Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ИММУНИТЕТА МОЛОДЁЖИ НА ОСНОВЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

ПОВЫШЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ИММУНИТЕТА МОЛОДЁЖИ НА ОСНОВЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодѐжь / национальные и религиозные ценности / идеологический иммунитет / идеологическая компетентность / воспитание / развитие / личность / мировоззрение / жизненная позиция.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наргиза Яхѐевна Каримова

Статья посвящена повышению эффективности формирования идеологического иммунитета у молодежи посредством национальных и религиозных ценностей. Отмечена важность национальных и религиозных ценностей в формировании идеологического иммунитета и идеологической компетентности у подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ИММУНИТЕТА МОЛОДЁЖИ НА ОСНОВЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

„ , , , . , , . .. , . O'zbekiston - 2030 strategiyasi:

Toshkent davlat iqtisodiyot universiteti . . ,. . , , , . . , . , -

inson salohiyatini ro yobga chiqarish imkoniyatlari

m ■■ .С..Л- v fP • Uzbekistan - 2030 Strategy:

Tashkent State University of Economics

Opportunities to Realize Human Potential

ПОВЫШЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ИММУНИТЕТА МОЛОДЁЖИ НА ОСНОВЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ

ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Наргиза Яхёевна Каримова

докторант Андижанского государственного университета

Статья посвящена повышению эффективности формирования идеологического иммунитета у молодежи посредством национальных и религиозных ценностей. Отмечена важность национальных и религиозных ценностей в формировании идеологического иммунитета и идеологической компетентности у подрастающего поколения.

Ключевые слова: молодёжь, национальные и религиозные ценности, идеологический иммунитет, идеологическая компетентность, воспитание, развитие, личность, мировоззрение, жизненная позиция.

GLOBALLASHUV JARAYONIDA UMUMINSONIY QADRIYATLAR ASOSIDA YOSHLARNING MAFKURAVIY IMMUNITETINI OSHIRISH

ANNOTATSIYA

Maqola milliy va diniy qadriyatlar orqali yoshlarda mafkuraviy immunitetni shakllantirish samaradorligini oshirishga bag'ishlangan. Yosh avlodda mafkuraviy immunitet va mafkuraviy kompetentsiyani shakllantirishda milliy va diniy qadriyatlarning ahamiyati qayd etildi.

Kalit so'zlar: yoshlar, milliy va diniy qadriyatlar, mafkuraviy immunitet, mafkuraviy kompetentsiya, ta'lim, rivojlanish, shaxsiyat, dunyoqarash, hayotiy pozitsiya..

INCREASING THE IDEOLOGICAL IMMUNITY OF YOUTH BASED ON

UNIVERSAL VALUES IN THE PROCESS OF GLOBALIZATION

ABSTRACT

The article is devoted to improving the effectiveness of the formation of ideological immunity among young people through national and religious values. The importance of national and religious values in the formation of ideological immunity and ideological competence among the younger generation is noted.

631

17-aprel, 2024

Tashkent State University of Economics

Keywords: youth, national and religious values, ideological immunity, ideological competence, upbringing, development, personality, worldview, life position.

Введение. Осуществляемые в настоящее время в суверенном Узбекистане реформы направлены исключительно на защиту интересов человека. Как подчеркивает наш Президент Шавкат Мирзиёев, все мы гордимся тем, что наша молодежь по праву становится решающей силой сегодняшнего и завтрашнего дня, способной взять на себя ответственность за будущее Родины. Мы должны довести до логического завершения проводимую в этом направлении широкомасштабную работу, в частности, принятые общенациональные программы в сфере образования и воспитания.

Достижение наших благородных целей, окончательное освобождение от старых идеологических догм, недопущение идейного вакуума, защита от посягательств чуждых идей, воспитание всесторонне развитых личностей — все это требует формирования новой идеологии, соответствующей интересам нашего общества.

Слова главы государства "Мы считаем своей первостепенной задачей совершенствование всех звеньев системы образования и воспитания на основе современных требований... В реализации этих задач мы будем опираться на наши многовековые традиции, богатое духовное наследие предков" доказывают необходимость приложения исторического прошлого, его ценностей. Поэтому воспитание молодежи в духе преданности национальным традициям, уважения общечеловеческих ценностей является приоритетным направлением государственной политики. Ни в одной стране нельзя подняться на высокий уровень развития, не пробудив национальный дух у народа, не развив местные и мировые ценности, не воспитывая в этой атмосфере.

Основная часть. Под национальными ценностями чаще всего понимается имеющий важное значение не только для прошлого, но и оказывающий положительное влияние на настоящее и будущее, заложенный в сознании людей комплекс социально значимого материального, духовного, природного, религиозного, морального, педагогического и другого достояния. Сюда также входят значимые для развития и независимости человеческого общества социальные, духовные явления.

В современной социальной педагогике понятие ценности имеет разные трактовки, но чаще всего в смысле "духовность", "идеал", "нравственность". Не

632

17-aprel, 2024

Tashkent State University of Economics

Uzbekistan - 2030 Strategy:

зря говорят, что национальные ценности - богатство общества, средство, связующее прошлое с сегодняшним днем и будущим, могучая сила, воспитывающая человека духовно зрелым, совершенным. Ценности бывают материальные и духовные. Они проявляются в виде воспитания, обычаев и обрядов. Есть у нас и такие, проявляющиеся в отношениях важные ценности, основанные на доброте, честности, чистоте, сочувствии, сотрудничестве, преданности.

В любой стране человек считается высшей ценностью. В Узбекистане он возвеличивается, ставится превыше всего, все должно служить интересам человека. Формировавшиеся на протяжении сотен лет национальные традиции в настоящее время вместе с культурно-духовными ценностями ускоряют развитие, содействуют обеспечению идейного и духовного очищения. Все виды ценностей считаются средством, служащим благополучной и свободной жизни подрастающего поколения, достижению духовно-морального удовлетворения. Поэтому важным требованием сегодняшнего дня является формирование в сознании молодежи национальных и религиозных ценностей.

В современном Узбекистане нравственное и духовное воспитание молодого поколения является одним из приоритетных задач, так как духовно зрелая молодежь с новым мировоззрением, оказывает заметное влияние на развитие общества. В повышении идеологического иммунитета молодёжи в процессе глобализации, национально - религиозные ценности и важная их составная часть - нравственность служат интегративным фактором в претворении в жизнь больших созидательных работ, укрепляет их веру в будущее, направляет их к прогрессу. Достижение нами поставленных задач построения демократического государства и сильного гражданского общества, эффективность реформ зависят от того, какими интеллектуальными силами мы владеем, степени духовного богатства и идеологической компетентности нашей молодежи. Поэтому воспитание всесторонне эрудированного, духовно богатого, гармонично развитого поколения являлось и является одним из важнейших направлений нашего государства.

Очевидно, что мир и согласие в многонациональном и поликультурном обществе могут быть достигнуты и сохранены, прежде всего, путем формирования идеологического иммунитета в педагогическом процессе воспитания молодёжи, а так же с помощью налаживания взаимоотношений между подрастающим поколением на основе этнических, нравственных, религиозных и других норм. Ввиду этого перед лицом глобальных угроз

17-aprel, 2024

633

Tashkent State University of Economics

Uzbekistan - 2030 Strategy:

человечество ищет новые стратегии в социализации молодёжи и воспитании его в духе толерантности, уважения, с высокими моральными принципами. И поэтому на первый план выдвигается потребность сохранения позитивных народных традиций, развития культуры толерантных отношений, возрождения духовных, культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании. Следовательно по этой причине становится очевидным, что проблему идеологического иммунитета молодежи сегодня можно решить путем формирования мировоззрения и знаний на основе сочетания национальных и религиозных ценностей.

В нашей стране осуществляется последовательная работа по воспитанию молодежи в духе патриотизма, уважения национальных традиций и ценностей, формированию духовно и физически здорового, гармонично развитого молодого поколения, защите его прав и интересов. Реформы, направленные на создание условий для обретения молодежью достойного места в жизни, оказание ей всесторонней поддержки, профессиональную ориентацию и обеспечение занятости, стимулирование инициатив молодежи, дают свои высокие результаты. Мы должны создать все условия для развития здорового мировоззрения молодежи, сказал глава нашего государства. И тогда, как отмечал наш первый Президент, наши дети будут умнее, сильнее, мудрее и, конечно же, счастливее нас. В нашей стране уделяется особое внимание воспитанию гармонично развитого молодого поколения, естественно которое воспроизводиться на основе гармонизации национальных и религиозных ценностей.

Невозможно обойти стороной и роль СМИ в формировании идеологического иммунитета общества. Действительно, СМИ играют важную роль в доведении до широких масс оперативной информации об изменениях в жизни страны и мире, тем самым они служат формированию и утверждению в сознании граждан, особенно молодежи, идеи национальной независимости. Сегодня население ждет от СМИ наряду с освещением событий еще и критической оценки, компетентного анализа недостатков, мешающих более успешному продвижению страны по пути реформ и обновления.

Выводы. В заключении хотелось отметить следующее, что наиболее актуальным, на наш взгляд, считается обращение внимания на такие вопросы, как совершенствование внутреннего облика личности учащихся, как представителей современной молодежи. И конечно же при достижении гармонии национальных и религиозных ценностей в развитии мировоззрения

17-aprel, 2024

634

Tashkent State University of Economics

Uzbekistan - 2030 Strategy:

подрастающего поколения, мы можем сформировать его содержательный аспект, который включает представление о человеке, как о высшей ценности, индивидуальности, обладающей естественными правами и свободами, моральной автономией, социальной суверенностью; потребность человека в свободном самовыражении в современном обществе; усвоение норм гуманистической морали и их конкретного содержания (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и т.д.); культивирование гуманности как значимого личностного качества; свободное самовыражение как способ выражения своего «Я»; гуманное отношение между людьми, не ограничивающее свободу и достоинство человека.

Гармонизация национальных и религиозных ценностей в образовательном процессе по своей функции является фактором, определяющим содержание воспитания и стиль формирования идеологического иммунитета у подрастающего поколения. Отсюда следует, что воспитание молодежи в духе верности Родине, обеспечение ее занятости, обучение информационным технологиям, иностранным языкам, современным профессиям, привлечение к занятиям спортом, работа с молодежью за рубежом, укрепление национальных и семейных ценностей является важным условием построения Нового Узбекистана.

REFERENCES

1. Закон «Об образовании» Республики Узбекистан от 23.09.2020 г. № ЗРУ-637 г.

2. Кадырова З.Р., Каримов Б.Р., Шарипов А.Д., Алиева В.Р. Проблемы формирования идеологического иммунитета молодёжи в процессе развития у неё современного мировоззрения и национальной идентичности. Т., 2012. 202c

3. Кдххорова м. Мафкуравий мухдт ва ахлок. - Т.: Фан, 2009. -98 б

4. Куронов М. Мафкуравий вазиятларни моделлаштириш - гоявий тарбия воситаси. Т.: 2000. №3. -22-23 б.

5. Куронбоев К. Талабаларнинг маънавий-ижтимоий фаолликларини ривожлантиришнинг педагогик асослари. дисс. - Т.: 2000. -155 б

6. Кадырова З.Р., Шарипов А.Д. К анализу формирования идеологического иммунитета молодёжи // Файзуллаев О, 2013. 276 с.

7. Дилова H.F. (2018). Буюк аждодларимизнинг таълимотларида мужассамлашган укитувчи билан укувчилар хдмкорлигининг педагогик хусусиятлари. Замонавий таълим. №3, 63-68 б.

17-aprel, 2024

635

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.