Экономические науки
41
УДК 338.46.35
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И СУБЪЕКТОВ РЫНКА
ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
З.Х. Кадырова, Г.Т. Хисориева
Посвящено исследованию взаимодействия образовательного сектора с субъектами рынка гостиничных услуг, обобщен опыт их сотрудничества в процессе формирования компетентностной модели специалиста.
Ключевые слова, субъект рынка; образовательная услуга; гостиничные предприятия; концептуальная модель подготовки кадров.
Z.H. Kadyrova, G.T. Hisoriyevа. IMPROVING THE EFFICIENCY OF INTERACTION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AND ACTORS OF HOTEL SERVICES MARKET
The article is devoted to the analysis of the interaction of actors of educational services market and actors of hotel services market, the experience of their cooperation in the process of formation of competency-based model of a specialist is summed up.
Keywords: market entity; educational service; hotel enterprise; the conceptual model of staff training.
Налаживание взаимодействия образовательного сектора с субъектами рынка труда дестабилизируется кризисными явлениями, которые углубляют существующие противоречия на рынке образовательных услуг. Вузы упрекают работодателей в том, что они недостаточно четко формулируют свои потребности в специалистах на долгосрочную перспективу (3-5 лет), а работодатели высказывают претензии к качеству подготовки молодых специалистов, упрекают их в приобретении недостаточных компетенций в процессе обучения. Следовательно, субъекты образовательного рынка и рынка труда, которые нуждаются в совместном взаимодействии, порою не могут найти необходимые рычаги для согласованного, эффективного взаимодействия.
В большинстве публикаций отмечается наличие системных проблем управления внутри предприятия, которые, по нашему мнению, также отрицательно влияют на согласованное взаимодействие с субъектами рынка образовательных услуг В то же время эксперты в сфере образования считают, что наиболее слабыми звеньями во взаимодействии вузов с рынком труда являются: недостаточный учет и прогнозирование потребности субъектов рынка труда; слабая деятельность по обеспечению практической направленности образовательного процесса [4].
Нами была поставлена цель изучить, оценить и сформулировать рекомендации по обеспечению эффективного взаимодействия вузов, занятых выпуском специалистов для гостинич-
ной отрасли, с субъектами рынка гостиничных услуг Республики Таджикистан.
Проведенный нами опрос менеджеров 20 гостиничных предприятий в г. Душанбе выявил наличие серьезного разрыва между бизнес-стратегией и кадровой политикой. Гостиницы, значимо различающиеся по уровню иннова-ционности, особенно частные гостиничные предприятия, почти не различаются в вариантах построения кадровой политики. Зачастую отсутствует кадровая политика в гостиничных предприятиях. В этой ситуации гостиничный бизнес в целом пока не готов к взаимодействию с вузами и занимается постоянным поиском инновационных методов и технологий формирования и развития своего кадрового потенциала, который должен обеспечить устойчивое развитие предприятия в долгосрочной перспективе.
Этот вывод подтверждается мизерными затратами гостиничных предприятий на внутрифирменное обучение кадров, которые в среднем находятся на уровне 0,3-0,5 % средств на оплату труда, хотя, по оценкам экспертов, они должны быть не менее 1,5-2 %, в то время как в развитых странах данная статья расходов достигает 51,0 % фонда оплаты труда [2].
Следует отметить, что гостиничный бизнес в Республике Таджикистан, в частности в городе Душанбе, характеризуется усилением конкурентной борьбы между международными гостиничными сетями с современной системой управления и отечественными гостиничными предприятиями столицы, большинство кото-
42
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 2(24)
рых по уровню обслуживания не соответствует международным требованиям. Обеспечение конкурентоспособности и эффективности гостиничного предприятия связано с формированием и развитием его кадрового потенциала, который призван обеспечить уровень обслуживания, необходимый для удовлетворения растущих потребностей туристов на уровне международных стандартов.
Кадровый потенциал гостиничного предприятия - это совокупная характеристика различных качеств персонала предприятия, которые включают знания ведения бизнеса, профессиональные навыки, отношение к труду, физические возможности и др., необходимые для достижения целей гостиничного предприятия [3].
В настоящее время в г. Душанбе насчитывается 34 гостиницы. К гостиницам, завоевавшим известность в народе и функционирующих не первый год на рынке гостиничного бизнеса, можно отнести гостиницы «Вахш», «Таджикистан», «Душанбе», ныне «Пойтахт», «Авесто». К вновь созданным и создавшим конкуренцию на рынке вышеназванным гостиницам можно отнести такие гостиницы, как «Hyatt Regency Dushanbe», «Sheraton», «Кай-он», «Grand Hotel», «Vefa Hotel», «Меркурий», «Атлас» и др. [1].
Из проведенного анализа кадрового состава гостиничных предприятий г. Душанбе следует, что большинство руководителей гостиничных предприятий имеют высшее образование, и руководство заинтересовано в повышении квалификации своих работников, а на базе вузов созданы программы дистанционного обучения и тренинговые центры с программами краткосрочного обучения, которые позволяют повысить квалификацию работников без отрыва от производства (таблица).
Эффективность взаимодействия вузов и субъектов рынка гостиничных услуг зависит от разработки обоснованной концептуальной модели их взаимоотношения и ее успешной реализации.
Данная модель должна разрабатываться с учетом особенностей отдельных специальностей сферы туризма и гостеприимства и уровней образования. При этом следует учесть, что взаимодействие вузов и субъектов рынка гостиничных услуг начинается на стадии проектирования образовательной программы, продолжается на стадии формирования компетенций студентов в процессе обучения, контроля результатов образования и трудоустройства выпускников.
На стадии проектирования образова-
тельной программы взаимодействие может осуществляться при определении ключевых компетенций, приобретение которых необходимы для студентов специальности туризма и гостеприимства, разработки государственных образовательных стандартов и учебных планов, программ производственной практики по данной специальности, составления каталога элективных дисциплин.
В процессе обучения взаимодействие вузов и субъектов рынка гостиничных услуг могут осуществляться в следующих формах:
• привлечение крупных специалистов -практиков для проведения лекционных и практических занятий, мастер-классов, руководства и рецензирования курсовых и дипломных работ;
• совместное руководство и оценки результатов производственной практики;
• организация стажировок преподавателей вузов в гостиничных предприятиях;
• организация и проведение совместных научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов;
• выполнение совместных научно-исследовательских работ и проектов с участием студентов, преподавателей и представителей гостиничного бизнеса;
• участие представителей гостиничного бизнеса в создании учебно-практических центров и технологических парков при вузах и гостиничных предприятиях.
На стадии контроля результатов образования возможно использование следующих форм взаимодействия:
• привлечение специалистов гостиничного бизнеса для проверки степени овладения отдельными компонентами профессиональных и специальных компетенций студентами;
• участие специалистов гостиничного бизнеса в рецензировании и оценке отчетов о производственной практике студентов;
• участие представителей субъектов рынка гостиничных услуг в работе государственных аттестационных комиссий в качестве членов или председателей ГАК;
• участие представителей гостиничного бизнеса в процессе аккредитации вузов.
На стадии трудоустройства выпускников возможно использование следующих форм взаимодействия:
• представление субъектами рынка гостиничных услуг заявок на направление выпускников для замещения вакантных должностей по специальности;
• представление информации Центру карьеры вуза о наличии вакантных рабочих
Структура сотрудников гостиниц г. Душанбе, ( %)*
Основные службы гостиниц По полу По возрасту По образованию По опыту работы
М Ж До 18 лет 18-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет > 60 лет Среднее Среднее проф. Высшее Уч. степень до 5 лет 5-10 лет 10-20 лет > 20 лет
1. Служба приема и размещения 31 69 1 32 24 18 24 1 32 40 32 - 42 27 21 10
2. Служба бронирования 22 78 - 35 28 24 13 - 21 32 47 41 27 24 8
3. Служба управления номерным фондом 12 88 1 12 28 42 14 3 46 38 16 40 31 22 7
4. Служба маркетинга 26 74 - 38 36 16 9 1 11 13 76 58 32 6 4
5. Инженерно-техническая служба 82 18 1 10 13 32 25 19 44 36 20 22 28 32 18
6. Служба питания 42 58 2 30 26 25 10 7 42 50 22 40 38 14 8
7. Экономический отдел 33 67 - 34 20 26 18 2 4 16 80 48 18 22 12
8. Бухгалтерия 17 83 - 14 32 34 16 4 14 39 47 24 21 35 20
9. Служба систем безопасности 94 6 - 18 28 26 20 8 32 33 35 34 44 12 10
10. Кадры 11 89 - 16 24 26 28 6 10 28 62 24 27 32 17
11. Администрация 54 46 4 27 21 26 18 4 30 28 42 30 25 21 24
12. Банкеты 45 55 1 26 34 21 18 - 21 44 35 30 36 22 12
13. Горничные, кастелянши и пр. 10 90 1 8 14 34 32 11 48 36 16 19 24 32 25
14. Бизнес-центр 47 53 - 42 24 21 11 2 24 18 58 52 24 11 13
15. Служба бытового обслуживания 34 66 1 11 24 33 27 4 54 32 14 30 32 34 4
16. Оздоровительный центр 28 72 1 32 33 24 8 2 11 38 43 8 29 34 27 10
17. Служба по работе с гостями 12 88 - 18 20 31 26 5 70 15 15 25 21 36 18
18. Служба телефонного оператора 32 68 - 44 22 18 16 - 47 44 9 38 29 17 16
19. АСУ 62 38 - 15 30 38 14 3 17 31 52 22 26 38 14
20. Зав. парикмахерской 15 75 - 29 31 28 10 2 32 56 12 39 40 14 7
21. Служба снабжения 54 46 1 14 24 29 22 10 51 29 20 27 34 31 8
22. Юридический отдел 30 70 - 36 34 28 2 - - - 100 23 27 24 26
23. Развлекательный отдел 72 28 4 39 17 24 15 2 38 40 22 68 14 8 -
* Данные таблицы рассчитаны из проведенного авторами анкетного опроса руководителей гостиничных предприятий г. Душанбе
Области взаимодействия
т =
Проектирование образовательных программ
Ф
Выявление ключевых предметных компетенций
Разработка образовательных стандартов
Разработка учебных планов
-Ы-
Составление каталога элективных дисциплин
Организация учебного процесса
£
Проведение мастер-классов
Л
ГО
со
£
Руководство курсовых и дипломных работ
I
-Д £
Организация и
руководство практик
Совместные
научно-практические конференции
Стажировка ППС в бизнес -структурах
£
Совместные
научно-практические исследования
1
Создание учебно-практических центров и технопарков
Контроль результатов образования
£
Проверка степени овладения компетенций
Оценка производственной практики
Участие в государственных аттестационных комиссиях (ГАК)
Участие в мониторинге качества образования
Трудоустройство
ж
с; о
X •О X
т
и
0 |_
го
1 л о.
2С
О) р
ю
и
\ < \ N / \ <
Формирование заявок на специалистов Формирование базы данных Центра карьеры при вузе Участия в конкурсном отборе выпускников Маркетинговое исследование потребности рынка труда
Концептуальная модель взаимодействия вузов и субъектов рынка гостиничных услуг
(ч
о £
Чз о
0
3
I'
1
Ьв
а;
£ §
0
1 I
04
&
V4-
Экономические науки
45
мест по специальностям сферы туризма и гостеприимства с указанием размера заработной платы и возможных льгот для молодых специалистов;
• уведомление вузов и содействие их участию в проводимых субъектами рынка гостиничных услуг конкурсах на замещение вакантных должностей по специальностям;
• проведение маркетинговых исследований потребности рынка гостиничных услуг в специалистах.
Разработка концептуальной модели взаимодействия вузов и субъектов рынка гостиничных услуг предполагает предварительное выполнение следующих последовательных действий:
1. Сбор, обработка и анализ имеющейся статистической информации о приеме и выпуске специалистов сферы туризма и гостеприимства в вузах республики и их трудоустройство.
2. Анализ и оценка сложившейся системы взаимодействия вузов республики, выпускающих специалистов сферы туризма и гостеприимства, и субъектов рынка гостиничных услуг по уровням высшего профессионального образования.
3. Проведение анкетного опроса студентов, преподавателей и специалистов вузов, выпускников и работодателей с целью выявления недостатков действующей системы взаимоотношения вузов и субъектов рынка гостиничных услуг, определение ключевых компетенций, приобретение которых необходимы для студентов по специальности «туризм и гостеприимство».
4. Определение миссии и стратегической цели исследуемых вузов в части подготовки специалистов сферы туризма и гостеприимства.
5. Распределение выбранных, в соответствии с миссией и стратегической целью вуза, ключевых компетенций, их ранжирование по значимости и уровням высшего образования.
Предложенный подход позволил нам разработать концептуальную модель взаимодействия вузов и субъектов рынка гостиничных услуг (рисунок), практическая реализация которой, на наш взгляд, будет способствовать повышению эффективности этих взаимодействий.
Предложенная концептуальная модель взаимодействия вузов и субъектов рынка гостиничных услуг может использоваться вузами и субъектами гостиничного бизнеса в качестве методического пособия для построения рациональной системы взаимоотношений в целях повышения качества и практической направленности образовательного процесса в деле подготовки высококачественных специалистов и укрепления кадрового потенциала гостиничного бизнеса.
Список литературы
1. Информационный туристский портал. URL: http ://tajikistan .orexca. com/rus/tajikistan_ visa.shtml (дата обращения: 20.04.2016).
2. Мазин А., Раева Т. Внутрифирменный человеческий капитал: факторы его наращивания // Человек и труд. 2006. № 11. С. 16.
3. Никольская Е.Ю. Формирование и развитие кадрового потенциала гостиничного комплекса: на примере г. Москвы: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2009.
4. Повышение эффективности взаимодействия вузов республики Таджикистан и субъектов рынка труда (на примере экономических специальностей) / З.Х. Кадырова [и др.]. Душанбе: Ир-фон, 2015.
КАДЫРОВА Заррина Халимовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации бизнеса. Таджикский государственный университет коммерции. Таджикистан. Душанбе. E-mail: [email protected].
ХИСОРИЕВА Гулнора Тоировна - старший преподаватель кафедры менеджмента. Таджикский государственный университет коммерции. Таджикистан. Душанбе. E-mail: [email protected].
KADYROVA, Zarrina Halimovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economy and Business. Tajik State University of Commerce. Tajikistan. Dushanbe. E-mail: [email protected].
HISORIYEVА, Gulnora Toirovna - Senior Teacher of the Department of Management. Tajik State University of Commerce. Tajikistan. Dushanbe. E-mail: [email protected].