Научная статья на тему 'Повышение инновационной активности стран ЕАЭС на основе кластерного подхода'

Повышение инновационной активности стран ЕАЭС на основе кластерного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная активность / интеграция стран-участников ЕАЭС / кластерный подход / межгосударственный инновационный промышленный кластер / принципы формирования кластера / innovation activity / the integration of the EAEU countries-participants / the cluster approach / international innovation industrial cluster / the cluster principles formation
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мызрова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение инновационной активности стран ЕАЭС на основе кластерного подхода»

Мызрова О.А.

д.э.н., профессор, Саратовский государственный технический университет

Olga_Myzrova@mail. ru

ПОВЫШЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СТРАН ЕАЭС НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

Ключевые слова: инновационная активность, интеграция стран-участников ЕАЭС, кластерный подход, межгосударственный инновационный промышленный кластер, принципы формирования кластера.

Keywords: innovation activity, the integration of the EAEU countries-participants, the cluster approach, international innovation industrial cluster, the cluster principles formation.

Развитие интеграционных процессов между странами-участниками ЕАЭС, построение инновационных систем, одной из характеристик которых является ведущая роль науки и высокотехнологичных отраслей промышленности, возможны при условии развития интеграционных процессов на основе создания новых форм межгосударственной организации бизнеса. Это связано с тем, что все большую актуальность приобретает управление не отдельными инновациями, а процессами, направленными на создание инновационных систем и системного использования нововведений. Следствием этих изменений выступает потребность формирования новых подходов к государственному и межгосударственному регулированию, и управлению инновационной деятельностью, содержанию, согласованности и взаимодействия научно-технической, инновационной, промышленной и инвестиционной политик.

Целями промышленной политики стран ЕАЭС, как определено в статье 92 Договора о Евразийском экономическом союзе, являются:

1. Ускорение и повышение устойчивости промышленного развития.

2. Повышение конкурентоспособности промышленных комплексов государств-членов ЕАЭС.

3. Осуществление эффективного сотрудничества, направленного на повышение инновационной активности.

4. Устранение барьеров в промышленной сфере, в т. ч. на пути движения промышленных товаров государств-членов ЕАЭС1.

На наш взгляд, достижению этих целей в области промышленной политики стран ЕАЭС может способствовать кластерный подход. В этом случае, в условиях интеграции, кластер должен представлять собой группу связанных между собой единством целей и политикой предприятий и организаций, располагающихся на территории этих стран. В группы взаимосвязанных организаций входят поставщики, основные производители, потребители, связанные технологической цепочкой; организации инфраструктуры; научно-исследовательские институты, вузы и другие организации, взаимодополняющие друг друга и усиливающие конкурентные преимущества как отдельных предприятий, кластеров, государств участников, так и ЕАЭС в целом. Кластерный подход должен обеспечить получение положительных синергетических эффектов территориальной агломерации, сетевого эффекта, диффузии знаний за счет миграции персонала и развития бизнеса.

Процесс кластеризации направлен на повышение конкурентоспособности как каждой из стран ЕАЭС, так и союза в целом и является инструментом экономической промышленной политики как основного элемента межгосударственной политики в условиях интеграции. При этом конкурентоспособность ЕАЭС должна рассматриваться не в отношении каждой страны в отдельности, а кластеров как группы взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций, функционирующих в определенной сфере.

Формирование межгосударственных инновационных промышленных кластеров (МИПК) должно быть направлено на решение задач повышения конкурентоспособности стран, отраслей, выступая основой межгосударственной промышленной политики; повышения инновационной активности; улучшения взаимодействия сфер науки, образования, бизнеса, финансов ЕАЭС.

Таким образом, МИПК должен представлять собой устойчивый и постоянно развивающийся элемент инновационной системы в условиях интеграции, позволяющий получить синергетический эффект, и имеющий в своем составе взаимосвязанные предприятия, организации, занимающихся проведением научных исследований, разработкой и их коммерциализацией.

Основными признаками МИПК являются производственно-технологическая и территориально-производственная взаимосвязь входящих в него организаций; развитая инфраструктура, которая обеспечивает трансфер знаний и технологий; наличие гибкости состава и структуры, что характеризуется отсутствием жестких формальных ограничений, препятствующих развитию кластера.

МИПК должен формироваться на основе пяти групп принципов:

1 Договор о Евразийском экономическом союзе. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/

350

1. Принципы частно-государственного партнерства, предполагающие общность и оптимальный учет интересов государств-участников ЕАЭС и всех элементов кластера; а также селективность и экономическую ответственность; законодательное обеспечение формирования и функционирования МИПК.

2. Организационные принципы, включающие коллективное принятие решений в процессе деятельности Евразийской экономической комиссии; гибкость принимаемых решений при формировании и функционировании кластера; устойчивость и непрерывность функционирования кластера; общность интересов потенциальных участников МИПК; концентрацию; развитие механизмов всесторонней интеграции в области инновационной деятельности; создание инфраструктуры эффективного взаимодействия государственных органов, учебных и научных заведений, бизнеса стран ЕАЭС.

3. Принципы системности, которые подразумевают эволюционное саморазвитие МИПК; синергетический эффект, получаемый в результате формирования и дальнейшего непрерывного функционирования кластера.

4. Принципы ресурсного обеспечения, предполагающие наличие возможности привлечения высококвалифицированных кадров, обеспеченности проведения научно-практических исследований, внедрения и продвижения инновационных разработок, информационной обеспеченности, а также обеспеченности финансово-инвестиционными ресурсами.

5. Принципы целеполагания, к которым относятся эффективность деятельности кластера; наличие долгосрочных стратегических целей; комплексное развитие; повышение конкурентоспособности участников кластера.

Межгосударственная политика построения МИПК может проводиться «сверху вниз» (на основе образования первоначально органов мониторинга и координации, определения стратегии и ресурсной поддержки формирования кластера); «снизу-вверх» (на основе построения программ и проектов, в которых заинтересованы потенциальные участники кластера и готовые объединиться для их выполнения); по смешанному сценарию (на основе параллельного использования первых двух вариантов).

МИПК с активным участием стран-участниц ЕАЭС должны формироваться, развиваться в соответствии с межгосударственной промышленной политикой этих стран, которые и осуществляют его финансирование.

По степени развития межфирменных связей на различных этапах формирования и функционирования МИПК можно выделить:

- сильные, которые обладают стабильными конкурентными преимуществами и активными связами между всеми участниками инновационного и производственного процессов. Сильные кластеры имеют сбалансированное развитие основных и связанных с ними производств, специализированного сервиса, инновационную активность;

- устойчивые, характеризующиеся поступательным развитием на основе высокой инновационной активности;

- потенциальные, основанные на интенсивно развивающихся производственных и технологических структурах различных предприятий;

- латентные кластеры, обладающие сильными инновационными объединяющими предприятия центрами и полностью сформированную систему коммуникативных связей.

Основными формами МИПК являются:

- агломерация, основанная на наличии в странах ЕАЭС предприятий, объединенных профилем деятельности или технологической цепочкой;

- возникающий кластер, являющийся следующей стадией после агломерации, и основанный на кооперации предприятий и организаций вокруг основной деятельности;

- развивающийся кластер, характеризующийся появлением новых участников, связей, различных видов сотрудничества;

- зрелый кластер, имеющий взаимосвязи с другими кластерами, направлениями деятельности, странами, а также создающий новые фирмы, совместные предприятия;

- трансформирующийся кластер, претерпевающий изменения в результате влияния рынков и технологий.

Однако в таком виде перечисленные формы МИПК, на наш взгляд, не могут существовать достаточно долгое

время, т.к. в процессе своего развития кластеры не только формируются и расширяются, но могут также сокращаться и распадаться. Таким образом, МИПК являются динамичными во времени и гибкими в отношении изменяющихся условий, что является, на наш взгляд, одним из преимуществ перед другими формами инновационного развития промышленности в условиях интеграции стран ЕАЭС.

В процессе становления МИПК может проходить стадии мотивации потенциальных участников, разработки общей инновационной и кластерной стратегии, разработки пилотного проекта, разработки стратегического проекта, инновационного проектирования.

На стадии формирования МИПК мотивацию участников должна определять межгосударственная промышленная политика через определение принципов и объемов финансирования, формирование специального законодательства, методов оценки и формулирование «межгосударственной кластерной политики в условиях интеграции», включающей ликвидацию барьеров для его развития. Межгосударственная кластерная политика может решать проблемы развития промышленности, стран и экономики ЕАЭС в целом.

Формирование МИПК, на наш взгляд, может строиться на следующих принципах:

1. Государственно-частное партнерство, под которым понимается общность интересов, экономическая ответственность, селективность, законодательная обеспеченность государств ЕАЭС и всех участников кластера.

2. Системность, под которой понимается комплексное эволюционное развитие, непрерывность функционирования, взаимодействие, а также синергетический эффект, получаемый в результате формирования и функционирования МИПК.

3. Целеполагание, под которым понимается эффективная деятельность, наличие стратегических целей повышения инновационной активности участников кластера, его конкурентоспособности.

4. Организационные принципы, которые предполагают непрерывность и гибкость при формировании кластера на основе коллективного принятия решений, наличие взаимосвязанных областей деятельности, общего рынка, регулярных контактов; взаимосвязей и взаимозависимостей, механизма интеграции в инновационной деятельности, инфраструктуры, эффективного взаимодействия государственных органов, бизнеса, учебных и научных учреждений.

5. Принцип устойчивости, обеспечивающий необходимый уровень организационно-экономической стабильности.

6. Ресурсная обеспеченность, предполагающая привлечение высококвалифицированных кадров, возможность внедрения, продвижения инноваций, наличие информационной и финансово-инвестиционной обеспеченности.

Процесс формирования МИПК может проходить три этапа. Первый - это подготовительный этап, на котором выявляются возможности формирования кластера, для чего проводится оценка потенциала кластеризации, определяются объемы и виды необходимых ресурсов, организационные и экономические возможности, выявляются и обосновываются преимущества использования кластерной формы повышения инновационной активности в промышленности в условиях интеграции стран ЕАЭС; Второй - организационный этап, на котором разрабатывается программа, определяются участники, порядок и сроки формирования МИПК, проводится технико-экономическое обоснование целесообразности его создания, объемы и источники финансирования и инвестирования, прогнозируются результаты, определяется мера участия и ответственности каждого государства и частного сектора, разрабатываются проекты нормативно-правовых документов, необходимых для успешной деятельности МИПК. Третий - заключительный этап, на котором создаются органы управления формирования МИПК, одним из которых, на наш взгляд, может быть Межгосударственный Совет МИПК, в который войдут представители стран ЕАЭС, руководители предприятий-участников кластера, представители организаций, осуществляющих научные исследования, опытно-конструкторские работы, осуществляющих подготовку специалистов. Четвертый - итоговый этап, предполагающий заключение межправительственных соглашений и утверждение плана формирования, функционирования и развития МИПК.

Таким образом, межгосударственная политика, направленная на повышение инновационной активности, основанная на кластерном подходе будет способствовать повышению конкурентоспособности всех участников как внутри, так и ЕАЭС в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.