Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СТРЕТЧИНГА С ЭЛЕМЕНТАМИ УШУ'

ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СТРЕТЧИНГА С ЭЛЕМЕНТАМИ УШУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕТЧИНГ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ДЕТИ 9-10 ЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коричко А.В., Ротарь А.В.

Цель исследования - улучшение психофизического состояния детей младшего школьного возраста средствами стретчинга с элементами ушу. Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте принимали участие дети 9-10 лет. Предварительно были определены исходный уровень физической подготовленности, степень врабатываемости и психической устойчивости детей младшего школьного возраста, выявлены особенности их психоэмоционального состояния. В ходе исследования разработана программа на основе интеграции элементов стретчинга и ушу. Для предотвращения неблагоприятного влияния на здоровье младших школьников (развитие асимметрии в сагиттальной плоскости, мышечный дисбаланс) все разработанные комплексы были рассчитаны на «зеркальное» растягивание всех отделов опорно-двигательного аппарата. Результаты исследования и выводы. Применение стретчинга с элементами ушу в системе физического воспитания детей младшего школьного возраста оказывает положительный эффект на уровень физической подготовленности, о чем свидетельствует положительная динамика по большинству из предложенных тестов. Прослежено позитивное влияние занятий стретчингом с элементами ушу на работоспособность занимающихся. Отмечено повышение эффективности работы и психической устойчивости детей 9-10-летнего возраста, что, бесспорно, положительно влияет на качество занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE PSYCHOPHYSICAL STATE OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE BY MEANS OF STRETCHING WITH WUSHU ELEMENTS

Objective of the study was to improvement of the psychophysical state of children of primary school age by means of stretching with wushu elements. Methods and structure of the study. Children 9-10 years old took part in the pedagogical experiment. The initial level of physical fitness, the degree of workability and mental stability of children of primary school age were preliminarily determined, the features of their psycho-emotional state were revealed. In the course of the study, a program was developed based on the integration of elements of stretching and wushu. To prevent adverse effects on the health of younger schoolchildren (development of asymmetry in the sagittal plane, muscle imbalance), all developed complexes were designed for "mirror" stretching of all departments of the musculoskeletal system. Results and conclusions. The use of stretching with wushu elements in the system of physical education of children of primary school age has a positive effect on the level of physical fitness, as evidenced by the positive dynamics in most of the proposed tests. The positive influence of stretching with wushu elements on the working capacity of those involved was traced. An increase in the efficiency of work and mental stability of children aged 9-10 was noted, which undoubtedly has a positive effect on the quality of classes.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СТРЕТЧИНГА С ЭЛЕМЕНТАМИ УШУ»

ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СТРЕТЧИНГА С ЭЛЕМЕНТАМИ УШУ

УДК/UDC 796.011.5

Поступила в редакцию 12.02.2022 г.

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Коричко1 А.В. Ротарь1

1Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

iNCREASiNG THE PSYCHOPHYSiCAL STATE GF CHiLDREN GF PRiMARY SCHGGL AGE BY MEANS GF STRETCHiNG WiTH WUSHU ELEMENTS

PhD, Associate Professor A.V. Korichko1 A.V. Rotar1

1 Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk

Информация для связи с автором: alexey.korichko@gmail.com

Аннотация

Цель исследования - улучшение психофизического состояния детей младшего школьного возраста средствами стретчинга с элементами ушу. Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте принимали участие дети 9-10 лет. Предварительно были определены исходный уровень физической подготовленности, степень врабатываемости и психической устойчивости детей младшего школьного возраста, выявлены особенности их психоэмоционального состояния. В ходе исследования разработана программа на основе интеграции элементов стретчинга и ушу. Для предотвращения неблагоприятного влияния на здоровье младших школьников (развитие асимметрии в сагиттальной плоскости, мышечный дисбаланс) все разработанные комплексы были рассчитаны на «зеркальное» растягивание всех отделов опорно-двигательного аппарата. Результаты исследования и выводы. Применение стретчинга с элементами ушу в системе физического воспитания детей младшего школьного возраста оказывает положительный эффект на уровень физической подготовленности, о чем свидетельствует положительная динамика по большинству из предложенных тестов. Прослежено позитивное влияние занятий стрет-чингом с элементами ушу на работоспособность занимающихся. Отмечено повышение эффективности работы и психической устойчивости детей 9-10-летнего возраста, что, бесспорно, положительно влияет на качество занятий.

Ключевые слова: стретчинг, психофизическое состояние, физическая подготовленность, дети 9-10 лет.

Abstract

Objective of the study was to improvement of the psychophysical state of children of primary school age by means of stretching with wushu elements. Methods and structure of the study. Children 9-10 years old took part in the pedagogical experiment. The initial level of physical fitness, the degree of workability and mental stability of children of primary school age were preliminarily determined, the features of their psycho-emotional state were revealed. In the course of the study, a program was developed based on the integration of elements of stretching and wushu. To prevent adverse effects on the health of younger schoolchildren (development of asymmetry in the sagittal plane, muscle imbalance), all developed complexes were designed for "mirror" stretching of all departments of the musculoskeletal system.

Results and conclusions. The use of stretching with wushu elements in the system of physical education of children of primary school age has a positive effect on the level of physical fitness, as evidenced by the positive dynamics in most of the proposed tests. The positive influence of stretching with wushu elements on the working capacity of those involved was traced. An increase in the efficiency of work and mental stability of children aged 9-10 was noted, which undoubtedly has a positive effect on the quality of classes.

Keywords: stretching, psychophysical state, physical fitness, children aged 9-10.

Введение. Очень часто повышенные когнитивные нагрузки являются причиной стрессового состояния школьников. Это подкрепляется малоподвижностью учеников - наблюдается тенденция к росту гиподинамии, у детей снижается мотивация к двигательной активности, из чего следует нарушение и дестабилизация их психофизического состояния [2, 4].

Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста специалисты считают одним из наиболее эффективных методов оздоровления организма, способствующих нормальному физическому развитию. Упражнения для развития

гибкости способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата и предупреждению травм, способствуют развитию координации движений. Именно сложнокоординационные упражнения наиболее позитивно сказываются на психофизическом состоянии детей [1, 3].

Цель исследования - улучшение психофизического состояния детей младшего школьного возраста средствами стретчинга с элементами ушу.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент, в котором участвовали дети 9-10 лет,

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Таблица 1. Уровень физической подготовленности детей 9-10 лет до и после эксперимента

№ п/п Тесты Этапы эксперимента

До После р

1 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 9,25±3,79 10,5±3,41 >0,05

2 Прыжок в длину с места, см 143,35±12,55 154,05±12,94 <0,05

3 Бег 30м,с 5,86±0,45 5,52±0,42 >0,05

4 Челночный бег 3х10м, с 9,41±0,59 8,29±0,65 <0,05

5 Наклон вперед из положения стоя, см 6,55±2,96 12,3±3,85 <0,05

Таблица 2. Уровни концентрации внимания по методике Шульте у детей 9-10 лет до и после эксперимента

№ п/п Тесты Этапы эксперимента

До После р

1 Эффективность работы (ЭР) 47,69±9,63 42,66±7,78 <0,05

2 Степень врабатываемости(СВ) 1,00±0,09 1,00±0,09 >0,05

3 Психическая устойчивость(ПУ) 1,01±0,08 0,96±0,07 <0,05

Таблица 3. Уровень психоэмоционального состояния детей 9-10 лет до и после эксперимента

№ п/п Оцениваемые критерии Этапы эксперимента

До После

1 Самочувствие 4,6 5,91

2 Активность 4,59 4,8

3 Настроение 4,7 4,89

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

проводился на базе МБОУ «Средняя школа № 43» г Нижневартовска. Предварительно были определены исходный уровень физической подготовленности, степень врабатываемо-сти и психической устойчивости детей младшего школьного возраста, выявлены особенности их психоэмоционального состояния.

На основе данных научно-методической литературы нами разработана программа, в которой интегрированы в единую систему подходящие упражнения из двух видов спортивной деятельности, выстроена их последовательность и дозировка, включающая элементы стретчинга и ушу [4, 5].

Программа занятий включала набор упражнений пассивного и активного характера, которые практиковались в контексте тренировочного занятия, где за основу брались упражнения, направленные на увеличение амплитуды движения. Экспериментальные занятия продолжительностью 1 час проводились три раза в неделю в рамках внеурочной деятельности. В программу каждого занятия были включены 10-15 упражнений, развивающих гибкость.

Для предотвращения неблагоприятного влияния на здоровье младших школьников (развитие асимметрии в сагиттальной плоскости, мышечный дисбаланс) все разработанные комплексы были рассчитаны на «зеркальное» растягивание всех отделов опорно-двигательного аппарата. В ходе занятий периодически разучивались и практиковались базовые элементы вида спорта ушу-таолу. Основной задачей при этом было осознание и выполнение заложенного принципа отдельных элементов младшими школьниками, без завышенных требований к техническому исполнению.

Результаты исследования и их обсуждение. Для оценки эффективности предложенной программы по завершении педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование уровня физической подготовленности и психоэмоционального состояния младших школьников, и выявлены следующие изменения (табл. 1, 2, 3). Так, обнаружены положительные изменения в уровне физической подготовленности детей 9-10 лет (табл. 1), причем наибольших сдвигов удалось добиться в тестах на гибкость, координацию движений, а также в проявлении скоростно-силовых качеств (р<0,05).

Данный факт является следствием содержания применяемой экспериментальной программы, в основе которой

лежали упражнения на развитие подвижности суставов и координацию, что служит свидетельством соблюдения всех основных критериев и принципов при проведении эксперимента, в частности, степени дозирования нагрузки и направленности упражнений. Кроме того, в программе занятий было учтено возможное отрицательное влияние гибкости при чрезмерном увеличении амплитуды пассивного движения на развитие скоростно-силовых качеств.

Для изучения влияния разработанной программы на свойства внимания у детей мы использовали методику А. Ю. Козыревой, где основными критериями являются: эффективность работы, степень врабатываемости и психическая устойчивость.

Результаты, представленные в табл. 2, свидетельствуют о повышении эффективности работы и психической устойчивости исследуемого контингента по итогам проведения экспериментальных занятий, о чем говорит снижение времени выполнения предложенных заданий.

Степень врабатываемости не имеет статистики достоверных изменений, она стабильна, находится на хорошем уровне, что можно связать с активным настроем на работу занимающихся на всех этапах эксперимента. Незначительные колебания могут быть обусловлены психоэмоциональным и физическим состоянием детей в момент прохождения тестирования, что усложняет объективную оценку.

В табл. 3 приведены результаты диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения контрольной и экспериментальной групп до и после проведения педагогического эксперимента.

Критерии оценки:

1-4 балла - низкий уровень, неблагоприятная степень оценки своего состояния.

4-5 баллов - минимально допустимый, достаточный уровень оценки своего состояния.

5-5,5 - оптимальный уровень оценки своего состояния.

5,5-6 - высокий уровень оценки своего состояния.

6-7 - очень высокий уровень оценки своего состояния.

По результатам, представленным в табл. 3, видно, что оптимальный уровень состояния получен при оценке собственного самочувствия, что, на наш взгляд, является следствием повышения физических кондиций и психоэмоционального

74

http://www.teoriya.ru

2022 Июнь | Juпi

состояния младших школьников по завершении предложенной программы занятий.

Выводы. Применение стретчинга с элементами ушу в системе физического воспитания детей младшего школьного возраста оказывает положительный эффект на уровень физической подготовленности, о чем свидетельствует положительная динамика по большинству из предложенных тестов. Прослежено позитивное влияние занятий стретчингом с элементами ушу на работоспособность занимающихся. Отмечено повышение эффективности работы и психической устойчивости детей 9-10-летнего возраста, что, бесспорно, положительно влияет на качество занятий. Литература

1. Алтер, Майкл Дж. Наука о гибкости / Майкл Дж. Алтер: пер. с англ. Г.Гончаренко - Киев, Олимпийская литература, 2011. - 422 с.

2. Виленская, Т.Е. Оздоровительные технологии физического воспитания детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Т.Е. Виленская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 285 с.

3. Музруков, Г.Н. Основы ушу: (Единая Всероссийская учебная программа по ушу) / Г.Н. Музруков. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Городец, 2006. - 574 с.

4. Пащенко, Л.Г. Оптимизация процесса физического воспитания младших школьников с различным уровнем развития / Л.Г. Пащенко, О.С. Красникова, Ю.В. Коричко и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 12. - С. 41-43.

References

1. Alter Michael J. Nauka o gibkosti [The science of flexibility]. Goncha-renko G. [transl]. Kyiv: Olimpijskaya literatura publ., 2011. 422 p.

2. Vilenskaya T.E. Ozdorovitelnye tekhnologii fizicheskogo vospitaniya detej mladshego shkolnogo vozrasta [Improving technologies of physical education of children of primary school age]. Study guide. 2nd ed., rev., sup.. Moscow: Yurajt publ., 2019. 285 p.

3. Muzrukov G.N. Osnovy ushu: (Edinaya Vserossijskaya uchebnaya programma po ushu) [Fundamentals of Wushu: (Unified All-Russian Curriculum for Wushu)]. 2nd ed., rev., sup.. Moscow: Gorodec publ., 2006. 574 p.

4. Pashchenko L.G., Krasnikova O.S., Korichko Yu.V. et al. Optimizaciya processa fizicheskogo vospitaniya mladshih shkolnikov s razlichnym urovnem razvitiya [Optimization of the process of physical education of younger schoolchildren with different levels of development]. Teo-riya i praktika fiz. kultury. 2014. No. 12. pp. 41-43.

из ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ОЦЕНКА СПОРТИВНОГО ТАЛАНТА ЛЕГКОАТЛЕТОВ-ДЕСЯТИБОРЦЕВ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО ОТБОРА

Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Бурцева1 Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Бурцев1 Кандидат педагогических наук, доцент М.Н. Чапурин2

1Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань

2Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Чебоксары

УДМ^С 796.015.82

Ключевые слова: спортивный талант, легкоатлеты-десятиборцы, дифференцированная оценка, спортивный отбор.

Введение. Ключевой задачей в системе многолетней подготовки квалифицированных легкоатлетов-десятиборцев на заключительном этапе спортивного отбора является определение способности к длительному сохранению высокого уровня соревновательных результатов [1, 3]. Вместе с тем, особую научную актуальность приобретают комплексные исследования, направленные на поиск наиболее информативных критериев и показателей дифференцированной оценки спортивного таланта легкоатлетов-десятиборцев с целью определения дальнейшей перспективы и целесообразности продолжения спортивной карьеры [2].

Цель исследования - определить критерии и показатели дифференцированной оценки спортивного таланта легкоатлетов-десятиборцев на заключительном этапе спортивного отбора.

Методика и организация исследования. Методика дифференцированной оценки спортивного таланта легкоатлетов-десятиборцев включает в свое содержание лонги-тюдный метод исследования, направленный на выявление индивидуальных способностей к сохранению кондиционных, функциональных, психических и социальных возможностей квалифицированных спортсменов к экстремальным условиям тренировочной и соревновательной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. С учетом факторного и корреляционного анализа результатов тренировочной и соревновательной деятельности ведущих легкоатлетов-десятиборцев на заключительном этапе спортивно-

DIFFERENTIATED ASSESSMENT OF SPORTS TALENT OF 10-FIGHTERS AT THE FINAL STAGE OF SPORTS SELECTION

PhD, Associate Professor E.V. Burtseva1 PhD, Associate Professor V.A. Burtsev1 PhD, Associate Professor M.N. Chapurin2 1Volga Region State University of Physical Culture,

Sports and Tourism, Kazan 2I.N. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary

Поступила в редакцию 03.03.2022 г.

го отбора мы определили основные критерии и показатели дифференцированной оценки спортивного таланта: отсутствие медицинских противопоказаний по состоянию здоровья; наличие функциональных резервов и кондиционных способностей к выполнению высоких тренировочных и соревновательных нагрузок; способность к сохранению готовности к достижению уровня высшего спортивного мастерства; психическая устойчивость к экстремальным условиям тренировочной и соревновательной деятельности; высокий уровень мотивации к продолжению спортивной карьеры; социальное и психическое благополучие в различных сферах жизнедеятельности спортсмена.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вывод. Таким образом, дифференцированная оценка критериев и показателей спортивного таланта легкоатлетов-десятиборцев на заключительном этапе спортивного отбора с учетом выявленных способностей к сохранению достигнутых результатов позволяет определить дальнейшие перспективы целесообразности продолжения спортивной карьеры.

Литература

1. Бурцев, В.А. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М.Н. Чапурин // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 5. - С. 108.

2. Бурцева, Е.В. Комплексная оценка спортивного таланта легкоатлетов-многоборцев на промежуточном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, Г.Р. Шамгуллина // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 7. - С. 44.

3. Бурцева, Е.В. Интегральная оценка игровой одаренности детей на предварительном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, В. Т. Никоноров // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 4. - С. 110.

Информация для связи с автором: volder1968@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.