулируют образное восприятие эпизодов; подробные пересказы; составление сценариев; иллюстрирование прочитанного произведения рисунками; написание отзывов о прочитанной книге; написание сочинения по впечатлениям о прочитанной книге.

Эвристический метод или частично поисковый.

Здесь важен подбор материала из художественного текста, из критической статьи, учебника и других пособий для ответа на заданный вопрос; пересказ с элементами анализа текста; анализ эпизода, сцены, всего произведения, если оно небольшое; анализ образа героя; сравнительный анализ героев, эпизодов, пейзажей; составление плана к развернутому пересказу, докладу; выступление на диспуте.

Исследовательский метод.

Его цель - раскрыть аспекты изучаемого предмета, не освещавшие раннее умения на уроках, развитие умения самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса. Это достигается путем постановки проблемных вопросов, исследовательских заданий.

Приемы проявления исследовательского метода: выдвижение учителем проблемы для всего класса; подготовка докладов и выступлений в качестве оппонента; самостоятельный анализ, не изученного произведения по программе; выполнение заданий творческого характера по эстетическим, литературоведческим и нравственным проблемам. Учитель выступает также в роли консультанта, стимулирует поиск и обеспечивает правильное направление их работы. Виды учебной деятельности учащихся при исследовательском методе: самостоятельный анализ части изучаемого произведения; анализ целого, не изучаемого в школе произведения; сопоставление двух или нескольких произведений; сопоставление литературного произведения с его экранизацией; самостоятельная оценка спектакля; оценка просмотренной кинокартины, выставки живописи и т.д.; краеведческие изыскания и другие аналогичные работы. Результаты могут быть оформлены в виде докладов, которые могут быть прослушаны не только в своем классе, но и в других классах; написание статьи в журналы или школьную литературную газету.

Репродуктивный метод.

Этот метод приемлем больше для слабых классов. Сущность его заключается в том, что учащиеся получают знания в готовом виде - в слове или лекции учителя, в учебном пособии, научно - популярных книгах, критических статьях. Приемами репродуктивного метода являются: рассказ учителя о жизни и творчестве писателя; обзорная лекция с демонстрацией учебных пособий, использование технических средств; задания по учебнику.

Виды деятельности учащихся при репродуктивном методе: запись плана или конспекта лекции учителя, составление плана, конспекта или тезисов прочитанных статей учебника, критических статей учебника, подготовка устных ответов по материалу лекции учителя, учебника; подготовка докладов, сочинений обобщающего характера с использованием имеющегося материала по данной теме или проблеме.

Из всех рассмотренных методов наиболее полезен исследовательский метод, поскольку именно этот метод рассчитан не только на максимальное

включение в работу над произведением ученика, но он дает навыки самостоятельного анализа произведения, что отразится не только на школьном изучении произведения, но и на развитии читательского восприятия вообще Исследовательский метод ведет к овладению методами научного познания, к самостоятельному и творческому их применению. А ведь интерес к изучению художественных произведений у подростков зависит от того, насколько урок литературы соответствует их возрастным психологическим и умственным потребностям и возможностям.

Одна из психологических потребностей ученика - спорить. "Многие учителя понимают, что стремление спорить есть не только свойство психики подростка, но и атрибут продуктивного мышления познания." Проблемность - неотъемлемая черта познания. <...> Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречий. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленный на их " снятие" [2] Это снятие противоречий, спор на уроке рождают ту познавательную эмоцию, то увлечение,страстность, энтузиазм, которые необходимы юным читателям. Но хороший учитель, понимая все это, делает объектом спора не себя и свои суждения, а научные истины,те взгляды и положения к которым он сам, и его ученики выступают как одинаково ревностные соискатели истины, равноправные собеседники. Такие отношения равноправных собеседников между учителем и учащимися на уроке являются необходимым условием преподавания литературы в современной школе с ее сравнительно развитыми учениками, с стремлением к развивающемуся обучению. Эти взаимоотношения переадресуют критический пафос

школьников.воспитывают уважение к знанию, силе мысли, умению аргументировать." [3]

Приемы исследовательского метода необходимо включать уже с пятого класса. Именно на этой стадии обучения важно ввести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но и пользоваться ими как инструментом познания.

Очень интересна исследовательская игра. Суть игры заключается в выдвижении проблемы для всего класса. Например, изучение "Кладовая солнца" М,М,Пришвина начинается с проблемного вопроса: почему " Кладовая солнца" называется сказкой - былью? Работа над произведением идет по следующему плану:

1.Работа над понятием " исследование". В чем преимущества такого метода при работе с произведением? Учитель предлагает ученикам проблемный вопрос.

2.Учитель поясняет в чем сложность отыскания ответа на этот вопрос (примитивное решение вопроса: отыскать черты сказки и были в тексте. ) Работа над понятием "сказка" и "быль". Можно ли выделить в тексте "сказочные" и "неправдоподобные " образы?

З.Обращение внимания на детали - имена и названия людей, животных, мест. Например, почему про Настю сказано, что она была "как золотая курочка на высоких ножках "? Как учителя называли между собой Митрашу? Почему, как вы думаете, его называли " мужичок в мешочке "?

Подобные вопросы задаются про собаку Травку, волка, болото, Слепую

елань.

4. Разговор о родителях детей, какие сведения о них можно обнаружить в тексте.

5. Разговор о лесной природе, которая описывается в произведении. Можно организовать соревнование, кто больше расскажет о природе, описываемой в "Кладовой солнца": какие растения и животные, явления природы упоминаются в произведении.

6. Инсценировка небольших эпизодов, показывающих, дружбу брата и сестры, их ссору, спасение Митраши и т.д. Учащиеся играют не только людей, но и деревья, птиц, животных, выходя таким образом на понятие олицетворение. Инсценирование можно провести во внеурочное время. Задача учителя - организовать обсуждение эпизодов так, чтобы понять причины поведения людей, роль природы в произведении. Важна консультация учителя и самостоятельная работа над эпизодами дома. Игровая деятельность детей увлекает их и развивает их творчески." Важнейший результат игр проявился в самих играх - в увлеченной художественной работе, протекавшей как бы на грани реальности и сказки". [7] Но в работе над эпизодами необходимо не выпускать из вида основную задачу учащихся -наработка материала для ответа на главный вопрос о жанровой принадлежности произведения.

7. Итоговая беседа. После работы над произведением школьники отвечают на вопрос о том, почему " Кладовая солнца" называется сказкой -былью. Школьники приходят к выводу, что сказка и быль у Пришвина связаны неразрывно. Они как бы дополняют друг друга. Быль - это то, что есть, что происходит, а сказка - это мечта людей: о дружбе, о любви, о знании, которое можешь передать людям, о правде. Пришвин написал сказку - быль о том и для того, чтобы мечты сбывались и становились былью.

Прием подготовки докладов и выступлений.

Школьники могут готовить доклады уже в 5-6 классе, если учитель даст им подробную консультацию. Для того, чтобы подготовка не стала механическим конспектированием статей и пособий, учитель должен поставить перед учеником ряд исследовательских задач, заинтересовать темой доклада. Для докладов обычно предлагаются проблемные вопросы. В процессе подготовки докладов школьники учатся работать с каталогами.

Прием выполнения творческих заданий. Прием устного сочинения.

Во время знакомства со сказками, загадками, баснями ученикам можно предложить самим сочинить сказку или загадку, или басню. Во время знакомства с мировой литературой ученики могут пробовать писать хокку, во время изучения поэтов Серебряного века - создавать стихотворения,

составленные по правилам того или иного направления (символизма, акмеизма, футуризма).

Прием устных сочинений служит развитию культуры устной речи школьника, систематизированию знаний, полученных на уроке, выработке личного аргументированного отношения к идее произведения, его героям. Ученикам предлагается определенная тема, содержащая в себе вопрос, на который нельзя ответить однозначно, определенную проблему или ситуацию. К этой теме или проблеме ученики должны быть подведены всем ходом изучения произведения, чтобы у них родилась потребность высказаться. Очень интересны такие виды творчества, как "зеркало", то есть " сочинения по мотивам". Что будет с героями дальше, через много лет," пропущенная сцена ", и даже " АУ", то есть финал при изменении какого- либо граничного условия.

Важно помнить, что один учитель не сможет справиться со столь трудной задачей. Поэтому работу начинаем с детского сада: на родительских собраниях говорим о важности семейного чтения для формирования личности ребенка, его социализации. Эту же работу продолжаем с родителями и коллегами из начальной школы. Продолжаем и после. В школах нужно создавать клубы по чтению, где дети раз или два раза в неделю, собираясь за круглым столом, в теплой дружеской обстановке обсуждают прочитанное, обмениваются мнениями. В этом случае будет очень уместно использовать методику Book Slam - своеобразное книжное соревнование, придуманное доктором филологии Стефани Джентгенс. Презентация каждой книги длится максимум три минуты. Задача ребенка изложить то, что считаешь важным, задача " эксперта" - засечь время по секундомеру. Выступления должны быть краткими, емкими и лаконичными. В работе таких клубов потребуются и элементы инсценировки, и рисунки для читательских дневников, и детали костюмов, маски. Как видите раскрываются разные творческие возможности.

Литературные гостиные, конкурсы чтецов, инсценирование и театрализация, викторины и разного рода литературные конкурсы, выставки книг и многое другое...

И (помните знаменитое: " Кто нам мешает, тот нам поможет ") стоит призвать на помощь компьютер и Интернет.

В заключение, хочется сказать, что наши тревоги, что с развитием информационных технологий " подросток будет меньше отводить времени на чтение,что в век современных технологий книга постепенно может уйти на второй план ", к сожалению, подтвердилась. Сегодня книга для многих современных детей перестала быть источником духовного роста. Чтение детей стало развлечением или источником информации, причем его постепенно заменяет компьютер со своими неограниченными возможностями. Информационное чтение обедняет духовный мир ребенка. Чтение во многом переходит в электронную среду, и этот процесс активно развивается дальше.

Учителям, исходя из выше указанных проблем, надо находить новые формы работы для того, чтобы сохранить в подрастающем поколении живой интерес к книге.

Использованные источники:

1. Sergeyeva, E. S. (2020). ADABIYOT DARSLARIDA INTERFAOL METODLARDAN FOYDALANISH SAMARASI. Science and Education, 1(Special Issue 2).

2. Сергеева, Э. С. (2020). Изучение текста литературного произведения в процессе преподавания иностранного языка. Преподавание языка и литературы, 8(6), 78-80.

3. Сергеева, Э. С. (2019). Художественное пространство как миропонимание в современной литературе. Научный вестник наманганского государственного университета, 3(4), 133-136.

4. Сергеева, Э. С. (2018). Топос как единица художественного пространства произведения. Вестник НУУз 1 (1/3), 470-473.

5. Е.Т. Кененбаев. Невербальные средства коммуникации в социальных сетях интернета Til va adabiyot talimi language and literature l teaching, 2020 №7 стр.100-103

6. Э.С. Сергеева. Изучение текста литературного произведения в процессе преподавания иностранного языка. Преподавание языка и литературы, 78-80, 2020

7. Кененбаев, Е. Т. (2020). Невербальная коммуникация в социальной жизни общества. International scientific review 3(68), 56-59.

8. Кененбаев, Е. Т. (2020). Изменение взаимодействия невербальных и вербальных средств коммуникации в социальной сети интернета. Scientefic-methodological electronic journal "Foreign languages in Uzbekistan" https://journal.fledu.uz № 2 (31). 80-90.

9. Akhmedov, B. A., Eshnazarova, M. Yu., Rustamov, U. R., Xudoyberdiyev, R. F. (2020). Cluster method of using mobile applications in the education process. Экономика и социум, 12(79).

10. Akhmedov, B. A., Kuchkarov, Sh. F., (2020). CLUSTER METHODS OF LEARNING ENGLISH USING INFORMATION TECHNOLOGY. SCIENTIFIC PROGRESS, 1(2), 40-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.