Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическое воспитание / хозяйственная деятельность / коммуникативные способности / ролевые игры / метод воспитания. / economic education / economic activity / communicative abilities / role-playing games / method of education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камилова Гулмира Алимовна, Нарзиева Дилором Ботировна

экономическое воспитание дошкольников влияет на отношение детей младшего возраста к материальным ценностям и формирует экономическую культуру, что очень важно для сегодняшнего социума, в котором экономика играет важную роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камилова Гулмира Алимовна, Нарзиева Дилором Ботировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING ECONOMIC LITERACY IN PRESCHOOL CHILDREN THROUGH THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCIES

the economic education of preschoolers influences the attitude of younger children to material values and forms an economic culture, which is very important for today's society, in which the economy plays an important role.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Камилова Г.А.1, Нарзиева Д.Б.2

'Камилова Гулмира Алимовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного образования, Педагогический институт при Бухарском государственном университете; 2Нарзиева Дилором Ботировна - директор, Дошкольное образовательное учреждение № 67, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: экономическое воспитание дошкольников влияет на отношение детей младшего возраста к материальным ценностям и формирует экономическую культуру, что очень важно для сегодняшнего социума, в котором экономика играет важную роль.

Ключевые слова: экономическое воспитание, хозяйственная деятельность, коммуникативные способности, ролевые игры, метод воспитания.

IMPROVING ECONOMIC LITERACY IN PRESCHOOL CHILDREN THROUGH

THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCIES

12 Kamilova G.A. , Narzieva D.B.

'Kamilova Gulmira Alimovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION, PEDAGOGICAL INSTITUTE AT BUKHARA STATE UNIVERSITY;

2Narzieva Dilorom Botirovna - Director, PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION № 67, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the economic education of preschoolers influences the attitude of younger children to material values and forms an economic culture, which is very important for today's society, in which the economy plays an important role.

Keywords: economic education, economic activity, communicative abilities, role-playing games, method of education.

Сохранение экономической самостоятельности Узбекистана невозможно без воспитания самостоятельной, сознательной, свободной личности, способной принимать правильные решения в жизни общества, а также в личной жизни. Взаимосвязь политики, экономики и образования сегодня открыта для всех. Содержание и направленность экономического, интеллектуального, культурного, духовного и нравственного потенциала определяют развитость любого общества. В современных условиях становления рыночной экономики и развития общества Узбекистана важное значение приобретает экономическое воспитание подрастающего поколения. Новые экономические условия развития обуславливают необходимость внести коррективы в воспитание в дошкольном возрасте, которое будет определять развитие активных, высоконравственных, самостоятельных, экономически грамотных, трудолюбивых, гуманных личностей, являющихся основой дальнейшей жизнедеятельности человека. Одной частью воспитания дошкольников является экономическое воспитание, которое формирует основы экономической культуры и вовлекает детей в современную экономически развитую жизнь. Проблемы, которые изучаются в экономической теории, заслуживают похвалы, однако вопрос изучения педагогических методов экономического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях остается актуальным. По мнению Макаренко А.С., с раннего возраста ребенок должен привыкать к будущей хозяйственной деятельности в условиях семьи и иметь представление о честности, заботе, бережливости, ответственности.

Ученые Пономарев Л.Н. и Эпштейн Л.Е. в 70-годах XX века продвигали экономическое воспитание, определяя его важным фактором развития народного хозяйства, необходимым условием научной организации производства и важнейшим средством формирования у подрастающего поколения правильного отношения к труду и имуществу. В трактовке таких понятий, как «экономическое образование», «экономическое воспитание», «экономическая подготовка» многие исследователи имеют разные точки зрения, с учетом этих точек зрения мы считаем целесообразным дать общее определение, что экономическое воспитание - это процесс имеющий целью формирование нравственных и экономических качеств личности: бережливости, ответственности, эффективности, предпринимательства, а также процесс усвоения знаний об экономической жизни людей, ориентированный на правильное отношение к экономии и бережливости.

Анализ состояния теории и практики воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что методика экономического воспитания недостаточно разработана, поэтому одним из

способов влияния на развитие экономических качеств у детей является развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста, которая позволяет развивать экономическую грамотность у детей.

В дошкольном возрасте экономическая образовательная среда содержит следующие компоненты: объективная среда (создание игровой экономической среды); социально-интересующая среда (родители, образовательный коллектив дошкольного образовательного учреждения), событийно-познавательная среда (интересные экскурсии, встречи с известными людьми) и информационная среда (головоломки, иллюстрации, карта магазинов, банков, сервисных центров, промышленных предприятий города, образцы монет).

Роль воспитателя в экономическом воспитании правильное развитие речи, с использованием экономических терминов, определяющих знание экономических составляющих, которые играют важную роль в устройстве жизни человека. Цель воспитателя в этом процессе состоит в том, чтобы перенаправлять усвоенные новые термины в педагогическое русло, формируя правильную социально-экономическую среду используя коммуникативные качества дошколят. Например, можно проводить ролевые игры «Покупатель и продавец», «Я пришёл на рынок. Что купить?». Всем известно, что игра - это активный фактор развития личности ребенка, при этом очень важно, чтобы игра была обогащена жизненно важными аспектами. Проводя такие игры, воспитатель может достигнуть того, что у ребёнка разовьются и коммуникативные качества, а также в процессе игры у ребёнка возникнут экономические компетенции, которые помогут ему в дальнейшей жизни, формируя лидирующие морально-экономические качества детей. При выборе игровых ситуаций преподаватель обязательно должен учитывать преследуемые цели и возраст детей.

Например, совсем маленьким детям стоит объяснить, что в жизни мам и пап бывают ситуации, когда они не могут купить какую-то игрушку в данный момент и что нужно немного подождать, когда родители купят ребёнку игрушку.

С детьми повзрослее, можно обыграть ситуацию «Как потратить заработную плату», чтобы её хватило на месяц.

Таким образом, игровые ситуации позволяют детям узнать и закрепить различные экономические ситуации, проявить свои способности во время экономических расчётов в определённых ситуациях.

Рассматривая экономическое воспитание в дошкольном образовании, его можно оценивать, как низкий, средний и высокий уровень.

Говоря об уровне экономического образования, следует обратить внимание на разговорную речь ребёнка в сфере экономики, при этом надо учитывать, как он владеет экономическими терминами и понимает ли он их смысл.

По определению показателей, соответствующих критериям в экономическом дошкольном образовании, можно судить об уровне экономического образования: высоком, среднем, низком.

Высокий уровень: дошколята могут объяснять общий смысл экономического термина, иметь интерес к труду родителей, иметь знания о профессии отца и матери, использовать экономические слова в предложениях; могут применять полученные в играх знания в жизни; они свободно могут общаться со взрослыми и сверстниками, их интересует множество вопросов, на которые они пытаются ответить самостоятельно.

Средний уровень: дети имеют представление об экономических терминах и идеях, но не могут всегда их разъяснить; к родительскому труду имеют устойчивый интерес, но не имеют представления о профессии родителей, экономические слова и выражения, используют редко; не всегда правильно могут правильно ориентироваться и использовать полученные знания во время игр, в жизненной ситуации. Дети не проявляют особого интереса к экономическим играм и почти не задают вопросов, вопросы приходится «вытягивать», всегда требуется руководство взрослых для принятия того или иного решения.

Низкий уровень: дети не могут объяснить ни одного экономического понятия, не проявляют интереса к семейной экономической жизни и к труду родителей; не проявляют интереса к эффективной трудовой деятельности. Такие дети проявляют себя в качестве наблюдателей.

В заключение можно сказать, что для определения уровня экономического образования у детей 6-7 лет могут использоваться следующие методы: интервью, личные беседы, наблюдение. Спросите их: «Зачем людям деньги?», «Для чего делается реклама?», «Почему мы должны беречь книги, игрушки, предметы, природу?», «Что купить семье, если вы пойдете в магазин?». Все эти вопросы развивают как коммуникативную деятельность, так и экономическое мышление ребенка.

Представления ребенка об экономической жизни, знания, умения и навыки должны формироваться с раннего возраста. Желательно проводить индивидуальную работу с детьми с низким уровнем экономического развития, подготавливать их к будущей жизни.

Список литературы /References

1. Камилова Г.А., Курбанова Г.Р., Джаббарова С.З. Особенности формирования педагогических навыков у

воспитателей дошкольно-образовательных учреждений // Academy, 2020. № 5 (56). С. 25-27.

2. Камилова Г.А., Курбонова Г.Р. Эффективность экологического образования: образование дошкольников

с помощью педагогических технологий // Academy, 2020. № 12 (63).

3. Kamilova G. Maktabgacha talim muassasalarida ekologik tarbiyani tashkil etishda integrativ yondashuv // Центр научных публикаций (buxdu. uz), 2020. Т. 1. № 1.

4. Kamilova G.A. Maktabgacha ta'lim tashkilotiariga rahbarlik va boshqarishda zamonaviy yondashuv // Scientific progress, 2021. 2(7). Рр. 1149-1153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.