Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7- ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ФИТНЕСА'

ПОВЫШЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7- ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ФИТНЕСА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ / ДЕТСКИЙ ФИТНЕС / ДЕВОЧКИ 6-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сударь Виктория Валерьевна, Калмыкова Анастасия Владимировна

В настоящее время в ряду демографических, культурных, социально-экономических, гигиенических факторов, которые в большей степени влияют на психофизическое здоровье и развитие детей, по степени воздействия важнейшее место занимает именно физическое воспитание в образовательных организациях. Как отмечают многие ученые именно организованная двигательная активность в процессе сложного взаимодействия ребенка-дошкольника с окружающей средой (биологической, и социальной) играет огромную роль, соединяя вегетативные и психические функции в его организме. В связи с этим актуальность и значимость нашего исследования связана с выбором оптимальных средств улучшения психофизического состояния детей 6-7 лет посредством использования современных фитнес-технологий, способствующих формированию психофизической готовности детей к условиям обучения в начальной общеобразовательной школе. В работе доказана эффективность положительного воздействия систематических фитнес-занятий на показатели физической и психологической готовности девочек 6-7-летнего возраста к обучению в школе, а именно улучшения уровня и гармоничности физического развития, физической подготовленности, уменьшения тревожности, повышения концентрации, устойчивости и переключаемости внимания у де-тей-участников эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сударь Виктория Валерьевна, Калмыкова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE READINESS OF 6-7-YEAR-OLD CHILDREN TO STUDY AT SCHOOL BY MEANS OF FITNESS

Currently, among the demographic, cultural, socio-economic, hygienic factors that have greater impact on the psychophysical health and development of children, physical education in educational organizations occupies an important place in terms of the degree of impact. As many scientists note, it is organized motor activity in the process of complex interaction of the preschool child with the environment (biological and social) that plays a huge role, combining vegetative and mental functions in the body. In this regard, the relevance and significance of our research is related to the choice of optimal means of improving the psychophysical state of children 6-7 years old through the use of modern fitness technologies that contribute to the formation of psychophysical readiness of children for the conditions of education in primary school. The article proves the effectiveness of the positive impact of systematic fitness classes on the indicators of physical and psychological readiness of 6-7-year-old girls to study at school, namely, improving the level and harmony of physical development, physical fitness, reducing anxiety, increasing concentration, stability and attention switching in children participating in the experiment.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7- ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ФИТНЕСА»

7. Savushkin, V.A. and Savushkina, (2021), "Methods of physical and technical training of young hockey players 8-9 years old based on fitness means", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (196), pp. 278-281.

8. Tambovtseva, R.V. (2002), Age and typological features of the energy of muscular activity, dissertation, Moscow.

9. Filatov, V.V. and Filatov ,V.V. (2015), Content and organization of the training process of young hockey players 7-10 years old in initial training groups: textbook, Lesgaft University, St, Petersburg.

10. Filatova, N.P., Aseeva, A.Yu. and Strelnikov, P.S. (2019), Training tasks on ice in the training of hockey players 9-10 years old: textbook, Omsk.

11. Shaposhnikova, V.I., Rubin, M.A. and, Mikhno, L.V. (2013), Scientific justification of the modern system of selection and training of athletes in Olympic sports (on the example of football and hockey): monograph, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: strelpav@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2022

УДК 373.24

ПОВЫШЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7- ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ФИТНЕСА

Виктория Валерьевна Сударь, кандидат педагогических наук, доцент, Анастасия Владимировна Калмыкова, магистрант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

В настоящее время в ряду демографических, культурных, социально-экономических, гигиенических факторов, которые в большей степени влияют на психофизическое здоровье и развитие детей, по степени воздействия важнейшее место занимает именно физическое воспитание в образовательных организациях. Как отмечают многие ученые именно организованная двигательная активность в процессе сложного взаимодействия ребенка-дошкольника с окружающей средой (биологической, и социальной) играет огромную роль, соединяя вегетативные и психические функции в его организме. В связи с этим актуальность и значимость нашего исследования связана с выбором оптимальных средств улучшения психофизического состояния детей 6-7 лет посредством использования современных фитнес-технологий, способствующих формированию психофизической готовности детей к условиям обучения в начальной общеобразовательной школе. В работе доказана эффективность положительного воздействия систематических фитнес-занятий на показатели физической и психологической готовности девочек 6-7-летнего возраста к обучению в школе, а именно улучшения уровня и гармоничности физического развития, физической подготовленности, уменьшения тревожности, повышения концентрации, устойчивости и переключаемости внимания у детей-участников эксперимента.

Ключевые слова: психофизическая готовность к обучению в школе, детский фитнес, девочки 6-7-летнего возраста.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p549-553

IMPROVING THE READINESS OF 6-7-YEAR-OLD CHILDREN TO STUDY AT SCHOOL BY MEANS OF FITNESS

Victoria Valeryevna Sudar, the candidate of pedagogical sciences, docent, Anastasia Vladimi-rovna Kalmykova, the master's student, Kuban State University of Physical Culture, Sport and

Tourism, Krasnodar

Abstract

Currently, among the demographic, cultural, socio-economic, hygienic factors that have greater impact on the psychophysical health and development of children, physical education in educational organizations occupies an important place in terms of the degree of impact. As many scientists note, it is organized motor activity in the process of complex interaction of the preschool child with the environment (biological and social) that plays a huge role, combining vegetative and mental functions in the body. In this regard, the relevance and significance of our research is related to the choice of optimal means of improving the psychophysical state of children 6-7 years old through the use of modern fitness technologies that contribute to the formation of psychophysical readiness of children for the conditions of education in primary school. The article proves the effectiveness of the positive impact of systematic fitness classes on the indicators of physical and psychological readiness of 6-7-year-old girls to study at school, namely, improving the level and harmony of physical development, physical fitness, reducing anxiety, increasing concentration, stability and attention switching in children participating in the experiment.

Keywords: psychophysical readiness to study at school, children's fitness, 6-7-year-old girls.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день система «фитнес» стала многофункциональным видом оздоровительной физической культуры, который решает оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания детей и молодежи. Современные фит-нес-технологии не только создают для детей положительную атмосферу на занятии, что очень важно, (например, музыкальным сопровождением), но и помогают получить новые двигательные навыки, а также формировать правильную осанку, профилактировать целый ряд заболеваний [3].

В настоящее время существует огромное многообразие фитнес-технологий для детей, которые воздействуют на организм занимающихся как комплексно, так и по преимущественному развитию определенных физических качеств, таких как сила, ловкость, гибкость, выносливость и т. д. Также необходимо отметить, что за последние два десятилетия разнообразие физкультурно-оздоровительных технологий, используемых в работе с детьми, значимо расширилось [1, 2, 3].

Сейчас стало модным новое направление в системе дошкольного образования и развития дошкольников как «детский фитнес». Популярность данного фитнес-направления вызвана тем, что результаты по улучшению психоэмоционального состояния детей заметны практически сразу. И это не удивительно, так как совершенствование двигательной сферы у дошкольника неотделимо от необходимости параллельного развития его нервной и психической сферы, составляющих целостный процесс развития в детском возрасте. Кроме отмеченного, детский фитнес способствует развитию множества двигательных качеств, таких как, координация движений, выносливость, сила, быстрота, гибкость. Также фитнес-занятия для детей старшего дошкольного возраста позволяют улучшить коммуникативные навыки ребенка, так необходимые на дальнейшем жизненном пути, особенно в период адаптации к условиям школы [1]. В связи с указанной актуальностью целью настоящей работы являлось повышение показателей физической и психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе на основе применения разработанной методики фитнес-занятий.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Практические методы исследования применяли в течение 5 месяцев в процессе проведения педагогический эксперимента (с 29 ноября 2021 года по 15 апреля 2022 года) в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №108» города Краснодара, в котором приняли участие 2 группы девочек 6-7 лет: экспериментальная (n=13) и контрольная (n=14).

Методика оценки физической готовности детей к обучению в школе в нашем исследовании включила в себя ряд методов: педагогическое тестирование показателей фи-

зической подготовленности, антропометрические и физиометрические измерения. Выбор представленных методов был обусловлен тем, что они позволили определить показатели физического развития и двигательной подготовленности детей, как ключевых факторов работоспособности, повышение уровня которой просто необходимо ребенку при обучении в школе. Методы исследования физического развития детей состояли из антропометрических измерений, спирометрии, динамометрии, использования метода индексов и метода центильных шкал. Метод педагогического тестирования содержал двигательные тесты, позволяющие оценить развитие основных физических качеств: быстроты (бег 10 м с ходу), гибкости (наклон вперед из положения сидя), скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места), координационных способностей (тест на удержание статического равновесия), силовую выносливость (поднимание туловища из положения лежа за 30 секунд). Для оценки показателей девочек 6-7-летнего возраста в процессе исследования их психического состояния, а соответственно и психологической готовности к обучению, мы воспользовались корректурной пробой (или тестом Б. Бурдона), позволяющей оценить усидчивость и внимательность детей, которые имеют важнейшее значение для детей, поступающих в начальную школу, а также Гештальт-тест Л. Бендер и определение показателей тревожности (по тесту Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В основу педагогического эксперимента легла разработанная программа дополнительных двигательных занятий, в содержание которых были включены разнообразные упражнения ритмической гимнастики, степ-аэробики, фитбол-гимнастики, стретчинга, танцевальные элементы (таблица 1). Фитнес-занятия по разработанной программе проводились 2 раза в неделю в вечернее время по вторникам и четвергам 35 минут каждое.

Таблица 1 - Основные средства экспериментальной программы в структуре одного фит-нес-занятия для детей 6-7-летнего возраста_

Вводная часть занятия Основная часть занятия Заключительная часть занятия

4-5 минут 18-20 минут 11-12 минут

Различные виды ходьбы под музыку в темпе 90-128 акц/мин в продвижении по кругу (с носка, на носках, с поворотом кругом, высоким, острым, перекатным, пружинистыми шагами); беговые упражнения со сменой направления и ритма, танцевальные шаги в образах, медведя, зайца, кошки, лисы, солдата и т. п. (поточный способ). Элементы игрового стретчинга в кругу. Танцевальные этюды и танцы, построенные на подскоках, галопе, шагах («Полька», «Чунга-Чанга» и другие) в темпе и ритме согласно содержанию конкретного этюда. Круговая тренировка под музыку в среднем 96-120 акц/мин. с использованием упражнений фитбол-гимнастики, степ-аэробики, партерной ритмической гимнастики, ОРУ с утяжелителями из различных исходных положений (круговой, раздельный, серийно-поточный способы проведения). Выполнение отдельных элементов в усложненных условиях (без зрительной ориентировки или на уменьшенной площади опоры). Музыкально-подвижные игры, например, «Ножки-ладошки», направленные на развитие внимания, формирование навыков самостоятельного выражения движений под музыку, используя методические приёмы имитации, соревнования. Упражнения динамического стретчинга: «Солнышко», «Дерево», «Зайчик», «Лодочка» под музыку в темпе 84-90 акц/мин. Упражнения на восстановление дыхания, элементы статического стретчинга (раздельный и поточный способы) под музыку 72-78 акц/мин.

Метод обучения детей: по показу и рассказу

Выявляя эффективность влияния экспериментальной методики на психофизическое состояние и готовность детей 6-7 лет к обучению в школе в процессе проведенного эксперимента на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №108» определили следующие значимые изменения:

- уменьшилась тревожность: девочек с низким уровнем тревожности в экспериментальной группе стало в 2,5 раза больше и детей с высокой тревожностью в этой груп-

пе к окончанию эксперимента не наблюдалось;

- у 30,8% детей экспериментальной группы уровень физическое развития улучшился, и физическое развитие стало более гармоничным;

- повысилась физическая подготовленность девочек: наибольший относительный внутригрупповой прирост в 48,7% был выявлен по результату тестирования удержания статического равновесия, также достоверный прирост в тесте на гибкость (наклон вперед из положения сидя) составил 27,3%; по показателю развития силовой выносливости (поднимание туловища из положения лежа за 30 с) прирост составил 36,3% (таблица 2).

Таблица 2 - Сравнительный анализ показателей физической подготовленности девочек 67 лет на разных этапах эксперимента_

Группа детей Показатели физической подготовленности (М±т)

Поднимание туловища из положения лежа за 30 с, количество раз Прыжок в длину с места, см Бег 10 м с хода, с Наклон вперед из положения сидя, см Тест на удержание статического равновесия, с

До начала эксперимента

Экспериментальная (п=13) 5,5±0,25 123,7±1,1 2,6±0,99 5,5±0,15 3,9±0,65

Контрольная (п=14) 5,8±0,31 128,3±0,9 2,7±0,9 5,4±0,1 3,8±0,39

Р** >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Через 5 месяцев проведения эксперимента

Экспериментальная (п=13) 7,5±0,42* 140,1±1,5* 2,0±0,8* 7,0±0,2* 5,8±0,43*

Контрольная (п=14) 6,3±0,5 138,9±1,7* 2,1±0,6* 5,8±0,14 4,0±0,77

Р** <0,05 >0,05 >0,05 <0,05 <0,05

Примечание: * - по указанному параметру выявлено достоверное внутригрупповое различие между его исходным и итоговым уровнем; ** - достоверность различий рассчитывалась по Т-критерию Стьюдента.

Также необходимо отметить, что на начало исследования не было выявлено достоверных различий всех показателей внимания девочек между группами по результатам психодиагностики по корректурной пробе, чего нельзя заявить по итоговым параметрам тех же концентрации, устойчивости и переключаемости внимания: у испытуемых экспериментальной группы по ^критерию Стьюдента было выявлено достоверное преимущество в улучшении этих трех показателей развития внимания по отношению к девочкам контрольной группы (р<0,05), что доказывает положительное влияние фитнес-занятий экспериментальной программы на этот параметр как один из ведущих в развития психических процессов у участниц эксперимента в результате улучшения работы центральной нервной системы.

ВЫВОДЫ

Таким образом, в итоге можно заключить, что в представленной работе доказана эффективность положительного воздействия разработанной методики дополнительных систематических фитнес-занятий на показатели физической и психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, что подтверждает гипотезу нашего исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дворкина Н.И. Физическая культура как составной компонент системы непрерывного физического воспитания детей дошкольного возраста / Н.И. Дворкина // Культура физическая и здоровье. - 2015. - № 3 (54). - С. 105-110.

2. Ончукова Е.И. Содержание работы по повышению двигательной активности детей раннего возраста с использованием элементов детского фитнеса в условиях ДОУ / Е.И. Ончукова, О.С. Трофимова // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, - Краснодар : Кубанский государственный университет физической

552

культуры, спорта и туризма, 2019. - С. 243-244.

3. Романенко, Н.И. Современные технологии физического воспитания дошкольников / Н.И. Романенко, В.А. Распопова // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Краснодар : Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2019. - С. 274-275.

REFERENCES

1. Dvorkina, N.I. (2015), "Physical culture as an integral component of the system of continuous physical education of preschool children", Physical culture and health, No. 3 (54), pp. 105-110.

2. Onchukova, E.I. and Trofimova, O. S. (2019), "The content of work on improving the motor activity of young children using elements of children's fitness in the conditions of preschool education", Theory and methodology of innovative directions ofphysical education ofpreschool children, materials IX All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, pp. 243-244.

3. Romanenko, N. I. and Raspopova, V. A. (2019), "Modern technologies of physical education of preschoolers", Theory and methodology of innovative directions of physical education of preschool children, materials IX All-Russian Scientific and Practical Conference, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, pp. 274-275.

Контактная информация: unona-vvs@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.12.2022

УДК 796.077.5

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА Ирина Тимерьяновна Сумина, кандидат педагогических наук, Мария Александровна Возисова, кандидат педагогических наук, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, Чайковский

Аннотация

Представлены результаты участия студентов кафедры Туризма, менеджмента и оздоровительных технологий Чайковской государственной академия физической культуры и спорта во всероссийских, региональных, городских, вузовских, профессиональных конкурсах и олимпиадах. Проведен анализ участия студентов в индивидуальных и командных конкурсах и олимпиадах, выявлены основные проблемы в подготовительный и организационный период. Рассмотрена взаимосвязь участия студента в научно-исследовательской и проектной деятельности и профессиональной деятельностью.

Ключевые слова: квазипрофессиональная деятельность, профессиональные конкурсы и олимпиады, научно-исследовательская и проектная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p553-558

PROFESSIONAL COMPETITIONS AND OLYMPIADS IN THE PREPARATION OF

STUDENTS OF THE PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY Irina Timeryanovna Sumina, the candidate of pedagogical sciences, Mariya Aleksandrovna Vozisova, the candidate of pedagogical sciences, Tchaikovsky State Physical Education and

Sport Academy, Tchaikovsky

Abstract

The results of the participation of students of the department of Tourism, management and wellness technologies of Tchaikovsky State Physical Education and Sport Academy in all-Russian, regional,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.